Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29»
«Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»
выполнил:
учитель-логопед
Султанова В. К.
Г.Стерлитамак 2019 г.
«Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади» – мой девиз,
поэтому повышение профессиональной компетентности считаю одной из важнейших траекторий профессионального развития, которое невозможно без самообразовательной работы
«Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В. А. Сухомлинский)
.
Логопедический кабинет посещают учащиеся, имеющие различные речевые нарушения. У них речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности. У большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Так же, речевые нарушения сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, цветов и оттенков, что в конечном итоге без своевременной логопедической помощи приводит к стойким специфическим ошибкам письменной речи и снижает возможность успешного обучения в школе.
Решение данной проблемы видится во внедрении элеменов здоровьесберегающих технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей.
Цели использования здоровьесберегающих технологий
совершенствование артикуляционной моторики
совершенствование психических функций
развитие грамматического строя речи
совершенствование общей и мелкой маторики
развитие речевого дыхания и силы голоса
развитие связной речи
использование здоровьесберегающих технологий направлено на:
формирование фонематических функций
формирование слоговой структуры слова
профилактика дисграфии
обогащение словарного запаса
.
Целью здоровьесберегающих технологий является:
обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие логопедические и педагогические технологии в целом включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.
сказкотерапия, театрализованная деятельность
артикуляционная гимнастика
массаж и самомассаж
гимнастика для глаз
дыхательная гимнастика
логоритмика
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
мнемотехника
пальчиковая гимнастика
психогимнастика,рефлексия
динамические паузы
Артикуляционная гимнастика
Автор: Куликовская Т.А.
Название: Артикуляционная гимнастика в считалках
Издательство ГНОМ и Д
Год: 2008
Автор: В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко
Название: Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения
Издательство: Гном и Д
Год: 2008
Название: Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
Автор: Бушлякова Р.Г.
Издательство: Детство-Пресс
ISBN: 978-5-89814-643-6
Год: 2011
В данных пособиях представлены комплексы артикуляционных упражнений, сопровождаемые специальными движениями кистей рук и пальцев. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений.
Пальчиковая гимнастика
«Рука является вышедшим наружу мозгом.» И.Кант
Цель :
* развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук
* активизация интеллектуальной деятельности учащегося
* развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и
слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи
* формирование умения действовать по словесным инструкциям
* активизируют работу речевых зон в коре головного мозга
:Пальчиковая гимнастика
Автор:Узорова О. В., Нефедова Е. А.
Издательство: Астрель
Год:2007
Артикуляционно - пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений
Автор/составитель: Лазаренко О.И.
Издательство: АЙРИС - ПРЕСС
Год: 2011
Серия: Популярная логопедия
Одна из самых сложных задач, стоящих перед первоклассником, — научиться правильно и красиво писать. При долгом письме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражнения «Пальчиковой гимнастики» не только дадут им необходимый отдых, но и сделают их более подвижными и ловкими.В пособии содержатся упражнения по артикуляционной гимнастике с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка, губ. Эти упражнения оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, на чёткость произношения звуков, а также развивают координацию движений и мелкую моторику.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная и звуковая гимнастика
Автор: Нестерюк Татьяна
Издательство: Книголюб
Год выпуска: 2007
В пособии представлены упражнения, направленные на формирование правильного дыхания и развитие голоса. Кроме того, упражнения являются своеобразной зарядкой нервной системы - они способствуют избавлению от двигательных стереотипов и мышечной зажатости.
Гимнастика для глаз
.
.
Динамические паузы
.
.
Физкультурные минутки в начальной школе. Практическое пособие
Автор/составитель: Исаева С.А.
Издательство: Айрис-пресс
Год: 2010
Книга знакомит с требованиями к проведению физкультминуток, их видами, обращает внимание на основные ошибки, которые могут быть допущены педагогами во время их проведения. Пользуясь этим пособием, педагоги смогут выбрать оптимальное время и место для организации физкультминутки, а также составить сбалансированный комплекс упражнений, что позволит снять умственное и физическое напряжение детей и повысить их работоспособность.
Книга содержит:
Упражнения для снятия общего или локального утомления.
Упражнения для кистей рук.
Гимнастика для глаз.
Гимнастика для улучшения слухового восприятия.
Упражнения, корректирующие осанку.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Дыхательная гимнастика.
Мнемотехника
Мнемотехника- в переводе с греческого- «искусство запоминания».
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектовприроды, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры расказа, и конечно, развитие речи.
Цель:
* развитие связной речи,
* преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации),
* развитие мелкой маторики рук,
* развитие основных психических процессов-памяти, внимания, образного мышления,
* овладение приемами работы с мнемотаблицами , что позволяет облегчить обучение.
.
Логоритмика
.
Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения
Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Кузнецова Е.В.
Издательство: Гном и Д.
Год выпуска: 2004
.
Конспекты логоритмических занятий с детьми
Автор: Картушина М.Ю.
Издательство:ТЦ Сфера
Год: 2008
Название:Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.
Автор:Алябьева Е.А.
Издательство: ТЦ Сфера
Год: 2006
Пособия посвящены узкому разделу логопедии – логоритмической ритмике. Данная методика используется для коррекции речевых нарушений у детей
Массаж и самомассаж
.
Автор: Е. Краузе
Название: Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие
Издательство: Корона-Принт
Год: 2007
Автор: Блыскина И.В.
Название:Логопедический массаж. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.
Издательство: Детство-Пресс
Год издания: 2006
В пособиях представлены основные виды и приемы логопедического массажа и особенности его использования.
Психогимнастика,рефлексия
Основная цель психогимнастики - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осозновать свои и чужие эиоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребенка.
Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостост высших психических функций.
.
Психогимнастика
Автор: Чистякова М.И.
Издательство: Просвещение, Владос
В книге изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обобщая свой многолетний опыт, автор предлагает читателям курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений; дает методические указания по проведению этих занятий.. Пособие снабжено иллюстративным и нотным материалом.
Сказкотерапия, театрализованная деятельность
Интерес детей к сказкам общеизвестен. Простые сюжеты, повторы событий и слов производят интерес у всех детей. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько значима, что позволяет предлагать сказочные занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.
Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребенка. Во время использования игрового сказочного сюжета происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических функций.
Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка форме влиять на развитие речевых и психических функций.
.
Развивающие технологии в логопедии
Автор: В.М. Акименко
Издательство: Феникс
Шорохова О. А.
Название: Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.
Издательство: М.: ТЦ Сфера
Год: 2006
В книгах предлагаются программы развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с детьми : сказкотерапии и занятия по развитию связной монологической речи Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества , начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций.
- 1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.
- 2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки).
- 3. Систематизировать изученную литературу.
- 4. Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
- 5. проводить самоанализ и самооценку собственных занятий;
- 6. создание условий для успешного учения (ситуации успеха);
- 7. активизация познавательной деятельности и интереса к занятиям;
- 8. формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению;
.
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»
(Ш. Амонашвили)