СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочное время с привлечением регионального компонента»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с учетом основного направления модернизации общего образования и является основой для разработки плана воспитательной работы учреждений образования.

Под национально-региональным компонентом (далее НРК) понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное, национальное, географическое, природно-экологическое своеобразие, региональную специфику развития.

Просмотр содержимого документа
««Исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочное время с привлечением регионального компонента»»

Муниципальное бюджетное учреждение средняя школа № 9 им. И. Ф. Учаева г. Волгодонска

Кан Лариса Алексеевна

Тема: «Исследовательская и проектная деятельность на уроках искусства и во внеурочное время с привлечением регионального компонента»


Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с учетом основного направления модернизации общего образования и является основой для разработки плана воспитательной работы учреждений образования.

Под национально-региональным компонентом (далее НРК) понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное, национальное, географическое, природно-экологическое своеобразие, региональную специфику развития.

Опираясь на знания детей, нужно углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимании взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы нынче владеем, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, его природного своеобразия, коренных особенностей национальных культур народов, живших и живущих на территории области.

Большую роль при организации исследовательской деятельности играет использование регионального материала.

В ходе выполнения исследовательских работ на основе материалов национально-регионального компонента учащиеся не только обогащаются краеведческим материалом, но и обучаются приемам установления причинно-следственных связей, выдвижения гипотез и развивается умение систематизировать, анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщать факты, явления делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий. При выполнений исследования учащиеся объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения; определяют направления и способы дальнейшего изучения проблемы; высказывают и обосновывают предположения о возможном развитии того или иного процесса или явления. Применение методов научной деятельности в процессе познания ставит ученика на доступный для его уровня положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования.

Я использую региональный компонент как на уроках, так во внеурочное время. Использование материала с национально-региональным компонентом во внеурочной деятельности несёт очень большой объём знаний: история государства, история родного края, история своей семьи, информация о народах России, природе родного края, культурное наследие и т.д. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Жизнь человека - движение по пути познания. Каждый из нас изначально по своей природе исследователь. Каждый шаг может обогащать нас знаниями о природе, культуре своего родного края. И это значит, что чем больше знаю, тем сильнее люблю. Стремление к поиску и открытию нового – существеннейшая черта подлинной личности.

Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Чтобы вырастить образованного человека, способного самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения, необходимо изучение краеведения. Знание культуры своего народа, города, села – необходимая составляющая развития человека. Введение изучения регионального компонента в содержание уроков изобразительного искусства и внеурочных занятий положительно влияет на развитие интереса детей к изучению культуры родного края и своей малой родины, формирует бережное отношение к памятникам истории и культуры.

Целью изучения художественного краеведения в школе является создание условий для духовной ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, области), воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

  • изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения; понимание особенностей нашего региона на основе формирования системы знаний о художественной культуре нашего края, его истории, быте.

  • формирование представлений о ценности художественных произведений как источника познания культуры и истории родного края.

Воспитательные задачи:

  • воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, художественной культуры края, сохранения традиций Донской земли;

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием художественного краеведения не только учащихся, но и родителей;

  • изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, изучение творчества местных художников, народного декоративно-прикладного искусства, семейные экскурсии в художественные музеи;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса уч-ся к краеведению через тематические беседы, конкурсы, олимпиады и другие мероприятия художественно - краеведческой направленности;

  • адаптация к реальной деятельности, к местной социокультурной ситуации;

  • формирование способности и готовности к использованию художественных краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

  • видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;

  • развитие творческих способностей, научно-исследовательских умений средствами региональной художественной культуры.



Региональный компонент включает в себя следующие содержательные линии:

Образовательная - содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие художественно- культурные особенности родного края.

Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.

Деятельностная - способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей родного края в единстве разнообразных видов творческой деятельности.

Творческая - предусматривает развитие художественно - творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.




С 2002 года мои ученики участвуют во всех муниципальных конкурсах исследовательских работ и проектной деятельности, связанные с региональным компонентом. Почти все из них становились или победителями или призерами этих мероприятий: Городские краеведческие чтения, Академия юных исследователей, конкурс творческих работ «Казачий Дон». Если работа не становилась призером, мы возвращались к ней через некоторое время и добивались успеха. Темы работ мы выбираем из Рекомендуемые примерные темы и направления для учебно-исследовательских работ школьников-участников научно-практической конференции ДАНЮИ. Они разбиты по секциям. Для нас подходит Секция «Фольклор и этнография». Примерные темы можно объединить в следующие блоки:

I. Жилище, хозяйственные постройки.

1.1. Традиционное жилище населения Дона (уточнить район, населенный пункт, в случае необходимости – группу населения).

1.2. Подворье и хозяйственные постройки сельского населения Дона…

Возможна более специализированная тематика:

1.3. Строительные приемы и орудия труда…

1.4. Архитектурный декор народного жилища…

1.5. Интерьер, домашняя утварь…

1.6. Обряды, приметы, гадания, связанные со строительством жилища…

Общие рекомендации.

Основное внимание следует уделить местным памятникам жилищной архитектуры, подготовить их описание, фотофиксацию, исторические сведения. Обратить внимание на названия деталей дома: «галдарея», «амешник», «балясник» и др. Сопоставить с названиями аналогичных деталей в соседних поселениях. Сравнить, насколько распространена подобная архитектура, архитектурные детали, наименования и т.д.

II. Традиционный костюм.

2.1. Мужская одежда населения Дона (уточнить район, населенный пункт, в случае необходимости – группу населения).

2.2. Женская одежда…

Возможны более специализированные темы:

2.3. Головные уборы, украшения…

2.4. Праздничная одежда…

2.5. Ритуальная (лучше свадебная) одежда…

2.6. Обрядовые и этикетные нормы, связанные с одеждой…

2.7. Городской костюм и одежда сельского населения…

III. Пища, культура питания.

3.1. Застолье и застольный этикет населения Дона (уточнить район, населенный пункт, в случае необходимости – группу населения).

3.2. Культура питания: пища и напитки…

Более специализированные темы:

3.3. Праздничная и ритуальная пища населения…

Здесь возможна детализация: только ритуальная пища (напитки), масленичная, рождественская, пасхальная… пища.

3.4. Дикорастущие растения в системе питания…

3.5. Традиции лечебного питания…

3.6. Безалкогольные напитки (чай, кофе) в традициях застолья и общения…

IV. Фольклор, обряды.

4.1. Предания, связанные с историей населенных пунктов и их окрестностей…

Происхождение и название нас. пункта, названия улиц, площадей, урочищ, водных источников, курганов; рассказы о исторических событиях, в том числе – связанных с Великой Отечественной войной.

4.2. Песенный фольклор населения…

4.3. Воинский фольклор…

4.4. Фольклор (песни, устные рассказы, былички, предания и др.) о Великой Отечественной войне…

4.5. …О Гражданской войне…

4.6. Детский фольклор…

4.7. Свадебный фольклор…

Также возможны направления:

Календарные праздники (Празднование Масленицы…, Святочные традиции…, празднование…Пасхи, Троицы и т.д.); Народная медицина и косметика…, Народные промыслы…

В последнем случае не имеется в виду профессиональное производство (напр. Семикаракорский завод), а именно промыслы: гончарный, кузнечный, плетение из лозы, вышивка, кружева и т.д.

Предложенные направления, естественно, не исчерпывают возможные тематические направления. Преподаватели и учащиеся могут сформулировать темы, как в рамках предложенных направлений, так и предложить свои.

Там же дан список литературы

Ежегодные научные конференции являются подведением итогов краеведческой научно-исследовательской работы, осуществляемой в рамках дополнительного школьного образования. Работа в данном направлении должна решать задачи:

1. Оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Активизацию научного изучения родного края: расширение социальной базы исследований, накопление эмпирических данных (исторических источников), раскрытие «белых пятен» локальной истории.

Научные исследования в рамках дополнительного школьного образования должны стать дополнением и «резервом» профессиональных исследований. Для того, чтобы помочь руководителям школьных работ определиться с выбором тем докладов на будущую конференцию, можно предложить следующую тематику, представляющую не готовые формулировки, а тематические направления, ориентируясь на которые можно более конкретно сформулировать темы.

Приоритетными следует считать темы, связанные с местной проблематикой и основанные на использовании местных источников (рассказы старожилов, архивные данные, музейные коллекции, предметы-артефакты, принадлежащие гражданам и т.д.).

При определении тем следует максимально конкретизировать территорию (не Донской край вообще), временные рамки, группу населения и т.д.

Также следует избегать «широких» формулировок, наоборот, лучше предельно конкретизировать предмет изучения. Напр.: не «Традиционный костюм…», но «мужской» или «женский» и далее по тексту.

Во всех случаях, кроме историографических тем, опубликованные краеведческие материалы не должны подменять оригинальные сведения, выявление, обобщение и анализ которых является основной задачей.

Начиная работать над исследовательской работой, мы обязательно посещаем эколого-исторический музей. Большую помощь оказывают городские библиотеки и, конечно, интернет. Начинаем подбор темы с личных интересов. Обязательно находим людей или организации, которые связаны с выбранной темой. Например, работая над исследовательской работой «Пасхальные традиции донского края», мы беседовали с отцом Михаилом Елизаветинской церкви, обращались с просьбой к администрации МАУК «Парк Победы», посетили урок в Волгодонском эколого-историческом музее.

Работая над исследовательской работой «Культурное наследие Правобережного Цимлянского городища» мы посетили Цимлянский экологический музей, который еще организовал экскурсию к месту где находилась крепость Саркел и Правобережное городище.

Вот некоторые темы исследовательских работ, выполненные моими воспитанниками: «Дон многонациональный», «Каменная летопись Волгодонска», «Казачьи народные песни – жемчужина донского фольклора», «Конь в казачьей культуре», «Архитектурная пластика города Волгодонска», «История города Волгодонска в названиях улиц», «Символика архитектуры православных храмов», «Архитектура донских храмов», «Советский неоклассицизм на Дону», «Казачий курень: особенности архитектуры», «Черный квадрат К. Малевича – азбука современного искусства», «Абстракционизм Василия Кандинского и его влияние на современный дизайн», «Культурное наследие Правобережного Цимлянского городища».

      В заключении хочется сказать, что освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребёнка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством.


Список используемой литературы при выполнении исследовательских работ:

I. Учебники и учебные пособия.

1.1. Основы этнографии /Под ред. С. А. Токарева. М.. 1968;

1.2. Итс Р. Ф. Введение в этнографию. Учебное пособие. Л., 1974;

1.3. Этнография /Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М.. 1982;

1.4. Этнология. Учебник /Под ред. Г. Е. Маркова и В. В. Пименова. М., 1994;

1.5. Садохин А. П. Этнология. Учебник. М.. 2000;

1.6. Арутюнов С. А., Рыжакова С. И. Культурная антропология. М.. 2004;

II. Учебные пособия ЮФУ.

2.1. Черницын С. В. Этнология – наука о народах /Древняя история. Введение в этнологию. Учебно-методическое пособие для абитуриентов. Ростов – на –Дону, 1998;

2.2. Черницын С. В., Богаченко Т. В. Этнология. Учебно-методические материалы для студентов II курса заочного отделения исторического факультета РГУ. Ростов –на –Дону, 2002. е

Ш. Справочники.

3.1. Атлас народов мира /Под ред. С. И. Брука и В. С. Апенченко. М., 1964; 3.2. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М. 1988;

3.3. Свод этнографических понятий и терминов (в 4-х выпусках). М., 1986-1991. Вып. 1-4;

3.4. Мифы народов мира. М., 1992. Т. 1-2;

3.5. Тихонравов Ю. В. Религии мира. Учебно-справочное пособие. М., 1996;

3.6. Славянская мифология, М.: Эллис Лак, 1995;

3.7. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: «Искусство-СПБ», 2001;

3.8. Русский праздник. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: «Искусство-СПБ», 2002.

IV. Общие труды по этнографии.

4.1. Народы Австралии и Океании. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1956;

4.2. Народы Западной Азии. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1964;

4.3. Малые народы Южной Азии. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1963;

4.4. Народы Юго-Восточной Азии. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1966;

4.5. Народы Восточной Азии. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1965;

4.6. Народы Африки. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1954;

4.7. Львова Э. С. Этнография Африки. М., 1984;

4.8. Народы Америки. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1959. Т. 1-2;

4.9. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. М.. 1973-1978. Т. 1-5.

4.10. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1984.

V. Работы по отечественной этнографии.

5.1. Токарев С. А. Этнография народов СССР. М., 1958;

5.2. Народы Кавказа. М., 1964. Т. 1-2;

5.3. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987;

5.4. Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-нач. XIX вв. М., 1974;

5.5. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л., 1976; 5.6. Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985;

5.7. Народы Сибири. М., 1956;

5.8. Народы Средней Азии и Казахстана. Сер. «Народы мира». М., 1962-1963. Т. 1-2.

VI. Работы по этнографии и публикации, содержащие сведения по этнографии Дона и донского казачества.

6.1. Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов –на –Дону.: ГИнГО, 1998;

6.2. Очерки традиционной культуры казачеств России /Под общей ред. проф. Н.И. Бондаря. Москва-Краснодар, 2002. Т. 1.

6.3. Энциклопедия культур народов Юга России. Том 1. Народы Юга России. Ростов- на –Дону.: Изд. СКНЦ ВШ, 2005;

6.4. Водолацкий В.П., Скорик А.П.. Тикиджян Р.Г. Казачий Дон: очерки истории и культуры. Ростов –на –Дону.: Терра, 2005.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!