СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование качества воды и охрана речки Кстова – в прошлом «жемчужницы» Тумботинского Заречья

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речка Кстова является левым притоком Оки. Исток реки находится к юго-западу от деревни Венец и Новое Щербинино р.п. Тумботино Павловского района. Впадает р. Кстова в р. Оку недалеко от деревни Большое Окское. Длина реки 12 км, площадь бассейна 250км. Правый склон речки пологий, а левый крутой. Имя реки можно перевести с мордовского языка как земляничная вода. Слово «кстый» - земляника, а пермскофинское (коми) слово «ва» - вода. Вдоль реки Кстова и расположился наш поселок. Речка Кстова берёт начало из родников.

Просмотр содержимого документа
«Исследование качества воды и охрана речки Кстова – в прошлом «жемчужницы» Тумботинского Заречья»

11


Оглавление

Введение

  1. Оглавление стр. 1

  2. Цели и задачи. Методы исследования стр. 2

  3. Роль рек стр. 3-4

Основная часть

4. История посёлка, его географическое положение стр.5

5. Речка Кстова – ожерелье Тумботинского Заречья стр.6-7

6.Метод химического исследования анализа воды стр.8- 12

7.Методы биоиндикации. Выводы стр.13 -15

Заключение

8.Причины загрязнённости нашей речки? стр.16 - 17

10.Мероприятия по сохранению речки Кстова стр.17 -18

11.Список литературы стр. 19

12. Приложения стр.20 -26

13. Рецензия стр.27

14. Презентация











Тема моей работы: Речка Кстова - «жемчужина» Тумботинского Заречья (приложение №1)

Цель исследования:

Изучить прошлое и настоящее речки Кстова

Задачи исследования:

1.Изучить географическое положение, гидрологические особенности

2.Определить уровни загрязнённости речки Кстова различными методами, выявить причины загрязнения.

3.Разработать пути решения проблем и дать практические рекомендации по улучшению экологического состояния речки (приложение №2).

Методы исследований: исследовательский, поисковый, сравнения,

наблюдения, измерения, эксперимент.















Речка Кстова - голубое ожерелье Тумботинского Заречья

Реки, словно гигантские трубы,

поют океану о красоте Земли,

возделанных полях, пышных городах и славе людей.

В.Гюго

Река! Какое замечательное слово! Как много ассоциаций с этим словом возникает у каждого человека ( приложение №3). У одних оно вызывает воспоминание о малых реках, другие шумные, журчащие потоки, которые вечно куда-то спешат, или равнинные реки с тихими заводями. Все они воспеты в прозе, поэзии, фольклоре.

Вода – природное богатство, с которым человек впервые встречается в своей жизни. В древние времена люди селились у рек. Существование человека без неё было невозможным. Река поила, кормила и была некой связью между поселениями. Самое распространённое вещество на нашей планете – это вода. Вода обладает рядом уникальных свойств, необходимых для поддержания всех форм жизни на Земле. С осознанием ценности воды, возможно, возникнут другие вопросы: «А каково состояние вод? Что нужно сделать сегодня, чтобы оставить своим потомкам прохладу родников, животворную воду рек и синеву морских глубин?» И тогда человечество сделает первый, но самый главный, шаг на пути установления равноправных отношений между человеком и природой.

Любая природная экосистема имеет предел допустимой рекреационной нагрузки, при превышении которого наступает необратимая деградация экосистемы. Наш окружающий мир – это наш организм, сберегая окружающую среду – мы оберегаем своё здоровье. Защита водных источников от загрязнения, их охрана и рациональное использование сегодня в большей степени определяет те условия, в которых человечество будет существовать завтра.

Малые реки напрямую влияют на запасы пресной воды в мире, с каждым годом эти запасы становятся всё меньше. Свои проблемы малые реки несут в средние и крупные, тем самым нарушая водную экологическую среду.

Речные воды - это самый удобный для использования вид природной воды. На протяжении последних десятилетий всё большую тревогу вызывает изменяющееся качество воды рек, определяющее пригодность её для конкретных видов водопользования: рыбохозяйственного, культурно – бытового, хозяйственно – питьевого. Изменение качества воды связано с загрязнением водоёмов промышленными и бытовыми стоками, а также отрицательную роль играют поверхностно-активные вещества: синтетические моющие средства, которые замедляют естественное самоочищение воды в реках и действуют угнетающе на биохимические процессы. Из-за деятельности человека все реки сильно загрязнены. Наша малая речка Кстова является ярким примером.

Тема исследования малых рек актуальна, потому что в настоящее время имеется острая проблема охрана пресных водоёмов.

Наш посёлок Тумботино образовался на речке Кстова, посёлок растёт и процветает, а речка нет. Она не прекратила своего существования, но становится непригодной для использования. Проблема нашей речки Кстова выливается в сложную ситуацию рек Нижегородской области. В настоящее время правительство области и экологи уделяют большое внимание по очистке реки Волги, а я считаю необходимо обратить особое внимание на малые реки, так как они являются частью больших рек, способность к самоочищению у них значительно меньше, чем у крупной реки.

Начинать очистку водоёмов надо с малых рек!





В северо-западной части Павловского района, на надпойменной террасе расположился поселок Тумботино – одно из старейших поселений района. Первой упоминание о Тумботине относится к 1566 году. Оно упоминается в том же документе, что и Павлово. Это грамота царя Ивана Грозного, 1566 год. Появление Тумботина вместе с Павловым логично и объяснимо. Ведь Павлово возникло на пути из Москвы в Нижний Новгород. Через Павлово шло немало обозов из Москвы на юг и с юга в Москву. Наличие переправы через Оку под Павловом естественно предполагало наличие населенного пункта и по другой стороне реки Оки. В нем останавливались обозы и путники, опоздавшие к переправе, особенно во время осенней и весенней распутицы.Селение носит название Тумботино. А откуда взялось это название? В нашей местности когда-то жили мордовские племена, которые постепенно вытеснялись с этих земель восточными славянами. Великий Новгородско–Суздальский князь Константин Васильевич в 40 года 14 века приглашает на свои земли, разоренных татарами, всех желающих, освобождая от налогов на определенное время. Возможно, в это время и появилось селение. А от живших здесь до этого мордовских племен действительно сохранились названия: Мещеры, Таремское, Тумботино. Есть в мордовском языке слово «тумо», которое в переводе на русский язык означает «дуб». Слово «ботино» означает долбленная лодка. Таким образом «Тумботино» означает «дубовая долбленная лодка».

Посёлок имеет выгодное физико-географическое положение. Расположен он в окружении смешанных лесов и заливных пойменных лугов. Его можно назвать краем рек и озёр.

О нашем поселке всегда говорят с любовью и завистью: «Живут же люди: из дома вышел – и в лесу!» Да в каком лесу! Исполины-сосны стоят ровными рядами, как солдаты в строю.

Речка Кстова.

Речка Кстова является левым притоком Оки ( приложение №4). Исток реки находится к юго-западу от деревни Щёлково р.п. Тумботино Павловского района. Впадает р. Кстова в р. Оку недалеко от деревни Большое Окское. Длина реки 12 км, площадь бассейна 250км. Ширина речки 50 метров, глубина 1 метр, максимальная 3 метра. Правый склон речки пологий, а левый крутой. Имя реки можно перевести с мордовского языка как земляничная вода. Слово «кстый» - земляника, а пермскофинское (коми) слово «ва» - вода.Вдоль реки Кстова и расположился наш поселок. Речка Кстова берёт начало из родников. Это типичная равнинная река с плавным ходом воды, преобладающим снеговым питанием и весенним половодьем. Для реки характерны летнее –осенняя межень и устойчивая зимняя межень, когда она переходит на питание грунтовыми водами.Зимой река сковывается ледяным покровом. Замерзание реки (начало ледостава) приходится на середину ноября – начало декабря. Покрыта она льдом в течение 4 месяцев. Уровень воды колеблется в зависимости от таяния снегов весной, от количества выпадающих осадков. Ясно выраженное половодье приходится на апрель. В этот период река поднимается значительно выше меженного уровня и заливает пойму.Река в основном протекает по рыхлым породам, легко размывающимся водой, поэтому много взвешенных частиц. Река протекает по равнине имеющий среднюю облесенность. В основном это смешанные леса с преобладанием ивы, ольхи.

На основе воспоминаний старожилов: (приложение №5).Уткина Александра Лазаревича, Ундалова Валентина Александровича и других - я выяснил, что речка Кстова в шестидесятые, семидесятые и начало восьмидесятых годов прошлого столетия была полноводной с чистой водой и богатой рыбой. В реке купались, ловили рыбу в большом количестве, воду использовали для бытовых нужд. Старожилы говорят: «В нашем детстве вода в реке была настолько чистая, что из неё даже пили». В ясный солнечный день можно было увидеть песчаное дно. Местные старожилы рассказывают, что каждый день по утрам к определённому месту речки (Крутая яма) спускались женщины с вёдрами за водой. Кипятили эту воду в самоварах. Считалось, что это была самая лучшая вода для чая из этого водоёма. Это место тщательно оберегалось, в частности, не допускалась водоплавающая птица. Русло речки было чистым и глубоким с довольно хорошим течением и с продолжительным ледоходом. На водной поверхности в основном правого берега можно было увидеть жёлтую кубышку, белую лилию, ряску трёхдольную, земноводную гречиху и т. д.

Речка Кстова была любимым местом отдыха тумботинцев. Здесь купались. С утра и до позднего вечера слышались детские голоса. Любимым занятием рыбаков была ловля рыбы с ботников. Это экологически чистая лодка с одним веслом, сделанная из дерева, изготавливали её мастера. Никакого вреда от ботника не было. Сейчас ботник встречается редко, а на смену пришли резиновые и моторные лодки. Да и мастеров по изготовлению ботников почти нет. Такой была речка Кстова в прошлом пятьдесят, шестьдесят лет назад.

А какой она стала сегодня?

  • Мне стало интересно узнать, почему вода в речке Кстова имеет мутный цвет?

  • Почему население посёлка не купается в нашей речке?

А предпочитает места отдыха и купания в отдалённых местах, в более чистых лесных водоёмах: в озере Святое Тумботинское в 4км от посёлка, Святое Щепачихинское в десяти километрах, а также в озере Окуни в двенадцати километрах от посёлка.



  • Можно ли ловить рыбу и питаться этой рыбой?

  • Ведь речка до сих пор изобилует рыбой. В ней обитает плотва, щука, окунь, лини, караси, лещи, густера, уклейка.

  • Использовать воду для бытовых нужд?

Исследования проводил в июле и сентябре 2017 года. ( приложение №6)

Для этого использовал методы:

1.Метод химического исследования анализа воды.

2.Метод биоиндикации

Методика химического анализа воды речки Кстова:

  • определил температуру воды

  • водородный показатель

  • прозрачность

  • запах

  • окисляемость

  • содержания сульфатов и хлоридов.

  • метод биоиндикации

1.Температура воды измерил с помощью бытового термометра в июле +12С, в сентябре + 5С

2.Водородный показатель(рН) определял с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивал ее окраску со шкалой. Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (рH около 7). Величина рH воды водоемов хозяйственного, питьевого, культурно бытового назначения регламентируется в пределах 6,5-8,5. Показатель (рH) в речке около 6).

3.Прозрачность воды характеризует фотосинтетическую активность в водоеме. В стеклянный цилиндр налил иссле­дуемую воду так, чтобы высота составляла 20 см, и дал ей отстояться 25 минут. Оценивают прозрач­ность по следующим характеристикам: а) вода силь­но мутная; б) слабопрозрачная (слегка мутная); в) прозрачная; г) очень прозрачная.

Для определения прозрачности воды провёл такой опыт:

В два цилиндра налил воду. В первый цилиндр – дистиллированную; во второй – воду из речки. Через цилиндр попытался прочитать текст поставленный сзади цилиндра. Через дистиллированную текст был виден хорошо. А через цилиндр с водой из речки текст читал с трудом. Причём в июле вода оказалась боле мутная, в сентябре чуть лучше. Этому можно найти объяснение в том, что при снижении температуры воды в сентябре сине – зелёных водорослей становится меньше.

Вода речки Кстова мутная.

4.Определение запаха воды.

Налил в колбу воду, плотно закрыл пробкой и оставил на несколь­ко часов. Затем открыл и понюхал. Запах может быть землистый, сероводородный, гнилостный, болотный, аммиачный, рыбный, хлорный и др. Оценивают запах по следующей шкале:
Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Запах воды водоемов не должен превышать 2 баллов. Определение основано на органолептическом исследование характера и интенсивности запахов воды при 20 и 60°С. 100 мл исследуемой воды при комнатной температуре наливают в колбу с широким горлом, накрывают стеклом, встряхивают вращательным движением, сдвигают стекло и быстро определяют характер и интенсивность запаха. Затем колбу нагревают на водяной бане до 60 градусов и также оценивают запах.





По предлагаемой методике определяют характер и интенсивность запаха.

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тенистый

Гнилостный

Сточной воды

Древесный

Мокрой щепы, древесной коры

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли, глинистый

Плесневый

Затхлый, застойный

Рыбный

Рыбы, рыбьего жира

Сероводородный

Тухлых яиц

Травянистый

Скошенной травы, сена



Интенсивность запаха воды.

Балл

Интенсивность запаха

Качественная характеристика

0

Никакой

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабая

Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем.

2

Слабая

Запах, не привлекающей внимание потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание.

3

Заметная

Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением.

4

Отчетливая

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья.

5

Очень сильная

Запах настолько сильный, что вода становится не пригодной для питья.



1 балл — нет за­паха,

2 балла — чуть заметный запах,

3 балла -устойчивый (вода для питья непригодна),

4 балла — сильный запах.

Оказалось, что вода в речке имеет гнилостный, землистый запах, который можно оценить в 3 -4 балла. Вода для питья, непригодна.

5.Определение окисляемости воды ( приложение №7).

Для оп­ределения окисляемости налил в пробирку 10 мл отфильтрованной воды, добавили 0,5мл 30%-ной серной кислоты и 1 мл 0,01%-раствора перманганата калия ( раствор марганцовки). Смесь перемешал и оставил на 20 минут при температуре 20 °С.

Если после этого рас­твор остался:

ярко-розовым, то окисляемость кислоро­да примерно -1 мг/л,

лилово-розовым — 2 мг/л,

слабо­лилово-розовым - 4 мг/л,

бледно-лилово-розовым - 6 мг/л,

блед­но-розовым - 8 мг/л,

розово-желтым – 12 мг/л,

желтым -16 мг/л и выше.

 Раствор получился розово - жёлтым. Значит окисляемость кислорода в реке примерно - 12мг/ л, Что является средним показателем окисляемости.

Предельно допустимая величина окисляемости кислорода зимой- 15-20 мг/л, летом- 20 -30мг/л. Данный показа­тель дает возможность судить о количестве органиче­ских веществ в воде (сливы с турбазы «Кусторка» и «Солнечный», с частных домов. Органика окисляется в воде, в ре­зультате вода обедняется кислородом, кроме того, на субстрате начинают развиваться сине - зеленые и крас­но-коричневые водоросли. В результате кислорода становится меньше и исчезает рыба.

6.Метод определения сульфатов в воде (приложение №8).

В пробирку налил5 мл исследуемой воды, добав­ил три капли 10% раствора хлорида бария. Про­бирку не взбалтывают. По объему выпавшего осадка оценивают содержание сульфатов:

слабая муть через несколько минут- 1-10 мг/л;

слабая муть сразу -1-100 мг/л;

сильная муть -100-150 мг/л; боль­шой осадок, который сразу садится на дно.

ПДК для сульфатов — 500 мг/л.

Содержа­ние сульфатов в речке Кстова среднее в пределах1-100 мг/л;

Содержание сульфатов в водах обусловлено есте­ственным выщелачиванием горных пород, сбросами промышленных предприятий. Но имеющийся завод имени М. Горького в настоящее время функционирует слабо.



Метод биоиндикации – это метод, который позволяет судить о состоянии окружающей среды по факту нахождения, отсутствия, особенностям развития организмов – биоиндикаторов.

Взял пробу воды. Под микроскопом рассмотрел в воде простейших, которые служат пищей для других животных. Встречаются пиявки, но их становится очень мало. В нашей речке живут не только беспозвоночные животные, но и позвоночные.

Для оценки преобладающего органического загрязнения изучаемых водотоков, находящихся под влиянием хозяйственно-бытовых стоков, применялась упрощенная методика определения сапробности гидробионтов (комплекс физиологических свойств организмов, обуславливающий их способность развиваться в воде с тем или иным содержанием органических веществ, с той или иной степенью загрязнения).

Для оценки состояния воды использовал Индекс Вудивисса ( приложение №9). Для этого в июле и августе сачком был взят ил со дна речки у берега и исследован видовой состав. Оказалось, что среднее значение пиявок -3 штуки, семейство ручейников -1шт., двустворчатых моллюсков – 6шт.

Данные сопоставил с таблицей Индекса Вудивисса и определил его значение, характеризующее исследуемый водоём.

Если водоём получает от 0 до 2 баллов — он сильно загрязнён, относится к полисапробной зоне, водное сообщество находится в сильно угнетённом состоянии. Оценка 3–5 баллов говорит о средней степени загрязнённости (альфа-мезосапробный), а 6–7 баллов — о незначительном загрязнении водоёма (бета-мезосапробный). Чистые (олигосапробные) реки обычно получают оценку 8–10 баллов, а особенно богатые водными обитателями участки могут быть оценены и более высокими значениями индекса.

В нашем случае индекс равен 3 -5 баллов, что означает среднюю степень загрязнённости.

При загрязнении пресных вод преимущественно хозяйственно-бытовыми стоками возникают следующие зоны загрязнения:

  • Полисапробная – характеризуется большим содержанием нестойких органических веществ и наличием продуктов их анаэробного распада: метана и сероводорода, отсутствием кислорода, сохранением восстановительных процессов,. В такой зоне развиваются растительные организмы с гетеротрофным типом питания, бактерии, макрозообентос практически отсутствует.

  • Альфа-мезосапробная. В ней происходит аэробный распад органических веществ с образованием аммиака. Наблюдается большое содержание углекислоты и немного кислорода. В воде и донных отложениях происходят окислительно-восстановительные процессы, в иле много малощетинковых червей – трубочников и личинок комаров-дергунов – мотыля.

  • Бетта-мезосапробная зона характеризуется почти полной минерализацией органических веществ. Содержание кислорода и углекислоты колеблется в зависимости от времени суток. В иле протекают окислительные процессы. Наблюдается большое разнообразие гидробионтов. Среди макробеспозвоночных – черви, личинки насекомых, брюхоногие, мелкие двустворчатые моллюски.

  • Олигосапробная зона характеризует практически чистые водоёмы с незначительным содержанием нестойких органических веществ, а также с небольшой минерализацией. Показателем чистоты воды являются такие макробеспозвоночные как личинки мошек, ручейники, крупные двустворчатые моллюски.

При подсчете индексов сапробности было установлено, что в верхнем течении и до самой середины водоток речки Кстова относится к бета-мезасапробной зоне, а на остальной части – альфа-мезасапробной зоне. Водоток речки Кстова соответствует зоне, переходной от бета-мезасапробной к альфа-мезасапробной зоне. Исходя из рассчитанного индекса сапробности, наиболее неблагополучно состояние вод речки Кстова ближе к устью. 

Выводы.

Таким образом, результаты моего исследования оказались такими:

1. Температура воды + 12 0 С и + 5 0 С

2.Вода мутная

3.Гнилостный, землистый запах, 3 балла - для питья непригодна.

4.Окисляемость кислорода в воде 12 мг/л.

5.Содержание сульфатов - 1-100 мг/л. среднее

Вода в реке мутная, содержит много сульфатов, хлоридов, ионов магния.

Из чего можно сделать вывод, что река сильно загрязнена бытовыми отходами, органикой с турбаз и требует мер, направленных на охрану воды.

Провёл социологический опрос среди учащихся школы (приложение №10) и выяснил, что в основном в летнее время 5 и 6 классы отдыхают и купаются в речке Кстова, 7 и 8 классы в речке Сокорка, а старшие ребята в озере Свято.

















В чём же я вижу причины загрязнённости нашей речки? (приложение №11)

1.Изменение качества пресной воды речки Кстова связано с целым рядом факторов, в первую очередь, это загрязнение водоёма промышленными и бытовыми стоками. Значительную отрицательную роль здесь играют поверхностно-активные вещества (ПАВ), в том числе синтетические моющие средства (СМС), замедляющие естественное самоочищение водоёмов, действующие угнетающе на биохимические процессы.

В течение многих лет население загрязняло нашу малую речку. В речке полоскали бельё и стирали верхнюю одежду, половое покрытие мылом и порошками, не понимая, какой вред приносят люди всему живому. Председатель поселкового совета нанимал людей, которые строго смотрели и делали проруби на льду речки, огораживали эти проруби для полоскания белья. В летнее время строился мост через речку, чтобы можно было переходить на другую сторону в заливные луга. Около моста сооружали мостки для стирки и полоскания белья.

Тем самым население частично губило нашу «жемчужину».

2.Кроме этого русло и берега реки сильно захламлены всевозможным бытовым мусором – это пластиковые и стеклянные бутылки, банки, полиэтиленовые пакеты и т. д. Мною выявлены пять оврагов по левому, крутому берегу речки Кстова со скоплением этого мусора. Данные материалы являются искусственными и по этой причине в природе практически не разлагаются.

3.Важную роль в ухудшении качества пресной воды играет эвтрофикация водоёмов. Быстрое накопление органических веществ: азотных, фосфорных удобрений, приводит в водоёме к обильному размножению сине-зелёных водорослей (цианобактерии). В результате разложения органических веществ ухудшается и снабжение воды кислородом, гибнут водные организмы, вода становится непригодной для использования человеком.

Цианотоксины могут вызывать массу различных заболеваний от простой аллергической реакции до отравлений и болезней. Необходимо заселить нашу речку ценной промысловой рыбой: такой как белым толстолобиком. Они как раз и поедают эти водоросли. Также можно развести хлореллу. Это зелёные водоросли, естественный конкурент сине – зелёных. Она может вытеснить сине – зелёные, просто лишив их питательных веществ и территории. В отличие от сине – зелёных водорослей, хлорелла не опасна, её поедают многие речные рыбы.

Мероприятия, которые необходимо предпринимать, чтобы сохранить речку Кстова: (приложение №12)

1.Запретить свалки мусора в овраги.

Овраги – одна из причин заиливания рек. Поэтому откосы оврагов необходимо обсаживать деревцами из ивы, ольхи, тростника, камыша и рогоза, так как своими корнями они извлекают из воды нитраты и другие соли. Даже самая лучшая очистная установка не может очистить реку от вредных примесей, как это делают корни деревьев, тростника, камыша и рогоза.

2. Создать каменные завалы на дне речки через каждый километр.

Для завалов на дно реки берутся в основном камни шершавые, размером в несколько десятков сантиметров. Их можно навалить один на один или же опустить на дно несколько сеток с камнями по 20-50 килограмм каждая.На них будут селиться водоросли, моллюски, которые станут очищать воду. Рядом начнут прятаться мальки рыб. Вода, преодолевая перепады высот, переливается и журчит. Это ей на пользу: органические вещества преобразуются в проточной воде в минеральные, накатываясь на камни, вода аэрируется и пополняет запасы кислорода. Такие каменные завалы не только способствуют очищению воды и увеличению рыбьего царства. Через несколько лет в этих местах вновь начнёт цвести белая кувшинка лилия и жёлтая кубышка.

3.Завести молодь белого толстолобика. Этот вид рыб хорошо чистит водоём. А также зелёные водоросли – хлореллу.

4.Приобрести многофункциональный земснаряд, который предназначен для расчистки малых рек.

Эти мероприятия по очистке речки я предложил Главе администрации нашего посёлка Кокину Александру Михайловичу (приложение №13)). Он одобрил мои начинания по охране и сохранению речки.

Ежегодно в мае учащимися нашей школы проводится экологическая акция «Чистый берег» (приложение №14). Берега наших водоёмов очищаем от бытового мусора. Администрация посёлка с одобрением относится к нашей инициативе, снабжая школу машиной и мешками для сбора мусора.



























Литература

1«Биоиндикация экологического состояния равнинных рек» под редакцией О.В. Бухарина Г.С., Розенберга. М: наука, 2007г.

2. «Атлас – определитель индикаторных таксонов макрозооентоса в малых водоёмах», ТОЭБЦУ, 2000г.

3. «Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии: методическое пособие». Глаголев С.М., Харитонов Н.п., Ямпольский Л.Ю. М: Добросвет, 1999г.

4.Биологические методы определения качества воды. Методические разработки отдела биологии СПБГДТЮ, 2002г.

5.Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений: М: Просвещение, 1991г.

6.Экологическое краеведение. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. 2011 г.

7.Актуальные проблемы современной географии: научные и образовательные аспекты. Сборник научных статей Мареев Е.А., Соткина С.А., Николина В.В. 2009г.

8. Экологическая обстановка в Нижнем Новгороде. Физические и Химические параметры Косариков А.Н., Иванов А.В. 1992г.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!