СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Веселовская средняя общеобразовательная школа №1

п.Веселый, Веселовский район, Ростовская область, пер. Комсомольский,57





«Утверждаю»

Директор МБОУ Весёловская СОШ №1

Приказ от ____________ № ______

____________Г.Ф. Евдокимова









ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ



Какой шампунь выбрать?







Автор: Герасимчук Александра Витальевна,

Учащаяся 9-А класс

__________________подпись

Руководитель: Аксененко Наталья Валерьевна,

Учитель химии

__________________подпись








Весёлый, 2022

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА Ⅰ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 5

1. Теоретическая часть 5

1.1. Из истории шампуня. 5

1.2. Состав шампуня. 7

1.3. Классификация шампуней 10

2. Практическая часть 11

2.1. Проведение социологического опроса 11

2.2. Какой из этих шампуней самый лучший? 11

2.3. Исследование «Какой шампунь не содержит лаурил сульфат натрия?» 11

2.4. Пенообразование и устойчивость пены. 12

2.5. Определение уровня рН 12

2.6. Моющая способность шампуней. 14

2.7. Определение органолептических свойств шампуня. 15

2.8. Цена. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 17

ПРИЛОЖЕНИЯ. 18
















ВВЕДЕНИЕ

В современном мире существует множество угроз для здоровья человека. Уверена, что каждый согласится со мной во мнении, что хорошее здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, даёт возможность успешно решать жизненные проблемы и трудности. Обычно мы начинаем заботиться о здоровье после того, как недуг даст о себе знать. А ведь практически все болезни можно предотвратить, нужно лишь вести здоровый образ жизни. По сути, наше здоровье зависит не только от профилактических мероприятий, но и от нас самих. Но очень часто имеет место и безответственное отношение к своему здоровью, несоблюдение элементарных гигиенических правил. Зачем нужна гигиена волос?

Гигиенические процедуры выполняют две основные функции. Во-первых, они позволяют избавиться от большинства вредных микроорганизмов, вызывающих болезни.

Во-вторых, чистая кожа и приятный запах волос позволяют нормально общаться с другими людьми и проще устанавливать социальные контакты – как со сверстниками, так и с взрослыми. Свежевымытые волосы и отсутствие неприятного запаха помогут сформировать первое впечатление о человеке. Ведь ни один человек не ходит в вакуумном пузыре!

Каждый волос живет около 6 лет. Среднестатистическая шевелюра насчитывает 120 тысяч волос. И этой богатой растительности нужен постоянный уход. Еще в начале ХХ века состоятельные люди для мытья волос использовали мыло, а те, у кого на этот дорогостоящий продукт средств не хватало, обходились щелоком или хлебным квасом. Эти способы желаемого результата не приносили, волосы выглядели тусклыми и неопрятными. Сегодня существует множество моющих средств, а именно шампуней, содержащих натуральные питательные вещества и витамины. Яркие тюбики на прилавках и пестрая реклама обещают нам сделать волосы здоровыми и сильными, придать им блеск, объем, интенсивный цвет. Что лучше выбрать, чтобы не навредить своему здоровью? Многие следуют рекламе, совету друзей, моде на некоторые средства гигиены. Мы заинтересовались вопросами гигиены, шампунями, которыми пользуемся для её достижения, всегда ли они достигают цели и безвредны ли они. Состав на этикетке простому покупателю ничего не говорит, и очень трудно разобраться, какой шампунь не навредит волосам. Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования, которая заключается в получение информации об опасности средств гигиены. Проблема предопределила выбор темы исследовательской работы «Какой шампунь выбрать?»

Цель: выявить самый предпочтительный, эффективный и безопасный шампунь.

Задачи исследования.

  1. Изучить историю получения и применения шампуня.

  2. Узнать состав шампуней по этикетке.

  3. Определить критерии оценки эффективности шампуней.

  4. Провести эксперименты.

  5. Провести опрос.

  6. Сделать выводы.

Объект исследования: шампунь.

Предмет исследования: состав и свойства шампуня.

Гипотеза: Я предполагаю, что чем дороже шампунь, тем он эффективней.

Методы исследования: анализ, наблюдение, эксперимент, анкетирование, сравнение.

Шампуни, принимающие участие в исследовании:

  • Рецепты бабушки Агафьи

  • Чистая линия

  • Timotei

  • Pantene PRO-V

  • Garnier Fructis

Критерии для определения эффективности шампуней:

1. Результаты опроса одноклассников.

2. Определение физических свойств шампуней.

3. Пенообразование.

4. Определение содержания лаурила сульфата натрия в шампуне.

5. Моющая способность шампуней.

6. Определение pH.

7. Органолептические свойства.

8. Цена.

Актуальность: данная работа поможет сориентироваться покупателям в мире рекламы, индустрии шампуней, а также сохранить свои деньги и здоровье.

Практическая значимость: данная работа может быть интересна для любого человека, а также может использоваться на уроках химии, биологии, классных часах.






















ГЛАВА Ⅰ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.1 Анализ литературных данных Шампунь ― моющее средство, которое представляет собой раствор солей калиевых кислот с добавкой экстрактов трав, ароматических веществ, масел и щелочей, смягчающих воду. 1

1.1.1. Из истории шампуня.

Когда-то косметика была доступна лишь избранным, но время идет, и теперь в каждом доме есть целые полки и шкафчики, заставленные разнообразными флакончиками и тюбиками. Косметика стала повседневной. Но если попросить выделить только одно средство, без которого современному человеку не обойтись, большинство из нас назовет шампунь.

По телевидению беспрестанно крутят рекламные ролики различных марок шампуня и уже трудно представить без него нашу жизнь. Но можно ли представить жизнь без самого шампуня? А ведь этому современному средству не так уж много лет — чуть больше ста. Правда, начиналось все значительно раньше.

Слово шампунь происходит от названия цветка Champa (чампа), произрастающего главным образом на территории Индии. Из чампа добывали благовонное ароматное масло, которое затем массированными движениями втирали в кожу головы, что и служило великолепным средством для укрепления волос.                                                

В Китае местные жители для улучшения роста волос наносили на них экстракт кедра, который не только укреплял волосы, но и придавал им приятный аромат. В Индонезии в качестве шампуня использовали пепел рисовой соломы и шелухи, который смешивали с водой до образования пены. Правда, после этого волосы становились очень сухими. Вернуть им природный блеск помогало кокосовое масло, которое обладает увлажняющими свойствами и до сих пор используется как один из компонентов при изготовлении некоторых масок для волос. Арабские женщины ухаживали за волосами, заваривая кожуру айвы, а филиппинки заменяли бальзам для волос водой, в которой были замочены стебли алоэ.

В Европе первый шампунь появился в конце 19 века и представлял собой порошок, в состав которого входила мыльная пудра и травы. Изобретение первого шампуня связано с именем Кейси Херберта. Но первым запатентовал косметику для волос Ханс Шварцкопф в 1903 году.

В 1898 году в Гамбурге некто Ханс Шварцкопф открыл маленький магазинчик по торговле аптекарскими и парфюмерными товарами. Будучи химиком по образованию, он не мог удовольствоваться одной только торгово-посреднической деятельностью. Первые попытки по созданию новых косметических средств по собственным рецептам быстро принесли ему популярность. Магазин «Шварцкопф» превратился в одно из крупнейших в мире предприятий и занял лидирующее место по продаже товаров личной гигиены.

Долгая научно-исследовательская работа навела нежелающего останавливаться на достигнутом Шварцкопфа на мысль о создании «жидкого мыла» для ухода за волосами. Но до создания прототипа современного шампуня Шварцкопфу понадобилось еще шесть лет. И в 1933 году, наконец, появилось первое бесщелочное средство — шампунь Onalkali, получивший всеобщее признание.

Со временем у компании Шварцкопф появлялись конкуренты. Уже в 1934 году компания «Лореаль» выпустила первый в истории шампуня жидкий шампунь, в состав которого не входило мыло. Но, несмотря на постоянное развитие истории шампуня, в Европе он оставался косметическим средством, которое было недоступно для бедных слоев населения. Ситуацию изменили американцы, выпустив шампунь, который мог купить практически каждый. [4] Состав этого средства для мытья волос был разработан американцем Джоном Бреком. Кроме того, впервые потребителям предлагалась линия шампуней: для сухих и для жирных волос. В 1936 Эдвард Брек, сын основателя марки Breck Shampoo нанял коммерческого художника Чарльза Шелдона, поручив ему нарисовать девушек для рекламы шампуня. И появилась первая «Девочка Брек». Ранние работы Шелдона для Брека выполнены пастелью, с ореолом мягкого света вокруг модели. Рекламный слоган компании Брек обещал, что волосы станут сияющими и мягкими, как у ребенка. Шелдон создавал женственные романтические образы. Идея чистоты представала как совершенный образ, как идеальное сочетание целомудренности и аккуратности, т.е. чистоты внутренней и внешней. В 1947 году компания Schwarzkopf опять совершила косметическую революцию. В тот год ею был выпущен Onalcali, ставший первым бесщелочным шампунем и прообразом всех современных шампуней. Да и Breck Shampoo не остался на месте. Стратегия марки по- прежнему была направлена на успех и массовость. Собственно, на этом история шампуня не заканчивается, только переходит в другую, более прозаичную фазу. Об этом говорит коренное изменение рекламной концепции, например у компании Breck — вместо изображений золотоволосых красавиц новый слоган заявлял, что «шампунь Брек справится даже с масляными пятнами в Вашем гараже». Но, возможно, следующие поколения разглядят и в этой прозе свою поэзию.

1.1.2. Состав шампуня.

Очень часто, когда стоит задача выбрать шампунь, наше внимание привлекает симпатичная девушка с длинными волосами, нежная расцветка этикетки, бренд или что-то еще. Косметические компании идут на всё, чтобы завоевать как можно больше клиентов и их денежных средств.

Для изучения состава шампуня мы внимательно рассмотрели этикетки исследуемых шампуней. Нас удивило, что на всех этикетках шампуней состав написан на иностранном языке (английском). Первый вывод, который можно сделать по изучению этикеток: обычный покупатель не сможет даже просто прочитать без переводчика или словаря состав шампуня.

С помощью интернет-ресурсов мы выявили, что в состав исследуемых шампуней входят следующие компоненты:

Вода (aqua). Обычно стоит на первом месте в перечислении состава на упаковке, вода — это базовый компонент, в который замешиваются все остальные компоненты. Вода составляет около 80 % всех компонентов.

Поверхностно-активные вещества (ПАВ). Аммоний лаурил сульфат (Ammonium Lauryl Sulfate) / Аммоний лаурет сульфат (Ammonium Laureth Sulfate) / Натрий лаурил сульфат (Sodium Lauryl Sulfate). Моющие средства, которые очищают волосы.

Детергенты среднего пенообразования. Кокамид DEA, MEA, или TEA (Cocamide DEA, MEA, или TEA) / Кокамидопропил бетаин (CocamidopropylBetaine). Это моющие средства, которые добавляются для образования мыльной пены. Кроме того, эти детергенты увлажняют и сгущают формулу шампуня для того, чтобы он легче распределялся.

Уровень pH. Цитрат натрия, или натриевая соль лимонной кислоты (Sodium Citrate). Это буферный агент, который держит на необходимом уровне pH шампуня (слегка кислый уровень) во время мытья волос. Цитрат натрия позволяет удалять с волос грязь и жир, а также помогает выравнивать кутикулы волос (чешуйки на каждом волосе), чтобы волосы выглядели гладкими и блестящими.

Воск. Гликоль дистеарат (GlycolDistearate) / Стеарат (Stearate). Эти вещества являются восками и добавляются в шампунь для улучшения внешнего вида и консистенции массы: они дают массе шампуня жемчужный блеск и позволяют шампуню легко вытекать из бутылки.

Смягчающие компоненты. Поликватерниум (Polyquaternium) / Кватерниум (Quaternium). Уплотняют шампунь и кондиционируют волосы.

Силиконовые масла. Диметикон (Dimethicone) / Циклометикон (Cyclomethicone). Покрывают и сглаживают кутикулы волоса, утолщая волос, уменьшая статическое электричество и добавляя волосам блеска. Кроме того, они облегчают расчесывание волос.

Увлажнитель. Пантенол (Panthenol). Форма витамина В, этот усердный увлажнитель (помогает волосам привлекать и удерживать влагу) работает изнутри и снаружи волоса: он проникает в кутикулу волоса и увеличивает ее, а также покрывает сверху для придания блеска.

Спирты. Цетиловый (Cetyl) / олеиловый (Oleyl) / стеариловый (Stearyl) спирты. Это гидратированные спирты, которые прикрепляется к внешней стороне ствола волоса и действуют как смазочный материал.[1]

Вредные добавки.

Пропилен гликоль — производный нефтепродукт, сладкая едкая жидкость, даже в низких концентрациях вызывает аллергические реакции и раздражение, образование угрей. Его контакт с кожей может вызвать нарушение работы печени и повреждение почек. В промышленности он используется как антифриз в системах водяного охлаждения и как тормозная жидкость. 

Триклозан обладает антибактериальными свойствами. Может оказать вредное влияние на сердце и мышцы. Триклозан может помешать процессу передачи сигналов от головного мозга к мышцам, в том числе, и к сердцу. Способен вызывать нарушения эндокринной системы, может действовать как раздражитель для кожи, способен накапливаться в организме. В результате экспериментов было обнаружено свойство вызывать мутации в клетках. 2

1.1.3. Классификация шампуней

Шампуни выпускают щелочные, безщелочные, на основе ПАВ (поверхностно активных веществ).

Шампуни бывают для нормальных волос, сухих или жирных. Сухие волосы требуют кроме мягких моющих веществ наличия увлажняющих добавок, таких как различные масла, растительные экстракты, солнцезащитные факторы, провитамин В5 и пр. Шампуни для жирных волос не должны содержать жестких моющих веществ, т.к. постоянное обезжиривание, в конце концов, компенсируется усилением работы сальных желез. Шампуни для жирных волос содержат добавки, уменьшающие выработку сала, в частности, за счет сужения протоков сальных желез. Подобным действием обладают некие формы серы, экстракт какао-бобов, экстракты крапивы, репейника и пр. Также бывают шампуни для смешанных волос (жирные корни волос, но сухие кончики волос), шампуни для толстых или тонких волос, для окрашенных или поврежденных, ослабленных волос. Шампуни для поврежденных волос обязательно содержат кондиционирующие компоненты, осуществляющие транспорт биодобавки к поврежденному участку и фиксацию ее на волосе. Из биодобавок наиболее распространены протеины и их производные (кератин), церамиды. Также шампуни для мужчин отличаются от шампуней для женщин. Выпускают отдельно шампуни для детей, а также для семейного использования (универсальные). В детских шампунях для волос применяют максимально мягкие моющие субстанции, обеспечивают почти полное отсутствие красителей и консервантов, слишком активных биодобавок и они не должны обладать резким запахом. Шампунь для волос должен быть гипоаллергенным и не вызывать раздражения кожи головы и слизистой оболочки глаз. Шампуни для волос различают по консистенции (от желе до аэрозолей). Особенно распространены лечебные шампуни для волос, шампуни против перхоти, шампуни от выпадения волос.3 ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1. Проведение социологического опроса

Для того чтобы определить наиболее используемые шампуни и протестировать их, был проведен опрос, в котором был задан вопрос: «Каким шампунем вы пользуетесь?». Данные представлены в диаграмме (Приложение 1)

Результаты социологического опроса.

Наиболее используемыми оказались шампуни марки «Pantene», «Рецепты бабушки Агафьи», «Чистая линия». Также были исследованы шампуни следующих марок: «Timotei», «Garnier Fructis».

2.2. Какой из этих шампуней самый лучший?

Чтобы ответить на этот вопрос мы провели эксперименты в кабинете химии. На первом этапе эксперимента мы изучали физические свойства указанных шампуней. Определяли цвет, запах, консистенцию. Полученные результаты заносили в таблицу 1.

Вывод: учитывая предъявляемые требования к высококачественным шампуням, лидерами по физическим свойствам являются шампуни марок «Pantene PRO-V» и «Garnier Fruktis» .

2.3. Исследование «Какой шампунь не содержит лаурил сульфат натрия?»

Здесь самое важное, чтобы в составе шампуня не было Лаурил cульфат натрия. Пожалуй, это самый опасный ингредиент в средствах для ухода за волосами и кожей.  Лаурил cульфат натрия очищает путем окисления, оставляя раздражающую пленку на коже тела и волосах. Может способствовать выпадению волос, появлению перхоти, действуя на луковицы волосинок. Волосы иссушаются, становятся ломкими и секутся на концах. Мы должны понимать всю опасность применения этих, казалось бы, безвредных и безопасных средств.

С пробами шампуней мы провели качественную реакцию на сульфат-ион. Для этого в каждую пронумерованную пробирку прибавили раствор хлорида бария – получился белый осадок. Результаты в таблице 2. «Содержание Лаурил сульфат натрия в шампунях».

Проанализировав их, мы сделали вывод: только шампунь фирмы «Рецепты бабушки Агафьи» не дал белого осадка.

Вывод: из пяти шампуней: «Рецепты бабушки Агафьи», «Чистая линия», «Timotei», «Pantene PRO-V», «Garnier Fructis» не содержит Лаурил сульфат натрия только один «Рецепты бабушки Агафьи».

2.4. Пенообразование и устойчивость пены.

Далее мы выяснили, какой из изучаемых шампуней при мытье образует больше пены. Именно образование большого количества пены обеспечивает удаление с волос и кожи головы различных загрязнений.

Мы наливали в измерительный цилиндр 0,2 мл шампуня, добавляли 25 мл воды и встряхивали раствор. Шампунь растворялся в воде, и образовывалась пена. Количество пены мы измеряли линейкой. Устойчивость пены рассчитали по формуле. Результаты занесли в таблицу 3.

Вывод: лидером по пенообразованию является шампунь марки «Pantene PRO-V», а по устойчивости пены – «Garnier Fructis».

2.5. Определение уровня рН

Результат мытья волос новым шампунем (обычно выражается в первой оценке «шампунь мне подходит» или «этот шампунь не для моих волос») в большой степени зависит от уровня кислотности шампуня, обозначаемого pH. Уровень кислотности показывает баланс между кислой и щелочной средой. Уровень pH обозначается цифрой от 1 до 14. При этом pH =7 – это нейтральный баланс. Такой pH имеет, к примеру, чистая вода.

Шампуни с pH 7 не являются ни щелочными, ни кислотными. Они рекомендуются для детских шампуней.

Уровень pH ниже 7 – это кислотные шампуни, чем меньше цифра, тем выше кислотность. Они рекомендуются для сухих, ослабленных  и поврежденных волос. Это связано с тем, что окрашивание и химическая завивка волос меняют баланс волос в щелочную сторону, волосы приобретают ломкость, начинают сечься. Также кислые шампуни подходят для устранения и предотвращения появления перхоти.

Уровень pH выше 7 – это щелочные шампуни. Они рекомендуются для жирных волос.

Волосы у каждого из нас, как и кожа также имеют свой уровень pH. В состав волос входит некоторое количество влаги, поэтому в нормальном состоянии волосы обладают немного кислой средой, нормальный уровень кислотно-щелочного баланса волос находится в диапазоне pH 4.5-5.5.

При мытье волос шампунь влияет на кислотно-щелочной баланс волоса. Необходимо выбирать те шампуни, которые смогут приблизить pH ваших волос к нейтральному уровню.

Очень немногие производители указывают на упаковках уровень pH, видимо считая, что указаний применять средства по типам волос достаточно.

Как же определить pH шампуня, если на упаковке pH не указан? К сожалению, кроме недоступных обычным людям лабораторных опытов остается только метод проб и ошибок. Если волосы после мытья жесткие, шершавые, плохо расчесываются, в таком случае вы выбрали слишком щелочной шампунь. Если волосы быстро пачкаются, становятся жирными – шампунь слишком кислотный.

И большое спасибо тем производителям, которые указывают уровень pH-баланса на шампунях.

Ход исследования

Для определения рН мы приготовили растворы шампуней: взяли по 1-2 мл шампуня и добавить 5-6 мл воды, хорошо перемешали полученный раствор, используя стеклянную палочку. Подписали образцы. На полоски с индикатором нанесли несколько капель каждого раствора шампуней (предварительно подписали полоски, для каждого образца, чтобы не допустить ошибки).

Наблюдали изменение цвета индикаторной бумаги и по шкале определяли значение рН. Данные занесли в таблицу 4.

Шампунь марки «Чистая линия» имеет нейтральную среду, все остальные – слабокислую.

Вывод: по критериям ГОСТа pH шампуней должен быть от 5,0 до 8,5. Значит, все шампуни соответствуют ГОСТу.

Самый мягкий шампунь «Рецепты бабушки Агафьи».

Лучший шампунь, подходящий для ежедневного применения - «Чистая линия».

Слабокислые шампуни, «Рецепты бабушки Агафьи», «Timotei», «Pantene PRO-V», «Garnier Fructis» рекомендуются для сухих, ослабленных и поврежденных волос и для устранения и предотвращения появления перхоти.

2.6. Моющая способность шампуней.

Оборудование: стеклянные палочки, секундомер. Белую шерсть тщательно испачкали грязью и краской, замочили в мыльном растворе шампуня (0,2 мл шампуня на 25 мл воды) на 10 минут. Затем взбалтывали в течение 30 секунд, отжали, сполоснули, высушили. Результаты представлены на фото 1,2,3.

Вывод: лучше всех отмыл шерстяные нитки шампунь марки «Pantene PRO-V», а хуже всех – «Timotei».

2.7. Определение органолептических свойств шампуня.

Для определения органолептических свойств шампуня взяли шампуни и налили в пробирки. Марки шампуней были закодированы номерами. Респондентам было предложено выбрать лучший шампунь по следующим критериям: запах, внешний вид, консистенция, окраска. Результаты представлены в таблице 5.

Вывод: наиболее понравившимся оказался шампунь марки «Pantene PRO-V».

2.8. Цена.

Определили цену каждого шампуня. Результаты представлены в диаграмме 2.

Вывод: самый дорогой шампунь «Garnier Fructis» и «Pantene PRO-V» , самый дешевый – «Рецепты бабушки Агафьи».







































ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данная работа была посвящена изучению истории, состава и свойств шампуней.

Анализируя итоги исследования в сводной таблице 6, были выявлены следующие результаты:

1. Наиболее понравившимся оказался шампунь марки «Pantene PRO-V».

2. Лидерами по физическим свойствам являются шампуни марок «Чистая линия» и «Tumotei»

3. Из пяти шампуней: «Рецепты бабушки Агафьи», «Чистая линия», «Timotei», «Pantene», «Garnier Fructis» не содержит Лаурил сульфат натрия только один «Рецепты бабушки Агафьи».

4. Лидером по пенообразованию является шампунь марки «Pantene PRO-V», и «Garnier Fructis» и устойчивости пены – «Pantene PRO-V».

5. Самый мягкий шампунь «Pantene PRO-V».

6. Лучший шампунь, подходящий для ежедневного применения- «Рецепты бабушки Агафьи».

7. Слабокислая шампунь «Рецепты бабушки Агафьи» рекомендуется для сухих, ослабленных, поврежденных волос и для устранения и предотвращения появления перхоти.

8. Лучшей моющей способностью обладает шампунь марки «Pantene PRO-V».

9. Самый дорогой шампунь «Garnier Fruktis», «Pantene PRO-V», самый дешевый – «Рецепты бабушки Агафьи»

10. Суммируя все показатели, наиболее эффективным оказался шампунь марки «Pantene PRO-V», а самым безопасным «Рецепты бабушки Агафьи».

11. Гипотеза подтвердилась. Цена является показателем эффективности, но не показателем безопасности



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Амбрамзон А.А. и др. Поверхностно-активные вещества. Синтез, анализ, свойства, применение: Учеб.пособие для вузов. - Л., 1988.

2. ГОСТ 22567.1-77

3. ГОСТ 22567.5-93

4. Е. В. Кузина, О. В. Ларина, Т. В. Титкова, О. А. Щеглова. Энциклопедия открытий и изобретений человечества. — ООО "Дом Славянской книги", 2006. — С. 696-697

5. Цветков Л. А. Органическая химия: Учебник для учащихся 10 – 11 классов общеобразоват. учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 272 с.: ил.

6.https://zen-top.ru/top-10-luchshih-shampuney/

7.https://ru.wikipedia.org/wiki





































ПРИЛОЖЕНИЯ.

Диаграмма 1.

Результаты социологического опроса

















Таблица 1.

Марка шампуня

Цвет

Запах

Консистенция

1

Рецепты бабушки Агафьи

Прозрачный (зеленый)

Легкий запах отвара трав

Средняя

2

Чистая линия

Прозрачный (голубой)

Средний, запах алоэ

Средняя

3

Timotei

Матовый

(светло-зеленый)

Средний(сладкий)цветочный

Густая

4

Pantene PRO-V

Матовый (белый)

Сильный

Густая

5

Garnier Fructis

Матовый (жемчужный)

Сильный

Густая

Характеристика внешнего вида шампуней






























Таблица 2

Содержание лаурил сульфат натрия в шампунях


п/п

Марка шампуня

Качественная реакция на сульфат-ион

(с раствором хлорида бария BaCI2)

1

Рецепты бабушки Агафьи

Легкое помутнение

2

Чистая линия

Белый осадок

3

Timotei

Белый осадок

4

Pantene PRO-V

Белый осадок

5

Garnier Fructis

Белый осадок































Таблица 3

Пенообразование и устойчивость пены

Марка шампуня

Количество пены (в см)

Сразу после встряхивания

Через

5 мин

Через

10 мин

Через

15 мин

Устойчивость пены (У) %

1

Рецепты бабушки Агафьи

7

5

4

3

81

2

Чистая линия

8

6

5

4

69

3

Timotei

10

9

8

8

72

4

Pantene PRO-V

12

11

10

10

77

5

Garnier Fructis

12

11

10

10

71

































Таблица 4

Определение уровня рН шампуней


Марка шампуня

pH

Среда

Рецепты бабушки Агафьи

5,0

Слабокислая

Чистая линия

5.0

Слабокислая

Timotei

6,0

Слабокислая

Pantene PRO-V

6,0

Слабокислая

Garnier Fructis

6,0

Слабокислая


































Таблица 5

Определение органолептических свойств шампуня

Марка шампуня

Количество участников эксперимента

Рецепты бабушки Агафьи

4

Чистая линия

1

Timotei

5

Pantene PRO-V

6

Garnier Fructis

4


































Диаграмма 2

Цена шампуней
















Таблица 6.

Сводная таблица результатов исследования разных марок шампуней


Марка шампуня

Критерии оценки


Консис-тенция

Содержание лаурил сульфат натрия

Устойчи-вость пены, %

Уровень рН

Моющая способ-ность

Органолеп-тические свойства

Цена, руб

Рецепты бабушки Агафьи

Негустая

Не содержит

81

5,0

Отмыл хорошо

4

142

Чистая линия

Негустая

Содержит

69

5,0

Отмыл плохо

1

200

Timotei

Средняя

Содержит

72

6,0

Отмыл хорошо

5

149

Pantene PRO-V

Густая

Содержит

77

6,0

Лучше всех отмыл

6

400


Garnier Fructis


Средняя

Содержит

71

6,0

Отмыл хорошо

4

450











1 https://ru.wikipedia.org/wiki

2 Е. В. Кузина, О. В. Ларина, Т. В. Титкова, О. А. Щеглова. Энциклопедия открытий и изобретений человечества. — ООО "Дом Славянской книги", 2006. — С. 696-697

3 https://zen-top.ru/top-10-luchshih-shampuney/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!