МКОУ « СОШ №12 г. Нижнеудинск »
Исследовательская работа
Эти «знатные» падежи
Выполнила:
Ахметова Елизавета,
Ученица 4 «а» класса
Руководитель:
Сафонова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
Нижнеудинск
2018
На уроке русского языка мы изучали падежи имен существительных. Многим ребятам было трудно все запомнить. Но учитель сообщил нам, что школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей. В грамматике финского языка – 15, а венгерского 22 падежа. Чемпионы по количеству падежей – некоторые языки народов Дагестана, в грамматике одного из них – свыше 50 падежей. А вот англичане, никаких падежей не изучают. Отношения между словами в английском языке передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.
Мне стало интересно, и захотелось узнать, а какие падежи в нашей речи наиболее «знатные», то есть употребительные. Так у меня появилось желание провести исследовательскую работу и представить её своим одноклассникам.
Цель моей работы: исследовать падежи русского языка наиболее употребляемые в разных стилях речи.
Задачи:
- Узнать, что обозначает слово падеж;
- какое предпочтение отдаётся разным падежам
в литературном языке
в разговорной речи
в деловой речи;
3. провести эксперимент;
4. обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза : что, если наиболее употребляемым в разных стилях речи является именительный падеж.
Методы исследования
- теоретический (изучение литературы, обобщение);
- эмпирический (фотографирование, анкетирование);
- экспериментально - теоретический (эксперимент).
Из личных наблюдений знаю, что имя существительное самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи имя существительное.
Знаю, что:
- существительное отвечает на вопрос КТО? ЧТО?
- имеет род ( м.р, с.р., ж.р. )
- изменяется по числам ( ед.ч. и мн.ч .)
Значит, падеж – это изменение формы слова по вопросам. В школе изучают 6 падежей. Их названия и вопросы, на которые они отвечают, я представляю в таблице:
Русское название падежа
Вопросы
Именительный
Предлоги
Кто? Что? (есть)
Родительный
Кого? Чего? (нет)
--- ---
Дательный
Винительный
Кому? Чему? (дам)
без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг
Кого? Что? (вижу)
к, по
Творительный
в, за, на, про, через
Кем? Чем? (горжусь)
Предложный
О ком? О чем? (думаю)
за, над, под, перед, с
в, на, о, об, обо, при
В словаре Ожегова прочитала следующее: слово падеж произошло от латинского казус (падение). Ещё греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную форму и косвенную), то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи «падают» той или иной формой.
Мой вывод: И.П. - имеет основную форму. Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, не употребляется с предлогами. Все остальные падежи «косвенные». Значит, он «знатный» - самый употребительный.
Результаты анкетирования
Провела анкетирование, среди учащихся 4 х классов своей школы (49 учащихся)
Результаты анкетирования
Вывод: одноклассники знают, сколько падежей в русском языке, большая часть ребят считают: падежи нужны в речи, чтоб красиво и правильно говорить и самый употребляемый падеж – именительный.
Научно-популярный стиль речи
На следующем этапе работы провела теоретический эксперимент. Узнала, какие падежи самые употребляемые в литературной речи.
Как снегирь ( И.П ) деревце( В.П ) посадил.
Жил-был зимой в лесу розовогрудый снегирь( И.П). Летал-летал он( И.П ) по своим делам( Д.П ) и проголодался. Сел снегирь( И.П) на высокую рябину( В.П) и стал мороженные ягоды( В.П ) клевать. А ягоды( И.П ) крупные, спелые, сладкие. Так в клюв и просятся!
Наелся снегирь( И.П ) от души( Р.П ), а улетать с рябины( Р.П ) не хочется: очень уж ягоды( И.П ) на ней( П.П) хороши. Думает: «Дай, хоть одну с собой( Т.П ) возьму — про запас( В.П )». Летит, ягоду( В.П ) в клюве( П.П) несёт. А навстречу ему( Д.П ) — ястребок( И.П ). Испугался снегирь( И.П), кинулся в сторону, крикнул: « Помогите!» - и уронил ягодку( В.П ) в снег( В.П ).
Пришла весна( И.П ). Растаял снег( И.П ). Пригрело ягодку( В.П ) солнышко( И.П ). Пустила она( И.П ) корешок( В.П ), а потом листочек( В.П ). А потом и деревце( В.П ) выросло. Сидит на нём( П.П) снегирь( И.П ) и сам себя( Р.П ) хвалит: «Теперь в лесу зимой вкусных ягод( И.П ) ещё больше будет!»
Научно-популярный стиль речи
Всего 37 существительных и местоимений: И.П -13 слов (35%), В.П – 11 слов (30%), Р.П –4 слова (11%), Д.Т.П –9 слов (24%) .
Вывод:
чаще всего употребляется в литературной речи - И.П.
Разговорный стиль
Далее наблюдала за разговорами друзей.
Для разговорной речи самым частым падежом является:
Посетила магазин «Удача» (обратила внимание на ценники)
1
3
5
2
4
7
8
9
6
- Супермаркет Удача – И.П , Набор – И.П , Ролик – И.П , Блока – Р.П
- Супермаркет Удача – И.П , Кит кат – И.П , Шоколад – И.П , вафлей – Т.П
- Супермаркет Удача – И.П , Милка – И.П , шоколад – И.П , Миндаль – И.П, Ягоды – И.П
- Супермаркет Удача- И.П, Масло – И.П , розы – Р.П
- Супермаркет Удача – И.П , Блеск- И.П , губ – Р.П , Экзотика – И.П , ассортимент – И.П
- Супермаркет Удача- И.П , Раффаэлло – И.П, конфета – И.П , миндалем – Т.П
- Супермаркет Удача – И.П , Сплат – И.П , паста – И.П , детей – Р.П , яблоко – И.П , банан- И.П
- Супермаркет Удача – И.П , Хаггис – И.П , салфетки – И.П
- Удача – И.П
Вывод: для разговорной речи самым частым падежом является - И.П.
Деловая речь
Рассмотрела употребление падежных форм в деловой речи.
Свидетельство – И.П ,
о рождении- П.П,
Свидетельство – И.П ,
о регистрации – П.П
Елизавета – И.П ,
февраля – Р.П , года- Р.П
права – Р.П , Дата – И.П ,
выдачи – Р.П
город – И.П , Нижнеудинск – И.П ,
Договор – И.П , дарения – Р.П ,
регистрации - Р.П, Область – И.П
Документы – И.П , на передачу – В.П ,
квартир – Р.П
ИТОГО:
7 Р.П ,
9 И.П ,
3 П.П + В.П
Деловая речь
Записка- И.П , Директору – Д.П ,
центра – Р.П
Директору – Д.П , гимназии – Р.П ,
города – Р.П
Компьютер-сервис – И.П , Петрову – Д.П
Воскресенска- Р.П , Соколову – Д.П
от Микешиной - Р.П срыве- П.П ,
занятия – Р.П , по защите – Д.П
Заявление – И.П , сына – Р.П , гимназии – Р.П , слушателей – Р.П , из состава – Р.П , группы – Р.П документы – И.П , Микешина – И.П , августа – Р.П , человек – Р.П , в результате – П.П , занятие – И.П года – Р.П .
Преподаватель – И.П , Андреев – И.П
ИТОГО:
8 И.П ,
14 Р.П ,
7 Д.П + П.П
Деловая речь
Для работ – Р.П , по математике – Д.П ,
Ученицы – Р.П , класса- Р.П , школы – Р.П
Города – Р.П , Нижнеудинска – Р.П ,
Елизаветы – Р.П
Для работ – Р.П , по языку – Д.П ,
Ученицы – Р.П , класса – Р.П , школы- Р.П
Города – Р.П , Нижнеудинска – Р.П
Елизаветы – Р.П
ИТОГО: 14 Р.П , 2 Д.П
Деловая речь
Вывод: совсем иначе распределяется употребление падежных форм в деловой речи: Р.П. – 54,7%, И.П. – 26,6%
Статистика учёных (сайт www.gramota.ru)
Ученые выяснили, что в разных стилях речи предпочтение отдается разным падежам.
Вывод: Во всех стилях самыми частыми «знатными» падежами остаются И.П., Р.П. и В.П.
Заключение
Значит, моя гипотеза частично подтвердилась. Во всех стилях самыми частыми «знатными» падежами остаётся не только И.П., но Р.П. и В.П.
Русский язык очень трудный и интересный. В нем 6 падежей.
Наша задача – выучить и понять их, что бы говорить легко, грамотно и красиво! Для этого надо трудиться и творить. Надеюсь, что мои знания пригодятся не только мне, но и моим одноклассникам.
Используемая литература
- Детская энциклопедия, «Юный эрудит» - Москва: Эксмо,2006.
- Волина В.В. Веселая грамматика – Москва: Знания, 2007.
- Ожегов, С.и. Словарь русского языка / Ожегов С.И. – Москва: Русский язык, 1988.
- Соболева О.П., Агафонов В.В «Тайны страны Акитаммарг, или удивительные путешествия с Запятайкиным», 2005.
- http://www.gramota.ru/