Вступление. О музыке и музыкантах. | Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о музыке и музыкантах. Правда, неожиданная тема? Давайте попробуем подобрать ассоциации к словам «музыка» и «музыкант». (Дети подбирают ассоциации). Очень интересные ассоциации. Именно о такой музыке и таком музыканте мы сегодня будем с вами говорить. Мы с вами разучивали песню «Когда играет музыкант», давайте ее споем. Дыхательные упражнения по методике Стрельниковой – «Погончики», «Насос». Распевание: на одном звуке ма-мэ-ми-мо-му; нисходящее движение от3 к 1 ступени – ми-и-я, нисходящее движение от 5 к 1 ступени – лю, ду. (Исполняют песню «Когда играет музыкант») | П – поиск и выделение информации Р – постановка цели Л – стремление в реализации своего творческого потенциала. К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом и инструменальн. исполнительстве | Технология развития ассоциативно-образного мышления Технология формирования певческой культуры Технология детского музыцирования |
Ф.Шопен. Повторение пройденного | Ребята, вы придумали очень интересные ассоциации, но одна мне не очень понятна: музыкант – поэт. Разве так может быть? А почему? Я хочу прочитать вам слова великого немецкого поэта Генриха Гейне: «Природа… дала ему нежную, стройную, немного болезненную фигуру, благороднейшее сердце и гений. Да, Шопена можно назвать гением в полном смысле этого слова; он не только виртуоз, он и поэт; он может делать для нас наглядной поэзию, живущую в его душе; он композитор, и ничто не может сравниться с тем наслаждением, которое он доставляет нам, когда садится за рояль и импровизирует, тотчас же замечается, что он родился там же, где Моцарт, Рафаэль, - настоящая отчизна его – фантастическое царство поэзии». Итак, сегодня мы еще раз обратимся к творчеству замечательного композитора Фредерика Шопена. Давайте вспомним, что вы знаете об этом композиторе. (Дети отвечают). А вот, что писал академик Б.Асафьев: «В творчестве Шопена – вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный и гордый характер страны, ее думы и песни.» Мы уже знакомились с танцевальными жанрами в творчестве этого композитора. Давайте вспомним некоторые из них, а также средства выразительности, которые использовал Шопен, создавая незабываемые образы. «Вальс» си минор. «Полонез» ля мажор. «Мазурка» ля минор. Почти вся жизнь и творчество Шопена связаны с фортепиано. Но композитором написано несколько замечательных песен. Одну из них, наверное, самую известную мы с вами выучили. Это – песня «Желание». Давайте ее исполним. (Исполняют песню «Желание»). Работа над звукоизвлечением, дыханием, интонацией, дикцией, ансамблем | К – умение слушать, вести диалог. П – выделение информации. П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке. Р – анализ муз. произведений и средств выразительности Л – стремление в реализации своего творческого потенциала. К – умение выразить в музыке настроение, чувства, эмоции. Участие в хоровом исполнительстве. | Технология развития ассоциативно-образного мышления (использование литературных ассоциаций перед слушанием музыки) Технология развития процессов восприятия музыки Технология формирования певческой культуры |
Знакомство с новыми жанрами в творчестве Ф.Шопена. | Сегодня мы с вами познакомимся с новыми жанрами в творчестве Шопена. Это – прелюдии. Слово «прелюдия» в переводе с латинского означает «вступление», но у Шопена это законченное завершенное целое, в котором запечатлевается один образ, одно настроение. Откройте тетради и запишите новое определение. (Записывают в тетради). Русский музыкальный писатель Христианович писал: «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали.» Послушаем несколько прелюдий. Попытайтесь услышать, какие чувства хотел выразить композитор, и какие музыкальные средства он для этого использовал. Прелюдия №4 ми минор Прелюдия №7 ля мажор Прелюдия №20 до минор (Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, лад, размер, ритм, мелодическая линия и др.) Правда, замечательная музыка? Недаром русский композитор А.Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами». Из сохранившейся переписки становится очевидным, что близкие друзья Шопена относились к его музыке как к продолжению его самого. Ведь многое из его музыки появилось на свет в форме творческой реакции на события, происходившие в мире и в жизни художника. В возрасте 19-20 лет Шопен с успехом гастролировал в Вене, когда до него дошла весть о польском восстании, о его поражении и жестоком усмирении восставших силами русской армии. Его первая реакция – страстное желание принять самое непосредственное участие в борьбе. Друзья удержали его почти силой. В конце концов, он осознал, что служить Родине должен своим искусством. (Звучит «Революционный этюд»). Прозвучал «Революционный этюд». Скажите, какими чувствами наполнена эта музыка? (Гнев, скорбь, отчаяние, ярость…). Этюд – это пьеса для развития технических навыков игры на инструменте. Шопен изменил самый смысл и назначение этюда. Этюд перестает быть упражнением – он становится полноценным художественным жанром, пригодным к выявлению поэтического образа, мысли, настроения. Какие же средства музыкальной выразительности использует здесь Шопен для создания образа героической борьбы? Что же хотел сказать нам своей музыкой Шопен? (Он зовет к борьбе с несправедливостью). И что, человечество отказалось от насилия, от войн? Нет. Может быть, имеет смысл отказаться от творчества и его, так называемых, мук, от переживаний на темы справедливости и несправедливости, если искусство не приносит в мир никаких видимых перемен? Или все-таки приносит? Какие? Как же отвечали на этот вопрос современники Шопена? Роберт Шуман, например: «Если бы могущественный монарх севера (русский царь) узнал, какой опасности враг угрожает ему в шопеновских произведениях, в простых мелодиях его мазурок, он запретил бы эту музыку. Произведения Шопена – это пушки, спрятанные в цветах». | П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке. Р – анализ муз. произведений и средств выразительности П – развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке. Л – готовность отстаивать свою позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции. Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей | Технология развития ассоциативно-образного мышления (установка на восприятие музыки) Технология развития процессов восприятия музыки Технология развития ассоциативно-образного мышления (выявление социального значения музыки) |
Подведение итогов урока | А сейчас небольшое задание. Здесь перепутаны буквы, нужно поставить их на место, чтобы получились названия жанров, в которых работал Шопен.(Раздаются листы с заданием, ребята выполняют его). Нужна ли музыка Шопена нам, людям 21 века? Почему? Чему она нас учит? Что нам дает? В заключении исполняем песню «Мир, который нужен мне» музыка А.Ермолова На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо. До свидания | Р – оценка воздействия муз. сочинения на мысли и чувства людей, оценка собственной деятельности | Технология диагностики формирования музыкальной культуры (опрос, творческое задание) Технология формирования певческой культуры |