СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Фокусы памяти"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Фокусы памяти"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 им. В. В. Горбатко

муниципальное образование город Горячий Ключ








Учебно- исследовательская работа на тему:

«Фокусы памяти»















Работу выполнила: Мельникова Елизавета,учащаяся 9 Б класса

Руководитель: Романова Анна Сумбатовна, педагог-психолог




г. Горячий Ключ

2021г.


Оглавление



  1. Введение ………………………………………………..………..................3

    1. Актуальность исследования

    2. Гипотеза исследования

    3. Цель работы

    4. Задачи

    5. Объект исследования

    6. Методы исследования

  2. Основная часть

    1. Что такое память ………………………………………………………. 5

    2. Виды и формы памяти ……………………………………………..……6

    3. Основные процессы и механизмы памяти..…………………………….6

    4. Типы памяти ………………………………………………………..……8

    5. Особенности памяти у школьников ..………………………………..…8

    6. Особенности развития младших школьников .………………….……10

    7. Память младших школьников..………………………………………. 11

  3. Практическая часть ………..………………………………………..…….. 12

  4. Приёмы улучшения и развития памяти ………………….…………….... 14

  5. Результаты работы и выводы ….…………………………….……………..16

  6. Заключение ……………………………………………..………………… 16

  7. Список использованной литературы ………………….………………… 17























Введение

Память — это психический процесс, который заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании, и воспроизведении следов прошлого опыта, позволяющие накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений, навыков.

Человек, по своей сути очень любознателен. С древних времен его интересовали такие вопросы, как: «Что?», «Откуда?», «Почему?» и другие. Память стала одним из предметов его изучения. Память -самая долговечная из наших способностей. Уже в глубокой древности люди придавали большое значение памяти. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а чистейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями.
Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с
развитием человека, а те или иные этапы памяти – это следствие изменения
взаимоотношения человека с внешним миром и людьми. Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные.

Мы запоминаем не только информацию, полученную по каналам восприятия (через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), но и собственные мысли, чувства, образы, действия. Человек не просто впитывает поток информации извне, а активно ищет её, словно опрашивая окружающий мир, по ходу он изменяет, преобразует в своей душе все добытые сведения, и лишь затем отправляет их на хранение.Вся наша жизнь не что иное, как путь из пережитого прошлого в
неизвестное будущее, освящаемый лишьв то ускользающее мгновение, тот
миг реально испытываемых ощущений, который мы называем «настоящим».У каждого из нас уникальная память, позволяющая нам осознавать
собственную индивидуальность и личности других людей.

Человекбезпамяти не имеет прошлого, или лишается его части. Лишившись памяти, человекутрачивает собственное «Я», утрачивает индивидуальность. Вотпочему так интересны и пугающе случаи потери памяти. Поэтому так важно тренировать и улучшать свою память. Особенно это важно вподростковом возрасте, во время учебы. Ведь именно память является
одним из условий накопления знаний. Многие люди часто жалуются на плохую или ухудшающуюся память. А есть ли способы проверить, улучшить или тренировать свою память, или же она, так или иначе, ухудшится? А какие факторы влияют на нашу память?



Актуальность: Моя работа посвящена вопросу изучения памяти человека, который является очень актуальным в наше информационное время, когда необходимо многое помнить и мгновенно воспроизводить. Меня заинтересовали вопросы: «Как происходит процесс запоминания, в каком отделе головного мозга хранится информация, у всех ли одинаковая память и можно ли её улучшить?»

В современном мире образование играет важнейшую роль. То, насколько качественно человек будет получать его, во многом зависит от возможности продуктивно усваивать получаемую информацию. Так как учиться мы начинаем с раннего возраста, важно с детства развивать память ребенка. Развитию памяти у детей необходимо посвящать максимум времени и сил, поскольку способность запоминать, являются пропуском к успешной взрослой жизни.

Гипотеза: Если мы определим возможности и свойства памяти, то мы сможем определить закономерности ее улучшения

Цель: Изучение особенностей памяти учащихся 5-го класса.

Задачи:

• Изучить особенности и виды памяти;

• Определить виды памяти у учащихся;

• Проанализировать, оценить и сравнить память учащихся;

• Разработать рекомендации с упражнениями для учащихся для развития памяти.

Объект исследования: Возможность и свойства памяти учащихся 5 класса.

Методы исследования: Анализ литературы по исследуемой проблеме, проведение исследований, диагностика, анализ результатов.















Основная часть

Что такое память. Память-это мыслитель­ный процесс, включающий в себя запись, хранение и извле­чение информации. Запись информации осуществляется посредством запомина­ния, а ее извлечение- посред­ством вспоминания. Каче­ство запоминания обусловлено вниманием человека к объек­ту записи.Противоположным акту за­поминания является забыва­ние. Оно слу­жит важным условием запоми­нания, поскольку оно разгру­жает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей. Память опреде­ляется работой всего головно­го мозга, но в первую оче­редь- это биологический фе­номен, обусловленный дея­тельностью органов чувств. В зависимости от этого различа­ют несколько разновидностей памяти: визуальная (зритель­ная), вербальная (связанная с функцией слуха), обонятель­ная, осязательная и др.

Человеческая память представляет собой бесконечно сложный ме­ханизм- это функция мозга, нейронная активность которо­го позволяет фильтровать, со­хранять и уничтожать воспо­минания. Память есть одна из форм отражения реального мира. При этом в отличиеот восприятия, память есть отражение того, что действовало на нас раньше, то уже ранее было для нас предметом нашего восприятия, мысли, чувства, с чем мы уже имели дело в своей действительности, в наших действиях и поступках.

Память служит основой накопления и использования опыта, сохранения знаний, что обуславливает возможность более широкого и глубокого познания действительности, возможность предвидения и творчества. Отражение мира не есть зеркальный, пассивный процесс. Оно неразрывно связано с особенностями личности человека, осуществляется в активной деятельности людей, зависит от направленности и характера деятельности.

Память-это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире. Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, одной из важнейших функций является возможность закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт. Эта способность составляет функцию памяти.

Память- важнейшая, познавательная функция.Онасоздает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формированияречи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов.

Виды и формы памяти

Традиционно психологи, которые первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

  • двигательную, это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

  • образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.). Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

  • словесно-логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением.Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

  • эмоциональную, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

  • непроизвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы, не ставя какой-либо цели запомнить это и воспроизвести.

  • произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

Основные процессы и механизмы памяти

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

06ъем памяти - это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.

Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.

По другому признаку - по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,- запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

Воспроизведение и узнавание- процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же - в отсутствие объекта.Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. 

Забывание - естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них - время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.

Для уменьшения забывания необходимо:понимание, осмысление информации, повторение информации.

Типы памяти

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, - то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все типы памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Формирование одного из видов памяти преимущественно связано с особенностями личности, с особенностями деятельности человека. Так, у спортсменов хорошо развита двигательная (моторная) память, у композиторов - слуховая, у художников - зрительная память.

Развитие памяти зависит от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник - цвет предметов, математик - типы задач, спортсмен - движения.

Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти.

Особенности памяти у школьников

До школы ребёнок в основном занят игрой, интересующей его. В это время ребёнок запоминает легко и быстро то, что ему интересно.Замечено, что стихи, рассказы, картинки, события, которые произвели нанего большее впечатление, вызвали сильные чувства, дети запоминают, ато, что их оставило равнодушными, они легко забывают. Без особых усилийзапоминается тот материал, с которым ребёнок действует. Наряду сяркостью содержания имеет значение настроенность человека. Продуктивность запоминанияповышается, если в процессе восприятия включается мыслительнаяактивность. У детей, поступающих в школу, произвольное запоминание развито слабо. Учебная деятельность требует от ученика волевых усилий,чтобы запомнить, удержать в памяти учебный материал, независимо от того, интересует он его или нет. Продуктивность зависит от условий, которые создаются учителем и способов, которыми ребёнок пользуется для запоминания.

Чем меньше дети, тем большую роль играет чувственное восприятие. Поэтому для запоминания используется наглядный материал (где это возможно). При этом макеты, пособия, картины следует использовать не только при запоминании, но и при воспроизведении.

Как и все процессы, процессы памяти изменяются в связи с общим развитиемребёнка. К числу таких изменений относятся, прежде всего, увеличениескорости заучивания и рост объёма памяти. При необходимости запомнитьодин и тот же материал маленький ребёнок тратит больше времени и повторений, чем дети старшего возраста, а последние больше чем взрослые.

Приступая к учению в школе, дети уже умеют запоминать произвольно. Так первоклассник часто не помнит то, что было задано на дом, хотя легко и быстро запоминают то, что интересно, что вызывает сильные чувства.Они оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, сказки и сильные переживания.

Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника. Как показывают исследования,к третьим-четвёртым классам непроизвольное запоминание становится более продуктивным. Продуктивность произвольного запоминания проявляется в том, чтос возрастом увеличивается объём запоминания; ребёнок рассказывает большеподробностей и относительно глубоко передаёт содержание. Непроизвольноезапоминание становится более осмысленным. В зависимости от понимания детьми запоминаемого материала выделяют: осмысленное(логическое)механическое запоминание.

Механическое заучивание у детей, как и у взрослых, менее эффективно, чем осмысленное;запомнитьбессмысленный материал в детском возрасте труднее. Этообъясняетсятем,что заучивание без осмысления требует больших волевых усилий,а для детей это трудно. Продуктивность запоминания зависит от побуждений, мотивов.Для запечатления материала ребёнок должен узнать, для чего он запоминает материал, и хотеть этого добиться.Объём запоминаемого материала увеличивается, если он включен вигровую или трудовую деятельность и с ним выполнялись какие-либодействия. Психологи говорят: «Память ребёнка – это интерес». Для детеймладшего школьного возраста очень важна интенсивность эмоциональногофона обучения.Часто непонятное делается особенно значимым для ребёнка. Оно привлекаетк себе повышенное внимание, будит любознательность, заставляетдоискиваться смысла, узнавать, что значит услышанное, а для этогозапоминать его - запоминать даже невольно, незаметно, несмотря на полнуюнепонятность того, что запоминается. Материал заинтриговывает детей своей звуковойстороной:своеобразиемсочетания звуков, чётко выраженным ритмом, которыйсампосебеоблегчаетзаучивание.Механическое запоминание, к которому прибегает школьник, объясняетсятем, что он не владеет рациональными приемами запоминания.

Особенности развития младших школьников

Чем моложе ребенок, тем большую роль во всей его познавательной деятельности играют практические действия. Поэтому двигательная память обнаруживается очень рано.Особенно богата детская память образами отдельных конкретных предметов, когда-то воспринятых ребенком. Но поднимаясь на уровень обобщений, ребенок оперирует отдельными образами, в которых слиты как существенные и общие черты, присущие целой группе предметов, так и те частные детали, которые ребенок подметил. Конечно, представления детей имеют ряд характерных особенностей, обусловленных в первую очередь неумением ребенка воспринимать предметы, поэтому детские представления, особенно в малознакомых вещах, оказываются смутными, нечеткими и хрупкими.

Желаякак можно быстрее воспитать в ребенке эти возможности, взрослые чаще всего читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, дают ему инструкции, убивая тем самым его самостоятельность, а также ограждают его массой запретов, заставляя соблюдать их под массой угроз и страха наказания. Это не способствует повышению произвольности, сознательности, самоконтроля. Сама природа определила свойство детства – отсутствие возможностей легко управлять собой, растянув на длительное время – тринадцать-шестнадцать лет- созревание механизма произвольной саморегуляции. И если бы большинство взрослых это понимали, то могли бы сделать счастливее жизнь свою и детей.«Убери за собой игрушки», - говорит мама ребенку и уходит на кухню. Она думает, что малыш способен эту задачу, во-первых, сделать для себя интересной и желанной, во-вторых, решить самостоятельно, преодолев помехи и соблазны, возникающие на его пути: наткнулся на интересную коробку, услышал чириканье птички за окном, потерял из виду кубик. Необходимое для такой задачи совершенство произвольной психической саморегуляции ребенку еще просто не доступно, а требование его мамы несоизмеримо с его возможностями.

Такая же картина наблюдается и в школе в процессе обучения. В первые годы школы ребенок должен воспринять и понять большой объем информации. Из-за маленького опыта в большинстве случаев ребенку трудно представить, связать между собой процессы и явления мира, осознать, а потом еще и сохранить в памяти и суметь воспроизвести оторванный, не связанный с другими предметами пласт знаний. Это трудная задача для ребенка начальных классов.

В большинстве случаев ребенок механически выучивает правила, тексты, решает по шаблону задачи и примеры, пересказывает без тени мысли прочитанные сказки и рассказы. Но ведь у ребенка в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Надо полагать, что целесообразно было бы использовать этот естественный дар природы.

Да, можно сказать, что в практике учителей начальных классов широко используется наглядно-образный и действенный материал. Но если хорошо подумать, это шаблон для мышления. Хорошо и надолго запоминается: то, что придумал и представил себе сам; то, что является организацией собственного ума и воображения; то, что ярко и необычно!

Память младшего школьника

Первоначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует, изображение предметов, людей. Продолжительность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминание словесного материала.Если говорить о закономерности словесного материала, то на всём протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие название предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Ученики сохраняют в памяти такой конкретный материал, который закрепляется в памяти с опорой на наглядные образцы и являются значимым в понимании того, что запоминается. Хуже запоминают тот материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия по географии, не связанные с географической картой, описания) и не является значимым при усвоении того, что запоминается.Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется и в том, что дети справляются даже с такими трудными приёмами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом опора на наглядность, на иллюстрации. Младшим школьникам вполне достаточно умственное действие обобщения, то есть выделение некоторых общих признаков различных предметов. Легко овладевают дети этого возраста и классификацией.Непроизвольное запоминание продолжает играть существенную роль в накоплении опыта у младших школьников, особенно в условиях их активной деятельности. В этом возрасте преимущественное значение имеет наглядно-образная память. Эта особенность младших школьников обуславливается своеобразием других психических процессов, и прежде мышления. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями, но могут делать это лишь по отношению к конкретным, образно представляемым связям. Наглядно-образный характер памяти и ориентация на точное усвоение того, что предполагается учителем, приводит к такой особенности памяти, как буквальность. Буквальность памяти младших школьников проявляется в воспроизведении текстов.Она обогащает активный словарный запас ребёнка: развивает оформленную речь, помогает овладеть научными понятиями. К третьему классу у ребёнка появляются «свои слова» при воспроизведении материала. Буквальность воспроизведения материала является показателем произвольности памяти. Но к концу начальной школы начинает препятствовать творческому развитию памяти и затрудняет умственное развитие ребёнка. Поэтому, начиная с первого класса, следует учить ребёнка логически запоминать материал, учить выделять главное. Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Из всех видов памяти – моторной, эмоциональной, образной и словесно-логической, в основе феноменальной памяти лежит исключительно сильная образность.













































Практическая часть

Целью моего исследования является определение типов памяти у детей младшего школьного возраста. В ходе проводимого эксперимента я собираюсь выяснить каким типом памяти преимущественно пользуются участники эксперимента для запоминания и воспроизведения информации: слуховой памятью, зрительной или двигательной (моторной).

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого – либо доказательства, смысл читаемого текст и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Эти типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная (моторная) память - представляет собой психологический процесс запоминания, хранения и воспроизведения различных движений, которые как бы запрограммированы и в случае необходимости выполняются человеком всегда одинаково. Двигательная память способствует формированию как общих (письмо, ходьба, плавание), так и специальных навыков.

Я провела следующие исследования:

Участники экспериментов – 10 учащихся 5 класса.

Условия проведения экспериментов – добровольное анонимное участие.



Эксперимент № 1

Я разложила карточки с изображениями, пригласила Участников, дала 1 минуту на запоминание этих изображений, затем перевернула карточки обратной стороной и попросила написать, что они запомнили в произвольном порядке. Записала их результаты в анкету участника (Приложение 1-10). Результаты представлены ниже:

Участник № 1 вспомнил 8 изображений из 10 карточек;

Участник № 2 вспомнил 7 изображений из 10 карточек;

Участник № 3 вспомнил 5 изображений из 10 карточек;

Участник № 4 вспомнил 8 изображений из 10 карточек;

Участник № 5 вспомнил 4 изображений из 10 карточек;

Участник № 6 вспомнил 9 изображений из 10 карточек;

Участник № 7 вспомнил 7 изображений из 10 карточек;

Участник № 8вспомнил 7 изображений из 10 карточек;

Участник № 9 вспомнил 5 изображений из 10 карточек;

Участник № 10 вспомнил 6 изображений из 10 карточек;

Эксперимент № 2

Я по очереди каждому участнику называла 10 слов: «Дом, цветок, молоко, шоколад, бумага, зеркало, лампа, дверь, карта, книга». Затем попросила повторить эти слова в произвольном порядке и занесла результаты эксперимента в анкеты участников (Приложение 1-10).

Получены следующие результаты:

Участник № 1 назвал 6 слов из 10;

Участник № 2 назвал 6 слов из 10;

Участник № 3 назвал 8 слов из 10;

Участник № 4 назвал 6 слов из 10;

Участник № 5 назвал 7 слов из 10;

Участник № 6 назвал 5 слов из 10;

Участник № 7 назвал 6 слов из 10;

Участник № 8 назвал 8 слов из 10;

Участник № 9 назвал 7 слов из 10;

Участник № 10 назвал 9 слов из 10;

Эксперимент № 3

Мы по очереди с каждым участником сделали 10 движений:

  1. Правая рука вверх, опустить.

  2. Левую ногу согнуть в колене, опустить.

  3. Наклон туловища вперед, выпрямиться.

  4. Прыжок на месте.

  5. Дотронуться правой рукой до носа.

  6. Присесть, подняться.

  7. Поворот вокруг себя.

  8. Повернуть голову направо.

  9. Показать язык.

  10. Сделать выпад левой ногой вперед.

Затем я попросила повторить эти движения в произвольном порядке и занесла результаты эксперимента в анкеты участников (Приложение 1-10).

Получены следующие результаты:

Участник № 1 повторил7движений из 10;

Участник № 2 повторил 9движений из 10;

Участник № 3 повторил 6движений из 10.

Участник № 4 повторил 7 движений из 10;

Участник № 5 повторил 8 движений из 10;

Участник № 6 повторил 6 движений из 10.

Участник № 7 повторил 5 движений из 10;

Участник № 8 повторил 6 движений из 10;

Участник № 9 повторил 8 движений из 10.

Участник № 10 повторил 7 движений из 10;

Вывод:

У Участника № 1,4,6,7 лучше развита зрительная память.

У Участника № 2,5,9 лучше развита двигательная (моторная) память.

У Участника № 3,8,10 лучше развита слуховая память.

Участникам были оглашены результаты эксперимента и даны рекомендации по улучшению разных видов памяти.

Приёмы улучшения и развития памяти

В любом возрасте нужно улучшать память. Формирование основных механизмов зрительной памяти происходит еще в детстве. Однако современные школьники настолько бывают перегружены информацией, что испытывают сложности с этим видом памяти. Вот упражнения для развития зрительной памяти:

  • Составление словесного портрета.

Для того, чтобы быстро проверить эффективность методики, вам потребуется человек, который будет вас проверять. Пусть он даст вам задачу — максимально точно описать фотографию вашего общего знакомого или медийной личности. Затем вместе проверьте, насколько точным вышло описание, и что вы упустили.

  • Упражнение «Вижу — не вижу».

Хорошее упражнение для тех, кто не хочет подключать помощников. Распечатайте на картинке один предмет. Положите перед собой, изучайте его в течение нескольких секунд. Затем переверните лист бумаги изображением вниз, закройте глаза и попробуйте максимально точно, во всех деталях воспроизвести этот предмет у себя в голове. Затем откройте глаза, снова переверните лист изображением вверх и посмотрите: не упустили ли вы какие-то вещи. Двигайтесь от простого к сложному. Начните с одного предмета и продвигайтесь дальше, тренируясь, например, на фотографиях городов с большим количеством людей.



Развитие слуховой памяти происходит у детей естественным образом. Этому способствует слушание сказок (во время чтения сказок взрослыми или с использованием аудиокниг), проговаривание и повторение важной информации вслух. Дети быстро запоминают мелодии и звучание голоса у различных людей.

  • Упражнение "Снежный ком"

Такое упражнение построено на многократном повторении и постепенном увеличении количества слов, которые нужно запомнить. Для его проведения рекомендуется расположить детей по кругу. Смысл упражнения заключается в том, что первый ребенок называет любое слово, а его сосед должен повторить это слово и добавить к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое. Обычно предлагается называть слова на определенную тему. Игра идет до тех пор, пока не выскажется последний участник (количество игроков должно быть не больше 15). Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди озвучить их еще раз. Затем игра продолжается далее. Данное упражнение можно проводить в паре.

  • Упражнение "Жук"

Для проведения этого упражнения на развитие слуховой памяти нужно подготовить игровое поле в виде шахматной доски и несколько фигурок жуков. Дети ставят своих жуков на стартовую позицию. После этого для каждого участника по очереди озвучивается команда для передвижения (на две клетки вверх, на три клетки вправо и т.д.). Постепенно количество произнесенных одновременно команд нужно увеличивать. Выиграет тот участник, который правильно запомнит и выполнит все указания.

Работа с двигательной памятью помогает развивать у ребенка координацию движений, правильную моторику (а чем более развита моторика у ребенка, тем богаче его словарный запас и коммуникативные способности – это утверждение психологов), снимает нервное напряжение и тонизирует мышечные ткани

  • Упражнение «Так нельзя».

Это упражнение рассчитано на условия спортивной площадки или зала, где есть достаточно свободного пространства и инвентаря. Задача ведущего – показывать детям различные комбинации движений, а дети обязаны за ним все в точности повторять. Однако вводится запрет на какое-то из движений. Например: поднять две руки вверх – так нельзя! Ведущий должен показывать различные движения в максимальном темпе, может использовать небольшие хитрости и приемы для запутывания участников – гримасничать, издавать смешные звуки. Участники же должны быть полностью сосредоточенными, чтобы не повторить движение, которое нельзя.

  • Упражнение «Как запомнить движения».

Упражнение очень напоминает традиционный урок физкультуры. Так же, как и в предыдущей игре располагаться лучше всего на спортивной площадке, с собой взять мячики, скакалки. Ведущий показывает упражнение или связку упражнений, но при этом молчит. Дети должны только благодаря визуальному контакту запомнить последовательность фигур и постараться точно их повторить. Путем многократных повторений каждый ребенок должен освоить весь цикл.

Результаты работы и выводы

Я узнала о существовании разных типов памяти у учащихся нашей школы. На основе проведенных исследований пришла к выводу, что моя гипотеза нашла свое подтверждение. Обработка данных показывает, что у одних преимущественно преобладает слуховая память, у других зрительная, у кого-то хорошо развитадвигательная. В результате проведенных мной исследований я получила статистические данные о развитости слуховой, зрительной и двигательной памяти у учеников 5 класса.

Надо помнить, что наша память во многом зависит от нас. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки. Научись говорить себе «да» и это будет решением проблемы.



























Заключение

Подводя итог своей работы, я могу сказать, что цели и задачи, поставленные мной в начале работы, я считаю достигнутыми.Приведенные выше факты и исследования, констатируют тот факт, что память у людей различна. Обработка данных показывает, что у одних преимущественно преобладает слуховая память, у других зрительная, у кого-то хорошо развита логическая, у других механическая.

Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.





























Список использованной литературы

1.Большая советская энциклопедия (Отоми-пластырь) 3 изд. М.: Аст- премьера,1999

2.Детская энциклопедия Человек т.7, 3 изд. Для среднего и старшего возраста. М.: Педагогика,2009

3.Иванова В. Секреты памяти М.: Аст-премьера, 2007

4. Перекрестки ее величества «Памяти». М.: Просвещение, 2010

5. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к созданию.- М.: Мир, 2005.

6.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение, память М.: Мир, 2000.





14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!