СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследователи творчества Ф.М. Достоевского. К 200-летию со дня рождения писателя.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большой вклад в создание Музея Ф.М. Достоевского внесли исследователи его творчества: внук Достоевского − А.Ф.Достоевский, писатель, один из инициаторов создания Музея Достоевского Д.А. Гранин, первый директор музея Б.В.Федоренко. Многие из них погибли в годы войны или прошли через все военные испытания. Так, жизнь Б.М.Энгельгардта и В.Л.Комаровича оборвалась в блокадном Ленинграде. В первые месяцы войны погиб на Балтийском флоте О.В. Цехновицер, в концлагере в газовой камере была казнена мать Мария (Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева), участница французского движения Сопротивления.  

Просмотр содержимого документа
«Исследователи творчества Ф.М. Достоевского. К 200-летию со дня рождения писателя.»

Даниил Александрович Гранин (1919–2017, настоящая фамилия – Герман) – писатель, участник Великой Отечественной войны, общественный деятель. 

К творчеству Достоевского Гранин обращался на протяжении всего своего творческого пути. Даниил Александрович говорил, что он пришел к пониманию романов классика в зрелом возрасте, именно после Великой Отечественной войны. Достоевский для него – «самый “поздний” писатель», но несмотря на это, «он оказался одним из самых важных».  Гранин считал Достоевского явлением всемирным: 

«Возьмите любой из романов Достоевского. То, что совершается в душе Раскольникова, явление не петербургское, не национальное, в ней отражается состояние всего мира, и мира XX века, с преступлениями фашизма, с трагедиями Хиросимы, Вьетнама, когда нарушаются все нравственные законы — от презрения к людям, от жажды власти, оттого, что власть имущим все позволено, они выше закона, они Наполеоны…»

В 1960 году Гранин написал эссе, посвященное роману «Преступление и наказание» под названием «Тринадцать ступенек». «Обратный билет» – повесть писателя XX века о поездке в город своего детства Старую Руссу, где многое связано с памятью о Достоевском.







В 1960-е гг. Гранин выступал в печати с обращениями к руководству города о необходимости создания в Ленинграде музея Достоевского в Кузнечном переулке и о сохранении памятных мест, связанных с жизнью и творчеством писателя. В это время Гранин много общался с внуком писателя А.Ф. Достоевским, сохранилась их переписка. Андрей Федорович, исполняя волю Анны Григорьевны Достоевской, занимался перезахоронением ее праха в могилу мужа в Александро-Невской лавре. Он обсуждал эту тему с Граниным, который в 2007 году передал письмо с подробным планом процедуры перезахоронения в дар Музею Достоевскому. 

7 июля 1999 года на доме в Столярном переулке была установлена гранитная плита со словами, принадлежащими перу Лихачева и Гранина:

Гранин был фронтовиком, прошел всю войну. В июле 1941 года он добровольно вступил в ряды формируемой 1-й Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения. После начала Блокады Ленинграда Гранин служил в пехоте, был ранен, отправлен в Ульяновское танковое училище, офицером-танкистом воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. Войну окончил в звании капитана. После войны в соавторстве с А. М. Адамовичем Гранин создал «Блокадную книгу» – документальную хронику блокады Ленинграда, основанную на более чем 200 рассказах блокадников. 

В 2011 году Даниил Александрович опубликовал книгу «Мой лейтенант» – роман о Великой Отечественной войне. Гранин пояснял: «Моя война была единственная в истории Второй Мировой войны, которая проходила два с половиной года в окопах – все 900 блокадных дней. Мы жили и воевали в окопах, мы хоронили наших погибших на кладбищах, пережили тяжелейший окопный быт».  В книге автор описывает «массовость смерти, блокадную обыденность её, чувство ничтожества жизни». Главный вывод, к которому приходят авторы: «Блокада открывала человеку, каков он, что он способен выдержать и не расчеловечиться».

Работы о Достоевском

Гранин Д.А. Тринадцать ступенек. М., 1966.

Гранин Д.А. Обратный билет: повести. М. : Современник, 1978.

Гранин Д.А. Тайный знак Петербурга. СПб., 2000. 

Награды

Орден Отечественной войны II степени (11 марта 1985 года) – за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов 

Орден Красной Звезды (2 ноября 1942 года) – за образцовое выполнение боевых заданий командования фронтом по восстановлению и ремонту боевой техники

Источники  

Гранин Д.А. Мой лейтенант. М., 2012. 



Борис Варфоломеевич Федоренко (1913–2007) — первый директор Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге, литературовед, историк техники. 

Родился в многодетной семье кубанского казака, который имел множество заслуг в дореволюционной России. Это стало причиной исключения Б. В. Федоренко со второго курса Ленинградского Политехнического института. Несмотря на все сложности: отчисление, безденежье, перенесенный туберкулёз, в 1939 году он окончил институт по специальности “подъёмнотранспортное оборудование”.  Полученные знания Борис Варфоломеевич успешно использовал во время военной службы.

С первых дней Великой Отечественной войны был в действующей армии. Руководил автотранспортом и грузоперевозками 4-ой воздушной армии 2-го Белорусского фронта.  Оптимизировал работу автопарка: предпринял оригинальные решения, которые помогли сократить время транспорта в пути и сэкономить больше горючего. Организовал ремонтные мастерские с использованием трофейного оборудования. Создал при автомобильном батальоне школу шофёров, которая выпустила свыше 100 человек, севших за руль военных грузовиков. Во время стремительного наступления Красной армии, смог полностью и своевременно обеспечить работу боевой авиации. За что был награжден орденом Отечественной войны II степени. Демобилизован в звании инженер-капитана.

После войны работал старшим научным сотрудником отдела механизации ВНИИ торфяной промышленности. С 1948 года стал аспирантом Ленинградского политехнического института на кафедре истории техники. В 1951–1958 гг. работал научным сотрудником, учёным секретарём и заместителем директора в Ленинградском отделении Института истории естествознания и техники. Работая над диссертацией, изучал архивы Ленинграда, Москвы, Киева, Урала. Научной темой была нелинейная геометрия Лобачевского, которой Борис Варфоломеевич продолжал заниматься до конца жизни.

В 1959–1964 гг. был назначен директором Литфонда ЛО Союза писателей, а затем работал ответственным секретарем журнала «Нева».

В 1968 г. Борис Варфоломеевич получил предложение возглавить Музей Ф.М.Достоевского. Это событие изменило всю его жизнь. Необходимо было стать директором ещё  не существующего музея, создавать его «с нуля». Доходный дом на Кузнечном, где в конце XIX века жил писатель, на тот момент был поставлен на капитальный ремонт. Первые сотрудники вынуждены были работать в неприглядном подвальном помещении, которое буквально стало творческой мастерской.

Борис Варфоломеевич решал вопросы финансирования будущего музея, следил за ходом ремонта основного здания, работал с архитектором (Г.В.Пионтеком) и художником (Т.Н.Воронихиной), координировал работу с Управлением культуры, обращался во все инстанции, от которых зависело существование музея, писал планы и отчёты. Но при этом параллельно вёл работу в архивах. Многие из его открытий и находок прочно вошли в научный оборот. Собранная коллекция микрофильмов с архивных материалов составила ценный фонд, который до сих пор представляет исследовательский интерес.

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского открылся 13 ноября 1971 г. Борис Варфоломеевич ставил своей целью сделать его центром изучения Достоевского, интересным и школьнику, и литературоведу. Творчество писателя и сам музей стали смыслом его жизни. Работа Бориса Варфоломеевича над созданием  Музея и вовлечённость в мир Достоевского были как будто предопределены, о чём свидетельствует один интересный биографический эпизод.

Однажды к нему как директору Музея Достоевского пришла женщина представить своего сына,  правнука писателя – Дмитрия Достоевского. Борис Варфоломеевич узнал её и сразу обратился по имени: «Таня!». В далеком 1919 году он впервые встретился с осиротевшей девочкой, которую на время приютил местный священник, а её сестёр Иру и Лену взяла семья Федоренко и воспитывала, как родных.  Спустя год, после восстановления работы почты, отыскалась родственница, к ней вместе с сёстрами Таня отправилась в Петроград. А в 1936 году Татьяна Владимировна Куршакова вышла замуж за Андрея Фёдоровича Достоевского, внука писателя. Идя на встречу, она не знала, что директором музея стал её давний знакомый. С момента их расставания прошло 50 лет.




К сожалению, Борис Варфоломеевич рано ушёл на пенсию, сразу по достижении 60-летия. Но отойдя от административных дел, продолжал вести исследовательскую работу на протяжении 34 лет. Его статьи публиковались в музейном альманахе «Достоевский и мировая культура».

Бориса Варфоломеевича не стало в 2007 году, когда ему было 94 года. До последних дней он продолжал заниматься любимым делом — изучать творчество Достоевского.

Награды

Орден Красной Звезды (1944)

Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945)

Орден Отечественной войны II степени дата (1945)

Работы о Достоевском

Гибель Достоевского // Статьи о Достоевском: 1971–2001. СПб., 2001; 

Еще раз о Достоевском и Тургеневе (из истории их отношений) // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994;

Здесь они встречались по пятницам (Достоевский в доме у Покрова) // Достоевский и мировая культура. СПб., 2001. № 16;

Из разысканий о Достоевском: Из творч. истории романа «Бесы» // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994;

К истории газ.-ж. «Гражданин» // Достоевский: Мат-лы и исследования. СПб., 1994. Т. 11;

Многоуважаемый шкаф // Достоевский и мировая культура. СПб., 2002. № 18; О неясном в жизнеописании М.А. Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб., 1994. № 3;

О повести Достоевского «Кроткая» и не только о ней // Достоевский и мировая культура. СПб., 2003. № 19;

Последняя квартира Достоевского в Петербурге // Достоевский и мировая культура. СПб., 2009. № 26;

Ф.М.Достоевский – автор разбора драмы А.Н. Островского «Гроза» // Достоевский и мировая культура. СПб., 1994. № 11.  

Источники

Ашимбаева Н. Борис Варфоломеевич Федоренко. 1913-2007 // Ашимбаева Н. Достоевский: Контексты слов. СПб., 2014;

Ашимбаева Н. Борис Варфоломеевич Федоренко // «Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме. СПб., 2012;

Ашимбаева Н.Т., Тихомиров Б.Н. Борис Варфоломеевич Федоренко. 1913–2007 // Достоевский и мировая культура. СПб., 2007.

 




Инна Александровна Битюгова (р. 1926) – литературовед, текстолог, специалист по творчеству Н.А.Некрасова и Ф.М.Достоевского. 

Инна Александровна внесла огромный вклад в науку о Достоевском: участвовала в издании Полного собрания сочинений в 30-ти томах, в составлении «Летописи жизни и творчества Ф. М. Достоевского», в подготовке книг «Библиотека Ф. М. Достоевского...», «Достоевский в воспоминаниях современников».  

Войну Инна Александровна застала пятнадцатилетней девушкой и все четыре года провела в блокадном Ленинграде: ходила в школу, работала в совхозе, была свидетелем постоянных бомбежек.

Награды

Медаль «За оборону Ленинграда»

Работы о Достоевском 

Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников / под ред. А. Долинина. М,, 1964 – подготовила и прокомментировала второй том, в том числе раздел, посвященный открытию памятника Пушкину в М. и Пушкинской речи Ф. М. Достоевского.  

Битюгова И. А. К переписке Достоевского с А. Н. Майковым // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 9. СПб.:1991.   

Битюгова И. А. О вере, вине и ответственности // Литературоведческий журнал. 2002. № 16. С. 14-20.

Битюгова И. А Достоевский и Пьер Корнель // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 19. СПб.:2010.

Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского». Т. II, III. Спб.: 1994–95.

Библиотека Ф. М. Достоевского. СПб.: Наука, 2005. 

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1973. – Т. 8. Идиот: Роман / текст подгот. И. А. Битюгова, Н. Н. Соломина.. – 511 с.

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. – Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1974. – Т. 9. Идиот; Вечный муж; Наброски 1867-1870. Рукописные ред. / тексты подгот. и примеч. сост. И. А. Битюгова и др.. – 528 с. Список лит. в примеч.: с. 525-527. 

Битюгова И. А. О вере, вине и ответственности // Литературоведческий журнал. 2002. № 16. С. 14-20.



Леонид Петрович Гроссман (1888–1965) — литературовед, писатель, доктор филологических наук, профессор.

Родился в Одессе в семье врача и окончил Ришельевскую гимназию. В 1906–1907 гг. слушал лекции на факультете права в Сорбонне (Парижском университете). После в 1911 г. окончил юридический факультет Новороссийского университета, и там же был профессорским стипендиатом по кафедре философии права. В это время Леонид Петрович начал увлекаться литературой: писать художественные произведения и критические статьи, печатавшиеся в журналах «Вестник Европы» и «Русская мысль».

С 1920 г. Леонид Петрович преподавал литературу в одесском Гуманитарно-общественном институте, а в 1921 г. переехал в Москву, где стал преподавателем в Московском Литературно-художественном институте им. Брюсова. Работал учёным секретарём литературной секции Государственной Академии художественных наук, в литературно-художественном отделе Госиздата, затем снова преподавал в различных педагогических институтах Москвы. В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Бальзак в России». 

Во время Великой Отечественной войны работал в Свердловском университете, всецело отдаваясь научно-литературной работе. 

До 1948 года он преподавал в Московском педагогическом институте им. В. Потемкина и оставил у многих своих учеников благодарную память о себе. В 1948 попал в число учёных, которых обвиняли в космополитизме.

Для серии «Жизнь замечательных людей» написал биографии Пушкина и Достоевского.

Работы о Достоевском

Поэтика Достоевского: публицистика. М., 1925

Рулетенбург. М., 1932 

Достоевский за рулеткой. Рига, 1932

Путь Достоевского. П., 1924

Спор о Бакунине и Достоевском (совместно с Вяч. Полонским), Л., 1926 

Поэтика Достоевского. М., ГАХН, 1925

Казнь Достоевского. М., 1928

Достоевский и правительственные круги 1870-х годов // Литературное наследие. Т. 15, М, 1934 

Жизнь и труды Ф. М. Достоевского. Биография в датах и документах. М.-Л.: Academia, 1935.

Достоевский и чартистский роман // Вопросы литературы, М., 1959, № 4

Достоевский, 1963. Биографическая проза. Из серии «Жизнь замечательных людей»

Источники

Е. Литвин «…Ваша благородная, изящная, светлая личность». Л. П. Гроссман и К. И. Чуковский: из переписки 1909—1963 годов // Вопросы литературы. 2008. № 1

 Мать Мария

Мать Мария (Елизавета Юрьевна Скобцова, урожд. Пиленко, по первому мужу – Кузьмина-Караваева) (1891–1945) – монахиня, русская поэтесса, мемуаристка, публицист, общественный деятель, участница французского Сопротивления. Канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица.




В молодости Елизавета Пиленко училась в петербургской гимназии подруги Анны Григорьевны Достоевской – Марии Николаевны Стоюниной. В дореволюционные годы Елизавета Юрьевна была погружена в жизнь литературно-артистического Петербурга, а после революции была вынуждена уехать в эмиграцию. Там она написала книгу «Достоевский и современность», где отмечает: «Явление Достоевского было некой гранью в сознании людей». По словам достоеведа С. В. Белова, сама мать Мария была «человеком Достоевского», ее вера прошла через горнило скорби, сомнения и страдания. Достоевский был для нее собеседником, диалог с которым не прекращался всю жизнь.

Во время Второй мировой войны мать Мария жила в парижской эмиграции, уже приняв монашеский постриг. С началом нацистской оккупации общежитие монахини Марии стало одним из штабов Французского Сопротивления. В июне 1942 года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырёх еврейских детей и спасти их от отправки в Освенцим. Мать Мария выдавала евреям фиктивные свидетельства о крещении, собирала посылки для передачи заключенным. После разорения немцами русской общественной Тургеневской библиотеки, архив И. А. Бунина был перевезён в общежитие монахини Марии. Его удалось сберечь и вернуть после войны Бунину. 

В 1941-1942 г. мать Мария написала статью «Прозрение в войне»: «Мы знаем, каковы бывают итоги больших войн: по существу, они сравнивают потери победителей и побежденных, они обескровливают обе стороны. Статистика считает десятками и сотнями тысяч, если не миллионами, раненых и убитых, статистика говорит нам о невероятном материальном оскудении, о миллиардах разорвавшихся в воздухе, пущенных на дно океана, сожженных, истребленных, изничтоженных. Есть еще в известном смысле более страшное явление, не подлежащее учету никакой статистики, - это озверение народов, падение культурного уровня, гибель творческих возможностей, - разложение душ. Каждая война отбрасывает всё человечество назад: в этом процессе играет роль как истребление самых молодых и творчески активных слоев населения, так и психическая деформация тех, кто остается живым и физически целым. В известном смысле можно утверждать парадокс, что всякая война, как бы она ни кончилась, самым фактом специфического своего влияния создает возможность, даже неизбежность следующей войны».

8 февраля 1943 года сотрудники гестапо арестовали сына Марии, а на следующий день и её саму. Монахиню сначала держали в тюрьме форта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк. 31 марта 1945 года, за неделю до освобождения лагеря Красной армией, больная дизентерией мать Мария обменялась курткой, на которой был лагерный номер, с приговоренной к смерти молодой женщиной и вместо нее пошла в газовую камеру. 

Работы о Достоевском

Скобцова Е.Ю. Достоевский и современность. Париж: YMCA-Press, 1929. (Текст вошел в книгу: Кузьмина-Караваева Е.Ю. (Мать Мария). Избранное. М., 1991.

Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1993.

Источники

Ликвинцева Н.В. Мать Мария (Скобцова) о «Прозрении в войне» // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. 2014, № 5. С. 243-261

Мать Мария. Стихотворения. Поэмы. Мистерии. Воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюк. Paris: La Presse Française et Étrangère, 1947.

 
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!