СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Биоритмы и здоровый образ жизни учащихся"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа была представлена на краевой конкурс.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Биоритмы и здоровый образ жизни учащихся"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

села Ачикулак Нефтекумского района Ставропольского края













Исследовательская работа в номинации

«Психологический аспект ЗОЖ»

на тему: «Биоритмы и здоровый образ жизни учащихся»











Автор: Асаева Сабина

учащаяся 10б класса

Руководитель: Дрежжова Наталия Сергеевна

педагог-психолог









с. Ачикулак 2014год



Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Биоритмы и здоровый образ жизни учащихся

1.1 Понятие здорового образа жизни…………………………………..4

1.2 Значение биоритмов в жизни человека…………………………….6

Глава 2. Исследование вопросов влияния хронотипа на ведение здорового образа жизни

    1. Определение хронотипа учащихся………………………………….7



    1. Выявление влияния хронотипа на ведение здорового образа жизни…8



    1. Рекомендации для сохранения и укрепления здоровья учащихся

с различными хронологическими типами личности ……………….13

Заключение……………………………………………………………………14

Список использованных источников ……………………………………….15

Приложения……………………………………………………………………16

























Введение

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

В любом явлении окружающей нас природы существует строгая повторяемость процессов: день и ночь, смена времѐн года, прилив и отлив. Ритмичность наблюдается не только в движении небесных тел, но и является неотъемлемым и универсальным свойством живого. Все живые организмы, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы отмеряют время. Темпы научно-технического прогресса в современном мире приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку. Поэтому изучение биоритмов человека сегодня актуально.

Изучение биоритмов организма человека позволяет научно обосновать особенности жизнедеятельности человека, дать рекомендации по улучшению его здоровья.

Основная цель работы – выяснить, к какому хронотипу относятся старшеклассники и как они относятся к здоровому образу жизни.

Гипотеза: планирование режима дня школьника с учетом влияния биоритмов на его организм будет способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Провести тестирование учащихся 10б класса МКОУ СОШ №10 по определению хронотипа.

3. Провести анкетирование учащихся на предмет отношения к здоровому образу жизни.

4.Проанализировать полученные данные.

5. Дать рекомендации по сохранению и укреплению здоровья.

Объект исследования: учащиеся с различными типами суточных биоритмов.

3

Предмет исследования - изучение влияния хронотипа обучающихся на ведение здорового образа жизни.

В исследовании приняли участие обучающиеся 10б класса.


Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы.

  2. Практические: тестирование, анкетирование.

  3. Математические: статистика, построение диаграмм.


Наша работа может быть полезна как школьникам, принявшим участие в опросе, так и администрации и педагогам школы при организации учебного процесса. Основные материалы, выводы и рекомендации, приведенные в проекте, могут быть использованы при проведении просвещения учащихся.

Глава 1. Биоритмы и здоровый образ жизни учащихся

    1. Понятие здорового образа жизни

Проблема здоровья и формирования здорового образа жизни является одной из ключевых для нашей страны. В настоящее время Россия находится в демографическом кризисе, который характеризуется резким снижением рождаемости, высокой смертностью, прогрессирующим ухудшением состояния здоровья населения, в том числе это относится и к подрастающему поколению.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

благоприятное социальное окружение,

  • духовно-нравственное благополучие,

  • распорядок дня,

  • рациональный режим труда и отдыха,

  • рациональное питание,

  • режим сна,

  • искоренение вредных привычек,

4

  • оптимальный двигательный режим,

  • плодотворный труд,

  • личная гигиена,

  • закаливание,

  • положительные эмоции.

С психологической точки зрения проблема здорового образа жизни освещается через понятие «внутренней картины здоровья» - представления о своем физическом состоянии, сопровождающимся своеобразным эмоциональным, чувственным фоном, угрожающих здоровью факторах, способах его сохранения и возвращения. Внутренняя картина здоровья является сложноорганизованной системой, включающей в себя несколько компонентов:

  • телесный – ощущение физического комфорта или дискомфорта;

  • эмоциональный – переживания и чувства человека, связанные с состоянием здоровья;

  • когнитивный – знания человека о своем здоровье, о его роли в жизни, знание основных факторов, укрепляющих и повреждающих здоровье;

  • мотивационный, или поведенческий – актуализация деятельности человека по сохранению здоровья.

Мотивационный компонент внутренней картины здоровья опосредуется ценностью здоровья и определяет образ жизни, направленный или на сохранение, или на разрушение здоровья.

К психологическим аспектам ЗОЖ относятся, прежде всего, эмоциональное, интеллектуальное и духовное самочувствие, что соответствует компонентам внутренней картины здоровья. Поведенческий аспект здоровья, реализуемый в соответствующем образе жизни, непосредственно связан с ценностно-смысловым аспектом данной проблемы, однако, эмоциональные и интеллектуальные составляющие также опосредуют структуру ЗОЖ.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций. Формирование ЗОЖ в семье и школе является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Следовательно, нужно обращать особое внимание на ведение здорового образа жизни личности. Ведь, если каждая личность будет вести здоровый образ жизни, то тогда всё наше общество будет здоровым, а это весьма значительно.

5

1.2 Значение биоритмов в жизни человека

Биологические ритмы – это регулярное периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний и событий. «Биологические часы» в организме – отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов.

Наш организм – это не простой набор большого числа разных клеток, но удивительно стройная система сложнейших органов, объединенных между собой сотнями функциональных связей. Для того чтобы этот уникальный механизм всегда работал слаженно, необходима четкая программа действий и точный распорядок работы.

Повторяемость процессов — один из признаков жизни. При этом большое значение имеет способность живых организмов чувствовать время. С ее помощью устанавливаются суточные, сезонные, годовые, лунные и приливно-отливные ритмы физиологических процессов. Как показали исследования, почти все жизненные процессы в живом организме различны.

Сезонные ритмы сформировались в ходе естественного отбора и закрепились в естественных структурах организма. Весна - это довольно трудное время года, весной совершается больше самоубийств, чаще наблюдается депрессия у лиц с неуравновешенной психикой. Осень же является оптимальным сезоном года для человека. Годовые ритмы свойственны всем физиологическим и психическим функциям. Психическая и мышечная возбудимость у людей выше весной и в начале лета, зимой она значительно ниже. Значительно изменяется обмен веществ, артериальное давление, частота пульса: он становится реже весной и осенью, а учащается зимой и летом. В окологодовом ритме наибольшая работоспособность человека наблюдается осенью. Поэтому для реализации творческих замыслов, бесспорно, хороша осень. Лето лучше использовать для закаливания, формирования выносливости. Хорошо известно, что летом дети растут быстрее. Скорость развития костной системы у детей повышается весной и несколько замедляется осенью. Это связано с увеличением продолжительности и интенсивности солнечного облучения, с употреблением пищи, богатой витаминами и т.д.

Биоритмы и их влияние на здоровье человека – главный объект науки

хронобиологии. Главное понятие хронобиологии – дневные циклы, длительность которых периодична – около дня. Эти ритмы напрямую связаны с циклической сменой освещенности, то есть с вращением Земли вокруг своей оси. Они есть у всех живых существ на Земле: растений, микроорганизмов, беспозвоночных и позвоночных животных, вплоть до высших млекопитающих и человека.

Среди множества биоритмов человеческого организма основным считается 24-х часовой, или суточный биоритм, в котором живет все население земли. В суточном ритме проявляется закономерная смена таких

6

функциональных состояний человека, как сон и бодрствование, физическая активность и покой. А все функции организма (кровообращение, дыхание, пищеварение, нервная и эндокринная регуляция и др.) закономерно изменяют свою деятельность в соответствии с этими функциональными состояниями.

Суточные ритмы – один из основополагающих биологических механизмов, благодаря которому за миллионы лет эволюции все обитатели Земли приспособились к световому суточному циклу. Хотя человек и является высокоприспособленным существом, что и позволило ему стать самым многочисленным видом среди млекопитающих, цивилизация неизбежно разрушает его биологический ритм. И в то время как растения и животные следуют природной суточной ритмике, человеку приходится намного сложнее. Циклические стрессы – неотъемлемая черта нашего времени, противостоять им непросто. Однако в наших силах бережно относиться к «биологическим часам» здоровья, четко следуя режиму сна, бодрствования и питания.

Большое значение знание биоритмов имеет для оптимальной организации режима труда и отдыха.



Глава 2. Исследование вопросов влияния хронотипа на ведение здорового образа жизни

    1. Определение хронотипа учащихся

Биоритмология - наука, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы, делит людей на большие группы в зависимости от того, кто и когда встает и ложится спать. Традиционно эти группы называются по аналогии с птицами, ведущими сходный с людьми образ жизни: «жаворонки», «совы» и «голуби».

Для людей, отнесённых к утреннему типу, характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. «Жаворонки» наиболее работоспособны в первой половине дня. Во второй половине дня их работоспособность заметно снижается. Это — тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения учащихся, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом школы. Работоспособность людей вечернего типа — «сов» — начинает повышаться после обеда. Пики работоспособности у «сов» выявлены вечером. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь в школе в 1-ю смену. "Голуби" являются аритмиками, так как легко

7

могут подстроиться по социальным часам, и каких-либо проблем с режимом дня у них не возникает. У «голубей» пик активности физиологических функций приходится на дневные часы.

С помощью психологического теста «Сова» или «Жаворонок»

мы провели исследование среди старшеклассников и получили следующие данные: утренний тип «жаворонки» – 47%, дневной тип «голуби» - 33%, вечерний тип «совы» - 20% .



2.2 Выявление влияния хронотипа на ведение здорового образа жизни

Свободное время. Учебные и внеклассные занятия в школе и подготовка к урокам связаны с напряжением, требуют большой затраты сил. У старшеклассников остается немного свободного времени, которое предполагает отдых и несет в себе положительный эмоциональный заряд. Мы провели рейтинг занятий в свободное время у различных хронотипов.

Хронотип


Свободное время


«Жаворонки»



«Голуби»


«Совы»

Гуляю с ребятами на улице

1

1

1

Смотрю телевизор

2

3

5

Общаюсь в социальных сетях

3

2

3

Играю в компьютерные игры

3

4

6

Стараюсь поспать

4

4

4

Посещаю спортивные секции

5

5

2

Были получены одинаковые показатели у всех хронотипов - проведение времени на свежем воздухе с друзьями (1 место) и желание поспать в свободное время (4 место).

Проводят время у экранов телевизора больше всего «жаворонки», меньше всего – «совы».

8

Общаются в социальных сетях больше всего «аритмики», а играют в компьютерные игры – «жаворонки».

Посещают спортивные секции больше «совы».

Режим дня. Соблюдение режима дня может уберечь от нежелательных проблем со здоровьем. Об этом все знают, но не все соблюдают режим дня.

По данным нашего исследования не всегда получается соблюдать режим дня - 60% учащихся всех трех хронотипов. Режим дня соблюдают только «жаворонки» - 13%, не соблюдают совсем «аритмики» - 27%.

Сон. Внутри каждого человека встроен природный механизм, контролирующий количество сна, необходимого человеку.  Если мы сознательно нарушаем работу этого механизма, то это может привести к различным неблагоприятным последствиям. Существенный недостаток сна приводит к нарушениям памяти и даже расстройствам обмена веществ. Эти последствия можно предотвратить, но многие люди, решив «совершить трудовой подвиг», даже не задумываются о своем здоровье.

В нашем исследовании учащиеся так характеризуют свой сон.











9


Оказалось, что самый хороший сон у учащихся хронотипа «аритмики». Хороший сон наблюдается у 27% «жаворонков» и 13% «сов». Плохой сон у 20% «жаворонков» и у 7% «сов».





Питание. Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни подростков. Являясь одним из важных факторов внешней среды, питание постоянно воздействует на различные стороны обмена веществ. Необходимость строгого соблюдения рекомендуемых норм питания школьниками определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы тех болезней, которые связаны с нарушением питания.

Рассмотрим и сравним данные, характеризующие отношение учащихся к питанию.

Соблюдают правильный режим питания учащиеся, принадлежащие утреннему и дневному хронотипу. Не удается придерживаться режима питания учащимся вечернего хронотипа.

Утомляемость после школы.

Необходимым условием сохранения здоровья обучающихся является творческий характер образовательного процесса. Включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.

10

Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Следовательно, у учащихся возникает необходимость в творческой деятельности, личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели. Огромную роль в сохранении здоровья играют и положительные эмоции, которые получают учащиеся на уроке.

Мы установили, что учащиеся утреннего и дневного хронотипа всегда испытывают сильное утомление после школы. Учащиеся вечернего хронотипа, наоборот, после школы активны.

Двигательный режим. Физкультура и спорт призваны стать повседневным средством оздоровления, укрепления физического и нервно-психического здоровья, средством повышения жизненного тонуса. Оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и спортом - испытанное средство укрепления здоровья и повышения работоспособности. Ребенку в любом возрасте лучше ходить в школу пешком. А днем — обязательно гулять, а не просиживать свободное время у компьютера или телевизора.

Отношение к выполнению зарядки одинаковое у всех хронотипов. 20% делают только иногда зарядку, 80% - никогда не делают зарядку. Посещение уроков физкультуры: 13% опрошенных учащихся вполне устраивает урок физической культуры в школе, 80% выпускников посещают его с удовольствием, и только 7% ходят на этот урок без особого желания.



Закаливание - это повышение устойчивости организма к воздействию естественных природных факторов в границах физиологического стресса. Оно укрепляет организм, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ и повышает тонус центральной нервной системы, укрепляет иммунитет.

11

Несмотря на всем известные полезные свойства закаливания, только 7% опрошенных закаливаются, а 93% - никогда не закаливаются.







Пребывание на свежем воздухе. Зимой школьники больше времени проводят без естественного солнечного света. Это нарушает естественные биоритмы, снижает способность к обучению и увеличивает утомляемость. С наступлением весны все стремятся больше времени находиться на свежем воздухе. Так в нашем исследовании пребывание на свежем воздухе более 2 часов наблюдается у 40% «сов» и «жаворонков» и у 13% аритмиков. Менее 1 часа пребывают на свежем воздухе 20% «жаворонков».

Вредные привычки и здоровый образ жизни.  Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, потому что употребление алкоголя, курение табака препятствует укреплению любых сторон здорового образа жизни.

Вредные привычки входят в число важных факторов риска многих заболеваний, существенным образом сказывается на состоянии здоровья подрастающего поколения и населения в целом.

Отрицательно ответили 93% опрашиваемых, и только 7% пробовали курить.

Оценка состояния здоровья. Самое ценное в жизни для человека – это его здоровье. Мы с детства слышим от взрослых, что нужно беречь свое здоровье. Но люди по разному могут оценивать состояние своего здоровья. Многое зависит от характера человека.

В нашем исследовании мы установили, что положительно оценивают свое здоровье «совы» и «аритмики», а «жаворонки» оценивают свое здоровье удовлетворительно.







12

2.3 Рекомендации для сохранения и укрепления здоровья учащихся с различными хронологическими типами личности

Суточная периодичность функций обеспечивает соответствующее

приспособление живого организма к окружающей среде. Преимущество ритмической деятельности состоит в том, что организм может заранее быть подготовлен к деятельности, к изменениям внешней среды. Существует ряд рекомендаций для представителей различных хронологических типов, позволяющих повысить работоспособность, сохранить и укрепить здоровье.

Распределяю нагрузку, не стоит планировать большой объем работы в понедельник и в субботу. Самые плодотворные дни недели – вторник, среда, четверг.

Для поддержания оптимальной работоспособности нужно соблюдать режим дня. Всякую работу делать ритмично, чередуя труд и отдых.

Наибольшую работу нужно выполнять в пик максимальной работоспособности – в интервалах между 10-12 и 16-18 часами. В это время можно выполнить часть домашнего задания. Продолжить работу можно в следующий подъем - 20-21 час или рано утром в 5-6 часов.

Спад приходиться на 14-15 часов. Те, у кого есть возможность, должны минут на 20 прилечь, поскольку дневной сон гораздо важнее ночного.

Тот, для кого прием пищи в 8 ч утра является самым обильным, остается стройным, в это время углеводы преобразуются не в жир, а в энергию. 16 часов – второй пик дневной активности, когда особенно тонко чувствуются запахи и вкус пищи. Прием пищи вечером необходим, особенно «совам», но не стоит передать. Для повышения работоспособности при умеренной нагрузке можно рекомендовать поливитаминные растения: облепиха, шиповник, черная смородина, рябина, дикорастущие травы (одуванчик, крапива), зелень.

22 – 23 часа – самое оптимальное время для засыпания. Сон до

полуночи считается наилучшим, ведь фазы глубокого сна в первой половине ночи наиболее содействуют полноценному отдыху.

Ранним утром холодная вода дает не только толчок вашему кровообращению, но и быстрее «транспортирует» гормон кортизол в кровь. Это активизирует защитные силы организма и укрепляет иммунную систему.

Холодный душ – защита от болезней. Между18-20 часами вашему организму «по душе» придется горячий душ. Именно сейчас кожа с наибольшей легкостью освобождается от отмерших клеток.

Нужно уметь отдыхать! Правильно организованный отдых является хорошей профилактикой переутомления и оказывает положительное влияние на здоровье человека и продолжительность здоровья.

«Жаворонкам», не следует оставлять самые сложные дела на вечер.

Если у «сов» утром всё валится из рук, не нужно огорчаться – впереди целый вечер. Если вы «голубь», не сбивайте свои идеальные биологические часы.

13

Заключение


В ходе исследовательской работы, мы выяснили, к какому хронотипу относятся старшеклассники и как они относятся к здоровому образу жизни. Оказалось, что большинство учащихся принадлежит к утреннему и дневному хронотипу. Они активны утром и днем, а значит учебная деятельность и внеурочные занятия несут положительную нагрузку на здоровье учащихся. Цель работы и поставленные задачи достигнуты. Гипотеза может найти свое подтверждение, если провести повторное анкетирование и сравнить результаты.

Работая над материалом исследовательской работы мы можем сделать вывод о том, что вся наша жизнь определяется циклическим явлениями и подчиняет организм функционировать в определенном режиме. Между проявлением цикличности и состоянием здоровья имеется прямая зависимость. Более того, начальные и пока еще незначительные отклонения в состоянии здоровья в первую очередь находят отражение в нарушении временной организации физиологических функций. Поэтому, зная основы биоритмологии, можно регулировать свою работоспособность и, соответственно, сохранять здоровье.





























14

Литература


  1. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1989.

  2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки»: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001

  3. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991.

  4. Гримак Л.П. «Резервы человеческой психики» - М, 1998г.

  5. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. – М.: Медицина, 1989.

  6. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. – М.: Медицина, 1991.

  7. Международный терминологический словарь. - М., 1986.

  8. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11.

  9. Путилов А.А. «Совы», «Жаворонки» и другие люди. О влиянии наших внутренних часов на здоровье и характер». Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003

  10. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. – М.: Знание, 1976.
























15

Приложение 1


Психологический тест «Сова» или «Жаворонок»

Инструкция: «Прочитайте вопрос и выберите один вариант ответа. Подсчитайте количество баллов и определите свой хронотип. (Восьмой пункт выполняется с помощью секундомера).

Трудно ли тебе вставать рано утром?
а) да, почти всегда - 3
б) иногда - 2
в) редко - 1
г) крайне редко - 0
2. В какое время ты бы хотел ложиться спать?
а) после 1 часа ночи - 3
б) с 23 часов 30 минут до 1 часа - 2
в) с 22 часов до 23 часов 30 минут - 1
г) до 22 часов - 0
3. Какой завтрак ты предпочитаешь в течение первого часа после пробуждения?
а) плотный - 3
б) менее плотный - 2
в) вареного яйца или бутерброда хватит - 1
г) достаточно чашки чая или кофе - 0
4. Вспомни свои последние размолвки дома. Преимущественно, в какое время они происходят?
а) в первой половине дня - 1
б) во второй половине дня - 0
5. От чего ты мог бы отказаться с большей легкостью?
а) от утреннего чая или кофе - 2
б) от вечернего чая - 0
6. Насколько легко можешь нарушить во время каникул свои привычки, связанные с принятием пищи?
а) очень легко - 0
б) достаточно легко - 1
в) трудно - 2
г) остаются без изменений - 3
7. Утром тебя ждут важные дела. Насколько раньше обычного проснёшься?
а) более чем на 2 часа - 3
б) на 1-2 часа - 2
в) меньше чем на 1 час -1
г) как обычно - 0
8. Насколько точно ты можешь оценить промежуток времени, равный минуте? 
а) меньше минуты – 0
б) больше минуты – 2

в)почти точно в минуту – 1


0 до 7 баллов - «жаворонок»

Выполняйте важные дела в первой половине дня, а вечерние часы посвятите отдыху. Решительно откажитесь от сверхурочной работы в вечернее время, такой может способствовать в вашем случае внутренним заболеваниям.Период максимальной работоспособности и приспособительные возможности шире, чем у типичных «ранних пташек». И все же не переоценивайте запас прочности своего организма – переход на ночной образ жизни может выбить вас из колеи и неблагоприятно отразится на здоровье.

8 до 13 – аритмик

Вы можете жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Чтобы постепенно перейти на новое расписание, потребуется не меньше месяца.

14 до 20 - «сова».

Блестящие идеи начинают приходить в вашу голову, когда день уже закрывается. Не ломайте себя – найдите работу по свободному расписанию. Из вас получится идеальный дежурный врач, астроном, журналист и диспетчер ночных полетов. Но даже под угрозой расстрела вы не сможете приходить вовремя на работу. Если вам будут ставить это на вид, оправдайтесь словами Фрэнсиса Бэкона: «Природу легче всего подчинить, повинуясь ей».







16

Приложение 2

Анкетирование


1. Свободное время (пронумеруйте по степени значимости)

  • Гуляю с ребятами на улице.

  • Смотрю телевизор.

  • Общаюсь в социальных сетях.

  • Играю в компьютерные игры.

  • Стараюсь поспать.

  • Посещаю спортивные секции.

2. Режим дня (2-9 выберите 1 вариант ответа)

  • Соблюдаю.

  • Не соблюдаю.

  • Придерживаюсь, но не всегда получается.

3. Сон

  • Сплю хорошо, не просыпаюсь ночью.

  • Сплю плохо, часто просыпаюсь.

4. Питание

  • Стараюсь соблюдать правильный режим питания – 5-6 раз в день, поменьше жирного, соленого.

  • Могу обойтись без завтрака или обеда, а вечером наедаюсь.

  • Не придерживаюсь режима, ем когда захочу и сколько захочу.

5. Утомляемость после школы

  • Почти никогда не устаю.

  • Иногда сильно устаю.

  • Всегда чувствую усталость.

6. Физическая культура и двигательный режим

Зарядка

  • Делаю зарядку регулярно.

  • Иногда делаю зарядку.

  • Не делаю.


Уроки физкультуры

  • Хожу на урок с удовольствием.

  • Вполне устраивает.

  • Хожу без особого желания.

Закаливание

  • Закаливаюсь

  • Не закаливаюсь

7. Вредные привычки


Курение Употребление алкоголя


  • Курю. Иногда употребляю алкогольные напитки

  • Пробовал. Пробовал.

  • Не курю. Не употребляю.


8. Пребывание на свежем воздухе

  • Менее 1 часа.

  • 1,5 часа.

  • Более 2 часов.

9. Оцените состояние своего здоровья

  • Абсолютно здоров.

  • Здоровье вполне хорошее.

  • Здоровье удовлетворительное.

  • Не могу похвастаться.

  • Здоровье плохое.




17










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!