СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся при реализации ФГОС в 10—11 классах

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит анализ информации об исследовательской и проектной деятельности обучающихся 10 и 11 классов в нормативных документах: Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская и проектная деятельность обучающихся при реализации ФГОС в 10—11 классах»

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся при реализации ФГОС в 10 — 11 классах: анализ нормативных документов   Купцова Анна Викторовна, к. п. н., педагог дополнительного образования МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск Московской области e-mail: anna.yashukova@mail.ru

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся при реализации ФГОС в 10 11 классах: анализ нормативных документов

Купцова Анна Викторовна,

к. п. н., педагог дополнительного образования

МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск Московской области

e-mail: [email protected]

Далее на слайдах: тексты документов в верхней части слайда на белом фоне; комментарии в нижней части файла на голубом фоне.

Далее на слайдах:

  • тексты документов в верхней части слайда на белом фоне;
  • комментарии в нижней части файла на голубом фоне.
Нормативный документ Проектная и исследовательская деятельность в ФГОС среднего общего образования I. Общие положения Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника : Способность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность указывается, как важная личностная характеристика обучающегося, в отличие от ФГОС основного общего образования. ... готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность ; ...

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ФГОС среднего общего образования

I. Общие положения

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника :

Способность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность указывается, как важная личностная характеристика обучающегося, в отличие от ФГОС основного общего образования.

...

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность ;

...

Нормативный документ Проектная и исследовательская деятельность в ФГОС среднего общего образования II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные ), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности ; Владение навыками выполнения исследований и проектов относят к метапредметным результатам, так как они необходимы независимо от вида деятельности.

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ФГОС среднего общего образования

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные ), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности ;

Владение навыками выполнения исследований и проектов относят к метапредметным результатам, так как они необходимы независимо от вида деятельности.

Нормативный документ Проектная и исследовательская деятельность в ПООП среднего общего образования «Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования. ... «Презентацию результатов проектной работы целесообразно проводить не в школе, а в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался. Если это социальный проект, то его результаты должны быть представлены местному сообществу или сообществу благотворительных и волонтерских организаций. Если бизнес-проект — сообществу бизнесменов, деловых людей.» Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.»

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ПООП среднего общего образования

«Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования.

...

«Презентацию результатов проектной работы целесообразно проводить не в школе, а в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался. Если это социальный проект, то его результаты должны быть представлены местному сообществу или сообществу благотворительных и волонтерских организаций. Если бизнес-проект — сообществу бизнесменов, деловых людей.»

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.»

Нормативный документ Проектная и исследовательская деятельность в ФГОС среднего общего образования II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы ... Навыки выполнения исследований и проектов по большинству учебных предметов конкретизируются при описании предметных результатов. Однако необходимо отметить, что в ФГОС СОО для учебного предмета «Химия» такая конкретизация не сделана. предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях , формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ФГОС среднего общего образования

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

...

Навыки выполнения исследований и проектов по большинству учебных предметов конкретизируются при описании предметных результатов. Однако необходимо отметить, что в ФГОС СОО для учебного предмета «Химия» такая конкретизация не сделана.

  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях , формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ФГОС среднего общего образования

9.4. Естественные науки

Изучение предметной области "Естественные науки" должно обеспечить:

.... создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности , мотивации обучающихся к саморазвитию;

...

Предметные результаты изучения предметной области "Естественные науки" включают предметные результаты изучения учебных предметов:

«Химия» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса химии должны отражать:

...

«Химия» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса химии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

...

«Экология» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета "Экология" должны отражать:

...

6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры .

Нормативный документ Проектная и исследовательская деятельность в ФГОС среднего общего образования 11. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной ). В 10 — 11 классах вводится особая форма организации деятельности обучающихся, которую называю «Индивидуальным проектом», но она может быть представлена либо учебным исследованием, либо учебным проектом. ... Особенности индивидуального проекта: самостоятельность выполнения работы; предусмотрено руководство учителя (тьютора); работа может быть по одному или нескольким предметам; область деятельности может быть любой.

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ФГОС среднего общего образования

11. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной ).

В 10 — 11 классах вводится особая форма организации деятельности обучающихся, которую называю «Индивидуальным проектом», но она может быть представлена либо учебным исследованием, либо учебным проектом.

...

Особенности индивидуального проекта:

  • самостоятельность выполнения работы;
  • предусмотрено руководство учителя (тьютора);
  • работа может быть по одному или нескольким предметам;
  • область деятельности может быть любой.

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ФГОС среднего общего образования

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной , учебно-исследовательской деятельности , критического мышления ;

Особенности результатов индивидуального проекта.

  • Индивидуальный проект не предусматривает коммуникации в проектной группе, что обедняет возможности проекта. Однако эту проблему можно решить, предусматривая социальную направленность индивидуального проекта, при этом возможны коммуникации: 1) с обучающимися других образовательных организаций региона, как с ровесниками, так и с детьми иных возрастов; 2) представителями местного сообщества, бизнес-структур, культурной и научной общественности для выполнения учебно-исследовательских работ и реализации проектов; 3) представителями власти, местного самоуправления, фондов, спонсорами и др.
  • Каждый индивидуальный проект (и учебное исследование, и учебный проект) должен предусматривать учебно-исследовательскую деятельность.
  • Подчёркивается важность критического мышления (обращение к первоисточникам;, внимательное прочтение текстов, проявление методического сомнения, поиск слабых мест как в чужих, так и в собственных аргументах, работа с понятиями, чёткое и обоснованное выражение своих мыслей).
Нормативный документ Проектная и исследовательская деятельность в ФГОС среднего общего образования Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: ... способность к инновационной , аналитической , творческой , интеллектуальной деятельности ; сформированность навыков проектной деятельности , а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий  при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; ... Особенности результатов индивидуального проекта: индивидуальный проект предусматривает осуществление инновационной и творческой деятельности, поэтому при его оценке должны учитываться такие критериям, как новизна и оригинальность; необходимость реализации аналитической и интеллектуальной деятельности при выполнении индивидуального проекта, обусловливает то, что он должен содержать элементы информационной и исследовательской деятельности.

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ФГОС среднего общего образования

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • ...
  • способность к инновационной , аналитической , творческой , интеллектуальной деятельности ;
  • сформированность навыков проектной деятельности , а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • ...

Особенности результатов индивидуального проекта:

  • индивидуальный проект предусматривает осуществление инновационной и творческой деятельности, поэтому при его оценке должны учитываться такие критериям, как новизна и оригинальность;
  • необходимость реализации аналитической и интеллектуальной деятельности при выполнении индивидуального проекта, обусловливает то, что он должен содержать элементы информационной и исследовательской деятельности.
Нормативный документ Проектная и исследовательская деятельность в ФГОС среднего общего образования ... Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом , и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или  разработанного проекта : информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. ФГОС определяет: сроки выполнения индивидуального проекта – один или два года; наличие индивидуального проекта в учебном плане; реализацию проектов различных типов.  ПООП среднего общего образования Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений: социальное ; бизнес-проектирование ; исследовательское ; инженерно-конструкторское ; информационное ; творческое .

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ФГОС среднего общего образования

...

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом , и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта : информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

ФГОС определяет:

  • сроки выполнения индивидуального проекта – один или два года;
  • наличие индивидуального проекта в учебном плане;
  • реализацию проектов различных типов.

ПООП среднего общего образования

Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений: социальное ; бизнес-проектирование ; исследовательское ; инженерно-конструкторское ; информационное ; творческое .

Нормативный документ Проектная и исследовательская деятельность в ФГОС среднего общего образования 18. Требования к разделам основной образовательной программы: ... Этот материал конкретизирован в Примерной основной образовательной программе 18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна: среднего общего образования ... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна включать описание: 3) организации, критериев оценки и форм представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся . ...

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ФГОС среднего общего образования

18. Требования к разделам основной образовательной программы:

...

Этот материал конкретизирован в Примерной основной образовательной программе

18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна:

среднего общего образования

...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна включать описание:

3) организации, критериев оценки и форм представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся .

...

Нормативный документ Проектная и исследовательская деятельность в ФГОС среднего общего образования 18.2. Содержательный раздел основной образовательной программы:  Требование о формировании системных представлений о методах, технологиях и формах организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обусловливает: 18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования (далее - Программа) должна быть направлена на: необходимость ведения систематического курса; наличия учебных пособий, которые для 10-11 класса не разработаны. ... формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования ; формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы .

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ФГОС среднего общего образования

18.2. Содержательный раздел основной образовательной программы:

Требование о формировании системных представлений о методах, технологиях и формах организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обусловливает:

18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования (далее - Программа) должна быть направлена на:

  • необходимость ведения систематического курса;
  • наличия учебных пособий, которые для 10-11 класса не разработаны.

...

  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования ;
  • формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы .
Нормативный документ Проектная и исследовательская деятельность в ФГОС среднего общего образования Квалификация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность должна отражать: ... Согласно стандарту педагогические работники должны иметь достаточную квалификацию для организации и сопровождения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Пути повышения этой квалификации для педагогов могут быть: организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта... знакомство с различными источниками информации (книги, журналы, Интернет); изучение опыта коллег (изучение тематики работ и методики организации исследований и проектов); курсы; участие в конкурсах исследовательских работ и проектных работ для педагогов; участие в конкурсах исследовательских работ и проектов для обучающихся.

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ФГОС среднего общего образования

Квалификация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность должна отражать:

...

Согласно стандарту педагогические работники должны иметь достаточную квалификацию для организации и сопровождения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Пути повышения этой квалификации для педагогов могут быть:

организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта...

  • знакомство с различными источниками информации (книги, журналы, Интернет);
  • изучение опыта коллег (изучение тематики работ и методики организации исследований и проектов);
  • курсы;
  • участие в конкурсах исследовательских работ и проектных работ для педагогов;
  • участие в конкурсах исследовательских работ и проектов для обучающихся.

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ФГОС среднего общего образования

Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность:

  • включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений ;

Материальные ресурсы школы должны обеспечивать:

  • художественного творчества с использованием современных инструментов и технологий, реализации художественно-оформительских и издательских проектов ;
  • ...
  • выполнение достаточно серьёзных исследовательских проектов, связанных с использованием учебного лабораторного оборудования (такие исследования, как правило, будут выполнять обучающиеся, выбравшие дополнительные предметы и курсы по выбору, связанные с определённым направлением);
  • в стандарте подчёркивается и роль художественного творчества, позволяющего выполнять художественно-оформительские и издательские проекты (это позволит привлечь к реализации проектов по естественно-научному направлению тех обучающихся, которых мы традиционно называем гуманитариями).

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ФГОС среднего общего образования

Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность:

  • размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде организации , осуществляющей образовательную деятельность;
  • обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудио- и видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Необходимость размещения продуктов исследовательской и проектной деятельности обучающихся в школе, предусмотренная ФГОС, вызывает много вопросов:

  • как долго хранить работы и отчёты о них?
  • где хранить?
  • в каком виде хранить (традиционном или цифровом)?

Может быть ответ на этот вопрос содержится в следующем положении стандарта — о школьной библиотеке, — которая может стать не только доступом к множительной технике, но и «хранилищем» результатов деятельности обучающихся.

Нормативный документ

Проектная и исследовательская деятельность

в ПООП среднего общего образования

II.1.4. Описание особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

На уровне основного общего образования делается акцент на освоении учебно-исследовательской и проектной работы как типа деятельности, где материалом являются, прежде всего, учебные предметы. На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры.

На уровне основного общего образования процесс становления проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов исследования.

На уровне среднего общего образования сам обучающийся определяет параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и культурными сообществами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!