СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной работы заключается в определении наиболее эффективных средств и методов, направленных на повышение интереса школьников 14-15 лет к занятиям физической культурой.

Просмотр содержимого документа
«Приложения»

Приложение 1


Анкета

Дорогой друг! Для проведения исследования интереса школьников 14-15 лет к занятиям физической культуры нам необходимо изучить твое мнение по следующим вопросам:

  1. Занимаетесь ли вы физическими упражнениями самостоятельно дома?

а) Да; б) Нет.

  1. Считаете ли вы важными самостоятельные занятия физическими упражнениями?

а) Да; б) Нет.

  1. Знаете ли вы, что такое здоровый образ жизни?

а) Да; б) Нет.

  1. Занимаетесь ли вы спортивной секцией?

а) Да; б) Нет.

  1. Нравится ли вам уроки физической культуры?

а) Да; б) Нет.

  1. Прогуливаете ли вы уроки физической культуры?

а) Да; б) Нет.

  1. Что вам нравится на уроке физической культуры?

  2. Что вам не нравится на уроке физической культуры?

  3. Напишите, как сделать уроки физической культуры интереснее?

  4. Что вам нравится в учителе физической культуры?

  5. Что вам не нравится в учителе физической культуры?

  6. Любили ли ваши родители уроки физической культуры?

а) Да; б) Нет.

  1. Интересно ли вам заниматься спортом и физическими упражнениями, почему?

а) Да, ……….;

б) Нет ………….

Приложение 2

Таблица 1. Показатели активности учащихся на уроках физической культуры (констатирующий этап)

№ п/п

Список

Активность

Двигательная

Познавательная

1

Аксенова А.

3

3

2

Алексеева Ж.

4

5

3

Безруков В.

4

4

4

Васильева Л.

5

4

5

Гасников Я.

5

4

6

Захаров В.

3

3

7

Иванова А.

4

4

8

Максименко К.

3

3

9

Майоров В.

5

4

10

Миронова К.

4

4

11

Пономарчук М.

3

4

12

Пудовкин М.

5

5

13

Юрченко Л.

4

4


Средний результат

4,0

3,9


Приложение 3


Таблица 2. Показатели посещаемости и успеваемости по предмету «Физическая культура» (констатирующий этап)


№ п/п

Список

2-ая четверть

Количество пропущенных уроков без уважительной причины

Средняя оценка

1

Аксенова А.

1

4

2

Алексеева Ж.

1

4

3

Безруков В.

2

4

4

Васильева Л.

1

5

5

Гасников Я.

2

4

6

Захаров В.

1

3

7

Иванова А.

2

5

8

Максименко К.

0

4

9

Майоров В.

2

4

10

Миронова К.

1

5

11

Пономарчук М.

2

4

12

Пудовкин М.

0

4

13

Юрченко Л.

1

5


Средний результат

1,2

4

Приложение 4

Структура дневника


Дневник

по физической культуре

ученика(цы)______класса______

средней школы №____города______________

Ф. И. О. __________________________________

Показатели физического развития и физической подготовленности

Четверть

Показатели физического развития

Показатели физической подготовленности

Рост

Вес

Чсс

ЖЕЛ

Челночный бег 310м, (с)

Бег 30м, (с)

Прыжок в длину с места, (см)

Подтягивание на перекладине, (кол-во раз)

Наклон из положения стоя, (см)

1










2










3










4











Умения и навыки

200_ - 200_ год

Четверть

Что я умею

1


2


3


4


Домашнее задание

Четверть

Содержание

Оценка

1



2



3



4




Участие в соревнованиях

Четверть

Дата

Результат

1



2



3



4




Мои оценки по предмету «Физическая культура»

Четверть

Дата

Содержание урока

Оценка

1



2




3




4




Приложение 5


Таблица 3. Система работы по формированию интереса

Направление деятельности

Виды деятельности, мероприятия

Примечания

1. Повышение эмоциональности урока

1. Использование игрового метода.


2. Использование соревновательного метода.


3. Использование функциональной музыки.


4. Тестирование знаний, умений.

5. Использование новых и нетрадиционных форм обучения.

Использовать игры на каждом уроке. На последнем уроке в неделе – не менее двух игр.

Использовать как соревнования с товарищами так и с самим собой (постоянное улучшение собственного результата).

Во время выполнения О.Р.У., работы по совершенствованию изученных технических действий.

Подбирать посильные задания.

Проблемное обучение. Не менее 1 раза в месяц.

2. Повышение уровня организации урока

1. Контроль за соблюдением гигиеничных норм.


2. Обеспечение учебного процесса необходимым количеством инвентаря.

3. Использовать разнообразные методы организации учащихся.

Как мест проведения занятий и инвентаря, так и самих учащихся.

Максимально оптимизировать использование имеющегося инвентаря, периодически его пополнять.

Преимущественно групповой, круговой и индивидуальный.

3. Организация сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса

1. Соблюдение педагогического такта.

2. Организация взаимопомощи, взаимообучения.

Преимущественно использовать демократический стиль руководства.

Предварительно обучить приемам помощи и страховки.

4. Обеспечение оперативной оценки результатов деятельности учителя и учащихся

1. Внедрение дневника по физической культуре.


2. Использование различных форм оценки.

Следить за своевременным заполнением. Обучить основным приемам измерения.

Отметки, словесные суждения.

5. Повышение познавательной активности

1. Изготовление школьной газеты по физической культуре и спорту со сменной информацией.

Должны быть включены следующие разделы: спортивная жизнь школы(лучшие спортсмены, соревнования и их результаты), страны, спортивные события за рубежом; раздел о самостоятельных занятиях (комплексы упражнений и рекомендации). Привлекать учащихся.

6. Формирование навыков организации самостоятельной работы.

1. Беседы на тему «самостоятельные занятия физическими упражнениями».

2. Проведение учащимися отдельных частей урока.

3. Домашнее задание теоретического характера по предмету «Физическая культура»

Отдельные моменты освещают учащиеся по заданию учителя. Ежемесячно.

По заданию учителя. На каждом уроке.


По заданию учителя. На каждом уроке.


Приложение 6


Таблица 4. Показатели активности учащихся на уроках физической культуры (контрольный этап)


п/п

Список

Активность

Двигательная

Познавательная

1

Аксенова А.

4

4

2

Алексеева Ж.

4

5

3

Безруков В.

4

5

4

Васильева Л.

4

5

5

Гасников Я.

5

4

6

Захаров В.

4

4

7

Иванова А.

5

5

8

Максименко К.

4

4

9

Майоров В.

5

4

10

Миронова К.

5

5

11

Пономарчук М.

4

5

12

Пудовкин М.

5

5

13

Юрченко Л.

5

5


Средний результат

4,5

4,6

Приложение 7


Таблица 5. Сводные данные по результатам наблюдения за активностью учащихся на уроках физической культуры


Активность

Констатирующий этап

Контрольный этап

Прирост

в единицах

в %

Двигательная

4

4,5

0,5

12,5

Познавательная

3,9

4,6

0,7

18



Приложение 8


Таблица 6. Показатели посещаемости и успеваемости по предмету «Физическая культура» (контрольный этап)

п/п

Список

3-я четверть

Количество пропущенных уроков без уважительной причины

Средняя оценка

1

Аксенова А.

1

4

2

Алексеева Ж.

1

4

3

Безруков В.

1

4

4

Васильева Л.

1

5

5

Гасников Я.

2

5

6

Захаров В.

1

4

7

Иванова А.

2

5

8

Максименко К.

0

4

9

Майоров В.

1

4

10

Миронова К.

1

5

11

Пономарчук М.

1

4

12

Пудовкин М.

0

5

13

Юрченко Л.

1

5


Средний результат

1

4,5



Приложение 9


Таблица 7. Сводные данные по результатам успеваемости и посещаемости по предмету «Физическая культура»


Сравнительные данные

Средняя оценка за четверть

Количество пропущенных уроков без уважительной причины

До эксперимента

4

1,2

После эксперимента

4,5

1

Динамика, (%)

13

17


Просмотр содержимого документа
«работа»

46



Содержание



Введение 3

ГЛАВА 1. Теоретичесике основы формирования интереса у школьников к занятиям физической культурой 6

1.1. Понятие об интересе 6

1.2. Основные мотивы занятий физической культурой школьников в различные возрастные периоды 8

1.3. Факторы и методика формирования интереса школьников к занятиям физической культурой 10

1.4. Возрастные особенности подросткового периода 20

1.4.1. Психологические особенности подростка 20

1.4.2. Особенности анатомо-физиологического развития подросткового периода 25

Глава 2. Описание опытно-педагогической работы по формированию интереса у школьников 14-15 лет к урокам физической культуры 27

2.1. Организация исследования и анализ результатов констатирующего этапа 27

2.2. Система мероприятий по повышению интереса учащихся 14-15 лет к урокам физическая культуры 31

2.3. Анализ результатов контрольного этапа 36

Выводы 40

Список литературы 44

ПРИЛОЖЕНИЯ 46


Введение

Здоровье человека в современном гуманистическом обществе представляет собой наивысшую ценность и зависит от целого ряда субъективных факторов. Поэтому важно отметить, что нынешнее демографическое положение России и перспективы его эволюции относятся к числу первостепенных, ключевых элементов, определяющих долговременное развитие нашей страны.

Важной составной частью государственной социально – экономической политики является развитие физической культуры и спорта.

Основная часть политики государства в области физической культуры и спорта – эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения и достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях [10].

Важнейшей задачей воспитания и образования подрастающего поколения, решающим условием формирования нового уровня культуры жизнедеятельности населения является целенаправленное и интенсивное освоение детьми и подростками ценностей национальной и мировой культуры физической активности, актуализированных в здоровом стиле жизни.

Интерес к физической культуре является основным фактором, повышающим активность школьников в занятиях физической культурой.

Интересы имеют универсальное значение в детской жизни. Все, что мы делаем, даже самое интересное, говорит американский психолог Эдуард Ли Торндайк, мы делаем все же из интереса, хотя бы из отрицательного интереса – боязни неприятности. Таким образом, интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построение всей воспитательной работы и всего обучения на точно учтенных детских интересах [14].

Интерес – это осознанное избирательное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего его объекта [7].

В психологии физического воспитания и спорта проведен ряд исследований, затрагивающих проблему отношения человека к физической культуре (В.А. Зобков,1996).

Проблемами формирования интереса занимались Л.С.Выготский, Б.А.Ашмарин, Е.П.Ильин, В.А.Сластенин и другие, которые подчеркивали значимость данного фактора в процессе обучения и воспитания.

Цель данной работы заключается в определении наиболее эффективных средств и методов, направленных на повышение интереса школьников 14-15 лет к занятиям физической культурой.

Объектом исследования является учебный процесс по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе.

Предмет исследования составляют средства и методы формирования устойчивого интереса к урокам физической культуры.

Гипотеза: если в процессе учебных занятий по предмету «Физическая культура» с учащимися 14-15 лет использовать средства и методы, учитывающие возрастные особенности, основные мотивы деятельности, то интерес к занятиям физическими упражнениями значительно возрастет.

Задачи:

  1. Изучить основные средства и методы формирования интереса школьников к занятиям физическими упражнениями.

  2. Выявить особенности формирования интереса к занятиям физической культурой в 14-15 лет.

  3. Разработать рекомендации по повышению интереса школьников
    14-15 лет к урокам физической культуры.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Метод опроса (в форме анкетирования).

3. Анализ документальных материалов.

4. Педагогическое наблюдение.

5. Педагогический эксперимент.

6. Метод математико-статической обработки данных.

Новизна работы заключается в систематизации мероприятий, направленных на поддержание и укрепление интереса у учащихся к предмету «Физическая культура».

Практическая значимость состоит в возможности использовать разработанные рекомендации в деятельности учителя физической культуры общеобразовательной школы .

По структуре работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. Теоретичесике основы формирования интереса у школьников к занятиям физической культурой

1.1. Понятие об интересе

Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать, самому преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность. Даже внешняя мимика интереса показывает, что интерес означает не что иное, как расположение и приготовление организма к известной деятельности, сопровождаемые общим повышением жизнедеятельности и чувства удовольствия. Тот, кто слушает с интересом, задерживает дыхание, направляет уши в сторону говорящего, не сводит с него глаз, оставляет всякую другую работу и движение и, как говорят, «весь превращается в слух». Это и есть наиболее яркое выражение полного собирания организма в одну точку, полного превращения его в один род деятельности [14].

В обучении действует множество интересов. Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого объекта, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и тому подобное. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был, как должно направлен. Наконец, последний вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает в них интерес [16].

Интерес – одна из форм направленности личности; окрашенное положительной эмоцией сосредоточение внимания на определенном, вызывающем интерес, феномене [15].

В психологии интерес характеризуется рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес.

С учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала [7].



1.2. Основные мотивы занятий физической культурой школьников в различные возрастные периоды


Под мотивами в психологии понимается все то, что выступает в качестве внутренних побудителей человека к деятельности.

Мотивами могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и тому подобное. Мотивы объясняют то, почему человек хочет именно это сделать, или именно этого достичь [6].

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.

Удовлетворение потребностей происходит в результате целенаправленной деятельности.

Значимость привлекательных сторон физической культуры меняется с возрастом. Младшими школьниками управляет интерес к двигательной активности вообще (на основе первичных мотивов). Они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть [4].

Подростки занимаются физическими упражнениями, используя мотивы, связанные с развитием личности (вторичные мотивы). Например, ими движет желание быть похожим на какого-либо «героя», который является их кумиром, эталоном для подражания, или развить объем мышечной массы для того, чтобы иметь авторитет среди определенного круга людей.

Старшеклассники на первое место ставят мотивы, связанные с их жизненными планами. Их занятия физическими упражнениями в первую очередь вызваны целью подготовить себя к конкретной будущей профессиональной деятельности.

Мотивы школьника, относящиеся к урокам физической культуры, можно представить в виде некоторой последовательности, основанной на выделении главных причин его учебной деятельности, поскольку реализация любой деятельности, в том числе и учебной, соотносится с предварительным появлением потребностей, целей.

Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, в данном случае ученику безразлично, чем заниматься конкретно. К конкретным мотивам можно отнести желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим – легкая атлетика и тому подобное [4].

Мотивы посещения уроков физической культуры могут иметь различную основу (причинную обусловленность). Те школьники, которые довольны уроками, посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровья.

Учащиеся, не удовлетворенные уроками, вынуждены ходить на них ради отметки, чтобы избежать возможных неприятностей из-за прогулов.

Мотивы, связанные с процессом деятельности, – это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и так далее.)

Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении самоутверждении, и ее социальных нужд.

Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к осуществляемой деятельности, то есть к учебе. Поэтому так важно с началом обучения сформировать у учащегося необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий. При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности школьников.

Каждый учитель физической культуры, который стремится к тому, чтобы учащиеся проявляли высокую степень активности на его уроках, должен строить учебный процесс, учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся [4].


1.3. Факторы и методика формирования интереса школьников к занятиям физической культурой


Фактор – причина, движущая сила какого-либо изменения, явления [9].

Метод – (от греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных [9].

В психологии физического воспитания и спорта проведен ряд исследований, затрагивающих проблему отношения человека к физической культуре. Возникновение трудностей и всевозможных последствий в работе со школьниками обусловлено незнанием и игнорированием психических механизмов, лежащих в основе возникновения и формирования у субъекта интереса к занятиям физической культурой. Представляя интерес как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием внешней среды на субъект и проявляющееся в его отношении к выбранной деятельности, оно дает возможность выявить психологические механизмы возникновения этого образования и дальнейшего его формирования [17].

Рассмотрим механизм возникновения интереса к занятиям физической культурой.

Согласно гипотезе Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна, внутренние действия субъекта происходят из внешних путем их интериоризации [2].

Интериоризация (от лат. interioris – внутренний) – переход извне вовнутрь [9].

Интериоризация – оно из основополагающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л.С.Выготского. По его мнению, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики отдельного индивида.

Положение Выготского и Рубинштейна имеет принципиально важное значение в понимании механизма возникновения интереса.

В соответствии с принятой структурой интереса его составными компонентами являются эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный и волевой. Возникновение интереса к занятиям физической культурой начинается с проявления положительных эмоций у субъекта в отношении к данной деятельности. Постоянное наблюдение, на первых порах непроизвольное, а затем произвольное, приводит к тому, что школьникам начинает нравиться наблюдаемая деятельность.

Положительные эмоции в отношении к занятиям физической культурой служат источником возникновения мотивов. Именно характер мотивов определяет сущность интереса и устойчивость (длительность) его сохранения у субъекта [2].

С момента актуализации мотивов формируется интеллектуальный компонент интереса. В свою очередь познание данной деятельности, внутреннее ее приятие и нахождение своего места в будущей деятельности укрепляет мотивы, эмоции. Проявление самостоятельной интеллектуальной активности школьника затруднено. В этом ему необходима помощь со стороны педагогов, старших товарищей. Параллельно с проявлением интеллектуальной активности начинает формироваться волевой компонент, в функции которого входит преодоление отрицательных эмоций и неблагоприятных состояний.

Таким образом, механизм возникновения интереса к занятиям физической культурой представляет собой проявление у субъекта ряда психических процессов в отношении к этой деятельности. С целью получения стабильно функционирующего интереса у школьников необходимо и возможно управлять процессом его возникновения.

Изучение процесса формирования интереса позволило вскрыть механизмы формирования этого личностного образования.

Процесс формирования интереса у школьника представляет собой «накопление» структурных компонентов с помощью составляющих элементов. В эмоциональном компоненте это положительное отношение к деятельности, уверенность в правильном ее выборе, удовлетворенность выборам. Мотивационный компонент включает в себя обоснование выбора деятельности, выделение факторов, обусловливающих этот выбор. Интеллектуальный компонент наполняется представлением о выбранной деятельности, знанием ее особенностей. Волевой компонент включает в себя активность субъекта при познании и выборе деятельности.

В формировании интереса у школьников к физической культуре вскрыт механизм «подкрепления», пусковым импульсом которого являются положительные результаты выполняемой ими деятельности. Благодаря им осуществляется перестройка в структуре интеллектуального и волевого компонентов интереса. В основе механизма подкрепления лежат положительные эмоции, возникающие у субъекта при положительной оценки его деятельности. Отрицательная оценка также может давать результаты. Однако необходимым условием для этого является то, чтобы выполняемая им деятельность была для него значимой и имела личностный смысл [2].

Формирование интереса у школьников, вовлеченных в практическую деятельность, осуществляется через механизм «разрешения противоречий». К таким противоречиям относятся:

1) противоречия между планами и притязаниями субъекта на конкретный результат и фактическим результатом, достигнутым в деятельности;

2) между стремлением субъекта выразить себя, самоутвердиться и общественно важной деятельностью, занимающихся с ним товарищей;

3) между возможностями субъекта и требованиями, предъявляемыми к выполняемой деятельности;

4) между сформировавшимся у субъекта интересом деятельности и низко выраженной склонностью к ней.

Следует отметить, что не всегда эти противоречия и способы их разрешения ведут к развитию интереса, возможно и его ослабление. Это уже зависит от конкретной личности, ее устремлений, идеалов, способностей, воли, социального окружения [2].

В процессе управления формированием интереса проявляются два механизма. Первый заключается в том, что специально организованные условия и мероприятия, а также используемые средства способствуют актуализации мотивов, формированию положительного отношения к деятельности, росту интеллектуальной и волевой активности личности. В данном случае усиливаются те структурные компоненты интереса и их составляющие, которые служат исходным пунктом для формирования интереса.

Второй механизм заключается в усвоении субъектом предъявляемых ему в «готовом виде» целей, задач, идеалов, ценностей, отношений, мотивов, необходимых волевых усилий, которые должны быть сформированы, превратившись из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально функционирующие. Данный механизм опирается на искусственную перестройку интереса, если его структура не соответствует заданным параметрам [2].

При формировании активно-положительного отношения к физической культуре следует учитывать две закономерности. Первой общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сначала педагог, а потом его предмет – незыблемая зависимость, определившая судьбу многих людей [16].

При формировании активно-положительного отношения к физической культуре исследователи в основном ориентируются на экстенсивные методы: дополнительное строительство спортбаз, установление нестандартного оборудования, динамизм, эмоциональность, разнообразие упражнений и тому подобное и слабо привлекают средства интенсивных методов обучения, затрагивающих личностный уровень регуляции деятельности учащихся (мотивацию, целеполагание, уверенность, самооценку), отвечающих требованиям личностно-деятельного подхода и наполняющих обучение качественно новым содержанием.

Теоретические вопросы психологии отношений неразрывно связаны с практикой, характер и результаты которой требуют знания психологии человека, а это обязательно приводит к изучению типологии личности. Типологический подход позволяет поставить на научную основу определения адекватных приемов педагогического воздействия на личность учащегося в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов выделяются:

– увлеченное преподавание;

– новизна учебного материала;

– историзм;

– связь знаний с судьбами людей, их открывших;

– показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;

– использование новых и нетрадиционных форм обучения;

– проблемное обучение;

– эвристическое обучение;

– обучение с компьютерной поддержкой;

– применение мультимедиа – систем;

– использование интерактивных компьютерных средств;

– взаимообучение (в парах, микрогруппах);

– тестирование знаний, умений;

– показ достижений обучаемых;

– создание ситуаций успеха;

– соревнование (с товарищами по классу, самим собой);

– создание положительного микроклимата в классе;

– доверие к обучаемым;

– педагогический такт и мастерство педагога;

– отношение педагога к своему предмету, обучаемым;

– гуманизация школьных отношений и так далее [16].

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цель проблемных ситуаций.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон [16].

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности [22].

Компьютерные технологии обучения

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представляется педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммукационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократные увеличения «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной сети, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст мультимедиа «гипермедиа», микромиры и имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения [20].

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Коллективный способ обучения

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Создание ситуаций успеха

Педагогически оправдано создание для школьников ситуации успеха, то есть переживания удовлетворенности от процесса и результата индивидуальной физической активности. Внесение мотива осуществляется на различных этапах создания ситуации успеха: в самом начале учебно-воспитательного процесса, в условиях реализации технологического алгоритма, после достижения определенного результата, что в итоге определяет процесс ее формирования и позитивной оценки.

Игровая и соревновательная деятельность

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [20].

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть основаны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогический такт

Педагогический такт – соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к ученику.

Педагогический такт необходимо доводить до уровня привычки, чтобы это стало чертой характера. Такт на уроке необходим на всех его этапах, особенно во время проверки и оценки знаний. В умении выслушать ученика, быть заинтересованным в его ответе, так как все ученики любят отвечать тому преподавателю, который может их выслушать уважительно и с участием, при этом важна поддержка кивком, взглядом, улыбкой, мимикой.

Тактичный педагог не будет следить за каждым шагом ученика. Его отношение основано на доверии, а его общение доверительно [13].

Гуманизация и демократизация педагогических отношений

Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

– педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

– оптимистическую веру в ребенка;

– сотрудничество, мастерство общения;

– отсутствие прямого принуждения;

– приоритет положительного стимулирования;

– терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

– уравнивание ученика и учителя в правах;

– право ребенка на свободный выбор;

– право на ошибку;

– право на собственную точку зрения;

– соблюдение конвенции о правах ребенка;

– стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Основу для формирования активно-положительного отношения к занятиям физической культурой следует закладывать в дошкольном возрасте. Так как детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполняемых заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор [22].

В школьном же возрасте необходимо воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обуславливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирования положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и так далее.


1.4. Возрастные особенности подросткового периода

1.4.1. Психологические особенности подростка

Социальная ситуация развития подростка

Исследования российских психологов показывают, что в психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.

Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода – бурное физическое и половое созревание, которое осознается и переживается подростками. У каждого подростка эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность [3].

Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки еще не готовы правильно решать эти проблемы. И поведение ребенка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешить возникающие внутренние противоречия. Правда, в ряде случаев взрослые имеют мало возможностей для помощи подростку. Так, в подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Хотя учение остается для подростка главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью. Это обуславливается тем, что общественно полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста – потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении.

Организуя учебно-воспитательную работу с подростками необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются прежде всего на это мнение.

Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений.

Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство – это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей.

Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолеть трудности, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они создают благоприятные условия для развития подростка как достойного гражданина РФ.

Новообразования личности в подростковом возрасте

Стремление к взрослости. Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым.

Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую.

Эмоциональные особенности подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств.

Эмоциональные переживания подростков, в отличие от переживаний младших школьников, приобретают большую устойчивость. Подросток, как правило, не забывает обид учителю, которому нужно проявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.

Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.

У подростка существенно возрастает чувство товарищества, также имеющее большое значение в формировании личности. Здесь задача учителей воспитывать подлинно товарищеские отношения.

Особенности учебной деятельности подростка

Учение для подростка, как и для младшего школьника, является главным видом деятельности. И от того, как он учится, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина.

В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы». Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.

Как показывают психологические исследования, основная причина такого «отхода от школы» заключается в несформированности у учащихся учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста – потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу.

Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения.

Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют положительное отношение к учебным предметам [3].

Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение для развития личности. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим предметам.

Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.

Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к учащимся. Многие учащиеся при ответе на вопрос, «При каких условиях учащиеся учились бы в полную силу своих способностей?» указывали на умение учителя заинтересовать своим предметом, на его уважение к учащимся. Вот типичный ответ: «Если бы учителя обращались с нами, как с хорошими друзьями, заинтересовывали нас, если бы ученики не боялись плохо ответить, то они учились бы в полную силу своих способностей». При этом подростки считают, что многое зависит и от них самих, и, прежде всего от их настойчивости. Но настойчивость, по их мнению, легче проявляется тогда, «когда учитель хотя и требовательный, но добрый», когда он «справедливый и чуткий»[3].


1.4.2. Особенности анатомо-физиологического развития подросткового периода

Подростковый возраст (11-15 лет) – период бурного развития организма детей. Вес тела увеличивается на 4–5 кг, рост на 4–8 см, окружность грудной клетки – на 2–5 см в год. Эти изменения у девочек начинаются примерно на два года раньше, чем у мальчиков. Происходит завершение образования костей, интенсивное срастание костей таза, формирование изгибов позвоночника, уменьшается хрящевое кольцо межпозвоночных суставов. Вес тела возрастает не только вследствие изменения его длины, но во многом и в результате увеличения мышечной массы. При этом у мальчиков развиваются преимущественно мышцы верхних и нижних конечностей, у девочек – туловища. У мальчиков увеличивается абсолютная и относительная (сила на 1 кг веса) сила мышц. У девочек относительная сила уменьшается, так как изменения в весе тела оказываются более значительными, чем в силе мышц. Вот почему школьницы этого возраста с трудом осваивают упражнения в висах и упорах, лазании, прыжках.

У подростков увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем сердца, несколько уменьшается частота пульса, а развитие вегетативной нервной системы и регуляторных функций приводит к снижению частоты дыхания.

Все это позволяет учащимся VIX классов справляться с достаточно высокими физическими нагрузками. Однако учитель должен тщательно продумывать, какие нагрузки можно предложить детям. Следует иметь в виду, что интенсивное развитие половых желез вносит немало нарушений в координацию функций организма. Необходимо также учитывать, что размеры сердца нередко отстают от роста тела. Следствие этого – некоторое уменьшение просвета сосудов, ухудшение снабжения организма питательными веществами, кислородом.

Организм детей этого возраста отличается способностью быстро настраиваться на предстоящую работу, что объясняется большой подвижностью нервных процессов. Указанную особенность следует учитывать при проведении разминки.

В подростковом периоде возможны нарушения в выполнении координированных движений, угловатость действий. Объясняется это тем, что рост костей опережает развитие мышц, и перестройка механизмов управления движениями удлинившихся частей тела.

В этом возрасте усиленно развиваются внимание, память, воля, мышление. В ходе занятий следует опираться на возросшую способность к восприятью и запоминанию сложных движений, действий, на умение анализировать движения.

Глава 2. Описание опытно-педагогической работы по формированию интереса у школьников 14-15 лет к урокам физической культуры


2.1. Организация исследования и анализ результатов констатирующего этапа

Опытно-педагогическая работа проводилась в МБОУ СОШ № 6 г. Александровск - Сахалинского при участии преподавателя физической культуры Русских К. А. с учащимися 14-15 лет, в количестве 13 человек (из них 8 девочек).

Исследование осуществлялось в 3 этапа:

  1. Констатирующий этап – с 24 по 30 января 2014 года.

  2. Формирующий этап – с 1 февраля по 31 марта 2014 года.

  3. Контрольный этап – с 5 по 10 апреля 2014 года.

На констатирующем этапе решались следующие задачи:

  1. Выявить уровень интереса учащихся 14-15 лет к занятиям физической культурой.

  2. Определить активность учащихся на уроках физической культуры.

  3. Оценить посещаемость и успеваемость учащихся 14-15 лет по предмету «Физической культуры».

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы :

  1. Опрос в форме анкетирования.

  2. Педагогическое наблюдение.

  3. Анализ рабочей документации.

План констатирующего этапа:

Дата

Методы

25.01.14.

Анкета

26.01.14.

Наблюдение

28.01.14.

Анализ рабочей документации


С целью определения уровня интереса к занятиям физической культурой у учащихся 14-15 лет я провел опрос в форме анкетирования по следующим вопросам (Приложение 1).

На вопрос № 1 (Занимаетесь ли вы физическими упражнениями самостоятельно дома?) – 8 учащихся ответили «Да» – 61,5%; 5 – «Нет» – 38,5%.

На вопрос № 2 (Считаете ли вы важными самостоятельные занятия физическими упражнениями?) – 9 учащихся ответили «Да» – 69,2%; 4 – «Нет» – 30,8%.

На вопрос № 3 (Знаете ли вы что такое здоровый образ жизни?) – 11 учащихся ответили «Да» – 84,6%; 2 – «Нет» – 15,4%.

На вопрос № 4 (Занимаетесь ли вы спортивной секции?) – 9 учащихся ответили «Да» – 69,2%; 4 – «Нет» – 30,8%.

На вопрос № 5 (Нравится ли вам уроки физической культуры?) – 10 учащихся ответили «Да» – 76,9%; 3 – «Нет» – 23,1%.

На вопрос № 6 (Прогуливаете ли вы уроки физической культуры?) – 10 учащихся ответили «Да» – 76,9%; 3 – «Нет» – 23,1%.

На вопрос № 7 (Что вам нравится на уроке физической культуры?) – 9 учащихся ответили «Все нравится» – 69,2%; 2 – «Не знаю» – 15,4%; и 2 ответа «Ничего» – 15,4%.

На вопрос № 8 (Что вам нравится на уроке физической культуры?) – 8 учащихся ответили «Играть в спортивные игры» – 61,5%, 5 – «Разминка».

На вопрос № 9 (Напишите, как сделать уроки физической культуры интереснее?) 8 учащихся ответили «Не знаю» – 61,5%; 3 – «Наличие хорошего инвентаря» – 23,1%; 2 учащихся ответили «Играть в футбол» – 15,4%.

На вопрос № 10 (Что вам нравится в учителе физической культуры?) – 9 учащихся ответили «Все нравится» – 69,2%, 3 учащихся ответили «Почти все» – 23,1% и 1 указал на «требовательность» – 7,7%.

На вопрос № 11 (Что вам не нравится в учителе физической культуры?) – 8 прочерков – 61,5%, остальные учащиеся – 38,5% сетовали на его тактику выставления оценок и чрезмерную строгость.

На вопрос № 12 (Любили ли ваши родители уроки физической культуры?) 9 учащихся ответили «Да» – 69,2%; 2 учащихся ответили «Нет» – 15,4% и 2 ответили «Не знаю» – 15,4%.

На вопрос № 13 (Интересно ли вам заниматься спортом и физическими упражнениями, почему?) – 8 учащихся ответили «Да, получаю удовольствие» – 61,5%; 2 учащихся ответили «Да», но не знаю почему, один ученик ответил «Да, чтобы быть развитым» – 7,7% и 2 ответа «Нет» – 15,4%.

Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что большинству учеников – 84,6% интересно заниматься на уроках физической культуры и они посещают их с удовольствием.

Диаграмма показателей уровня интереса на констатирующем этапе

Рис.1. Уровень интереса

Для оценки уровня интереса к занятиям на уроках физической культуры мною была проанализирована активность (двигательная и познавательная), что на мой взгляд характеризует интерес. С этой целью мной был использован метод наблюдения, где рассматривались следующие показатели:

  1. Двигательная активность, которая оценивалась по пятибалльной системе:

    • 5 баллов – задания выполняются в полном объеме без отвлечений, простоев;

    • 4 балла – задания выполняются в полном объеме при условии частичного контроля (коррекции деятельности со стороны учителя);

    • 3 балла – задания выполняются частично, с отвлечениями, простоями.

  2. Познавательная активность, которая также оценивалась по пятибалльной системе:

    • 5 баллов – систематическое обращение к преподавателю с вопросами по содержанию учебного материала, с просьбами об оценке своей деятельности (проявляет инициативу, внимателен);

    • 4 балла – внимательность к учебному процессу, но отсутствие инициативы;

    • 3 балла – не внимательность.

Результаты приведены в приложении 2 таблица 1. Из таблицы видно, что средний балл по двигательной активности составляет 4 балла, по познавательной активности – 3,9 балла. Следовательно, активность на занятиях по предмету физическая культура сводится к выполнению заданий, но отсутствие при этом инициативы.

Таким образом, можно сказать, что большинству учащихся интересны уроки физической культуры, но немногие проявляют инициативу в действиях и получении новых знаний.

Для определения качества посещаемости и успеваемости учащихся по предмету «Физическая культура» я провел анализ рабочей документации «Классного журнала». Результаты приведены в приложении 3 таблица 2. Из таблицы видно, что средняя оценка составляет 4,0 балла, количество пропусков без уважительной причины – 1,2.

Проанализировав данные, полученные на констатирующем этапе, я сделал следующие выводы:

  1. В общем учащимся интересно заниматься физической культурой.

  2. На уроках физической культуры не многие проявляют инициативу в действиях и получении новых знаний.

  3. Успеваемость учащихся по предмету физическая культура соответствует 4,0 балла, количество пропусков без уважительной причины – 1,2.

Из выше сказанного можно заключить, что учитель недостаточно уделяет внимание формированию интереса учащихся к занятиям по предмету физическая культура. Это приводит к не высокой степени активности школьников на занятиях физической культурой.


2.2. Система мероприятий по повышению интереса учащихся 14-15 лет к урокам физическая культуры


Формирующий этап проходил в период с 1 февраля по 30 марта 2014 года с учащимися 9 «а» класса в количестве 8 девочек и 5 мальчиков.

Цель данного этапа заключается в повышении уровня интереса учащихся к занятиям физической культурой. Для достижения цели была разработана система мероприятий, где были учтены те факторы, которые влияют на интерес подростков к занятиям физической культурой.

Для формирования интереса подростков к урокам физической культуры в работе необходимо было сделать следующее:

  1. Повысить эмоциональность урока.

  2. Повысить уровень организации урока.

  3. Менять условия и формы проведения урока.

  4. Повысить уровень положительных взаимоотношений как учеников с учениками, так и учеников с учителем физической культуры.

  5. Отразить достигаемые в течении года учащимися результаты и уровень физического развития.

  6. Проводить еженедельно спортивное обозрение.

  7. Еженедельно задавать учащимся домашнее задание теоретического характера.

Для реализации, выше перечисленного, я решил действовать следующим образом:

  1. Повышать эмоциональность с помощью игрового и соревновательного методов.

Выполнение упражнений в игровой и соревновательной форме лучше планировать на конец урока и ни в коем случае не перед разучиванием техники упражнений, так как возникающее у школьников в процессе игры и соревнования с товарищами эмоциональное возбуждение, обладая инертностью, будет препятствовать концентрации внимания на технике достижений, а сами движения сделает импульсивными, резкими. Также можно использовать игры и в подготовительной части во время разогревания организма. Эти игры не должны быть сложнокоординационными для избегания травм. Принять игры во время подготовительной части можно только при условии, что за ними будут следовать задания, выполняемые под полным контролем учителя и позволяющие сконцентрировать внимание учащихся.

А также можно использовать функциональную музыку.

Музыкальную стимуляцию в типовой структуре физкультурных и спортивных занятиях целесообразно использовать не на протяжении всего занятия, а эпизодически по 5 – 10 – 20 минут только в те периоды, которые обременены рутинной деятельностью, вызывают понижение работоспособности, бедны новыми впечатлениями и характеризуются монотонней. К таким периодам относятся следующие: время выполнения общеразвивающих упражнений обязательной разминки в подготовительной части занятия; мало привлекательная работа по совершенствованию изученных технических действий в середине или во второй половине основной части и упражнения для успокоения дыхания и расслабления наружных мышечных групп в заключительной части занятия.

Следует систематически обновлять музыкальные материалы для приятной стимуляции подробной деятельности, подбирать по предварительным заявкам самых занимающихся, с учетом задач урока, ритмичного рисунка и требуемого темпа.

  1. Для повышения уровня организации урока надо:

    • Осуществлять контроль и создать необходимые санитарно – гигиенические условия;

    • Повышать материально техническое обеспечение;

    • Выбирать способы организации деятельности занимающихся на уроке, которые позволяют наилучшим образом выполнить поставленные задачи.

Санитарно гигиеническое обеспечение условий для проведения урока предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями.

В связи с этим санитарно – гигиеническое состояние мест занятий должно строго соответствовать установленным нормам. Так температура воздуха для спортивного зала должна быть в пределах 15–17 °С.

После каждого занятия с классом необходимо проветривать зал в течении всей перемены. Очень большое внимание следует постоянно уделять поддержанию чистоты пола зала, гимнастических матов, снарядов, спортивного инвентаря.

Материально-техническое обеспечение урока должно предусматривать обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест, выполнение учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности уроков.

Применять методы организации деятельности занимающихся на уроке и чередовать их в зависимости от условий урока:

  1. Фронтальный метод.

  2. Групповой метод.

  3. Индивидуальный метод.

  4. Круговой метод.

В процессе обучения необходимо сделать акцент на групповом, индивидуальном и круговом методах, так как они способствуют развитию самостоятельности и инициативы у школьников 14-15 лет.

Также для повышения организации урока необходимо: оформить стенды с плакатами о технике выполнения упражнений; вывесить нормативы.

3. Менять условия и формы проведения урока надо следующим образом:

    • Организовать как можно чаще занятия на пришкольной площадке, стадионе, парке;

    • Выполнять упражнения в различных построениях и вносить элементы новизны в каждое занятие, например, необычное исходное положение;

    • Как можно чаще использовать новые и нетрадиционные формы обучения;

    • Организовывать взаимообучение учащихся;

    • Использовать проблемное обучение и создавать ситуации успеха.

4. Повышать уровень положительных взаимоотношений учеников с учителем я предлагаю следующими способами: сам учитель должен светиться радостью, заражать ею учащихся. Учитель должен быть собран, опрятен; команды и речь его должны быть четкими и краткими; он должен четко и ясно аргументировать оценку за домашнее задание и урок; не должен отпускать язвительные шуточки в адрес учащихся; четко и ясно аргументировать поощрение и наказание, также должен одобрять, делать замечания. При этом необходимо соблюдать справедливость и объективность, чувства меры и такта, а также должен руководствоваться демократическим стилем. Привлекать учащихся для помощи в организации урока.

Уровень положительных взаимоотношений учеников между собой я буду повышать следующим образом: давать коллективные задания; давать задания, выполнение которых не требует больших усилий, что уравнивает мальчиков и девочек, сильных и слабых. При выполнении заданий в парах иногда следует менять партнеров. Нужно привлекать учащихся для помощи друг другу.

  1. Для прослеживания роста результатов и физического развития предлагаю вести дневник.

Для этого сначала необходимо ознакомить школьников с простейшими способами измерения, дать им возможность научиться пользоваться измерительными средствами. Затем школьники сами периодически измеряют выраженность тех или иных показателей физического развития и роста результатов, записывают их в дневник. По окончании учебного процесса проводится анализ динамики этих показателей.

Структура дневника представлена в приложении 4.

Главная цель дневника – формирование навыка самоконтроля, сознательного отношения к личному физическому совершенствованию.

6. Проводить еженедельное спортивное обозрение я предлагаю в виде школьной газеты. В ней должна вестись речь о спортивной жизни школы, города, страны, о спортивных событиях за рубежом. Наряду с этим следует иметь раздел о самостоятельных занятиях, где должны приводиться комплексы упражнений и рекомендации для самостоятельных занятий. Спортивных корреспондентов назначить из числа интересующихся спортом.

7. Домашнее задание теоретического характера я предлагаю задавать один раз в неделю на последнем уроке. Проверять его следует на 1 уроке физической культуры в неделе. В конце каждой четверти следует задавать решения кроссвордов по пройденным темам. Основные принципы теоретических заданий: историзм; связь с жизненной практикой; научность.

Для повышения интереса к занятиям по предмету физическая культура была разработана система мероприятий (план) на формирующий этап, составленная с учетом результатов констатирующего этапа и анализа литературных источников, которая реализовывалась в течении 9 недель (февраль, март), отражена в таблице 3 (Приложение 5).

2.3. Анализ результатов контрольного этапа

C целью проверки гипотезы в апреле 2014 года был проведен контрольный этап исследования, где были использованы те методы, что и на констатирующем этапе:

  1. Опрос в форме анкетирования.

  2. Педагогическое наблюдение.

  3. Анализ рабочей документации – классного журнала.

С целью определения уровня интереса к занятиям по предмету «Физическая культура» был проведен опрос в форме анкетирования.

На вопрос № 1 (Занимаетесь ли вы физическими упражнениями самостоятельно дома?) – 10 учащихся ответили «Да» – 76,9%; 3 – «Нет» – 23,1%.

На вопрос № 2 (Считаете ли вы важными самостоятельные занятия физическими упражнениями?) – 11 учащихся ответили «Да» – 84,6%; 2 – «Нет» – 15,4%.

На вопрос № 3 (Знаете ли вы что такое здоровый образ жизни?) – 13 учащихся ответили «Да» – 100%.

На вопрос № 4 (Занимаетесь ли вы спортивной секцией?) – 10 учащихся ответили «Да» – 76,9%; 3 – «Нет» – 23,1%.

На вопрос № 5 (Нравятся ли вам уроки физической культуры?) – 12 учащихся ответили «Да» – 92,3%; 1 – «Нет» – 7,7%.

На вопрос № 6 (Прогуливаете ли вы уроки физической культуры, почему?) – 10 учащихся ответили «Да» – 76,9%; 3 – «Нет» – 23,1%.

На вопрос № 7 (Что вам нравится на уроке физической культуры?) – 9 учащихся ответили «Все нравится» – 69,2%; 3 – «Не знаю» – 23,1%; и 1 ответ «Ничего» – 7,7%.

На вопрос № 8 (Что вам нравится на уроке физической культуры?) – 8 учащихся ответили «Играть в спортивные игры» – 61,5%, 5 учащихся – «Новые виды разминки» – 38,5%

На вопрос № 9 (Напишите, как сделать уроки физической культуры интереснее?) 6 учащихся ответили «Не знаю» – 46,2%; 4 – «Наличие хорошего инвентаря» – 30,8%; 3 учащихся ответили «Больше играть» – 23,1%.

На вопрос № 10 (Что вам нравится в учителе физической культуры?) – 11 учащихся ответили «Все нравится» – 84,6%, 2 учащихся ответили «Почти все» – 15,4%.

На вопрос № 11 (Что вам не нравится в учителе физической культуры?) – 13 прочерков – 100%.

На вопрос № 12 (Любили ли ваши родители уроки физической культуры?) 9 учащихся ответили «Да» – 69,2%; 2 учащихся ответили «Нет» – 15,4% и 2 ответили «Не знаю» – 15,4%.

На вопрос № 13 (Интересно ли вам заниматься спортом и физическими упражнениями, почему?) – 10 учащихся ответили «Да, получаю удовольствие» – 76,9%; 3 учащихся ответили «Да, но не знаю почему» – 23,1%.

Диаграмма показателей уровня интереса на контрольном этапе

Рис. 2. Уровень интереса

Результаты констатирующего и контрольного этапов отражены (рис 3).


Рис. 3. Диаграмма показателей уровня интереса на констатирующем и контрольном этапах

Из графика видно, что комплекс мероприятий, приведенных на формирующем этапе позволил повысить степень интереса к занятиям по предмету физической культуры в среднем на 15%. Что является достоверным различием.

Для оценки уровня активности, по окончанию эксперимента было проведено повторное наблюдение. Результаты наблюдения отражены в таблице 4 (приложение 6).

Из таблицы видно, что двигательная активность учащихся в среднем составляет 4,5 балла; познавательная активность составляет 4,6 балла.

Сравнительные результаты наблюдения отражены в таблице 5 (Приложение 7).

Анализируя таблицу можно сделать вывод, что проведенные нами мероприятия способствовали повышению активности учащихся на уроках физической культуры, в среднем: двигательная на 0,5 балла – 12,5%, познавательная на 0,7 балла – 18%.

Для определения качества посещаемости и успеваемости по окончанию эксперимента был проведен анализ рабочей документации – классного журнала. Результаты анализа рабочей документации отражены в приложении 8 таблица 5.

Диаграммы показателей успеваемости и посещаемости на констатирующем и контрольном этапах (Рис. 4,5).




Рис. 4. Уровень успеваемости

Из диаграммы видно, что на контрольном этапе успеваемость повысилась на 0,5 балла, что составило 13%.

Рис. 5. Уровень посещаемости

Из диаграммы видно, что посещаемость увеличилась на 0,2 единицы – 17% прироста.

Сводные данные по результатам посещаемости и успеваемости по предмету «Физическая культура» приведены в таблице 7 (Приложение 9).

Таким образом на основании результатов проведенных исследований на констатирующем и контрольных этапах можно заключить, что гипотеза подтвердилась полностью. Я доказал, что если в процесс учебных занятий по предмету физическая культура использовать средства и методы, учитывающие возрастные особенности, основные мотивы деятельности, то интерес подростков к занятиям физическими упражнениями значительно возрастет.

Выводы

Теоретический анализ изученной литературы по проблеме формирования интереса школьников к занятиям физической культурой позволяет отметить, что подростки занимаются физическими упражнениями, используя мотивы, связанные с развитием личности (вторичные мотивы). Например, ими движет желание быть похожим на какого-либо «героя», который является их кумиром, эталоном для подражания, или развить объем мышечной массы для того, чтобы иметь авторитет среди определенного круга людей.

Каждый учитель физической культуры, который стремится к тому, чтобы учащиеся проявляли высокую степень активности на его уроках, должен строить учебный процесс, учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся.

Возникновение интереса к занятиям физической культурой начинается с проявления положительных эмоций у субъекта в отношении к данной деятельности.

Положительные эмоции в отношении к занятиям физической культурой служат источником возникновения мотивов. Именно характер мотивов определяет сущность интереса и устойчивость (длительность) его сохранения у субъекта.

При формировании активно – положительного отношения к физической культуре следует учитывать две закономерности. Первой общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов выделяются:

– увлеченное преподавание;

– новизна учебного материала;

– историзм;

– связь знаний с судьбами людей, их открывших;

– показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;

– использование новых и нетрадиционных форм обучения;

– проблемное обучение;

– взаимообучение (в парах, микрогруппах);

– тестирование знаний, умений;

– показ достижений обучаемых;

– создание ситуаций успеха;

– соревнование (с товарищами по классу, самим собой);

– создание положительного микроклимата в классе;

– доверие к обучаемым;

– педагогический такт и мастерство педагога;

– отношение педагога к своему предмету, обучаемым;

– гуманизация школьных отношений и так далее.

Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы.

На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:

1. Определить уровень интереса к занятиям физической культурой у учащихся 14-15 лет.

2. Определить активность учащихся на уроках физической культуры.

3. Оценить посещаемость и успеваемость учащихся 14-15 лет по предмету «Физической культуры».

В результате исследований можно сделать вывод, что учитель не в полном объёме уделял внимание формированию интереса учащихся к занятиям по предмету физическая культура. Это приводит к не высокой степени активности школьников на занятиях физической культурой.

Для повышения интереса к занятиям по предмету «Физическая культура» была разработана система мероприятий (план), составленная с учетом результатов констатирующего этапа и анализа литературных источников, которая реализовывалась в течение 9 недель (февраль, март).

Анализ исследований, проведенных на контрольном этапе, подтверждает гипотезу, при доказанной достоверности различий.

Проделанная работа даёт право предложить следующие практические рекомендации для формирования интереса подростков к урокам физической культуры:

1. Необходимо заботиться о создании положительного эмоционального фона. Этому способствует использование игрового метода на каждом занятии, использование функциональной музыки (преимущественно в подготовительной и заключительной частях урока), использование нетрадиционных форм обучения и элементов новизны. Немаловажным здесь является увлеченное преподавание и настрой самого учителя.

2. Необходимо повышать уровень организации урока, так как интерес к занятиям во многом определяется разнообразием методов организации деятельности учащихся. Следует преимущественно использовать групповой, круговой и индивидуальный методы, так как они способствуют проявлению инициативы, творчества и навыков общения и взаимодействия. А также важно использовать разнообразный инвентарь и периодически его обновлять и пополнять. Здесь немаловажным является контроль соблюдения требований со стороны учителя.

3. Необходимо повышать уровень положительных взаимоотношений как учеников с учениками, так и учеников с учителем физической культуры. Только в этом случае возможно качественное решение учебно-воспитательных задач. Данное условие обеспечивается преимущественным использованием демократического стиля руководства, совместной деятельностью учителя и учеников не только в рамках урока, но и во внеучебное время, а также объективностью оценки деятельности учащихся и соблюдением педагогического такта.

4. Следует фиксировать достигаемые в течение года учащимися результаты и уровень физического развития в разработанном нами дневнике с целью формирования сознательного отношения к выполняемым в процессе урока физической культуры упражнениям.

5. Следует проводить еженедельно спортивное обозрение в виде школьной газеты по вопросам физической культуры, а также еженедельно задавать учащимся домашнее задание теоретического характера. Это стимулирует познавательную активность учащихся.

6. Для формирования навыков самостоятельной работы по предмету «Физическая культура» необходимо планировать в рамках учебного процесса проведение бесед, а также самостоятельное проведение учащимися отдельных частей урока физической культуры.

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность.

При реализации данных положений необходимо учитывать то, что мотивы мальчиков и девочек различны.

Список литературы
  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания.– М.: Просвещение, 1990. – С. 181–182.

  2. Бабушкин Г.Д. Психологические механизмы возникновения и формирования профессионального интереса к спортивно – педагогической деятельности //Теория и практика физической культуры – 1996. – № 1 – С. 20–23.

  3. Возрастная и педагогическая психология. /Под. ред. Гамезо М.В. – М. Просвещение, 1984. – С. 220–231.

  4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия.», 2002. – С. 119–120.

  5. Журкова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России , 2002. – С. 63.

  6. Зобков В.А. Психология младших школьников с различными типами отношения к физической культуре //Теория и практика физической культуры – 1996. – №1 – С. 16–17.

  7. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М.: Просвещение, 1987. – С. 261–270.

  8. Книга учителя физической культуры. /Под. ред. Каюрова В.С. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – С. 20–22.

  9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия» 2001. – С. 176.

  10. Концепция развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2005 года //Теория и практика физической культуры. – 2001. –
    № 4 – С. 2–7.

  11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. – С. 14–21.

  12. Методика. /Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Просвещение, 1995. –
    С. 356–410.

  13. Основы педагогического мастерства. /Под ред. Зязюна И.А., – М.: Просвещение, 1999. – С. 146–154.

  14. Педагогическая психология. /Под ред. Выготского Л.С. – М.: Педагогика, 1991. – С. 118–119.

  15. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Профессионально–техническое образование, 1984. – С. 47.

  16. Подлалый И.П. Педагогика – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» , 2000. – С. 359–419.

  17. Психология физического воспитания и спорта. /Под ред. Джамгарова Т.Т. , Пуни А.Ц. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – С. 22–24.

  18. Психология. Словарь. /Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Политиздат, 1990. – С.146–147.

  19. Селевко Г.П. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование , 1998. – С. 256.

  20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. , Мищенко В.И., Шлянов Е.Н. Педагогика – М.: Школа–Пресс, 1998. – С. 329–420.

  21. Сосновский В.Ю., Чайковский А.Н. Энциклопедический словарь юного спортсмена. – М.: Педагогика, 1980. – С. 267–270.

  22. Холодов Т.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 157–237.












Просмотр содержимого документа
«титульный лист»

Сахалинская область

Администрация МО «Александровск-Сахалинский район»

Управление образования, культуры и спорта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6.












Формирование у школьников 14 - 15 лет интереса к урокам физической культуры.













Работу подготовил: Русских Константин Анатольевич.
















2014


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!