СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Девиантное поведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Девиантное поведение"»







Исследовательская работа по обществознанию:

«Девиантное поведение в подростковом возрасте».





































Оглавление



Введение…………………………………………………………………………………………………………………….3

Основная часть

-что такое девиантное поведение……………………………………………………………………………..5

-формы девиантного поведения………………………………………………………………………………5-6

-причины девиантного поведения……………………………………………………………………………7-8

-пути преодоления……………………………………………………………………………………………………..8

Заключение…………………………………………………………………..………………………………………….…9

Список литературы…………………………………………………………….……………………………………...10

























Введение

Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в

современном мире остается актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как

правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода

происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к

зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка:

анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а

также разнообразные виды его деятельности. Отклонения в поведении свойственны

почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность,

частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У

большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна

помощь психолога. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в

любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения.

Следовательно, если не заниматься выявлением причин и профилактикой

девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет,

несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации.

Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот

период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой.

Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его

характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в

этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их

поведение трудным. Так почему же у подростков проявляются признаки

девиантного поведения? Что или кто на это влияет? Ответы на эти вопросы  мы

постараемся  найти в процессе написания  исследовательской работы: «Девиантное

поведение у подростков».



Цель работы: выявить основные причины девиантного поведения, изучить его

формы и пути преодоления.



Задачи работы:

  1. изучить причины возникновения и особенности отклоняющегося поведения у

подростков;

  1. изучить формы и пути преодоления девиантного поведения подростков.



Объект исследования: подростки



Предмет: девиантное поведение



Актуальность: девиантное поведение подростков становится особенно актуальной



в настоящее время.  Заключается в сложности определения психологического,



социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на



обществе в целом.  Особую актуальность исследование отклоняющегося поведения



несовершеннолетних приобретает в связи  со снижением возрастных границ



несовершеннолетних к совершению правонарушений.





Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных



предложений по работе с подростками с девиантным поведением.





Гипотеза: переходный возраст подростков создает "благоприятную почву" для



возникновения отклоняющегося поведения.









Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от


общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.


Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых


формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или


наказание нарушителя). Девиантность как социальное явление и реакция общества на


неё изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией.


Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала


возникновения социологии. Когад она  появилась? Французский социолог Эмиль


Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897),


считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел


понятие аномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время


кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере


увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и


подъемов.



Формы девиантного поведения


 Девиантное поведение выделяет следющие формы:


  1. Преступность.


  1. Алкоголизм;


  1. Наркомания


  1. Самоубийство




  1. Преступность.

Преступность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое


негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на


определённой территории в тот или иной период времени.



Причины преступности несовершеннолетних:


  • Недостаток внимания и воспитания дома;



  • Невозможность должного исполнения родительских обязанностей в следствии безработицы, необеспеченности, разводов, болезней;



  • Домашнее насилие;



  • Злоупотребление наркотиками или алкоголем;



  • Недостаточная социальная поддержка;



  • Несвоевременное выявление неправомерного поведения;



  • Контакты с правоохранительными органами в раннем возрасте;



  • Места лишения свободы как «школа жизни».

2. Алкоголизм.


Алкоголизм- это психическая и физическая зависимость человека от приёма


напитков, содержащих этанол. Они становятся необходимыми, так как помогают


снимать психическое напряжение или улучшать физическое состояние, которое


ухудшилось как раз из-за отмены или долгого неупотребления алкоголя.


Последствия:


  • Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное


потомство.


  • Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.


  • Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.


  • Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).


  • Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы



с артериальным давлением и др.).


  • Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей


(уретрит, цистит, пиелонефрит).


  • Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани,


носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз,


туберкулез легких).


  • Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной


восприимчивости к инфекционным заболеваниям.


2.Наркомания


Наркомания —  болезненная тяга к запрещенным препаратам,


сопровождающаяся расстройством личности и разрушением организма. При


этом просто бросить употреблять наркотики очень сложно — возникает


привыкание мозга и внутренних органов, психики, к тому же процесс отказа



сопровождается тяжелой ломкой.


Причины употребления


  • Любопытство, чтобы получить новые ощущения.


  • Зависимость от чужого мнения, давление группы, отсутствие навыка отказа.


  • Попытка установить дружеские отношения со сверстниками, подражание



образа жизни приятелей.


  • Возможность привлечь к себе внимание.


  • Скука и потеря интереса к жизни.


  • Уход от физического стресса, низкая устойчивость к стрессовым ситуациям,



низкая самооценка.


  • Трудности в общении со сверстниками.

  • Конфликты в семье и др.


  1. Самоубийство


Самоубийство, суицид — преднамеренное лишение себя жизни, как правило,


самостоятельное и добровольное.


Причины суицидов у подростков


  • Расставание с любимым человеком или его измена.


  • Смерть кого – либо из близких родственников.


  • Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.


  • Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.


  • Затяжное депрессивное состояние подростка.


  • Проблемы ребенка с наркотиками.


  • Насилие в семье.


  • Игровая зависимость и зависимость от интернета.


  • Подростковая беременность.




Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

Причинами девиантного поведения являются:

  • биологические,


  • психологические,


  • социальные,


  • семейные,


  • социально-экономические,


  • морально-этические факторы.



Биологические выражаются в существовании неблагоприятных анатомических или


психофизиологических особенностей организма детей, которые затрудняют их


социальную адаптацию:


- генетические, это те, которые передаются по наследству, например, дефекты зрения


и слуха, нарушение умственного развития или повреждение нервной системы;


- психофизиологические связаны с влиянием на организм человека конфликтных


ситуаций, химического состава окружающей среды, которые приводят к различным


токсическим, соматическим и аллергическим заболеваниям;


- физиологические включают в себя внешнюю непривлекательность, дефекты речи,


которые вызывают негативное отношение окружения, что приводит искажению


системы отношений в среде сверстников.



Психологические особенности подростка тоже могут определять


предрасположенность к девиантному поведению. Например, черты личности в


рамках психологической нормы это низкий уровень самоконтроля, склонность к


риску, тревожность и агрессивность, узость круга интересов, недостаточно


сформированы навыки общения, низкая стрессоустойчивость, незрелость личности,


нарушение самооценки.



Социальными причинами девиантного поведения подростков является


неблагополучное социальное окружение (принадлежность к девиантной молодежной


субкультуре); низкий статус в группе сверстников и др.



Семейные причины девиантного поведения – это нарушение детско-родительских;


супружеских взаимоотношений; жестокое обращение; оскорбления; насилие в семье;


пренебрежительное отношение; низкий социальный статус семьи; безнадзорность;


психические заболевания родителей; асоциальное или криминальное поведение


членов семьи, серьезные изменения, стрессы в семье.



Социально-экономическими факторами девиантного поведения является


социальное неравенство; безработица, расслоение общество на бедных и богатых;


ограничение в социально приемлемых способах получения достойного заработка;


обнищание населения; инфляция и, как правило, в последствие социальная


напряженность.



С одной стороны морально-этические факторы проявляются в низком морально-


нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (в первую


очередь духовная), падение нравов, а с другой стороны в нейтральном отношении


общества к проявлениям девиантного поведения.



ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у

подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать

и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества.

Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.

  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в

различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых

навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.

  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии

дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее

поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.

  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с

разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей

практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной

стратегии в реальной ситуации.

  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и

психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и

родительскую компетентность.

Для категорий подростков, прошедших коррекционные программы, необходима

профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми

моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и

психологическая поддержка.











































Заключение

Подростковый возраст нередко является основой возникновения агрессивного

поведения, выступающего источником душевных страданий не только родителей, но и

подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

Появление нарушений в поведении подростков обусловлено влиянием социальных,

личностно-психологических и биологических факторов. Подростковый период более

незащищенный, появляется много провоцирующих факторов, содействующих

развитию отклонений во действии. С одной стороны, девиантное поведение выступает

как форма проявления недостатка морального и нравственного формирования

личности в нашем обществе. С другой стороны, девиантное поведение

рассматривается как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы

подростков условия, в которых они оказались.

Нарушение семейных  отношений, плохая асоциальная среда сверстников, СМИ

влияют на развитие агрессивности и враждебности у подростков, что и является

зачастую причиной проявления у них различных форм девиации. Подростковый

возраст - один из этапов формирования личности. Переходный возраст характеризует

не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый

образ действий. Часто характеризуемый как промежуточный между детской игрой и

серьезной ответственной деятельностью. Подросток начинает чувствовать себя

взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения

подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его

взрослости окружающими. Основное новообразование этого возраста – социальное

сознание. Где подросток учится контролировать свое поведение, планировать его на

основе моральных норм.

Таким образом, в ходе выполнения проекта мы достигли поставленной цели,

а именно, мы исследовали характеристики, виды, причины девиантного поведения

подростков, изучили его формы и пути преодоления.

















































Используемая литература

 https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/adolescent-deviant-behavior

https://eustress-ru.turbopages.org/eustress.ru/s/stress/deviantnoe-povedenie-podrostkov

https://obuchonok.ru/node/5892

https://mybook.ru/tags/deviantnoe-povedenie/

https://iknigi.net/avtor-n-rozhdestvenskaya/126807-deviantnoe-povedenie-i-osnovy-ego-profilaktiki-u-podrostkov-uchebnoe-posobie-nataliya-rozhdestvenskaya/read/page-1.html

https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/39343-lidiya-shnejder-deviantnoe-povedenie-detej-i-podrostkov.html































Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в

современном мире остается актуальной. Девиантное поведение, как

правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода

происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к

зрелости. Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот

период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой.

Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена

настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со

временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. Так

почему же у подростков проявляются признаки девиантного поведения? Что или кто

на это влияет? Ответы на эти вопросы  мы постараемся  найти в процессе изучения

девиантного поведения.

Цель работы: изучить формы, причины и пути преодоления девиантного поведения

среди подростков.

Для начала определим, что же является девиантным поведением. Девиантное


поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от


общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.


 Девиантное поведение выделяет следющие формы:


  1. Преступность.


  1. Алкоголизм;


  1. Наркомания


  1. Самоубийство


  1. Преступность.

Преступность — это исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое


негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на


определённой территории в тот или иной период времени.



Причины преступности несовершеннолетних:


  • Недостаток внимания и воспитания дома;



  • Невозможность должного исполнения родительских обязанностей в следствии



безработицы, необеспеченности, разводов, болезней;



  • Домашнее насилие;



  • Злоупотребление наркотиками или алкоголем;



  • Недостаточная социальная поддержка;



  • Несвоевременное выявление неправомерного поведения;



  • Контакты с правоохранительными органами в раннем возрасте;



  • Места лишения свободы как «школа жизни».



2.Алкоголизм.


Алкоголизм - это психическая и физическая зависимость человека от приёма


напитков, содержащих этанол. Они становятся необходимыми, так как помогают


снимать психическое напряжение или улучшать физическое состояние, которое


ухудшилось как раз из-за отмены или долгого неупотребления алкоголя.


Последствия:


  • Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное


потомство.


  • Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.


  • Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.


  • Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).


  • Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы



с артериальным давлением и др.).


  • Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей


(уретрит, цистит, пиелонефрит).


  • Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани,


носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз,


туберкулез легких).


  • Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной


восприимчивости к инфекционным заболеваниям.


2.Наркомания


Наркомания —  болезненная тяга к запрещенным препаратам,


сопровождающаяся расстройством личности и разрушением организма. При


этом просто бросить употреблять наркотики очень сложно — возникает


привыкание мозга и внутренних органов, психики, к тому же процесс отказа


сопровождается тяжелой ломкой.


Причины употребления


  • Любопытство, чтобы получить новые ощущения.


  • Зависимость от чужого мнения, давление группы, отсутствие навыка отказа.


  • Попытка установить дружеские отношения со сверстниками, подражание



образа жизни приятелей.


  • Возможность привлечь к себе внимание.


  • Скука и потеря интереса к жизни.


  • Уход от физического стресса, низкая устойчивость к стрессовым ситуациям,



низкая самооценка.


  • Трудности в общении со сверстниками.

  • Конфликты в семье и др.


  1. Самоубийство


Самоубийство, суицид — преднамеренное лишение себя жизни, как правило,


самостоятельное и добровольное.


Причины суицидов у подростков


  • Расставание с любимым человеком или его измена.


  • Смерть кого – либо из близких родственников.


  • Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.


  • Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.


  • Затяжное депрессивное состояние подростка.


  • Проблемы ребенка с наркотиками.


  • Насилие в семье.


  • Игровая зависимость и зависимость от интернета.


  • Подростковая беременность.




Причины девиантного поведения

Биологические выражаются в существовании неблагоприятных анатомических или


психофизиологических особенностей организма детей, которые затрудняют их


социальную адаптацию.


Психологические особенности подростка тоже могут определять


предрасположенность к девиантному поведению. Например, черты личности в


рамках психологической нормы это низкий уровень самоконтроля, склонность к


риску, тревожность и агрессивность, узость круга интересов, недостаточно


сформированы навыки общения, низкая стрессоустойчивость, незрелость личности,


нарушение самооценки.



Социальными причинами девиантного поведения подростков является


неблагополучное социальное окружение (принадлежность к девиантной молодежной


субкультуре); низкий статус в группе сверстников и др.



Семейные причины девиантного поведения – это нарушение детско-родительских;


супружеских взаимоотношений; жестокое обращение; оскорбления; насилие в семье;


пренебрежительное отношение; низкий социальный статус семьи; безнадзорность;


психические заболевания родителей; асоциальное или криминальное поведение


членов семьи, серьезные изменения, стрессы в семье.



Социально-экономическими факторами девиантного поведения является


социальное неравенство; безработица, расслоение общество на бедных и богатых;


ограничение в социально приемлемых способах получения достойного заработка;


обнищание населения; инфляция и, как правило, в последствие социальная


напряженность.



С одной стороны морально-этические факторы проявляются в низком морально-


нравственном уровне современного общества, разрушение ценностей (в первую


очередь духовная), падение нравов, а с другой стороны в нейтральном отношении


общества к проявлениям девиантного поведения.



ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у

подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать

и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества.

Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.

  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в

различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых

навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.

  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии

дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее

поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.

  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с

разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей

практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной

стратегии в реальной ситуации.

  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и

психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и

родительскую компетентность.

 

Подростковый возраст нередко является основой возникновения агрессивного поведения, выступающего источником душевных страданий не только родителей, но и подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников. Появление нарушений в поведении подростков обусловлено влиянием социальных, личностно-психологических и биологических факторов. Подростковый период более незащищенный, появляется много провоцирующих факторов, содействующих развитию отклонений во действии. С одной стороны, девиантное поведение выступает как форма проявления недостатка морального и нравственного формирования личности в нашем обществе. С другой стороны, девиантное поведение рассматривается как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались. Нарушение семейных  отношений, плохая асоциальная среда сверстников, СМИ влияют на развитие агрессивности и враждебности у подростков, что и является зачастую причиной проявления у них различных форм девиации. Подростковый возраст - один из этапов формирования личности. Переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Часто характеризуемый как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание. Где подросток учится контролировать свое поведение, планировать его на основе моральных норм.

Огромную значимость в подростковом возрасте имеет процесс - социализация. Социализация подростков в обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих воздействие на развитие человека.

Таким образом, в ходе выполнения проекта мы достигли поставленной цели,

а именно, мы исследовали характеристики, виды, причины девиантного поведения

подростков, изучили его формы и пути преодоления.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!