СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Бережливость-лучшее богатство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто мы жалуемся на недостаток денег, на постоянную необходимость оплачивать бесконечные платежи. Однако редко задумываемся над путями решения наших финансовых проблем. Чтобы  грамотно  использовать  свои  доходы  семья  должна  правильно составить свой бюджет, продумать все затраты и покупки.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Бережливость-лучшее богатство"»

Районные практические чтения исследовательского общества "Альфа"

"Юниор"


Предметная секция: окружающий мир


Тема:

«Бережливость - лучшее богатство»























Работу выполнила ученица 4 класса

МКОУ " Прогимназия №13 г. Майского"

Березина Арина

Руководитель : Дутчина Наталья Николаевна,

учитель начальных классов.





2018 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


I.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ …………....3

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ......................................................4

1.1.Изучение семейного бюджета моей семьи........................................4

1.2.Социологический опрос взрослого населения...................................4

1.3. Анализ цен в магазинах.......................................................................4

1.4. Социологический опрос школьников.................................................5

IV. ВЫВОДЫ ……………….........................................................................5

V.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................................5

VI. ПРИЛОЖЕНИЯ. ......................................................................................6
































I.ВВЕДЕНИЕ


Часто мы жалуемся на недостаток денег, на постоянную необходимость оплачивать бесконечные платежи. Однако редко задумываемся над путями решения наших финансовых проблем. Каждому из нас знакома ситуация, когда мы обращаемся к родителям с просьбой купить нам ту или иную понравившуюся вещь, и как часто огорчаемся, когда родители отказывают нам в нашей просьбе просто потому, что в данный момент эта покупка оказывается не запланированной. Чтобы грамотно использовать свои доходы семья должна правильно составить свой бюджет, продумать все затраты и покупки. А значит актуальным становиться вопрос об экономии денежных средств семейного бюджета.

Цель: научиться управлять личными доходами и планировать семейный бюджет.

Задачи:

  • изучить литературу по данному вопросу;

  • составить бюджет своей семьи;

  • проанализировать цены в магазинах;

  • найти пути экономии семейного бюджета.

Гипотеза: ведение учета денежных средств ведет к более рациональному их использованию.

Объект исследования: семейный бюджет.

Предмет исследования: планирование семейного бюджета.

Методы исследования:

  • изучение литературы и обобщение полученной информации;

  • опрос;

  • сравнение и обобщение результатов.


II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Что такое бюджет семьи

Всем нам уже не раз приходилось слышать слово «бюджет», а может быть, даже участвовать в его обсуждении. В переводе со старонормандского (bougette), бюджет – это кошелек, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами.

У каждого из нас есть семья. Все деньги, которые получают в семье - называются доходами. Семейные доходы зависят от ресурсов семьи и от государственных выплат. Источники семейного дохода - это труд, предпринимательская деятельность, владение имуществом или природными ресурсами, владение имуществом, свободные денежные средства, государственные или другие выплаты. Рационально используя всё то, чем владеет семья, можно сделать свой доход ещё больше.

Деньги, за которые покупаются товары и оплачиваются услуги, называются расходами. Все расходы семьи делятся на две группы: постоянные и переменные. К постоянным расходам относят те затраты, которые существуют всегда. Например, расходы на еду, транспорт, оплата учебы, коммунальные услуги, телефонных услуг и так далее. Семья без них обойтись не может. К переменным расходам относят расходы, которые существуют не всегда. Например, затраты на различные покупки, посещение кино, театров, концертов, поездки в отпуск и так далее.

Доходы и расходы вместе составляют семейный бюджет. Семейный бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую расходы. Семейный бюджет может быть сбалансированным, если расходы семьи равны доходам. Но в некоторых семьях расходы превышают доходы и денег семье не хватает. Такой бюджет называют дефицитным. Но бывает еще и бюджет избыточный, в котором доходы превышают расходы. Такие семьи могут отложить деньги на приобретение дорогостоящей покупки.

Мы видим, что самое неблагоприятное состояние при дефиците бюджета. В этом случае доходы не покрывают расходов семьи.

Мы не можем жить, не тратя денег, так как большую часть необходимых нам товаров и услуг мы приобретаем на рынке. Отсюда и необходимость учиться грамотно тратить деньги.


III.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ


1.1. Изучение семейного бюджета моей семьи.

Я решила изучить бюджет своей семьи. Моя семья состоит из четырех человек: мама, папа, младший братик и я. Доходы нашей семьи - это заработная плата мамы и папы. Вместе с мамой мы составили бюджет свой семьи за месяц. Для учета семейного бюджета мы перечислили все, за что надо заплатить в течение месяца. В планируемые расходы также включаются и сбережения на будущее. Результаты приведены в таблице 1. (Приложение 1).

Вывод: исходя из расчётов, бюджет в нашей семье является избыточным. А это значит, что мы можем каждый месяц откладывать деньги и сделать дорогостоящую покупку.

1.2. Как можно сэкономить бюджет семьи?

Я обратила внимание, что больше всего мы тратим денег на питание. Каким же образом можно уменьшить эти расходы? Мы с родителями чаще всего покупаем продукты в магазинах «Магнит» (рынок), «Радуга" (пр. Ленина) и частный магазин на рынке. Я решила проанализировать цены в этих магазинах и сделать вывод: где продуктовый набор обходится дешевле. Анализ цен приведен в таблице 2 ( Приложение 2).

Вывод: несмотря на то, что некоторые продукты в частном магазине на рынке стоят дороже, чем в "Магните" и "Радуге", весь продуктовый набор обходится дешевле. Поэтому, покупая продукты по более дешёвым ценам, можно сэкономить эту статью расходов.

На втором месте по расходам занимает оплата коммунальных услуг. Можно ли сэкономить на оплате за воду, газ, электричество? Конечно можно. Для этого необходимо следить за тем, что бы в доме не горело лишнее освещение, не лилась без надобности из крана вода. Эти правила помогут сэкономить наши деньги.

1.3. Дети, активные участники ведения семейного бюджета

Дети являются активными участниками формирования семейного бюджета. Я решила провести опрос среди своих одноклассников и выяснить, знают ли они что такое семейный бюджет. Ребятам были заданы следующие вопросы.

1) Что такое семья?

2) Что ты знаешь об источниках дохода в семье?

3) Что ты знаешь об источниках расходов в семье?

4) Участвуешь ли ты в планировании семейного бюджета?

5) На чем можно сэкономить?

6) Помогаешь ли ты родителям в домашних делах?

7) Как ты расходуешь карманные деньги?

В ходе опроса приняли участие 24 человека. Данные опроса представили в виде диаграмм.

Вывод. Я выяснила: мои одноклассники знают, что такое семь, но к сожалению, не все слышали о доходах и расходах семьи.

Мы, как полноправные члены семьи, имеем право помогать своим родителям, составлять и распределять семейный бюджет, а также принимать участие в его ведении. Все дети помогают родителям выполнять домашние обязанности. Я считаю, что помощь детей по дому помогает взрослым экономить время. У взрослых появится возможность заняться профессиональными делами, что увеличит доход семьи.

Можно сэкономить семейный бюджет бережно относясь к вещам, мебели, электроприборам, не тратить деньги попусту, не просить деньги у родителей.

У большинства из нас имеются карманные деньги. Я выяснила, что в основном ребята тратят сразу все карманные деньги на различные лакомства и безделушки. И лишь немногие откладывают их в копилку.

Американский политический деятель Бенджамин Франклин, чьё изображение напечатано на стодолларовых купюрах, говорил: «Будьте осторожны с мелкими расходами: самая небольшая течь может потопить большой корабль». Поэтому, когда удается остановить себя и не купить очередную пачку чипсов или сухариков, а отложить эти деньги в копилку, то, через какое – то время, можно накопить на более дорогую покупку, о которой долго мечтал.


IV. ВЫВОДЫ


Изучив понятие «семейный бюджет», познакомившись с правилами ведения семейного бюджета, применив на практике расчёт бюджета моей семьи, я пришла к выводу о том, что любой из нас может стать полноправным участником семейного бюджета. Способов и путей для экономии доходов семьи я выявила достаточно много. Моё исследование показало, что можно найти эти источники, если научиться планировать семейный бюджет и грамотно расходовать деньги. Для этого нужно аккуратно относиться к своим вещам и вещам окружающих, к одежде. Быть трудолюбивым, проявлять творчество, самостоятельность, инициативу. Очень важно экономно использовать все виды природных ресурсов с пользой, что позволит уменьшить расходы. Таким образом, я подтвердила гипотезу: умение планировать и контролировать свои траты помогает экономить бюджет всей семьи. Теперь в нашей семье мы с родителями будем стараться вместе и каждый месяц планировать и рационально вести семейный бюджет. Мы четко знаем, как это делается. А вы?





V. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Источники интернет

www.family-budget.su/structura/budget-semyi

2. Землянская Е.Н. Экономика для младших школьников

http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200302907

3. Землянская Е.Н., Сасова И.А.Экономика. 2 класс. Тетрадь творческих заданий. Москва. Издательство: Вита-Пресс, 2008 г.

4. Землянская Е.Н., Сасова И.А.Экономика. 3 класс. Тетрадь творческих заданий. Москва. Издательство: Вита-Пресс, 2008 г.

















VI. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица 1. Бюджет семьи Березиных (папа, мама, 2 детей) на ноябрь 2017г.:


Доходы

Сумма

Расходы

Сумма

1

2

3

4

1.Заработная плата:



- Папа



-Мама








23659




15 780


1.На питание

2.На гигиенические и моющие средства

3.На коммунальные услуги:

4.На услуги парикмахерской

5.На оплату: фонд школы, фонд класса, д/сад

6. На приобретение канцтоваров

7.На содержание автомобиля

8.На приобретение лекарств

9. Чулочно-носочные изделия

9.На непредвиденные расходы

16400

1500


3900

500

1100


500

3500

1300

1550

3000

Итого:

39439

Итого:

33250

Приложение 2

Таблица 2. Анализ цен в магазинах

Наименование

продуктов

«Магнит» (рынок)

руб.

«Радуга»

руб.

Частный магазин на рынке

Хлеб черный

19

20

20

Мука "Макфа"

75

81

75

Масло сливочное (пачка)

99

100

100

Сыр (кг)

340

350

300

Гречневая крупа (кг)

64

40

30

Макароны (пачка) "Макфа"

50

45

42

Чай (пачка) RICHARD

98

90

78

Кофе

240

280

220

Сахар (кг)

37

35

32

Масло растительное (л) IDEAL

110

90

80

Молоко (л)( самое дешёвое)

34

68

50

Яйцо

50

42

40

ИТОГО

1216 р.

1241 р.

1047 р.





Приложение 3

























































































"Магнит" "Радуга" Частный магазин
























































































































































Источники доходов семьи

Доходы семьи

1. Труд

Заработная плата

2. Предпринимательская деятельность

Прибыль

3. Владение природными ресурсами

Рента

4. Владение имуществом

Арендная плата

5. Свободные денежные средства

Капитал

6. Государственные и другие выплаты

Пособия на детей, по безработице и инвалидности, пенсии, стипендии и др.














Группа расходов

Содержание

Налоги

Подоходный налог и др.

Обязательные платежи

Плата за квартиру, телефон, электроэнергию, выплата кредитов.

Питание

Приобретение продуктов и заготовка их впрок, оплата питания в столовой, кафе и т.д.

Хозяйственно-бытовые нужды

Затраты на ремонт одежды, обуви, бытовой техники, квартиры, теле радио аппаратуры, химчистки, предметы личной гигиены.

Предметы личного пользования

Одежда, бельё, обувь, постельные принадлежности.

Предметы интерьера

Мебель, светильники, картины, ковровые изделия

Бытовая техника и приспособления для ведения домашнего хозяйства

Электроплиты, кухонные принадлежности, холодильник, посуда, пылесос и т.д.

Культурные и информационные потребности

Телевизор, магнитофон, музыкальный центр, фото кино принадлежности, кассеты, книги, газеты, журналы и т.д.

Транспорт

Приобретение и эксплуатация легковой машины, оплата услуг станции техобслуживания.

Спорт, туризм, увлечения, отдых

Спортивно-туристические принадлежности, предметы, инструменты, материалы для индивидуальных увлечений.

Прочее

Детские игрушки, медикаменты и т.д.








Если расходы равны доходам, то бюджет называют сбалансированным.




Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет дефицитный.




Бюджет, в котором доходы превышают расходы, избыточный.













22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!