СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Экскурсионный маршрут по Заводскому району".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Экскурсионный маршрут по Заводскому району"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Экскурсионный маршрут по Заводскому району".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»





Исследовательская работа

«Экскурсионный маршрут по Заводскому району»






Работу выполнили: ученик 10 класса Роман Гладков и

учитель истории и обществознания

Галина Александровна Гладкова




Новомосковск, 2022

Содержание

  1. Паспорт проекта……………………………………………………………3

1.1. Название проекта

1.2. Автор проекта

1.3. Координатор проекта

1.4. Актуальность проекта

1.5. Цель проекта

1.6. Задачи проекта

1.7. Практическая значимость проекта

2. Введение

3. Основная часть. ………………………………………………………..5

3.1.Содержание проекта маршрута…………………………………….

3.2. Основные объекты маршрута………………………………………

3.3.Техническое и краеведческое описание маршрута. Объекты маршрута

Ж/Д вокзал ул. Вокзальная………………………………………………….

«Жилкомбинат ГРЭС» 1936 г. - первый многоэтажный каменный дом с полным благоустройством. ул. Вокзальная, д.56………………………….

Жилкомбинат, ул. Вокзальная, 58………………………………………….

Ул. 1-ая Транспортная ………………………………………………………

- Сквер «Возрождение» ……………………………………………….

-ДК Заводского района ………………………………………………

-Памятник павшим воинам……………………………………………

-Дом пионеров (бывшее здание)………………………………………

Бывшая школа №12 ул.Ударная ……………………………………………

Школа № 10 ул.1Транспортная……………………………………………..

 Медико-санитарная часть им.И.П.Барского. ул.1-ая Транспортная…….

  1. Практическая часть……………………………………………………22

  2. Заключение…………………………………………………………….23

  3. Информационные источники………………………………………...24

1. Паспорт

Название проекта

«Экскурсионный маршрут по Заводскому району»

Автор

Гладков Роман Игоревич

Координатор

Гладкова Галина Александровна

Актуальность

Моя Малая Родина - мой Заводской район. Я здесь родился. И все мое детство тоже проходит здесь. Мой район с очень интересной историей. Именно его вначале строительства называли «Строительство Новой Москвы». Прошло уже 90 лет с того момента, как начали строить Заводской район.

Разбирая архив, я просто поразился тому, как некоторые памятники архитектуры сохранили свой первозданный вид.

Учитывая, как привлекательна архитектура в Заводском районе, я решил разработать пеший туристско-экскурсионный маршрут по Заводскому району «Моя малая родина» по наиболее интересным и значимым местам моего района.

Актуальность данной проблемы очевидна, так как проблема патриотического воспитания среди молодежи стоит очень остро.

Цель

изучение истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине.

Задачи

- изучить и проанализировать литературные источники и фото-архив Заводского района;

- создать обзорную онлайн - экскурсию по Заводскому району.

Этапы

  1. Выбор темы (заглавия) проекта.

  2. Определение задач, которые помогут достичь цели.

  3. Составление плана работы.

  4. Поиск и изучение литературы по теме работы.

  5. Подбор материалов.

  6. Подготовка и вывод по проделанной работе.

  7. Оформление работы.

  8. Представление результатов проекта, защита проекта.

Практическая значимость

организовать пеший экскурсионный маршрут для учащихся 10-11 классов в целях формирования уважения и гордости за историко-культурное наследие малой родины.



  1. Введение


«У большинства людей чувство Родины в обширном смысле… дополняется, если чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест…»
Александр Трифонович Твардовский, русский советский писатель


С чего начинается любовь к Родине, к своей земле, где давно живут наши отцы и деды и прадеды? Наверное, с памяти. Но помнить непросто… Как гнулись спины ударников - первостроителей, как наши предки сражались за мир и покой на Земле, как не отчаивались, а продолжали сочинять стихи и песни в столь трудное для них время.
Память для человека, как корни для дерева. Чтобы не засохли наши корни, мы должны заботиться о них. По ниточке, по всплеску памяти восстановить историю родного края.
У каждого человека есть своя Малая Родина. Возможно, это место, где ты родился, вырос, прожил всю свою сознательную жизнь. А, может, для кого-то Малая Родина-это то место, где он обрел себе духовное спокойствие, нашел новых друзей или достиг больших высот.
Моя Малая Родина - мой Заводской район. Я здесь родился. И все мое детство тоже проходит здесь. Мой район с очень интересной историей. Именно его вначале строительства называли «Строительство Новой Москвы». Прошло уже 90 лет с того момента, как начали строить Заводской район.

Разбирая архив, я просто поразился тому, как некоторые памятники архитектуры сохранили свой первозданный вид.

Учитывая, как привлекательна архитектура в Заводском районе, я решил разработать пеший туристско-экскурсионный маршрут по Заводскому району «Моя малая родина» по наиболее интересным и значимым местам моего района.

Туристско-экскурсионный маршрут – это проложенный на местности экскурсионный маршрут, рассчитанный на учащихся и взрослых ценителей архитектуры и истории. Предназначен для того, чтобы проводить учебную, просветительскую и пропагандистскую работу, повышать историческую и краеведческую грамотность экскурсантов.

В основу трассировки маршрута положена существующая дорожно-тропиночная сеть. Он не представляет опасности и сложности для прохождения (не имеет крутых склонов, осыпей и т.д.). Информативность достигается путем рассказов экскурсовода.






















3. Основная часть

3.1. Содержание проекта маршрута.

Паспорт туристско-экскурсионного маршрута «Моя малая родина»

Наименование экскурсионного маршрута – “Моя малая родина”.

Протяжённость маршрута- 1 км

Время прохождение маршрута – 40 мин.

Пеший способ передвижения  по маршруту.

Движение – начинаем экскурсию от:

1.Ж/Д вокзал ул. Вокзальная

2.«Жилкомбинат ГРЭС» 1936 г. - первый многоэтажный каменный дом с полным благоустройством. ул. Вокзальная, д.56.

3. Жилкомбтнат, ул. Вокзальная, 58

4.Ул. 1-ая Транспортная

Сквер «Возрождение»

-ДК Заводского района

-Памятник павшим воинам

-Дом пионеров (бывшее здание)

5.Бывшая школа №12 ул.Ударная

6.Школа №10 ул.1-ая Транспортная

7. Медико-санитарная часть им.И.П.Барского. ул.1-ая Транспортная

Назначение маршрута – формирование исторической культуры школьников, проведения экскурсионной работы, исследовательской деятельности.

Режим пользования – проведение экскурсий, уроков, научно-исследовательская работа.

Маршрут всесезонный- весна, лето, осень, зима.

Наличие экскурсоводов на маршруте –  педагог и обучающиеся «МБОУ «СОШ №20» 3 человека.



3.2. Основные объекты маршрута:

1.Ж/Д вокзал ул. Вокзальная

2.«Жилкомбинат ГРЭС» 1936 г. - первый многоэтажный каменный дом с полным благоустройством. ул. Вокзальная, д.56.

3. Жилкомбтнат, ул. Вокзальная, 58

4.Ул. 1-ая Транспортная

Сквер «Возрождение»

-ДК Заводского района

-Памятник павшим воинам

-Дом пионеров (бывшее здание)

5.Бывшая школа №12 ул.Ударная

6.Школа №10 ул.1-ая Транспортная

7. Медико-санитарная часть им.И.П.Барского. ул.1-ая Транспортная

3.3Техническое и краеведческое описание маршрута. Объекты маршрута.

Ж/Д вокзал ул. Вокзальная

Начинается наше путешествие у небольшой и мало примечательной станции, «южные ворота» промышленной зоны.

Само здание вокзала было сооружено в 1948 году, а транспортные пути сообщения с платформой уже пролегали в начале 30-ых годов.

24 сентября 1932 года установлено регулярное железнодорожное сообщение между станциями: Маклец, Северная, Химкомбинат, Угольная, Ключёвка, Индустриальный город, Сборная и Бобрик-Донской.

На фото мы видим посещение 1-го народного комиссара тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе станции Угольная (Сталиногорск-2) и станции Ключёвка, 1933 год.

В 1934 году началось регулярное движение пригородных поездов на паровой тяге между жилыми районами и промышленной зоной.

Станция имела одну островную платформу.

Её пассажирами были преимущественно жители немногочисленных жилых домов, расположенных по соседству с промышленной зоной (все эти дома подлежат расселению).

В 2008 году платформа была снесена, остановка поездов ликвидирована. Названные причины ликвидации — близость остановочного пункта ГРЭС и почти полное завершение процесса переселения жителей домов, находящихся вблизи промышленной зоны. К сожалению, процесс переселения жителей затянулся. Наши земляки стали пользоваться другими видами транспорта.

Жилкомбинат ГРЭС» 1936 г. - первый многоэтажный каменный дом с полным благоустройством. ул. Вокзальная, д.56., д.58.

В 1934-36 годах здесь появляются первые капитальные дома. Они были двухэтажными, их оборудовали водопроводом и канализацией. Начинают строиться и каменные многоэтажные дома с полным благоустройством. Один из таких домов мы сейчас видим перед собой.

Дом №56, который расположен на улице Вокзальной. Он был назван "Жилкомбинатом ГРЭС". Это было красивое пятиэтажное здание с декоративной штукатуркой. По своему архитектурному оформлению и ныне является одним из интересных в городе. Здесь имелись все коммунальные удобства: двойной водопровод с горячей и холодной водой, центральное отопление, телефон, радио, а также детсад на 100 мест, помещение с солярием. В нижних этажах дома были расположены столовая, продуктовый магазин, аптека (сейчас в этом помещении находится почта), парикмахерская, гостиница и ряд бытовых помещений.

На фото справа мы видим дом №56 после освобождения города от фашистов.

Напротив дома №56 было одноэтажное здание, в котором находилось ФОТОАТЕЛЬЕ, затем мастерская по ремонту обуви. Около сорока лет назад здание сгорело.

Проходя дальше по улице Вокзальной, мы видим ещё один жилой дом №. 58, построенный в 1936 году, 5 - этажный многоквартирный дом. Чуть ниже на фото мы видим жителей Сталиногорска на строительстве бомбоубежища, напротив 58 дома, июнь 1941 год.

На первом этаже дома расположены продуктовый и промтоварный магазины. А раньше, лет 20 назад, здесь были книжный, обувной магазин, магазин одежды.

Переходим через дорогу, и мы уже на ул.1-АЯ Транспортная.

сквер "ВОЗРОЖДЕНИЕ" и выглядит оно несколько иначе, но раньше все было именно так, как мы видим на фото ниже.

Закладка Дворца культуры состоялась в октябре 1949 года. Строительство возглавил прораб Балахонов. Художественные детали и лепку на фасаде здания и во внутренних залах создал скульптор Фролов. Здание должно было вступить в строй 1ноября 1950 года, однако по разным причинам это случилось только в январе 1952 года. Первым директором его был Н.Скуй, а затем Призов, художественным руководителем К. Григорьев.

Дворец безусловно стал притягательным местом для творческой молодёжи. Один за другим стали возникать кружки. Учителями Заводского района был создан хор. В кружок солистов пришли талантливые исполнители Раиса Чугункина, Нина Авдошина, Екатерина Шеева, Василий Бахтин, Клавдия Полосина.

В июне 1953 года силами художественной самодеятельности ДК ГРЭС была поставлена опера "Запорожец за Дунаем".

Хорошо работал во Дворце культуры Детский сектор под руководством Раисы Ивановны Алексеевой. В нём занималось около 40 детей 2-7 классов.

В конце 50-х годов в художественной самодеятельности ДК ГРЭС работало 11 кружков, в которых занималось 220 человек - 100 взрослых и 120 детей. За год они давали 75-80 концертов. Под руководством талантливых руководителей многие из них добились признания не только в родном городе, но и в Тульской области. Наибольшего успеха достиг эстрадный оркестр под руководством Евгения Носова. 24 ноября 1955 года с солисткой Инной Авдошиной он выступал с концертом в театре имени Пушкина в Москве. В декабре того же года одарённый коллектив участвовал в заключительном конкурсе Всесоюзного смотра художественной самодеятельности, который проводился в Большом театре СССР.

Братская могила

Войну все ждали, но она нагрянула внезапно. Фронт быстро приближался к Сталиногорску. 25 ноября 1941 года город был захвачен, начались грабежи и убийства.17 дней продолжалась оккупация города, но жители достойно обороняли его. Много было убитых и раненых. О том, что в центральной части сквера было захоронение, мы узнаем из документов, составленных Сталиногорским военкоматом от 1947 г. В документе читаем: 11 декабря 1941 года Сталиногорск-2 освободили части 5-го и 108-го кавалерийского полков 2-й гвардейской кавалерийской дивизии, которые в ходе уличных боев выбили из города 120-й разведывательный батальон 112-й пехотной дивизии вермахта. 12 декабря город полностью был освобожден от фашистов.

По воспоминаниям И. И. Сарычева, бывшего командира боевой группы Сталиногорской подпольной молодежной организации «Смерть фашизму» «…Сразу же после освобождения города командование 2-й гвардейской кавалерийской дивизии приняло решение по захоронению жертв фашизма и воинов, погибших в бою. В северном углу сквера, у Дома культуры энергетиков, вырыли братскую могилу. Конногвардейцы на автомашине привезли убитых офицера и бойца-связиста. Из Маклеца доставили труп Константина Бессмертных, от кинотеатра «Встречный» — Василия Петрина. А еще через несколько дней в этой же братской могиле был похоронен подпольщик Василий Анискин. Позднее, в начале 1942 года, когда в центре сквера были похоронены 11 воинов 2-й гвардейской кавдивизии, сюда же перенесли останки из братской могилы в северной части сквера».


Могила вначале была огорожена штакетом.

Памятник на постаменте с фигурой солдата с автоматом изготовлен по проекту главного архитектора Лифанова и торжественно открыт 7 ноября 1947 года.

В 1940-х годах над захоронением шефствовала средняя школа № 12 г. Сталиногорска.

Если мы посмотрим на список людей, которые здесь захоронены, то увидим, что не указаны фамилии:

· начальника штаба сталиногорской подпольной организации «Смерть фашизму!» К. В. Бессмертных;

· участника этой организации школьника Василия Анискина.


По правой стороны сквера находится современный продовольственный магазин «Пятерочка» а раньше здесь располагался Дом пионеров, а через дорогу от него кинотеатр "Встречный".

Выйдя из сквера, мы дорогие экскурсанты, оказываемся на пересечении улиц 1-ая Транспортная и ул.Свобода.

Именно здесь находился первый в городе кинотеатр «Встречный» – большое деревянное здание барачного типа с вместительным залом и сценой.

Вечером 24 декабря 1933 года в нем состоялось торжественное собрание в честь открытия Бобриковского химкомбината. На собрании от имени правительства выступили видные деятели государства Г.К. Орджоникидзе и Л.М. Каганович. Отличившиеся строители были награждены орденами и грамотами ЦИК СССР Кинотеатр сгорел во время оккупации города немецко-фашистскими захватчиками в 1941 году.

На фото мы видим демонстрации 30-х и конца 50-ых годов, которые шли по пересечению улиц 1-ая Транспортная и ул.Свобода.



Все самое главное в жизни города происходило здесь. Неподалеку отсюда находился первый стадион-Стадион строителей физкультурного общества "Вперед", сейчас на этом месте построены цеха производства Аэрозоль. Рядом - первый базар, где были палатки, магазины, столовая.





Школа №12

Улица Ударная - одна из старейших улиц нашего города, располагается в его северной, промышленной части. Дата рождения-7 декабря 1931 года, когда Бобриковский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Московской области зарегистрировал первые улицы города.

На фото мы видим здание школы №12, которая позднее была преобразована в мастерские швейного училища. Сейчас это здание заброшено и разрушается.

Во время проведения главной операции по освобождению города от фашистов боевая группа сталиногорских подпольщиков 11 декабря 1941 года под покровом ночи засела на чердаке школы № 12, а разведгруппа – на чердаке дома № 17 Нижне-Засецкого поселка. Как только конногвардейцы завязали уличные бои, боевая группа через слуховое окно открыла огонь из пулемета и винтовок по немецкому штабу. Среди офицеров немецкого штаба поднялась паника, и они побежали в Ключевку, где у них был опорный пункт. Первый директор школы №12 Кортунков В.А. погиб в ноябре 1941 года, его расстреляли фашисты.

В послевоенные 50-е годы старшая пионервожатая школы №12, одной из первых привлекла к работе с пионерами отрядных вожатых с производства. И только после этого вожатые-производственники появились и в других пионерских дружинах города.

На улице Ударной ранее располагалось множество объектов инфраструктуры:

- цеха АЭРОЗОЛЬ, отделение почты и милиции, баня, хлебзавод, гастроном

- МУЗ «Станция скорой помощи», МУЗ «Детская городская поликлиника», детский дом, МУЗ «Поликлиническое отделение №1», городская больница с терапевтическим, родильным, хирургическим отделениями и другими отделениями. В хирургии работали хирурги Попов Н.В., Солдатов А.В., Турков В.А.

Более двадцати лет назад больница была закрыта, а здание постепенно разрушено.

Улица Ударная протянулась через всю северную часть города. В настоящее время она граничит со сквером «Возрождение», где мы с вами сегодня уже были.

Улица Транспортная - одна из первых улиц города, построенная в начале 30-ых годов прошлого века. Улица располагается в северной, промышленной части города. Первое упоминание встречается в газете «Подмосковный гигант» от 23 декабря 1933 года. На ней находилась медико-санитарная часть им. Барского, заводоуправление ЭЦМ, средняя школа №10.

Школа №10 - одно из старейших средних учебных заведений города Новомосковска, которое было открыто 25 сентября 1935 года в Заводском микрорайоне для детей первостроителей. Первым директором школы была Анна Васильевна Холод. Во время оккупации города в годы Великой Отечественной войны, по  свидетельству очевидцев, немецкие войска устроили на первом этаже школы конюшни. Это единственная школа из восьми открытых в довоенные и послевоенные годы в Заводском районе, которая функционирует в настоящее время. В 2015 году, в связи с присоединением Детского сада №15, переименована в Центр образования №10. (на фото ВЫПУСКНИКИ ШКОЛЫ 1956 ГОДА.)

Больница им. Барского

А теперь предлагаю вам пройти к зданию больницы им. Барского, которая станет последней остановкой в нашей экскурсии.


В настоящее время больница закрыта, здание постепенно разрушается, территория никем соответственно не облагораживается. А еще 10 лет назад здесь все было иначе. А, если вернуться в 70-ые годы , то здесь частыми гостями были медики из-за рубежа по обмену опытом, кабинеты были оборудованы самыми новейшими приборами, работали профессионалы.

Главным врачом МСЧ НАК «АЗОТ», заведующим лаборатории социологии с 1948 по 1987г. был Барский Израиль Пинхусович – врач, организатор здравоохранения, кандидат медицинских наук(1968),заслуженный врач РСФСР. В 1942 году был направлен в госпиталь для военнопленных г.Сталиногорска. Внес большой вклад в развитие здравоохранения, организацию службы охраны здоровья работников химических предприятий, активно занимался научно-исследовательской деятельностью. Неоднократно избирался депутатом Новомосковского городского совета. Награжден орденом «Знак Почета» и медалями. На здании МСЧ НАК «АЗОТ» установлена мемориальная доска в его честь. 1 сентября 1995 года Барскому И.П. присвоено звание «Почетного гражданина г. Новомосковска».



































3.Практическая часть

Был разработан видео-материал виртуальной экскурсии по памятным местам Заводского района. Ознакомиться с ним можно пройдя по ссылке https://disk.yandex.ru/client/disk/2021


Планируется для учащихся старших классов организовать пеший маршрут по достопримечательностям моей малой Родины. Организуется это для того, чтобы обогатить их краеведческие знания.















Заключение

В нашем районе есть достопримечательности, которые будут интересны гостям и местным жителям. К сожалению, не все дети, да взрослые знают историю зарождения своего Заводского района. Второй год, работая над этой темой, меня огорчает отсутствие полноценного исторического материала. В наш Заводской район многие туристы с удовольствием бы приезжали, потому что в каждом районе нашей огромной страны есть свои особенные достопримечательности, красивая природа, интересные объекты.

Пройдя данную экскурсию, учащиеся и гости могут открыть для себя что-то новое или посмотреть на старые места по-другому.

Для того, чтобы дети в школе стремились больше узнать о своей малой родине, надо придумывать интересные игры, проводить викторины и конкурсы, посвящённые истории и природе родного края.

В ходе работы я изучил и проанализировал литературные источники и фото - архив Заводского района, создал обзорную онлайн-экскурсию. Задачи, поставленные в начале исследовательской работы, выполнены.















Информационные источники:

  1. В.И. Седугин «Новомосковск»., Очерк истории. Издание 3-е, дополненное., Новомосковск 2-10, с.185

  2. Материал, предоставленный МБУС «НБС»

  3. Материал, предоставленный МБУС «НБС Заводского района»

  4. Материал, предоставленный сотрудниками ЦО № 10

  5. https://stalinogorsk.ru/selivanova_utopija_i_razvitie_goroda

  6. https://studwork.org/

  7. https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-po-temevospitanie-osnovgrazhdanstvennosti-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-2773290.html

  8. http://nov-pravda.ru/news/na-stroitelstvo-novoy-moskvy/







14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!