«Использование цифровых образовательных ресурсов для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках математики»
«Ум ребёнка – это не сосуд,
который надо заполнить,
а факел, который надо зажечь»
Плутарх
Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов обучения, системы оценки достигнутых результатов.
Главная цель современного образования — это функциональная грамотность школьника. Каждый учитель - предметник решает эти задачи.
На уроке математики идет формирование функциональной математической грамотности. Поэтому необходимо четко определять,а что включает в себя это понятие?
Функциональная математическая грамотность — способность формулировать, применять и интегрировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструментарий.
Современные цифровые ресурсы на уроке математики, позволяют выполнять задания способствующие формированию математической грамотности:
1. Задания на применение знаний и умений для решения жизненных задач.
2. Задачи предполагающие проведение реальных расчетов с извлечением данных из таблиц и текста, вычисление.
3. Задания с развертками пространственных фигур, задание на составление пространственных фигур и развертки.
4. Задания на анализ графической информации (чтение, интерпретация данных диаграмм, таблиц, схем, графиков. Распознавание зависимости в представленной информации).
5. Задания на проверку истинности или ложности утверждений на основе данных таблиц, диаграмм и т.д).
6. Задания на работу с логическими связками «если, то», «есть», «все», «каждый», «и»…
7. Задание на выполнение действий с величинами, переход от одних единиц времени, скорости, веса, длины… к другим.
Сегодня мы наблюдаем очередную смену парадигмы в образовании: вместо «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов», предлагают использовать ЦОРы.
Цифровые образовательные ресурсы — это некий содержательно обоснованный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Т.е. в качестве ЦОРа мы можем рассматривать:
- любой фрагмент текста,
- запись формулы,
электронную таблицу,
-рисунок (задачи), фотографию, анимацию, аудио — видиофрагмент,
- презентацию на базу данных,
- интерактивную модель.
Но некоторые исследователи говорят, что это «вольная» трактовка понятия ЦОР, официальная терминология, принятая в документах, предусматривает более узкие и жесткие рамки понимания этого названия.
В настоящее время предлагается к разработке и применению в учебном процессе три категории подобных программных средств:
1. ЦОРы — как отдельные «цифровые содержательные модули» (по одной теме).
2. ЦУМК - «Инновационные учебно — методические комплексы» (по всем темам).
3. ИИСС - «Информационные источники сложной структуры» ( дополнительный справочный материал).
Данный информационный материал по теме подробно изложен Усенковым Дмитрием Юрьевичем.
Актуальным является вопрос о видах ЦОР по образовательно — методическим функциям:
1. электронные учебники,
2. электронные учебные пособия,
3. электронно учебно — методические комплексы,
4. электронные издания контроля.
Авторы С.Г. Григорьев и В.В. Гриншкун в работе «Педагогические аспекты формирования образовательных ресурсов» очень подобно раскрывают содержательные понятия и особенности ЦОРов, что позволяет любому педагогу рассматривать свои знания по проблемы, хотя на мой взгляд, существенных, глобальных открытий не сделано. Все, ранее известное в педагогике, рассматривается под другим углом.
На уроках математики широко использовались и раньше «инструменты» цифровых образовательных ресурсов, только обозначали их иначе или даже подобно, например:
- интерактив (взаимодействие) — поочередное высказывание каждой из сторон: учитель — ученик.
- мультимедиа,
- моделинг - моделироование,
- коммуникативность,
- производительность.
Таким образом, данная методическая тема должна найти продолжение в работе и анализ эффективности ЦОР в образовательном процессе сделать по результатам следующего учебного года.