СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская краеведческая работа «Когда душа живёт стихами…», номинация "Земляки"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Областная конференция исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» Номинация:  Земляки. Знания истории родного края, а именно, истории людей, дают нам право гордиться своей родиной и земляками.  У нас было много вопросов и не было ответов. Все это определило необходимость создания исследовательской работы в номинации «Земляки» по теме: «Когда душа живёт стихами…»

1) Исследование творческого пути поэтессы – землячки Галины Николаевны Ачаковой через знакомство с литературным наследием;

2) ​ популяризация имени поэта, привлечение интереса учащихся к её творчеству.

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская краеведческая работа «Когда душа живёт стихами…», номинация "Земляки"»

Челябинская область

Варненский Муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» п. Новопокровка



Областная конференция исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»




Номинация: Земляки





Тема работы: «Когда душа живёт стихами…»



Подготовила:


Докова Анна Ивановна,

ученица 8 класса

МОУ СОШ п. Новопокровка

457219 Челябинская область,

Варненский район,

п. Новопокровка,

ул.Советская, д.72а

Домашний адрес: 457218

Челлябинская область,

Варненский район, п. Алтырка,

ул. Центральная, д.28-2

+79000832853


Руководитель:


Еспаева Ольга Николаевна,

учитель немецкого языка,

руководитель школьного музея «Исток»

МОУ СОШ п.Новопокровка

457219 Челябинская область,

Варненский район, п. Новопокровка,

ул. Советская, д.72а

+79049334292

[email protected]



п. Новопокровка, 2021


Содержание



Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Жизненный и творческий путь поэта……………………………...6

Глава 2. Творческое наследие поэта-земляка ….…………………………….7

Заключение ………………………………………….…………………… …..10

Список литературы    ……………………………………………………..…..11

Приложение 1. Сборник стихов Варненских поэтов……………….…..…12

Приложение 2. Рукопись стихов Ачаковой Г.Н……………………………15









































Введение

«… Давайте перестанем охать,

Давайте веру не терять.

В России всё не так уж плохо,

Чтоб захотелось умирать.

Пока надежда всюду с нами,

Пока мой друг ещё не враг,

Моя душа живёт стихами,

А это очень добрый знак»

Ачакова Г.Н., 2008


Это отрывок из стихотворения поэта-земляка Ачаковой Галины Николаевны. Эти стихи я прочла в библиотеке в книге «Когда душа живёт стихами…» и я была поражена тем, что мы ничего не знаем о своих земляках, о которых обязаны знать. Знания истории родного края, а именно, истории людей, дают нам право гордиться своей родиной и земляками. У меня было много вопросов и не было ответов. Все это определило необходимость создания исследовательской работы в номинации «Земляки» по теме: «Когда душа живёт стихами…»

Многое связывает человека с местом, где он живет. Родной край, его люди становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая и единственная Отчизна. Место, в котором мы родились, несравнимо ни с чем другим. Это наша малая родина. А бывает и так, что человек по воле судьбы покинул родной край и поселился в другом, не менее прекрасном уголке нашей огромной страны. И теперь уже он стал малой родиной для него. 

Много на земле уникальных и замечательных мест, но мой маленький посёлок самый дорогой для меня. Алтырка – Родина моя! Историю любого места на карте делают люди, которые там живут. В наше, время мы знаем, как некоторые города, сёла меняли своё название от зарождения и не один раз. Но все люди, кто когда-то проживал на данной территории, и проживает сегодня, считаются земляками.

 Актуальность темы своего литературного исследования я вижу в том, что в наше трудное время, в век новых технологий лирика местных поэтов помогает всем нам не забывать о том, что живы ещё чувства сострадания, любви к Родине, своему селу и друг к другу. Считаю, что материал моей работы может вызвать интерес к поэзии «малой родины», своего района, потому что рядом с нами жили люди, обладающие удивительным даром - дарить свою душу, мысли, переживания и себе, и окружающим. Хоть они и не получили мировую славу, зато они писали стихи, которые берут за душу. Мы, к сожалению, мало о них знаем, так как у современной молодёжи другие интересы и ценности. Считаю, что крайне важно знать и читать стихи самобытных поэтов. В своей исследовательской работе мне хотелось бы рассказать о талантливом поэте-земляке Галине Николаевне Ачаковой (1946-2019).

Проблема исследования: важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем. Литература родного края – это часть национальной литературы. В связи с этим, на мой взгляд, появилась необходимость привлечь интерес к творчеству местного поэта, потому что часто наше общество вспоминает о заслугах граждан своей страны слишком поздно, не успев выразить слова благодарности за талант, за творческое наследие.

Объект исследования: жизнь и творчество Ачаковой Г.Н.

Предмет исследования: творческое наследие поэта-земляка Ачаковой Г.Н.

Цель работы:

1) исследование творческого пути поэтессы – землячки Галины Николаевны Ачаковой через знакомство с литературным наследием;

2) ​ популяризация имени поэта, привлечение интереса учащихся к её творчеству.

Задачи исследования:

  • Собрать информацию о биографии и творчестве поэта-земляка;

  • Проанализировать её стихотворения и выделить основные темы и мотивы её  произведений;

  • Выявить взаимосвязь биографии поэта с темами произведений;

  • Вызвать интерес к личности поэта – земляка.

Практическая значимость состоит в том, что собранный материал может быть использован на уроках литературы, на тематических конференциях, литературных вечерах и конкурсах, викторинах, с ним можно будет выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам. В этом я вижу общественную значимость литературной краеведческой деятельности.

Этапы работы над проектом:

1. Организационный

 Разработка плана исследования. ​ 

2. Сбор информации

  • Беседа с дочерью Ачаковой Г.Н.

  • Сбор информации по теме исследования в библиотеке; 

  • Копирование стихотворений из сборника, найти рукописи поэта-земляка. 

3. Практический

  • Написание исследовательской работы;

  • Выступление по теме исследовательской работы;

  • Публикация материалов по данной теме в сети Интернет.​ 













Глава 1. Жизненный и творческий путь поэта.

Галина Николаевна Ачакова (Менжус) родилась 2 октября 1946 года, в посёлке Неверово, Троицкого района, Челябинской области в тяжёлое послевоенное время, в рабочей многодетной семье (См.Фото 1 Приложение 1). Отец Борисенков Николай Евсеевич был тружеником тыла и работал всю свою жизнь в сельском хозяйстве, как и мать Менжус Галина Александровна. Всего в семье воспитывалось пятеро детей. Галина Николаевна была старшим ребёнком в семье и названа в честь своей матери. Послевоенное детство было очень тяжёлым, как и у всех детей нашей страны. Годы восстановления были одинаково тяжелыми как в деревне, так и в городе. Училась в родной деревенской школе, после окончания школы выучилась на швею. До замужества работала на швейной фабрике в г.Троицк. В 1968 году вышла замуж и уехала из родной деревеньки в Горьковскую область, в рабочий посёлок Разино. Работала швеёй в КБО. Там же, в 1970 году родилась дочь Светлана(См.Фото 2. Приложение 1)

В 1974 году вернулась на Южноуральскую землю в Варненский район п.Алтырка со своим вторым мужем Сафроновым Николаем Петровичем, который много лет проработал зав.клубом в нашей родной Алтырке (См. Фото 3. Приложение 1). Галина Николаевна вместе с мужем в сельском клубе проработала с 1990 года до пенсии. До того, как уйти работать в клуб, она работала заведующей молочного отделения №2 в совхозе «Варненский» и поваром в столовой (См.Фото 4. Приложение 1). Казалось бы, обычная судьба и профессии сельские, рабочие, те, которые позволяли выжить в трудные времена, чтобы прокормить семью. «А где же место поэзии?», – спросите меня вы.

Слушая рассказ о матери, на который мне удалось уговорить дочь Светлану, я удивилась тому, что она ни разу не обмолвилась о стихах. Стихи есть, а рассказать о них не получается. Мне стало интересно, когда же Галина Николаевна писала стихи? Я спросила об этом у Светланы Анатольевны. Она сказала, что никогда не видела свою маму за этим занятием, когда она была ребёнком, мама всегда была на работе или занималась домашним хозяйством. А о стихах своей матери она услышала и прочитала первые стихи, когда умер Николай Петрович, а умер он сравнительно недавно, в 2007 году. Выходит, что она стеснялась того, что писала стихи.

Впервые о творчестве Галины Николаевны у нас в посёлке узнали тогда, когда она прочитала своё стихотворение «Моя деревенька» (См. Приложение 2) в 2008 году, на празднике в сельском клубе ко Дню пожилого человека. Чуть позже, в 2009 году, творчеством поэтессы заинтересовалась библиотекарь Алтырской сельской библиотеки Ольга Николаевна и пригласила Галину Николаевну на мероприятие «Литературная гостиная», которое проходило в центральной районной библиотеке в с. Варна. Пообщавшись с поэтами нашего района, Галина Николаевна обрела веру в себя, в свои стихи, показав свои рукописи (См. Приложение 3). На этом вечере стихи Галины Николаевны звучали из ее уст особенно лирично и проникали в сердца всех присутствующих. В 2010 году часть из стихотворений Галины Николаевны вошли в сборник стихов поэтов Варненского района «Когда душа живёт стихами». Сборник назван строчкой из её стихотворения «Мои годы уже на закате…» что, я считаю, очень ценно. Этот сборник можно найти во всех библиотеках Варненского района.

Глава 2. Творческое наследие поэта-земляка.

Почему так получилось, что свой талант Галина Николаевна так долго прятала? Изучая тему своего исследования, обратившись к учебникам истории, изучая историю страны, понимаешь о принятом ею решении, забыть о себе, о поэзии. Ещё в детстве, простая крестьянская семья не могла, не в состоянии была дать ей то, что она заслужила. Семья учила её работать, утверждаться в жизни, получать специальность, которая, по мнению родителей, обеспечила бы благополучие в жизни. А стихи... это развлечение, баловство. Так считали все окружающие её люди. И она выбирает дом, работу, семью. Но, тоска по родной деревне, послевоенное детство, трудное время тех лет, о которых она расскажет в своих «поздних» стихах, не дадут остаться равнодушным никому, кто прочтёт строки из таких стихов, как «Вдовий дом», «Памятник вдове» (См.Приложение 2) и др. В них рассказывается о нелёгком труде женщин-вдов, о времени поднятия страны из руин, как женщинам было трудно кормить своих детей без мужей, которые погибли на войне.

Многое взяла она из своей деревеньки для своих стихов: овсяные поля, пшеница, которая плещется волной и ромашек непочатый край, а самое главное — родная изба, родные переулки, по которым бегали детьми., мамины объятья и ещё много всего. Всё это можно увидеть в стихотворении, которое называется «Моя деревенька».

Особенно меня поразило стихотворение «Вдовий дом» своей простотой написания и читается оно на одном дыхании.

В этом старом вдовьем доме

Всё не так.

Даже гвозди в стену вбиты

Кое-как.

Видно жили здесь недолго

Мужики.

Гвозди вбить на совесть

Было не с руки.

В этом старом вдовьем доме

Чистота.

Плачь, не плачь, а подступает

Пустота.

Плачь, не плачь, а не вернуть

Мужей с войны.

В этом доме фотографий –

Три стены.

Этот старый, этот страшный

вдовий дом.

В сорок пятом пол России

Жило в нём.


Дочитав стихотворение до конца, я поняла, что написано оно о нашей необъятной, многострадальной России, которая после Великой Отечественной войны овдовела почти полностью. Перечитывать стихотворение можно много раз, и каждый раз строки из него будут пронизывать своей правдивостью повествования, испытывая на себе все невзгоды и тяготы того, далёкого для нас послевоенного времени. Вдовам посвящено ещё одно стихотворение «Памятник вдове», где автор называет героиню «…двужильной труженицей поля…» и призывает нас:

«…В трёх колосках – судьба детей,

Судьба России вседержавной.

Сам бог и то отвёл глаза.

Спасла детей ты, а законы…

Тех вдов святые образа,

Я б в храм повесила, как иконы.

Поставьте памятник вдове

За стойкость в сталинские дни,

За колоски, за трудодни,

За подвиг, ратному сродни!»

Вот, именно так, автор предлагает увековечить память многострадальных женщин, оставшихся один на один с послевоенной разрухой, голодом и «холодом» одиночества.

В сборник также вошли стихотворения «Воспоминания», «Победа 1945 года», «Фронтовая сестрёнка», «Наш хлеб» (См. Приложение 2)

Огромное удовольствие мне доставило прочтение стихов из рукописей Галины Николаевны (См.Приложение 3), как выяснилось стихи были написаны в 2000 году. Я думаю, что Галина Николаевна писала свои стихи под покровом ночи или тогда, когда её никто не тревожил, чтобы подобрать нужные слова для выражения своих чувств и эмоций, чтобы мы, читатели, могли проникнуться всей душой, каждую написанную ею строку пережить вместе с автором. Так и не признавшись себе и своей семье о своём таланте говорить стихами. Как оказалось, после разговора с дочерью Галины Николаевны, я узнала, что у неё остались рукописи не только со стихами, а ещё и с прозой. Это, думаю, тема моего нового исследования…

Заключение

В жизни так бывает, что человек родился в одном месте, а прожил всю жизнь в другом краю. И все они ветераны войны и труда, труженики тыла, дети военных лет и много кто ещё, жили  на Варненской земле в нашем посёлке Алтырка и считали это место своей малой родиной, а себя — земляками. И для меня это место является малой родиной, дорогим сердцу уголком, где память о людях сохранить наш долг.

     Память о человеке живет до тех пор, пока о нем помнят его родные и близкие. Память о людях должна сохраняться не только в сердцах их родных, она должна стать частью истории нашей Варненской земли, Челябинской области, а также занять достойное место в истории России.

Я очень рада, что в ходе своей работы смогла пообщаться с родственниками Ачаковой Г.Н., у них есть чему поучиться. В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над, чем работать.

Любовь к  родному краю, к родной культуре, к родному селу, к родной речи, любовь, которую надо воспитывать с детства, начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали, уважать память предков, бережно относиться к культурному наследию и передать его следующему поколению. Узнать мы многое можем из книг, а именно из краеведческой литературы.

Материал моей работы может вызвать интерес к поэзии «малой родины», своего района, города, потому что рядом с нами жили люди, обладающие удивительным даром ̶̶̶ дарить свою душу, мысли, переживания окружающим. Хотя они и не получили мировую славу, зато писали стихи, которые берут за душу.





Список литературы

1. Ачакова, Г.Н. Алтырка: Стихи.– С.18-23 // Когда душа живёт стихами… / Сборник стихов.– Варна, 2010.– 176с.

2. Ачакова Г.Н. Победа 1945 года: Стихи// Советское село, 2017.– 8с.













































Приложение 1

Фотографии из Семейного архива.

Фото 1. Ачакова Галина Николаевна, 1995г.

Фото 2. Галина Николаевна с дочерью Светланой, 1975г.



Фото 3. Семейное фото с мужем и дочерью Светланой, 1990



Фото 4. Ачакова Г.Н. (сверху слева ) с коллективом в столовой



Приложение 2

Сборник стихов Варненских поэтов.





























Приложение 2

Рукопись стихов Ачаковой Г.Н.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!