СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исповедь души. Революционный этюд. конспект урока.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исповедь души. Революционный этюд. конспект урока.»

Музыка. 4 класс. Урок № 24.

Тема: Не молкнет сердце чуткое Шопена


                                            Цели и задачи:

  1. Дать представление о новых жанрах в творчестве Ф.Шопена, подчеркнуть жизненность искусства прошлого, которое обогащает культуру современности.

  2. Развивать представление учащихся о средствах выразительности.

  3. Расширить кругозор учащихся, пробудить желание слушать музыку классического строя, совершенствовать речь учащихся.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

  1. Коммуникативные (К) - умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции, участие в хоровом и инструментальном исполнительстве, умение слушать, вести диалог, умение встать на позицию другого человека.

  2. Личностные (Л) - стремление в реализации своего творческого потенциала, готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.

  3. Познавательные (П) - поиск и выделение информации, развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.

  4. Регулятивные (Р) - постановка цели, выделение информации, прогнозирование, анализ муз. произведения и средств выразительности, оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности.


Планируемые результаты:

Личностные:

  1. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

  2. уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Метапредметные:

  1. умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение анализировать собственную учебную деятельность,

Предметные:

  1. расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классическому и современному музыкальному наследию;

  2. овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  3. развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  4. сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);


Педагогические технологии:

  1. Технология формирования певческой культуры.

  2. Технология развития ассоциативно-образного мышления.

  3. Технология развития процессов восприятия музыки.

  4. Технология детского музыцирования.

  5. Технология диагностики формирования музыкальной культуры.



План урока:

  1. Вступление. О музыке и музыкантах.

  2. Ф.Шопен. Повторение пройденного материала.

  3. Знакомство с новыми жанрами в творчестве Ф.Шопена.

  4. Подведение итогов урока. Рефлексия.



Шопен беседует с тобою Гармонии задумчивый поэт,

В часы раздумья и унынья, Он пел печали благородной свет,

В часы тревоги, немоты, Высокую любовь в людских сердцах

Растерянности и покоя.

                            Л.Озеров. А. Граши.


Ход урока:

Раздел урока

Содержание

УУД

Технологии

Вступление.

О музыке и музыкантах.


Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о музыке и музыкантах. Правда, неожиданная тема? Давайте попробуем подобрать ассоциации к словам «музыка» и «музыкант». (Дети подбирают ассоциации). Очень интересные ассоциации. Именно о такой музыке и таком музыканте мы сегодня будем с вами говорить.

Мы с вами разучивали песню «Когда играет музыкант», давайте ее споем. Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой – «Погончики», «Насос».

Распевание: на одном звуке ма-мэ-ми-мо-му; нисходящее движение от3 к 1 ступени – ми-и-я, нисходящее движение от 5 к 1 ступени – лю, ду.

(Исполняют песню «Когда играет музыкант»)


П – поиск и выделение информации

Р – постановка цели



Л – стремление в реализации своего творческого потенциала.

К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом и инструменальн.

исполнительстве

Технология развития ассоциативно-образного мышления





Технология формирования певческой культуры







Технология детского музыцирования

Ф.Шопен. Повторение пройденного


Ребята, вы придумали очень интересные ассоциации, но одна мне не очень понятна: музыкант – поэт. Разве так может быть? А почему?

Я хочу прочитать вам слова великого немецкого поэта Генриха Гейне: «Природа… дала ему нежную, стройную, немного болезненную фигуру, благороднейшее сердце и гений. Да, Шопена можно назвать гением в полном смысле этого слова; он не только виртуоз, он и поэт; он может делать для нас наглядной поэзию, живущую в его душе; он композитор, и ничто не может сравниться с тем наслаждением, которое он доставляет нам, когда садится за рояль и импровизирует, тотчас же замечается, что он родился там же, где Моцарт, Рафаэль, - настоящая отчизна его – фантастическое царство поэзии». Итак, сегодня мы еще раз обратимся к творчеству замечательного композитора Фредерика Шопена. Давайте вспомним, что вы знаете об этом композиторе. (Дети отвечают). А вот, что писал академик Б.Асафьев: «В творчестве Шопена – вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный и гордый характер страны, ее думы и песни.»

Мы уже знакомились с танцевальными жанрами в творчестве этого композитора. Давайте вспомним некоторые из них, а также средства выразительности, которые использовал Шопен, создавая незабываемые образы.

«Вальс» си минор.

«Полонез» ля мажор.

«Мазурка» ля минор.

Почти вся жизнь и творчество Шопена связаны с фортепиано. Но композитором написано несколько замечательных песен. Одну из них, наверное, самую известную мы с вами выучили. Это – песня «Желание». Давайте ее исполним. (Исполняют песню «Желание»).

Работа над звукоизвлечением, дыханием, интонацией, дикцией, ансамблем








К – умение слушать, вести диалог.

П – выделение информации.




















П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.

Р – анализ муз. произведений и средств выразительности

Л – стремление в реализации своего творческого потенциала.

К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом исполнительстве.

Технология развития ассоциативно-образного мышления (использование литературных ассоциаций перед слушанием музыки)



























Технология развития процессов восприятия музыки







Технология формирования певческой культуры


Знакомство с новыми жанрами в творчестве Ф.Шопена.


Сегодня мы с вами познакомимся с новыми жанрами в творчестве Шопена. Это – прелюдии. Слово «прелюдия» в переводе с латинского означает «вступление», но у Шопена это законченное завершенное целое, в котором запечатлевается один образ, одно настроение. Откройте тетради и запишите новое определение. (Записывают в тетради).

Русский музыкальный писатель Христианович писал: «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали.» Послушаем несколько прелюдий. Попытайтесь услышать, какие чувства хотел выразить композитор, и какие музыкальные средства он для этого использовал.

Прелюдия №4 ми минор

Прелюдия №7 ля мажор

Прелюдия №20 до минор

(Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, лад, размер, ритм, мелодическая линия и др.)

Правда, замечательная музыка? Недаром русский композитор А.Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами».

Из сохранившейся переписки становится очевидным, что близкие друзья Шопена относились к его музыке как к продолжению его самого. Ведь многое из его музыки появилось на свет в форме творческой реакции на события, происходившие в мире и в жизни художника. В возрасте 19-20 лет Шопен с успехом гастролировал в Вене, когда до него дошла весть о польском восстании, о его поражении и жестоком усмирении восставших силами русской армии. Его первая реакция – страстное желание принять самое непосредственное участие в борьбе. Друзья удержали его почти силой. В конце концов, он осознал, что служить Родине должен своим искусством. (Звучит «Революционный этюд»).

Прозвучал «Революционный этюд». Скажите, какими чувствами наполнена эта музыка? (Гнев, скорбь, отчаяние, ярость…). Этюд – это пьеса для развития технических навыков игры на инструменте. Шопен изменил самый смысл и назначение этюда. Этюд перестает быть упражнением – он становится полноценным художественным жанром, пригодным к выявлению поэтического образа, мысли, настроения. Какие же средства музыкальной выразительности использует здесь Шопен для создания образа героической борьбы?

Что же хотел сказать нам своей музыкой Шопен? (Он зовет к борьбе с несправедливостью). И что, человечество отказалось от насилия, от войн? Нет. Может быть, имеет смысл отказаться от творчества и его, так называемых, мук, от переживаний на темы справедливости и несправедливости, если искусство не приносит в мир никаких видимых перемен? Или все-таки приносит? Какие? Как же отвечали на этот вопрос современники Шопена? Роберт Шуман, например: «Если бы могущественный монарх севера (русский царь) узнал, какой опасности враг угрожает ему в шопеновских произведениях, в простых мелодиях его мазурок, он запретил бы эту музыку. Произведения Шопена – это пушки, спрятанные в цветах».


П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.

















Р – анализ муз. произведений и средств выразительности
























П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке.





Л – готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции.

Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей



Технология развития ассоциативно-образного мышления (установка на восприятие музыки)

























Технология развития процессов восприятия музыки

















































Технология развития ассоциативно-образного мышления (выявление социального значения музыки)

Подведение итогов урока

А сейчас небольшое задание. Здесь перепутаны буквы, нужно поставить их на место, чтобы получились названия жанров, в которых работал Шопен.(Раздаются листы с заданием, ребята выполняют его).

Нужна ли музыка Шопена нам, людям 21 века? Почему? Чему она нас учит? Что нам дает?

В заключении исполняем песню «Мир, который нужен мне» музыка А.Ермолова

На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо. До свидания


Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности

Технология диагностики формирования музыкальной культуры (опрос, творческое задание)

Технология формирования певческой культуры




.


Гейне: «Природа… дала ему нежную, стройную, немного болезненную фигуру, благороднейшее сердце и гений. Да, Шопена можно назвать гением в полном смысле этого слова; он не только виртуоз, он и поэт; он может делать для нас наглядной поэзию, живущую в его душе; он композитор, и ничто не может сравниться с тем наслаждением, которое он доставляет нам, когда садится за рояль и импровизирует, тотчас же замечается, что настоящая отчизна его – фантастическое царство поэзии ».



Б.Асафьев: «В творчестве Шопена – вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный и гордый характер страны, ее думы и песни.»




Христианович писал: «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали.»


Роберт Шуман: «Если бы могущественный монарх севера (русский царь) узнал, какой опасности враг угрожает ему в шопеновских произведениях, в простых мелодиях его мазурок, он запретил бы эту музыку. Произведения Шопена – это пушки, спрятанные в цветах».










Расшифруйте названия жанров фортепианной музыки Ф. Шопена,

поставив буквы в нужном порядке.



И

Я

Д

Р

П

Е

Л

Ю












К

А

М

У

З

А

Р










Е

З

П

О

Н

О

Л











Л

Ь

С

В

А









Д

Ю

Э

Т














Расшифруйте названия жанров фортепианной музыки Ф Шопена,

поставив буквы в нужном порядке.



И

Я

Д

Р

П

Е

Л

Ю












К

А

М

У

З

А

Р










Е

З

П

О

Н

О

Л











Л

Ь

С

В

А









Д

Ю

Э

Т








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!