СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Аймаки - как часть культуры и природы дагестана".

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народы Дагестана

Художественные ремесла дагестанцев

Ремесла и промыслы аймакинцев.

Взаимоотношение этноса и природы

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Аймаки - как часть культуры и природы дагестана".»

План

Введение

Народы Дагестана

Художественные ремесла дагестанцев

Ремесла и промыслы аймакинцев.

Взаимоотношение этноса и природы

Отношение ислама к природопользованию

Заключение



































Введение

Республика Дагестан входит в состав Российской Федерации, расположена на Северном Кавказе и является приграничной частью на России. Она граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствами – Азербайджаном, Грузией, Казахстаном и Ираном, внутри Российской Федерации соседствует со Ставропольским краем, Калмыкией и Чечней.

По размерам территории (50,3 тыс. кв. км) и численности населения (2910249 чел) – эта самая крупная республика на Северном Кавказе. А в этническом отношении Дагестан – один из самых сложных регионов: здесь проживает более 100 национальностей и народностей, в том числе 30 коренных, представляющие крупные языковые семьи и группы: иберийско – кавказскую, тюркскую, иранскую, индоевропейскую и другие. Большинство здешних языков имеют свои диалекты, говоры.

Нигде в мире на такой маленькой территории не проживает такого количества народов.

Итак, тема моей исследовательской работы звучит так: «Аймаки, как часть природы и искусства Дагестана». Я выбрала эту тему, потому что эта самая актуальная тема, так как данная работа имеет уникальный, познавательный аспект, актуальными являются и взаимоотношения человека с природой. Эта работа подчеркивает исламское мировосприятие, содержит принципы экологической этики, что является новым для данной работы.

Цель исследования : изучить деятельность населения, сохранение традиций; привлечь внимание к бережному отношению к природе; привить доброе, дружеское отношение к людям разных национальностей; узнать о религиозном отношении к природопользованию.

С этой целью я побывала в гостях у учителя географии Исрапила Алиевича, учителя биологии Абидат Баталовны, преподавателя уроков ислама Омаровой Рахимой, также посетила краевеческий музей.

Задачи исследования: ознакомиться с народностями и национальностями, художественными ремеслами народов, природными богатствами Дагестана, принимать меры по охране природы, осознав, что она уникальна и неповторима во всех своих проявлениях.

Методы исследования:

- Сбор информации из рассказов старожилов и сельчан

- Экскурсия

- Сравнение

- Обобщение

- Визуальное изучение предметов быта

- Визуальное изучение объектов природы









































Народы Дагестана

Дагестан – один из самых сложных в этническом отношении регионов. Этнос – исторически сложившая устойчивая совокупность людей, объединенных общими объективными или субъективными признаками, в которые различные направления этнологии и включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид. Нигде в мире на такой маленькой территории не проживает такого количества народов. Численность населения в 2016 году составляет 2910249 человек из которых 58 процентов – сельские жители. Население довольно быстро растет, коэффициент рождаемости по республике составляет 19,1, коэффициент смертности 7,1. Плотность населения – 42,5 человек на кв.км

Горы отличаются необычно высоким перенаселением и интенсивными миграционными процессами. существенные различия в уровне жизни жителей гор и равнин стали фактором, вызвавшим депопуляцию горных районов. Подавляющее большинство населения исповедует Ислам суннитского толка. Есть здесь и шииты – по преимуществу дагестанские азербайджанцы. Русские, армяне, грузины исповедуют христианство. Иудеи представлены горскими евреями.(1)

Чтобы подробно узнать о том, как разместились по Дагестану национальности и народности, я побывала в гостях у учителя географии Исрапила Алиевича. Исрапил Алиевич рассказал подробно, какие есть в Дагестане народности и национальности, где они разместились, про традиционные занятия и ремесла.

Аварцы (850 тыс.), расселены в центральном и западном Дагестане, в бассейне притоков Сулак. С ними исторически консолидировались близкородственные им по происхождению, культуре и языку андийские (андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, картинцы, тиндалы,чамалалы) и дидойские (бежтинцы, гинухцы,гунзибцы, хваршины, цезы – дидойцы) народности, населяющие бассейны рек Андийское койсу и Аварское койсу, а также несколько особняком стоящие арчинцы (верховья реки Кара-койсу). Названные выше малочисленные народы (суммарно – около 60 тыс. чел) пользуются родным и аварским языками, подавляющее большинство говорит по – русски. В сущности, у этих народностей общеаварское самосознание и в общественной жизни они пользуются аварским литературным языком, который служит для них наряду с русским – языком начального обучения, делопроизводства и межэтнического общения.

Традиционные занятия: скотоводство и земледелие.

Ремесла: ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание, обработка кожи, резьба по дереву и камню, оружейное, ювелирное и кузнечное дело, чеканка по меди, изготовление деревянной утвари. Выделяется серебряное дело: крупные центры – Унцукуль, Гоцатль, Согратль, Чох (кинжалы, газыри, наборы для сбруи, мужские и женские украшения).

Даргинцы, включая кайтагцев и кубачинцев, (490,4 тыс.), расселены средней части Дагестана.

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.

Ремесла: обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязанные изделия), металла, дерева, камни, кожи. Широко известны оружие и ювелирные изделия из Кубачи, оружие из Харбука, клинки из Амузги, шелковая вышивка из Кайтага, женская обувь из Губдена, резной камень из Сутбука и др.

Кумыки (431,7 тыс.) расселены на равнинной и предгорной территории Дагестана.

Традиционные занятия: земледелие, животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади).

Раньше добывали соль и нефть, которыми снабжался Нагорный Дагестан.

Ремесла: изготовление сукон и хлопчатобумажных тканей, обработка кожи, дерева, металла, камня, ковроткачество, гончарное производство, изготовление оружия и др.

Лезгины (387,7 тыс.) живут во всех районах Южного Дагестана.

Традиционные занятия: земледелие, скотоводство, садоводство, шелководство.

Ремесла: резьба по дереву, ковроткачество, изготовление тканей, войлока, джурабов, кожевенное, сапожное, кузнечное дело (Ахты), ювелирное, оружейное (Икра) и др.

Лакцы (161,3 тыс.) занимают центральную часть Народного Дагестана, живут также в районе пограничной с Чечней.

Традиционные занятия: земледелие и животноводство.

Ремесла: сукноделие, изготовление паласов, войлока, производство и лужение металлической посуды, ювелирное ремесло, золотое и серебряное шитье, шорное и сапожное дело,обработка камня; село Кая славилось торговцами, Кума – кондитерами, Цовкра – канатоходцами и акробатами. Знаменита росписная керамика из Балхара.

Табасараны (121,9 тыс.) живут в предгорьях и на равнине восточной части Южного Дагестана.

Традиционные занятия: земледелие, садоводство, скотоводство.

Ремесла: Ковроткачество, обработка дерева, гончарство, резьба по дереву и камню, кузнечное дело, изготовление тканей, войлочных изделий, джурабов, выделка кожи.

Ногайцы (40,4 тыс.) расселены в основном в пределах Ногайской степи, расположенной на севере республики.

Традиционные занятия: кочевое и отгонное скотоводство, коневодство, верблюдоводство, земледелие, бахчеводство и садоводство, разведение домашней птицы, охота и рыболовство.

Ремесла: обработка кожи, овчины, дерева, изготовление сукна и войлочных изделий (бурки, сапоги, головные уборы, ковры – арбабаши).

Рутульцы (27,8 тыс.) живут в Южном Дагестане в верховьях реки Самур.

Традиционные занятия: животноводство, земледелие, овощеводство, садоводство.

Ремесла: сукноделие, ковроткачество, производство войлока, шерстяной вязанной обуви, джурабов, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди и серебра.

Агулы (28,1 тыс.) живут в Южном Дагестане, в бассейне реки Чирах – чай.

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.

Ремесла: кузнечное дело, обработка кожи, овчины, шерсти (изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов), резьба по дереву, камню.

Русские (104,0 тыс.), чеченцы ((акинцы)(93,7 тыс.)), цахуры (9,8 тыс.), каратинцы (4,8 тыс.), армяне (5,0 тыс.), аргинцы (5,0 тыс.).

Художественные ремесла Дагестанцев.

Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. В Дагестане издавна получили широкое развитие самые различные виды ремесел – художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело.

Природа людям давала во все времена и материал для изготовления изделий и подсказки для их украшения. Использование природных материалов для создания предметов быта для дагестанцев давно стало обычным делом. Большинство ремесел на протяжении веков благодаря труду мастеров, было доведено до совершенства. Например, глина – совершенно непривлекательный природный материал. Но в руках мастера из него рождаются самые настоящие, изысканные произведения искусства, в которых раскрывается богатый внутренний мир народа и тесная связь с природой.

Ремесленники изготавливали предметы быта с учетом потребностей и художественных пристрастий разных народов. Ведь предметы быта всегда были товаром активной торговли. Также изготавливали и изделия, которые носят декоративный характер.

Одним из главных декоративных достоинств керамики являлась ее самобытная и оригинальная роспись. В росписи керамики есть геометрические узоры и рисунки, обозначающие плодородие, при художественной отделке керамических изделий часто прибегали и к изображению элементов окружающего мира: растений, животных, птиц. в цветной гамме рисунка можно увидеть блики солнца, синеву неба, охру и багрянец листвы. Секреты росписи керамических изделий передаются из поколения в поколение. Изготовлением керамических изделий занимались в с. Балхар, Испик, Джули и тд. Между мастерами наблюдалось сходство элементов орнамента. Но, тем не менее у каждого мастера была своя манера росписи.

Зародившись еще в глубокой древности и пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования, народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры Дагестана.

Еще одним искусством народов Дагестана является ковроделие. В мотивах ковров мы встречаем геометризированные изображения растений, животных, человека, орудий труда. Все эти узоры – многообразный мир символов – языков коврового искусства, посредством которого народные мастерицы отображают окружающий мир, природу, передают свои чувства. Изображение на коврах фигур животных и людей имело раньше магический смысл, связанный с древними обрядами. Но постепенно узоры стали носить лишь декоративный характер. Орнаментальное искусство ворсовых ковров слагается из простых форм геометрических мотивов, геометризированных растительных мотивов, зооморфных мотивов, антропоморфных мотивов и геометризованные формы небесных светил, предметов.

Многие элементы коврового орнамента имели конкретные названия, которые исходили из соответствия содержанию – «цветок мака», «звезда», «рука» и т. д. Или от сходства с реальной действительностью – «кошкин след», «крест» и другие. А некоторые мотивы назывались в зависимости от места расположения узора на ковре или даже от цвета.

Обработка дерева у народов Дагестана является одним из самых древних видов ремесленного производства. Искусство художественной обработки дерева в течение нескольких тысячелетий было органически связано с повседневной жизнью дагестанцев. Форма и орнамент одних памятников обнаруживают ясную связь с древнейшими, традициями
 Для дагестанской резьбы по дереву характерны черты, присущие любому народному искусству: непосредственность и художественная цельность, практическое назначение и коллективность творчества, безымянность (как правило) мастеров и исключительная устойчивость древних традиций, определенный круг образов, использование простейших инструментов. Вместе с тем дагестанское искусство деревянной резьбы имеет свои особенности, что связано со спецификой местных условий и самобытностью художественного мышления горцев.. 
Наибольший интерес вызывают детали архитектурного декора (столбы-опоры, створки ворот, дверей и окон, оконные и дверные коробки, столбы, перила, карнизы на лоджиях, верандах, балконах и т. п   Особый интерес вызывают имеющие монументальный характер аварские лари-амбары для хранения зерна и сыпучих продуктов, т.е. «цагуры».
    Большую роль в доме горца играл опорный столб, называемый у аварцев «столб-корень». Он имел важное функциональное значение, служа опорой для прогона-матицы, подпиравшей плоскую земляную крышу сакли. Не менее важным было и духовное значение столба, который играл охранную, защитную роль в доме. Недаром при строительстве дома старый столб, будучи свидетелем жизни не одного поколения, бережно переносился из старого дома в новый. Унцукульцы начали изготовлять и кнутовища для ногаек, и трубки и трости. Но так как имам Шамиль запрещал курение табака в имамате, унцукульцы продавали большую часть своих изделий офицерам русской армии, а также вывозили за пределы Дагестана. Элементы унцукульского орнамента имеют свои названия – «птичий след», «улица» и т.д. Орнамент преимущественно геометрический, располагается по окружности.

По рисунку на изделии можно было определить, не только то, в каком районе страны оно было изготовлено, но и в каком селе, и кто его непосредственный творец.





































Ремесла и промыслы Аймакинцев

Разными ремеслами занималось и население моего родного села, села Аймаки.

Чтобы узнать по - больше о ремеслах и промыслах аймакинцев я сходила в гости к мастерице по изготовлению малых ковровых изделий Исрапиловой Патимат.

- Патимат Исрапиловна скажите пожалуйста были ли у нас в селе мастера по обработке древесины?

- Обработкой древесины занимался Омаров Магомед, твой дедушка. 
Он изготовлял традиционные предметы домашнего обихода: мерки для муки, ступки для чеснока, солонки, ковши, поставцы, половники, шкатулки, а также колыбели, столы, стулья, табуретки, скалки. Магомед был очень веселым человеком, часто шутил и умел находить общий язык с людьми. Мастеру делали заказы жители соседних сел, араканинцы, чуглинцы, ахкентцы, охлинцы. Вполне возможно, что работы Магомеда сохранились у аймакинцев до сих пор.

- Женщины владели каким – нибудь ремеслом?

- Малые ковровые изделия изготавливали женщины. Малачиева Патибика, Исламханова Хава, Ахмедова Райганат и я. Это хурджины, наседельники, оригинальные вязанные чулки, переметные сумы «топраки»,обувь, плетенки. Мы делали специальные станки для изготовления ковровых изделий и ткали на них разные изделия.

- Изделия из металла тоже очень сложно изготовить по - моему. Кто – нибудь занимался в нашем селе обработкой металла?

- Обработкой металла занимался Гаджиев Магомед. Он делал металлические сельскохозяйственные орудия, кувшины для воды, ковши, металлическую посуду, и даже чеканки. К Магомеду за помощью обращались все жители села, кто мотыги делать, кто косу отремонтировать, кто кувшин опылять. И Магомед, будучи очень добрым и отзывчивым человеком, помогал всем, кто к нему обращался. И, конечно, же принимал заказы. В основном заказазывли ручные сельскохозяйственные орудия и рабочие инструменты. Ведь без них невозможно было выполнять работы и на полях, и на огородах, и на сенокосе.

- Какими промыслами занимались аймакинцы?

- Занимались в те времена и добычей мумие, пчеловодством и бортничеством, и животноводством, и земледелием.

Продавали продукты своего труда и таким образом зарабатывали средства на жизнь.

После посещения Исрапиловой Патимат меня переполняло чувство гордости от того, что живу в селе с такой богатой историей. От Патимат Исрапиловны я узнала много интересных фактов. К сожалению, все не возможно изложить в пределах одной работы. Но я ушла от нее переполненная положительными эмоциями и с целью найти работы аймакинских мастеров и мастериц.

Для визуального изучения предметов быта я посетила наш краеведческий музей.





















































Взаимоотношение этноса и природы

На современном этапе развития отношения общества и природы в Дагестане переживает трудные времена. В недрах Дагестана значительны месторождения черных и цветных металлов, неметаллов и строительных материалов. Дагестан обладает также уникальными ресурсами пресных вод, минеральных, термальных и промышленных подземных вод. Видное место среди природных богатств занимают строительные материалы. По запасам каменного известняка Дагестан занимает первое место на Северном Кавказе, а по запасам стекольного песка – одно из первых мест в Российской Федерации. Республика располагает кварцевыми песками высокого качества, практически неограниченными запасами пиленного известняка, бутового камня, гравия формовочных песков, доломитов, цементного сырья.(2) Человек нацелен только на потребление природных ресурсов и не сильно задумывается о последствиях такого использования. Вырубают леса, занимаются рыболовством, охотой, добычей полезных ископаемых. Что приводит к исчезновению редких пород рыб, животных, растений. В следствии чего, изменяется первичная флора и фауна. Человечество истощает землю, забирает из нее полезные свойства, пользует природные ресурсы и не оставляет Земле возможности восстанавливаться, при этом и сам не проявляет никаких действий в поддержке природы, не делает искусственных лесонасаждений, вырывает растения с корнем, в то время, когда можно сорвать только нужный листочек или веточку.

Я думаю, одной из причин такого отношения, является экологическая безграмотноть человека.

Увлекаюсь вопросами медицины, экологии, биологии и воздействия антропогенных факторов на природу Дагестана.

Проблема, к которой я пытаюсь привлечь внимание – это отношение народов Дагестана, в частности  Гергебильского района, к природной среде. В Дагестане отношение к природным ресурсам  потребительское, и я считаю, что чрезмерное использование приведет к необратимым природным процессам, так как многие потребляемые ресурсы невозобновляемые. Об этом говорят легенды, сказки, традиции и обычаи. Мне кажется, что в настоящее время дагестанская земля потребительски опустошается. Поэтому, мне кажется, что моя исследовательская работа должна привлечь внимание неравнодушных и заинтересованных людей к экологии нашего края. На мой взгляд, необходимо пересмотреть собственное отношение   каждого жителя Дагестана к проблеме использования природных ресурсов, ради сохранения живой природы для подрастающего поколения.

Для более подробного изучения экологических проблем Дагестана я побеседовала с учительницей биологии Абидат Баталовной.

Вопросы экологии и охраны окружающей среды по своей значимости стали одной из главных проблем XXI в. Изучение природы является основой практической деятельности человека. Проблема отношения человека к природе, понимание ее места в мироздании всегда выступала актуальной проблемой любой цивилизации, центром научных и философских систем, социальных и политических программ. Сейчас изучение взаимоотношений человека с природой является особо актуальным, говорит Абидат Баталовна в своем рассказе.

Из – за потребительского отношения к природе исчезают различные виды животных, птиц, растений. К редким или исчезающим животным Дагестана относятся винторогий козел, горный тур, благородный олень, сайгак, и тд. Из птиц - это белый аист, малый лебедь, белоглазый нырок, змееяд, могильник, беркут, стервятник, черный гриф, балобан, тетерев кавказский, фазан, улар и др. Из растений горицвет весенний, ландыш, подснежники, примула и др. Причиной того, что исчезают лекарственные растения, является массовые сборы лекарственных растений без соблюдения правил сбора. Аймакинцы чаще всего собирают такие лекарственные растения, как зверобой, тмин, аносма, тысячелистник, мята, подорожник, чабрец, мать-и-мачеха и тд и зачастую без соблюдений правил сбора. Именно по этой причине количество этих растений на территории села Аймаки значительно снизилось.

Из – за антропогенного воздействия исчезают и природные памятники Дагестана. Например, в нашем селе Аймаки в результате взрывных работ при строительстве автотрассы «Махачкала – Верхний Гуниб» потеряли блистательный вид водопад «Занзах», пещера «Хинаб ицц». Взорвана и дорога, сделанная в скале камнерезами Аймаки и окрестных сел в 1913 году.


























Отношение ислама к природопользованию.

Ни у кого уже в наши дни не вызывает сомнений то, что вопросы экологии, охраны окружающей среды по своей значимости стали одной из глобальных проблем века. Одной из причин создавшегося положения является, несомненно, неподготовленность простого человека к новому типу мышления, выдвигаемому на повестку дня реалиями современной эпохи, а также и элементарная экологическая неграмотность, как результат соответствующих пробелов в воспитании.
Вероятно, такова уж природа человека, если до поры, до времени даже специалисты не обращали внимания на нарастающее загрязнение окружающей среды, на постепенное нарушение сложившегося веками равновесия в природе как условия ее существования. Ни одна религия не говорит о том, что человек должен варварски потреблять ресурсы природы не давая природе взамен ничего. И во всех мировых религиях говорится именно о бережном отношении к природе и о рациональном природопользовании.

Для более глубокого понимания отношения ислама к природопользованию, я встретилась с преподавателем уроков ислама в медресе с Омаровой Рахимой.


Свое исследование я хочу начать с вопроса каково же отношение одной из мировых религий Ислама к природопользованию, животному и растительному миру?

- Каждому мусульманину известно, что все сущее создано Всевышним Аллахом в удивительнейшей по взвешенности и точности взаимосвязи между назначением и целью, свойствами и качеством, составом и количеством предметов, в поразительной по красоте и мудрости гармонии. Все сущее имеет свой уникальный порядок, все вещи и предметы расположены в созданном Всевышним мире строго в предусмотренном для них порядке, именно на своих, соответствующих их природе, местах. Об этом сказано много раз Аллахом в Коране.

Иными словами, все предметы и явления в мире – вода и земля, воздух и горы, животные и растения созданы Всемогущим в соответствующей мере и их связи между собой. И если их соотношение нарушится хоть в одном, это повлечет цепь непредвиденных для человека проблем и осложнений во всех других. Известно также, что созданный Аллахом гармоничный мир на земле и в небесах был передан человеку в подчинение, как Его избраннику и наместнику на земле. Наделив человека правами своего избранника и наместника, тем самым Всевышний Аллах уготовил человеку и испытание перед лицом Своим. С точки зрения религии Ислам, человек ответственен перед Аллахом за все свои деяния. С наделением человека этими правами и привилегиями, Аллах ниспослал ему разъяснения, как правильно пользоваться этими дарами и благами с пользой для себя и для всего сущего. Он учил человека беречь созданный Аллахом мир, наслаждаться дарами, не губить и не уничтожать их, применять их во благо, а не во зло.
Всевышний, сотворив землю, устроил ее, таким образом, чтоб обеспечить человеку наилучшие условия для жизни, создав на земле воды и горы, животных и растения, материальные и духовные блага. Человеку же за это предписано, своим трудом приумножать полученные блага, ни в коей мере не нанося вреда другим творениям Всевышнего, в чем бы это ни проявлялось. Мы же сегодня видим, что многие проблемы охраны окружающей среды вызваны именно вмешательством человека в святую святых, нарушением гармонии, которой создал Аллах. Отсюда вытекает долг каждого верующего бороться за сохранение мира в его первозданном состоянии, каким его сотворил Всевышний.

Широко известно, в каком плачевном состоянии находится в наши дни животный мир планеты. Уже навсегда исчезли многие виды животных, на грани исчезновения находятся другие. Виной тому – неразумное вмешательство человека в природу. Любители охоты, браконьеры уничтожают животный мир не думая о последствиях. И во главе всего стояло элементарная экологическая неграмотность.
Все это не могло не волновать общественность. И вот в разных странах стали создавать общество по охране животных, общества друзей животных, стали публиковать различные национальные и всемирные «Красные книги», куда заносили исчезающие виды, чтобы оградить их от полного истребления.

- Что говорит Ислам в защиту животных?

- Ислам в своем учении призывает верующих не причинять животным зла, учит доброму отношению к животному миру. 
Много аятов разъясняют призывы охранять и изучать животный мир. Поясняет Коран и какую пользу может получить человек от мира животных, как надо содержать животных. Даже некоторые суры имеют названия животных «Слон», «Пчелы», «Корова» и тд. В священном Коране в суре «Пчела» 68,69 аят говорится: «Твой господь внушил пчеле воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях. А потом питайся всевозможными плодами и следуй по путям Творца твоего, которые доступны. Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которые приносят людям исцеление.» Воистину в этом знамение для людей размышляющих. Мусульманскими учеными созданы также уникальные труды по этой теме, как «Хаятул Хайван аль-Кубра» – «Большая книга о жизни животных /автор ад-Думайри/, «Китабул Хайван» – «Книга о животных» /автор аль-Джахиз/, «Аджаибул Махлука» – «Чудеса тварей» /автор аль - Казвини/ и другие известные труды.
Милосердную позицию Ислама по отношению к животному миру лучше всего демонстрирует то, что в священном Коране каждый вид и род животных считается «общиной», приближаясь в этом к людям.

Священные аяты указывают на ту пользу, которую человек получает от животных – и питье, и питание, и согревание, и перевозку грузов и самого человека, и наслаждение красотой животного и многих других полезных дел человека свойств имеют животные. Поистине, Великий Аллах сотворил животный мир и подчинил его человеку и наделил животных столь многими полезными свойствами. Человек должен быть благодарен Всевышнему Аллаху за эти великие дары.

Ислам строго запрещает бесцельно убивать животных, считая это большим грехом, так как Аллах создал животных для пользы человека, бесцельное же уничтожение того, что создал Аллах – это грех, выражение неблагодарности Всевышнему, став на путь сатаны.

- А каково отношение Ислама к растительному миру и его использованию?

- Внимание к миру растений в исламе, равно как и к миру животных. Мир растений – тоже один из великих даров Аллаха человеку, если бы не этот мир, не было бы жизни не земле. Поэтому, когда Великий Аллах говорит о сотворении мира растений, Он говорит, что сотворил этот мир как средство к существованию человека и ради его и скота его.
Священные аяты указывают на то, что Аллах сотворил упомянутое для пользы человека и его животных. В свою очередь, животные тоже сотворены Аллахом для пользы человека. Всемогущий Аллах подчинил мир растений человеку, чтобы он воспользовался им для своим потребностей.

Из общих правил Ислама ясно, что строго запрещается расточать и уничтожать, причинять вред всему, что полезно для человека и его общества.
Исходя из аятов, нам ясно, что Аллах сотворил мир растений для рабов Своих.

Существует множество аятов священного Корана по этому вопросу.

- Как относится Ислам к искусственным насаждениям?

В хадисе Пророка свалаллагьу тагIала гIалайгьи ва салам говорится: Кто бы из мусульман не посеял что – то или не посадил какое – нибудь дерево и этот посев или плоды дерева вкусит птица, человек, домашнее животное, зверь или любое другое живое существо посеявшему или посадившему это засчитывается, как садакъа. (милостыня)

Ислам призывает людей сажать и развивать растения, деревья не только ради личной пользы. Не обязательно, чтобы сажавший или развивавший лично воспользовался плодами своего труда, если не он, то пусть следующее поколение и т. п. И мир растений в Исламе не лишен милости и защиты. Существует очень много положений мусульманского учения, запрещающие рубить деревья, уничтожать растения.


В результате моей встречи можно сделать следующие выводы.

Ислам, как и большинство других религий, является одним из важнейших оснований и источников экологической этики. Я уверена, что этика ислама может разбудить в людях сознание, отличающееся от материального технологического мышления. Ислам помогает людям осознать, что их контроль над живым миром не безграничен, и что их потребительское отношение и манипулирование природой могут обернуться против них самих.

Ислам предлагает уникальный набор моральных ценностей и эколого-этических правил для управления отношений между людьми и природой.



Заключение

Дагестанские горы представляют с собой множество ломанных линий, и почти ни одной крутой. Здесь все угловато и все дробится на ущелья, состоит из ущельев , горных закоулков и трущоб. Смотришь на этот хаос каменных громад, нигде не покрытых зеленью, и почти не верится, чтобы и тут могли жить люди и пользоваться даже богатыми угодьями (Н. Дубровин). (3). Но, как мы видим, наш Дагестан богат природными ресурсами, полезными ископаемыми, мастерами художественных ремесел, которые изготавливают изделия, от которых невозможно оторвать глаз.

Таким образом, в результате моего исследования можно сделать следующие выводы:

- Я достигла поставленной перед собой цели.

- Нашла изделия - результаты трудов аймакинских мастеров и мастериц.

- Говоря о народах Дагестана, я дала краткую характеристику некоторым из них, но не затронула современных проблем межнациональных отношений.

Комплексная программа решения проблем национальных отношений. возрождение России неразрывно связано с бережным сохранением и использованием культурного наследия национальных традиций всех населяющих ее народов. Идет активный процесс возрождения национального фольклора, обычаев и обрядов, традиций, памятников истории и культуры.

- Рассказала о том, что человечеству пора задуматься о рациональном использовании природных материалов, ресурсов, о сохранении окружающей среды. Мы знаем, что ресурсы не возобновляемы.

- Показала в исследовании, что Ислам, как и большинство других религий, является одним из важнейших оснований и источников экологической этики. Язык религии ближе всего к языку нравственности. Активным ресурсом для развития экологической этики и природоохранной эстетики ислама выступают концентрированные в нем эко философские взгляды, подходы и моральные нормы. Я уверена, что этика ислама может разбудить в людях сознание, отличающееся от материального технологического мышления. Ислам помогает людям осознать, что их контроль над живым миром не безграничен, и что их потребительское отношение и манипулирование природой могут обернуться против них самих.

- Открыла для себя очень много нового, особенно в области религиозного отношения к природопользованию и истории ремесел аймакинцев.

- Я в дальнейшем продолжу свою поисково – исследовательскую работу, постараюсь найти еще больше информацию о моем родном крае.

- Также намереваюсь опубликовать свою работу в СМИ.

Спасибо!









































Литература

  1. Шигабудинов М. Ш. «История Дагестана» Махачкала 1997

  2. Казиев Ш. «Дагестан» М. 1997г

  3. Магомедсалихов Х.Г «Культура и Традиции Народов Дагестана» Махачкала 2009

  4. Симоненко В.Д «Технология 11 класс» Москва 2002г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!