СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА : «Библиотека. «Общественная библиотека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Библиотека. «Общественная библиотека».

Выполнил Хрипунов Игорь ученик 4 класса «Д» МБОУ СОШ №12. Руководитель  Михайлова Т.А.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает. 

Д. Дидро

Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА : «Библиотека. «Общественная библиотека»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан















ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: «Библиотека. «Общественная библиотека»





Выполнил

Хрипунов Игорь

ученик 4 класса «Д»

МБОУ СОШ №12


Руководитель

Михайлова Т.А.











г. Октябрьский РБ


Содержание

  1. Введение ………………………………………………….………3 – 4

  2. Исследование темы.

История возникновения библиотек………………………………... 6 – 7

  1. Библиотека сегодня……………………………………………… 8 – 10

  2. Библиотека – помощник в познании книг.

Практическая часть…………………………………………………..11 - 14

  1. Реализация практической части исследования…………………15 - 16

  2. Заключение……………………………………………………….17

  3. Приложения


















Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает. 

Д. Дидро

Гипотеза: «Читая, мы становимся лучше?»


В прошлом учебном году я принимал участие в Научно-практической конференции по теме «История возникновения книги». И, как результат, нами была организованна «Общественная библиотечка» для 1 – 4 классов.

Летом, прочитав книгу, которую мне подарила мама на окончание 3 класса, я заскучал. «Что бы почитать?».

Мама напомнила мне про городскую детскую библиотеку. В ней и нашлись интересные для меня книги. В библиотеке оказалось неожиданно интересно. Работники библиотеки рассказывали о книгах, которые меня интересовали, об их авторах, организовывали выставки книг, знакомили читателей с новинками.

Я понял, что библиотека – это не только место для хранения книг, но и помощник в том, чтобы узнать новое и понять. К сожалению, в наше время интерес к чтению книги резко снижается. Сейчас у книги много конкурентов: компьютер, телефон, телевидение... Мои одноклассники читают только то, что есть в учебнике, но очень редко обращаются к дополнительной литературе. Но, я считаю, что книга по-прежнему нужна.

Я решил познакомиться с библиотекой, чтобы попытаться показать моим друзьям самые интересные стороны знакомства с увлекательным миром книг.

Цель исследования – познакомиться с библиотекой, чтобы заинтересовать одноклассников чтением книг.

Объект исследования – библиотека.

Предмет исследования - значение библиотеки.

Задачи исследования:

1. Узнать историю библиотеки.

2. Узнать какие бывают библиотеки.

3. Рассмотреть значение библиотеки в жизни человека.

4.Создать библиотечку.

Методы исследования:

1.Теоретические: анализ, сравнение, обобщение

2. Эмпирические: изучение литературы, опрос, наблюдение, анкетирование.

3. Практические: создание библиотечки.

Этапы исследования:

I.Подготовительный:

- выявление проблемы и обоснование ее актуальности;

- анализ литературы.

II.Практический:

- эксперимент.

III.Обобщающий:

- подведение итогов;

- анализ результатов.










ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БИБЛИОТЕК

Первые упоминания о книге появились, примерно, 2400 лет до н.э. Конечно, они (книги) значительно отличались от современных. Люди в то время еще не умели изготавливать бумагу, поэтому записывали информацию на папирусе. Папирус делали из стеблей растения - папирус. Так как папирус был хрупким материалом, его сшивали в ленты и скручивали в свитки. Эти свитки назывались «библиос». Отсюда появилось слово «библиотека» – собрание книг.

И звестно, что в Древнем Египте более 3500 тысяч лет назад начали собирать произведения письменности – хранилище папирусов.

Существовали библиотеки при храмах. Стены храма часто были своего рода каталогом: на них записывали порядок папирусных свитков.

С амая известная древнеегипетская библиотека принадлежала фараону Рамзесу II, называлась она «Аптека для души».

При раскопках в Ассирии во дворце царя Ашшурбанипала, была найдена библиотека где были собраны многочисленные клинописные таблички. Правитель Ассирии любил читать и собирал книги по всей стране, а для хранения их он создал библиотеку.

Однако, принято начинать историю библиотек с более позднего периода. Со времени появления их в Греции. У греков и римлян существовали как частные (императорские) библиотеки, так и общественные.

П оявление пергамента постепенно вытеснило использование папируса, поскольку это более экономно (лист можно использовать с обеих сторон), он удобен и практичен.

После изобретения бумаги книги переписывались вручную монахами. И это занимало много времени. Поэтому книги были очень дорогими и редкими.

В 15 веке немец Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Текст в нем н абирался с помощью металлических букв. Изобретение Иоганна Гутенберга дало возможность во много раз ускорить процесс создания книг.

Многие годы, были потрачены на улучшение печатных станков. Уже в середине XX века в Европе производство книг стало более 200 тыс. экземпляров в год.

Н а Руси, с возникновением древнерусского государства Киевская Русь, связывают появление библиотек. Первая библиотека Древней Руси была основана Ярославом Мудрым в 1037 году при Софийском соборе в Киеве.

В Москве появляется Патриаршия библиотека в 1517 году, а позже библиотеки Аптекарского и Посольского приказов, коллекции бояр, дворцовые библиотеки, частные, расширяются библиотеки монастырей (Троице-Сергиева, Соловецкого, Белозерского).

Таким образом, история человечества связана с книгой.

Великий мыслитель и демократ А.И. Герцен писал, что библиотека – это «открытый стол идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это запасный магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».1















БИБЛИОТЕКА СЕГОДНЯ

Посетить библиотеку можно используя разные формы:

библиотечный абонемент (читателю даётся право получить книгу в свое полное пользование на определенный срок),

читатель может познакомиться с книгой только в помещении библиотеки то есть в читальном зале).

Виды современных библиотек:

Национальная библиотека – библиотека или группа библиотек, поддерживаемых национальными ресурсами, которые обычно несут ответственность за публикацию национальной библиографии и за ведение национального библиографического информационного центра. Национальная библиотека действуют в интересах общества страны. 2 В России функции национальной библиотеки выполняют Российская государственная библиотека (бывшая имени Ленина) в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге. В нашем городе так же есть национальная библиотека, которая находится по улице Куйбышева.

Региональная библиотека –  учреждение, собирающее и осуществляющее хранение произведений печати и письменности для общественного пользования, а также ведущее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё большее количество книг оцифровываются и хранятся на электронных носителях, некоторые книги не печатаются и в бумажном виде их нет. 3

Специальная библиотека – это библиотека, специализирующаяся на книгах определенной тематики; а также иногда обеспечивающая специализированные услуги клиентам. Эти библиотеки выбирают и закупают документы, а также другие справочные материалы в конкретной области знаний. Специализированные библиотеки, в отличие от других, дают клиентам точную техническую информацию в кратчайшие сроки. Специализированные библиотеки могут быть: корпоративными, юридическими, федеральными, медицинскими, военными, музыкальными, транспортными, музейными, новостными, библиотеками искусств, философскими.4

Библиотеки для слепых – обеспечивают информацией слепых и слабовидящих читателей. В этих библиотеках содержатся книги, которые написаны специальным шрифтом Брайля, а так же аудиокниги на разных носителях. Крупнейшая в России библиотека для слепых-Российская Государственная библиотека для слепых.

Университетские, институтские, школьные библиотеки направлены, на обеспечение учащихся необходимой учебной литературой для успешного учебного процесса и они похожи на специализированные.5

Детские библиотеки – учреждения, объединяющие в себе детские и юношеские библиотеки, то есть оказывающие услуги в основном лицам как до 14, так и от 14 до 20 лет. 6В фонд хранилища входят книги для самых маленьких читателей, а также литература, рекомендуемая для школы и внеклассного чтения (то ест классика, современные рассказы и повести о детях, о животных, различные сказки).

Так зачем же нужны библиотеки, ведь у нас есть Интернет, электронные книги и многие другие гаджеты?

Во-первых, компьютер, планшет, Интернет не всегда могут быть доступны, а в библиотеке есть офисная техника, есть возможность посетителю воспользоваться информацией как в печатной форме, так и в электронной.

Во-вторых, в библиотеке мы получаем не только информацию, но и последовательность действий для того, чтобы найти её полке или в Интернете. Тут всегда на помощь придёт профессиональный библиотекарь.

В-третьих, это место, где люди можно общаются друг с другом, участвовать в общественной жизни. В библиотеках часто организуются различные клубы по интересам.

Таким образом, можно сделать вывод, что никакие планшеты и телефоны, ноутбуки и айпады не сравнятся с тем, что ощущает человек, когда берет в руки книгу. Читающих детей становится больше. Они приходят в библиотеку со списками интересующей их литературы и не к реферату или презентации. А чтобы почитать для души. Это говорит о многом! Интерес к книге возрастает.


БИБЛИОТЕКА – ПОМОЩНИК В ПОЗНАНИИ КНИГ

Практическая часть.

«Общественная библиотека»

Актуальность

По результатам опроса прошлого года у всех опрошенных 96% ии
ребят дома есть детские книги.

Но, читают эти книги лишь 41% опрошенных,

читают иногда – 37%,

не читают – 22% опрошенных.

В библиотеки записались 100%.

Но посещают часто – 22%,

иногда – 56%,

очень редко – 22%.


Ежедневно читают книги - 22%

Несколько раз в неделю - 33%,

По выходным – 26%,

Иногда читают, либо от случая к случаю, либо не читают вообще – 19%.

Но, читают эти книги ежедневно лишь 41% опрошенных- это мало…

В этом году, в сентябре, мы провели повторное анкетирование одноклассников. Получена следующая картина:

в свободное время любят играть в компьютер 36%,

заниматься спортом 28%,

пойдут гулять 25%,

читать будут лишь 11% - это 3человека.

А вот такая картина была о посещении библиотеки на начало учебного года

7 учащихся (25 %) из класса библиотеку посещают часто, а 21 учащихся (75%) – редко.

Это при том, что в библиотеку записаны все мои одноклассники (100%). Поэтому мы решили заняться проектом «Общественная библиотека», который направлен на мотивацию школьников больше читать книги.

Мы с классным руководителем и моими друзьями организовали экскурсии для учеников 1 – 4 к нашей библиотечке.

(Приложение 10).

Для привлечения читателей подготовили книжную выставку.

На этой выставке мы показали ребятам не только книги на определенную тему, но и рассказали о детских периодических изданиях. А на классных часах провели небольшую викторину по детским произведениям. Думаю, что моим сверстникам понравилось и они захотят поближе познакомиться с книгами и с их героями.

Цель организации «Общественной библиотеки»: мотивировать младших школьников больше читать.

Задачи

  • пробудить интерес к книгам, к чтению;

  • развивать творчество и фантазию; 

  • организация досуга.


Предполагаемые результаты:

  1. Приобщение к чтению и посещению библиотек моими сверстниками;

  2. Развитие читательского интереса школьников;

  3. Поддержка учебного процесса;

  4. Организация досуга;

  5. Формирование читательской активности.


I этап подготовительно-организационный сентябрь – октябрь 2021г.

    • Изучение истории библиотеки

    • Проведение анкетирования среди одноклассников и учеников 3 – 4 классов

    • Проанализировать полученные факты

    • Выработать план дальнейшей работы

II этап: практический ноябрь 2021г.– апрель 2022г.

Цель: реализация создания «Общественной библиотеки»

    • Организовать конкурс на название нашей библиотечки

    • Сбор книг, формирование ассортимента книг

    • Вовлечение сверстников в чтение (рассказывать о книгах, которые находятся в библиотечке)


III этап: аналитический май 2022г.

  • Обобщить результаты работы по данному проекту

  • Провести коррекцию затруднений в реализации проекта

  • Передать эстафету по работе библиотечки будущим четвёртым классам






РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

С помощью классного руководителя я начал узнавать «Что же такое библиотека?».

Мы посетили нашу школьную библиотеку, посмотрев на неё уже не как раньше, а как исследователи. Наша библиотекарь Аделя Фаизовна очень много рассказала о своей работе. Я даже позавидовал ей, что она каждый день имеет возможность общаться с книгами.

Далее, используя энциклопедии библиотеки, Интернет, изучал самостоятельно (но под руководством классного руководителя и библиотекарей) историю создания библиотек в мире.

Мы с другом посетили библиотеки нашего города. Побывали в Центральной городской библиотеке, где увидели много интересного и познакомились с библиотекарями. Они очень обрадовались нашей работе и поддержали нашу идею о создании «Общественной библиотеки».

Татьяна Анатольевна сказала, что в нашем парке имени Ю.А.Гагарина есть «Общественная библиотека». Мы поехали туда. Положили свои книжки для пополнения этой библиотеки.

Так же мы узнали, что подобные библиотеки есть и в больницах нашего города. Ученики нашего класса собрали книги для больных и Татьяна Анатольевна отправила их с курьером в больницу для пополнения их библиотечек.

Так же мы с другом подумали, что наша библиотечка должна иметь своё название. С помощью учителей начальных классов нашей школы организовали конкурс на название нашей библиотечки. Большинством голосов выбрали название «Книжная стихия».

У ченики нашей школы начали пополнять нашу «Книжную стихию». Наше условие было в том, что принося книги надо рассказать о ней, чтобы заинтересовать остальных.

Анастасия Сергеевна, наша педагог по музыке и руководитель волонтёрского движения «Добролап», предложила прочитать книгу «Бе́лый Бим Чёрное у́хо» Гавриила Троепольского. Это произведение нас так задело… Мы читали и плакали…Я сейчас смотрю на собак без хозяина по-другому… Для меня и моих друзей, было открытием, что, читая, можно плакать или смеяться…


После Новогодних каникул мы провели ещё одно анкетирование среди учеников начальных классов.

И вот какие результаты увидели.

Читать начали!





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пока я занимался данной темой я узнал много интересных фактов о библиотеках и пользе чтения книг.

Изучив литературу, я понял, что библиотеки существуют с древних времен и играют огромную роль в жизни людей по сей день, а также помогают сохранить нравственность, честность, стремление к познанию. Сообща с телевидением и компьютером библиотека помогает людям расширять свой кругозор, улучшить память и технику чтения.

В ходе исследования было выявлено, что если проводить работу по пропаганде чтения, организовывать экскурсии в библиотеки, то мои сверстники будут чаще ходить в библиотеки, повысится их интерес к книгам и чтению.

Я провёл исследование, которое является значимым для меня, в частности в том, что библиотека необходима в нашей современной жизни.

И моя гипотеза подтвердилась «Читая, мы становимся лучше».

Тем самым, было обосновано моё решение в создании «Общественной библиотечки» «Книжная стихия», которая заинтересовала многих моих сверстников.

Любите читать, как люблю читать я.


























Приложение 1

Анкета 1

Что ты выбираешь в свободное время?

  • играть в компьютер

  • заниматься спортом

  • пойти гулять

  • читать буду

Анкета 2

Как часто посещаешь библиотеку?

  • Часто

  • Редко



Анкета 3

На каникулах ты

  • Чаще всего гулял на улице

  • Чаще всего читал книгу

  • Чаще всего играл в телефоне (компьютере, планшете)


1 http://herzenlib.ru/main/about/detail.php?ID=28829

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальная_библиотека#cite_note-“Британика”-1

3 https://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека

4 https://ru.wikipedia.org/wiki/Специализированная_библиотека

5 https://ru.wikipedia.org/wiki/Библиотека

6 https://ru.wikipedia.org/wiki/Детская_библиотека

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!