СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа обучающегося 7 класса. "Молодёжныё сленг - причины, следствие.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа.»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.

Одним из способов сохранения литературного русского языка я считаю вовлечение школьников в творческий процесс. Необходимо открыть учащейся молодёжи перспективу для самостоятельного осмысления проблемы речевой культуры.

Если школьник через свои прозрения подойдёт к истине, то проблема сохранения русского литературного языка перестанет быть для него абстрактной. А когда он сам определит уровень речевой культуры в молодёжной среде и сам раскроет причины возникновения сленга, то в этом школьнике, я уверена, проявится не только интерес к изучаемому предмету, но и желание участвовать в процессе сохранения языка, потому что словосочетание «речевая культура» станет для него конкретным понятием, подкреплённым фактами. Ведь молодёжь, как известно, независимо от эпохи предпочитает верить не авторитетным заявлениям, а фактам.

В своей практической деятельности я приобщаю детей к исследованию проблемы сохранения языка, начиная с 5-го класса. Так уже в 7-ом классе продуктом ученического исследования стала работа Полоусова Александра

«Молодёжный сленг: причины, следствие». Эта работа вызвала большой резонанс не только в среде одноклассников. Она стала предметом развернувшейся дискуссии среди старшеклассников, а значит, вызвала тревогу по поводу состояния русского литературного языка. Это и являлось главной целью юного исследователя.

В ходе работы по обозначенной проблеме учащимся были пройдены основные этапы исследования: поиск и сбор материала, опрос респондентов, сопоставление фактов и систематизация обработанного материала, овладение необходимыми теоретическими сведениями, опора на литературный материал, используемый на уроках.



Представленные вашему вниманию фрагменты исследовательской работы Полоусова Александра раскрывают некоторые причины возникновения молодёжного сленга. МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ: ПРИЧИНА, СЛЕДСТВИЕ.

Ученик: П. А.

Исследуя тенденции, которые наблюдаются в молодежном языке, в некоторой степени являясь носителем этого же языка, я провел анкетирование своих сверстников. Количество респондентов - 25 человек. Возраст – 14-15 лет. Результаты опроса показали, что в общении школьников молодежный сленг преобладает над литературной речью:

52% сленг

мальчики

60% сленг

девочки

48% лит. слова.




40% лит. слова





Исследования проводились по таблице:

сленг

Я так говорю

Литературный вариант

Я так говорю

Комп

+

Компьютер


Лох

+

Человек, которого легко обмануть



Отстой

+

Неприятный, плохой


Отвечаю

+

Даю голову на отсечение


Реальный

+

Оригинальный, интересный


Чел


человек

+

Лузер


неудачник

+

Догнать

+

Понять сказанное


Шарить

+

Разбираться в чем-либо хорошо





Для подробного анализа я взял несколько единиц речи.

I. Способ образования одного слова (сленга).

ЛОХ ЛОПУХ (, человек, которого легко обмануть).

Очевидно, что происходит сокращение слова за счет выпадения двух звуков, и, как следствие данного явления, – сокращение продолжительности звучания. Фильм Гайдая: « Профессор – лопух».

(Вопрос: Куда спешим и зачем?)

II. Судьба фразеологизма, взятого из текста.

Вот отрывок из романа «Слияние рек» Костанова Д.Г.

«- Ты знаком с древними адыгейскими садами? Нет? Тогда поговори с Молчуном. Ты узнаешь, какими искусными садоводами были адыги в прошлом, и поразишься теперешнему виду наших аулов. Он тебе расскажет, что говорил сам Мичурин об адыгейских садах. Посмотри, когда Молчун сидит над книгой с очками на переносице, чисто ученый, скажешь, даю голову на отсечение. ( Выделение мое. А. П.)Хорошо вам – в год только раз-два сталкиваетесь с Молчуном, он не гоняет, не ругает вас каждый день».

Сленговое Литературное

Отвечаю даю голову на отсечение

Литературное. Фразеологизм «Даю голову на отсечение» означает: «Я в этом абсолютно уверен, уверен настолько, что готов ответить за свои слова жизнью своей. Таким образом, из понятия извлечено ключевое слово «ответить», слово – символ, идентичный фразеологизму.

(Вопрос: А корректно ли так препарировать фразеологизмы?).

III «Фокус»-«покус»или как одно сленговое слово покусилось на святое – лексическое значение литературных слов.

Сленг Литературные слова.

хороший

современный

РЕАЛЬНЫЙ оригинальный

интересный

Произошло фокусирование оттенков значений явления в одно слово – сленг, т.е. подмены разных значений слов литературных одним словом – сленгом.

Возникает проблема: происходит упрощение языка, диктуемое особенностями эпохи, или просто его оскудение.

Примечание: схема построена на основе результатов анкетирования.

(Вопрос: Что означает на вашем языке слово «реальный»?)

ВЫВОДЫ:

1. Происходит переименование знакомых явлений в языке, т.е. даются новые номинации.

Причина:

  • неприятие слов, которыми изъясняются люди старшего поколения;

  • желание изобрести что-то новое, оригинальное;

  • речевой эпатаж, свойственный молодежи любого поколения.

(Наши родители тоже изобретали свой «молодежный язык»: «чувак» - молодой человек; «законный» - очень хороший, «дубак» - холодно; «Препод» - преподаватель. И другие).

2. Появление сленговых слов – это естественный процесс, т.к. русский язык – живой развивающийся язык. Многие слова уже вышли из активного употребления и образовали разряд слов- архаизмов, а пришедшие им на смену слова – неологизмы адаптируются, становятся общеупотребительными, с них стирается лоск «новизны». (Например, «космос», «лазер» и другие).

3. Наше стремительное время подталкивает молодежь к подобным экспериментам с великим русским языком. Мы просто спешим высказать мысль.

4. Появление компьютерного языка превращает обычный разговорный язык в систему слов – символов.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!