СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование по литературе "Произведения Н.В.Гоголя в мультипликации

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование подготовлено к научно-практической конференции школьников по литеретуре 5-9 классы

Просмотр содержимого документа
«Исследование по литературе "Произведения Н.В.Гоголя в мультипликации»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жаворонковская средняя общеобразовательная школа

общеобразовательное отделение Ликинская школа

(143020, Московская область, Одинцовский городской округ,

дер. Ликино, ул. Новая, д. 9, тел. (495) 598-94-40)







Конкурсная работа по литературе

Тема: «Произведения Н.В. Гоголя в мультипликации»

(исследование)







Выполнила:

Верченко Зоя Васильевна, 7 класс,

Московская область,

Одинцовский городской округ,

дер. Митькино, ул.Заречная, д.4, кв. 131



Руководитель:

Лукьянова Елена Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Жавороновская СОШ

Общеобразовательное Отделение Ликинская школа



д. Ликино

2022 г.




Аннотация


В исследовании по литературе «Произведения Н.В.Гоголя в мультипликации» Верченко Зоя поставила цель показать, что самобытность произведений Н.В. Гоголя обуславливает неиссякающий интерес режиссеров к его творчеству.

Решены следующие задачи: изучена литература по данному вопросу, приведены в пример мультипликационные фильмы, снятые по произведениям Н.В. Гоголя, проведен опрос и проанализированы данные на тему: «Любимый мультфильм по произведениям Н.В. Гоголя» среди учеников МБОУ Жаворонковская СОШ общеобразовательное отделение Ликинская школа.

Методы исследования: изучение литературы, просмотр мультипликационных фильмов, опрос, наблюдение.

Сделан вывод о том, что привлекает художников-мультипликаторов в творчестве Н.В.Гоголя: нетрадиционность сюжетной линии, национальный колорит и мистицизм, а также возможность глубже прочувствовать авторский замысел, постичь его тайну.

Данный материал можно использовать на классных часах, а также для проведения внеклассных мероприятий.

















СОДЕРЖАНИЕ

Введение..…………………………………………………………………..стр. 4

  1. Основная часть………………………………………………………стр.6

Н.В.Гоголь и мультипликация………………………………стр.6

    1. Мультфильмы по произведениям Н.В. Гоголя …………….стр.7

      1. Мультфильм «Нос»………………………………………..стр.7

      2. Мультфильм «Ночь перед Рождеством» ………………...стр.8

      3. Мультфильм «Приключения кузнеца Вакулы»…………стр. 9

      4. Мультфильм «Цветок папоротника»...…………………..стр. 9

      5. Мультфильм «Страшная месть»………………………….стр.10

      6. Мультфильм «Вий»………………………………………..стр.10

      7. Мультфильм «Похождения Чичикова»…………………..стр.11

      8. Мультфильм «Он и она»…………………………………..стр.11

      9. Мультфильм «Шинель»…………………………………...стр.13

  1. Практическая часть (наблюдение) ..…………………………….стр.13

Заключение………………………………………………………………….стр.14

Список использованных источников……………….………………….....стр.16

Приложение…………………………………………………………………стр.17


















Введение


Тема исследования: Произведения Н.В. Гоголя в мультипликации.

Актуальность темы: в современную жизнь прочно вошли электронные технологии, снизившие интерес к чтению литературы, однако благодаря этому усилился интерес к мультипликационным и художественным фильмам, в том числе снятым по мотивам произведений известных писателей-классиков.

Объект исследования: мультипликационные фильмы, снятые по произведениям Н.В. Гоголя.

Цель исследования: выяснить, чем обусловлен интерес мультипликаторов к произведениям Н.В. Гоголя.

Гипотеза исследования: верно ли, что именно самобытность произведений Н.В. Гоголя обуславливает неиссякающий интерес режиссеров к его творчеству?

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу и информационные материалы по данному вопросу.

  2. Собрать и просмотреть мультипликационные фильмы, снятые по произведениям Н.В. Гоголя.

  3. Провести опрос среди учеников МБОУ Жавороновская СОШ Общеобразовательное отделение Ликинская школа на тему: «Любимый мультфильм по произведениям Н.В. Гоголя».

  4. Проанализировать собранный материал.

  5. Сделать выводы по результатам исследования.

Методы исследования: изучение литературы, просмотр мультипликационных фильмов, опрос, наблюдение.







  1. Основная часть

    1. Н.В.Гоголь и мультипликация.

Творчество Николая Васильевича Гоголя — это великое литературное наследие, сравнимое с ярким и многогранным драгоценным камнем, переливающимся всеми цветами радуги. Несмотря на то, что жизненный путь Николая Васильевича был недолог, а в последние десять лет своей жизни он не закончил ни одного произведения, писатель внёс в русскую классическую литературу неоценимый вклад (приложение 1).

Н.В. Гоголя воспринимали как мистификатора, сатирика, романтика и просто чудного рассказчика. Николай Васильевич был человеком разносторонне одаренным: его творчество не замыкалось в рамках одного жанра или литературного рода. Литературная судьба писателя удалась: все его произведения печатались еще при жизни, и каждое произведение привлекало к себе внимание публики и литературных критиков.

Будущий писатель родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Детские годы прошли в имении родителей в Васильевке в обстановке украинской деревни, в мире народных песен, сказок, поверий, легенд. Маленький Коля видел вокруг колоритных людей: казаков, чумаков, торговцев на рынке, зажиточных и бедных крестьян, острых на язык девушек и веселых задорных парней.

Позже он создаст образ степной Украины - щедрой земли жизнерадостных людей.

Можно спорить, чей он великий писатель, русский или украинский, но то, что он великий автор идей для отечественного кино, нельзя ставить под сомнение.

Произведения Гоголя много раз экранизировались. Композиторы сочиняли на его творения оперы и балеты. Гоголь и сам не раз становился героем фильмов, спектаклей, а американские почитатели создали в США Гоголевское общество.

Гоголь-писатель-философ. Его размышления о Боге, о добре и зле заставляют идти вслед за ним в мир, полный загадочности. Совершая это удивительное путешествие, ты лучше понимаешь такие вопросы: для чего мы живем? На что тратим свое время? (приложение 2)

Причина, по которой произведения Н.В.Гоголя остаются актуальными и сегодня, в их удивительной универсальности, а его герои не просто сатирические персонажи, но и герои нашего времени.

Трудно найти ребенка, который не любит смотреть мультфильмы. Одна из причин всеобщей любви к анимации – это возможность зрителя существовать в безопасном пространстве и получать удовольствие от происходящего на экране.

Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься огромному количеству шедевров. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей, стихам талантливых поэтов. За причудливым мультяшным видеорядом мы найдем скрытые смыслы. Творчество великого писателя, замечательного рассказчика и удивительного мистификатора Н.В.Гоголя – широкое поле для творчества режиссеров мультипликации.


    1. Мультипликационные фильмы по произведениям Н.В. Гоголя

      1. Мультфильм «Нос».

Самым первым произведением Н.В. Гоголя, получившим анимационное воплощение, стала повесть «Нос», описывающая историю коллежского асессора, потерявшего нос (приложение 3).

В 1935 году мультфильм с одноименным названием «Нос» («Le Nez») создал русско-французский художник Александр Алексеев. Показан зрителям был в 1963 году во Франции.

Мультфильм относится к экспериментальной мультипликации и создан при помощи технологии игольчатой анимации, которую придумал сам режиссер. Вместе со своей супругой Клер Паркер он изготовил доску с тысячами отверстий, в которые вставлялись иголки, которые сами по себе почти незаметны, но при их выдвижении в определенном порядке создается объемная тень.

По сей день этот мультфильм остается признанным шедевром анимации, хотя техника игольчатой анимации сегодня почти не используется из-за своей трудоемкости.

Мультфильм черно-белый, почти без слов, за исключением короткой фразы в финале, но развитию сюжета активно помогает музыка. Мультфильм получился взрослый, сюрреалистичный и жутковатый, что вполне соответствует духу повести.

Мультфильм короткометражный, продолжительностью 11 минут.


      1. Мультфильм «Ночь перед Рождеством».


Рассказ «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», описывающий приключения сельского кузнеца Вакулы, который седлает самого черта, чтобы добыть подарок для красавицы Оксаны, впервые стал мультфильмом в 1951 году. Мультипликационную версию рассказа создали режиссеры Зинаида и Валентина Брумберг на киностудии «Союзмультфильм».

История создания мультфильма «Ночь перед Рождеством относится к периоду, когда на киностудии пробовали поступившую из Соединенных Штатов Америки технику ротоскопирования, представляющую собой обрисовку реальных актеров и декораций, отснятых на пленке. Благодаря этому рисованные персонажи мультфильма получились удивительно реалистичными. Художники-мультипликаторы удивительно доподлинно воспроизвели эффекты зимней ночи, теней на снегу и мерцающей свечи в доме. Декорации и персонажи, созданные мультипликаторами по эскизам художника Анатолия Петрицкого, очень отчетливо передают атмосферу украинского хутора. В мультфильме используется музыка русского композитора Николая Римского-Корсакова (приложение 4).

Мультфильм полнометражный, продолжительностью 46 минут.

Искусствоведы признают мультфильм «Ночь перед Рождеством» одной из лучших работ среди экранизаций произведений Н.В. Гоголя и выдающимся произведением советской мультипликации.


      1. Мультфильм «Приключения кузнеца Вакулы».


Вторую мультипликационную версию рассказа «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1977 году создал режиссер Евгений Сивоконь на киностудии «Киевнаучфильм». Мультфильм выполнен в рисованной технике в своеобразной манере (приложение 5).

Мультфильм короткометражный, продолжительностью всего 10 минут, из-за чего вмещает в себя не все хитросплетения сюжета и передает лишь основную суть. Вместе с тем, атмосфера украинского хутора достаточно узнаваема. Однако большую популярность мультфильм не приобрел.


      1. Мультфильм «Цветок папоротника».


Рассказ «Вечер накануне Ивана Купала» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» стал мультфильмом «Цветок папоротника» по воле режиссера Аллы Грачевой в 1979 году (приложение 6).

Мультфильм рассказывает историю о том, как влюблённый бедняк Петро мечтал жениться на дочке богача Пидорке. По подсказке Басаврюка (чёрта в человеческом обличье) он нашёл клад, но для этого пришлось совершить страшное злодеяние, в результате чего никому это богатство счастья не принесло.

Мультфильм выполнен в технике перекладки, совмещённой с рисованной. Не содержит ни единого слова, развитию сюжета помогает музыка. Герои мультфильма получились обаятельными, а атмосфера мультфильма создана мрачной и вызывает ощущение даже более жуткие, чем литературный оригинал.

Мультфильм короткометражный, продолжительностью 18 минут.


      1. Мультфильм «Страшная месть».


Повесть «Страшная месть», повествующая о взаимоотношениях пана Данило и его красавицы-жены Катерины с жестоким, хитрым и беспощадным тестем-колдуном, стала мультфильмом в 1987 году по воле режиссера Михаила Титова на киностудии «Киевнаучфильм».

Данная работа - единственная экранизация повести Н.В. Гоголя «Страшная месть» (приложение 7).

Мультфильм выполнен в рисованной технике и интересно озвучен. Созданию атмосферы происходящих событий помогает музыка.

Мультфильм короткометражный, продолжительностью 11 минут.


1.2.6. Мультфильм «Вий».


Мультфильм «Вий» (приложение 8) по одноименной повести, описывающей историю студента-философа Хомы Брута, который должен провести три ночи у гроба умершей панночки, снят режиссёром Аллой Грачёвой в 1996 году.

Мультфильм короткометражный, продолжительностью 19 минут. В сюжете мультфильма отражены лишь основные эпизоды повести, многое опущено, но необходимые пояснения автором вложены в уста рассказчиков истории - бурсаков Горобца и Халявы, которые в хате за чарками с горилкой обсуждают историю, приключившуюся с их товарищем Хомой Брутом.

Мультфильм выполнен в классической советской рисованной технике, в которую режиссер добавил немного мрачности и угрюмости в соответствии с духом произведения.


1.2.7. Мультфильм «Похождения Чичикова».

Поэма «Мертвые души» тоже нашла свое отражение в мультипликации (приложение 9). В 1974 году режиссером Борисом Степанцевым снят мультфильм «Похождения Чичикова» в двух частях: «Ноздрев» и «Манилов», которые описывают историю визита Чичикова к помещикам Ноздреву и Манилову и заканчиваются диалогом крестьян: «Доедет ли это колесо, если случись, до Москвы?»

Мультфильм выполнен в классической кукольной технике. Мультфильм очень яркий, куклы-персонажи очень выразительны.

Мультфильм короткометражный, продолжительностью 20 минут.


1.2.8. Мультфильм «Он и Она».


В 2008 вышел в свет мультфильм «Он и Она», снятый режиссером Марии Муат на основе отрывка из повести «Старосветские помещики» (приложение 10).

Для рассказа, говорил Чехов, достаточно всего двух героев: Он и Она. Интересно именно то, что выбрано из текста Гоголя для сценария, что оказалось важно для режиссера. Из повести исчезает образ рассказчика, и фильм превращается в историю любви. И историю чуда, которое мы не замечаем в обыденной жизни.

Мария Муат, создавая свой мультфильм по мотивам повести Н.Гоголя «Старосветские помещики», в первую очередь изменила название на «Он и Она». Она также включила в свой фильм не все идеи повести, изменила некоторые значимые детали, добавила что-то своё.

По какому принципу она выбирала гоголевские мотивы? Во-первых, в фильме используется мотив еды как важной части жизни старосветских помещиков. Они любят «закусить чего-нибудь», используют настоечки как лекарства. Еда для них - способ выражения любви:«А не закусить ли нам чего-нибудь, Пульхерия Ивановна?» Во-вторых, Муат включила в свой мультфильм мотив дверей, разделяющих и соединяющих в уединенной жизни влюбленных два мира: мир помещиков и внешний - недобрый, дьявольский мир.

Есть в фильме и мотив сада. Пока Пульхерия Ивановна жива, он полон фруктов, цветов, все в изобилии. Как только в этот сад приходит кошка-смерть, умирает Пульхерия Ивановна и вместе с ней умирает сад.

Я упомянула о кошке. Это также один из важных образов, «позаимствованных» Муат у Гоголя. Это создание в начале - символ доброты, часть мира старосветских помещиков. Но, покинув его, она возвращается смертью Пульхерии Ивановны, демоном. Режиссер-аниматор делает кукле сначала почти человеческое, а потом демоническое лицо. Но в мультфильме нет гостей, ради которых, как пишет Гоголь, и живут помещики. Для режиссера важнее отношения героев, их любовь, поэтому и в названии звучит только образ помещиков: Он и Она.

Также в фильме появляется эпизод с часами, которого нет в тексте. По-моему, они символизируют время, на протяжении которого сохраняются чувства героев. К тому же, когда дверцы часов открываются, появляется хранящееся там золотое яйцо - символ гармонического мира в архаических сказках. Но около часов все время трется кошка. Она показывает,  что скоро закончится время счастья добрых старичков, разрушится их мир. Она злой дух, летающий над влюбленными.

Несмотря ни на что, конец фильма Муат счастливее финала повести Гоголя, у зрителя появляется ощущение радости сквозь слёзы. Ведь у Гоголя после смерти героев мир полностью разрушается, а у Муат в конце мультфильма Афанасий Иванович слышит голос зовущей его Пульхерии Ивановны, и мы понимаем, что они в ином мире снова будут счастливы вместе. Жаль только, что нас там не будет!

Мультфильм выполнен в классической кукольной технике. В мультфильме очень выразительно показана атмосфера уютного дома, где живут два сентиментальных старичка, любящих друг друга.

Мультфильм короткометражный, продолжительностью 13 минут.

В 2008 году мультфильм получил приз зрительских симпатий в конкурсе «Арт-линия» за лучший короткометражный фильм на 6-м фестивале «Московская премьера».


1.2.9. Мультфильм «Шинель».


Повесть «Шинель» также нашла свое отражение в мультипликации. Снимать мультфильм (приложение 11) по одноименной повести в рисованной технике режиссер Юрий Норштейн начал еще в 1981 году. К 2004 году отснято 23 минуты. Однако до настоящего времени мультфильм не закончен.

Отрывки из мультфильма были показаны зрителю на нескольких выставках, где были представлены работы Юрия Норштейна, а также включены в несколько документальных фильмов о русской анимации и культуре. Незаконченный мультфильм удостоен первой премии на 15-м Международном конкурсе технических фильмов в Монреале.


    1. Практическая часть (наблюдение).



В рамках исследования я решила организовать и провести опрос общественного мнения среди учеников моего класса на предмет оценки восприятия ими мультфильмов, снятых по мотивам произведений Н.В. Гоголя.

Опрос проводился по указанным в разделе 1.2. мультипликационным фильмам по следующим критериям: «Раскрытие сюжета», «Техника исполнения» и «Впечатление». Оценка по указанным критериям балльная, где 5 - понравилось, 0 - не понравилось. Усредненные результаты опроса представлены на диаграмме (приложение 12)

Из диаграммы видно, что наибольшую оценку по критерию «Раскрытие сюжета» получили мультфильмы «Ночь перед Рождеством», «Он и она» и «Нос». По критерию «Техника исполнения» - мультфильмы «Ночь перед Рождеством», «Похождения Чичикова» и «Он и она». По критерию «Впечатления» наибольшее количество положительных отзывов получили мультфильмы «Ночь перед Рождеством» и «Он и она».

Таким образом, несомненными лидерами рейтинга стали мультипликационные фильмы «Ночь перед Рождеством» и «Он и она».


  1. Заключение.

Согласно общему мнению опрашиваемых учеников, зрителя в мультипликационных фильмах наиболее всего привлекают зрелищность и сюжет. В то время, как режиссеров-мультипликаторов в работе с произведениями Н.В. Гоголя более всего привлекает нетрадиционность сюжетной линии, национальный колорит и мистицизм, а также возможность глубже прочувствовать авторский замысел, постичь его тайну и выразить все это в манере, наиболее подходящей духу произведения.

С целью достижения этой цели режиссеры изобретают и применяют новые мультипликационные техники, экспериментируют с сюжетной линией, исключают речь и добавляют музыку в повествование, усиливают акценты на, казалось бы, незначительных мелочах. Работа с произведениями Н.В. Гоголя для режиссеров-мультипликаторов - настоящий вызов!

Наиболее точно это выразил режиссер Юрий Норштейн в своем интервью: «… Для меня важно не раскрытие сюжета, не раскрытие действия, не раскрытие какой-то идеи. Нет. Поймать идею это ещё не главное. Это очень важно, но это не главное. Зацепившись за идею и следуя ей, ты можешь попасть в очень хорошие комфортные обстоятельства, но по результату фильма станет ясно, это идея руководила тобой, и ты всего лишь выполнил какое-то действие с нравоучительным финалом, попыткой раскрыть тайну Гоголя, а ничего из этого не получается. Для меня важна среда, атмосфера, которая складывается внутри фильма. Для меня может быть тёмный угол и скребущая мышь гораздо больше будут значить, чем какой-нибудь эффектный пассаж, эффектное действие. Мне нужно создать тишину по углам пространства. А для этого требуется огромная работа, чтобы это почувствовать...».

В современную жизнь прочно вошли электронные технологии, заметно снизившие интерес юного поколения к чтению классических литературных произведений. Однако именно развитие электронных технологий и позволяет получать быстрый и удобный доступ к мультипликационным произведениям, в том числе снятым по мотивам произведений классиков русской литературы, что в свою очередь поддерживает неиссякающий интерес к их творчеству.

  • Данное исследование было очень интересным и полезным, я узнала много нового и неожиданного о творчестве Н.В. Гоголя, а также глубоко прониклась работами режиссеров-мультипликаторов, ожививших героев произведений Н.В. Гоголя.

  • Цель работы достигнута. Я выяснила, чем обусловлен интерес мультипликаторов к произведениям Н.В. Гоголя.

  • Моя гипотеза подтвердилась: именно самобытность литературных произведений и неординарность самой личности Н.В. Гоголя обуславливает неиссякающий интерес режиссеров к его творчеству.

Данный материал можно использовать на классных часах, а также для проведения внеклассных мероприятий.

Список использованных источников


  1. https://ru-animalife.livejournal.com/423274.html

  2. https://proza.ru/2018/08/19/582

  3. http://22-91.ru/statya/sovetskijj-multfilm-noch-pered-rozhdestvom/11.01.2015

  4. https://filonet.ru/multfilmy/multfilmy-pohozhdeniya-chichikova.html

  5. http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=84488

  6. https://zen.yandex.ru/media/id/5bd0883138bd1f00ab218b07/atmosfernyi-multfilm-vii-600fbaf9052efe27df7ce9e0

  7. http://multiki.blogspot.com/2012/09/strashnaya-mest.html

  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  9. https://www.kinopoisk.ru/film/224449/

  10. https://zondnews.ru/v-tradiciah-sovetskogo-multfilma-cast-iv-sinel-norstejna/1719





ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3




Приложение 4



Приложение 5





Приложение 6







Приложение 7



Приложение 8


Приложение 9



Приложение 10


Приложение 11


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!