СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Династия длиною в 200 лет"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовлен для краеведческой конференции "Судьба России в судьбах земляков"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Династия длиною в 200 лет"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа им. М. Горького» Холм-Жирковского района

Смоленской области









«Судьба России в судьбах земляков»
Тип проекта: Информационный

Тема проекта: «Династия длиною в 200 лет»

Вид работы: исследовательская работа

Сведения о составе проектной группы:

Автор:

Логунова Елизавета Петровна,

ученица 11 класса ,17 лет

Руководитель:

Сергушкина Любовь Дмитриевна, учитель русского языка и литературы,

1 квалификационная категория.











БОГОЛЮБОВО 2021 год

Оглавление
1. Постановка целей и задач.
2. Вступление.
3. Основная часть:
а) Иван Касаткин и некоторые факты из его биографии.
б) Образование.
в) Принятие пострига и сложный путь к своей цели.
г) Деятельность первосвятителя в Японии.
д) Значение великого дела Николая Японского.
е) Смерть и увековечивание памяти.
4. Династия священников.
5. Заключение.















Цель проекта: ознакомить жителей Холм-Жирковского района с выдающимися земляками и представить собранный нами материал на историко-краеведческой конференции «Судьба России в судьбах земляков».

Задачи проекта:
1. Собрать материал о выдающихся деятелях нашего района (рода Лелюхиных).
2. Обработать материал, полученный в результате длительной поисковой деятельности.
3. Представить материал на историко-краеведческой конференции.











Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

Так написал Ф. И. Тютчев о нашей Смоленской земле. Здесь он останавливался проездом в село Овстуг Брянской губернии. (1855 г.)
Мало что изменилось с тех пор, хотя прошло уже более 100 лет. Смоленская область – это прежде всего сёла и деревни, серые бревенчатые избы, неброская скромная природа, но это наша Родина, родная земля, которую мы любим не за её красоту, а потому, что здесь мы родились и живём.
Мы приглашаем вас переместиться в 1836 год в село Берёзы Бельского уезда Смоленской губернии, тогда ещё часть Холм-Жирковского района относилась к Бельскому уезду. Здесь 01.08.1836 г. родился наш земляк Касаткин Иван, известный как Николай Японский, ставший священником, в 1970 г. Николай был причислен к лику святых. Его родственники живут до сих пор в нашем Холм-Жирковском районе. Его мать Ксения являлась двоюродной сестрой Лелюхиной Анне Арсеньевне (в девичестве Ломоносова), которая проживала в деревне Горюны, была расстреляна на 98 году фашистами, а её дети жили в деревне Комягино (Козлов Василий Фёдорович и Шароева (Козлова) Тамара Фёдоровна), Тамара Фёдоровна работала дояркой в совхозе /«Малышкинский», а позднее «Томский». Чигарева (Козлова) Людмила Федоровна, их сестра, сейчас проживает в г. Фрязино. Ее воспоминания мы использовали в своей работе.
Речь сегодня пойдёт о святом Николае Японском, как его стали величать. Родился Николай в семье дьякона Дмитрия Иоанна Касаткина.
В Смоленске Николай (Иван Касаткин) учился в семинарии, она находилась рядом с Авраамиевским монастырём. По словам Чигаревой Людмилы (Козловой в девичестве), ходил он в Смоленск пешком, проходя расстояние более 250 км, как лучший ученик он был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Чигаревой Л. Ф. рассказывает, что он увидел в семинарии среди прочих бумаг направление на поездку в Японию. Николай стал проситься на эту должность, (т. к. семьи у него не было и он готов был принять постриг.) Путь в Японию был не прост, пришлось ждать судоходства. На место своего служения, в японский город Хагодате, молодой иеромонах выехал в июле. Во время своего долгого пути через Сибирь он встретил знаменитого святителя Церкви Русской – апостола Америки и Сибири, архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия. (24 июня 1860 в академическом храме Двенадцати апостолов он принял постриг с наречением ему имени Николая. В тот же месяц он был посвящён в иеромонаха и стал иноком-миссионером.) Полвека наш земляк провёл в Японии, проповедовал христианство. В Японии, в то время, проповедь христианства каралось смертью. По словам самого отца Николая, «японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи.» Однако, священнику удалось построить 100 церквей и более 30 тыс. японцев приняли православие. Первым православным японцем стал миссионер-священник Павел Сивабе, он тоже подвергся гонениям. В эти же годы в Токио архимандрит Николай начинает строительство церквей и школы, а потом духовного училища, преобразованного в 1878 году в семинарию. К этому времени в Японии насчитывалось более 4000 тыс. христиан.
Центр сбора пожертвований для Японской миссии архиепископа Николая был Храм Малое Вознесение в Москве. Здесь неоднократно священник совершал богослужения. В настоящее время на этом месте находится духовно просветительный центр, посвящённый Николаю Японскому.
Жизнь в Японии была опасной, его хотели убить местные князья, но нашлись люди, которые отнеслись к нему с пониманием. Николай проповедовал христианство, веру среди японских жрецов.
Очень тяжело было изучить японский язык. На это ушло более 8 лет. Первым христианином в истории Японии стал японский жрец.

Во время русско-японской войны (1904-1905) святитель Николай не покинул Японию. Русским пленным священник потребовал создать хорошие условия жизни, посещал их, приносил им крестики, вёл службу. Всем русским пленным стоят памятники, за которыми ухаживают японцы.
За время службы в Японии Николай обратил в православную веру более 350 тыс. Японцев. В Токио сейчас находится Храм Всех Святых.
Умер святитель Николай в 1912 г. на 76 году жизни. Похоронная процессия протянулась на 10 км, столько было людей, желавших почтить память нашего земляка. Русская Православная Церковь во главе с Алексием Первым приняла решение о прославлении святителя в лике святых, с наименованием – равноапостольный, 10 апреля 1970 года. В Японии святитель Николай до сего времени почитается как великий проповедник и особый молитвенный представитель перед Господом. Память равноапостольного Николая празднуется 16 февраля и в воскресенье перед 10 августа в день празднования Собора Смоленских святых.
Сейчас существует проект
«Путь святителя Николая: от берёзы до сакуры: Он реализуется уже 3 года. Однако, Смоленщина к этому проекту не присоединилась. Берёза – это место рождения Ивана Касаткина. Сейчас такой деревни уже не существует. А «сакура» - символ Японии, где и похоронен наш знаменитый земляк.
Староста храма Покрова Пресвятой Богородицы православного прихода села Боголюбово Кочергина Ольга Алексеевна согласилась показать нам икону, на которой изображены Николай Японский, пр. Герасим Болдинский (основал Болдин монастырь и монастыря в городе Вязьма) и Питирим Тамбовский (основатель вознесенского женского монастыря в городе Тамбов.)
«Икона Святого Николая архиепископа Японского находится в храме Покрова Пресвятой Богородицы православного прихода с. Боголюбово на иконостасе в первом местном ряду. На этой иконе находится Николай Японский, Герасим Болдинский и Питирим Тамбовский. Эта икона очень дорога церкви.
В городе Белый Тверской области находится памятник нашему земляку Ивану Касаткину, известному, как Николай Японский.»

К сожалению, о нём мало знают на Смоленщине, тем более в нашем районе. Его родственница Сергушкина Любовь Дмитриевна работает учительницей в селе Боголюбово (МБОУ «СШ им. М. Горького.») Её бабушка Козлова (Лелюхина) Софья многое рассказывала о своей семье. В семье было много священников. Святой Николай похоронен в Японии, Иоанн Лелюхин (её родной брат) – похоронен во Франции, он покинул страну после революции. Михаил (также её брат) был расстрелян, он служил в городе Курске. Иоанн, родной брат Лелюхиной Софьи Захаровны. Иосаф – её племянник. Протоиерей Иоанн Лелюхин (1883-1945) – настоятель кафедрального собора в городе Архангельске, после революции эмигрировал в Великобританию, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Париже. Он скончался 2 мая 1945 года в Париже.
Иосаф Лелюхин (в миру Виталий Лелюхин), уроженец Ельнинского уезда, митрополит Киевский и Галицкий. Закончил Вяземское духовное училище и затем Смоленское училище духовной семинарии, которое он не успел окончить из-за революции. 1819-1820 г. – обучался в Смоленском Государственном Университете, но и его не окончил из-за тяжёлого материального положения и многочисленности семьи. Любовь Дмитриевна вспоминает, что в семье её бабушки было 12 детей, её бабушка была младшей. Несмотря на бедность, бабушка Софья Захаровна обучалась в Смоленском реальном училище, которое не окончила из-за начавшейся революции, её отец был дьяконом.
«Революция многое изменила в нашей семье. Священники должны были покинуть Россию или погибнуть. Михаил был расстрелян. Как ни странно, верующее поколение после революции сменилось атеистами. Мой дед, Козлов Фёдор Васильевич, проживал в деревне Горюны и был коммунистом. А его отца – раскулачили.»
Сергушкина Л. Д.
Очень важно помнить свои корни и знать их. Информацию пришлось долго восстанавливать и искать, хорошо, что есть ещё родственники, которые помнят Николая Японского и остальных знаменитых земляков.

«Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».
Василий Песков
И в заключение хотелось бы привести слова выдающегося русского историка В.О. Ключевского: « Есть имена, которые выступили за границы времени, когда жили их носители, это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благородным действием так глубоко захватывало жизнь дальнейших поколений, что лицо, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало всё временное и местное, и оно из исторического деятеля превращалось в народную идею, и самое дело из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений путеводителями, и люди целые века благоговейно почитают их память, чтобы не забыть правила, ими завещанные».



Литература
1. Архимандрит Андрей «Житие Преподобного Герасима Болдинского» Свято-Троицкий монастырь 2002 год 71 с.

2. Ред. Т. Н. Терещенко «Русский патерик: Житие великих русских святых» Москва 2013 год 384 с.

3. М. С. Хохлова «История святости и главные святыни земли Смоленской» Смоленск 2015 год 800 с.

4. М. С. Хохлова «Православный календарь. Святые земли Смоленской.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!