Читаем и пишем Учащиеся сравнивают словосочетания и рассказывают, чем они различаются. музыкальный инструмент- музыкальные инструменты народная песня – народные песни казахский композитор – казахские композиторы Склонение имен прилагательных во множественном числе с твердой и мягкой основами Падеж | Вопросы | Множественное число | И. п Р. п Д. п В. п Т. п П.п | Какие? Каких? Каким? Какие? Какими? О каких? | казахские народные (песни) казахских народных (песен) казахским народным (песням) казахские народные (песни) казахскими народными (песнями) о казахских народных (песнях) | Упражнение 350. Задание группы «Домбра» Прочитать текст и списать, подчеркивая прилагательные во множественном числе как члены предложения. Определить падеж прилагательных и выделить окончания. Домбра – одно из великих изобретений, которое подарили миру тюркские народы. В 2010 году домбра – казахский народный инструмент – была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, после того как в Китае 10450 искусных домбристов исполнили казахский кюй «Кенес». Великих изобретений- Р.п Тюркские народы – И.п Казахский народный инструмент -И.п Искусных домбристов – Р.п Словарная работа Искусный – мастер своего дела, умелец Повествовать – рассказать Великое изобретение – тамаша өнертабыс 2010 год 10450 кюй «Кенес» Упражнение 351 Задание группы «Кобыз». Послушайте текст. Объясните значение выделенных слов. Почему текст так назван? Сосчитайте количество прилагательных во множест- венном числе. Душа казаха Певучие, ритмичные звуки домбры повествуют о бескрайних степях Казахстана, о тихих жайлау с большими стадами. Но если усилить звучание струн, то мелодия полетит вслед за табуном быстрых жеребцов. В степных звуках домбры можно услышать шелест густых трав и звон маленьких ручейков, радость птичьих хоров и стук конских копыт. Перевести прилагательные на казахский, английский языки Тихий – Большой- Маленький- Задание группы «Жетыген» В далёкие времена казахские народные акыны ходили с домброй по шумным базарам, ярмаркам и сёлам, исполняя разные кюи. Всего за 2–4 минуты (время звучания одного кюя) с помощью двух струн степные музыканты передавали радости и горести простого народа. Как бы ни была печальна мелодия, в звучании домбры всегда присутствуют тёплые чувства. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха. Перевести прилагательные на казахский, английский языки Далекий - теплые – казахский Задание группы «Домбра» Спишите, вставляя пропущенные окончания. Определите род выделенных слов. В каком числе и падеже они употреблены? Переведите прилагательные на казахский, английский языки. Домбра – самый любим... и самый распространенн... казахск... инструмент, изготовленный из цельн… дерева. В руках опытн… исполнителя домбра способна передать все состояния души и переживаний человека. Любимый- сүйікті- favorite Музыкальный – музыкалық – musical Задание группы «Жетыген» Жетыген – древн… казахск... семиструнн… музыкальн… инструмент. История его связана с древн... легендой о старике, потерявшем в джут семерых сыновей. Задание группы «Кобыз» Кобыз - древн... казахск... струнн... музыкальн... инструмент. По преданиям казахов, кобыз сотворил известн... жырау – сказитель Коркыт – ата. Дескрипторы Обучающийся - правильно согласует именные части речи в роде, числе и падеже; - правильно определяет род, число и падеж выделенных слов. Задание Г Прочитайте и сравните содержание и темы текстов. Заполните таблицу. Свои исследования оформите в виде таблицы или схемы Сопоставление | Текст 1 | Текст2 | Примеры из текста | Тема | | | | Содержание | | | | Дескрипторы Обучающийся - определяет тему текста; - определяет сходства и различия текстов по содержанию; - приводит примеры из текста; - представляет информацию в виде сравнительной таблицы. Упражнение 353 Составить кластер на тему «Казахские национальные инструменты». Обобщение урока. Какие окончания имеют прилагательные множественного числа? Упражнение 354 Составить синквейн к слову домбра. |