СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская (проектная) работа «Рукоделие - тренировка для мозга»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская (проектная) работа «Рукоделие - тренировка для мозга»»

Муниципальное казенное учреждения «Отдел образования муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан»

Научно-практическая конференция учащихся «День Науки»



Направление: «Народное творчество»



Тема исследовательской (проектной) работы

«Рукоделие - тренировка для мозга»














Щекочихина Юлия Александровна,

Учащаяся 4 класса,

МБОУ СОШ с. Бугульчан.


Научный руководитель:

Кичаева Ирина Сергеевна,

Учитель начальных классов,

МБОУ СОШ с. Бугульчан.






с. Бугульчан, 2021 год


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………....…3

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Рукоделие в искусстве и литературе………………………………………………5

1.2. Связь работы рук с основными функциями головного мозга……………………6

1.3. О пользе рукоделия в здоровьесбережении……………………………………….7

    1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Определение уровня координации движений……………………………….……8

2.2. Определение уровня развития мелкой моторики рук…………………………….9

2.3. Мастер-класс «Коровка Уна» …………………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..…………….13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………………………………………...13

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………….….14

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РУКОДЕЛИЕ - ТРЕНИРОВКА ДЛЯ МОЗГА»



















ВВЕДЕНИЕ

Творчество своими руками – процесс интересный и увлекательный. Когда человек занимается рукоделием он получает не только удовольствие от процесса, но и пользу.

На собственном примере я хочу рассказать о пользе рукоделия для мозга.

Я родилась с гипоксией. Гипоксия у новорожденных детей способна приводить к серьезным нарушениям в работе головного мозга. Врачи маме сказали, что будут проблемы в развитие. Мама начала со мной заниматься с первых месяцев. Сначала это были игры с участием рук и пальцев (Приложение 1), а с 2 лет - рукоделие. При стимуляции мелкой моторики (работа пальчиками, массаж пальчиков) происходит отклик в мозгу: совершенствуется речь, мышление, восприятие. Поэтому рукоделие как ничто другое подходит для развития ребенка.

В связи с этим, нами была определена тема работы: «Рукоделие - тренировка для мозга»

Объектом моих исследований стала я (Щекочихина Юлия).

Предметом исследования стали отдельные виды рукоделия, которые влияют на развитие интеллектуальных и творческих возможностей.

Я поставила перед собой цель: раскрыть и показать значимость положительного влияние рукоделия на человека.

Исходя из поставленной цели, обозначила для себя задачи:

  1. Собрать и проанализировать информацию по теме.

  2. Показать, что рукоделие способно влиять на мозг.

  3. Сделать выводы о воздействии рукоделия на мозг человека.

Методы работы:

Анализирование, изучение, исследование, описание.

Гипотеза: предположим, что рукоделие, через работу рук имеет волшебное воздействие на работу мозга.

Практическая направленность

Предложения:

1 Повысить уровень информированности учащихся о влиянии рукоделия на развитие ребенка на классном часе.

2 Затронуть эту тему на родительском собрании. Так как причина слабой моторики рук у детей - это прежде всего родители.

























1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Рукоделие в искусстве и литературе.

В процессе написания исследовательской работы, я стала искать дополнительную информацию о рукоделии в книгах, журналах и на сайтах Интернет, и пришла к выводу, что рукоделие достаточно популярно.

Рукодельное искусство веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты.

Что такое рукоделие? С помощью толкового словаря С. И. Ожегова я выяснила значение слова рукоделие.

В толковании два значения:

- Ручной труд (преимущественно о шитье, вышивании, вязании).

- Вещь, искусно выполненная руками (преимущественно о вышитом, связанном).

Примеры из художественной и научно-популярной литературы подтверждают любовь к созданию рукотворных предметов. Народная сказка приучает, что ручной труд полезен, нужен для жизни и дарит подарки умелице. Вспомним историю о Ленивице и Рукодельнице. Трудолюбивая девушка в конце сказки получает награду: злато-серебро, а Ленивица остаётся ни с чем.

Обращаясь к истории живописи разных эпох, можно с уверенностью сказать, что мастеров кисти во все времена привлекали образы женщин, занятых каким-либо рукоделием.

Умелые руки восхваляют пословицы разных народов. Умелые руки-помощники науке. В умелых руках и камень тает. (башкирские) У кого руки умелые, тот и мед ест. (кумыкская) Золотые руки на серебро не купишь. Где рука, тут и голова. (русские)

1.2. Связь работы рук с основными функциями головного мозга.

Рука человека тесно связана с головным мозгом. По В.А. Сухомлинскому на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.

Правая рука управляет левым полушарием головного мозга. Это полушарие отвечает за абстрактно- логическое мышление, за устную речь, за цифровую обработку информации. Работой левого полушария формируется личность, в левом полушарии происходит отбор информации, которая сопутствует человеку в его жизни.

Левая рука управляет правым полушарием головного мозга, которое выражает эмоции, любовь и чувства; занято интуитивной, эстетической, художественной деятельностью, ведает за конкретно-образное мышление, которое с возрастом человека исчезает за невостребованностью.

Рецепторы на подушечках пальцев, получая раздражения (побуждения), несут информацию к коре головного мозга, вызывая ее стимуляцию, закладывая образы мышечной памяти, шлифуя движения, оттачивая точность.

Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдёт в школу, - это развитие точных движений, или, как их ещё называют, мелкой моторики. Развитие мелкой моторики и двигательной координации обеспечивается в процессе выполнения разнообразных видов ручной деятельности: рисования, аппликации, лепки, конструирования из некрупных деталей, занятия рукоделием.

Вывод: Таким образом, изучив исследования многих ученых, мы приходим к выводу, что движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для развития головного мозга. Работу полушарий мозга тоже нужно “тренировать” – они атрофируются без нагрузок, как и мышцы. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе и другие проблемы в развитии ребёнка.

1.3. О пользе рукоделия в здоровьесбережении.

Стимулировать работу тонкой моторики полезно для всех детей, но особенно для детей с проблемами при рождении. Для преодоления имеющихся у детей нарушений необходимо проведение коррекционной работы. Одним из универсальных методов является рукоделие. Официальная медицина признала положительное влияние рукоделия на оба полушария мозга.

Вышивание является самым полезным видом детского рукоделия.

В процессе вышивания происходит развитие абстрактного мышления и пространственного воображения, а также прилежания и сноровки.

Вязание спицами и крючком.

Польза №1: Способствует гибкости пальцев.
Вязание требует постоянного участия мелкой моторики, причём многие движения выполняются очень быстро. Подобная зарядка очень полезна для поддержания гибкости пальцевых суставов, а также повышения мышечного тонуса кистей.

Польза №2: Развивает математические способности. В вязании всё время приходится считать, умножать, измерять и компоновать — по сути, это и есть математика.

Польза №3: Вязание снижает стресс и расслабляет. При расслаблении понижается уровень гормона стресса — кортизола, который вреден для сердца и кровеносной системы.

В современном мире существует множество видов рукоделия. Каждый из них развивает воображение, мышление и фантазию, разрабатывает мелкую моторику рук и отрабатывает аккуратность и усидчивость.



  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

С помощью диагностических методик были проведены исследования состояния графо-моторных навыков.

2.1. Определение уровня координации движений

Вначале было проведено исследование с помощью мотометрического теста Н.И. Озерцкого (Приложение 2).

Данная диагностика позволила определить уровень развития координации движений и зрительного контроля за ними. Предлагается лист с несколькими концентрическими кругами с небольшой разницей в диаметре (0,3 см). Задача – вырезать выделенный круг, не задевая стороны внутреннего круга. Продолжительность выполнения задания фиксируют по секундомеру или по часам с секундной стрелкой.

Определение уровня координации движений производилось по следующим показателям:

Высокий уровень – точное и аккуратное выполнение задания, стороны внутреннего круга не задеты. Время выполнения задания составляет не более одной минуты.

Средний уровень – выполнение задание с допущением не более двух неточностей (надрезов внешнего или внутреннего круга). Время выполнения задания также не должно превышать одной минуты.

Низкий уровень – невозможность выполнения заданий, допущение более двух неточностей – надрезы на сторонах внешнего и внутреннего кругов, а также время выполнения задания превышает 1 минуту.

Вывод: задание выполнено точно и аккуратно. Время, затраченное на выполнение задания – 30 с, не превышает одной минуты. Результаты диагностики позволили судить, что уровень координации движения рук и зрительного контроля у меня развиты хорошо.



2.2. Определение уровня развития мелкой моторики рук.

Для определения уровня развития мелкой моторики рук было проведено четыре исследования.

Первое исследование. Методика «Ладошки» Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова. (Приложение 3)

Необходим лист бумаги и карандаш. Нужно сесть за стол, положить перед собой листы бумаги. Затем положить руки так, чтобы на них свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами. После этого обвести кисти рук карандашом. Потом снова положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами.

В случайном порядке указывают палец, который нужно поднять.

Начинать нужно с правой руки. Проба проводится на каждой руке дважды. 

При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно. Эти «лишние» движения называются синкинезиями.

Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы.

Второе исследование. Фигурные дорожки. (Приложение 4)

Необходимо провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий. Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

Оценка:

5 балла – соединено правильно.

3 балла – соединено с 1 – 2 ошибками.

1 балл – допустил 3 и более ошибки.

0 баллов – не смог соединить



Третье исследование. Рисование по точкам. (Приложение 5)

- Необходимо соединить точки согласно инструкции. Карандаш или ручка не отрываются от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Оценка:

5 балла – без ошибок.

3 балла – ошибки в 1 фигуре.

1 балл – ошибки в 2 фигурах.

0 баллов – с заданием не справился







Четвертое исследование «Графический диктант». (Приложение 6)

Работа выполняется индивидуально (можно малой группой) в тетради в клетку или на листочке. Построение фигуры учащимися идет под диктовку. Во время диктовки соблюдается длительная пауза между шагами” задания, чтобы дети успевали провести линию, само направление движения слегка подчеркивается голосом (налево, направо, вниз, вверх).

Оценка:

4 балла – точное воспроизведение узора. (Неровности линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии.
2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками.
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором.
0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

Результаты диагностики: Определение уровня развития мелкой моторики рук



Задания



Диапазон баллов

Количество

балл

уровень

Методика «Ладошки»

3 - 9

1

в/у

Фигурные дорожки

0-5

5

в/у

Рисование по точкам

0-5

5

в/у

Графический диктант

0-4

4

в/у



Вывод: Проведенные исследования показали, что у меня высокий уровень развития координации движения рук и развитая мелкая моторика. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Таким образом, от уровня развития мелкой моторики руки напрямую зависит общий интеллектуальный уровень.

Выполняя задания исследования, мы доказали, что активные движения, подвижность, внимание, реакция при выполнении заданий, говорят о развитых умственных способностях.

Мне учеба дается легко, я учусь на «4» - «5». Принимаю участие в олимпиадах и конкурсах (Приложение 7). В декабре 2020 года стала победителем в творческом конкурсе «СИМВОЛ 2021 ГОДА» и выиграла планшет.

2.3. Мастер класс «Коровка Уна» (Приложение 8).

1. Вязание лапок для коровки крючком. Коровку начинаем вязать с лапок. Они одинаковые, необходимо связать 4 штуки. Начинаем вязать пряжей черного цвета.

2. Вязание туловища коровки. Вяжем пряжей основного цвета. Вязание детали начинаем с животика.

3. Вязание головы коровки. Начинаем вязать пряжей розового цвета.

4. Рожки (2 детали). Рожки для коровки будем вязать пряжей коричневого цвета.

5. Ушки (2 детали). Ушки коровки вяжем пряжей основного цвета.

6. Завершаем вязание детали соединительным столбиком.

7. Сборка игрушки. Вначале необходимо сделать утяжку мордочки. Пришиваем ушки и рожки. Затем пришиваем голову к туловищу коровки.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук с помощью рукоделия способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Мы достигли цели исследования – доказали, что рукоделие приносит пользу в тренировке мозга. Структура головного мозга формируется до 14-15 лет. Это значит, что на любом этапе детства гимнастика для мозга будет эффективным средством развития и коррекции мыслительной деятельности.

«Зарядка для мозга» полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, а взрослым – поддерживать свой головной мозг в отличной форме и избежать ухудшения памяти.

Я благодарна своей маме, что она научила меня рукодельничать. Это помогло мне справиться с моими проблемами при рождении. Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло другим детям с проблемами в здоровье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия / - Москва: АСТ: Астрель, 2010 г.

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2003.

Энциклопедия рукоделия. - Москва: Никола-Пресс 1997г.

https://mammypage.ru/rukodelie-dlya-detey-polza-tvorchestva-dlya-razvitiya-malyisha

https://www.baby.ru/community/view/125648/forum/post/3117346/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Игра «Кулачок»

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе кулачок!

Игра «Шалун»

Наша Маша варила кашу 

Кашу сварила, малышей кормила. 
(чертить круговые линии на ладошке) 
Этому дала, этому дала, 
Этому дала, этому дала, 

(загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) 

А этому - не дала. 
Он много шалил, 
Свою тарелку разбил. 
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать) 

Игра «Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять, 
Вышли пальчики гулять! 
Раз, два, три, четыре, пять, 
В домик спрятались опять. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) 



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


МОТОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ Н. И. ОЗЕРЕЦКОГО

Цель исследования: определить уровень развития координации движений и зрительного контроля за ними, необходимый для обучения в школе.

Задание – вырезать выделенный круг, не задевая стороны внутреннего и внешнего круга. Продолжительность выполнения задания фиксируют по секундомеру.

Определение уровня координации движений производится по следующим показателям:

Высокий уровень – точное и аккуратное выполнение задания, стороны внутреннего и внешнего круга не задеты. Время выполнения задания составляет не более одной минуты.

Средний уровень – выполнение задание с допущением не более двух неточностей (надрезов внешнего или внутреннего круга). Время выполнения задания также не должно превышать одной минуты.

Низкий уровень – невозможность выполнения заданий, допущение более двух неточностей – надрезы на сторонах внешнего и внутреннего кругов, а также время выполнения задания превышает 1 минуту.

Результат исследования.

Задание выполнено точно и аккуратно, стороны внутреннего и внешнего круга не задеты. Время выполнения 30 с. Уровень развития координации движений и зрительного контроля за ними высокий.











ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОДИКА «ЛАДОШКИ» Н.В. НИЖЕГОРОДЦЕВОЙ, В.Д. ШАДРИКОВА.

Цель исследования: диагностика развития мелкой моторики младшего школьника. Материал и оборудование: листок бумаги и карандаш или ручка,

Инструкция. «Необходимо поднимать только тот пальчик, который назовут. Другие пальцы поднимать не надо». В случайном порядке указывается палец, который нужно поднять. Начинать нужно с правой руки. Проба проводится на каждой руке дважды. При выполнении нужного движения могут появляться ненужные движения других пальцев. Это происходит непроизвольно, сам ребёнок старается поднимать только один палец. Эти лишние движения называются синкинезияими.

Обработка результатов.

1. Подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.

2. Полученные на каждой руке результаты складывают

3. Примерные возрастные нормы (общего среднего количества лишних движений): в 6 лет – 9, в 7 лет - 6, в 8 лет –5, в 9 лет – 3

Результат исследования.

1) Считаем среднее количество стрелочек для каждой руки, т.е. среднее количество лишних движений. На правой ладошке нет нарисованных стрелочек. Количество лишних движений пальчиками на правой руке равно 0.

На левой руке – нарисовано 2 стрелочки. 2 : 2=1. Среднее количество лишних движений – 1

2) Складываем получившиеся цифры. 0 (на правой руке) + 1 (на левой руке) = 1. Это соответствует возрастной норме.


Ссылка на видео: https://youtu.be/c6Ob8LWYf18


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МЕТОДИКА «ДОРОЖКИ» А.Л. ВЕНГЕРА

Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

Критерии оценки/уровни развития мелкой моторики.

высокий уровень - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз.

выше среднего - один выход за дорожку, карандаш отрывается от листа не более 3 раз.

средний уровень - два выхода за дорожку, карандаш отрывался от листа не более 4 раз, дорожка не ровная, дрожащая.

ниже среднего - карандаш отрывался более 4 раз, линии дрожащие, прерывистые, линии очень слабые или с очень сильным нажимом.

низкий уровень - три и более выходов за пределы "дорожки", неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.


Результат исследования.

Работа выполнена без нарушений инструкции, выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш от листа не отрывался. Уровень развития точности движений, сформированность внимания и контроля за собственными действиями высокий.













ПРИЛОЖЕНИЕ 5


МЕТОДИКА «РИСОВАНИЕ ПО ТОЧКАМ»


Необходимо соединить точки согласно инструкции под рисунком. Карандаш или ручка не отрываются от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Цель: Выявление уровня зрительно-моторной координации.

Критерии оценки/уровни развития мелкой моторики.

5 балла – без ошибок / высокий уровень

3 балла – ошибки в 1 фигуре / средний уровень

1 балл – ошибки в 2 фигурах / ниже среднего уровня

0 баллов – с заданием не справился / низкий уровень

Результат исследования.

Работа выполнена без ошибок, без нарушения инструкции, карандаш от листа не отрывался. Уровень зрительно-моторной координации высокий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»


Данная методика используется для определения уровня развития произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений.

Организация выполнения. Работа выполняется индивидуально (можно малой группой) в специальной тетради в клетку или на листочке. Построение фигуры учащимися идет под диктовку. Во время диктовки соблюдается длительная пауза между шагами” задания, чтобы дети успевали провести линию, само направление движения слегка подчеркивается голосом (налево, направо, вниз, вверх).

Результат исследования.

Рисунок выполнен без нарушений, что говорит о высоком уровне развития произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ И РАБОТЫ





ПРИЛОЖЕНИЕ 8

МАСТЕР КЛАСС «КОРОВКА УНА».

    1. Вязание лапок. 2. Вязание туловища. 3. Вязание головы

  1. Сборка игрушки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!