СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование по литературе (7 класс). Образы и символика цветов в художественных произведениях

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование подготовлено к научно-практической конференции школьников 5-9 классы

  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • СУЗ
  • ВУЗ
  • Прочее

 

Просмотр содержимого документа
«Исследование по литературе (7 класс). Образы и символика цветов в художественных произведениях»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жаворонковская средняя общеобразовательная школа

Общеобразовательное отделение Ликинская школа

(Московская область, Одинцовский городской округ,

дер.Ликино, ул.Новая, д.9)

тел. 495-598-94-40


КОНКУРСНАЯ РАБОТА

«ЛЮБИТЕЛИ ИСКУССТВА СЛОВА» (литература)


«ОБРАЗЫ И СИМВОЛИКА ЦВЕТОВ И РАСТЕНИЙ

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

(исследование)



Выполнила:

Рязанцева Анастасия Николаевна, 7 класс,

Московская область,

Одинцовский городской округ,

дер.Щедрино, д.14

Руководитель:

Лукьянова Елена Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Жаворонковской средней общеобразовательной школы

Общеобразовательное отделение Ликинская школа


д.Ликино



Аннотация


В исследовании по литературе «Образы и символика цветов и растений в художественной литературе» Рязанцева Анастасия поставила цель проанализировать символику «языка цветов и растений» в художественной литературе и раскрыть для читателя значение данных образов.

Решены следующие задачи: проанализировано использование «языка цветов и растений» в контексте литературного произведения, проведен социологический опрос среди учащихся 7 класса, подготовлен сценарий литературно-музыкального вечера для школьников и словарик «языка цветов», подобраны стихи.

Методы исследования: изучение литературы, опрос, наблюдение.

Сделаны выводы по результатам исследования: проходят дни, годы, меняются взгляды и привязанности людей, но любовь к цветам остается, становится еще сильнее. Поэты, писатели, художники - очень тонкие психологи подарили миру незабываемые образы, многие из которых живут в веках.

По результатам социологического опроса сделан вывод о том, что немногим из подростков знаком «язык цветов», мало кто знает, что существует селам – язык цветов, часть учащихся считает, что данная наука устарела или не имеет значения.

Подготовлен сценарий литературно-музыкального вечера для школьников. Данный материал можно использовать на классных часах, а также для проведения внеклассных мероприятий.









СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………….стр.4

Глава I. Обзор литературы

    1. Значение мотивов и образов цветов и растений в контексте литературного произведения…………………………………………………………стр.5

Глава II. Практическая часть

Заключение………………………………………………………………….стр.13

Список литературы………………………………………………………… стр.16

Приложения………………………………………………………………….стр.17















Введение


Проблема: знаем ли мы «язык цветов»? Какова его символика? Можно ли проникнуть в тайный смысл видимых вещей и постичь то чудо, которое являет собой великий и могучий русский язык - язык Пушкина, Блока, Рубцова?

Тема исследования: символика цветов и растений в художественном произведении.

Актуальность темы: необходимо понимать скрытый смысл использования символики цветов и растений не только в художественном произведении, но и в жизни современного читателя.

Объект исследования: объектом исследования стали художественные произведения писателей и поэтов.

Предмет исследования: предметом исследования стали образы цветов и растений, встречающиеся в прочитанных мною художественных произведениях.

Цель исследования: проанализировать символику «языка цветов и растений» в художественной литературе. Раскрыть для читателя значение данных образов. Создать продукт, основанный на исследовании.

Гипотеза исследования: в художественной литературе часто встречаются образы цветов и растений, но не все читатели понимают значение данного символа.

Задачи исследования:  

  1. Раскрыть символические значения цветов и растений.

  2. Проанализировать использование «языка цветов и растений» в контексте литературного произведения.

  3. Подготовить сценарий литературно-музыкального вечера для школьников.

  4. Сделать выводы по результатам исследования.

Методы исследования: изучение литературы, опрос, наблюдение.


Основная часть


Глава I. Обзор литературы.

С древних времён цветы и растения занимают особое место в творчестве поэтов, художников и писателей всего мира. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. На цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события, связанные с теми или иными цветами. Люди с древности переносили на растения человеческие чувства и качества.

В течение многих веков на Востоке как символ, иносказание использовался селам (наука о значении цветов) – язык цветов, способ выражения мыслей и чувств при помощи растений и их сочетаний. Признанием в любви служила ветка цветущей вишни, белая гвоздика – знаком доверия, клевер – печаль, астра – ожидание. Активно использовалась цветочная символика в средневековье. Предлагая даме руку и сердце, рыцарь посвящал ей розу с миртом, а дама в знак согласия отправляла маргаритки.

В Японии силу, счастье, долголетие и выносливость символизирует сосна. Почти у всех народов, символ любви – роза. В свою очередь, композиция сосны с розой символизирует вечную молодость, а с сакурой – преданность и рыцарство. Появление этих символов закономерно. Они являются результатом глубокого погружения в природу, длительного её изучения, созерцания, наблюдения и вызывает большое уважение и интерес.

Особо значимы образы цветов в поэзии. Целые стихотворения посвящены отдельным цветам. На «языке цветов» поэты говорят о том, что считают самым важным и интересным в искусстве – о душе современного человека, о его сложных отношениях с миром природы. Читая стихотворения русских поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, А. Ахматовой, мы можем заметить, что поэты используют образ ландыша. Ахматова же, вспоминая о первой встрече с О. Мандельштамом, писала: «Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой». В стихах М. Цветаевой, трогательные строки, посвящённые Ахматовой: «Полюбился ландыш белый одинокой резеде…». Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, неприхотливые полевые цветы.

 

 

Цветики убогие северной весны,

Веете вы красотою мирной тишины.

Ландыш клонит жемчуг

Крупных белых слёз.

Синий колокольчик спит в тени берёз.

                                 В. Брюсов

 

Растительный мир С.Есенина многообразен. В его стихах встречаются более 20 пород деревьев и 20 видов цветов.

 

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз…

Белая свитка и алый кушак,

Рву я по грядкам заредевшийся мак…

 

Цветок – эмблема круговращения, рождения, жизни, смерти и возрождения. Всё в цветке может нести определённую символику: и его форма, и число лепестков, и цвет, и запах. На «языке цветов» писатели говорят о том, что считают самым важным и интересным в искусстве – о душе современного человека, о его сложных отношениях с миром природы. На Земле нет ни одной страны, в которой не существует мифов, сказок или легенд о растениях. Любуясь красотой цветов и могучих деревьев, человек задумывался, какие сверхъестественные силы их породили.

Одним из самых известных литературных источников является миф о Нарциссе, сохранившийся с античных времён. Юноша влюбился в самого себя, увидев своё отражение в воде. Бесконечно любуясь собой, он забыл обо всём на свете и через некоторое время умер. А цветок, названный за красоту нарциссом с тех пор стал символизировать абсолютный эгоизм и ложные надежды.



Из более ранних произведений можно отметить Уильяма Шекспира, «вложившего цветы в руки Офелии, которая весьма символично раздавала их другим персонажам шекспировского «Гамлета». Хотя сам Шекспир не оставил на этот счёт каких-либо определённых указаний, литературоведы провели аналогию со значением каждого цветка, которое тот имел в его время. Они сделали реконструкцию событий в пьесе, связанных с «раздачей» цветов. После этого, например, фиалки стали обозначать верность и любовь, а также символ душевной чистоты, а другие растения обрели свою символику.



Все «большие» писатели так или иначе использовали образы цветов и растений в своих произведениях. Тут можно упомянуть и чеховский «Вишнёвый сад», и «Маленького принца» Экзюпери, и многие другие знаменитые «вещи». Люди любят цветы, и их символизм помогает лучше понять и описать события, происходящие в книге, а также чувства героев произведения.

Хризантема – это национальный цветок, любимица Японии. Часто её называют «кику», что означает «солнце». Есть и стихотворения, в которых японцы описывают хризантему: «Осенью поздней ни один не сравнится с белою хризантемой. Ты ей место своё уступи, сторонись её, утренний иней!» Они сравнивают её с какой-то опасной стихией. Хризантема не похожа на другие цветы, она отличается от них своей загадочностью. Вот, что написал неизвестный автор: «Видели всё на свете мои глаза – и вернулись к вам, белые хризантемы». Это хокку подтверждает, что нет ничего прекраснее хризантемы солнца.



В Древней Греции была игра, которую называли игра в любовь. В неё играли, используя цветки мака, а сам цветок называли любовным шпионом. В России цветы мака не имеют особого значения, но церковные купола часто носят название золотых маковок, а Москва за многочисленность своих храмов в старину называлась даже в народе «Москва – золотые маковки».  Стихотворение «Маки» - портрет земной и небесной души Иннокентия Анненского. Здесь и восхищение миром, и сострадание ко всему живущему, обречённому на старение, смерть. Короткое цветение и увядание маков – время всей человеческой жизни:

 



Все маки пятнами – как жадное бессилье,

Как губы, полные соблазна и отрав,

Как алых бабочек развёрнутые крылья.

И маки сохлые, как головы старух,

Осенены с небес сияющим потиром.

 

Анненский показал, как коротка и недолговечна наша жизнь, и что мы должны беречь каждое мгновение и каждую секунду нашего счастья.

Самым ярким украшением севера является василёк. Трудно обойти молчанием прелестную басню Крылова «Василёк», в которой этот цветок сыграл историческую роль. Басня, как известно, посвящена императрице. Рассказывают, что когда в 1823 году с Крыловым сделался сильный апоплексический удар, императрица Мария Фёдоровна, питавшая к нашему знаменитому баснописцу большое расположение, прислала ему букет цветов и переселила его для поправления здоровья к себе в Павловск, сказав: «Под моим надзором он скорее поправится». Такое внимание глубоко тронуло Крылова, а когда он поправился, то первой написанной им после тяжёлой болезни басней была «Василёк», в которой он, выражая свою благодарность, под солнцем изобразил императрицу, а себя – в виде василька, простого дикого цветка, который недостоин того, как это высказывает в басне жук, чтобы солнышко его пригрело.

 

Солнышко взошло, природу осветило,

По царству флорину рассыпало лучи

И бедный василёк, завянувший в ночи,

Небесным взором оживило.

Василёк у многих писателей является символом скромности и спокойствия. Крылов показал различия между людьми, как это являлось между ним и царицей. Букет из васильков будто бы и подал Крылову мысль написать басню «Василёк» и изобразить себя под именем этого скромного полевого цветочка.

Цветы в любые времена играли и будут играть большую роль в нашей жизни. Цветы – символы любви, верности, подвига. Мифы, предания, легенды о цветах позволяют нам заглянуть в прошлое и многое узнать о происхождении цветов. Цветы – волшебные помощники героев сказок: Г.Х. Андерсен «Снежная королева», В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Аксаков «Аленький цветочек».

Символика цветов играет большую роль в произведении. Цветок становится своеобразным символом, который проходит через всё произведение, помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении русской художественной литературы. На «языке цветов» писатели говорят о том, что считают самым важным и интересным.


Глава II. Практическая часть.


В ходе исследования мною проведен социологический опрос среди учащихся 7 класса на тему «Знаком ли ты с «языком цветов-селам?».

Приходится констатировать, что немногим из подростков знаком «язык цветов», мало кто знает, что существует селам – язык цветов, часть учащихся считает, что данная наука устарела или не имеет значения.

Мною предложено провести литературно-музыкальный вечер «Язык цветов», основанный на исследовании данной темы, ознакомиться с подборкой поэтических произведений с символическими образами растений, использовать словарик «Языка цветов» в повседневной жизни.


Заключение.


Многие поэты и писатели любили и воспевали в своих произведениях нежные, прекрасные цветы. Среди них и неприхотливые, растущие в полях и на лугах России ромашки, колокольчики, незабудки, даже лебеда. Особое предпочтение отдавалось ландышам, сирени и розам.

В данной работе я попыталась проследить, какие же поэтические формы, слова находили поэты для характеристики цветов, какие мифы и легенды помогали им создавать такие яркие и красочные образы. Главным источником практической части исследования стали тексты стихотворений русских поэтов, легенды и мифы о цветах.

Читая стихотворения русских поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, С. Есенина, И. Бунина, А. Ахматовой,- я пришла к выводу, что первенство в русской поэзии одержал скромный, но очень душистый цветок-ландыш. Сколько талантливых людей вдохнули скромные белые колокольчики с душистым ароматом! Они были любимыми цветами Н. Карамзина, И. Бунина, А. Куприна, И. Репина, Д. Менделеева, П. Чайковского.

Рассматривая произведения живописи, я выяснила, что художники чаще всего изображали розу-царицу цветов, как назвала её поэтесса Древней Греции Сафо ещё за шесть веков до нашей эры. Её великолепие стремились запечатлеть на своих полотнах И.Крамской, П.Кончаловский, К.Коровин, М.Врубель.

Роза является эмблемой поклонения и пламенной любви, ее называют райским цветком и посвящают Богородице.


Каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия.

Проходят дни, годы, меняются взгляды и привязанности людей, но любовь к цветам остается, становится еще сильнее.

В заключение отмечу, что поэты, писатели, художники - очень тонкие психологи, которые подарили миру незабываемые образы, многие из которых живут в веках.









Список использованных источников


  1. Зигуненко С.Н. Знаки и символы – М.: АСТ : Астрель: Транзиткнига, 2005г.

  2. Золотницкий Н.Ф. "Цветы в легендах и преданиях". - М., 1991.

  3. Моложавенко В.С. Тайны красоты: книга о цветах. М. Педагогика – Пресс, 1993.

  4. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М., 1995.

  5. http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/








































ПРИЛОЖЕНИЕ


Сценарий литературно-музыкального вечера для школьников

«Вальс цветов»


Оформление: на сцене проецируются фотографии с изображением цветов под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов».


1-й чтец.

О первый ландыш!

Из-под снега ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте своей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает-

О чем, неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

(А.А.Фет. «Первый ландыш»)

2-й чтец. Когда была вскрыта гробница Тутанхамона, глазам археологов открылось великолепное убранство саркофага, многочисленные драгоценности, украшавшие мумию.

Но поверх всех украшений лежал скромный букетик, увядших полевых цветов, и, казалось, они сохраняли свой аромат. Не золото, не рубины, а цветы были последним знаком любви, последним приветом молодой вдовы, ушедшему супругу.

Декабристам выращивание цветов скрашивало ссыл­ку в суровой Сибири, а политзаключенные, пожизнен­ные узники Шлиссельбурга, объявили голодовку, требуя от тюремного начальства разрешения пользоваться биб­лиотекой и выращивать цветы.

«У меня на окне всегда цветы...». Это писал Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин. Он подарил ей стихотворение «Цветы последние...». А веточка гелиотропа, которую Пушкин выпросил у Анны Керн, всегда была в кабинете поэта в Михайловском...

3-й чтец. В Риме есть гробница Рафаэля. К. Г. Паус­товский рассказал о старике-стороже, который каждую неделю покупал из своего скудного заработка цветы и возлагал их на гробницу, где покоится сердце великого итальянца.

Говорят, что тому, кто умеет понимать и ценить кра­соту, цветы рассказывают о своей жизни. Мир цветов и удивителен, и велик. На Земле тысячи, десятки тысяч цветов, и у каждого цветка свое назначение, свои харак­тер, своя история, своя сказка. Человеку не хватит, на­верное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры.

Выходит царица Флора - высокая девушка, в зеленом длинном платье, на голове у нее шляпа, украшенная цветами.

Царица Флора. Я приглашаю Вас в удивительный мир легенд о цветах.

Снова звучит «Валы цветов» П.И. Чайковского. Ученики младших классов, одетые в костюмы различных цветов, исполняют вальс. Сти­хает музыка, и на сцену выходит девушка с красной розой в руках.

Девушка Красная Роза. У древних славян - в пору язычества - был праздник Русалии. Праздник Русалии - это праздник расцветающих роз. К нам в Рос­сию он пришел из Болгарии. 0 болгарских розах писал еще тысячу лет назад Плиний Старший. Он рассказывал, что жившие в Казанлыкской долине фракийцы выращи­вали самые ароматные цветы - дамасскую розу. Вот ка­кая легенда существует о казанлыкской розе.

В неравном бою до последнего сражались против за­хватчиков сыны гор. Не поспела вовремя помощь с Дуная, и пленили турки храбрецов, заковали их в тяжелые цепи, увезли в заморские земли. В тех землях было собрано много сокровищ, награбленных султаном в разбойных набегах, но мертвой и холодной была красота неправедно нажитых богатств, и не радовала она людей. Собрал одна­жды султан своих пленников и сказал: «Мне нужен такой дворец, какого никто еще не видел на земле. Тому, кто по­строит его, обещаю исполнить три любых желания». Вы­шел тогда вперед смуглый горец, посмотрел ему в глаза и сказал не поклонившись: «Будет тебе, султан, такой дворец». – «Кто ты, чужеземец?» - спросил султан. -

Прошел год, и вырос посреди сыпучих песков хру­стальный дворец невиданной красоты. Пришло время расплаты. «Я сделал, что обещал, - сказал болгарин. - Слушай теперь, султан, три моих желания. Отпусти из плена моих земляков, награди их золотом, мне же отдай в жены свою дочь - она любит меня». Разгневался султан на такую неслыханную дерзость и велел заточить болгар­ского юношу в темницу. А глухой ночыо дочь султана - красавица Рахматлар - пробралась в подземелье и бежа­ла с любимым на его родину. Послал султан за ними по­гоню, да где там...

Не близок был путь и опасен, и оказался он роковым для красавицы Рахматлар. Сломил ее в дороге тяжелый недуг. Уже и Шипка показалась вдали, когда пришел ее последний час. Безутешно плакал Георгий на могиле лю­бимой. Утром над долиной встало солнце, и увидел он, что на могильном холмике вырос куст, на котором распустился волшебной красоты цветок.

Там, где слезы капали, - блещут розы белые,
Рдеют розы алые, где лилася кровь...

Это слова ив песни о Долине роз - любимой песни русской баронессы Юлии Вревской, тоже отдавшей свою жизнь за свободу Болгарии и тоже похороненной на Шипке.

И.С. Тургенев посвятил одно из своих «Стихотворений в прозе».

Ученик исполняет стихотворение И.С. Typгeнeва
«
Памяти Ю.П. Вревской».

Девушка Желтая Роза. На Востоке живет легенда о желтой розе. В 612 году Магомет, уходя на войну с израильтянами, взял у своей жены Айши клятву, что она останется ему верна. Но Айша увлеклась молодым персом. Возвратясь из похода, Магомет приказал жене опустить красную розу в дворцовый источник: если она не изменит цвета, Айша невинна. Айша подчинилась, но каков был ее ужас, когда вынутая из источника красная роза оказалась желтой. С тех пор желтая poза предупреждает о фальши, об измене.

4-й чтец. Нет на 3емле языка более сокровенного и лучше всего понятного сердцу, чем язык цветов. Говорят, если даришь близкому другу цветы, слов не надо: в цветах - и чувства твои, и доброта, и все надежды на лучшее, и залог счастья. И тот, кому даришь ты цветы, поймет тебя без слов.

У русской поэтессы Екатерины Бекетовой есть стихи о сирени. Их положил на музыку Сергей Paxманинов. Послушайте этот романс.

5-й чтец.

По утру, на заре,

По росистой траве,

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет;

На зеленых ветвях,

На душистых кистях

Мое бедное счастье цветет...


6-й чтец. Романс этот обошел всю Россию, а у ком­позитора появилась безымянная поклонница. Оставаясь неизвестной в течение многих лет, она приветствовала каждое выступление Рахманинова букетом белой сирени.

Независимо от времени года, в любом городе, куда заносила его исполнительская деятельность, композитор получал чудесные цветы. Он прозвал таинственную незнакомку Белой сиренью и лишь много лет спустя уз­нал ее настоящее имя. Женщину эту, оказавшуюся пре­подавателем провинциальной гимназии, звали Фекла Руссо.

Девушка Сирень. А вот что рассказывает о сирени скандинавская сага.

Солнце в сопровождении весенней радуги шло над землей, и лучи его, перемешиваясь с переливами радуги, падали на землю, превращаясь в цветы: желтые, оранже­вые, красные, синие, белые. Когда же солнце достигло севера, у радуги оставались лишь два цвета: лиловый и белый. Лиловый цвет, смешавшись с солнечными луча­ми, упал на маленькие кустарники, и те покрылись сире­невыми цветами. А белый цвет, рассыпанный над зем­лею, дал белую звездчатую сирень.

2-й чтец. Сирень вдохновила Чайковского на созда­ние редкого по красоте балета-сказки «Спящая красави­ца»... Умна и великолепна фея Сирень, и каждый шаг ее смягчает тревогу перед силами зла. А мстительная колдунья Карабос предсказывает юной принцессе Авроре вечный сон после совершеннолетия. Не под силу фее Сирени разрушить злые чары колдуньи, но зато она может сделать так, чтобы Аврора заснула только на сто лет и пробудилась от поцелуя прекрасного принца. И когда час наступил, добрая волшебница Сирень предвещает Авроре счастье.

Пусть это просто сказка, придуманная людьми, по разве в памяти человека не остаются навсегда прекрасным видением букеты сирени, которые дарят ему близ­кие друзья?

Фея Флора. Язык цветов возник в глубоком сред­невековье в Африке и на Востоке, и породили его те свойства, которые дала растениям сама природа. Мода на язык цветов давно прошла, но цветочная символика живет во многих странах до сих пор. Но вот что любопытно. В Японии даже самый роскошный букет, безупречно поставленный по нашим, европейским меркам, восхище­ния - увы! - не вызовет. Там существует специальная наука составления композиций из цветов - икебана, и каж­дая девушка, собираясь замуж, должна овладеть ею. В широком же понимании икебана - это умение созда­вать художественные композиции из живых цветов и различных природных материалов: листьев и стеблей, кор­невищ и веток или просто камней, раковин и даже птичьих перьев.


Звучит японская мелодия.


4-й чтец. Эти цветы приходят к нам поздней осенью вместе с первыми заморозками и, может быть, кажутся иным чуточку печальными.


Звучит романс Н. Харитонова на слова В. IIIyмcкoгo «Отцвели хризантемы»­


1-й чтец. На Востоке хризантему называют цветком белого Дракона.

Есть такая легенда. Хитрый и злой белый дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само солнце - отнять у них свет и радость.

Одного лишь не ведал белый дракон: не по силам вы­брал себе добычу. 3убами и когтями рвал уснувшее светило, и горячие искры, падая па землю, превращались в цветы.

В Японии чтут хризантему не только как вестницу уходящего лета. С магическими свойствами цветка свя­зывают предание о происхождении страны. В давние вре­мена правил будто бы в Китае жестокий император, и од­нажды ему стало известно, что на одном из ближних ост­ровов есть растение, из сока которого можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок было под силу лишь человеку с чистым сердцем и добрыми намерения­ми. Император и его свита были людьми грешными, не рискнули сами отправиться на заветный остров, а по­слали туда триста молодых юношей и девушек. Те нашли хризантему, но... не вернулись к жестокому императору: очарованные благодатной природой острова, основали новое государство - Японию.

2-й чтец. Октябрь в Японии по старому лунному ка­лендарю - это месяц хризантем. Каждый год в стране от­мечается праздник, посвященный божественному цветку: лодки, дома украшаются гирляндами из хризантем, ис­полняются песни, ритуальные танцы, поэты читают стихи. Послушайте стихотворение Ли Цинчжа:

Твоя листва - из яшмы бахрома –

Свисает над землей.

3а слоем слой,

десятки тысяч лепестков твоих,

Как золото чеканное горят...

О, хризантема, осени цветок,

Твой гордый дух, вид необычный твой

О совершенстве доблестных мужей

Мне говорят...


3-й чтец. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совер­шенным творением природы они являются. А ведь в са­мом крошечном лютике или одуванчике, в затерянном посреди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, пережи­вать, волноваться и вспоминать о чем-то своем...

Человеку трудно дается привычка вставать вместе с солнцем. Но коль уж воспитал он в себе: эту привычку, то будет вместе с зеленью, вместе с цветами радоваться утреннему пробуждению природы, и любой цветок, даже самый неказистый, станет ему близок и дорог, он не сор­вет его бездумно, чтобы тут же затоптать в пыли, потому что сам будет причастен к великому таинству волшебни­цы Флоры.

Звучит попурри пeceн о цветах. Все участники выходят на сцену, со6ирают огромный букет из цветов.



ПРИЛОЖЕНИЕ



Язык цветов



Акация – Платоническая любовь 

Жасмин – Любезность 



Акация розовая – Элегантность 

Колокольчик – Болтливость 



Амарант – Бессмертие 

Куриная слепота – Свидание 



Амариллис – Восхищение красотой 

Лаванда – Недоверие, опасность 



Анемон – Хрупкость 

Ландыш – Возвращение счастье 



Астра – Печаль 

Лилия белая – Скромность 



Базилик – Ненависть, отвращение 

Лилия оранжевая – Жгучая ненависть 



Бальзамин – Социальное неравенство 

Магнолия – Хочу Вас любить 



Барвинок – Сладостное воспоминание 

Мак – Утешение 



Бархатцы – Короткое счастье 

Маргаритка – Невинность 



Бегония – Опасность, подозрение 

Мимоза – Стыдливость, застенчивость 



Бессмертник – Неизменная память 

Миндаль – Надежда 



Боярышник – Надежда 

Мирт – Исчезнувшая любовь 



Василек – Деликатность, изящество 

Мята – Жар чувств 



Вербена – Чувствительность 

Нарцисс – Эгоизм, самовлюбленность 



Вереск – Одиночество 

Незабудка – Вспоминайте обо мне 



Вишня – Чистота помыслов 

Нигелла – Смущение 



Водосбор – Безрассудство 

Ноготки – Беспокойство 



Водяная лилия – Чистота сердца 

Орхидея – Красота 



Вьюнок полевой – Смирение, покорность 

Первоцвет – Юность 



Вьюнок трехцветный – Кокетство 

Пион – Стыд 



Гвоздика красная – Пылкая любовь, страсть 

Подснежник – Утешение 



Гвоздика белая – Печаль 

Резеда – Исключительность 



Гвоздика желтая – Презрение 

Роза белая – Молчание 



Гвоздика пестрая – Холодность в любви 

Роза красная – Любовь, страдание от любви 



Георгин – Признательность 

Розы красные и белые – Огонь сердца 



Герань желтая – Трезвость рассудка 

Роза желтая – Неверность 



Герань розовая – Предпочтение 

Розмарин – Ваше присутствие мне приятно 



Герань пурпурная – Утешение 

Сирень – Первые волнения в любви 



Гелиотроп – Преданность 

Тюльпан – Объяснение в любви 



Гиацинт – Забава, шутка 

Фиалка – Скромность 



Гортензия – Холодность 

Хризантема – Приветливость 



Дурман – Я тебя не забуду 

Шиповник – Поэтичность 









ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихотворения русских поэтов о цветах


О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает –
О чем, неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
(А.А.Фет «Первый ландыш»)

Недолго, ландыш полевой

Ты будешь гость весны прелестной,
Как прежде, утра в час златой,
Не будешь влагою небесной
Живить свой нежный стебелек!
Сорву тебя я, мой цветок.
Напрасно бабочка златая,
Твоя подруга молодая,
К тебе летит издалека.
Уж не найдет она цветка…
(А.Одоевский К ландышу)


Есть на полях моей родины скромные

Сестры и братья заморских цветов:

Их возрастила весна благовонная

В зелени майских лесов и лугов.

Увидят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой,

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они

И говорят про давно позабытые

Светлые дни.

(И. Бунин. Полевые цветы)


Цветики убогие северной весны,

Веете вы кротостью мирной тишины.

Ландыш клонит жемчуг

Крупных белых слез,

Синий колокольчик спит в тени берез.

Белая фиалка высится стройна,

Белая ромашка в зелени видна.

Здесь иван-да-марья, одуванчик там,

Желтенькие звезды всюду по полям

(В. Брюсов. Цветики убогие северной весны)


Ромашка, излучая свет,

На солнышко похожая,

Бежит везде за нами вслед,

Своя, а не прихожая.

До поздней осени на нас

Бросает взгляды смелые

Ее веселый желтый глаз

Через ресницы белые.

Она в лугу, она в лесу

И рядом - обочине.

По всей земле ее красу

Ветра рассредоточили.

По всем полянам и полям

Ромашка с мая месяца

На счастье вам, на радость вам

Растет, цветет и светится.

(М.Дудин «Ромашка»)


Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой,-
А куда? Не знаю…
(А.К.Толстой « Колокольчики мои…»)







Ночь нема, как дух бесплотный,
Теплый воздух онемел;
Но как будто мимолетный

Колокольчик прозвенел.
Тот ли это, что мешает
Вдалеке лесному сну
И, качаясь, набегает
На ночную тишину?
Или этот, чуть заметный 
В цветнике моем и днем,
Узкодонный, разноцветный,
На тычинке под окном?
(А.А.Фет  Колокольчик)

По утру, на заре

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать,

И в душистую тень,

И то счастье в сирени живет;

На зеленых ветвях

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

На душистых кистях

Мое бедное счастье цветет…

(Е. Бекетова «Сирень»)

В окоп донес июньский день

Умытых листьев шорох

И пахнет юная сирень

Сильней, чем старый порох

Хоть вдоль садов проходит фронт,

Но все цветет в сирени:

Село, и нежный горизонт,

И голубые тени.

Ты далеко, тебя здесь нет,

Но для тебя я снова

Собрал трепещущий букет,

Прохладный и лиловый.

В снарядной гильзе он стоит

В землянке батальонной,

Холодным пламенем горит,

Как будто спирт зажженный.

Придут усталые друзья, -

Им тут светлее станет.

Любовь моя, сирень твоя

Сияет и не вянет.

(Е. Долматовский«Сирень» (1943))






Растворил я окно,- стало грустно невмочь,-
Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени.
А вдали где-то чудно так пел соловей;
Я внимал ему с грустью глубокой
И с тоскою о родине думал своей;
Об отчизне я думал далекой.
Где родной соловей песнь родную поет
И, не зная земных огорчений,
Заливается целую ночь напролет
Над душистою веткой сирени.
(К.Р. «Растворил я окно,- стало грустно невмочь…»)


Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли. . .

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад, —

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

(Всеволод Рождественский «Сирень»)


Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту, –
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель. 

(Макаренко М. «Сирень» 1932)


Цветёт под окнами сирень, 
Пуская волны аромата. 
Я в них купаюсь целый день. 
Душа волнением объята. 
Бог мой! Какая благодать! 
От восхищения немею. 
Про все невзгоды забывать 
Так хорошо мне рядом с нею. 
Скользит луч солнца по листу, 
Пчела, жужжа, ныряет в завязь... 
На эту сказку-красоту 
Глядел бы век, не отрываясь. 
Вся злоба дня уходит прочь. 
Пыльца осядет на ресницах... 
И знаю я, что в эту ночь 
Сирень мне снова будет сниться. 

У пурпурной колыбели
Трели мая прозвенели,
Что весна опять пришла.
Гнется в зелени береза,
И тебе, царица роза,
Брачный гимн поет пчела.
Вижу, вижу! счастья сила
Яркий свиток твой раскрыла
И увлажила росой.
Необъятный, непонятный,
Благовонный, благодатный
Мир любви передо мной.
Если б движущий громами
Повелел между цветами
Цвесть нежнейшей из богинь,
Чтоб безмолвною красою
Звать к любви, когда весною
Темен лес и воздух синь,-
Ни Киприда и ни Геба,
Спрятав в сердце тайны неба
И с безмолвьем на челе,
В час блаженный расцветанья
Больше страстного признанья
Не поведали б земле.
Александр Бывшев «Сирень»


Только встречу улыбку твою
Или взгляд уловлю твой отрадный,-
Не тебе песнь любви я пою,
А твоей красоте ненаглядной.

Про певца по зарям говорят,
Будто розу влюбленною трелью
Восхвалять неумолчно он рад
Над душистой ее колыбелью.
Но безмолвствует, пышно чиста,
Молодая владычица сада:

Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.

(А.А.Фет «Роза»)


Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты,
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.

И мне в венке цветы еще казались
На радостном челе красивее, свежей,
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!

И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг ее вились и радость и любовь.

В ее очах — веселье, жизни пламень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она?.. В погосте белый камень,
На камне — роз моих завянувший венок.

(И. Мятлев « Как хороши, как свежи были розы»)


Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист,- 
Глубокий кубок, полный аромата,
Как дружен с ним простой и скромный лист, 
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякаемый поток
Душистого и свежего дыханья.
(С.Я.Маршак «Абхазская роза»)


У пурпурной колыбели
Трели мая прозвенели,
Что весна опять пришла.
Гнется в зелени береза,
И тебе, царица роза,
Брачный гимн поет пчела.
Вижу, вижу! счастья сила
Яркий свиток твой раскрыла
И увлажила росой.
Необъятный, непонятный,
Благовонный, благодатный
Мир любви передо мной.

(А.А.Фет «Роза»)


Я жду весны. И вот волшебница явилась.

Свой саван сбросил лес и нам готовит тень.

И речки потекли, и роща огласилась,

И, наконец, настал давно желанный день.

Скорее в лес! Бегу знакомою тропою.

Ужель сбылись мечты, осуществились сны?

Вот он! Склонясь к земле, я трепетной рукою

Срываю чудный дар волшебницы весны.

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

(П.И.Чайковский «Я жду весны. И вот волшебница явилась…»)



28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!