Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема:
«А.Гайдар «Тимур и его команда» (от истоков к современности)»
Выполнил: ученик 6 класса
Федин Егор
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Хусаинова Гульнур Нурисламовна
2020 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Аркадий Гайдар – боец, писатель, гражданин…………………………...4
История создания повести «Тимур и его команда»…………………..….6
Анализ повести «Тимур и его команда»…………………………….……7
Киносценарий «Клятва Тимура»………………………………………….9
Тимуровское движение в стране …………………………………………..10
Тимуровское движение сегодня…………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………..…….11
Список используемых источников…………………………………………13
Введение
Я прочитал повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», которая очень мне понравилась и решил выполнить исследовательскую работу на тему «А.Гайдар «Тимур и его команда» (от истоков к современности)». Меня очень тронула история ребят, бескорыстно совершающих добрые поступки. Мне захотелось подробнее узнать о тимуровском движении, понять, возможно ли оказывать безвозмездную помощь людям в наше время.
Актуальность темы
Тема моей работы актуальна, так как в любое время есть люди, нуждающиеся в помощи. А значит должны быть люди, готовые её оказать.
Цель работы:
показать, что повесть А.Гайдара «Тимур и его команда» актуальна в наши дни, так как она воспитывает в юных читателях милосердие, желание бескорыстно совершать добрые поступки, умение быть верным другом, быть частью одной команды, жить во имя высокой цели, служить людям и Родине. Эти качества являются необходимыми для людей любой эпохи, и воспитывать их в юном поколении необходимо.
В связи с этим я в первую очередь прочитал повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда», посмотрел фильм по одноименной повести, познакомился с биографией и творчеством писателя, с рассказами о Гайдаре Бориса Емельянова, с воспоминаниями современников о тимуровском движении. Выбрав тему проекта, я провел анкетирование в своём классе, с целью изучения мнений одноклассников о тимуровском движении и отношении к нему. Выяснилось, что не все учащиеся прочитали повесть А.Гайдара «Тимур и его команда». И тогда я решил заполнить пробел в их и своих знаниях. Посоветовал прочитать повесть. Совместно посмотрели и обсудили фильм «Тимур и его команда» (экранизацию 1940года)
Задачи исследования
- Изучить историю создания и идейное содержание повести А. Гайдара «Тимур и его команда».
- Изучить историю тимуровского движения в России.
- Рассказать о добрых делах, совершаемых учащимися нашей школы.
Методы исследования
В процессе работы над исследованием была изучена художественная, публицистическая и научная литература, а также было проведено интервьюирование преподавателей и учеников нашей школы.
Аркадий Гайдар – боец, писатель, гражданин
В давние времена, когда конница степных кочевников выступала в боевой поход, впереди скакал самый зоркий и бесстрашный всадник, который всматривался в даль, куда держал путь отряд. По-тюркски этот всадник, вперёдсмотрящий, назывался «гайдар». В 1925 году в пермской газете «Звезда» под псевдонимом Гайдар свой первый рассказ опубликовал Аркадий Петрович Голиков, будущий знаменитый детский писатель. И откуда возникло слово Гайдар, звонкое и раскатистое? Аркадий Гайдар на такой вопрос не отвечал, если приставали, отделывался шуткой. Уже после гибели стали возникать догадки. Автором версии, получившей широкое распространение, стал писатель Борис Емельянов. От него и пошло «гайдар»- всадник, скачущий впереди.
Его школьный товарищ А.М.Гольдин вспоминал, что в детстве Аркадий учил французский язык и всегда любил ввернуть при случае французское словечко. Напомню ещё, что во французском языке приставка «д» указывает на принадлежность или происхождение. В 1923 году был придуман и найден литературный псевдоним: «Г»- первая буква фамилии Голиков; «АЙ» - первая и последняя буквы имени; «Д»- по-французски- «из»; «АР» - первые буквы названия родного города. Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса.
Аркадий Гайдар родился 22 января 1904 года в городе Льгове Курской губернии, в семье сельского учителя. Его в честь деда, штабс- капитана Аркадия Геннадьевича Сальникова, нарекли Аркадием.
В апреле 1912 года Голиковы обосновались в городке Арзамасе, который и стал для Аркадия страной его детства. Здесь он учился, этот город всегда считал родным, и теперь тут находится его дом-музей.
1 сентября 1914 года Аркадий стал учеником Арзамасского реального училища. Учился он не очень прилежно, но чаще других получал пятёрки по литературе.
С 1918 года Гайдар – доброволец Красной Армии, окончил Киевские пехотные курсы, в июне 1921 года был назначен командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом. Ему было 17 лет. В списках полка значилось 2879 человек.
Однако вскоре о военной карьере пришлось забыть. В 1922 году он демобилизовался по состоянию здоровья (последствия контузий, которые привели к тяжёлым мозговым расстройствам).
С 1927 года Аркадий Гайдар литературный сотрудник газеты «Красный воин». В первые дни Великой Отечественной войны ушёл на фронт специальным корреспондентом «Комсомольской правды», попал в окружение и погиб. Он прожил недолгую, но яркую и насыщенную жизнь. Всеми своими впечатлениями А. Гайдар спешил поделиться с ребятами, им он посвящал все свои произведения, работал ради будущего и в своих книгах всегда обращался к детям. Ребята для него были не только читателями и героями его рассказов и повестей, но и верными товарищами, с которыми он шутил, смеялся и серьезно разговаривал.
К. Паустовский вспоминал: “Мы жили Аркадием Петровичем Гайдаром на одной улице, и надо признаться, что не было случая, когда он, выйдя из дому, не был бы остановлен каким-нибудь мальчиком, а то и целой толпой мальчишек… Это было не просто знакомство, это была какая-то душевная связь, добровольное подчинение младшего старшему и в то же время нечто похожее на игру, в которой царствовал дух дисциплины и уважения…
– А все-таки ты с ними играешь, – говорил я Гайдару.
– Живу, а не играю, – отвечал он. – Ты не прав”. Ребята любили Гайдара за его добродушный смех, за то, что он умел разговаривать с ними, как с равными.
История создания повести «Тимур и его команда»
Повесть «Тимур и его команда» принадлежит к числу наиболее загадочных произведений Аркадия Гайдара — как по истории создания, так и по силе неугасающего общественного воздействия. Мысль написать «Тимур и его команду» подсказали ему сами дети. В ней воплотился жизненный, литературный и педагогический опыт писателя.
В чем секрет большого успеха книги? Гайдаровский Тимур стал героем ребят среднего школьного возраста. Он удовлетворил их потребность в живом, близком идеале, которому можно следовать и верить. Читатели-сверстники просто «затащили» Тимура в свой детский мир. Деятельный, активный, он сошел со страниц книги в жизнь и продолжил свои дела. Развернувшееся в годы Великой Отечественной войны тимуровское движение ответило патриотическим стремлениям младшего поколения нашего народа.
Повесть появилась чуть позже одноименного сценария. Сам киносценарий, судя по дневникам Аркадия Гайдара, он начал писать в конце 1939 года в Старой Рузе, а закончил в апреле 1940 года на Кавказе. В июле-августе того же года сценарий был опубликован в журнале «Пионер». Ещё продолжались съёмки, а писатель начал работать над одноимённой повестью. Заметки о работе над повестью перемежаются в дневнике записями о том, что происходит в мире: «Война гремит по земле… Давно уже Франция разбита… Пишу «Тимур и его команда», работа идёт неровно, рывками». Повесть «Тимур и его команда», как и кинофильм, должна была помочь советским ребятам найти своё место в тяжёлых испытаниях. Она была закончена 27 августа1940 года и впервые напечатана в «Пионерской правде», в 1941 году трижды выходила отдельным изданием, а в январе вышел на экраны фильм «Тимур и его команда» режиссера Александра Разумного.
Позже, в 1976 году на Одесской киностудии была создана еще одна киноверсия.
Анализ повести «Тимур и его команда»
Работая над повестью, Гайдар стремился создать образ положительного героя-современника, характер и дела которого должны были стать образцом поведения. Однако писатель никак не мог предположить, что его книга найдет такое необычайное продолжение в жизни советских ребят.
Тимур Гараев – образ собирательный. Аркадий Гайдар наделил его лучшими чертами, присущими ребятам: добротой, смелостью, честностью, верностью дружбе, любовью к Родине, горячим желанием в детском возрасте приносить ей посильную пользу.
Тимур объединяет вокруг себя в дачном поселке группу сверстников, с которыми бескорыстно помогает старикам, малышам – тем, кто обычно в силу своей беззащитности является жертвой озорства подростков. В первую очередь тимуровцы опекают семьи военных, защитников Родины. Они совершают свои добрые дела тайно. Знак тайного покровительства тимуровцев – пятиконечная звезда на воротах дома, обитатели которого попадали под их защиту. По замыслу самого Гайдара, звезда олицетворяла беззаветную любовь к Родине и готовность самоотверженно ее защищать. Читатель открывает для себя Тимура через его взаимоотношения со сверстницей, дочерью военного командира Женей. Она случайно раскрывает тайну тимуровцев и вступает в их ряды.
В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив: Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков и другие ребята. Игра, которую ведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине. Сложны отношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их. Дядю Тимура и сестру Жени смущает тайна, которой окружена эта игра. «Наши игры были просты и всем понятны»,— говорит Георгий Тимуру. Не понимает и старшая сестра Женю, подружку Тимура, напускает на себя излишнюю строгость и «взрослость», не хочет принять маленьких, но важных для Жени тайн, сердится на ее «вечно нелепые шутки», неохотно отвечает на наивные и ненужные, как ей самой кажется, вопросы. Когда разрешается один из конфликтов повести – между взрослыми и детьми, достаточно интонационного намека в голосе Жени, чтобы Георгий и Ольга восстановили неизвестные им звенья событий, приведших к возникновению тайны Тимура и Жени. И тайна игры, ревностно хранимая от холодных, непонимающих глаз взрослых, открывается и им, ставшим, наконец, друзьями детей.
Сложнее разрешается второй конфликт повести — между друзьями Тимура и шайкой Квакина. У хулигана Фигуры автор подчеркивает озлобленность, жестокость, тупость. Это подчеркивает его речь: «Гонцов надо завтра изловить», «Давай-ка сунем ему по разу, вот и заплачет». Этого парня не любит за бессмысленную жестокость и его друг Квакин. Фигура готов избить любого человека, обидеть слабого, ему ничего не стоит залезть в сад девочки, у которой убили отца-пограничника. Даже Квакина в какой-то мере писатель наделяет способностью шутить, чувством юмора, и в конце – способностью проникнуться уважением к Тимуру. Как можно не уважать мальчишку, который бескорыстно делает добро, умеет смолчать, где другой бы кричал, и потому что он “гордый. Хочет плакать, а молчит”.
Тимуровцы умели не только делать добро, но и противостоять злу, бороться с ним, не проходить мимо подлости, бесчестия, грубости; учились не только помогать младшим, старым, слабым, но и защищать их. Командир отряда Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо, чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые зажжены им на домах тех, кто ушел в Красную Армию. Тимур оказался литературным предшественником многих последующих героев детской литературы.
Повесть А.Гайдара «Тимур и его команда» учит быть настоящим патриотом, любить и защищать свою Родину. Помогать окружающим людям – высшая степень этой любви.
Киносценарий «Клятва Тимура»
На второй день после начала Великой Отечественной войны Аркадий Гайдар приступил к работе над сценарием «Клятва Тимура». Это было срочное задание Комитета по делам кинематографии.
Сценарий создавался под Москвой, в Большеве, в доме творчества кинематографистов. Работа шла быстро. Вместо 15 дней, Аркадий Гайдар написал «Клятву Тимура» за 12 дней. Со страниц он поведал о необходимости детской организации в военных условиях. Члены этого сообщества будут дежурить во время затемнения и бомбежек. Они будут охранять территорию от диверсантов и шпионов, будут помогать семействам красноармейцев и крестьянам в сельскохозяйственных работах. Собственно, так и случилось. Режиссёр Л.В.Кулешов, который должен был ставить картину, работал параллельно с Гайдаром.
19 июля 1941 года газета «Пионерская правда» начала печатать «Клятву Тимура».
В октябре 1942 года фильм «Клятва Тимура» вышел на экраны страны, который повествует о жизни штаба тимуровской команды в первые дни Великой Отечественной войны. Идея фильма – пользу в борьбе с захватчиками могут принести и дети.
Тимуровское движение в стране
После выхода в свет повести «Тимур и его команда» происходит небывалое: по всей стране возникает множество «тимуровских команд». Самый первый отряд появился в 1940-м в Клине, что в Московской области. В этом отряде было всего лишь шесть подростков. Они учились в одной из клинских школ. Вслед за ними такие отряды возникли и по всей территории Советского Союза. Причем, порой в одной из небольших деревень существовали 2 – 3 таких команды. Из-за этого происходили и курьезы. Скажем, подростки неоднократно рубили дрова для пожилого человека и трижды подметали двор... С особой силой тимуровское движение развёртывается в военные годы 1941т – 1945 годов. Тимуровские команды и отряды действуют в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров, только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов. В 1941 году А. Гайдар, обращаясь к тимуровцам, писал: «У вас у всех ловкие руки, зоркие глаза, быстрые ноги и умные головы. Работайте безустанно, помогая старшим, выполняйте их поручения безоговорочно, безотказно и точно Мчитесь стрелой, ползите змеёй, летите птицей, предупреждая старших о появлении врагов – диверсантов, неприятельских разведчиков и парашютистов».
Тимуровское движение сегодня
В настоящее время тимуровское движение в школах возрождается. Но я замечу, что в нашей школе оно и не умирало. За каждым классом у нас постоянно закреплены дома, где живут ветераны, вдовы ветеранов, труженики тыла, одинокие люди. Мы помогаем им. Участвуем в благотворительных акциях, ярмарках, субботниках. Взяли шефство над обелиском павшим воинам в Великой Отечественной войне. Ежегодно в декабре месяце организуем Ярмарки благотворительности, на вырученные деньги дарим детям инвалидам, пенсионерам работавшим в нашей школе, ветеранам Великой Отечественной подарки. Наш класс не забывает работников школы: Гущину Марию Петровну, которая проработала в Рождественской школе более тридцати лет, учителя русского языка и литературы Иванову Антонину Николаевну, вдову ветерана Великой Отечественной войны, а также мы частые гости у ветерана войны и почетного жителя села Романычева Михаила Ивановича. Может, сейчас нет такой романтики, но ведь и время совсем другое. Важно, что мы не разучились быть бескорыстными, видеть, что кто-то ждёт не только физическую помощь, но и просто человеческое общение. Пусть эта малая помощь, теплая беседа согреет их сердца, поможет вселить веру в завтрашний день. А для нас это достойное и важное занятие. «Если тебе случится сделать что-нибудь хорошее, сделай», – таким было главное правило тимуровцев. И я считаю, что это главное правило человечности.
Заключение
Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Я не знаю, кем станем мы в будущем, но уверен в одном: мы всегда будем делать добро, потому что мы неравнодушны. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.
Список используемых источников
1. А.Гайдар Собрание сочинений в 3-х томах, 2,3 том, Москва, издательство «Правда»,1986 г.
2. К.В. Стародуб "А.. Гайдар. Жизнь и творчество" Москва, 1991 год.
3. Емельянов Б. "Рассказы о Гайдаре", Москва, 1958 год.
4. Собрания сочинений (Вступительная статья Л.Кассиля. Том 1 – 4, Москва, 1964 – 1965 г.
5. Повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда».