СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих образовательных технологийна уроках музыки при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих образовательных технологийна уроках музыки при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий

на уроках музыки при работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Учитель музыки Салихова Р.Р.

ГБОУ школы-интерната № 115.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки здорового образа жизни.

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности обучающихся. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию. Уроки музыки и пения снимают нервно-психические перегрузки, восстанавливают положительный эмоционально - энергетический тонус обучающихся.
Задача педагога музыки – создать условия для сохранения здоровья обучающихся, используя здоровьесберегающие технологии в процесс обучения.

На уроках музыки при работе с обучающимися с умственной отсталостью возможно применение следующих здоровьесберегающие технологии:

  • Музыкотерапия

  • Вокалотерапия

  • Ритмотерапия

  • Фольклорная арттерапия

  • Терапия творчеством

  • Сказкотерапия

  • Улыбкатерапия

Музыкотерапия

Музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором исполняется. С помощью музыки можно уменьшить нервно - эмоциональное напряжение детей как во время занятий, так и вовремя психоразгрузочных пауз.

Традиционная форма работы с музыкой - это пассивное ее восприятие. Музыкальный материал здесь выступает в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов.

Во время урока целесообразно использовать произведения “Золотого фонда” мировой музыкальной культуры. Следует отметить, что даже если предлагаемые произведения просто звучат на переменах, в группах, во время выполнения какой-либо деятельности обучающихся – они оказывают трофотропное (питающее) действие на детский организм.

При этом необходимо, чтобы продолжительность звучания музыки должна составлять от 5-10 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей и ситуации для ее прослушивания; использовать для прослушивания произведения, которые особенно понравились детям.

На уроках музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. И можно применять еще одну здоровьесберегающую технологию – вокалотерапию.

Вокалотерапия.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся. В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе.

Пение благотворно действует на бронхолёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Забота о целенаправленном развитии детских голосов – необходимая составная часть работы с хором. На уроках музыки используется набор специальных дыхательных и голосовых упражнений, правильный подбор которых обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках музыки и пения используются музыкально – ритмические упражнения. Они выполняют релаксационную функцию.

Ритмотерапия

Ритмотерапия включает в себя следующие разделы - логоритмическая гимнастика, музыкально-ритмические движения, танцевальные движения.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Музыкально-ритмические движения активизируют деятельность обучающихся на уроках музыки, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение под музыку является одним из приемов освоения и закрепления ключевых и частных знаний музыкального искусства, а также одним из приемов контроля этого освоения. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а также дает определенный психотерапевтический эффект.

Фольклорная арттерапия

Арттерапевтические методы и приемы, применяемые на уроках музыки, направлены на регуляцию психологического состояния обучающихся средствами музыки. Русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат.

Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

При нетрадиционных формах урока значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.
Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно – образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен.

Терапия творчеством

Выполнение творческих заданий на уроке музыки обучающимися с умственной отсталостью является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации их психического состояния. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. Ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности.

Сказкотерапия

Сказкотерапия - это технология, которая формирует творческое воображение, что необходимо для интеллектуального развития младших школьников с умственной отсталостью. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. На уроках музыки инсценируются сказки. Дети с удовольствием готовят роли, костюмы и музыкальные номера.

Самая приятная и разряжающая атмосферу здоровьесберегающая технология –

Улыбкотерапия

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. На своих уроках музыки улыбке уделяется очень большое внимание, так как при пении на улыбке развивается правильная мускулатура лицевых мышц, пение «на улыбке» является наиболее правильным для исполнения песен, а также является необходимым для выступлений в качестве артистов.

Кроме того, улыбка способствует повышению настроения обучающихся.

Цель применения технологий здоровьесбережения на уроках музыки состоит в создании положительного эмоционального фона; снятии фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей; стимуляции двигательных функций; развитии и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживании речевой функции.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!