СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Имам Шамиль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы строить будущее важно знать прошлое.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Имам Шамиль"»

10




Автор: Чериева Д.М.







Аннотация



Изучение жизни и деятельности Шамиля актуально и в наше время, так как Шамиль является достойным примером настоящего патриота и горца для всех поколений Дагестана. Автор освещает эту тему с той стороны, которой пока уделено меньше внимания и которая недостаточно изучена.

Данная работа посвящена исследованию деятельности Шамиля как просветителя и участия, гидатлинцев в освободительной борьбе Шамиля.

Целью данной работы является раскрытие роли Шамиля как просветителя, особенности государственного и общественного строя Имамата и изучение вклада, внесенного гидатлинцами в освободительной борьбе Шамиля.

В ходе работы применены такие методы, как литературный, то есть использование различного рода печатных источников по изучаемой теме с целью получения предварительных знаний о теме, фотографирование и съемка местности, интервьюирование и сбор информации.

Автор данной научной статьи достиг поставленной цели, а именно раскрыл роль Шамиля как просветителя и талантливого главы Имамата, а также собрал материал об участии жителей Гидатля в боевых действиях и деле Шамиля. Более того ученик в данной работе освещает факт, открытый недавно, о нахождении на кладбище надгробной плиты с указанием на то, что там похоронен наиб Шамиля.

















План



1. Введение 3 стр

2. Просветительская деятельность Шамиля 4-5 стр

3.Общественный и государственный строй Имамата. 6 стр

4.Эпизоды боевых действий Шамиля , связанные с Гидатлем

и в частности Урада 7-9 стр

-Участие гидатлинцев в войсках Шамиля.

-Сопротивление группы гидатлинцев царской армии в Кутишах.

-Героический поступок Чурило в одном бою.

-Посещение Шамиля селения Урада.



5.Заключение. 10стр

6. Литература 11 стр













Введение

Изучение жизни и деятельности Шамиля никогда не утратит своей актуальности. Во-первых, Шамиль – это наше историческое достояние. А почти каждый человек интересуется своим прошлым. Во-вторых, Шамиль является примером достойного сына своей земли. Мы должны помнить наших героев и равняться на них.

Какова роль Шамиля как просветителя и какой вклад внесли гидатлинцы в освободительной борьбе Шамиля? Именно этим проблемам посвящена данная работа.

  1. Объект исследования: Шамиль

  1. Предмет исследования: Просветительская деятельность Шамиля

  2. Объект исследования: Гидатлинцы

2. Предмет исследования: участие гидатлинцев в борьбе Шамиля.

Цели: исследовать деятельность Шамиля как просветителя, изучить материал об участии гидатлинцев в освободительной борьбе Шамиля.

Задачи исследовательской работы: изучить литературу о жизни и деятельности Шамиля, собрать материал об участии гидатлинцев в данных событиях, посетить исторические места, связанные с этими событиями: Ахульго, музеи и т.д.

В ходе работы были использованы такие методы, как интервью, фотографирование, изучение и обобщение.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что ее результаты обобщат собранную информацию о Шамиле и гидатлинцах в шамилевской борьбе, расскажут учащимся новые сведения об их земляках, учащимся откроется новая сторона Шамиля.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня, учителем истории Дагестана для объяснения тем и проведения урока о Шамиле.

О Шамиле - всемирно известном предводителе горцев в борьбе за свободу и независимость , талантливом полководце , крупнейшем государственном деятеле, мыслителе , талантливом реформаторе хорошо всем известно. Но о Шамиле – крупнейшем деятеле , мыслителе, страстном ораторе и учёном арабисте написано мало . Эта сторона его личности как просветителя недостаточно изучена . Шамиль в своих страстных выступлениях всегда говорил : «Пусть золото и богатство Вас не манят , побольше любите ущелье гор , любите свободу , как мать родную , боритесь за неё , защищайте её , без неё для вас , горцев , нет жизни».

Идейная и нравственная убеждённость в правильности выбранного пути в борьбе за свободу горцев кристаллизировалась в Шамиле и его соратниках с ранних лет.

В молодости , в разные годы Шамиль учился в таких аулах, как Гимры , Аргвани , Чиркей , Аракани , Чирката , Игали , Зубутли, Ирганай , Ашильта , Унцукуль. В детстве и юношестве , а также в молодости его учителями были такие известные учёные , как Саид из Аракани , Абдула – дибир из Ашильта , Лачинилав из Хариколо , Таймасхан – кади из Чиркея , Газимагомед и Батырхан из Гимры , Магомед из Ярага , Джамалудин из Кази-кумуха , Саид из Игали , Абдурахман – хаджи из Согратля и др.

Шамиль в совершенстве владел грамматикой арабского языка , риторикой , логикой , глубоко изучал мистику , фундаментальные основы философии , мусульманского права ,свободно излагал комментарии к Корану , постоянно изучал и очень любил историю пророка Мухаммеда , римских , греческих и арабских полководцев.

Шамиль писал прекрасные стихи. Как пишет наш знаменитый земляк , учёный Казем-бек , «во время сражения мюриды его шли в атаку , напевая хором стихи , собственно для этого сочинённые на арабском языке самим Шамилём». В период Шамиля бурное развитие получило образование в горах , и образованность стала таким же важным элементом для горца , как и умение защищать свою Родину. Совершенно не правы те , кто ещё недавно утверждал , что в этих школах , изучали только Коран , основы Ислама. Исследования показывают , что многие из них не только давали более широкие знания для того времени , но и способствовали упрочнению дружбы между народами Дагестана. При Шамиле повсеместно в крупных аулах или для нескольких аулов в одном участке создавались на средства байтулмана медресе и другие учебные заведения , где изучались самые различные науки. Особенно сильным центром науки и образования в государстве Шамиля были такие аулы , как Согратль , Урада , Аракани ,Ахты , Хунзах , Аргвани , Чиркей , Обода , Кудутль , Мехельта , Карата, Балахани , Ведено и многие др.

В период правления Шамиля в его государстве Имамат особенное развитие получили такие науки , как философия , история , математика , астрономия , народная медицина , законоведение , обработка металла , языкознание , логика , литература , особенно поэзия , которая в основном носила военно-патриотический характер , воспевала героизм и мужество горцев , их нечеловеческие страдания , неисчисляемые потери. Шамиль был удивительно одарённый человек, он был настоящим полиглотом. Знал, кроме родного аварского , арабский , азербайджанский , тюркский , чеченский , кумыкский ,лезгинский , лакский языки, в совершенстве владел арабским языком , писал на аварском и арабском языках свои труды , стихи и письма.

В связи с проведением юбилея имама особую актуальность приобретает объективное , всестороннее , правдивое осмысление деятельности Шамиля , научно обоснованное истолкование роли его личности в исторической судьбе Дагестана. Что же даёт нам основание так высоко чтить эту историческую личность?

Во-первых, Шамиль олицетворяет свободолюбивый демократический дух дагестанцев , для которых экономическая , гражданская , человеческая свобода стала высшей жизненный ценностью. Шамиль боролся на протяжении 25 лет за утверждение того, что всегда жило в сознании дагестанцев и теперь обрело большой гражданский смысл и получило закрепление в демократических принципах организации общества.

Во- вторых, Шамиль воевал не против какого-либо народа. Имперское правительство России и русский народ – не одно тоже. Он возглавлял борьбу против установления в Дагестане, Чечне, на Северном Кавказе чуждых колониальных порядков, репрессивной военно-чиновничьей власти, изъятия земель, имперской политики «разделяй и властвуй». Шамиль боролся и с местными владетелями, которые угнетали свой народ и разжигали междоусобицы, опираясь на поддержку Российской империи, выражал демократическую идеологию дагестанских свободных крестьян, их право на собственность, передвижение, равенство перед законом и достоинство.

В-третьих, Шамиль боролся за высокие гуманистические принципы, выраженные в нормах и идеалах ислама. Его борьбу против местных обычаев следует понимать как борьбу с раздорами, междоусобицей , кровной местью, замкнутостью и противостоянием изолированных сельских обществ. Принятие народом мусульманской веры и мусульманского законодательства тогда было прогрессивным явлением. Даже фельдмаршал, князь Барятинский заметил, что в Дагестане установилась «одна духовная национальность», олицетворяющая «национальное единство его народов».

В- четвертых, на территории, которую Шамилю удалось защитить от установления царско-имперского военно-полицейского режима, было создано государственное образование (имамат), объединившее значительную часть современного Дагестана и Чечню и включавшее десятки больших и малочисленных народов. Шамиль, официально избранный имамом на съезде алимов ещё в 1934 году, управлял политической , гражданской и духовной жизнью имамата .

Шамиль добивался правовой свободы жителей , их равенства и равноправия , запрещал феодальные поборы , искоренял коррупцию и эксплуатацию , рабство , боролся с пьянством и другими моральными пороками. В законах гражданского порядка в имамате сочетались шариат и дагестанкие адаты , а также правовые нормы , которые явились результатом правотворчества имама и его алимов.

Всё это свидетельствует о том , что Шамиль был великим религиозным авторитетом , выдающимся государственным деятелем , идеологом и полководцем , руководителем народов Дагестана в борьбе за независимость.



Общественный и государственный строй имамата.

Государство Шамиля – имамат – занимал обширную территорию Дагестана и Чечни – «около 900 вёрст в окружности». Вся эта территория была разделена на наибства. За время существования имамата было образовано 50 наибств. Количественное изменение всецело зависело от военных успехов и неудач движения. Управление этими военно-административными единицами осуществляли наибы , назначенные имамом. Некоторое время территория имамата была разделена на 4 части , в каждую из которых входило несколько наибств. Во главе их были поставлены мудиры. В свою очередь наибства делились на участки , которые управляли мазуны , а в селениях – старшины. Во главе имамата стоял Шамиль. Он объединял в своих руках политическую и духовную власть. При нём существовал образованный в 1841 году высший совет (диван-хана) для управления имаматом. Высший совет, состоявший из постоянных членов наиболее приближённых к имаму авторитетных лиц, собирался ежедневно, кроме пятниц. Причем, первые два дня недели разбирали вопросы по управлению наибств, расположенных поблизости столицы имамата Дарго, а в последующие дни - наибств более отдаленных. В субботу и воскресенье были определены дни приема желающих. Наиболее важные вопросы на периодически созываемых съездах наибов, алимов и других представителей администрации имамата. Гражданская деятельность определялась низамами-законодательными нормами, выработанными Шамилем совместно со своими приближенными на основе законов шариата. В имамате была создана государственная казна (байтулмол), главным источником доходов которые являлись налоги «на общее дело борьбы». В основном в государственную казну вносился закят (указанной шариатом сбор , вносимый деньгами или натурой : хлебом , скотом). Источником пополнения казны являлось также отчисление в байтулмол 20 процентов от военной добычи. Кроме того в государственную казну шли различного вида штрафы и имущества , оставшееся от наследников . В преобразовательной деятельности Шамиля важное место занимает создание большой и боеспособной армии. Он делал всё возможное для создания правильно организованной пехоты и конницы.

Установлено, что армия Шамиля насчитывала около 60000 воинов. В отдельных сражения участвовало 10 и более тысяч человек. В 1842 году Шамиль учредил своих войсках род военной иерархии : тысячники, пятисотники, трехсотники, сотники, пятидесятники, десятники. В целях поощрения отличившимся в сражениях в 1842 году в войсках Шамиля были введены знаки отличия - серебряные медаль с надписями на арабском языке. Строго карались в армии Шамиля нарушители дисциплины. За проявленную в бою трусость нашивали на спину войлок, который провинившийся должен был носить до тех пор, пока не отличится в бою.

В войсках Шамиля были подразделения, состоящее из беглых русских и украинских солдат, которых Шамиль очень ценил и требовал от своих подчиненных к ним самого уважительного отношения.

В имамате было налажено производство пороха и патронов.

Военно-административными единицами имамата управляли наибы, обладающие полнотой власти в вверенных им наибствах.

Эпизоды боевых действий Шамиля, связанные с Гидатлем и в частности Урада.

Предводители – гидатлинцы.

За последнее время в газетах и журналах пишут о героической борьбе дагестанского народа против царской России. Это было тяжёлое время , 19 век – 20-50 годы .

Но сегодня многие не знают, какое участие принимали в этой героической борьбе их земляки , односельчане , и какими они были героями. Народный поэт Дагестана Гамзат из Цадаса написал поэму «Шамиль» , положив в основу исторические факты , данные Магомедтагиром из Караха. В этой поэме есть глава, которая называется «Бой в Агачкале» . Там говорится так:

Х а л к ъ б а л а гь у н г ь е б р а гъ д а ,

Г ь и д а л ъ а Ч l о р и л а с у л

Г ь а б у р а б б а х l а р ч и л ъ и

М и с а л и я б л ъ у н г l о л а.

М о к ъ о к ъ а л д е ц l у м гlад и н,

К ъ а в у к ъ у н тlадеги у н,

К ъ а л и ч и я с у л б е тlе р

Т lа с а б о с з е г ь а б у л а .



К ъ о л о л г ь а р а к ь к ъ о т lи д а л,

Т у ш м а н з а б и р и х х у л а ,

Х а д у р л ъ у г ь у н, г ъ а л б а ц l а з

З у л м у ч а г l и г ъ у р у л а.



Эти исторические события в происходили в Агачкале в 1828 ( 1246) году. Как раз в это время имамы уделяли Гидатлю особое внимание , утвердив там пост наиба и муфтия. Из Гидатля наибами были Мугурил Г ьитlинав из Хотода , Мусалав и Муртазагlали из Урада, Чlорилав из Тидиба. Муфтиями были Г ьит1инав Ибрагьимхlажи, Муртазагlали , Нурмухlамад.

Наибу подчинялись 200 всадников , 200 пеших, 100 обучающихся солдат. В 1836 году Шамиля выбрали имамом. Шамиль получил поддержку во многих сёлах. Армия его стала мощной. Обеспокоенные этой мощью , русские войска заняли боевую позицию в Хунзахе , Балахуни , Унцукле, Гоцатле и Гидатле. В 1837 году со своими войсками генерал Аргут вошёл в Гидатль. Это войско остановилось на площадке Хlану , откуда видны были все сёла Гидатля. Они разбили там палатки , а палатка генерала была из войлока. Увидев русское войско гидатлинцы тоже не дремали. Молодые парни стали готовиться к войне , а женщин , детей решили отвести в безопасные места – на хутор.

На гидатлинском мосту была охрана. В случае необходимости решили поджечь мост. Русское войско пристально следило за гидатлинскими сёлами , но никакой связи с ними не держало. Гидатлинцы принимали активное участие в борьбе за свободу , сражаясь с царской армией. Об этом свидетельствуют исторические памятники , документы , песни и пословицы. В 1839 году на Ахульго был страшный и неравный бой между русскими и Шамилём. В этой книге говорится так : «Rогда русские ворвались в Кутишу , войска имама , оставив пушки , коней и топор – палача , отступили. Заняв оборонительную позицию , воевать остались гидатлинцы. Бой был страшный. Русские ушли. Гидатлинцы раздели убитых русских и отправились к имаму в Салта. Со стороны имама они получили большую благодарность».

В 1848 году в Чохе было столкновение между русскими и аварцами. Туда на помощь пришли гидатлинцы. Об этом говорится в песне так:

Б и ч а с у л д и н к к у р а л

Д у н я л р и х а р а л ,

Г ъ а з а в а т б о к ь а р а л

Р а гъ д е л ъ у г ь и н д а л,

Г ь а л а г а л ч у я л г у н

Г ь и д г и р а ч l а н а .

В Чечне в бою с русскими погиб наш наиб Мусалав из Урада. Это стало известно из соболезнования , которое Шамиль прислал гидатлинцам. Наибом гидатлинцев Шамиль назначил учёного Муртазали. И попросил всех беспрекословно подчиняться Муртазали как наибу. А Муртазали написал он отдельное письмо. В нём говорится:

«От главы муъминов Шамиля младшему брату Муртазали. Наш брат по вере ушёл от нас , поэтому я назначаю тебя наибом гидатлинцев. Надеюсь , что ты поставишь их на истинный путь веры и добра. Остальное тебе скажут мои гонцы.

С приветом Шамиль. 1857(1274) г.»

Во все времена войны Шамиля с русскими надёжной опорой для него были учёные-гидатлинцы. Об этом свидетельствует такой факт: на горе Тlалакъора было собрание всех имамов. На этом собрании Шамиль лично поблагодарил Муртазали из Урады и Сурхая из Тидиба. Это была высокая похвала для тех времён. Уважал Шамиль Муртазали и как учёного. Шамиль пишет ему так : «Известному учёному и младшему брату по вере Муртазали мой привет. Шамхал из Аргвани хороший алим. Его учитель , Магомедгаджи из Къудукьа умер. Шамхал меня попросил послать его к тебе. Поэтому , Муртазали , прошу тебя , дай ему урок. С приветом Шамиль. 1851(1268) г.»

Также в прошлом году на кладбище была найдена надгробная плита с надписью о том, что там похоронен Гьитlинасул Мух1амад, наиб Шамиля.

В 1859 г. летом, потеряв многих, Шамиль оставляет крепость Дарго и поднялся на гору Килалъ Гумбетовского района. Там он хотел укрепиться и обороняться. Но Шамиль изменил свое решение. С войском из 300 человек, с обозом из 24 лошадей, с семьей и вещами Шамиль прошел через Гумбет и переночевал около моста Кванхидалъ. На следующий день начал путь через гору Тlалакъоро (ныне район Шамиля) в сторону селения Асаб. Ночевал Шамиль около селения, на равнине. Оттуда ехать в Гуниб было несколько путей : из Голотли –Телетли, из Уриба, Кахиба и Гидатля. Хотя было далеко, имам выбрал путь из Гидатля. На следующий день они быстро дошли до Урады. Шамилю нужна была помощь, чтобы довезти до Гуниба женщин, детей и всю утварь. Он сам остановился в Ураде, а женщин и детей послал в село Тидиб. Ночевал Шамиль в доме Ачал Мусалава. Этот дом до сих пор сохранен. На балках и досках этого дома есть разные надписи по – арабски. Поэтому этот дом считается священным. Гидатлинцы дали Шамилю все, что нужно и с большим почетом проводят его через Накитль в сторону Гуниба.

Через Кахиб они приходят в горы Зивури. Оттуда виден был и Телетль. Из Зивури отправился в сторону Ругуджа. Но Шамиль наткнулся на засаду. Засаду устроили жители Куяда, Корода, Ругуджа. В этом бою Шамиль потерял все свои книги, вещи и многое другое. Все, что Шамиль потерял в этом бою, Баратинский отдает царскому правительству после пленения Шамиля. 180 книг возвратили Шамилю в Калугу.

После боя Шамиль переночевал около речки Бец1лъарахъ.Потом он поднимается на гору Гуниб. Когда Шамиля сопровождали в Калугу, его переводчик был Дибир Мух1ама из Тидиба. Впоследствии Дибир Мух1ама в чине полковника служил в Шуре военном гарнизоне. Когда – то он был наибом в Корода.

В 1864 году в Белокани подняли бунт против русских. Предводители этого бунта были арестованы в Шуре: Газимагомед из Телетли, Абдулкадыр из Шабдухъа, Оцолид из Мелъелт1а , Гаджимагомед из Тидиба.

Из всего сказанного и написанного видно , какую большую роль сыграли гидатлинцы в борьбе за свободу своего народа во главе с имамом Шамилём . По-моему , было бы хорошо , если бы люди всех горских селений собрали материал, чтобы напечатать их в газетах. Пусть читатели знают , как богата наша дагестанская летопись войны непокорения.





















Заключение

Таким образом, мы видим, что Шамиль был не только видным государственным деятелем, но и внес большой вклад в просвещение горцев, а также мы узнали, что жители Гидатля были верными делу Шамиля и среди них есть имена достойных людей, о которых до сих пор помнят и знают их потомки.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном изучении роли гидатлинцев в освободительной борьбе Шамиля.

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые интересуются жизнью и деятельностью Шамиля и ролью гидатлинцев в освободительной борьбе Шамиля.

Исследование помогло мне расширить знания о жизни и деятельности Шамиля и узнать новые сведения о своих земляках, современниках Шамиля.

































Список использованной литературы



  1. Чичагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России - С.-Петербург: Типография и Литография С Муллер и И. Богельман, 1889.

  2. Мухаммед-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах – Махачкала: Тип. МСХ и продовольствия ДАССР, 1990.

  3. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле – Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.

  4. Даниялов Г-А. Д. Имам Шамиль – Махачкала: АОЗТ «Издательско-полиграфическое объединение «Юпитер», 1996.

  5. Гамзаев Магомед. Имам Шамиль – Москва: Тарих», 2013.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!