СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование индекса массы тела как метод оценки физического развития подростков

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследование индекса массы тела как метод оценки физического развития подростков»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА   «ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ  ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ».   Выполнили: Господаренко О.А. учитель географии Космирова В.Ф. учитель биологии Пятаева Т.Ю. учитель химии Тольятти, 2024г.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ».

Выполнили:

Господаренко О.А. учитель географии

Космирова В.Ф. учитель биологии

Пятаева Т.Ю. учитель химии

Тольятти, 2024г.

По данным Министерства здравоохранения, в 2017 году число россиян с диагностированным ожирением выросло до 2 млн. человек (1,3% населения страны). Самарская область стала лидером по числу людей, страдающих этим заболеванием – 127,2 тысячи человек (5,4% населения).  Среди детей и подростков РФ рост числа болеющих ожирением составил 5,3% – в конце 2017 года их насчитывалось около 451 тысячи человек. Проблема в том, что, как взрослому человеку, так и подростку, трудно осознать тот факт, что он страдает ожирением: часто это слово воспринимают как оскорбление, а не заболевание. Нужно помнить, что лишний вес наносит серьезный вред здоровью, одним из важнейших показателей которого является физическое развитие организма. Поэтому практическое умение правильно оценить его будет способствовать воспитанию здорового поколения. Вышеизложенные данные определили актуальность моей работы.

По данным Министерства здравоохранения, в 2017 году число россиян с диагностированным ожирением выросло до 2 млн. человек (1,3% населения страны). Самарская область стала лидером по числу людей, страдающих этим заболеванием – 127,2 тысячи человек (5,4% населения). 

Среди детей и подростков РФ рост числа болеющих ожирением составил 5,3% – в конце 2017 года их насчитывалось около 451 тысячи человек.

Проблема в том, что, как взрослому человеку, так и подростку, трудно осознать тот факт, что он страдает ожирением: часто это слово воспринимают как оскорбление, а не заболевание. Нужно помнить, что лишний вес наносит серьезный вред здоровью, одним из важнейших показателей которого является физическое развитие организма. Поэтому практическое умение правильно оценить его будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Вышеизложенные данные определили актуальность моей работы.

Объект: Обучающиеся МБУ «Школа №25 имени заслуженного строителя Российской Федерации В.М. Саяпина» (83 обучающихся). Предмет:  Индекс массы тела. Цель работы: Исследовать индекс массы тела обучающихся 8 параллели школы для оценки физического развития подростков.

Объект:

Обучающиеся МБУ «Школа №25 имени заслуженного строителя Российской Федерации В.М. Саяпина» (83 обучающихся).

Предмет:

Индекс массы тела.

Цель работы:

Исследовать индекс массы тела обучающихся 8 параллели школы для оценки физического развития подростков.

Задачи: 1. Изучить литературу по теме исследования. 2. Выполнить антропометрические измерения учащихся школы и высчитать индекс массы тела. 3. Провести анкетирование для выявления уровня информированности детей и подростков о правильном питании. 4. Оценить полученные результаты. 5. Разработать практические рекомендации по соблюдению рационального питания.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Выполнить антропометрические измерения учащихся школы и высчитать индекс массы тела.

3. Провести анкетирование для выявления уровня информированности детей и подростков о правильном питании.

4. Оценить полученные результаты.

5. Разработать практические рекомендации по соблюдению рационального питания.

Гипотеза: Основной причиной лишнего веса и ожирения у детей и подростков является нерациональное питание. Методы исследования: 1. Обзор и анализ литературных источников. 2. Измерение. 3. Анкетирование. 4. Статистический метод обработки полученных данных; 5. Анализ и обобщение полученных результатов.

Гипотеза:

Основной причиной лишнего веса и ожирения у детей и подростков является нерациональное питание.

Методы исследования:

1. Обзор и анализ литературных источников.

2. Измерение.

3. Анкетирование.

4. Статистический метод обработки полученных данных;

5. Анализ и обобщение полученных результатов.

Новизна: Осенью этого учебного года я участвовала в « WorldSkills junior » (направление фитнес). Там одним из заданий практической части было вычисление индекса массы тела. Позже работа по изучению антропометрических данных обучающихся 8 классов МБУ «Школа №25» проводилась на уроках биологии. Меня заинтересовал вопрос о том, каков индекс массы тела моих одноклассников и обучающихся 8 классов в целом. На основаниях данных, полученных на уроках биологии, мною проведены вычисления индекса массы тела и выявление его зависимости от развития культуры рационального питания. Обоснование оригинальности: Стоит отметить, что в ходе теоретической подготовки к исследовательской работе не было найдено ни одной подобной работы, выполненной на территории Самарской области.

Новизна:

Осенью этого учебного года я участвовала в « WorldSkills junior » (направление фитнес). Там одним из заданий практической части было вычисление индекса массы тела.

Позже работа по изучению антропометрических данных обучающихся 8 классов МБУ «Школа №25» проводилась на уроках биологии. Меня заинтересовал вопрос о том, каков индекс массы тела моих одноклассников и обучающихся 8 классов в целом. На основаниях данных, полученных на уроках биологии, мною проведены вычисления индекса массы тела и выявление его зависимости от развития культуры рационального питания.

Обоснование оригинальности:

Стоит отметить, что в ходе теоретической подготовки к исследовательской работе не было найдено ни одной подобной работы, выполненной на территории Самарской области.

Индекс массы тела человека    Существует несколько методов оценки физического развития подростков, все они представлены в моей работе. Но на основании данных полученных на уроках биологии я использовала метод вычисления индекса массы тела. Индекс массы тела (Кетле II) применяется для оценки состояния питания детей старшего возраста (до 7-8 лет использование индекса малоинформативно) и подростков. Вычисляется как частное от деления массы тела (кг) на квадрат длины тела (м). Понятно, что для исследовательской работы подходит индекс массы тела, т.к. массо-ростовой индекс Кетле применяют только у новорожденных детей.

Индекс массы тела человека

Существует несколько методов оценки физического развития подростков, все они представлены в моей работе. Но на основании данных полученных на уроках биологии я использовала метод вычисления индекса массы тела.

Индекс массы тела (Кетле II) применяется для оценки состояния питания детей старшего возраста (до 7-8 лет использование индекса малоинформативно) и подростков. Вычисляется как частное от деления массы тела (кг) на квадрат длины тела (м).

Понятно, что для исследовательской работы подходит индекс массы тела, т.к. массо-ростовой индекс Кетле применяют только у новорожденных детей.

Индекс массы тела рассчитывается по следующей формуле: ИМТ = Масса тела (кг) / рост (м²). Единица измерения - кг/м². Значения индекса Кетле свидетельствуют о гармоничном развитии или дисгармоничном – дефиците веса, или ожирении. Для взрослых людей от 18 до 60 лет нормальным считается результат 19-24 для мужчин и 19-25 для женщин. Значение индекса ниже 18,5 свидетельствует о дефиците веса, а выше 30 - об ожирении. Результат не имеет стандартного для всех возрастов значения, а соотносится с табличными данными. Текст слайда

Индекс массы тела рассчитывается по следующей формуле:

ИМТ = Масса тела (кг) / рост (м²).

Единица измерения - кг/м².

Значения индекса Кетле свидетельствуют о гармоничном развитии или дисгармоничном – дефиците веса, или ожирении. Для взрослых людей от 18 до 60 лет нормальным считается результат 19-24 для мужчин и 19-25 для женщин. Значение индекса ниже 18,5 свидетельствует о дефиците веса, а выше 30 - об ожирении. Результат не имеет стандартного для всех возрастов значения, а соотносится с табличными данными.

Текст слайда

Как правильно измерить рост? Специалисты утверждают, что невозможно назвать одно значение будто рост или вес, чтобы оно считалось эталоном для всех. Если с весом все понятно, ведь умные гаджеты посчитают вес до миллиграммов, то ответ на вопрос, как измерить рост, известен далеко не всем. Для правильного измерения роста понадобится помощник и соблюдение определенных правил. Время измерения роста – в утренние часы до 12.00. Сразу после сна человек будет выше на пару сантиметров из-за расслабления позвонков и мышц, к обеду тело придет в обычную форму. Необходимо найти ровную стену без плинтусов и встать к ней спиной босиком, поставив стопы вместе. Максимально выпрямив позвоночник, нужно встать так, чтобы стены касался только затылок, лопатки, ягодицы и пятки. Взгляд направить строго перед собой, плечи расправить Помощник должен сделать пометку в месте, где находится крайняя точка головы, прижав волосы, при необходимости. Осталось измерить расстояние от пола до отметки.

Как правильно измерить рост?

Специалисты утверждают, что невозможно назвать одно значение будто рост или вес, чтобы оно считалось эталоном для всех. Если с весом все понятно, ведь умные гаджеты посчитают вес до миллиграммов, то ответ на вопрос, как измерить рост, известен далеко не всем. Для правильного измерения роста понадобится помощник и соблюдение определенных правил.

Время измерения роста – в утренние часы до 12.00. Сразу после сна человек будет выше на пару сантиметров из-за расслабления позвонков и мышц, к обеду тело придет в обычную форму.

Необходимо найти ровную стену без плинтусов и встать к ней спиной босиком, поставив стопы вместе.

Максимально выпрямив позвоночник, нужно встать так, чтобы стены касался только затылок, лопатки, ягодицы и пятки.

Взгляд направить строго перед собой, плечи расправить

Помощник должен сделать пометку в месте, где находится крайняя точка головы, прижав волосы, при необходимости.

Осталось измерить расстояние от пола до отметки.

Как правильно измерить вес? Постараться встать на середину весов, не дергаясь и двигаясь. Изменение расположения тела может изменить цифру на весах любого типа — от механических до электронных. Также всегда становитесь на весы босиком.  Измерять желательно при малом количестве одежды или вовсе без нее. Выбирать твердую и плоскую поверхность для установки весов. Установка весов на ковровом покрытии или линолеуме приведет к неточным измерениям.  Некоторые напольные весы становятся менее чувствительными при очень низких температурах и показывают неточные данные. Рекомендуется взвешиваться при температуре +20.

Как правильно измерить вес?

Постараться встать на середину весов, не дергаясь и двигаясь. Изменение расположения тела может изменить цифру на весах любого типа — от механических до электронных. Также всегда становитесь на весы босиком. 

Измерять желательно при малом количестве одежды или вовсе без нее.

Выбирать твердую и плоскую поверхность для установки весов. Установка весов на ковровом покрытии или линолеуме приведет к неточным измерениям. 

Некоторые напольные весы становятся менее чувствительными при очень низких температурах и показывают неточные данные. Рекомендуется взвешиваться при температуре +20.

Расчет индекса массы тела Для расчета индекса Кетле были проведены антропометрические измерения массы и роста тела. Всего участвовали в диагностике 68 обучающихся 8 классов из 83, что составило 82%. После этого, используя формулу расчета Кетле, был проведен расчет индексов массы тела. Рассмотрим алгоритм нахождения на примере испытуемого №29 возраста пятнадцати лет с массой тела 60 кг и ростом 157 см 1) Рост испытуемого (в метрах) возводим в квадрат: 1,570х1,570=2,5. 2) Массу тела (в килограммах) делим на получившееся число: 60/2,5=24,0 3) Округляем число до десятых, т.к. именно такой формат числа приведен в интересующих нас оценочных таблицах: 24,0

Расчет индекса массы тела

Для расчета индекса Кетле были проведены антропометрические измерения массы и роста тела. Всего участвовали в диагностике 68 обучающихся 8 классов из 83, что составило 82%. После этого, используя формулу расчета Кетле, был проведен расчет индексов массы тела.

Рассмотрим алгоритм нахождения на примере испытуемого №29 возраста пятнадцати лет с массой тела 60 кг и ростом 157 см

1) Рост испытуемого (в метрах) возводим в квадрат: 1,570х1,570=2,5.

2) Массу тела (в килограммах) делим на получившееся число: 60/2,5=24,0

3) Округляем число до десятых, т.к. именно такой формат числа приведен в интересующих нас оценочных таблицах: 24,0

Заключение: Изучив необходимую литературу и выполнив антропометрические измерения обучающихся МБУ «Школы №25», а также расчет ИМТ, мы пришли к следующим выводам: 70,5% детей имеют гармоничное телосложение, из них. У 51,3% соответствие роста и веса находится в границах нормы их возраста, 35,5% имеют недобор веса, 13,2% имеют лишние килограммы, но их вес еще находится в пределах нормы.  У 14 исследуемых детей (20,6%) наблюдается дефицит массы тела, а у 7,4% тучное телосложение. Из них 1 обучающийся имеет ожирение I степени – 1,5%. У детей с этими типами телосложения очень важен контроль за массой тела.  Отмечается тенденция к гиподинамии – при 100% посещении занятий физической культурой 13,3% учащихся осознают, что должную нагрузку получают только 1 раз в неделю.

Заключение:

Изучив необходимую литературу и выполнив антропометрические измерения обучающихся МБУ «Школы №25», а также расчет ИМТ, мы пришли к следующим выводам:

  • 70,5% детей имеют гармоничное телосложение, из них. У 51,3% соответствие роста и веса находится в границах нормы их возраста, 35,5% имеют недобор веса, 13,2% имеют лишние килограммы, но их вес еще находится в пределах нормы. У 14 исследуемых детей (20,6%) наблюдается дефицит массы тела, а у 7,4% тучное телосложение. Из них 1 обучающийся имеет ожирение I степени – 1,5%. У детей с этими типами телосложения очень важен контроль за массой тела.
  • Отмечается тенденция к гиподинамии – при 100% посещении занятий физической культурой 13,3% учащихся осознают, что должную нагрузку получают только 1 раз в неделю.
3.  Выяснили, что основополагающей причиной избыточного веса детей и подростков является культура питания в семье, повышенное потребление высококалорийных продуктов с высоким содержанием жиров и сахаров и низким содержанием витаминов, минералов и других здоровых питательных микроэлементов. Все это, вероятнее всего, происходит из-за того, что у родителей не сформировано понятие рационального питания. А именно правильное питание является основой в лечении как дефицита, так и лишнего веса. 4. Большинство родителей лишь иногда беседуют о правильном питании с детьми, поэтому установлен низкий уровень информированности о принципах правильного питания.

3.  Выяснили, что основополагающей причиной избыточного веса детей и подростков является культура питания в семье, повышенное потребление высококалорийных продуктов с высоким содержанием жиров и сахаров и низким содержанием витаминов, минералов и других здоровых питательных микроэлементов. Все это, вероятнее всего, происходит из-за того, что у родителей не сформировано понятие рационального питания. А именно правильное питание является основой в лечении как дефицита, так и лишнего веса.

4. Большинство родителей лишь иногда беседуют о правильном питании с детьми, поэтому установлен низкий уровень информированности о принципах правильного питания.

Спасибо за внимание! 

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!