СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "История танкостроения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа об истории танкостроения

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "История танкостроения"»





Содержание

Введение

  1. Первые танки

  2. Довоенное танкостроение

2.1.Довоенный серийный танк МС-1

    1. Лёгкие танки

    2. Средние танки

    3. Тяжёлые танки



  1. Танкостроение во время Великой Отечественной Войны

3.1. Бронетанковые войска на начало войны

3.2. Лёгкие танки

3.3. Средние танки

3.4. Тяжёлые танки

3.5. Лучшие танки

  1. Послевоенный период танкостроения.

4.1.Танки первого поколения

4.2. Танки второго поколения

4.3. Танки третьего поколения

4.4.Современное танкостроение

Заключение

Список использованных источников













Введение




Тема моего проекта «История танкостроения в России».

Проблема проекта состоит в том, что в рамках школьного курса истории не изучается история танкостроения России и учащиеся об этом имеют отрывочные представления.

 Цель: развитие интереса обучающихся к истории танкостроения России путем ознакомления с основными моделями российских танков, предполагает пропаганду патриотического воспитания молодого поколения, способствует формированию чувства гордости за свою Родину.

Продукт проекта: исследование развития танкостроения и определение значимой роли танков и танковых войск в наземных военных операциях.

Этот продукт поможет достичь цель проекта, т.к. после того как учащиеся узнают, какую роль сыграли танки в значимых исторических событиях, как развивалось танкостроение в России, какие люди были в этом задействованы, как ценятся наши танки во всём мире, то мы сможем ещё раз убедиться, какие великие мастера живут в нашей стране; что наше государство путём своих достижений влияет на ход истории всего мира. А создание и усовершенствование военной техники это один из показателей силы и могущества государства.

Изучая историю танкостроения, мы глубже и подробнее узнаём историю своей страны, а это очень важно, потому что, не зная своего прошлого, мы не сможем построить счастливого будущего.

Гипотеза: я предполагаю, что я своим исследованием и предоставленной информацией, ещё раз покажу безграничные возможности людей и техники нашей страны, вызову чувство гордости и патриотизма и, возможно, стремления и желания способствовать росту и развитию нашего государства.

План моей работы заключался в том, чтобы сначала выяснить, когда и почему возникла в России необходимость заняться танкостроением, кто были люди, которые с этим столкнулись, какие им пришлось решать проблемы, что за танки они создавали.

Я исследовал научную литературу, искал информацию в сети Интернет.

Моё исследование танкостроения начинается со времён Первой Мировой войны, т.к. именно во время Первой мировой войны возникла острая потребность в создании бронированной техники, которая обладала бы высокой огневой мощью и отличной проходимостью

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. Россия в этом плане не стал исключением.

За время своего существования танки являются объектом самого пристального внимания, как людей военных, так и гражданских. И это не случайно – соединение в одной машине высокой огневой мощи, защищенности и подвижности позволило получить уникальную боевую систему, вызвавшую поистине революционные преобразования в военном деле. Танковые войска были и остаются основной ударной силой в наземных операциях. Все рода сухопутных войск перешли на бронетанковую основу.

О такой машине военные мечтали всегда, но лишь к началу 20-го века сложились условия для рождения танка: был создан гусеничный движитель, более высокой проходимости, чем колесный; компактный экономичный двигатели внутреннего сгорания; и наконец, появилась броневая защита.







































  1. Первые танки



(Слайд №3).В России одними из первых в 1915 году были созданы танк Пороховщикова «Русский вездеход» и колёсный танк Лебеденко

Идея создать такую машину возникла у А.А. Пороховщикова в 1914 году, когда он видел солдат, бегущих под пулеметным огнем врага. В голову конструктору пришла мысль, что штурмовать окопы врага лучше не людям, беззащитным против свинцового ливня, а боевой машине, которая будет «одета» в броню и снабжена пулеметом.

Конструктивно «Вездеход» имел все необходимые элементы, которые и сегодня присутствуют в боевых машинах (корпус в броне, оружие в башне, гусеничный движитель и т.д.).

История промышленного танкостроения в России началась во время Гражданской войны. В русской армии в Первой мировой войне не было ни отечественных, ни импортных танков. Во время гражданской войны Белая армия использовала танки, которые она получала от стран Антанты в небольших количествах. Один из захваченных красноармейцами танков Рено FT-17 весной 1919 года был послан в Москву, разобран и исследован. Таким образом, проблема создания отечественного танка была решена созданием танков типа М «Русский Рено»(рис.2) на основе конструкции французского Рено FT-17. Первый из танков типа М получил имя «Борец за Свободу тов. Ленин». В течение 1920—1921 годов было изготовлено 15 танков. Весной 1921 года в связи с окончанием гражданской войны и интервенции проект был свёрнут. В боевых действиях эти танки не участвовали, их использовали в сельхозработах (как тракторы) и на военных парадах.

























2. Довоенное танкостроение

2.1 Первый серийный танк МС-1

(Слайд №4)Спроектированный к 1927 году танк МС-1 (часто используется индекс Т-18) был первой серийной моделью в СССР. Внешне он был очень похож на «Русский Рено» .До этого в распоряжении Красной армии находились только трофейные машины, захваченные во время гражданской войны. С наступлением мира были организованы работы по проектированию тяжелого позиционного танка.

МС-1 отличался от прототипа целым рядом нововведений. В частности, поперечное расположение двигателя позволило значительно сократить длину танка. Была также усовершенствована подвеска танка.

2.2 Лёгкие танки

В том же 1927 году ГУВП сформулировало окончательные требования к танку массой 12 тонн. Эту более мощную и быструю машину сопровождения, которую в документах указывали как «манёвренный танк», доверили проектировать конструкторскому бюро Харьковского паровозного завода. В результате получился совершенно новый средний танк Т-24, и в 1931 году завод получил заказ на производство 300 единиц. Правда, очень скоро заказ был аннулирован – заводу предписывалось перейти на производство танков БТ

В межвоенный период танкостроители и военные ещё не пришли к единому мнению об оптимальной тактике применения танков и их конструкции, следствием чего стал выпуск танков таких конструкций, которые впоследствии доказали свою нежизнеспособность, так как были узкоспециализированными, и не всегда использовались по назначению. Так, лёгкие танки были сравнительно слабо бронированными, хотя часто и высокоскоростными (например, БТ-7). Их броня защищала лишь от пуль стрелкового оружия и снарядных осколков и в то же время легко пробивалась пулями противотанковых ружей и снарядами противотанковых пушек, начиная с калибра 37 мм. Вооружение большинства лёгких танков этого периода было также слишком слабым (калибры артиллерии 25—37 мм), численность экипажа недостаточной (2—3 человека), а условия существования — на пределе физиологических возможностей танкистов.

Фактически, за 1920-е годы в Ленинграде, Харькове и Москве сформировались три основных конструкторских центра советского танкостроения.

Работа советских инженеров над созданием танков показала, что Советскому Союзу не хватает опыта конструкторской деятельности подобного масштаба, кадров и элементарной производственной культуры. Чтобы не тратить время на решение этих вопросов отечественными специалистами высшему руководству страны было предложено закупить за рубежом образцы подходящих танков и лицензии на их производство, а также пригласить иностранных специалистов для работы в СССР. В 1930 году специальная комиссия во главе с И.А. Халепским посетила сразу несколько стран-производителей танков, среди которых особый интерес представляли Англия, Германия и США.

Первую сделку заключили 28 апреля 1930 года между американской фирмой , принадлежавшей конструктору Джону Кристи, через которую оборудование и образцы вооружений вывозились в СССР. Согласно договору, Советский Союз приобретал два танка М1931 и право на их производство.

К 1933 году было запущено производство легких Т-26 и БТ, танкеток Т-27, средних Т-28 и тяжелых Т-35.

2.3 Средние танки

История танкостроения СССР была бы неполной без средних танков Т-28. Благодаря им стало возможным качественное усиление общевойсковых соединений. Т-28 предназначались для прорыва оборонительных позиций противника. Танк весил 28 тонн и внешне выделялся трехбашенной установкой вооружения (в нее входили три пулемета и пушка). В 1933-1939 гг. выпускался 50-тонный Т-35. Его создали в качестве боевой машины для качественного усиления атаки при прорыве полос укреплений. В тот момент история советского танкостроения перешла на новый этап, так как именно Т-35 первым получил столь многочисленное вооружение. Его устанавливали в пяти башнях (всего пять пулеметов и три пушки). Однако у этой модели были и недостатки – в первую очередь неповоротливость и слабое бронирование при больших размерах. Всего было выпущено несколько десятков Т-35. Некоторые из них использовались на фронте на начальном этапе Великой Отечественной войны.

2.4 Тяжёлые танки

К концу 1930-х годов Т-35 полностью устарел. Между КБ ленинградских танковых заводов развернулась борьба за создание советского серийного тяжёлого танка. Опытный завод №185 работал над двухбашеннымТ-100 весом 58 тонн, башни которого размещались одна за другой на разных уровнях, что должно было позволить вести из них одновременную стрельбу. Такая компоновка определялась ТТХ, представленными военными заказчиками. На ленинградском Кировском заводе создали танк СМК (Сергей Миронович Киров) похожей компоновки и весом 55 тонн. Но, понимая, что однобашенную машину можно снабдить более толстой бронёй, «кировцы» в инициативном порядке создали ещё один тяжёлый танк – КВ (Клим Ворошилов).

Все три танка проходили «обкатку» во время Зимней войны с Финляндией в боях на Карельском перешейке в сводной танковой роте. По результатам испытаний выбор военных остановился на танке КВ, который с появлением его 152-мм варианта КВ-2 получил индекс КВ-1. (Слайд №5)



3. Танкостроение во время Великой Отечественной Войны

3.1 Бронетанковые войска на начало войны

Накануне Великой Отечественной войны бронетанковые и механизированные войска стали главной ударной силой Красной Армии. Советские конструкторы создали машины с противоснарядным бронированием, сильным вооружением и высокой подвижностью. По боевым качествам они превосходили танки других государств и полностью отвечали требованиям тех лет. Принятые на вооружение 19 декабря 1939 года танки: легкий Т-40, средний Т-34 и тяжелый КВ, начали поступать в войска со второй половины 1940 года. К началу войны было изготовлено 1861 Т-34 и КВ. Из них в пограничных военных округах, принявших первый удар гитлеровской военной машины, насчитывалось 967 Т-34 и 508 КВ. Основу же танкового парка Красной Армии — более 23 тысяч машин составляли танки, производство которых началось в 1931-1932 годах, в первую очередь легкие Т-26 и БТ.

Конструирование новых моделей продолжалось и во время Великой Отечественной войны.

3.2 Лёгкие танки

Осенью 1941 года создается легкий танк Т-60, в 1942 году —Т-70.Этот танк стал самым выпускаемым за всю войну. Наибольший вклад в победу он внес во время Курской битвы. Он отличался простотой конструкции и недорогим производством. Но боевой опыт показал, что легкие танки недостаточно боеспособны по причине слабого вооружения и бронирования. Поступивший накануне войны на вооружение Красной Армии танк Т-40 оказался непригодным для боевых действий ввиду слабости вооружения и защиты. В то же время армия остро нуждалась в массовом танке. В период, когда основные танковые заводы эвакуировались на восток, для резкого увеличения выпуска танков можно было использовать автомобильные заводы. В этом смысле база танка Т-40 заслуживала внимания, поскольку на нем применялись автомобильные агрегаты. Конструкторы во главе с Н.А. Астровым занялись переделкой Т-40, в первую очередь усилением вооружения и брони. Для начала пришлось пожертвовать способностью плавать. Затем много усилий потребовало улучшение вооружения.

В ходе войны относительное количество легких танков уменьшалось, хотя поначалу в 1941-1942 годах их выпуск возрос. Это было вызвано необходимостью скорее дать армии возможно больше боевых машин. Наладить же выпуск легких танков, используя автомобильные агрегаты, было сравнительно просто.







3.3 Средние танки



Необходимость противостоять «Тиграм» и «Пантерам» заставила советских конструкторов не только ускорить разработку тяжёлых машин, но также увеличить мощность пушек и защиту средних танков, поэтому решили продолжить производство Т-34 с башней от Т-43. Новый танк получил индекс Т-34–85. Машина прекрасно себя зарекомендовала. (Слайд №6)

3.4 Тяжёлые танки

Кировский завод продолжал исследовательские работы. Усовершенствование КВ-1 вылилось в создание модели КВ-1С – облегчённого варианта предшественника, конструировались новые модели с использованием уже разработанных узлов.

Дальнейшее развитие тяжёлых танков пошло в сторону уменьшения их массы и доведения её до уровня средних танков. При этом толщина брони сохранялась той же за счёт более эффективного использования забронированного объёма. Результатом этих работ явилось создание экспериментального среднего танка КВ-13, который ленинградцы сконструировали, уже находясь в эвакуации в Челябинске. Однако по совокупности ТТХ и технологичности машина не смогла поспорить с уже созданным к тому времени средним танком Т-34.

И в 1945 году выпуск бронетанковой техники практически не снижался — в первом полугодии изготовили более 15 тыс. танков . Всего же с начала войны и до 30 июня 1945 года армия получила их более 95 тыс. Причем самым тяжелым для производства был октябрь 1941 года (640 танков), когда заводы эвакуировались на восток. С мая 1942 года промышленность перешла двухтысячный месячный уровень и ниже уже не спускалась.

3.5 Лучшие танки

Лучшими советскими танками, принимавшими участие во Второй мировой войне, были признаны средний танк Т-34 (в разных вариантах, в том числе его поздний вариант Т-34-85 с разными модификациями 85-мм пушек) и тяжёлый танк ИС-2. С первых же часов войны танки Т-34 приняли участие в боях и показали непревзойденные боевые качества, могли расстреливать вражеские машины с предельных расстояний прямого выстрела. Прошел год, прежде чем немцы противопоставили им более или менее равноценные по мощи огня и бронированию машины. Хотя Т-34 как средний танк не имел себе равных и полностью удовлетворял наших танкистов, особенно после выпуска в 1944 году модификации Т-34-85, конструкторы, учитывая опыт боев, создали новый средний танк Т-44.





4. Послевоенный период танкостроения

4.1 Танки первого поколения

Танки послевоенного периода разделяют на три поколения. Первое поколение послевоенных танков начало создаваться ещё непосредственно во время Второй мировой войны, хотя и не приняло участия в боевых действиях: это советские средние Т-44, Т-54 и тяжёлые танки ИС-3, ИС-4, ИС-7, Т-10 (ИС-8); Лёгкие танки окончательно превращаются в специализированные боевые машины: плавающие (советский ПТ-76).С середины 1950-х гг. средний и тяжёлый типы танков уступают место т. н. «стандартному» или «основному боевому танку». Характерными особенностями этих танков служат усиленное противоснарядное бронирование, пушки большого калибра (минимум 90 мм), включая гладкоствольные орудия, пригодные для запуска реактивных снарядов, мощные дизельные моторы, а позже и первые средства защиты экипажа от ОМП. К этому типу танков (но всё ещё первого поколения) относятся советские Т-55 и Т-62.

Разработка тяжёлых танков активно продолжалась после ВОВ. Наиболее удачным оказался ИС-8 – проект челябинских конструкторов завода №100 (на начальной стадии работ в 1944 году танк имел индекс ИС-5)..(Слайд №7)

Окончательный индекс Т-10 он приобрёл в 1953 году после смерти Иосифа Сталина, в честь которого называлась вся линейка танков ИС. Машина оказалась настолько удачной, что с вооружения её сняли только в 1993 году. Это был последний серийный тяжёлый советский танк – на смену ему вскоре пришли быстрые, хорошо вооружённые средние танки, получившие название «основных».

Слайд№8

Создание Т-62 фактически поставило крест на разработке и производстве тяжёлых танков в СССР. Установка гладкоствольной 115-мм пушки по мощности вооружения приблизила средние танки к тяжёлым. При этом скорострельность Т-62 была выше. Кроме того, на последующих моделях планировалась установка автомата заряжания, что делало тяжёлые танки совершенно бесполезными.

Т-62 имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, отделения управления — в лобовой, а боевого отделения — в средней части машины. Экипаж танка состоит из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.

. На Т-62 установлена система противоатомной защиты, обеспечивающая защиту экипажа танка от избыточного давления, создаваемого ударной волной ядерного взрыва, и от проникновения радиоактивной пыли внутрь танка выбрасывающей гильзу через люк в верхней кормовой части башни. Т-62 – основной танк 1961–1975гг.



4.2 Танки второго поколения



Второе поколение послевоенных танков создавалось в 1960—1970-х гг. для действий в условиях применения противником оружия массового поражения (ОМП) и с учётом появления новых мощных противотанковых средств. Эти танки получают улучшенное бронирование, полный комплекс защиты экипажа от ОМП, насыщаются электроникой , повышается их огневая мощь за счёт использования пушек большего калибра, начинают применяться высокомощные многотопливные двигатели. Советские танки этого периода оснащаются автоматом заряжания. К танкам второго поколения относятся советские Т-64 и Т-72.

4.3 Танки третьего поколения

Танки третьего поколения создавались в 1970—1980-х гг., а в войска начали поступать в 1980-х годах. Для танков этого поколения характерно использование новых, высокотехнологичных средств защиты (активная защита, динамическая защита), насыщенность совершенной электроникой, на некоторые модели танков начинают устанавливаться сверхмощные и компактные газотурбинные двигатели. К танкам этого поколения относятся советские и российские Т-72Б, Т-80 и Т-90.(Слайд №9)

.5 октября 1992 года постановлением правительства Российской Федерации танк приняли на вооружение Российской Армии под обозначением Т-90.

Серийное производство танка началось в 1992 году. До конца 1992 года Уралвагонзавод выпустил 13 танков установочной серии. В 1992—1998 годах было выпущено около 120 Т-90 для ВС России. В связи со снижением финансирования вооружённых сил производство танков остановилось и было возобновлено лишь в 2001 году после подписания экспортного контракта с Индией от 18 февраля 2001 года. В 2001 году в Индию были поставлены первые 40 Т-90С и 84 Т-90С в 2002 году, что дало возможность покупателю сформировать четыре танковых батальона.

4.4.Современное танкостроение

В 2004—2006 годах танкТ-90был существенно модернизирован и возобновилось его производство для ВС России под индексом Т-90А. 2000-х годах этот танк стал самым продаваемым основным боевым танком во всем мире. В лице этой модели история развития танкостроения в России перевернула еще одну свою славную страницу. Впрочем, отечественные конструкторы не остановились на своем достижении и продолжили уникальные технические изыскания.

(Слайд №10) Традиции советских танкостроителей не исчезли после распада СССР. В 2015 году завершилось создание основного российского танка нового поколения Т-14«Армата» с необитаемой башней, не имеющего зарубежных аналогов. 9 мая он принимал участие в параде на Красной площади, посвящённом 70-летию Победы, после чего поступил в Вооружённые силы России. Эта машина призвана окончательно заменить славно послужившие машины серий Т-64, Т-72,Т-80 и Т-90.

Впервые Т-14 был продемонстрирован широкой публике на Параде Победы, посвященном 70-летию окончания Великой Отечественной войны

Современный танк представляет собой грозную боевую машину оборудованную:

- мощным вооружением;

- броней обеспечивающей надежную защиту от современных средств поражения;

- системой управления огнем, которая позволяет экипажу выполнять боевую задачу в любое время суток и при любых погодных условиях;

- многотопливной силовой установкой способной работать в различных условиях местности, в том числе на высокогорных участках и в широком диапазоне температур;

- современными средствами связи, обеспечивающими двухстороннюю связь между членами экипажа танка, а также между отдельными танками на расстоянии до 20 км;

- различными устройствами защиты, которые совместно с броневой защитой обеспечивают противодействие обнаружению противником, создание помех против высокоточного оружия, уменьшение воздействия кумулятивных и подкалиберных снарядов, защиту экипажа от поражающих факторов ядерного взрыва и бактериологических средств, автоматическое тушение пожара в танке. Она способна совершать марши на большие расстояния при любых погодных условиях, с высокой средней скоростью, как при любых дорожных условиях, так и по бездорожью, с преодолением как естественных, так и искусственных препятствий и водных преград.



















Заключение



История танкостроения России насчитывает более 100 лет. За этот короткий срок из неуклюжей, неповоротливой машины, мощности которой едва хватало на то, чтобы двигать саму себя со скоростью пешехода, танк превратился в могучую маневренную стальную крепость, вооруженную артиллерией и пулеметами, ракетами и системами дымопуска, надежно защищенную крепкой броней, способную «выжить» даже в условиях применения оружия массового поражения. В итоге, пройдя через отдельные периоды сомнений и неуверенности в их возможностях, бронетанковые войска полностью утвердились в качестве основной ударной силы сухопутных войск.

Уникальное сочетание подвижности, защищённости и огневой мощи позволяет им решать широкий спектр задач. Всё это означает, что танковые войска будут активно развиваться. Для этого можно предположить следующие направления совершенствования танков: слайд№13

Совершенствование вооружения:

- Помимо планируемого перехода на мощные пушки калибра 140 мм и более (это ближайшая перспектива), ведутся перспективные разработки электромагнитных и электротермохимических пушек, позволяющих достичь начальной скорости снаряда в 4000—5000 м/с, что значительно повысит бронебойность снаряда.

- Будут появляться всё более совершенные системы наведения и обнаружения, управления огнём.

Совершенствование защиты:

- Совершенствование состава брони, в первую очередь, к улучшению систем динамической и активной защиты, возможно появление электрической брони.

- Активно будут развиваться различные системы постановки помех, оптико-электронного подавления и других средств, позволяющих бороться с высокоточным оружием.

Совершенствование системы управления в бою:

Танки будущего на поле боя будут связаны при помощи компьютерных сетей, что позволит улучшить тактику их применения.

Работая над проектом, я стремился как можно больше узнать о развитии танкостроения в России, проследить историю усовершенствования этой области военного машиностроения. В ходе работы я узнал, какой весомый вклад внесли наши техники и конструкторы в создание и производство танков, что повлияло не только на качество и уровень техники, но и на ход мировой истории. Я думаю, мне удалось добиться цели своего исследования- показать, как могущественна и влиятельна наша страна., что нам есть, чем гордиться. Мне очень захотелось, чтобы мои одноклассники и все, кто заинтересуется моей работой, также испытали это чувство гордости и патриотизма, и чтобы были уверены, что танкостроение в России на высоком уровне.

Конечно, в моей работе не освещены все технические нюансы представленных моделей танков, но я думаю, в этом нет необходимости это уже информация для тех, кто хорошо разбирается в технике и для специалистов. Я проанализировал развитие и использование самых востребованных и популярных моделей.

Теперь, когда я смотрю военные фильмы или программы, где есть танки, я узнаю знакомые мне модели, вспоминаю их качества и возможности. Я планирую и дальше следить за танкостроением в России и в мире и постараюсь более подробно изучить историю развития этой отрасли.













































Список использованных источников



1. Каторин Ю.Ф. Все о танках – М.: Астрель; СПб. Полигон, 2012.

2.Кудишин И.В. Военная техника.-М.:Эксмо,2009.

3. Шокарев Ю.В.Военная энциклопедия М. ЗАО РОСМЕН-ПРЕСС, 2011.

4.http://fb.ru/article/270464/istoriya-tankostroeniya-sssr-i-drugih-stran

5.http://warspot.ru/2928-kratkaya-istoriya-sovetskogo-tanka

6. http://fb.ru/article/270464/istoriya-tankostroeniya-sssr-i-drugih-stran




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!