СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Два мира - правда войны".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа поможет обучающимся  глубже осознать, понять события 1941-1945 годов; позволит понять мысли, чувства, поступки тех,  кто стоял на передовой, и тех, кто находился в тылу. Работа дает возможность изменить отношение школьников к истории.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Два мира - правда войны".»

Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение

«Иланская средняя общеобразовательная школа №41»












Тема работы

«Два мира – правда войны»

(по повести В.Л.Кондратьева «Отпуск по ранению»).







Выполнила Кузнецова Софья,

ученица МБОУ «Иланская СОШ №41».

Руководитель Позднякова Валентина Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Иланская СОШ №41».







2023г.

г. Иланский.

Оглавление
  1. Оглавление
2.Введение 3 3.1 Глава первая. Теоретический материал 3.2 О писателе В.Л.Кондратьеве. 5 3.3 Сюжет произведения «Отпуск по ранению». 7 3.4 Анализ произведения. Два мира (сравнительная таблица). 8 3. Основная часть. Практическая часть: 3.5 Опрос обучающихся 10-11 классов. 18
  1. Заключение 19
  1. Источники информации 20





















  1. Введение
Литература о войне для русского человека не только общее воспоминание, но и «попытка осмысления времени единого дыхания и единой цели, необходимость еще и еще раз постичь сокровенный смысл устоев человеческой натуры». Школьники сегодня имеют смутное представление о Великой Отечественной войне, а также о событиях, которые происходят сегодня в нашей стране. «За сухими данными» в учебниках истории «теряется самое важное …». Почему Россия смогла одержать победу над самым мощным государством начала ХХ века - фашисткой Германией? На этот вопрос не каждый обучающийся может ответить. Следовательно, изучение произведений о войне, созданных участниками этих страшных событий, необходимо с целью «сохранения нравственных основ в жестоком военном противостоянии».

Актуальность выбранной темы исследования в значительной степени обусловлена современными процессами, происходящими в мире: противостояние добра и зла. Данная работа поможет обучающимся глубже осознать события 1941-1945 годов; позволит понять мысли, чувства, поступки тех, кто стоял на передовой, находился в тылу. Работа дает возможность изменить отношение школьников к истории; понять и принять настоящее как неизбежность; осознать, что за каждым событием, поступками стоят люди, которые в страшную минуту принимают единственно верное решение.

Практическая значимость работы: данная работа - это урок мужества, патриотизма. Это дидактический материал для уроков гуманитарной направленности с целью изучения истории России, воспитания духовно-нравственных качеств обучающихся .

Гипотеза: в любых условия, даже в  самых невыносимых, человек сохранит свою душу, не запятнает свою совесть, останется человеком, если ценит, любит и уважает своих родителей; знает, что такое настоящая дружба; любит «русскую литературу» с ее психологией и проклятыми вопросами, с ее неизменной ори­ентацией на «человека, которому очень трудно быть подлецом».

Методы работы: исследовательский, частично-поисковый, сравнительно-аналитический.

Новизна работы: литература военных лет в основном была представлена писателями, которые, действительно, были участниками военных действий, но выполняли задачи партии. В.Л.Кондратьев ворвался в советскую литературу со своей «окопной правдой» неожиданно, со своими вопросами, и также неожиданно оборвалась его жизнь.

Цель исследовательской работы: выявление условий двух противоположных «миров», способствующих становлению духовно-нравственной личности.
Задачи:
  1. изучить информацию литературных и интернет – источников по теме исследовательской работы;

  2. познакомиться с биографией писателя В.Л.Кондратьева;

  3. выявить специфику изображения действительности на передовой и в тылу;

  4. выявить специфику изображения характера главного героя, вчерашнего школьника, в самых сложных жизненных ситуациях;

  5. провести опрос среди одноклассников с целью определения отношения обучающихся к литературе о войне, к истории страны, к событиям сегодняшнего дня - СВО; проанализировать результаты.











3.1 Глава первая. Теоретический материал О писателе В.Л.Кондратьеве

Самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники — солдаты и офицеры переднего края, “окопники.

Илья Эренбург

Русский советский писатель, представитель «лейтенантской прозы», участник Великой Отечественной войны, родился 30 октября 1920 года в Полтаве (Украина), в семье инженера-путейца. В 1922 году семья переехала в Москву. В 1938 г. окончил среднюю школу, дважды пытался поступить в Архитектурный институт, но не прошёл по конкурсу. В 1939 г. поступил в Автодорожный институт.

Вместе с другими студентами 1 курса был призван в армию, которая стала для него настоящей школой товарищества, дисциплины и трудолюбия. В. Кондратьева, как и его сверстников, мучил вопрос о смысле жизни, и он читал много книг по философии, в его распоряжении была библиотека дедушки (по отцу) и дяди, человека глубоко верующего.

В. Кондратьев после окончания полковой школы получил назначение на путевую точку в качестве командира отделения. В мае 1941 года он был направлен на курсы младших лейтенантов запаса, а к сентябрю, к началу занятий в институте, обещали демобилизовать. Но началась война, и уже в первые месяцы его перевели в Приморье, а в феврале 1942 года в числе пятидесяти младших командиров - в действующую армию (132 отдельную стрелковую бригаду) под Ржев. Бывают в истории и в жизни целого поколения периоды настолько насыщенные событиями необыкновенными, что ничего писателю не нужно выдумывать, все дает сама жизнь, …дай бог суметь отобразить пережитое», - признавался сам писатель.

В.Л.Кондратьев был награжден медалью «За отвагу». Здесь, подо Ржевом, дважды был ранен, в конце 1943 года - очень серьезно: полгода лежал в госпитале.  Именно воспоминания и впечатления о том страшном времени и легли в основу его произведений. Кондратьев начал писать не сразу после возвращения с фронта и не через год-два, а намного позднее, когда достиг уже зрелого возраста.

В 1979 году текст первой повести был опубликован в журнале"Дружба народов". Проходили годы, а «Кондратьев ни на одну ночь не мог полностью отвлечься от своих воспоминаний о товарищах, с которыми ему довелось защищать Ржев в 1942 году. Попытавшись найти кого-нибудь из них, он потерпел неудачу, после чего стал думать: что, возможно, никто кроме него больше и не выжил». «Он начал перечитывать разные произведения о военных годах, о сражениях, но не смог найти всей правды, которая затронула бы его до глубины души. И тогда Вячеслав Кондратьев решился рассказать о той «окопной войне», которой так не хватало читателю сам взялся за перо.

























3.2 Сюжет произведения «Отпуск по ранению»

В книгу В.Кондратьева «Отпуск по ранению» вошло несколько повестей: «Сашка», «Отпуск по ранению»…

В «Сашке» война была такой, какой и вправду ее можно было увидеть только из солдатского окопа, вырытого кое-как в «набухшей от крови земле». Эта война, увиденная глазами «человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности — солдатской», - отметил К.Симонов.

Новая повесть Вячеслава Кондратьева так и называется — «Отпуск по ранению». Но речь в ней идет уже не о Сашке, а о лейтенанте Володьке.

Пехотный ротный лейтенант Володька получает отпуск по ранению. Приезжает домой в Москву. В трамвае пассажиры обращают внимание на военного с медалью «За отвагу» на груди, одежда его грязная и глаза усталые, пустые. Встреча с матерью. На ее вопросы о пожухлой крови на ватнике, о пустых глазах Володька отвечает: «Что рассказывать, мама? Просто война». Володька узнает, что его девушка Юлька собралась на фронт. Бродя по городу, Володька встречает самых разных людей: в очереди за водкой в продмаге разговаривает о войне с инвалидом, с другом Сергеем идет в ресторан, где вступает в конфликт с Игорем, встречается с ребятами со своего двора. У каждого из них свой взгляд на военные трудности. Володька знакомится с Тоней, к нему приходит любовь. Тонин отец может посодействовать, чтобы Володька не возвращался в «пекло» подо Ржевом, где он был ранен, где полегло много солдат из его роты. Но лейтенант, несмотря на уговоры Тони и матери, решает возвратиться опять в свою дивизию. Письмо лейтенанта Чиркова не дает ему покоя. Ведь судьба России решается: быть или не быть ей.

А возвратился он на краткое время в Москву с той самой, с «Сашкиной войны».



3.3 Вячеслав Кондратьев: «Сама война была трагедией народной, и она изменила всех: и тех, кто был на фронте, и тех, кто остался в тылу».

Володька ошеломлен «необыкновенным происшедшим с ним рывком из одного пространства в другое».


Окопная правда (ад)

(на передовой)

Мнимая правда (рай)

(В тылу)

Будни

«Военные действия шли непрерывно, кругом взрывы, хаос и постоянная угроза жизни: «Всплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле... Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада»; «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые, не видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих…»






«…Трупы.

Много трупов — и немецких и наших.

И кругом вода, грязь.

Жратвы нет,

снарядов нет...»


«…Все чаще и чаще вспоминались ему передовая, оставшиеся там ребята, как жались в одном шалашике при обстреле,

как хлебали из одного котелка, как благодарили, когда свой доппаек (иногда кусочек масла, иногда несколько галет) делил он каждый день то с одним, то с другим,

как провожали его, раненого, как жали руку, как желали счастливого пути…

И все чаще сжималось сердце жалостью ко всем, кто был с ним там, ко всем, кто так безропотно и безжалобно выполнял его не всегда обдуманные приказы, кто так ни разу не укорил его ни в чем, хотя и было за что… И почти каждую ночь подступало к нему: а не предает ли он своих ребят решением ехать к Тониному отцу? Имеет ли право менять свою солдатскую судьбу? Сам ведь выбрал он ее, и что ж? Повоевал три месяца – и на попятную?»

...


В Москве жизнь шла размеренно..

«Особенно раздражали его мужчины - побритые и при галстучках.»; «Володька с интересом слушал и инвалида, прислушивался и к разговорам в очереди. Они шли разные, кто о чем. И о том говорили, как карточки в этот месяц удалось хорошо отоварить, и о том, как в деревню ездили без пропуска менять вещички на картоху, и о том, что соседка две похоронки сразу получила на мужа и на сына, и о том, что самое страшное позади - зима прошла, что теперь полегче в тепле-то будет... Колхозничков поругивали за сумасшедшие цены на рынках... И радовались, что налетов немецких совсем поменело и, дай бог, больше к Москве не допустят...»;  


«Куда собрались такие приодетые? - спросил он.
   - В "Эрмитаж".
   - В "Эрмитаж"? - удивился Володька. - Неужели он открыт?
   - Открыт... Пойдем с нами, Володь, погуляем...»;

«Но Володька остановился посреди зала и оглядывал ресторанное великолепие этого "коктейль-холла", которого еще не было в Москве, когда он уезжал в армию.

Да, это был не обыкновенный ресторанный зал какого-нибудь "Иртыша" или самотечной "Нарвы", где когда-то бывал Володька, - это для него было дворцом...»;

«Наверх шла широкая лестница, устланная темно-вишневым ковром, справа - полукруглая стойка с высокими стульями, за которыми сидели мужчины в гражданском и тянули что-то из соломинок. За стойкой стояла хорошенькая девушка…

Взаимоотношения

«Дома его ждало письмо из части, и оказалось оно не от Чиркова, а от самого комбата… Не очень-то долюбливал его Володька, но тут вдруг растрогался, вспомнил, как после последнего ночного наступления, в котором сам капитан шел в одной цепи с ними с карабинчиком в руках, вернулись они в рощу и как присел комбат на пенек, весь почерневший, в измазанной телогрейке с белевшими клочьями вырванной пулями ваты, присел, закрыл лицо руками, и заходили у него ходуном плечи… А они – двое оставшихся в живых командиров – стояли и смотрели, сами еле сдерживая подкатывающие к горлу всхлипы… Нет, не забыть такого. Хоть и осуждал Володька комбата за то ночное наступление, хоть и был зол на него, но повязал себя тогда капитан со своим батальоном одной веревочкой, одной возможностью быть убитым в цепи рядом с любым рядовым бойцом.

И сейчас, читая скупые строчки письма, зовущие Володьку вернуться в свою часть, понимал лейтенант Володька, что не ушел этот человек из его жизни, да и не уйдет никогда, потому как связаны они навечно страшными ржевскими днями и ночами.»


Люди в Москве с пренебрежением глядели на солдата. Шарахались его, смотрели с отвращением и недоумением: «Когда Володька-лейтенант вскарабкался на заднюю площадку трамвая, все шарахнулись от него в сторону, и он, поняв причину этого, сразу же озлился и настроился против публики.
   Правда, какая-то женщина поднялась, уступая ему место.»;

«Нечасто видели в Москве вот таких - прямо с передовой, обработанных и измочаленных войной, в простреленных, окровавленных ватниках, в прожженных, заляпанных двухмесячной грязью сапогах...» ;  

«- Наши-то уже головы сложили, а эти отвоевались, живыми вышли, а все им льготы разные, - проворчала одна женщина в черном платке,»;

« - Извините, Сергей Иванович... Разве вы забыли... В военной форме не положено. Не могу-с, - сладким голосом заизвинялся швейцар.
   - Ах ты, черт! Совсем забыл. Придется тебе, Володька, съездить переодеться...»;

«- Это становится смешно, Володька. Ну, хлебнул ты горячего, так все, что ли, должны этого хлебова попробовать? Ты же не удивляешься, что работают кинотеатры, что на "Динамо" играют в футбол, что...
   - Тоже удивляюсь, - прервал его Володька. - Ладно, ты прав, конечно. Нервишки...»


Герой — в шоке. Шок — от той предельной ситуации, в которую попадает лейтенант Володька в своем отпуске по ранению, от несовместимости всей атмосферы тыловой жизни и фронта.

Итог

















Здесь, на войне, убийство, одно из самых страшных, антигуманных поступков, являлось нормой, а иногда и первоочередной задачей. «Дом и родные перестали восприниматься как реальность, скорее, как далекое прошлое. В этом «вывернутом наизнанку» мире даже луг с ромашками и стрекотом кузнечиков стал лишь неудобной для наступления местностью».

























Правда жизни: солдаты, которых некому было хоронить...; раненые, изуродованные войной.... и, несмотря ни на что - молодость, и ощущение жизни! И внутреннее счастье оттого, что не убит, что дышишь, что живёшь».


В Москве жизнь не прекращала свои обороты, люди продолжали учиться, работать.


«…У памятника Пушкину он остановился – внизу, у постамента, лежали цветы! Что-то дрогнуло в душе Володьки… В военной, полуголодной, измученной непосильным трудом Москве, в Москве, около которой всего в двухстах километрах стоит враг, кто-то не на лишние деньги (таковых у москвичей не было), а может, на последние, покупает на рынке безумно дорогие цветы, чтоб положить их к подножию первого поэта России. Не пайку хлеба, не кусок мяса или масла, которые можно купить на эти деньги, чтобы поддержать свое оголодалое на карточном пайке тело, а цветы… «

«…Он задумался, а когда поднял голову, то увидел подходившую к памятнику чистенькую, сухонькую арбатскую старушку в старомодной шляпке из соломки, в стареньких лайковых перчатках, в туфлях на невообразимо высоких каблуках. Ей было, видимо, трудно и неудобно ходить, так как она очень неуверенно и осторожно переступала своими тонкими, высохшими ногами. Она остановилась около Пушкина, вынула из сумки один-единственный цветок и, что-то шепча бледными губами.

Ему захотелось встать, подойти к ней, взять ее руку в прохудившейся лайковой перчатке и поднести к губам, поблагодарив этим за цветок…»

«…Мне восемьдесят два… И на моем веку было много войн, но эта… эта самая страшная… Скажите, молодой человек, вы спасете Россию? – Она взглянула ему прямо в глаза.

– Спасем, – тихо ответил Володька, склонив голову.»

Осознание того, что нельзя судить о том, как живут люди в Москве по нескольким неприятным для него моментам, произошло только тогда, когда Володька влюбился по-настоящему. На него обрушивается еще не виданное и не слыханное им — любовь. И власть этого запредельного почти, кажется, чувства оказывается властнее вроде бы всего на свете. И эта эгоистическая» власть любви возвращает герою весь человеческий мир и всю человечность.

Встреча с Тоней — внутренняя кульминация повести. Тоня вся, весь ее мир в совершенно ином измерении, нежели тот мир, в котором обитает лейтенант Володька. Она, Тоня, определяет собой для него совершенно иную систему отсчета жизненных ценностей — от жизни, счастья, любви, а не от горького духа окопных истин. Но дело не только в этом. Тоня не из того круга, в котором живет Володька, выраставший в скромном интеллигентном доме (в коммунальной комнатушке) и среди оголтелых пацанов Марьиной Рощи, набиравшихся ума и чувств у «святой русской литературы» с ее психологией и проклятыми вопросами, с ее неизменной ори­ентацией на «человека, которому очень трудно быть подлецом». Тоня — человек «иной породы». И при первой же встрече с ней Володька чувствует острую социально-психологическую грань, отделяющую Тоню от всего его привычного быта — этой непосредственной, ближайшей нашей среды обитания. Тоня вся - отрицание той «окопной правды», которой живет теперь герой и которая отождествляется для него с жизнью по совести.

«Володька поднялся по широкой и чистой лестнице, чему удивился — не до уборок было домоуправам в ту пору, — и позвонил в единственный звонок, около которого не висело никакого списка жильцов»... Был Тонин день рождения, «тосты за новорожденную, за победу... за всех, кто на фронте... и он примирился и с сытыми лицами присутствующих, и с их хорошей одеждой, с обилием еды, что поначалу ударило резким контрастом с собственным домом...

Он понял, что правда — это реально существующий ад войны, а «рай» мирной жизни в тылу — неправда, иллюзия. Он понял, что тут люди в огромном своем большинстве жили сейчас под знаком той же «окопной правды,» были подчинены ей, служили ей чуть ли не так же, как те, кто «на передке», — «через не могу», до упаду. И вместе с тем лейтенант из-под Ржева начинает понимать, что «жизнь идет», и даже начинает понимать, что у людей есть «не одно "надо"»...

Проза Вячеслава Кондратьева была для меня каким-то открытием. Его герои привлекают сердечной ранимостью, незащищённостью, честностью, я бы сказала, болезненной честностью и бескомпромиссностью в нравственных, моральных вопросах. Конечно, он пишет о том, что пережил, может быть, поэтому характеры и ситуации в его прозе так точны.

На войну Володька уходил со школьной скамьи, не успев приобрести жизненный опыт, получить профессию, а вернувшись с фронта, искалеченный, как и тысячи других молодых людей, душой и телом, он с трудом привыкал к повседневной жизни, и всё казалось мелким и неважным. Да, на таких, как Володька наваливалась депрессия, а потому они часто теряли себя в мирной жизни.

Всё то время, что Володька был в отпуске, он ни на минуту не забывал, что скоро ему возвращаться обратно на фронт. С горечью говорил он любимой девушке: «А отпуск к концу. Через 15 дней опять то же. И ни черта я в жизни не видел – школа, армия, фронт…»

Но, как оказалось, у него был выбор. Лейтенант мог вернуться обратно подо Ржев, в расположение своей части, его там ждали, получал Володька письма от своих ребят. А мог он выбрать и более лёгкую службу, добытую по знакомству. Но зная характер Володьки с первых страниц книги, можно было не сомневаться, каким будет его решение. Сложно оно было для Володьки только потому, что он обещал своей девушке и матери не ехать больше подо Ржев.

Володька принял решение.

«И покой, особенно ощутимый после разлада и разброда последних дней, сошёл на него; он возвращается «на круги своя», на свой, выбранный им самим путь, путь, по которому идёт его народ, и ему остаётся только одно – пройти этот путь достойно, без тех ошибок и недогадок, которые допустил по неопытности и по мальчишеству…

«Отпуск по ранению» — образ условно мирной жизни, отпуск в жизнь, «выходной» на войне. Для Володьки он был очередным испытанием.

Лейтенант отказался от жизни по протекции (покровительству), от жизни за чужой счет. «И покой, особенно ощутимый после разлада и разброда последних дней, сошел на него: он возвращается «на круги своя», на свой, выбранный им самим путь... Он сразу словно вырубил себя из московской жизни... Он был уже там, подо Ржевом...»

Володька выдержал испытание тылом, как раньше выдерживал испытание фронтом, — в этом я как молодой читатель уверена, потому что он вовремя вернулся тогда к своим ребятам под Ржев, он и теперь смог вовремя прийти к нам, к тем, кто стоит на пороге взрослой жизни в это тяжелое для нас, для нашей страны время.




3.5 Глава вторая. Практическая часть. Опрос

Я провела опрос среди обучающихся нашей школы с целью выявления истинного понимания происходящего в наших республиках ДНР и ЛНР. Также мне было интересно выяснить: читают ли они художественные произведения о войне или смотрят их экранизацию. Для этого я составила ряд вопросов. Опрос проводился инкогнито в двух классах: 10 и 11. В нем участвовало 20 человек.

Результаты опроса:

Как часто вы читаете книги или смотрите фильмы о Великой Отечественной войне?

Всегда

Иногда

Редко

Никогда

Ответы в %

30

40

25

5

Как часто вы самостоятельно интересуетесь событиями, происходящими в вашей стране?

Всегда

Иногда

Редко

Никогда

Ответы в %

10

35

50

5

Владеете ли вы информацией о событиях, происходящих в ДНР и ЛНР?

Да

Нет

Ответ в %

80

20

Осознаете ли вы, что если конфликт затянется, то вы можете оказаться в рядах защитников?

Да

Нет, не думали.

Ответ в %

30

70

Результаты анкеты меня не очень обрадовали:

На вопрос: «Как часто вы читаете книги и смотрите фильмы о Великой Отечественной войне?» - 6 человек ответили, что читают всегда, но только по школьной программе; 8 человек – иногда (некоторые из них читают в кратком изложении).

На вопрос: «Как часто вы самостоятельно интересуетесь событиями, происходящими в вашей стране?» - только 2 человека живут в реальном мире; 17 учеников далеки от событий сегодняшнего дня.

На вопрос: «Владеете ли вы информацией о событиях, происходящих в ДНР и ЛНР?» - 16 человек ответили «да», но информированы они в основном педагогами школы.

На вопрос: «Осознаете ли вы, что если конфликт затянется, то вы можете оказаться в рядах защитников?» - лишь 6 ребят согласились. Другие ответили, что не задумывались.

Вывод: ученики почти не интересуются художественными произведениями о Великой Отечественной войне, но смотрят фильмы. Как можно заметить из таблицы, обучающихся в курсе событий, в которых оказалась наша страна, они еще не до конца осознают. происходящее. Становится понятно, что современная молодежь недостаточно уделяет внимание всему тому, что происходит в России. В свои 16-17 лет мы должны понимать, что военные - наши защитники; они выполняют очень тяжелую работу: зачищают точечно от нацистов территории, на которых страдают люди. Мирное население нашей страны не остаемся в стороне: всячески поддерживает их благотворительными сборами или письмами с добрыми словами и не только…



























4. Заключение

Я считаю, что книга В.Л.Кондратьева «Отпуск по ранению» - это достойная для прочтения книга, потому что проникнута верой в торжество человечности. Цель, которую я ставила перед собой, была достигнута: главный герой, вчерашний школьник, на которого «обрушилось все бремя ответственности за судьбу родины», не сломался, принял свое единственно правильное решение. Жизнь поставила его перед выбором: остаться в тылу и жить спокойной радостной жизнью или быть на фронте, защищать отечество. И он, как и обещал «сухонькой старушке», которую встретил у памятника Пушкину, его сделал: не подвел он товарищей, ждущих его там…подо Ржевом, на передовой.

Проза Вячеслава Кондратьева была для меня каким-то открытием. Его герои привлекают сердечной ранимостью, незащищённостью, честностью, я бы сказала, болезненной честностью и бескомпромиссностью в нравственных, моральных вопросах. Конечно, он пишет о том, что пережил, может быть, поэтому характеры и ситуации в его прозе так точны. Читая рассказы и повести В. Кондратьева, мы перенимаем эстафету времени, пытаемся прикоснуться к его живым истокам, прежде всего, нравственным.

Наше поколение, не окрепшее духовно, если судить по результатам опроса, еще не потерянное. Пока не поздно необходимо приобщаться к тем истокам, которых нам так сейчас не хватает: это наша история, это наша литература Книга В.Л.Кондратьева «Отпуск по ранению» - живой документ, подлинное свидетельство о событиях прошлых лет в тылу и на передовой..













5. Источники информации



Интернет – источники

1. https://resheba.me/gdz/geografija/10-klass/domogackih-uglublennyj/paragraph-12

2. https://thelib.ru/books/kondratev_vyacheslav/otpusk_po_raneniyu-read-2.html

3. http://militera.lib.ru/prose/russian/kondratyev1/01.html

4. https://obrazovaka.ru/books/kondratev/sashka

5. https://fantlab.ru/autor13977


Литература:

1. В.Л.Кондратьев. «Отпуск по ранению».

2. Произведения о Великой Отечественной войне на уроках и во внеклассном чтении учащихся . Самара .1995г.

3.Л.Лазарев «Самые главные годы» (о фронтовых повестях и рассказах Вячеслава Кондратьева). 1992г.

4. А.Коган. Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. «Литература в школе», №2 1995г.


















10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!