СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование цифровых образовательных ресурсов в современном образовательном процессе на уроках гуманитарного цикла

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Просмотр содержимого документа
«Использование цифровых образовательных ресурсов в современном образовательном процессе на уроках гуманитарного цикла»

Выступление на заседании методического объединения гуманитарного цикла


Использование цифровых образовательных ресурсов в современном образовательном процессе на уроках гуманитарного цикла.

Цель:

  • ознакомить участников с принципами проектирования цифровых образовательных ресурсов, с группами и видами электронных продуктов;

  • дать рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Без использования современных средств информационно коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного общества. Роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современного образования. ИКТ, ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного педагога, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ЦОР, ИКТ в учебном процессе.

ЦОР на  уроке  рассматриваются не как цель, а как инструмент, источник дополнительной  информации, как возможность реализации личностно – ориентированного подхода в обучении.

Что нового дают ЦОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.

Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул, выполнением упражнений.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

В соответствии с целями применения ЦОР в образовательном процессе и их возможностями различают следующие виды ЦОР:

Электронная библиотека – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (электронные издания, содержащие произведения литературы, справочники и т.д.)

Библиотека электронных наглядных пособий – пособие, в котором содержание передается при помощи набора мультимедиа компонентов, отображающих объекты, процессы, явления в данной предметной области.

Электронная энциклопедия – пособие, содержащее огромное количество информации по различным направлениям, охватывающим определенные области знаний. Издания снабжены обилием иллюстраций, видео- и аудио- фрагментами, анимациями и трехмерными моделями. — Репетиторы, тренажеры, практикумы – это учебно-методические комплексы, позволяющие самостоятельно подготовиться к занятиям, экзаменам, объективно оценить свои знания.

Мультимедийные учебники – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя усвоения учебного курса или его большого раздела с помощью компьютера.

Виртуальные лаборатории – представляют собой обучающий комплекс, позволяющие осуществлять предметные эксперименты, в том числе те, проведение которых в условиях школы затруднено, требует дополнительного оборудования либо является слишком дорогостоящим.

Благодаря ЦОР с помощью программы Microsoft Word можно составлять тесты, кроссворды, контрольные работы, викторины. Учитель может дать ученикам в качестве самостоятельного задания создать кроссворд или тест, и впоследствии использовать их на других уроках. Таким образом, учитель развивает творческое мышление, интеллектуальную сообразительность и логику, формирует навыки самостоятельной работы, имеет возможность индивидуальной работы

Мультимедийная презентация — один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно — урочной системы. Текстовый материал с использованием анимации позволяет компактно распределить учебный материал, сократить время изложения нового материала на уроке, применить высвободившееся время для закрепления и тренировки. Благодаря этому на уроке даѐтся такое количество информации и видов работ, которые были бы невозможны на уроке без ЦОР.

Помимо тестов, ребусов, кроссвордов можно использовать видеоуроки. Видеоуроки дают наглядное представление о дидактических возможностях проведения уроков на основе новых информационных технологий. Если применять ЦОР в этой инструментальной среде, то урок будет интереснее и ярче.

       Уникальна электронная библиотека текстов «Хрестоматия по русской литературе», содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 9 класс, биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь возможно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки. В работе с поэтическим наследием интересна работа с электронной хрестоматии «Русская поэзия XV – XX веков». Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать

   Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку. Чаще всего учителя используют презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить: рисунки, схемы, тесты, видео, ссылку на другой ЭОР. Материал могут находить и сами учащиеся в Интернете , создавать презентации.

      На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы. Они помогают систематизировать изученный материал. Возможно их использование и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал.

   На этапах повторения и закрепления материала учитель может использовать интерактивные тесты. Это тесты из коллекций ЦОР. Использование интерактивных тестов помогает учителю гуманитарного цикла не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания.

  Следовательно, можно сказать, что ЦОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса.

Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. 

Уроки МХК, литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультемедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения можно предложить кроссворды, криптограммы, тексты к фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева,. На уроках литературы использование информационных технологий позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тексты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.

Использование ИКТ и ЦОР на уроках истории и обществознания может быть представлено в следующей последовательности:

- электронные образовательные ресурсы;

- электронные энциклопедии;

- работа с историческими источниками в электронном виде;

- работа с историческими картами;

- использование электронных программ и ресурсов для проверки знаний обучающихся по истории и обществознанию;

- создание проектов.


Каждый обучающийся в процессе обучения получает следующие рекомендации для успешного изучения учебного материала:

- ссылки на курс истории или обществознания (в виде видеолекций,видеоуроков, презентаций, электронного учебника или энциклопедии);

- рекомендации по использованию материалов видеохостинга www.youtube.com/ ;

- ссылки на материалы «Кольской энциклопедии» для изучения истории Кольского Севера;

- ссылки на библиотеки по истории и обществознанию.

Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе — это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике. С помощью ЦОР на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовывать программное усвоение материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету

        Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования.

  Деятельность учителя состоит в тщательном отборе материала, в создании ссылок для учащихся, в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учеников на важных вопросах по теме, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики делают пометы, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала.  Использование Интернета способствует формированию и развитию способности учащихся к сбору, анализу и представлению полученной информации. Формируется иной тип учебной рациональности, дающей возможность усваивать большой учебный материал в короткое время. На уроках ребята учатся создавать тематические презентации с использованием таблиц, схем, алгоритмов действий, составляют тесты, дидактический материал. Таким образом, подобная деятельность повышает интерес к предмету, и, как следствие, благодаря этому повышается качество образования.

              Мультимедийное сопровождение на различных уроках в школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

        Уроки с использованием ЦОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЦОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

С ЦОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Т.о. использование ИКТ и ЦОР позволяет повысить качество обучения,

- повысить мотивацию обучающихся в процессе обучения;

- делает процесс обучения более интерактивным;

- организованный таким образом процесс обучения повышает общий уровень культуры обучающихся;

- формирует личностные универсальные учебные действия;

- позволяет активизировать и закрепить метапредметные связи в процессе обучения.

угой стороны, самому активно участвовать в этом процессе. Использование ЦОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объѐм самостоятельной работы. ЦОР способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру. На уроке с использованием ЦОР учитель является организатором всего урока и консультантом. ЦОР не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение ЦОР в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например: -совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся); -ЦОР могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков; -повышение продуктивности самоподготовки после уроков; -средство индивидуализации работы самого учителя (ЦОР — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов); -ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике. Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку, развитию возможностей и интеллектуальных способностей учащихся. Именно поэтому важно уметь создавать ЦОР самому учителю. Таблица с типологией ЦОР показывает, что активная роль ЦОР в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования, что позволяет значительно повысить качество обучения учащихся. За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и применении всего того, что ты знаешь, чему учишься.

Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь». Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы при использовании цифровых образовательных ресурсов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!