СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование цифровых технологий при работе со слабоуспевающими учащимися

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

V краевой форум учителей истории по теме «Модернизация содержания и технологий исторического образования в свете обновленного историко-культурного стандарта»

Секция «Цифровая грамотность учителей истории»

Тема доклада: «Использование цифровых технологий при работе со слабоуспевающими учащимися»

Просмотр содержимого документа
«Использование цифровых технологий при работе со слабоуспевающими учащимися»

V краевой форум учителей истории

по теме «Модернизация содержания и технологий исторического образования в свете обновленного историко-культурного стандарта»




Секция «Цифровая грамотность учителей истории»








Тема доклада:

«Использование цифровых технологий при работе со слабоуспевающими учащимися»







Автор:

Подколзина Наталья Владимировна

Учитель истории и обществознания

МАОУ лицей пгт Афипского им. Д.И.Вишни

МО Северский район















2021 г.

Цель: обобщение методического опыта по использованию цифровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках истории.


Задачи:

- Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность, поиск и овладение новыми методами работы со слабоуспевающими и отстающими учащимися.

- Показать методы и приёмы цифровых технологий для преодоления трудностей обучения.


Предметные области использования методов и приёмов: история, обществознание, психология.


Автор составитель: учитель истории и обществознания МАОУ лицей пгт Афипского Подколзина Н.В.


Всем учителям приходится сталкиваться в своей профессиональной деятельности с учащимися из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем, второгодниками, детьми с заключением: ЗПР и умственная отсталость. Именно о них есть замечательные слова знаменитого педагога-исследователя В.А.Сухомлинского: «Слабые дети – это не уродливые, а самые нежные цветы в безгранично разнообразном цветнике человечества».

В представленном материале я не планирую углубляться в теоретические вопросы проблем слабоуспевающих и отстающих учащихся. Здесь представлен практический опыт использования педагогических приемов применения цифровых технологий в работе с учащимися, требующими особого внимания в процессе обучения, в частности, при подготовке к ВПР по истории.

Преимущества цифровой образовательной среды. Несмотря на все риски, цифровизация привносит в образовательный процесс ряд положительных моментов. Как преимущества цифровой образовательной среды можно выделить следующие аспекты:

1) Увеличение доступности образования. С помощью сети Интернет становятся доступны курсы именитых профессоров и педагогов из любой точки земного шара, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При этом нет привязки ко времени обучения: обучаться можно в свободное время.

2) Возможность реализации гибкой индивидуальной образовательной траектории. Для каждого учащегося может быть разработана индивидуальная программа обучения, учитывающая его режим и потребность в знаниях.

Учебную программу можно адаптировать к особенностям и потребностям всех участников образовательного процесса: из набора независимых учебных модулей можно сформировать индивидуальный учебный план, который будет отвечать индивидуальным или групповым потребностям.

3) Приучение к самостоятельности. Так как данная образовательная система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства будет понимать, что он сам должен стремиться к получению знаний. Такое воспитание в дальнейшем сделает характер человека более твердым. Без излишней опеки педагогов обучающийся добьется более высоких результатов.

4) Внедрение информационных технологий и инноваций в процесс обучения позволяет все самое лучшее из традиционной системы обучения и при этом использовать современные электронные средства поддержки и сопровождения образовательного процесса. Применение же цифровых технологий в процессе обучения слабоуспевающих детей оказывает значительную помощь учителю, особенно в реализации контроля и оценки учебных достижений учащихся.


Работа на существующих образовательных платформах. На данный момент большинство коллег уже знакомы с существующими и рекомендованными ресурсами для дистанционного обучения, где представлены разные типы заданий:

- с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;

- с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);

- с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ или пояснение к ответу).

Среди таких ресурсов отдельно хотелось бы остановиться на конструкторе уроков «Московская электронная школа» (электронные учебники и тесты, интерактивные сценарии уроков) https://uchebnik.mos.ru/catalogue.

Возможности платформы:

  • создание собственного сценария урока по этапам;

  • готовая база фото и видеоресурсов, интерактивных приложений, тестов;

  • создание собственных интерактивных приложений, тестовых заданий, добавление презентаций и любых материалов.

Для отработки заданий и организации контроля подготовки отдельных учащихся к ВПР наиболее интересным оказался ресурс «СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР» (https://sdamgia.ru/). Здесь представлен банк заданий проверочных работ разных лет, в частности, по истории 5-8 и 11 класс. Данная платформа позволяет учителю самому выбирать задания для отработки, составлять собственные варианты КИМ из предложенной базы заданий, или использовать сформированные компьютером.

Для работы на сайте нужна регистрация как учащихся, так и учителя. Однако она довольно проста и требуется лишь адрес электронной почты.



При формировании варианта выдается ссылка, которую можно указывать при заполнении домашнего задания в журнале Сетевого города, что облегчает доступ учащихся к работам.

Составленные варианты заносятся в список, учитель может просматривать статистику, отмечая качество выполнения работы учащимися. При этом система сама выставляет оценку, однако некоторые задания требуют проверки учителя и выставления баллов вручную.

С
реди плюсов данного ресурса для подготовки учащихся со слабым уровнем подготовки следует отметить наличие пояснений к каждому заданию. С критериями правильного ответа можно знакомиться в процессе выполнения работы, чем многие учащиеся активно пользуются. А при повторном выполнении задания улучшают свои результаты.

Также при создании варианта можно установить количество возможных попыток выполнения работы и время доступа к ней, если данное задание выполняется в качестве контроля знаний.


Развитие универсальных учебных действий. Диагностика обучающихся с трудностями в учебной деятельности выявляет, что частой причиной учебной неуспешности обучающихся являются:

- слабая сформированность читательских навыков и навыков работы с информацией;

- слабая сформированность метапредметных умений, навыков самоорганизации, самокоррекции;

- существенные пробелы в базовой предметной подготовке (неосвоенные системообразующие элементы содержания, без владения которыми невозможно понимание следующих тем; слабо сформированные предметные умения, навыки и способы деятельности).

По итогам диагностики складывается содержательная картина проблем в обучении каждого класса, которая может быть взята за основу адресной корректировки методики работы учителя и образовательных программ.

В зависимости от распространенности среди учеников класса конкретной проблемы в обучении выбираются индивидуальные или групповые формы организации учебной работы. Индивидуальные пробелы в предметной подготовке обучающихся могут быть компенсированы за счет дополнительных занятий во внеурочное время, выдачи обучающимся индивидуальных заданий по повторению конкретного учебного материала к определенному уроку и обращения к ранее изученному в процессе освоения нового материала.


Для повышения эффективности обучения учащихся со слабым развитием мыслительной деятельности, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» – учитель может предложить учащимся разгадать кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока.

Д
остаточно просто составлять собственные электронные образовательные ресурсы, в частности, тематические кроссворды, в программе HOT Potatoes. Она позволяет создавать средства контроля качества знаний обучающихся, а именно, интерактивные тесты самых разных видов (от обычного текстового задания, до заданий, связанных с выбором соответствий).






Информационный ресурс OnLine Test Pad – https://onlinetestpad.com/ru – также достаточно простой в использовании конструктор тестов, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий. Доступ к заданиям предоставляется по ссылке, которая автоматически генерируется после создания варианта работы.

Существенным различием последних двух ресурсов для использования является их автономность.

Для платформы OnLine Test Pad необходима авторизация всех пользователей — и учителя и учащихся. Создание самих заданий проходит в режиме онлайн. При низком качестве интернет-соединения доступ к ресурсу затрудняется.






Программа-оболочка HOT Potatoes устанавливается на компьютере. Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования ученикам необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer).

Ученикам не нужна программа Hot Potatoes: она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений.

Таким образом, каждый учитель может для себя выбрать что-то из предложенных выше ресурсов с учетом своих возможностей и потребностей. Использование данной формы работы значительно расширит педагогический арсенал учителя, сделает процесс обучения более творческим и запоминающимся.


Составление заданий на знание исторической карты. Значительным недостатком существующих образовательных ресурсов является недостаточная возможность отработки заданий на знание исторической карты. Данное задание возможно отрабатывать в ходе урока, используя, например, мультимедийные презентации Power Point (на примере 5 класса).

Основной причиной затруднений учащихся можно считать то обстоятельство, что карта чаще всего используется в качестве иллюстрации, подтверждения слов учителя или текста учебника. Доминирующими функциями исторической карты на уроке истории должны быть информационная, обучающая, развивающая, контрольная, но ни в коем случае не иллюстративная. Сформировать у школьников умения читать легенду исторической карты, находить на карте историко-географические объекты, показывать их на карте невозможно посредством просмотра карты или наблюдения. Любое действие (а умения – это действия) можно развить у человека только тогда, когда он выполняет само действие. Кроме того не стоит забывать, что исторические карты являются для учащихся источниками информации, которую надо суметь найти и «прочитать» на карте. Сегодня это является главным принципом использования исторической карты на уроке истории: карта – источник информации, также, как и текст учебника, письменные и изобразительные источники.

Уже в 5 классе ребятам на уроке можно предлагать выполнять задания по самостоятельному составлению легенды исторической карты. Это может быть дополнительное задание создать свою легенду карты с условными знаками, отличными от представленных в учебнике (атласе).




Или задание на соотнесение условных знаков с нахождением на карте изучаемых государств.

Еще один вариант задания — объединение отработки умения работать с иллюстративным материалом и картой (соотнести изображение со страной происхождения).

Взаимопроверка правильности легенды карты у соседа по парте будет способствовать закреплению умения. Для формирования понимания условных обозначений достаточно повторить такую работу с легендой карты 3–4 раза.

В
последующие годы обучения необходимо вводить новые условные обозначения, закрепляя их понимание умением обозначать на контурной карте. Если такая работа не была проведена в 5 классе, то ее не поздно провести и в более старшем возрасте.

Со временем задания на карте должны усложняться, однако предварительно необходимо проводить детальный разбор картосхемы. Обращать внимание учащихся на «подсказки», которые можно найти в легенде.

Не стоит забывать, что когда ученики только рассматривают схему сражения в учебнике или на экране, то они запоминают ее зрительно. Если же они сами перерисуют эту схему с составлением собственной легенды, то будут задействованы и зрительная, и моторная, и смысловая память. Этот прием для понимания и запоминания фактического материала учащимися более эффективен.


Заключение.

При работе со слабоуспевающими школьниками необходимо помнить педагогические правила: для достижения высоких результатов в учебе самое главное – это высокая мотивация и создание ситуаций успеха.

Создание мотивации к изучению предмета – важнейшая задача каждого педагога. Мотивация к изучению предмета, как правило, бывает социальной либо познавательной. Социальная мотивация – это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего. Познавательная мотивация – это выраженный интерес к предмету, новой информации, удовольствие от самого процесса открытия нового. Если познавательная мотивация сформирована, то задача учителя сводится к регулированию направления познавательной деятельности школьника. Формирование такой мотивации у школьников требует огромного труда и высокого профессионализма педагогов.

Слабоуспевающим обучающимся необходимо предоставить возможность прорабатывать учебный материал в собственном темпе. Переход к следующим темам возможен только после полного усвоения изучаемого материала.

Создание ситуации успеха может быть использовано как мера временного воздействия. Достижение ситуации успеха возможно путем одноразового снижения сложности выполняемого слабоуспевающим обучающимся задания.

Методист И.С. Шохор–Троцкий ещё на рубеже двадцатого века написал: Для «...обогащения интеллекта учащихся необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу движения работы вперёд и преодоления её трудностей».

Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

В нашей работе следует помнить, что ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!