Использование здоровьесберегающих технологий для формирования мотивации к занятиям физической культурой
В.Ю. Шуршалова, учитель физической культуры ВКК МБОУ «Гимназия №13 имени Э.А. Быкова»
Одной изосновных задач учителя физической культуры считаю подготовку ученика к самостоятельной жизни, формирование нравственно и физически здорового человека со сформированным стремлением эффективно, грамотно и ответственно сохранять своё здоровье. И главное, на протяжении жизни поддерживать интерес, который испытывают младшие школьники к занятиям физической культурой.
Но даже среди учащихся начальной школы есть дети, у которых потерян интерес к занятиям физической культурой – это ученики, не добившиеся успехов в данной деятельности. Поэтому они не получают подкрепления в виде положительных эмоций. Чаще всего это обучающиеся с заниженной самооценкой, имеющие избыточную массу тела, низкий уровень физической подготовленности. Во избежание не быть успешным в глазах одноклассников, получения отрицательной оценки, как правило, такие дети, при сдаче контрольных нормативов пытаются найти массу причин для отказа от выполнения задания, либо сдать тест в индивидуальном порядке. Именно с такими детьми я включилась в исследовательскую работу (девочки параллели 4 классов), главной целью которой является формирование системы знаний из области «физическая культура», касающихся сохранения и укрепления здоровья, использования доступных средств физической культуры в целях собственного физического совершенствования.Исследование состоит из последовательных этапов.
при выполнении контрольных нормативов было выявлено, что девочки обладают низким уровнем силы и быстроты. В связи с этим группе девочек, имеющих такой низкий уровень, была предложена программа по развитию отстающего физического качества силы и быстроты.
на уроке физической культуры (в течение 6 месяцев по 10-12 минут) девочками с низким уровнем силы и быстроты выполнялись индивидуально дозированные физические нагрузки, направленные на развитие этих показателей. Упражнения выполнялись повторным и круговым методом. Между повторными выполнениями упражнений выдерживалась необходимая пауза, достаточная для восстановления организма занимающихся, что определялось по восстановлению дыхания и готовности к повторному выполнению (1,5-2 мин.);
развитие силы и быстроты осуществлялось за счет выполнения домашних заданий. Коррекция физических нагрузок проводилась каждые два месяца. Результаты фиксировались в дневнике самонаблюдения;
один раз в неделю девочки посещали школьный плавательный бассейн. При этом решалась задача не только развития отстающего двигательного качества, но и воспитание потребности у девочек к регулярным физическим упражнениям. Исследовательская работа проводилась в течение учебного года, контрольные испытания (тесты) – в сентябре – мае.
По итогам исследования, после проведения повторных тестов было отмечено, что произошли позитивные сдвиги показателей в упражнениях на силу и быстроту. Так, в упражнении «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» физический показатель вырос на 16,6%, «поднимание туловища за 30 сек» на 16,6%. В «беге на 30м» – на 25%.
Использование силовых упражнений в оптимальной дозировке на уроке физической культуры положительно сказалось и на развитии скоростно-силовых качеств девочек. Улучшились результаты в упражнении «прыжки в длину с места». Проводя исследование, я задалась вопросом: а как сами девочки относятся к эксперименту? В результате беседы выяснились как положительные, так и отрицательные моменты.
Положительные моменты:
- пробуждение интереса к выполнению задания;
- появление уверенности в собственных силах;
- удовлетворение от достигнутых результатов;
- повышение работоспособности;
-снижение утомляемости во время занятия физическими упражнениями;
- позитивные сдвиги показателей контрольных нормативов.
Отрицательные моменты:
- трудность в самоорганизации систематического выполнения задания;
- трудность в составлении своего личного расписания;
- проблемы с ежедневными утренними занятиями.
Динамика изменений показателей
девочек (4класс)
по результатам тестирования
№ участника исследования | Сгибание-разгибание рук в упоре лежа | Поднимание туловище (раз за 30 сек) | Бег 30 (сек) |
1 | 2 | W% | 1 | 2 | W% | 1 | 2 | W% |
| 0 | 3 | 50 | 5 | 18 | 20,4 | 7,0 | 6,5 | 21 |
| 4 | 7 | 14,9 | 2 | 16 | 38,8 | 7,2 | 6,7 | 17 |
| 4 | 8 | 16,6 | 4 | 21 | 34 | 7,0 | 6,4 | 22 |
| 4 | 8 | 16,6 | 3 | 17 | 33,3 | 6,9 | 6,3 | 22 |
| 5 | 7 | 33,3 | 2 | 15 | 38,2 | 7,0 | 6,5 | 18 |
| 3 | 7 | 20 | 4 | 20 | 33,3 | 6,9 | 6,3 | 22 |
| 2 | 5 | 18,6 | 10 | 22 | 18,7 | 7,4 | 6,8 | 19 |
| 4 | 8 | 16,6 | 14 | 24 | 13,1 | 7,3 | 6,7 | 25 |
| 2 | 8 | 30 | 14 | 20 | 8,8 | 6,9 | 6,5 | 25 |
| 4 | 8 | 16,6 | 6 | 23 | 21.7 | 7,0 | 6,7 | 25 |
среднее значение | 4 | 8 | 16,6 | 7 | 20 | 16,6 | 7,0 | 6,5 | 25 |
раз | раз | % | раз | раз | % | сек | сек | % |
, Формула Броуди, где W– темп прироста;
V1 – исходный уровень; V2 – конечный уровень.
Таким образом, в ходе исследования были применены следующие здоровьесберегающие технологии:
-строго дозированные физические нагрузки;
-использование методики чередования интенсивности и релаксации;
-использование принципа постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
-учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
-построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
-благоприятный эмоциональный настрой;
-создание комфортности.
3