СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование реки Авача

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа с ученицей 11 класса по изучениию вод реки Авача в черте города Елизово (Камчатский край).

Просмотр содержимого документа
«Исследование реки Авача»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 им. В.Н.Орловского»



«Исследование вод реки Авача»

Учебно-исследовательская

Направление: география














Выполнили: Кумпаненко Анна 11 класс

Руководитель: Михалёва Александра Игоревна

учитель географии высшей квалификационной категории

Консультант Гурьянова Марина Анатольевна

Учитель биологии, экологии

высшей квалификационной категории









Елизово, 2023 г.





Оглавление.

Наименование разделов

Страницы

1

Введение.

5

1.1

Выявление целей и становление задач

5-6

2

Литературный обзор

6

2.1

Источник жизни – вода

6

2.2

Запасы воды

6

2.3

Сведения о реке Аваче

7

3

Материалы и методы

8

3.2

Сроки исследования и место исследования

8

3.3

Методика выполнения работы

9

4

Выявление экологических проблем

9

4.1

Хозяйственная деятельность человека

9

4.1.1

Удобрения

9

4.1.2

Синтетические моющие и поверхностно-активные вещества.

9

4.1.3

Сброс неочищенных сточных вод.

9

4.2

Металлы как загрязнители воды.

10

4.3

Бытовые отходы. Полимеры.

10

4.4

Нефтепродукты.

10

5

Основные мероприятия по охране вод реки.

10

6

Выводы

11

7

Список используемой литературы

11

8

Приложения

12-14

1. Введение.

Мы живём на полуострове Камчатке, в городе Елизове. Здесь протекает река Авача. Несмотря на хорошую экологическую обстановку в городе, нам кажется, что лучше поднять проблему загрязнения водных ресурсов сразу, чем потом исправлять последствия. Поэтому мы провели небольшое исследование воды в реке Авача. Чтобы убедиться в актуальности и важности проведения исследования, мы изучили подшивки камчатских газет, просмотрели много сайтов и книг, посвящённых проблемам экологии, и провели опрос среди одноклассников 87 учеников и параллели, задав им несколько вопросов:

  1. Ходите ли вы на пикники рядом с рекой Авачей? (Если да, то как часто?) Оставляете ли мусор после себя?

  2. Моете ли вы машину в р. Аваче? Видели ли других людей, моющих свои машины?

  3. Волнует ли Вас экологическая обстановка города?

Обработав результаты, мы выяснили, что 41% ходят на пикники, 82% не моют машины в р. Аваче, но видели других людей, моющих свои машины, 56% волнует экологическая обстановка города и они заинтересованы в нашем исследовании. (гр. № 1)


1.1.Цели исследования:

  • Оценить состояние воды в реке Авача

  • Установить источники загрязнения реки Авачи

  • Найти решения экологических проблем, в результате деятельности человека,

обнаруженных в ходе исследования

Гипотеза: Мы предполагаем, что вода в реке Авача чистая, и её можно использовать без очистки.




Задачи исследования:

  • Провести литературный обзор водных ресурсов, изучить свойства воды и экологические проблемы, в частности, относящиеся к реке Авача.

  • Провести органолептический и различные химические анализы с целью изучения степени загрязнения вод реки Авачи и её пригодности в пищевых целях без какой-либо обработки.

  • Привлечь внимание людей к проблеме качества воды.


2. Литературный обзор.

2.1. Вода-источник жизни.

Жизнь на земле зародилась в воде. Она же стала первичной средой обитания простейших организмов и средой для эволюции органического мира.

Она входит в состав всех живых существ. Самое необходимое для организма питательное вещество - вода. В человеке содержится 63-68% воды от общей массы тела. По химическому составу человеческая кровь очень близка к морской воде (график № 2).

Она генерирует энергию. Она привычна и необычна. Вода растворяет все минералы, белки; крахмал и другие, растворимые в ней компоненты, а после разносит их по всему организму в составе крови. Она имеет и первостепенное значение для химии, в частности для химических и биохимических реакций.

Советский учёный В. И. Вернадский писал: «Вода не стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных, геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое её бы не заключало. Всё земное вещество...ею проникнуто и охвачено».

Вода – это сущность жизни. Организму нужно не менее 2,5 л воды каждый день, чтобы компенсировать естественные потери организма.

В среднем за половину жизни мы выпиваем 50 тонн воды – это целая цистерна. Мы должны всегда пить пресную воду, чтобы поддерживать работу нашего организма. При потере 0,5 л воды мы испытываем жажду, при 2,5 л – сморщивается кожа, пересыхает во рту, сознание затемняется, при потери в 7 – 9 л человек умирает. Вода, на удивление, может вылечить много болезней, таких как головная боль, усталость, боли в суставах и многие другие. Можно жить несколько недель без пищи, но без воды не проживёшь более трех дней.

Благодаря свойствам своей структуры вода способна запоминать любую информацию. Это доказано экспериментально исследователями разных стран. Вода впитывает в себя, хранит различные данные и обменивается ими с окружающей средой. Это свет, звук, слово, мысль. Люди находятся в постоянном общении. Это очень важно для человека, без этого невозможна полноценная жизнь, в современном понятии слова. При общении присутствуют эмоции, а как же без них? Они влияют на многие факторы нашей жизни, могут как помогать, так и мешать. Любовь, благие пожелания, добрые намерения и любые положительные эмоции повышают и стабилизируют энергетику воды, а агрессия, ненависть, злоба, зависть (все негативные эмоции) ее резко понижают. Если человек обращается с хорошими и добрыми мыслями к воде, благословляет и боготворит ее, говорит ей «спасибо», то качество этой воды поднимается. Такая вода будет положительно влиять на тело человека и его самочувствие. Очень важно помнить, что желая кому-то зла, ругаясь, злясь и завидуя, мы в первую очередь создаем неприятности себе. Это хорошо заметно при влиянии эмоций человека на воду (эта информация взята из методической разработки интегрированного урока физики и географии «Самая удивительная на свете жидкость, 7 класс. Г.М. Нечкиной, Я.Л. Василевской. Учитель будущего: инновационный опыт и успешные практики: сборник методических материалов / под общ. ред. А.А. Давиденко; Николаевская СШ; Камчатский ИРО. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский ИРО, 2023 г., стр. 48).

2.2. Запасы воды на Земле.

Водная оболочка, гидросфера, содержит 1,4 млрд воды, из них воды суши составляют только 90 млн .Моря и океаны занимают 71% поверхности земного шара, поэтому существует представление о неисчерпаемости водных запасов (рис. №1). Но солёные воды морей и океанов используются очень мало, а получать пресную воду за счёт атмосферных осадков и ледников неудобно, поэтому её надо беречь.

В России около 100 тысяч рек. Самые крупные из них:

ВолгаЛена, Волга, Обь, Енисея, Днепр, Дон, Нева, Камы, Иртыш, Северная Двина, Печора, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Уссури.

На Камчатке большинство рек берут начало у подножья гор и в ледниках. Этим объясняется чистота и качество их вод. Всего 140100 рек и ручьёв. Самая большая река — Камчатка. (рис.№2)

Другие реки Камчатки:

  • Пенжина

  • Жупанова

  • Опала

  • Щапина

  • Белоголовая

  • Авача

В последнее время возник острый дефицит пресной «земной драгоценности», хотя общее её количество огромно. Уже сейчас около 1/3 населения Земли испытывают недостаток именно пресной воды. Это касается почти всех городов.

Мы решили выяснить, пригодна ли вода в Елизово для употребления в пищевых целях, или нет. Для исследования мы выбрали реку Авачу.

2.3. Сведения о реке Аваче.

Авача — одна из самых больших рек полуострова. Берет начало у подножия вулкана Бакенинг, который выделяется среди горных вершин Восточного хребта. По-другому называется Средняя Авача. Правая Авача и Левая Авача - ее притоки. [3]

Протекает по наиболее освоенной и густонаселенной юго-восточной части полуострова Камчатка.

Протяжённость 122 км, площадь бассейна 5090 км².

Питание снеговое, дождевое, грунтовое и ледниковое.

Замерзает в конце декабря, вскрывается в марте. Зимой характерны заторы. В бассейне реки находятся многочисленные минеральные горячие и холодные источники. В реке нерестится красная рыба.

Река впадает в Авачинскую губу — бухту Тихого океана. На берегу располагается одноименный поселок Авача. Местные жители на своих огородах до сих пор находят каменные наконечники стрел, копий, орудия труда. Археологами установлено, что здесь когда-то была стоянка древних людей, а позже жили ительмены. В низовьях реки расположился второй по численности населения на Камчатке город - Елизово. По берегам реки ведется сельскохозяйственная деятельность, к несчастью всё чаще с нарушениями природоохранного законодательства. К Аваче, водоему высшей категории рыбохозяйственного значения, примыкают возделываемые сельскохозяйственные поля. Огромный урон рыбным запасам реки наносит загрязнение воды Авачи промышленными и бытовыми отходами. [4]

По данным газеты РИА Новости:

«Минприроды РФ обеспокоено продолжающимся загрязнением акватории Авачинской губы, которое может вызвать чрезвычайные экологические ситуации.
Они отметили захламление прибрежной территории твердыми бытовыми отходами, приведшее к существенному ухудшению состояния флоры и фауны губы и дельты реки Авачи. Основными факторами многолетнего загрязнения Авачинской губы в Минприроды называют наличие участков нерекультивированных земель с загрязнением нефтепродуктами и скоплениями отходов производства и потребления, неупорядоченная деятельность судов и береговых объектов, в том числе принадлежащих частям ВМФ, сброс неочищенных сточных вод, аварийные ситуации, связанные с разливом нефтепродуктов.[6]


3. Метод: эксперимент, наблюдение. Объект: река Авача. Предмет: качество воды


3.1 Сроки исследования и место исследования.

Исследование проводилось в период со второй декады марта по первую декаду мая 2014 года, в городе Елизово и его окрестностях.

В качестве объектов исследования было выбрано три места в реке Аваче:

  1. Пойма реки Авача в районе Половинки напротив заброшенной военной части.

  2. Мост реки Авачи в районе Половинки.

  3. Мост реки Авачи в сторону Петропавловского шоссе.

Со второго и третьего объектов исследования были взяты пробы воды. ( рис. № 5,6)

3.2 Методика выполнения работы [11]

Мы провели исследование воды реки Авачи по органолептическим показателям воды. Итоги в таблице № 1. В трёх повторностях.

Примечание: в пробирку под номером 1, налили воду, взятую в верховьях реки, вблизи горводоканала, там, где рыбачат (рис. № 5) В пробирку под номером 2 , мы налили воду, взятую возле труб, сливающих сточные воды (рис. № 6)

Вывод: по внешним показателям вода не пригодна для использования без предварительной очистки, кипячения или хлорирования.

Также мы провели несколько химических анализов для определения качества воды Результаты в таблице № 2 [10]

Вывод: Катионов свинца не обнаружено, Хлорид ионов в первой пробирке 1 мг/л, во второй 10 мг/л; Сульфат ионов во второй пробирке 1 мг/л. Поэтому вода в нашей реке загрязнена не сильно, но без очистки её все же не следует употреблять.































4. Выявление экологических факторов, загрязняющих реку Авачу

4.1 Хозяйственная деятельность человека.

Елизовский район - один из сельскохозяйственных центров Камчатки. Здесь расположены как крупные хозяйства («Заречное»), так и маленькие ( мини-фермы).

4.1.1. Удобрения. мы вносим удобрения на поля, огороды, они сносятся дождями в водоёмы и оседают. Эти действия ускоряют эутрофикацию тех водоёмов, куда они попадают. Большое их скопление приводит к обильному размножению сине-зелёных водорослей. Вследствие вода мутнеет, приобретает неприятный вкус и начинается разложение органических веществ. (рис. № 3)

4.1.2. Синтетические моющие и поверхностно-активные вещества.

Очень широко применяются в быту. Особенно много содержаться в составах моющих средств бытовой химии. Попадание фосфатных детергентов синтетически моющих средств, несущих много органических веществ, в том числе азот и фосфор вызывает сначала «цветение воды» (превышении численности водорослей и планктона), а потом выделившиеся токсины делают воду малопригодной для употребления. Вода с присутствием этих веществ имеет неприятный запах и вкус и даже пену. ПАВ могут содержать компоненты, способные при стирке связывать, например, пыль, сажу, пищевые отходы, продукты выделения человеческого тела и пр. (рис. № 4)

4.1.3. Сброс неочищенных сточных вод.

Вдоль русла Авачи были обнаружены трубы, из которых в реку течёт грязная, отвратительно пахнущая, то ли вода, то ли какая-то ещё жидкость. (рис. № 5)

4.2. Металлы как загрязнители воды.

Металлы попадают в реку разными путями – из загрязнённых ими почв, поверхностных слоёв вод, труб что-либо сливающих, вымыванием металлов из деталей, машин и т.п., брошенных в реку. Даже любители рыбалки оставляют немало металла в реке, тем самым невольно загрязняя её. Нам стало интересно, сколько примерно металла в год попадает в реку.

Проведя опрос, среди людей, рыбачащих на удочку, мы установили, что каждый заядлый рыбак в год теряет около 20 свинцовых грузил. Всего по реке где-то 15 рыбацких мест и на каждом рыбачат по 30 человек. В рыболовном магазине мы узнали, что одно грузило весит от 6 до 8 гр. Проведя нехитрые вычисления, у нас получилось, что в реке Авача ежегодно оставляют 6000 грузиков, т.е. от 36 до 48 кг свинца.(рис. № 6)

4.3. Бытовые отходы. Полимеры.

Река и её берега очень загрязнены бытовыми отходами. Достаточно пройтись вдоль по её руслу, чтобы убедиться в этом . (рис. № 7)

4.4. Нефтепродукты.

Камчатские автолюбители часто моют в реке свои машины, оставляя там не только грязь, но и остатки топлива и машинного масла. Попадая в воду, нефтепродукты покрывают поверхность воды тонкой незаметной плёночкой, которая препятствуют хорошему влаго- и газообмену. Это вызывает гибель водных организмов. (рис. № 8,9,10, график №1)



5. Основные мероприятия по охране вод реки.

( рекомендационного характера)

  • Строить очистные сооружения!

  • Проводить акции, посвященные природоохране реки Авачи!

  • Использовать систему безотходного производства!

  • Не мусорить!

  • Не мыть машины!

  • Не вспахивать поля возле реки!




6. Выводы.


В ходе исследования мы выявили основные источники загрязнения реки Авачи, выполнили, поставленные задачи и предложили мероприятия по охране р. Авачи. Подтвердили свою гипотезу об относительной чистоте вод реки. Мы уверены в актуальности проблемы. Надеюсь на сознание людей и помощь государства в достижении единой цели живого на земле – жить, а значит жить в здоровой среде.

Камчатка - удивительный край! Для сохранения природы нужно немногое делать. И мы согласны с высказыванием Цицерона по этому поводу:

«Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается».

Берегите реки!





Список используемой литературы.

  1. Шустов С.Б. Шустова Л.В. «Химические основы экологии», М.: Просвещение, 1994. – 238 с.

  2. Н.В. Ширшина «Химия: проектная деятельность учащихся» - Волгоград: Учитель,2007. – 184 с.

  3. О.Е. Аверчинкова «Биология. Элективные курсы.9-11 кл», М: Айрен Пресс, 2007. – 237с.

  4. Л.А. Сахно, А.Т. Науменко, И.В. Мелекесцев, И.Т. Кирсанов, В.Е. Ботьянов, Т.П. Кирсанов, В.В. Бооль, А.А. Горбач «География Камчатской области» Петропавловск – Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение., 1994 – 143 с.

  5. М.Е. Аспиз «Энциклопедический словарь юного биолога», М.: педагогика, 1986. – 352 с.

  6. Сайт газеты РИА Новости ( www.eco.rian.ru)

  7. Сайт энциклопедии «Википедия» ( www.Wikipedia.ru)

  8. В.Г. Денисова «Химия. 9 класс: сборник элективных курсов», Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с.

  9. Турлакова Е.В. Определение показателей качества воды. Химия в школе. – 2001. - № 7. – 64-70 с.

  10. Харьковская Н.Л., Асеева З.Г. Анализ воды из природных источников. Химия в школе. – 1997. - № 3. – 61-63 с.

  11. http://school8-el.ucoz.ru/publ/10_shagov_k_uspekhu/1-1-0-81

















График № 1.



График № 2.



Таб. № 1

Номер

пробирки

Степень

мутности

Характеристика

запаха

Характеристика

вкуса


№ 1



Слабомутная

Запах обнаруживается только тогда, когда на него обратишь внимание.


Вкус побуждает дать неодобрительную оценку воде


2



Очень мутная

Запах настолько сильный, что вода для питья не пригодна.


Вкус вызывает отвращение к воде.

Таб. № 2

Номер

пробирки

Название

опыта


Выполнение

Что

обнаружено



№ 1



№ 2



Обнаружение

катионов

свинца


В пробирку

наливают 10

мл пробы

воды и 1 мл

хромата

калия( )



Катионов

свинца не

обнаружено






№ 1



Обнаружение

хлорид-

ионов

В пробирку

наливают 10

мл пробы

воды, 3-4

капли

азотной

кислоты

( ) и 0,5

нитрата

серебра

( )




Опалесценция

(более1мг/л)


№ 2



Помутнение

(более 10

мг/л)


№ 1



Обнаружение

сульфат-

ионов

В пробирку

наливают 10

мл пробы

воды, 2-3

капли соляной

кислоты

(HCl) и 0,5 мл

хлорида бария



Сульфат-

ионов не обнаружено


2


Опалесценция

(более 1 мг/л)



Рис. №1 Рис.№2 Рис.№3

Рис. № 4





Рис. № 5 Рис. № 6





Рис. № 7 Рис. № 8



Рис. № 9 Рис. № 10




Аннотация.

Исследование направленно на изучение экологического состояния воды в реке Авача.

Главные цели работы:

  1. Оценить состояние воды в реке Авача.

  2. Установить источники загрязнения реки Авачи.

  3. Найти решения экологических проблем, в результате деятельности человека обнаруженных в ходе исследования.

Основные методы исследования – проведение органо-лептического и химического анализов воды в разных участках русла реки, фотосъёмка, анкетирование учащихся.

В ходе исследования проведён обзор литературы по данной теме, выявлены основные источники загрязнения воды, сделана оценка состояния воды и предложены мероприятия по сохранению чистоты воды и улучшению качества жизни людей, живущих на берегах Авачи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!