СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушением речи"

Просмотр содержимого документа
««Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29»           «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»      выполнил: учитель-логопед  Султанова В. К.    Г.Стерлитамак 2019 г.

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29»

  «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»

выполнил:

учитель-логопед

Султанова В. К.

Г.Стерлитамак 2019 г.

«Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади» – мой девиз,  поэтому повышение профессиональной компетентности считаю одной из важнейших траекторий профессионального развития, которое невозможно без самообразовательной работы

«Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади» – мой девиз,

поэтому повышение профессиональной компетентности считаю одной из важнейших траекторий профессионального развития, которое невозможно без самообразовательной работы

  Актуальность темы:  «Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В. А. Сухомлинский)

  • Актуальность темы: 

«Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В. А. Сухомлинский)

.  Логопедический кабинет посещают учащиеся, имеющие различные речевые нарушения. У них речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности. У большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Так же, речевые нарушения сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, цветов и оттенков, что в конечном итоге без своевременной логопедической помощи приводит к стойким специфическим ошибкам письменной речи и снижает возможность успешного обучения в школе.  Решение данной проблемы видится во внедрении элеменов здоровьесберегающих технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей.

.

Логопедический кабинет посещают учащиеся, имеющие различные речевые нарушения. У них речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности. У большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Так же, речевые нарушения сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, цветов и оттенков, что в конечном итоге без своевременной логопедической помощи приводит к стойким специфическим ошибкам письменной речи и снижает возможность успешного обучения в школе.

Решение данной проблемы видится во внедрении элеменов здоровьесберегающих технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей.

 Цели использования здоровьесберегающих технологий совершенствование артикуляционной моторики совершенствование психических функций развитие грамматического строя речи совершенствование общей и мелкой маторики развитие речевого дыхания и силы голоса развитие связной речи использование здоровьесберегающих технологий направлено на: формирование фонематических функций формирование слоговой структуры слова профилактика дисграфии обогащение словарного запаса

Цели использования здоровьесберегающих технологий

совершенствование артикуляционной моторики

совершенствование психических функций

развитие грамматического строя речи

совершенствование общей и мелкой маторики

развитие речевого дыхания и силы голоса

развитие связной речи

использование здоровьесберегающих технологий направлено на:

формирование фонематических функций

формирование слоговой структуры слова

профилактика дисграфии

обогащение словарного запаса

.  Целью здоровьесберегающих технологий является:  обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие логопедические и педагогические технологии в целом включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

.

Целью здоровьесберегающих технологий является:

обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие логопедические и педагогические технологии в целом включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

сказкотерапия, театрализованная деятельность артикуляционная гимнастика массаж и самомассаж гимнастика для глаз дыхательная гимнастика логоритмика Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда мнемотехника пальчиковая гимнастика психогимнастика,рефлексия динамические паузы

сказкотерапия, театрализованная деятельность

артикуляционная гимнастика

массаж и самомассаж

гимнастика для глаз

дыхательная гимнастика

логоритмика

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

мнемотехника

пальчиковая гимнастика

психогимнастика,рефлексия

динамические паузы

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Автор: Куликовская Т.А. Название: Артикуляционная гимнастика в считалках Издательство ГНОМ и Д Год: 2008 Автор: В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Название: Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения Издательство: Гном и Д Год: 2008 Название: Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой Автор: Бушлякова Р.Г. Издательство: Детство-Пресс ISBN: 978-5-89814-643-6 Год: 2011 В данных пособиях представлены комплексы артикуляционных упражнений, сопровождаемые специальными движениями кистей рук и пальцев. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений.

Автор: Куликовская Т.А.

Название: Артикуляционная гимнастика в считалках

Издательство ГНОМ и Д

Год: 2008

Автор: В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко

Название: Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения

Издательство: Гном и Д

Год: 2008

Название: Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Автор: Бушлякова Р.Г.

Издательство: Детство-Пресс

ISBN: 978-5-89814-643-6

Год: 2011

В данных пособиях представлены комплексы артикуляционных упражнений, сопровождаемые специальными движениями кистей рук и пальцев. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

«Рука является вышедшим наружу мозгом.» И.Кант   Цель : * развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук  * активизация интеллектуальной деятельности учащегося  * развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и  слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи  * формирование умения действовать по словесным инструкциям  * активизируют работу речевых зон в коре головного мозга

«Рука является вышедшим наружу мозгом.» И.Кант

Цель :

* развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук

* активизация интеллектуальной деятельности учащегося

* развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и

слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи

* формирование умения действовать по словесным инструкциям

* активизируют работу речевых зон в коре головного мозга

:Пальчиковая гимнастика Автор:Узорова О. В., Нефедова Е. А. Издательство: Астрель Год:2007  Артикуляционно - пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений Автор/составитель: Лазаренко О.И. Издательство: АЙРИС - ПРЕСС Год: 2011 Серия: Популярная логопедия Одна из самых сложных задач, стоящих перед первоклассником, — научиться правильно и красиво писать. При долгом письме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражнения «Пальчиковой гимнастики» не только дадут им необходимый отдых, но и сделают их более подвижными и ловкими.В пособии содержатся упражнения по артикуляционной гимнастике с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка, губ. Эти упражнения оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, на чёткость произношения звуков, а также развивают координацию движений и мелкую моторику.

:Пальчиковая гимнастика

Автор:Узорова О. В., Нефедова Е. А.

Издательство: Астрель

Год:2007

Артикуляционно - пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений

Автор/составитель: Лазаренко О.И.

Издательство: АЙРИС - ПРЕСС

Год: 2011

Серия: Популярная логопедия

Одна из самых сложных задач, стоящих перед первоклассником, — научиться правильно и красиво писать. При долгом письме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражнения «Пальчиковой гимнастики» не только дадут им необходимый отдых, но и сделают их более подвижными и ловкими.В пособии содержатся упражнения по артикуляционной гимнастике с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка, губ. Эти упражнения оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, на чёткость произношения звуков, а также развивают координацию движений и мелкую моторику.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

 Дыхательная и звуковая гимнастика Автор: Нестерюк Татьяна Издательство: Книголюб Год выпуска: 2007 В пособии представлены упражнения, направленные на формирование правильного дыхания и развитие голоса. Кроме того, упражнения являются своеобразной зарядкой нервной системы - они способствуют избавлению от двигательных стереотипов и мышечной зажатости.

Дыхательная и звуковая гимнастика

Автор: Нестерюк Татьяна

Издательство: Книголюб

Год выпуска: 2007

В пособии представлены упражнения, направленные на формирование правильного дыхания и развитие голоса. Кроме того, упражнения являются своеобразной зарядкой нервной системы - они способствуют избавлению от двигательных стереотипов и мышечной зажатости.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз

.

.

.

.

Динамические паузы

Динамические паузы

.

.

.  Физкультурные минутки в начальной школе. Практическое пособие Автор/составитель: Исаева С.А. Издательство: Айрис-пресс Год: 2010 Книга знакомит с требованиями к проведению физкультминуток, их видами, обращает внимание на основные ошибки, которые могут быть допущены педагогами во время их проведения. Пользуясь этим пособием, педагоги смогут выбрать оптимальное время и место для организации физкультминутки, а также составить сбалансированный комплекс упражнений, что позволит снять умственное и физическое напряжение детей и повысить их работоспособность. Книга содержит: Упражнения для снятия общего или локального утомления. Упражнения для кистей рук. Гимнастика для глаз. Гимнастика для улучшения слухового восприятия. Упражнения, корректирующие осанку. Упражнения для профилактики плоскостопия. Дыхательная гимнастика.

.

Физкультурные минутки в начальной школе. Практическое пособие

Автор/составитель: Исаева С.А.

Издательство: Айрис-пресс

Год: 2010

Книга знакомит с требованиями к проведению физкультминуток, их видами, обращает внимание на основные ошибки, которые могут быть допущены педагогами во время их проведения. Пользуясь этим пособием, педагоги смогут выбрать оптимальное время и место для организации физкультминутки, а также составить сбалансированный комплекс упражнений, что позволит снять умственное и физическое напряжение детей и повысить их работоспособность.

Книга содержит:

Упражнения для снятия общего или локального утомления.

Упражнения для кистей рук.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для улучшения слухового восприятия.

Упражнения, корректирующие осанку.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Дыхательная гимнастика.

Мнемотехника

Мнемотехника

 Мнемотехника- в переводе с греческого- «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектовприроды, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры расказа, и конечно, развитие речи.  Цель:  * развитие связной речи, * преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации), * развитие мелкой маторики рук, * развитие основных психических процессов-памяти, внимания, образного мышления, * овладение приемами работы с мнемотаблицами , что позволяет облегчить обучение. .

Мнемотехника- в переводе с греческого- «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектовприроды, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры расказа, и конечно, развитие речи.

Цель:

* развитие связной речи,

* преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации),

* развитие мелкой маторики рук,

* развитие основных психических процессов-памяти, внимания, образного мышления,

* овладение приемами работы с мнемотаблицами , что позволяет облегчить обучение.

.

Логоритмика

Логоритмика

.  Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения

.

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения

Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи Автор: Кузнецова Е.В. Издательство: Гном и Д. Год выпуска: 2004 . Конспекты логоритмических занятий с детьми Автор: Картушина М.Ю. Издательство:ТЦ Сфера Год: 2008 Название:Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Автор:Алябьева Е.А. Издательство: ТЦ Сфера Год: 2006 Пособия посвящены узкому разделу логопедии – логоритмической ритмике. Данная методика используется для коррекции речевых нарушений у детей

Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи

Автор: Кузнецова Е.В.

Издательство: Гном и Д.

Год выпуска: 2004

.

Конспекты логоритмических занятий с детьми

Автор: Картушина М.Ю.

Издательство:ТЦ Сфера

Год: 2008

Название:Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.

Автор:Алябьева Е.А.

Издательство: ТЦ Сфера

Год: 2006

Пособия посвящены узкому разделу логопедии – логоритмической ритмике. Данная методика используется для коррекции речевых нарушений у детей

Массаж и самомассаж

Массаж и самомассаж

.

.

Автор: Е. Краузе Название: Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие Издательство: Корона-Принт Год: 2007 Автор: Блыскина И.В. Название:Логопедический массаж. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Издательство: Детство-Пресс Год издания: 2006 В пособиях представлены основные виды и приемы логопедического массажа и особенности его использования.

Автор: Е. Краузе

Название: Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие

Издательство: Корона-Принт

Год: 2007

Автор: Блыскина И.В.

Название:Логопедический массаж. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.

Издательство: Детство-Пресс

Год издания: 2006

В пособиях представлены основные виды и приемы логопедического массажа и особенности его использования.

Психогимнастика,рефлексия

Психогимнастика,рефлексия

Основная цель психогимнастики - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осозновать свои и чужие эиоции, правильно их выражать и полноценно переживать.  Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребенка.  Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостост высших психических функций.

Основная цель психогимнастики - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осозновать свои и чужие эиоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребенка.

Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостост высших психических функций.

. Психогимнастика Автор: Чистякова М.И. Издательство: Просвещение, Владос В книге изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обобщая свой многолетний опыт, автор предлагает читателям курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений; дает методические указания по проведению этих занятий.. Пособие снабжено иллюстративным и нотным материалом.

.

Психогимнастика

Автор: Чистякова М.И.

Издательство: Просвещение, Владос

В книге изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обобщая свой многолетний опыт, автор предлагает читателям курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений; дает методические указания по проведению этих занятий.. Пособие снабжено иллюстративным и нотным материалом.

Сказкотерапия, театрализованная деятельность

Сказкотерапия, театрализованная деятельность

 Интерес детей к сказкам общеизвестен. Простые сюжеты, повторы событий и слов производят интерес у всех детей. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько значима, что позволяет предлагать сказочные занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.  Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.  Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребенка. Во время использования игрового сказочного сюжета происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических функций.  Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка форме влиять на развитие речевых и психических функций. .

Интерес детей к сказкам общеизвестен. Простые сюжеты, повторы событий и слов производят интерес у всех детей. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько значима, что позволяет предлагать сказочные занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.

Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребенка. Во время использования игрового сказочного сюжета происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических функций.

Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка форме влиять на развитие речевых и психических функций.

.

 Развивающие технологии в логопедии Автор: В.М. Акименко Издательство: Феникс  Шорохова О. А. Название: Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. Издательство: М.: ТЦ Сфера Год: 2006 В книгах предлагаются программы развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с детьми : сказкотерапии и занятия по развитию связной монологической речи Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества , начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций.

Развивающие технологии в логопедии

Автор: В.М. Акименко

Издательство: Феникс

Шорохова О. А.

Название: Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.

Издательство: М.: ТЦ Сфера

Год: 2006

В книгах предлагаются программы развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с детьми : сказкотерапии и занятия по развитию связной монологической речи Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества , начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций.

 Планирую: 1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения. 2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки). 3. Систематизировать изученную литературу. 4. Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом; 5. проводить самоанализ и самооценку собственных занятий; 6. создание условий для успешного учения (ситуации успеха); 7. активизация познавательной деятельности и интереса к занятиям; 8. формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению; .
  • Планирую:
  • 1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.
  • 2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки).
  • 3. Систематизировать изученную литературу.
  • 4. Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
  • 5. проводить самоанализ и самооценку собственных занятий;
  • 6. создание условий для успешного учения (ситуации успеха);
  • 7. активизация познавательной деятельности и интереса к занятиям;
  • 8. формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению;

.

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»  (Ш. Амонашвили)

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» 

(Ш. Амонашвили)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!