Комитет образования Еврейской автономной области
Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Сельскохозяйственный техникум»
Проектно-исследовательская работа
История развития судоходства на Амуре и финансово-экономическое положение Открытого акционерного общества «Амурское пароходство» за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 г.
Специальность: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Направление: Финансово-экономическое
Выполнила: Елина Анастасия студентка 3 курса, бухгалтерского отделения
Руководитель: Шилобокова Н.В. преподаватель
экономических дисциплин
с. Ленинское
Рецензия
на проектно-исследовательскую работу
студентки группы Б-31 ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум»
Елиной Анастасии
Для работы была выбрана тема «История развития судоходства на Амуре и финансово-экономическое положение Открытого акционерного общества «Амурское пароходство» за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 г.»
Тема рецензируемой работы достаточно актуальна в настоящее время, так как рассмотрение вопроса о сущности и формировании финансовых результатов хозяйствующего субъекта является важным и актуальным в условиях рыночной экономики.
Исследовательская работа структурно выстроена правильно, четко сформулировала цель, заострила внимание на постановке конкретных задач. Введение выглядит достаточно содержательным и емким. В результате четкого изложения цели работы, в изложении основной части проектно-исследовательской работы присутствует логичность, четкость, последовательность. Наличие ссылок показывает детальную работу с научной литературой. Настя провела объемную исследовательскую работу по выявлению финансовых результатов ОАО «Амурское пароходство». Проанализировала результаты исследований, составила диаграммы и кратко сформулировала основные выводы.
Содержание отвечает выбранной теме, которая раскрыта достаточно, грамотно изложена, прослеживается логическая связь между частями работы, отличается завершённостью. Автором использованы общенаучные термины.
В работе Настя проявила исследовательские качества, самостоятельность в изучении большого объема специализированной источников информации, компьютерную грамотность в оформлении и создании презентации к защите.
Источниками информации для выполнения работы являются: сборники научных трудов, статистические сборники, периодическая литература, финансовая отчетность
ОАО «Амурское пароходство» 2015-2016 гг.
Теоретической и методической основой работы послужили нормативно-законодательные акты РФ по бухгалтерскому учету, учебная и учебно-методическая литература, информация из специализированных периодических и статистических источников, данные отчетности конкретного предприятия.
Руководитель: Шилобокова Н.В.
СОДЕРЖАНИЕ стр.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы учета финансовых результатов 6
1.1. Понятие и классификация доходов предприятия 6
1.2 Структура и порядок формирования финансового результата 6
Глава 2. История развития судоходства на Амуре 10
Глава 3. Экономическая характеристика ОАО «Амурское пароходство» 14
3.1 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия 15
3.2 Анализ производительности труда 17
3.3 Анализ рентабельности 18
3.4 Анализ финансовой деятельности предприятия 18
3.5 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 19
Выводы 21
Список используемой литературы 22
Приложение 24
Введение
Успех любого предприятия во многом зависит от грамотного управления его финансами. Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении предприятия, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Речной транспорт, несмотря на сезонный характер, играет существенную роль в обеспечении перевозок грузов в районах Крайнего Севера и особенно в восточном секторе Арктики, при доставке грузов в Якутию, Красноярский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, глубинные северные районы Хабаровского края, республики Коми, Архангельской и Томской областей. Этот вид транспорта характеризуется способностью осваивать большие грузопотоки на определенных направлениях. По уровню затрат на единицу перевозочной работы он приближается к железнодорожному транспорту и имеет достаточно высокий показатель среднего расстояния перевозки. Его использование ограничивают относительно малая скорость сообщения, географические особенности прохождения водных путей, зависимость от работы портов.
Морской транспорт используют, главным образом, для перевозок внешнеэкономического характера. Он характеризуется достаточно низкой себестоимостью (близкой к показателям железнодорожного и внутреннего водного транспорта), способностью осваивать большие грузопотоки и имеет чрезвычайно высокую дальность перевозок. Его использование во многом ограничивается природно-климатическими условиями конкретных морских бассейнов. Выбор морского транспорта является приоритетным в ситуациях, когда нет другого способа доставки либо когда срок доставки не является определяющим фактором.
Главной целью к созданию новых и развитию уже функционирующих предприятий является прибыль. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, стимулирует изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое формирование общества, способствует созданию и увеличению общественного богатства и росту благополучия народа [3].
Финансовое положение предприятия определяется ее активами, структурой обязательств и капитала предприятия, а также способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.
Таким образом, рассмотрение вопроса о сущности и формировании финансовых результатов хозяйствующего субъекта является важным и актуальным в условиях рыночной экономики. Актуальность данного вопроса определяет выбор темы и содержание данной исследовательской работы.
Актуальность работы обуславливается сложностью и многообразностью проблем влияния факторов на размер прибыли и эффективность ее распределения применительно к конкретному предприятию.
Гипотеза: Зная финансовое положения предприятия, можно повлиять на финансовые результаты и добиться увеличение прибыли предприятия, что и является главной целью любого предприятия
Цель моей исследовательской работы – изучение порядка формирования финансовых результатов в бухгалтерском учете, проведение анализа прибыли, выявление основных недостатков и проблем финансово - хозяйственной деятельности предприятия, разработка рекомендаций по повышению эффективности использования финансовых ресурсов.
Исходя из цели, формируются задачи исследовательской работы:
- рассмотреть теоретические основы анализа формирования финансовых результатов предприятия в рыночных условиях;
- раскрыть механизм формирования финансовых ресурсов в ОАО «Амурское пароходство»;
- провести анализ прибыли предприятия;
- определить резервы увеличения прибыли в анализируемого предприятия.
Предмет исследования – механизм формирования и распределения прибыли предприятия.
Объектом исследования является ОАО «Амурское пароходство, прибыль предприятия, процесс ее получения и финансовые результаты.
Источниками информации для выполнения работы являются: сборники научных трудов, статистические сборники, периодическая литература, финансовая отчетность
ОАО «Амурское пароходство» 2015-2016 гг.
Теоретической и методической основой работы послужили нормативно-законодательные акты РФ по бухгалтерскому учету, учебная и учебно-методическая литература, информация из специализированных периодических и статистических источников, данные отчетности конкретного предприятия.
Глава 1. Теоретические основы учета финансовых результатов
Понятие и классификация доходов предприятия
В соответствии с ПБУ 9/99 «доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением вкладов участников (собственников имущества)». [6]
Доходы предприятия, в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности предприятия подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления (операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы).
Приведем показатели прибыли и порядок их формирования в соответствии с ПБУ 4/99:
1. Валовая прибыль: Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг .
2. Прибыль (убыток) от продаж: Валовая прибыль - коммерческие расходы - управленческие расходы; .
3. Прибыль (убыток) до налогообложения: Прибыль (убыток) от продаж + операционные доходы - операционные расходы + внереализационные доходы - внереализационные расходы; .
4. Прибыль (убыток) от обычной деятельности: Прибыль (убыток) до налогообложения - налог на прибыль и иные аналогичные платежи;
5. Чистая прибыль / нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).Прибыль (убыток) от обычной деятельности + чрезвычайные доходы - чрезвычайные расходы; .
6. Нераспределенная прибыль / убыток отчетного года[9].
Структура и порядок формирования финансового результата
Финансовый результат показывает, как изменился капитал предприятия в результате хозяйственной деятельности за определенный период. Процесс формирования финансового результата показан на рисунке 1.
Рисунок 1 - Процесс формирования финансового результата
Рассмотрим процесс формирования финансового результата более детально. Формирование финансового результата происходит путем сопоставления всех доходов и расходов, которые предприятие получила за определенный период времени. Более подробно определения доходам и расходам предприятия представлены в Положениях по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 Доходы предприятия и ПБУ 10/99 Расходы предприятия[10].
В соответствии с ПБУ 9/99 под доходами понимается увеличение экономических выгод (т.е. дополнительный доход или получение каких-либо преимуществ, которые могут быть преобразованы в дальнейшем в прибыль) в связи с поступлением активов предприятия и (или) погашением обязательств. Исключением являются вклады собственников имущества.
Доходы предприятия делятся на:
1) доходы от обычных видов деятельности;
2) прочие доходы.
Более подробно деление доходов показано на рисунке 2.
Рисунок 2 - Классификация доходов предприятия
В отчете о финансовых результатах доходы предприятия делятся на выручку и прочие доходы. Стоит отметить, что прочие доходы в отчете могут отражаться за вычетом тех расходов, которые относятся к таким доходам, в случае если:
а) правилами бухгалтерского учета разрешено такое отражение доходов;
б) доходы и связанные с ними расходы не существенны по отношению к характеристике финансового состояния предприятия.
Выручка признается в соответствии с ПБУ 9/99, т.е. в случае, когда:
а) предприятие имеет право на получение этой выручки в соответствии с конкретным договором или при подтверждении каким-либо другим способом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) если есть уверенность в том, что в результате хозяйственной операции увеличится экономическая выгода предприятия;
г) если право собственности на товар перешло от предприятия-поставщика к предприятию-покупателю;
д) сопутствующие расходы могут быть определены.
Так же стоит выделить, что в соответствии с ПБУ 9/99 доходы предприятия в отчете о финансовых результатах необходимо отражать в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. [6]
Как уже отмечалось, финансовый результат - это разница между доходами и расходами, полученными предприятием.
Под расходами предприятия понимается уменьшение экономических выгод при выбытии активов и (или) при возникновении обязательств, которые впоследствии приведут к уменьшению капитала предприятия. Исключением, так же, как и в случае с доходами, являются уменьшения вкладов по решению собственников предприятия.
В отчете о финансовых результатах расходы раскрываются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, а также коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы.
Финансовый результат определяют по счету 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету – расходы и убытки.
Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Составлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли предприятия, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка предприятия. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.
Конечный финансовый результат складывается под влиянием:
-финансового результата от продажи продукции (работ, услуг); .
- финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);
- операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества);
- внереализационных прибылей и убытков;
- чрезвычайных доходов и расходов. .
Кроме того, по дебету счета 99 отражают начисленные платежи на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Платежи по перерасчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 99 и 68.
По окончании отчетного года счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительной записью декабря сумму чистой прибыли списывают с дебета счета 99 в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Сумма убытка списывается с кредита счета 99 в дебет счета 84. Аналитический учет по счету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках. [15]
Глава 2. История развития судоходство на Амуре
«Амурское пароходство» - одно из старейших промышленных предприятий Дальнего Востока России. Его история тесно связана с возникновением и развитием судоходства по Амуру. Официальной датой открытия плавания по Амуру считается 14 (27) мая 1854 года: в этот день по приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева от Шилкинского завода с воинским сплавом отправился первый дальневосточный пароход «Аргунь», капитаном которого был А. С. Сгибнев (его именем называется село на Верхнем Амуре).
«18 (31) мая 1854 г. в 2 ч. 30 мин. гребные суда и пароход «Аргунь» вступили в воды Амура. Трубачи играли «Боже, Царя храни!». Все встали на лодках, сняли шапки... Муравьев, зачерпнув в стакан воды амурской, поздравил всех с началом плавания по Амуру. Раздалось «Ура!». Весело было смотреть на суда, которые неслись по гладкой поверхности реки». [1]
«Вся Сибирь встрепенулась при вести об открытии плавания по Амуру, которого она ожидала более 160 лет». [2]
Первые пароходы на Амуре были государственными, относительно маломощными, тихоходными и малопроизводительными. Однако в отличие от западных бассейнов, где судоходство зародилось значительно раньше и начиналось с деревянного флота, Амур сразу стал принимать суда из металла. Лишь некоторые отечественные суда имели деревянные корпуса: паровые котлы и машины для них заказывались в западных странах, а корпуса из древесины строились на Амурских верфях, чаще всего в Благовещенске.
В годы заселения Приамурья все транспортные перевозки почты и государственных грузов выполнялись судами Сибирской военной флотилии, но становилось все более очевидным, что на Амуре необходимо иметь собственное речное транспортное предприятие. Прародителем такового стала в 1858 г. «Амурская компания». В ведомости Благовещенской городской полиции «О судоходстве по реке Амур за апрель и май 1861 г.» докладывалось господину военному губернатору Амурской области «о перевозке приказщиком Амурской компании скота, 15 лошадей, и 3 людей на плоту». Позже для организации почтово-пассажирского сообщения по Амуру между пунктами Сретенском и Николаевском, от Хабаровки по Уссури, по озеру Ханка до поста Камень-Рыболов было учреждено пароходство «Бенардаки и К°», в последующем «Товарищество Амурского пароходства» - 18 сентября 1871 г. был высочайше утвержден устав «Товарищества Амурского пароходства» для устройства срочного пароходного сообщения Амурского бассейна, который содержал 71 параграф. Учреждение товарищества поддержало правительство: «Правительство передает Товариществу состоящие ныне на реке Амур, в ведении Морского Министерства, 10 пароходов со всеми принадлежащими к ним баржами и запасными вещами по особой расценке». Протяженность водного пути от Хабаровки до Камня-Рыболова составляла около 800 верст (примерно 850 км).
В 1871 г. товарищество приобрело 9 казенных пароходов, принадлежавших Морскому министерству. В навигацию 1872 г. работало уже 13 пароходов товарищества: «Зея», «Онон», «Ингода», «Чита», «Сунгачи», «Генерал Дитмарх», «Телеграф», «Лена», «Уссури-1», «Уссури-2», «Николаевск», «Константин», «Генерал Корсаков». С 1876 по 1885 г. председателем правления товарищества был тайный советник Неронов, который много сделал для развития и прибыльной работы ТАП. Его именем позже был назван мощный пароход (1894 г. постройки) фирмы «Джон Коккериль» (в советское время - пароход «Труд»).
В то же время правительство обязалось поддерживать пароходство выдачей субсидий и рейсовой платы: в год от казны поступало более 300 тыс. руб. Компенсируя данную правительственную поддержку, товарищество бесплатно перевозило почту и сопровождавших ее чиновников по всем своим линиям.
Благодаря начавшемуся интенсивному судоходству по Амуру и его притокам, оживились отношения между различными пунктами края, усилилось заселение Приамурья переселенцами из Центральной России, стала развиваться торговля, золотодобывающая и лесная промышленность. Большое значение для развития пароходства имело то, что грузы по Амуру перевозились беспошлинно.
Второй этап в развитии судоходства на Амуре связан с началом строительства Великой Транссибирской железнодорожной магистрали, которое потребовало перевозок громадного количества различных грузов. В 1892 г. «Товарищество Амурского пароходства» было реорганизовано в «Амурское общество пароходства и торговли» (АОПиТ).
С развитием судоходства и ростом флота множились и судовладельцы. Их к 1907 г. насчитывалось 87. Наиболее флотоемкими судовладельцами были упомянутое АОПиТ, имевшее 19 самоходных судов, Общество Китайской Восточной железной дороги (КВЖД), содержавшее 20 судов.
К 1917 г. на заводах государств - основных поставщиков флота на Амур и в отечественном судостроении было построено 86 пароходов и 40 теплоходов, то есть судов с двигателями внутреннего сгорания. Численность самоходного и несамоходного флота составила более пятисот судов. Из них более 350 базировались по месту приписки в Благовещенске, Хабаровске и других пунктах Амурского бассейна, а около ста - в Николаевске, ставшем морским торговым портом. 18 судов, не подлежащих регистрации (китайских владельцев), работали на реке Сунгари. Флот принадлежал 159 судовладельцам, в основном частным. Наиболее крупным частным судовладельцем был торговый дом преуспевающего купца Алексеева с сыновьями. Он владел мощными буксирами «Амгунь» - 500 л. с., «Гавриил Скобелев» - 500 л. с., «Генерал Линевич» - 500 л. с., «Неронов» - 600 л. с. и несколькими пассажирскими (в том числе с буксирным оборудованием) судами: «Атаман», «Бородино», «Иртыш» и «Василий Алексеев» мощностью 550 л. с., пассажировместимостью 672 человека, построенными в Англии в 1896 г.
Вторым крупным судовладельцем на Амуре был И. А. Опарин, владевший семью буксирно- и товарно-пассажирскими судами и двенадцатью баржами. Суда «Владимир», «Аврора», «Брянта», «Экспресс» и «Алеша» имели небольшую мощность от 100 до 200 л. с., «Меркурий» 300, а «Иван Опарин», построенный в Гельсингфорсе в 1913 г., был мощностью 650 л. с. и пассажировместимостью 261 человек. После революции этому пароходу дали название «Карл Маркс». Он имел самую изящную внутреннюю отделку, и на перевозке пассажиров и буксировке барж по Амуру отработал до 50-х гг. Капитаном на нем последние годы был Павел Ерофеевич Слесарев, а его помощником - будущий первый заместитель начальника пароходства Александр Петрович Пузенко.
В 1918 г. торговый флот был национализирован. Первым Дальневосточным краевым комиссаром водного транспорта избран Афанасий Николаевич Карпенко, потомственный амурский речник. В марте 1918 г. был организован Союз амурских судоходцев под председательством Рихтера. Народному судоходному предприятию было присвоено наименование «Амурский националфлот». В 1922 г. правительство ДВР утвердило временное «Положение об Амурском государственном водном транспорте», которое 05.12.1922 г. было переименовано в «Амурское государственное пароходство» (АГП).
Вехой в истории развития речного транспорта на Амуре стал IV съезд водников Амурского бассейна, состоявшийся в январе 1923 г. в Благовещенске, на котором решались вопросы о восстановлении флота, об улучшении условий труда речников. В 1928 г. управление «Амурского государственного пароходства» было переведено в город Хабаровск. После, в 1936 году «АГП» было разделено на два самостоятельных пароходства: «Верхне-Амурское управление речного пароходства» - ВАУРП (управление в г. Благовещенске, с границами Верхнего Амура, его притоков до пристани Ленинское, ЕАО) и «Нижне-Амурское управление речного пароходства» - НАУРП (управление в г. Хабаровске, с границами Нижнего Амура, его притоков, от пристани Ленинское, ЕАО до г. Николаевска-на-Амуре с выходом до о. Сахалин). Обратное объединение ВАУРП с НАУРП в единое «Амурское речное пароходство» с управлением в Хабаровске произошло в 1948 г.
В 1954 г. в связи с исполнением 100-летия русского парового пароходства на Амуре коллектив «Амурского речного пароходства» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1993 г. Ордена Трудового Красного Знамени «Амурское речное пароходство» преобразовано в акционерное общество открытого типа «Амурское речное пароходство», которое через три года было переименовано в открытое акционерное общество «Амурское пароходство».
В 2007 году предприятие вошло в состав холдинга RFP Group и сегодня является базовым предприятием транспортно-логистического направления холдинга.
Глава 3. Экономическая характеристика ОАО «Амурское пароходство»
Группа компаний «Амурское пароходство» осуществляет интермодальные и мультимодальные грузоперевозки, перевалку и хранение грузов, добычу нерудных строительных материалов, а также оказывает услуги по комплексному обслуживанию флота, агентированию судов и выполняет функции пунктов пропуска грузов.
ОАО «Амурское пароходство» — базовое предприятие транспортно-логистического направления холдинга RFP Group, обеспечивающее лесной бизнес холдинга полным комплексом транспортных и стивидорных услуг по доставке лесоматериалов на основные рынки сбыта.
Сегодня компания является абсолютным лидером на Дальнем Востоке России по объему грузовых и пассажирских перевозок по судоходным рекам бассейна реки Амур.
Акционерное общество «Амурское пароходство» (АО «АП»), образовано 15 сентября 1993 года. Компания зарегистрирована по адресу: 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Муравьего-Амурского, 2. Генеральный директор: Кошелев Олег Викторович.
Компании присвоены ИНН 2700000088, ОГРН 1022700915962, КПП 272101001, ОКПО 03143823, ОКТМО 08701000001.
Регистрационный номер ПФР 037001000029
Регистрационный номер ФСС 270717351827071
Основной вид деятельности Компании (ОКВЭД): 50.40: Деятельность внутреннего водного грузового транспорта. Зарегистрировано 22 дополнительных видов деятельности.
Дополнительные виды деятельности:
41.20 Строительство жилых и нежилых зданий
62.02 Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий
33.15 Ремонт и техническое обслуживание судов и лодок
50.40.2 Буксировка и маневровые услуги на внутренних водных путях
52.10.21 Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки и т.д.
Уставный капитал - 317 956 800 рублей. Количество учредителей- 998 человек.
Учредителями на 01.01.2017г. являются:
Дата | Наименование | Доля | Сумма |
15.12.2016 | Граждане России(1298) | 74.36% | 236.433 млн. руб. |
15.12.2016 | Росимущество | 25.5% | 81.079 млн. руб. |
15.12.2016 | ООО "ВОСТОК-КОНТРАКТ" | 0.12% | 381.548 тыс. руб. |
15.12.2016 | Линквест Гонконг Лтд | 0.02% | 63.5914 тыс. руб. |
Акционерное общество «Амурское пароходство» являлась поставщиком в 93 государственных контрактах на сумму 278 950 166,17 рублей.
На данной диаграмме показаны основные заказчики Акционерного общества «Амурское пароходство».
3.1 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия
Таблица 1. Экономические показатели деятельности предприятия (Приложение 1, приложение 2)
Показатели | 2015 год | 2016 год | Абсолютное отклонение (+;-) |
Стоимость основных средств, тыс. руб. | 731 761 | 1 047 180 | 315 419 |
Численность работников, чел. | 879 | 833 | 46 |
Выручка, тыс. руб. | 2 299 725 | 2 553 127 | 253 402 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. | 1 615 527 | 1 964 781 | 349 254 |
Прибыль (Убыток), тыс. руб. | 684 198 | 588 346 | -95 852 |
Проведя анализ экономический показателей деятельности ОАО «АП» видно, что стоимость основных средств в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 315419 тыс. руб., увеличение произошло в результате покупки новых судов. В ОАО «АП» текучесть кадров составляет 5,52%. Сокращение численности работников на 46 человек, связано с тем что часть работников уволилось в связи с переездом на другое месть жительства, а другая часть работников ушла в декретный отпуск. Общая численность работников в 2016 году составляет 833 человека. Выручка от реализации услуг в отчетном году по сравнению с предыдущим увеличилась на 253402 тыс. руб., и составила 2553127 тыс. руб. Увеличение выручки произошло в результате увеличения стоимости основных средств. Себестоимость продаж в ОАО «АП» в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 349254 тыс. руб., и в отчетном году составила 1964781 тыс. руб. Увеличение произошло в результате увеличения МРОТ, также из-за повышения стоимости ГСМ. Акционерное Общество в 2015 году получило прибыль в размере 684198 тыс. руб., а в 2016 году 588346 тыс. руб. Прибыль сократилась на 95852 тыс. руб., это произошло в результате увеличения себестоимости продаж.
3.2 Анализ производительность труда
Используя данные отчета о финансовых результатах (форма №2) и сведения о среднесписочной численности работников рассчитаем производительность труда. Данный показатель рассчитывается как отношения выручки от реализации на среднесписочную численность работников. Этот показатель показывает сколько приходится выручки на одного среднесписочного работника. (Приложение 2)
Показатели | 2015 год | 2016 год |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 2 299 725 | 2 553 127 |
Средняя численность работников, чел. | 879 | 833 |
Производительность труда, тыс. руб/чел. | 2616,3 | 3065 |
Проанализировав производительность труда в АО «Амурское пароходство» видно, что производительность труда в 2016 году по сравнению с 2015 годом возросла на 448,7 тыс. руб/чел.(или на 17,15 %) и составила 3065 тыс.руб/чел. Увеличение произошло за счет возрастания прибыли и сокращения численности работников.
3.3 Анализ рентабельности
Показатели | Значение показателя (в %) | Абсолютное отклонение (+,-) |
2015 | 2016 |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в 1-ом рубле выручки) | 16,5 | 22,7 | 6,2 |
2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки). | 0,12 | 0,15 | 0,03 |
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). | 0,08 | 0,1 | 0,02 |
4.Коэффициент покрытия процентов к уплате, Нормальное значение: 1,5 и более. | -2,63 | -2,36 | 0,27 |
5.Рентабельность собственного капитала (ROE) | 60 | 49 | -11 |
6.Рентабельность активов (ROA) | 10,4 | 12,8 | 2,4 |
Проведя анализ рентабельности АО «Амурское Пароходство» видно, что рентабельность продаж в 2016 году по сравнению с 2017 годом увеличилась на 6,2% и составила в 2016 году 22,7%. Увеличение говорит о том, что величина прибыли в 1-м рубле выручки возросла. Рентабельность собственного капитала сократилась на 11%.
3.4 Анализ финансовой деятельности предприятия
Финансовые показатели | 2015 год | 2016 год |
Чистые активы | 411 727 | 683 407 |
Коэффициент автономии (норма: 0,5 и более) | 0.23 | 0.29 |
Коэффициент текущей ликвидности (норма: 1,5-2 и выше) | 0.8 | 2 |
Коэффициент автономии в 2015 году по сравнению с 2016 годов увеличился на 0,06 и составил 0,29. Увеличение этого коэффициента говорит о том, что величина собственного капитала увеличивается в отношении всей величины капиталов. Коэффициент текущей ликвидности в отчетном году по сравнению с аналогичным предыдущий периодом увеличился на 1,2 и в 2016 году составил 2. Это говорит о благоприятных программах финансового оздоровления предприятия. В 2016 году коэффициент текущей ликвидности достиг нормального значения (норма=2).
3.5 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Для составления данной таблицы были применены данные из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Амурское пароходство» за 2016 год. (Приложение 2)
Показатели | 2015 год | 2016 год | Абсолютное отклонение (+,-) |
Выручка, тыс. руб. | 2299725 | 2553127 | 253402 |
Валовая прибыль(убыток), тыс. руб. | 684198 | 588346 | -95852 |
Прибыль(убыток) от продажи, тыс. руб. | 521983 | 422507 | -99476 |
Прибыль(убыток) до налогообложения, тыс. руб. | 282460 | 394119 | 111659 |
Чистая прибыль(убыток), тыс. руб. | 191938 | 272934 | 80996 |
Проанализировав финансовые результаты деятельности ОАО «Амурское пароходство» видно, что выручка в 2016 году по сравнению с 2015 годом возросла на 253402 тыс. руб. и составила в 2016 году 2553127 тыс. руб., увеличение выручки произошло в результате увеличение стоимости основных средств. За счет увеличения выручки в отчетном году увеличилась, и чистая прибыль на 80996 тыс. руб. и составила 272934 тыс. руб. Валовая прибыль в отчетном году сократилась на 95852 тыс. руб. и составила 588346 тыс. руб., уменьшение произошло в результате увеличения себестоимости от продаж. Прибыль от продажи в отчетном году также сократилась на 99476 тыс. руб., и составила 422507 тыс. руб., уменьшение прибыли от продажи произошло в результате увеличения стоимости управленческих расходов. Прибыль до налогообложения в отчетном году увеличилась на 111659 тыс. руб. в результате увеличения выручки.
Выводы
Проанализировав финансово-экономическое положение Открытого акционерного общества «Амурское пароходство» за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 г. следуют выводы что:
- В ОАО «Амурское пароходство» стоимость основных средств в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 315419 тыс. руб., увеличение произошло в результате покупки новых судов.
- В ОАО «АП» текучесть кадров составляет 5,52%.
- Выручка от реализации услуг в отчетном году по сравнению с предыдущим увеличилась на 253402 тыс. руб. Увеличение выручки произошло в результате увеличения стоимости основных средств.
- Себестоимость продаж в ОАО «АП» в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 349254 тыс. руб., увеличение произошло в результате увеличения МРОТ, также из-за повышения стоимости ГСМ.
- За счет увеличения выручки в отчетном году увеличилась, и чистая прибыль на 80996 тыс. руб.
- Коэффициент автономии увеличился на 0,06 и составил 0,29. Увеличение этого коэффициента говорит о том, что величина собственного капитала увеличивается в отношении всей величины капиталов.
- Коэффициент текущей ликвидности в отчетном году по сравнению с аналогичным предыдущий периодом увеличился на 1,2 и в 2016 году составил 2. В 2016 году коэффициент текущей ликвидности достиг нормального значения (норма=2).
- Производительность труда в 2016 году по сравнению с 2015 годом возросла на 448,7 тыс. руб/чел.(или на 17,15 %) и составила 3065 тыс.руб/чел. Увеличение произошло за счет возрастания прибыли и сокращения численности работников.
Все эти показатели говорят том, что ОАО «Амурское пароходство» работает эффективно.
Для уменьшения себестоимости продаж, а, следовательно, увеличения прибыли мной разработаны следующие предложения:
1.Усилить контроль за использованием ГСМ, для предотвращения краж
2.Производить своевременный ремонт основных средств, что позволит продлить срок их полезного использования
3.При приеме на работу сотрудников учитывать наличие специальностей, которые помогут сократить общепроизводственные расходы
Список используемой литературы
1.Книга Ивана Барсукова «Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский». Москва, 1891 г., стр. 371.
2.Г. И. Невельской «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке Сибири».
3.Грузинов В.П. Экономика предприятий (предпринимательская): / Грузинов В.П. Учебник для вузов – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 345 с.
4.Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д.Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. – М.: Издательство "ПРИОР". 2015. – 379с.
5.Коваленко Н.Я., Алемайкин И.Д., Орехов С.А., Сорокин В.С. Экономика сельского хозяйства: Учебник. – М.: КОЛОСС, 2013. – 208 с.
6.Бухгалтерский учет. Официальные материалы. М.: ИНФРА-М, 2012. – с.207
7.Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2014. – с. 235
8.Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.07.2015 г. № 60н.
9.Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Распределение прибыли организаций // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». – 2016. – № 4. – с. 51
10.Кутер М. И. Теория бухгалтерского учета. — М., 2016. – с. 236
11.Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ9/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 27.11.2015 г.)
12.Бехтерева Е.В. Порядок признания доходов и расходов в бухгалтерском учете и для целей налогообложения //Горячая линия бухгалтера. 2014. – №15. – с. 38-40
13.Бахтерева Е.В. Формирование показателей Отчета о прибылях и убытках «Доходы и расходы по обычным видам деятельности // Горячая линия бухгалтера. – 2015. - №12. – с. 25 – 27
14.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность предприятия» ПБУ 4/99 Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. №43н с изменениями от 18 сентября 2006 г., 8 ноября 2015
15.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н с изменениями от 27.11.2006 г.)
16.Астахов В.П. Годовая бухгалтерская отчетность за 2014 год и организация учета в 2014году. М – 2007 г. – с. 121
17.Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки / М.Н. Крейнина – М.: ИКЦ «ДИС», 2013 г. – с. 224
18.Козлова Е.П. Бабченко Т.Н. Галанина Е.Н. Учет прочих доходов и расходов //Приложение к журналу «Бухгалтерский учет».–2015.– № 3. –с.63.
19.Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. Пособие для вузов / Н.П. Лещева, В.Г. Дьякова. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007 г. – с. 471
20.Нормативная база бухгалтерского учета. Сборник официальных материалов/Предисловие и составление А.С. Бакаева. — М., 2016. – с. 114
Приложение 1
Бухгалтерский баланс
на 31 декабря 2016 г.
Форма по ОКУД
Сводный Дата (число, месяц, год)
Вид экономической по
деятельности Деятельность внутреннего грузового транспорта ОКВЭД
Организационно-правовая форма / форма собственности
Коды
0710001
12 2016
2700000088
47
384
Пояснения | Наименование показателя | Код | На 31 декабря 2016 г. | На 31 декабря 2015 г. | На 31 декабря 2014 г. |
| АКТИВ I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | | | | |
4.1. | Нематериальные активы | 1110 | 9 230 | 883 | I 014 |
| Результаты исследований и разработок | 1120 | 0 | 0 | 0 |
4.1. | Нематериальные поисковые активы | ИЗО | 0 | 8 734 | 7816 |
| Материальные поисковые активы | 1140 | 0 | 0 | 0 |
4.2. | Основные средства | 1150 | 1 047 180 | 731 761 | 619 041 |
| в том числе: Основные средства в организации | 11501 | 625 848 | 480 129 | 533 572 |
| Приобретение объектов основных средств | 11502 | 10816 | 5 958 | 9 075 |
| Расходы будущих периодов | 11503 | 410516 | 245 674 | 76 394 |
4.2. | Доходные вложения в материальные ценности | 1160 | 13 371 | 244 | 282 |
4.3. | Финансовые вложения | 1170 | 2310 | 98 744 | 324 178 |
| в том числе: долгосрочные финансовые вложения | 11701 | 0 | 30 850 | 194 150 |
| акции | 11702 | 2310 | 67 894 | 130 028 |
4.14.1. | Отложенные налоговые активы | 1180 | 9 466 | 9 111 | 44 865 |
4.4. | Прочие внеоборотные активы | 1190 | 16 893 | 14 702 | 315 |
| Итого по разделу I | 1100 | 1 098 450 | 864 179 | 997 511 |
| II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | | | | |
4.5. | Запасы | 1210 | 82 825 | 118 757 | 124 629 |
| в том числе: Материалы | 12101 | 53 254 | 99 330 | 102 420 |
| Готовая продукция,товары | 12102 | 9 728 | 11 235 | 20 578 |
| Расходы будущих периодов | 12103 | 19 843 | 8 192 | 1 631 |
| Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 1220 | 1 469 | 25 814 | 8011 |
4.6. | Дебиторская задолженность в течение 12 месяцев | 1230 | 759 193 | 491 537 | 345 116 |
| в том числе: Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 12301 | 18 407 | 9 051 | 17 272 |
| Расчеты с покупателями и заказчиками | 12302 | 99 205 | 69 672 | 248 812 |
| Расчеты по налогам и сборам | 12303 | 68 604 | 13 461 | 11 470 |
| Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 12307 | 570 638 | 397 348 | 65 165 |
4.6. | Дебиторская задолженность свыше 12 месяцев | 1230 | 6 024 | 47 750 | 45 883 |
| в том числе: | | | | |
| Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 12301 | 6 024 | 47 750 | 44 405 |
4.3. | Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) | 1240 | 154610 | 204 045 | 123 646 |
43
50.40
03143823
31
Смешанная российская собственность с долями
Открытое Акционерное федеральной собственности и
Общество / собственности субъектов РФ
Единица измерения: в тыс. рублей
по ОКОПФ / ОКФС по ОКЕИ
Местонахождение (адрес)
643, 680000, Хабаровский край, Хабаровск г, Муравьева-Амурского ул, 2
по ОКПО
Организация Открытое акционерное общество "Амурское пароходство"
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН
4.7. | Денежные средства и денежные эквиваленты | 1250 | 316 926 | 89 288 | 221 630 |
| в том числе: | | | | |
| Расчетный счет, денежные эквиваленты | 12501 | 313 351 | 15 696 | 166 377 |
| Валютный счет | 12502 | 3 441 | 72 825 | 54 545 |
| Прочие оборотные активы | 1260 | 361 | 837 | 0 |
| Итого по разделу II | 1200 | 1 321 408 | 978 028 | 868 915 |
| БАЛАНС | 1600 | 2 419 858 | 1 842 207 | 1 866 426 |
Форма | 0710001 с.2 |
Пояснения | Наименование показателя | Код | На 31 декабря 2016 г. | На 31 декабря 2015 г. | На 31 декабря 2014 г. |
| ПАССИВ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | | | | |
| Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) | 1310 | 317 957 | 317 957 | 317 957 |
| Собственные акции, выкупленные у акционеров | 1320 | -1 254 | 0 | -6 282 |
| Переоценка внеоборотных активов | 1340 | 45 958 | 48 131 | 52 233 |
| Добавочный капитал (без переоценки) | 1350 | 0 | •0 | 0 |
| Резервный капитал | 1360 | 15 898 | 15 465 | 15 465 |
| Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 1370 | 311 130 | 36 456 | -159 584 |
| Итого по разделу III | 1300 | 689 689 | 418 009 | 219 789 |
| IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | | | | |
4.8.1. | Заемные средства | 1410 | 825 716 | 126 521 | 804 495 |
4.14.2. | Отложенные налоговые обязательства | 1420 | 88 514 | 53 486 | 16 967 |
| Оценочные обязательства | 1430 | 0 | 0 | 0 |
4.11.1. | Прочие обязательства | 1450 | 167 997 | 28 139 | 44 504 |
| в том числе: Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 14501 | 167 997 | 28 139 | 44 504 |
| Итого по разделу IV | 1400 | 1 082 227 | 208 146 | 865 966 |
| V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | | | | |
4.8.2. | Заемные средства | 1510 | 362 621 | 787 470 | 463 306 |
4.11.3. | Кредиторская задолженность | 1520 | 224 253 | 220 548 | 247 144 |
| в том числе: | | | | |
4.11.2. | Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 15201 | 151 243 | 92 322 | 151 420 |
| Расчеты по социальному страхованию и обеспечению | 15202 | 9 697 | 66 131 | 32 664 |
| Расчеты с персоналом по оплате труда | 15203 | 19 678 | 16 422 | 13 083 |
4.11.2. | Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 15204 | 39 020 | 31 571 | 44 735 |
| Доходы будущих периодов | 1530 | 0 | 0 | 0 |
4.12. | Оценочные обязательства | 1540 | 28 310 | 23 649 | 16 666 |
4.11.2. | Прочие обязательства | 1550 | 32 758 | 184 385 | 53 555 |
| в том числе: Расчеты с покупателями и заказчиками | 15501 | 32 758 | 184 385 | 53 555 |
| Итого по разделу V | 1500 | 647 942 | 1 216 052 | 780 671 |
| БАЛАНС | 1700 | 2 419 858 | 1 842 207 | 1 866 426 |
Приложение 2
Отчет о финансовых результатах
Предварительный за Январь - Декабрь 2016г.
Сводный
Организация Открытое акционерное общество "Амурское пароходство"
Идентификационный номер налогоплательщика
Вид экономической
деятельности Деятельность внутреннего грузового транспорта
Организационно-правовая форма / форма собственности
Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов
Форма по ОКУД Дата (число, месяц, год)
по ОКПО
ИНН
по
ОКВЭД
Открытое Акционерное Общество /
по ОКОПФ/ОКФС по ОКЕИ
Коды
0710002 |
31 | 12 | 2016 |
03143823 2700000088 50.40 |
47 | 43 |
384
Единица измерения: в тыс. рублей
Пояснения | Наименование показателя | Код | За Январь - Декабрь 2016 г. | За Январь - Декабрь 2015 г. |
4.13.1. | Выручка | 2110 | 2 553 127 | 2 299 725 |
4.13.1. | Себестоимость продаж | 2120 | (1 964 781) | (1 615 527) |
| Валовая прибыль (убыток) | 2100 | 588 346 | 684 198 |
4.13. | Коммерческие расходы | 2210 | (1 661) | (2 786) |
4.13. | Управленческие расходы | 2220 | (164 178) | (159 429) |
| Прибыль (убыток) от продаж | 2200 | 422 507 | 521 983 |
| Доходы от участия в других организациях | 2310 | 8 190 | 32 831 |
4.13.2. | Проценты к получению | 2320 | 29 164 | 36 437 |
4.13.2. | Проценты к уплате | 2330 | (167 083) | (107 594) |
4.13.2. | Прочие доходы | 2340 | 689 454 | 634 228 |
4.13.2. | Прочие расходы | 2350 | (588 113) | (835 425) |
| Прибыль (убыток) до налогообложения | 2300 | 394 119 | 282 460 |
4.14. | Текущий налог на прибыль | 2410 | (81 332) | (9 724) |
4.14.3. | в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы) | 2421 | (37 182) | (32 642) |
4.14.2. | Изменение отложенных налоговых обязательств | 2430 | (35 028) | (36 518) |
4.14.1. | Изменение отложенных налоговых активов | 2450 | 355 | (42 892) |
| Прочее | 2460 | (5 180) | (1 388) |
| Чистая прибыль (убыток) | 2400 | 272934 | 191 938 |
Руководитель
Главный бухгалтер
Чайка Валентина Валерьевна
27 марта 2017 года
Пояснения | Наименование показателя | Код | За Январь - Декабрь 2016 г. | За Январь - Декабрь 2015 г. |
| Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода | 2510 | _ | _ |
| Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода | 2520 | 2 173 | 4 102 |
| Совокупный финансовый результат периода | 2500 | 275 107 | 196 040 |
4.13.3. | Базовая прибыль (убыток) на акцию | 2900 | 1 | - |
| Разводненная прибыль (убыток) на акцию | 2910 | - | - |
8