Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2
Тема: "Были о пыли"
Тип работы: исследовательская
Направление: начальные классы
| Автор: Толмачёв Александр, ученик 3 Б класса Руководитель: Кряжева Лариса Витальевна, учитель начальных классов |
Топчиха 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение 3-4
1.1 Описание работы над проектом 4
2. Основная часть 5-7
2.1 Что такое пыль? 5
2.2 Моё исследование, где больше любит селиться пыль в доме 5
2.3 Анкетирование и обработка результатов 6
2.4 Определение уровня загрязнения воздуха в помещении 6-7
школы
3. Заключение 8
4. Список используемой литературы 9
5. Приложения 10-13
1.Введение
На Россию ежегодно оседают десятки миллионов тонн пыли. Сколько ни убирай пыль - она появляется снова. [1]
Пыль является нашим «неизбежным» соседом и активно влияет на все объекты, в том числе и на человека. Посмотрев на луч солнечного света, пробившийся в ваш дом, вы увидите, сколько пыли буквально висит в воздухе даже после генеральной уборки. Когда мы убираемся в доме, то часто начинаем чихать. Говорят, что это от пыли. Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Пыль, клещи, бактерии, вредные газы, плесень и пыльца – все эти частицы содержатся в воздухе, которым мы дышим. [7]
Школьные годы – это большой отрезок жизни человека. Проблема: меня заинтересовал вопрос: насколько чист воздух, которым мы дышим в школе и дома, и что нужно сделать для того, чтобы воздух стал чище?
Специалисты уже давно установили, что среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха. [3]. Поэтому понятна актуальность выбранной нами темы.
Цель работы: определить, от чего зависит уровень запылённости помещений в школе и дома.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить научную литературу по данной проблеме;
- узнать: что такое пыль, состав пыли;
- опытным путём определить самое чистое помещение школы и дома;
- узнать, какую опасность представляет пыль для здоровья человека;
- познакомиться со способами борьбы с пылью;
Гипотеза: пыль влияет на организм школьников; если не уделять должного внимания охране чистоты воздуха, то со временем им будет сложно дышать без последствий, связанных со здоровьем.
Вид проекта: исследовательский
Объект исследования: комнатная пыль в помещениях школы и дома.
Предмет исследования: степень запылённости школьного и домашнего пространства.
Методы исследования: наблюдение, практические опыты, анкетирование, сбор информации, анализ собственных результатов .
1.1 Описание работы над проектом
1 этап.
1) Определение уровня загрязнения воздуха в своей квартире.
2) Определение уровня загрязнения воздуха помещений школы.
Инструкция для исследования:
1.Намажьте вазелином полоски белой картонной бумаги.
2. Прикрепите полоски бумаги у себя дома: в прихожей, в зале, в спальне.
3. Прикрепите полоски бумаги в классе, в кабинете врача, в коридоре.
2 этап. Подведение итогов. Выводы.
Подумать, как частицы грязи и пыли влияют на здоровье школьника?
Сделать вывод, как можно обеспечить чистоту помещений в школе и дома?
2. Основная часть
2.1 Что такое пыль?
Работать над основной частью я начал с изучения лексического значения слова "пыль" и обратился к словарям. В словаре С.И.Ожегова я узнал, что пыль - это мельчайшие сухие частицы, носящиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь. [5]. Они тяжелее воздуха, но из-за очень малого размера и веса легко поднимаются в воздух. Из энциклопедической литературы, я узнал, что домашняя пыль состоит из: микроорганизмов, чешуек кожи, частиц сажи и дыма, текстильных и бумажных волокон, минеральных частиц [2].
2.2 Моё исследование – «Где больше любит селиться пыль в доме?
Я провел исследование у себя дома. Для этого выбрал три места в квартире: зал, спальню и прихожую. В эти места я поместил листы белой картонной бумаги, смазанные вазелином. Через 5 дней я увидел результат, рассмотрев под цифровым микроскопом.
На образцах, взятых на полу: (Приложение №1 )
в прихожей встречаются крупные частички пыли, волосы, волокна с верхней одежды;
в зале – мелкие волокна, шерсть кошки, волосы человека,
в спальне – мелкие волокна, волосы, пух.
Вывод: пыли больше находится в прихожей, так как с улицы в комнату на одежде и обуви человека попадает много мелких частиц. Особо «старательным» накопителем пыли является коврик перед входной дверью. Его надо пылесосить каждый день. [1]
2.3 Анкетирование и обработка результатов.
С целью изучения мнения учеников нашего класса, я составил анкету из 5 вопросов. В анкетировании приняло участие 27 человек. По первому вопросу: видели ли вы пыль? 100% ответило «да» и места наибольшего скопления пыли в квартире, отметили места под шкафами, под кроватью и в прихожей. По второму вопросу: какой вид уборки у вас дома предпочитают: 71% учеников ответило пылесосом, 27% - влажная уборка, 2% указало веником. По третьему вопросу: как часто проводится влажная уборка в квартире? 55% учеников 1 раз в неделю, 40% учеников 2 раз в месяц, 5% ответили по разному. По четвертому вопросу: может ли пыль быть вредной для здоровья человека? 89% ответило «да», 11% - «нет». По пятому вопросу: считаешь ли ты, что растения помогают в борьбе с пылью? 74% ответило «да», 26% - «нет». (Приложение № 3)
Можно сделать вывод, что хотя ребята знают о вреде пыли на здоровье человека, тем не менее, не считают это серьезным и влажная уборка чаще проводится только 1 – 2 раза в месяц.
2.4 Определение уровня загрязнения воздуха в помещении школы.
Где в школе больше всего пыли, и что необходимо делать, чтобы её стало меньше?
Для исследования я выбрал разные помещения школы: кабинет, где мы учимся ; кабинет врача; и коридор. В них я повесил листочки бумаги, смазанные вазелином.
Через 5 дней листочки были сняты и рассмотрены через цифровой микроскоп. На них я увидел прилипшие мелкие чёрные точки, волоски, грязь. (Приложение №2 ). А также я получил ответы на интересующие меня вопросы.
Самым чистым был листок из кабинета врача. Это объясняется тем, что кабинет врача убирается 2 раза в день. Посетителей бывает до 30 человек. В кабинет врача все заходят в сменной обуви. Самым загрязнённым оказался листок из коридора. Школа работает в две смены. В нашей школе обучается около 560 учащихся, работают 35 учителей, кроме них каждый день в школу заходят родители. И хотя уборка проводится 4 раза в день, большая проходимость людей и грязная обувь приводят к сильному загрязнению коридора.
В классе мы часто пишем мелом на доске. При неаккуратном обращении с мелом образуется очень много пыли. Особенно много пыли попадает в воздух при вытирании мела с доски сухой тряпкой. Поэтому мел с доски надо стирать только влажной тряпкой. Почему необходимо убирать помещение только влажным способом? Потому что при подметании сухим веником, большая часть пыли не удаляется из комнаты. Она поднимается в воздух и затем опять оседает на пол, на стены, на мебель, на предметы. Человек всегда вдыхает пыль вместе с воздухом. Экологи всего мира единогласны во мнении о том, что пыль небезопасна для здоровья. [4]. Пыль является одной из причин возникновения таких заболеваний как астма, заболевания кожи, конъюнктивит и аллергия. Во многих производствах пыль является причиной профессиональных болезней. [6]. Эксперты Всемирной организации здравоохранения признали загрязнение воздуха в помещении главным фактором риска для здоровья людей.
3. Заключение
На основании полученных результатов и изучив теоретический материал о домашней пыли моя гипотеза о вреде пыли для здоровья человека подтвердилась.
Пыли больше в тех комнатах, где чаще появляются люди, и находится большее их количество. Таким образом, можно сделать вывод, что и в школе пыли больше в коридоре на перемене, так как там большое скопление и перемещение учеников. Поэтому в коридорах проводят влажную уборку пола 4 раза в день. Значит и в кабинете не рекомендуется бегать, так как в воздух поднимается пыль, а на уроке нам - ученикам ею дышать. Полностью победить пыль, увы, невозможно! Но следует стараться сократить масштабы ее «проживания» .
Анкетирование учащихся показало, что они знают об отрицательном влиянии пыли на здоровье человека, но не придают этому особое значение. После моего выступления перед классом, мнение детей изменилось. Это очень хорошо. И мы решили в школьном кабинете не бегать, регулярно проводить проветривание, переобуваться в сменную обувь, опрыскивать цветы и принимать активное участие в генеральной уборке.
Если раньше я не придавал значения уборке в комнате, то теперь
убежден в важности ежедневной влажной уборки, а раз в неделю и генеральной для сохранения своего здоровья и здоровья близких.
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Берегите своё здоровье! Будьте здоровы!
4.Список используемой литературы:
Бородулин В.И., Горкин А.П., Гусев А.А., Ланда Н.П. и др. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Москва Научное издательство ·Большая Российская энциклопедия· 1998г.
Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия: Научно-популярное издание для детей. Москва: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2007г.
3. Илонова В. А., «Откуда родом пыль?», М.: «Санитарное просвещение», 1996 г.
4. Мишина К. И., Зыкова А. Н.. Большая книга вопросов и ответов. – Москва: Эксмо 2007г.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Москва: "Русский язык", 1989 г.
6. Чижевский А. Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ авт.-сост. -Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
5. Приложения
Приложение №1
Результаты эксперимента: как выглядит пыль под микроскопом
Приложение № 2
Изучение состава пыли с помощью цифрового микроскопа
Приложение №3
Результаты анкетирования
В анкетировании приняли участие 27 учащихся 2Б класса
Вопросы для анкеты:
1. Видели ли вы пыль?
100% ответило "да"
2. Какой вид уборки у вас дома предпочитают?
71% пылесосом
27% влажная уборка
2% веником
3. Как часто проводится влажная уборка в квартире?
55% один раз в неделю
40% два раза в месяц
5% по разному
4. Может ли пыль быть вредной для здоровья человека?
89% ответило "да"
11% ответило"нет"
5. Считаешь ли ты, что растения помогают в борьбе с пылью?
74% ответило "да"
26% ответило "нет"
11