СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская лаборатория: Свидетельства очевидцев событий – достоверный источник информации. (Причины, повлиявшие на исход войны 1941 – 1945гг.)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие направлено, в первую очередь, на развитие творческих способностей! А во-вторых, способствует формированию метапредметных компетенций! Достоинство в том, что использован деятельностный метод обучения (Эвристический).

И самое важное: Воспитательная составляющая урока и интеграция (литература, русский язык, история, социология).

И это не просто интегрированный урок, а урок с определенной ФИЛОСОФИЕЙ!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока факторы повлиявшие на исход войны»

Исследовательская лаборатория: Свидетельства очевидцев событий – достоверный источник информации.

(Причины, повлиявшие на исход войны 1941 – 1945гг.)


  1. Здравствуйте, ребята, сегодня мы проведём с вами необычный урок, исследовательская лаборатория «Свидетельства очевидцев событий – достоверный источник информации»

А умение работать с информацией особенно актуально для вас, в этом году вы все готовите индивидуальные проекты.

Скажите, вы уже выбрали темы ваших проектов? - Поднимите руки, кто выбрал: -исследовательский?

Исследовательский тип проекта выбрали у вас всего _____; и по Челябинской области также меньше всего детей выбрали этот тип проекта. Почему? Ведь это так увлекательно!

Думаю, вам будет интересно самим сегодня стать исследователями.

Исследовательская работа немного отличается от исследовательского проекта. Но основные принципы те же. Проект – это работа, в итоге которой вам известен конечный продукт, а результат исследовательской работы вам заранее не известен.

Наше занятие поможет вам в создании вашего индивидуального проекта, вы многому научитесь.

Начнём со знакомства с этапами исследования (на доске):

Первый этап – выбор темы, второй – определение объекта, т.е. что мы будем рассматривать, и предмет, это то, что мы будем изучать.

На этих этапах я вам помогу, так как мы ограничены временем.

А сейчас я вас познакомлю с нашим очевидцем событий. Смотрим видеосюжет, он поможет определить объект, а тема уже определена (указать на доску) (Видеосюжет).

Итак, объект нашего исследования? Что мы будем рассматривать? Период войны 1941-45гг.

А что конкретно мы будем изучать? Подскажу, у вас на столах есть тексты… (документы о периоде Вов 1941-45гг.) Это и есть предмет исследования – воспоминания очевидца и художественный текст о Вов.

А цель, задачи и гипотезу вы попробуете сформулировать после знакомства с текстом (тексты на столах) (текст).

- О чем текст? (о войне, о страхе солдат).

Если всем нашим солдатам было страшно, то как мы победили? Что помогло нашему народу победить?

Но прежде, чем мы начнем исследование по группам, давайте попробуем определить цель нашей работы.

Цель работы всегда определяется темой, а выбранная нами тема звучит так: Причины, повлиявшие на исход войны 1941 – 1945гг.

Чтобы поставить цель, нужно задать вопрос к нашей теме…………..(отвечают)

Итак, цель: Выяснить, что помогло нашему народу победить в ВОВ? опираясь на материал художественного текста и на документальное видео.

Вы обратили внимание, что все разделены на 4 группы, у каждой группы свой метод исследования.

Задачи поставлены и прописаны в ваших исследовательских картах:

  1. Литературоведы: Изучить смысловое и коммуникативное значение текста.

  2. Историки: Выяснить, как объясняет очевидец причины победы.

  3. Лингвисты: Выяснить, как художественные средства помогают автору текста воздействовать на восприятие читателя.

  4. Социологи: Выяснить, как присутствующие относятся к данной теме.

Переходим к 4-ому этапу: формулируем гипотезу.

Предположите, что помогло победить народу в войне?

Запишите свою гипотезу в карту. (1 мин.) _________________________________________________________________

А сейчас Видеодокумент, полезный для всех групп, но больше всего пригодится Группе ИСТОРИКОВ (Видеосюжет) «КТО НАМ ПОМОГ?»

Работаем в группах, проводим исследования. Затем сделаем вывод: подтвердилась гипотеза или нет.

(10 мин. на самостоятельную работу)

Время вышло, юные исследователи, представьте нам результаты вашей работы.

И, внимание на доску (этапы исследовательской работы), (перечисляю, что мы сделали)

Каждая группа озвучит результаты своего исследования и попробует ответить на главный вопрос? Являющийся целью вашей работы: Что помогло нашему народу победить в ВОВ?

  1. Литературоведы вам слово: Расскажите всё, что смогли узнать из текста важного для понимания проблемы

  2. Лингвисты: Художественные средства, используемые автором, для чего их использует писатель?

  3. Социологи: отношение к проблеме современников

  4. Историки, вы изучили видеодокумент, в чем он помог вам разобраться?

А теперь последний этап исследовательской работы - заключение, сделаем общий вывод, наша общая гипотеза: _______

подтвердилась гипотеза или нет?

«Мы отступали, отступали, остановились и начали теснить врага с родной земли.

Почему произошёл перелом в войне?» Потому что произошёл и перелом в душах людей. «Мы перестали бояться, дальше отступать было некуда, мы стали по-настоящему сопротивляться, стали опасными для врага».

Последний и не наименее важный этап Оформление работы.

Нужно правильно всё оформить, я оставлю вам памятки для юных исследователей, советы по составлению и оформлению исследовательской работы.

И на память о том, что мы сегодня исследовали Аннотацию к нашей общей исследовательской работе в этой же брошюре.

Поздравляю вас, большая работа окончена. Желаю вам успехов в создании и защите индивидуальных проектов!


На листочках напишите + и -. Спасибо за хорошую работу.

Просмотр содержимого документа
«заготовки для социологов»

1. Почему вы боитесь войны?

а) боитесь погибнуть ___________________________________________

б) боитесь выяснить, что струсите в трудный момент ________________

в) боитесь потерять близких______________________________________

г) другое (укажите, чего именно боитесь вы?) ____________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________







2. Как можно преодолеть страх? Что помогает не бояться?

а) смех __________________________________________________

б) спокойствие, уравновешенность__________________________

в) ненависть к врагу_______________________________________

г) Любовь к Родине _______________________________________

д) другое (укажите, что?)___________________________________

___________________________________________________________________________________



3. Что помогло Русскому народу одержать победу в Вов 1941 – 1945гг?

а) любовь к Родине, патриотизм____________________________________________________ б) сила духа_____________________________________________________________________ в) сплочение народа______________________________________________________________ г)чувство свободы, независимости _________________________________________________

д) любовь ______________________________________________________________________

е) другое _______________________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«интервью с Граниным о страхе»

Из Эссе Д.А. Гранина «Страх»

В годы войны понятие страха смещалось, перерождалось. Почти четыре года на фронте резко изменили для меня соотношение ценностей. Став офицером, я стал меньше думать о собственной гибели. Ответственность за своих солдат заменила заботы о своей личной безопасности. Мне надо было под обстрелом пройти на передний край, некогда было ползти, пережидать в воронке. Надо было спешить. Приходилось, не считаясь с пулями, высматривать в бинокль, что творится у противника.

Из интервью с Даниилом Александровичем Граниным


То, что мы победили, – это чудо, и его, как всякое чудо, объяснить невозможно. Это как с войной 1812 года, ведь Пушкин тоже не мог объяснить, почему мы тогда победили, и сказал: а может, это русский Бог… Что же касается присвоения войны, то это делают не только наши. У меня была в Германии встреча с бывшим канцлером Германии Гельмутом Шмидтом, очень дружественно настроенным к России. Я его спросил: "Гельмут, почему вы проиграли войну? Ведь у вас было и вооружение лучше, и генералы, и танки, и авиация – все у вас было". И он ответил: "Потому что американцы вступили в войну". Меня поразил этот ответ. Он был очень большой патриот, очень хороший немец, и мне показалось, что он, как и большинство немцев сегодня, не хотят признать, что они проиграли войну России. Им сподручнее считать, что они проиграли потому, что Америка вступила – такая мощная и богатая страна. А у России, у которой по всем параметрам все было похуже, они должны были выиграть, и ведь такие огромные территории уже заняли. Ан нет, проиграли. Потому что – об этом Пушкин очень точно сказал – наступило остервенение народа.

И все-таки что было для вас самым тяжелым на войне?

– Прежде всего непереносимое, позорное чувство при отступлении. То есть это было бегство, мы даже не отступали, а просто драпали, потеряв всякий стыд, особенно в 41-м.

А что вам помогло не только выжить, но и сохранить жизнелюбие?

Выжить помогло остервенение, то самое, о котором Пушкин говорил. Когда я вернулся с войны уцелевшим, я понял, что это чудо и что всю свою следующую жизнь, большую или маленькую, я получил в подарок, ведь почти все мои однополчане погибли, особенно в 41-м году. А я получил новую бесплатную жизнь. Как я уцелел, непонятно, ведь я был в 41–42-м на передовой, когда были особенно большие потери. Ну, не я один выжил, конечно, у меня осталось несколько фронтовых друзей, и они все получили в подарок от судьбы жизнелюбие. Они все жили, а кто-то еще живет с ощущением подарка, непонятно за что и как полученного. Но какое это счастье им выпало – жить, работать и помнить о погибших друзьях.


Просмотр содержимого документа
«карты для групп»

Лингвисты

Тема: Факторы, повлиявшие на исход войны 1941 – 1945гг.


Цель исследования: Выяснить, что помогло нашему народу победить в Великой Отечественной войне?

Ваши методы исследования: общенаучные: Анализ текста

Запишите вашу гипотезу (предположение): _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ваша задача: Выяснить, как художественные средства помогают автору текста воздействовать на восприятие читателя.

Задания:

  1. Внимательно изучите текст Д.А. Гранина, (очевидца, участника исторического прошлого нашей страны).

  2. Найдите и укажите средства художественной изобразительности, которые используются автором.

(Назовите средства художественной выразительности и объясните, с какой целью автор их использует в тексте? Что они помогают понять читателю?)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





  1. Сделайте вывод, подтвердилась ваша гипотеза или нет?

Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Литературоведы

Тема: Факторы, повлиявшие на исход войны 1941 – 1945гг.

Цель исследования: Выяснить, что помогло нашему народу победить

в Великой Отечественной войне?

Ваши методы исследования:

Общенаучные: Анализ текста

Запишите вашу гипотезу (предположение): _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ваша задача: Изучить смысловое и коммуникативное значение текста.



Задание:

  1. Определите тему текста (о чём текст?)._______________________________ ___________________________________________________________________

  2. . Какова роль выделенного предложения? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Определите основную мысль, идею текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





5. Сделайте вывод, подтвердилась ваша гипотеза или нет?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Историки

Тема: Факторы, повлиявшие на исход войны 1941 – 1945гг.

Цель исследования: Выяснить, что помогло нашему народу победить в

в Великой Отечественной войне?

Ваши методы исследования: Исторические: конкретно-проблемный метод

(применимы к изучению прошлого по тем остаткам, которые от него остались).

Запишите вашу гипотезу (предположение): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ваша задача: Выяснить, как объясняет очевидец причины победы.

Задания:

  1. Внимательно изучить видеодокумент, интервью с писателем, очевидцем и участником исторического прошлого нашей страны.

  2. Ответить на вопросы:



- Чем заинтересовал вас рассказ писателя Д.А. Гранина?

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Верили ли сами солдаты в победу? Почему?___________________________________

___________________________________________________________________________

- Как участник войны объясняет, что произошло? _______________________________

Что помогло русским солдатам, русскому народу победить? _______________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Сделайте вывод, подтвердилась ваша гипотеза или нет?_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Социологи

Тема: Факторы, повлиявшие на исход войны 1941 – 1945гг.

Цель исследования: Выяснить, что помогло нашему народу победить в

в Великой Отечественной войне?

Ваши методы исследования:

Социологические: Методы опроса: анкетирование

Запишите вашу гипотезу (предположение): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ваша задача: Выяснить, как присутствующие относятся к данной теме.



Задания:



  1. Перед вами заполненные анкеты, опрос по теме урока проведён до начала занятия, обработайте ответы.



  1. Постройте схемы, наглядно демонстрирующие результаты социологического опроса (у вас 10 готовых анкет. Все 10 анкет – 100%, 1 ответ – 10%, например, у вас одинаково ответило 5 человек - это 50%. Схема в виде круга. Весь круг – 100%, половина - 50 %, ¼ - 25% и т.д.)



Используйте цветные маркеры и в пояснении указан цвет легенды.



3. Объясните каждую схему, какой вывод можно по ней сделать?

4. Сделайте вывод, подтвердилась ваша гипотеза или нет?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Вопросы для исследования мнения присутствующих о проблеме:



1. Почему вы боитесь войны? (выберите один ответ)

а) боитесь погибнуть; б) боитесь выяснить, что струсите в трудный момент;

в) боитесь потерять близких; г) другое (укажите, чего именно боитесь вы?)

___________________________________________________________________________________

2. Как можно преодолеть страх? Что помогает не бояться?

а) смех б) спокойствие, уравновешенность; в) ненависть к врагу

г) Любовь к Родине д) другое (укажите, что?)

___________________________________________________________________________________

3. Что помогло Русскому народу одержать победу в Вов 1941 – 1945гг?

а) любовь к Родине, патриотизм б) сила духа; в) сплочение народа; г)чувство свободы, независимости; д) любовь е) другое _________________________________________________

___________________________________________________________________________________



Вопросы для исследования мнения присутствующих о проблеме:



1. Почему вы боитесь войны? (выберите один ответ)

а) боитесь погибнуть; б) боитесь выяснить, что струсите в трудный момент;

в) боитесь потерять близких; г) другое (укажите, чего именно боитесь вы?)

___________________________________________________________________________________

2. Как можно преодолеть страх? Что помогает не бояться?

а) смех б) спокойствие, уравновешенность; в) ненависть к врагу

г) Любовь к Родине д) другое (укажите, что?)

___________________________________________________________________________________

3. Что помогло Русскому народу одержать победу в Вов 1941 – 1945гг?

а) любовь к Родине, патриотизм б) сила духа; в)сплочение народа; г)чувство свободы, независимости; д) любовь е) другое _________________________________________________

___________________________________________________________________________________



Вопросы для исследования мнения присутствующих о проблеме:



1. Почему вы боитесь войны? (выберите один ответ)

а) боитесь погибнуть; б) боитесь выяснить, что струсите в трудный момент;

в) боитесь потерять близких; г) другое (укажите, чего именно боитесь вы?)

___________________________________________________________________________________

2. Как можно преодолеть страх? Что помогает не бояться?

а) смех б) спокойствие, уравновешенность; в) ненависть к врагу

г) Любовь к Родине д) другое (укажите, что?)

___________________________________________________________________________________

3. Что помогло Русскому народу одержать победу в Вов 1941 – 1945гг?

а) любовь к Родине, патриотизм б) сила духа; в)сплочение народа; г)чувство свободы, независимости; д) любовь е) другое _________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«последнее интервью с Граниным»

Даниил Гранин: «Цель у меня - остаться самим собой»

«Фонтанка» публикует последнее интервью Даниила Гранина. Опубликовано 05.07.2017г.

Писатель, фронтовик, почетный гражданин Петербурга Даниил Гранин в своем последнем интервью корреспонденту «Фонтанки» рассказал о том, во что он верит, почему не видит общей цели для российского общества и почему к власти относится, как к смерти.

4-го июля писатель ушел из жизни. К сожалению, мы не успели опубликовать этот непростой разговор при жизни Даниила Гранина, однако считаем необходимым сделать это теперь.

- Даниил Александрович, вот мы отпраздновали День Победы. Вам не кажется, что с каждым годом само отношение к этому празднику меняется – его превращают в какой-то аналог Нового года...

– Разве ощущения праздника Победы у вас нет? Там есть разные составляющие, и плюсы, и минусы. Я думаю, что огромные потери в войне – это ужас. Это страшная рана, которая не заросла до сих пор. Но это и счастье тоже! Я был уже демобилизован, когда был День Победы. Первый День Победы. Я смотрел на людей, стоял и думал: это счастье – от чего? Все целовались, ликовали, кричали, качали меня… и так далее. Счастье того, что перестали приходить похоронки. Вот такое счастье было. И потому можно сказать, что это день печали.

- Некоторые у нас в стране клеят себе на автомобили (причем большей частью на иномарки) наклейки с лозунгом «Можем повторить». Как вы к этому относитесь?

– Повторить – что? Войну? Это глупо. Война была нам навязана. Мы что, хотим, чтобы нам навязали новую войну?  

- Сегодня многие ищут национальную идею, которая объединила бы людей, придала бы смысл нашей жизни...

– А вот это правильный вопрос. Общая идея – это очень опасно. Потому что сразу же начнут требовать, чтобы у всех была одна идея. Или чтобы была одна главная идея, или одна главная цель. Идея должна быть только личная.

- Президент пару лет назад сказал, что наша национальная идея – это патриотизм.

– Это политика. Ему нужно, что патриотизм был национальной идеей, потому что нужно всех сплотить. Мы потеряли ось, и реально это означает опасность распада общества, превращение народа в население.

- А вы думаете, это еще не произошло? Что может объединять людей сегодня?

– Язык объединяет. Рубль.

- Разве это не технические вещи?

– Не совсем. Язык – совсем не техническая вещь.

- А какая цель у нас может быть?

– Я не могу сказать. Я – писатель, я пишу человека. А вы хотите, чтобы я писал Кремль. Цель трудно поставить. Она должна быть общей, а я ее не вижу. Я не знаю, что будет через год, два, три. Я не знаю, почему распался Советский Союз. Так же, как во времена Советского Союза я не знал, что такое коммунизм и что такое социализм. Понятия не имел. И даже видел, что именно не получается. Помните формулу коммунизма «от каждого по способностям – каждому по потребностям»? Но «каждому по потребностям» – это понимают все. А вот «от каждого по способностям» – никто не понимает. Потому что никто не знает, какие у него способности.

- Что с вашей точки зрения истинный патриотизм?

– У меня нет формулы патриотизма. Патриотизм вообще – любовь к Родине. Но сразу начинается: что считать Родиной? Вот для меня патриотизм – это любовь к Петербургу и еще двум-трем городам. А определять, что такое патриотизм... я слишком, понимаете, малая величина, чтобы обобщать. Обобщая, мы теряем очень многое. Потому что одно дело – любовь к России, а другое дело – любовь к своей деревне.

- В одном из интервью в 2014 году вас спросили о том, что неспроста вам дан такой длинный век и такой писательский дар, что есть некая цель у вашей жизни. Вы сказали, что вы эту цель знаете и понимаете, но не скажете. Может быть, сейчас пришло время рассказать об этом?

– Цель у меня – остаться самим собой. Вот Пушкин очень хорошо сформулировал это. Правда, эту формулу очень трудно понять до конца: «Самостоянье человека – залог величия его».

- А насколько легко вам это дается? У вас получается оставаться самим собой?

– Очень в малой степени.

 - Что мешает?

– Мешает то, что не хватает мне прозорливости. Я меняюсь не всегда так, как мне хочется меняться. Я меняюсь иногда вынужденно, иногда по обстоятельствам. Я во многом не свободен.

- Откуда эта несвобода происходит?

– Из разных источников. Например, я хотел быть историком, но мама мне сказала: нельзя нам это себе позволить. Отца выслали, нам надо было как-то жить, и мама считала, что я должен иметь конкретную профессию, чтобы зарабатывать на жизнь (Даниил Гранин окончил Электротехнический институт и стал инженером. – Прим. ред.). Вот таких вещей много, связанных и с войной, и с материальными вещами. Люди не могут оставаться сами собой. Все мы подчиняемся каким-то обстоятельствам, несчастьям, счастью и так далее. Никому не удается прожить жизнь без всяких… печалей.  

- Есть ли что-то, о чем вы сожалеете? Что не получилось, что вы должны были сделать под давлением обстоятельств?

– Я не считаю, что я что-то был должен. Я никому ничего не должен! Я никогда не заключал никаких договоров с издательствами, не получал ничего от власти, кроме орденов, медалей и прочих цацек. 

- Что бы вы изменили в своей жизни, где бы, может быть, поступили бы иначе?

– Я считаю, что я от родителей получил максимум того, что может получить человек. Другое дело, как я распорядился этим. Но генофонд у меня такой, что я бесконечно благодарен отцу и матери, что я долго живу, не теряю разума своего небольшого, но какой уж есть. Я очень часто мысленно говорю им «спасибо». Потому что все то, что они мне дали – теперь я понимаю, оглядываясь назад, – это очень много. Я получил от жизни чудо – когда я не погиб на войне. Потому что я с первых дней пошел в армию, в народное ополчение. Потери, которые были в нашей дивизии, были чудовищны. Почему я жив остался? Не знаю. Может быть, это ангел-хранитель. У меня никого не осталось в живых из однополчан. В этом смысле я очень счастливый  человек.

- Откуда вы силы берете для преодоления испытаний?

– Чтобы было чудо, для этого сил не надо.

- А что же нужно?

– Ничего. Это чудо. Разве чудеса устраивает кто-то?

- Верующие люди ответили бы на этот вопрос...

– Может быть, бог, ангел-хранитель, судьба. В античности, пока еще не было никаких религий, были какие-то божества, которые тоже, между прочим, имели неприятности. Но, во всяком случае, они способствовали чудесам. А с просьбами или вопросами к божествам обращаться бесполезно. Если вы читали Библию, там есть замечательная легенда об Иове. Он же понятия не имел, почему его всего лишили, а потом почему ему все вернули. Человек – это игрушка, которой забавляются боги.

- Вера – казалось бы то, что должно объединять общество, но она пока больше разъединяет. Во что верите вы? 

– Если вы спрашиваете, верю ли я, допустим, в бога, я могу вам сказать. Хотя это некорректный вопрос – спрашивать у человека, во что он верит. Но я могу сказать: временами я верю в бога. В то, что что-то есть, есть какой-то всевышний, творец, ангел-хранитель. Мне медики сказали, что у меня есть ангел-хранитель. Можете у них спросить. У нас есть такой замечательный врач Шляхто (главный кардиолог Петербурга и вице-президент Национальной медицинской палаты Евгений Шляхто. – Прим. ред.). Он мне несколько раз спасал жизнь, потому что его врачи говорили, что я должен был умереть. А потом, когда я выздоравливал, они разводили руками и говорили: «Мы ни при чем – это ангел-хранитель».



- Есть ли сегодня попытки переписать историю Второй мировой войны? 

– У меня был на эту тему разговор с Гельмутом Шмидтом (пятый федеральный канцлер ФРГ. – Прим. ред.). Я его спросил: «Почему вы проиграли войну?»

- И он сказал, потому что США в нее вступили.

– Да. Это он говорил то, чему учат в школе в Германии и в других странах. И с чем я категорически не согласен.

- Можно ли на это как-то повлиять?

– На это трудно, конечно, повлиять. Ведь можно по-другому спросить. Можно спросить: а почему мы выиграли войну? Мы не должны были ее выиграть. Но выиграли. Непонятно, почему. Так же, как Пушкин не мог понять, почему Россия выиграла войну 1812 года, кто помог: «остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог». Он включил в эту формулу «икс». У меня есть ощущение, что мы выиграли, потому что с нами была справедливость. Германия начала войну без всякой причины и начала войну на уничтожение народа, России.

- У вас с самого первого дня войны было это ощущение, что справедливость с нами?

Да. Война была для меня беспричинной. Мы защищали свой дом – а почему они напали, я не понимал. Так же, как финны не понимали, почему мы на них напали в 1939 году. 

- У вас была личная ненависть к противнику?

– В начале не было. Когда мы допрашивали летчика, которого подбили в первые дни, мы пытались ему втолковать то, в чем были уверены: что пролетарии всех стран должны соединиться. Об этом в каждой газете было написано. Мы ему говорили: «У вас же Эрнст Тельман, Карл Либкнехт, Карл Маркс, Гете и Шиллер». А он говорил: «Вы недостойны звания человека, вы примитивные дикари».

- Ваша последняя книга – об истории любви между русским и немкой. И эта любовь не сложилась...

– Это о любви, которой политика, власть или история не всегда дает осуществиться.

- Если бы вы сегодня встретили 98-летнего ветерана армии вермахта, вы бы нашли с ним повод общаться, разговаривать?

– Я общаюсь с немцами, которые воевали против нас. Гельмут Шмидт воевал на Ленинградском фронте в районе Шушар. Он в меня стрелял, я – в него, и мы не сумели убить друг друга. У меня много друзей в Германии, и многие, слава богу, живы. Лео Кошут, который прошел всю войну, Фердинанд Тум, который был офицером.

- Вы простили немцев? 

– Нет. Я не забываю. Хотя многое я простил, потому что глупо обижаться на народ. Мы же простили французам 1812-й год и не перестали с ними общаться. И даже почему-то чтим Наполеона. У меня к нему тоже есть симпатия и даже восхищение.



- Существует ли для вас тема отношений художника и власти?

– Мне осточертела эта тема. Я не хочу отвечать. Это тема о несовместности.

- Но ведь к вам власть все-таки прислушивается, вы для них – авторитет. 

– Они ко мне прислушиваются. А я к ним не прислушиваюсь. И эта несовместность существует.

- Вы чувствуете свою оппозиционность? 

– Да. Иначе писать трудно.

- А в чем ваша оппозиционность выражается?

– Природа власти – это принуда. Я понимаю, что общество не может существовать без власти. Это  необходимость. Как относиться к власти? Это все равно, что вы бы спросили: как вы относитесь к смерти? Разве существовало какое-нибудь государство без власти?

- Когда вам было комфортнее работать: при советской власти, во время перестройки, когда все ломалось, или сегодня, когда вроде бы стабильность и порядок?

– Во многом при советской власти. Потому что я знал, зачем я пишу. Я чувствовал, что я сопротивляюсь. Мне помогало сопротивление. Сейчас я не сопротивляюсь. Пиши, что хочешь.

- Вряд ли все нынешние писатели с вами бы согласились.

– Но вы спрашиваете меня, а не их. 

 - Последний вопрос. Помогите нам разобраться в разночтениях в вашей канонической биографии, где утверждается, что вы пошли на фронт рядовым, и заявлениями некоторых исследователей, что вы были политруком.

– А какая вам разница? Я окончил войну командиром танковой роты, а пошел на войну комсомольцем. Я был одно время, да, политруком по комсомолу. В ополчении был очень большой процент молодежи, и меня сделали в нашем батальоне, а потом в полку комсомольским вожатым. Это интересное ополчение было: все были офицеры. Но мы все чувствовали себя солдатами, мы еще не успели почувствовать себя офицерами. Не было званий офицерских. Были слесари, инженеры, начальники цехов. При этом начальник цеха был солдатом, а его фрезеровщик – командиром, потому что фрезеровщик был участником финской войны и уже понюхал пороху.

Беседовала Венера Галеева, "Фонтанка.ру"

Просмотр содержимого документа
«самоанализ урока»

Самоанализ урока


«Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»

К. Д. Ушинский

  1. Цель урока была согласована в обсуждении с учениками. (Выяснить причины, повлиявшие на исход войны 1941 – 1945гг.

Что помогло нашему народу победить в Вов?)

А тема урока для учеников совпадала с темой исследования (причины, повлиявшие на исход войны 1941 – 1945гг.)

Весь материал урока имеет практическую направленность (на поиск новых знаний!) Гранин был выбран не случайно! 2019-й год в России объявлен годом Даниила Гранина, которому исполнилось бы в этом году 100 лет, соответствующий Указ подписал глава РФ В.В. Путин. В документе говорится о том, что следует сделать, чтобы увековечить память писателя, мыслителя и, по словам Путина, «настоящего подвижника Даниила Александровича Гранина».

Президент подчеркнул, что главной целью проводимых торжеств должно стать объединение всего российского общества, а само событие должно дать толчок дальнейшему развитию культуры России.

Российскому Кабинету министров поручено образовать оргкомитет, который займется подготовкой празднований в честь Гранина и составит перечень необходимых для этого мероприятий. Администрации Санкт-Петербурга, чьим почетным жителем является Гранин, рекомендовано продумать вопросы о том, чтобы имя Гранина получил один из городских скверов, а также об установлении памятной доски на его доме. Также предлагается организовать культурный центр Даниила Гранина на базе одной из библиотек.

Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120. О таком замечательном человеке, его творчестве, его рассуждениях о жизни необходимо знать молодому поколению.

  1. Содержание урока согласовано с целью. Этапы исследования стали этапами урока и каждый из них был замотивирован:

1-о проектах,

2-видеосюжет,

3-постановка (ГИПОТЕЗЫ)

4-видео-документ (интервью)

5. поиск ответов и решение проблемы!

Сама деятельность является БОЛЬШОЙ мотивацией!

3.Была использована технология исследовательской деятельности и постановки проблемы. Данная технология способствует формированию и развитию у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, метапредметных и предметных результатов, согласно требованиям ФГОС основного общего образования.

4. Данное занятие было направлено, в первую очередь, на развитие творческих способностей! И во-вторых, формированию метапредметных компетенций! Достоинство в том, что использован деятельностный метод обучения (Эвристический).

И самое важное: Воспитательная составляющая урока и интеграция

5 Поставленные задачи урока выполнены

Это не просто интегрированный урок, а урок с определенной ФИЛОСОФИЕЙ!


Просмотр содержимого документа
«текст эссе страх»

Первая бомбёжка



Настоящий страх, страх жутчайший, настиг меня, совсем еще юнца, на войне. То была первая бомбежка. Наш эшелон Народного ополчения отправился в начале июля 1941 года на фронт. Немецкие войска быстро продвигались к Ленинграду. Через два дня эшелон прибыл на станцию Батецкая, это километров полтораста от Ленинграда. Ополченцы стали выгружаться, и тут на нас налетела немецкая авиация. Сколько было этих штурмовиков, не знаю. Для меня небо потемнело от самолетов. Чистое, летнее, теплое, оно загудело, задрожало, звук нарастал. Черные летящие тени покрыли нас. Я скатился с насыпи, бросился под ближний куст, лег ничком, голову сунул в заросли. Упала первая бомба, вздрогнула земля, потом бомбы посыпались кучно, взрывы сливались в грохот, все тряслось. Самолеты пикировали, один за другим заходили на цель. А целью был я. Они все старались попасть в меня, они неслись к земле на меня, так что горячий воздух пропеллеров шевелил мои волосы.

Самолеты выли, бомбы, падая, завывали еще истошнее. Их вопль ввинчивался в мозг, проникал в грудь, в живот, разворачивал внутренности. Злобный крик летящих бомб заполнял все пространства, не оставляя места моему воплю. Вой не прерывался, он вытягивал из меня все чувства, ни о чем нельзя было думать. Ужас поглотил меня целиком.

От взрыва неподалеку кроваво взметнулось чье-то тело. Обрушилась водокачка. Взметнулся взрыв перед паровозом. Взлетали шпалы, опрокидывались вагоны. Самолеты заходили вновь и вновь, не было конца этой адской карусели. Она хотела уничтожить весь мир. Я был раздавлен страхом. Сколько во мне было этого страха! …Тишина возвращалась медленно. Трещало, шипело пламя пожара. Стонали раненые. Пахло паленым, дымы и пыль оседали в безветренном воздухе. Неповрежденное небо сияло той же безучастной красотой. Защебетали птицы. Природа возвращалась к своим делам. Ей неведом был страх. Я же долго не мог прийти в себя. Я был опустошен, противен себе, никогда не подозревал, что я такой трус.

Бомбежка эта сделала свое дело, она разом превратила меня в солдата. Да и всех остальных. Пережитый ужас что-то перестроил в организме. Следующие бомбежки воспринимались иначе. Я вдруг обнаружил, как они мало эффективны. Действовали они прежде всего на психику, на самом-то деле попасть в солдата не так-то просто. Я поверил в свою неуязвимость. Мы преодолевали страх тем, что сопротивлялись, стреляли, становились опасными для противника.

В первые месяцы войны немецкие солдаты внушали страх. Они казались неодолимыми. У них было превосходство оружия. Мы же, ополченцы, выглядели жалко.

Позже мы увидели, что наши снаряды и пули тоже разят противника и что немецкие солдаты так же кричат, страдают, умирают. Наконец, мы увидели, как немцы отступают. От пленных мы узнали, что, оказывается, мы — ополченцы внушали страх. Стойкость ополченцев, их ярость остановила стремительное наступление на Ленинград. Немецким частям не удалось с ходу захватить город. Мы перестали бояться.

Наши солдаты, голодные, плохо обеспеченные снарядами, удерживали позиции в течение всех 900 дней против сытого, хорошо вооруженного врага уже в силу превосходства духа.

Я пользуюсь своим личным опытом, думается, что примерно тот же процесс изживания страха происходил повсеместно на других наших фронтах. Страх на войне присутствует всегда. Он сопровождает и бывалых солдат, но они знают, чего следует опасаться, как вести себя, знают, что страх силы отнимает.

(По Д.А. Гранину)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!