Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа с.Субханкулово
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
ИСПЫТАНИЕ ТАЙГОЙ
(по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
урок русского языка в 5 классе
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Бакиевой Елены Валерьевны
Цели урока для учителя:
Обучающие:
- создать условия для подготовки обучающихся к написанию памятки, для осознания неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы обучающихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности;
Развивающие:
- развивать устную и письменную речь обучающихся, их творческие способности; развивать наблюдательность, воображение на основе восприятия образов художественных произведений, картин, музыкальных произведений;
Воспитательные:
- помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания памятки.
Образовательный продукт: памятки «Советы идущему в лес» и «Если ты заблудился»
Оборудование:
Компьютер, проектор, учебник, тетрадь, толковый словарь.
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Ход урока:
1. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок. Надеюсь, наше общение на уроке будет успешным и интересным, и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас сегодня открыл для себя что-то новое.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
- Откроем тетради, запишем число, классную работу.
- Ребята, о чем сегодня на уроке мы будем говорить, вы догадаетесь, ответив на вопросы:
- Она величественна и похожа на океан.
- Она щедра и сурова.
- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
- Что это? (Тайга)
- Действительно, это тайга.
- Вторая часть вопросов:
- Он маленький, как песчинка в океане.
- Он беззащитный и в то же время сильный.
- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
- Он совершает ошибку и исправляет ее.
- Кто это? (Васютка)
- Вы правы. Это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.
-Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: года назад двое маленьких жителей деревни Байназарово Бурзянского района отправились гулять. Один из них заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге двое суток и погиб от переохлаждения).
- Что произошло с нашим героем? (Пошёл за орехами и заблудился в тайге)
- Находясь вдали от родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.
- Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?»
- Как вы можете объяснить, что такое поединок?
- Перед вами словарь С.И.Ожегова, можно обратиться к нему за помощью.
Работа со словарём С.С. Ожегова (Поединок – это борьба двух противников)
- Были ли тайга и Васютка противниками?
- Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка, зная тайны тайги, смог прочитать «книгу тайги», жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика.
- К уроку я взяла такой эпиграф: «Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять» М. Налбандян
- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
-Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: «Испытание тайгой» (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»), запишите ее в тетрадь.
- Какую цель мы должны поставить перед собой? Что бы вы хотели узнать сегодня? (Узнать, как Васютка выжил в тайге?)
- А для чего нам это надо? (Попав в подобную ситуацию, уметь преодолевать трудности, не падать духом)
- Мы должны сделать вывод, как нужно вести себя в подобной ситуации.
- И сегодня мы с вами будем создавать памятки «Советы идущему в лес» и «Если ты заблудился»
3. Актуализация знаний
- Посмотрите отрывок из документального фильма «Таинственный лес»
Просмотр видеофрагмента
- Какие слова возникают у вас в воображении при слове «тайга»?
- Что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
- А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя.
-Как бы вы почувствовали себя в подобной ситуации?
-Как поведем себя, если заблудимся в лесу?
4. Первичное усвоение новых знаний
Работа с текстом. Фронтальный опрос
- Послушайте отрывок из рассказа В.П.Астафьева:
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец, голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них».
- Главный герой попадает в экстремальную ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
- В.П. Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души»
- Какой же увидел тайгу мальчик? «Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака».
- А как же повёл себя Васютка? Попытаемся понять Васютку.
- Давайте обратимся к тексту. Когда Васютка понял, что заблудился? (чтение отрывка учеником):
«Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! Открытие это было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя.
Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу и погибают иногда, но представлял это совсем не так. Уж очень просто всё получилось. Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто. Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох к глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько paз oн спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин вниз лицом в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», — отрешённо подумал он».
- Что почувствовал Васютка? (Страх, отчаяние, ужас)
- Сколько дней и ночей был Васютка в тайге? (четыре)
- Сколько километров прошёл по тайге? (60 километров)
- Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло? (Он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников)
5.Самостоятельная работа
- Опираясь на текст рассказа, сформулируйте «Законы тайги» и запишите их в тетрадь.
«Законы тайги»
Надо брать с собой в лес спички, хлеб.
Не надо далеко отходить от затесей.
Надо запастись на ночь дровами.
Надо беречь патроны.
Индив. работа со слабыми детьми (карточки с заданием):
- Выписать лесные народные приметы. («От затесей далеко не отходи – сгинешь».
«Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»)
6.Проверка понимания
- Как повёл себя Васютка? ( Развёл костёр, запасся на ночь дровами, сгрёб костёр в сторону, выкопал яму, положил туда птицу, приготовил место для ночлега)
- Сделайте вывод (Природа помогла Васютке: в тайге он нашёл пищу, дрова)
- Какие качества помогли выжить Васютке? (решительность, смекалка, мужество, терпение, упорство)
- Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? (Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы).
Физминутка
Отдохнём немного. Представим, что мы тоже в лесу, только в отличие от Васютки, мы не одни, а с компанией друзей, погода тёплая, настроение у нас отличное.
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде "раз".
А над нами весело
шелестит трава.
Опускаем руки мы
по команде "два".
Соберем в корзинки мы
Ягоды, грибы,
Дружно наклоняемся
по команде "три".
На "четыре" и на "пять"
Станем дружно мы скакать.
Ну, а по команде "шесть"
Всем за парты тихо сесть!
Работа по вариантам
-Сейчас мы с вами будем работать по вариантам. Вам нужно выявить какими знаниями и умениями владел Васютка?
Вариант 1 - Знания:
Как определить стороны света
Найти по типу леса реку
Понять проточный характер озера
Выбрать направление выхода из тайги
Предсказать погоду на завтра
Вариант 2 - Умения:
Добывать кедровые орехи
Пользоваться затесями
Развести огонь
Запастись дровами
Подстрелить, разделать и запечь птицу
Подготовить ночлег
Экономить патроны
7.Закрепление материала
- Давайте сделаем вывод, как нужно вести себя в подобной ситуации.
- Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?
- Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?
- Давайте составим памятки «Советы идущему в лес» и «Если ты заблудился».
Работа в парах (Составление памяток)
Памятка №1. Советы идущему в лес
Продумай тщательно маршрут.
Возьми компас, спички, хлеб.
Оденься потеплее.
Предупреди взрослых.
Умей ориентироваться на местности.
Памятка №2. Если ты заблудился
Не паникуй, успокойся.
Прекрати бесполезное движение.
Осмотри место, где находишься.
Собери хворост, дрова для костра.
Разожги костер, приготовь пищу.
Подготовь из веток, травы место для ночлега.
Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Чтение памяток
-Давайте проверим ваши памятки.
- Послушайте высказывание китайского мыслителя:
«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот, кто
правильно отмечает мои верные поступки, - тот мой друг…» Сюнь-цзы
- Кого можно назвать учителем и другом героя рассказа? (Природу)
- Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека, определяет его ценности. учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути. Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения.
- Как вы думаете, почему так назван рассказ? (Рассказ назван так не только потому, что Васютка нашел это озеро, он нашел, прежде всего, себя, преодолев все трудности, собственные недостатки, страх)
- Что понравилось вам в Васютке? Чему бы вы хотели у него научиться? (У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству)
8.Итоги урока
Попытаемся подвести итоги урока в виде синквейна.
Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:
Имя существительное, определяющее тему.
2 прилагательных – описание темы.
3 глагола – название действий.
4 слова: фраза, предложение – отношение к теме.
Образ – синоним темы.
Например: 1. Васютка
2. Находчивый, смелый
3. Помогает, не сдается, держится
4. Выживает, благодаря знанию законов тайги, открывает новое озеро с рыбой
5. Герой!
9.Оценивание. Рефлексия
-Выскажите мнение о своей работе на уроке, активности, используя данные фразы:
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Было трудно…
Урок дал мне для жизни…
Своей работой на уроке я…
10.Информация о домашнем задании
Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается задания на выбор:
1. Написать сочинение-размышление на одну из тем: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”;
2. Придумать викторину по произведению;
3. Составить план «Чему я научился у Васютки?»
Заключительное слово учителя
Зарубки на сердце
Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава -
Васюткиного озера сияние!