СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Измерим свой рост"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа носит практический характер. Полученные знания помогают автору ответить на волнующий его проблемный вопрос и сравнить привычные нам меры со старинными мерами длины.

По результатам работы автор делает вывод о том, какие старинные меры измерений живут в быту до сих пор и как следует понимать пословицы и поговорки, содержащие названия старинных мер измерений.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Измерим свой рост"»

Автор: Сайфулина Карина Равильевна, ученица 6А класса Руководитель: Орехова Марина Вячеславовна , учитель математики МБОУ г. Мурманска СОШ №49

Автор: Сайфулина Карина Равильевна, ученица 6А класса

Руководитель: Орехова Марина Вячеславовна , учитель математики

МБОУ г. Мурманска СОШ №49

Цели : 1.Установить связь между различными единицами длины. 2.Возможно ли измерить рост в разных единицах длины? 1.Установить связь между различными единицами длины. 2.Возможно ли измерить рост в разных единицах длины? Задачи: 1 . Изучить как измеряли величины в древности. 2. Рассмотреть старинные русские меры. 3. Изучить метрическую систему мер. 4. Попробовать перевести рост девочек 6а класса в разные единицы длины.

Цели :

1.Установить связь между различными единицами длины.

2.Возможно ли измерить рост в разных единицах длины?

  • 1.Установить связь между различными единицами длины. 2.Возможно ли измерить рост в разных единицах длины?

Задачи:

1 . Изучить как измеряли величины в древности.

2. Рассмотреть старинные русские меры.

3. Изучить метрическую систему мер.

4. Попробовать перевести рост девочек 6а класса в разные единицы длины.

 ГИПОТЕЗА:  Если учащиеся будут больше знать о мерах длины, то лучше будут понимать язык математики и литературы.

ГИПОТЕЗА:

Если учащиеся будут больше знать о мерах длины, то лучше будут понимать язык математики и литературы.

Конечно, измерить самого себя и стать настоящим Геометром, настоящим Поэтом, Садовником и вообще настоящим очень трудно. Не всякому удаётся сделать это за всю жизнь, но если говорить о чём – то более простом, то с уверенностью можно сказать, что каждому человеку, научившемуся считать и писать, неоднократно приходилось что – либо измерять.
  • Конечно, измерить самого себя и стать настоящим Геометром, настоящим Поэтом, Садовником и вообще настоящим очень трудно. Не всякому удаётся сделать это за всю жизнь, но если говорить о чём – то более простом, то с уверенностью можно сказать, что каждому человеку, научившемуся считать и писать, неоднократно приходилось что – либо измерять.
 Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. У разных людей величина шага различна, поэтому брали некоторую среднюю величину. Для измерения больших расстояний служила миля . А ещё большие расстояния измеряли переходами. Однако шаги, мили, переходы – всё это было хорошо для измерения расстояний на земле. Но рост человека и рулон ткани шагами не измеришь

Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами. У разных людей величина шага различна, поэтому брали некоторую среднюю величину. Для измерения больших расстояний служила миля . А ещё большие расстояния измеряли переходами. Однако шаги, мили, переходы – всё это было хорошо для измерения расстояний на земле. Но рост человека и рулон ткани шагами не измеришь

Одной из самых распространённых единиц длины был локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца.

Одной из самых распространённых единиц длины был локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца.

Наряду с локтем применяли сажень . Она примерно равна расстоянию от подошвы до концов пальцев поднятой вверх руки.
  • Наряду с локтем применяли сажень . Она примерно равна расстоянию от подошвы до концов пальцев поднятой вверх руки.
Для измерения меньших расстояний употреблялась ладонь – ширина кисти руки.

Для измерения меньших расстояний употреблялась ладонь – ширина кисти руки.

Ещё меньшей единицей длины является дюйм – длина сустава большого пальца. А также был Фут - средняя длина ступни человека. Дороги измеряли даннами – 3600 локтей (примерно 1,8 км). А когда надо было измерять малые предметы, пользовались пальцами, составлявшими 1/30 локтя или линиями – 1/60 локтя.

Ещё меньшей единицей длины является дюйм – длина сустава большого пальца. А также был Фут - средняя длина ступни человека. Дороги измеряли даннами – 3600 локтей (примерно 1,8 км). А когда надо было измерять малые предметы, пользовались пальцами, составлявшими 1/30 локтя или линиями – 1/60 локтя.

За основную в английском обиходе меру длины – ярд – указом короля Генриха 1 было определено расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой его руки. В настоящее время длина ярда примерно равна 0,91 метра.
  • За основную в английском обиходе меру длины – ярд – указом короля Генриха 1 было определено расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой его руки. В настоящее время длина ярда примерно равна 0,91 метра.
 Миля = 7 верстам (7,47 км);  Верста = 500 саженям ( 1,07 км);  Сажень = 3 аршинам = 7 футам  ( 2,13 м);  Аршин = 16 вершкам = 28 дюймам ( 71,12 см);  Фут = 12 дюймам (30,48 см);  Дюйм = 10 линиям ( 2,54 см);  Линия = 10 точкам ( 2,54 мм).
  • Миля = 7 верстам (7,47 км);
  • Верста = 500 саженям ( 1,07 км);
  • Сажень = 3 аршинам = 7 футам

( 2,13 м);

  • Аршин = 16 вершкам = 28 дюймам ( 71,12 см);
  • Фут = 12 дюймам (30,48 см);
  • Дюйм = 10 линиям ( 2,54 см);
  • Линия = 10 точкам ( 2,54 мм).
Современные меры длины. В наше время для измерения длины мы пользуемся мерой, названной метр.   Метр – основная единица метрической системы.    Метрическая система была принята во Франции , в конце 18 века. Тогда метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до Экватора.   В 1875 году в России и других 17 странах была принята новая мера длины – метр .

Современные меры длины.

  • В наше время для измерения длины мы пользуемся мерой, названной метр.
  • Метр основная единица метрической системы.
  • Метрическая система была принята во Франции , в конце 18 века. Тогда метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до Экватора.
  • В 1875 году в России и других 17 странах была принята новая мера длины – метр .
Метрическая система является международной десятичной системой единиц, основанной на применении метра и килограмма. Меры длины 1 километр (км) = 1000 метрам (м) 1 метр (м) = 10 дециметрам (дм) = 100 сантиметрам (см) 1 дециметр (дм) = 10 сантиметрам (см) 1 сантиметр (см) = 10 миллиметрам (мм)

Метрическая система является международной десятичной системой единиц, основанной на применении метра и килограмма.

Меры длины

  • 1 километр (км) = 1000 метрам (м)
  • 1 метр (м) = 10 дециметрам (дм) = 100 сантиметрам (см)
  • 1 дециметр (дм) = 10 сантиметрам (см)
  • 1 сантиметр (см) = 10 миллиметрам (мм)
Фамилия уч-ся  см Шемит А.  сажень  130 Кобзева А.  аршин 0,61 Мельгузова Ю .  142  фут  124 1,8 0,67 Алова М. 4.3 2  ярд 0,58   126 Заржицкая Е. 4,7 1,4 1,7 0,59 Сайфулина К.   126 4,1 1,56 Шестёркина А. 1,77  126 0,59 1,36 1,77 4,2 0,59 Дмитриева И.  116 4,2 1,38 1,77 0,54 Дубкова Е.  127 Ткач В.  135 0,60 1,38  4,2 1,6 3,87 1.78 Старовойтова Е. 1,38  0,63  118  126 0,55 1,27 1,9 4,23 4,5 1,66 1,39 0,59 1,48 3,9 1,8 1,29 4,2 1,38

Фамилия уч-ся

см

Шемит А.

сажень

130

Кобзева А.

аршин

0,61

Мельгузова Ю .

142

фут

124

1,8

0,67

Алова М.

4.3

2

ярд

0,58

126

Заржицкая Е.

4,7

1,4

1,7

0,59

Сайфулина К.

126

4,1

1,56

Шестёркина А.

1,77

126

0,59

1,36

1,77

4,2

0,59

Дмитриева И.

116

4,2

1,38

1,77

0,54

Дубкова Е.

127

Ткач В.

135

0,60

1,38

4,2

1,6

3,87

1.78

Старовойтова Е.

1,38

0,63

118

126

0,55

1,27

1,9

4,23

4,5

1,66

1,39

0,59

1,48

3,9

1,8

1,29

4,2

1,38

6 класс Фамилия уч-ся  см Шемит А. Кобзева А.  сажень  157 Мельгузова Ю .  142 0,73  аршин 2,21  фут 0,67  160 Алова М. 0,75  ярд 5,23 2 Заржицкая Е.  157 4,73 2,25 1,73  157 Сайфулина К. 0,74 5,33 1,56 2,21 Шестёркина А.  156 0,74 1.76 2,21 Дмитриева И. 0,73  148 5,23 2,20 Дубкова Е. 1.73 0,69 5,23  127 Ткач В.  163 0,60 1.73 2,08 5,2  146 1.79 1.71 0,77 Старовойтова Е. 4,93  152 0,69 1.63 4,23 2,30 5,43 2.06 0,71 1,40 1.79 4,87 2,14 1,60 5,07 1,67

6 класс

Фамилия уч-ся

см

Шемит А.

Кобзева А.

сажень

157

Мельгузова Ю .

142

0,73

аршин

2,21

фут

0,67

160

Алова М.

0,75

ярд

5,23

2

Заржицкая Е.

157

4,73

2,25

1,73

157

Сайфулина К.

0,74

5,33

1,56

2,21

Шестёркина А.

156

0,74

1.76

2,21

Дмитриева И.

0,73

148

5,23

2,20

Дубкова Е.

1.73

0,69

5,23

127

Ткач В.

163

0,60

1.73

2,08

5,2

146

1.79

1.71

0,77

Старовойтова Е.

4,93

152

0,69

1.63

4,23

2,30

5,43

2.06

0,71

1,40

1.79

4,87

2,14

1,60

5,07

1,67

Средний рост девочек 1 класса  см 127 сажень 0.59 Средний рост девочек 6 А класса аршин 1.78 см фут 4.22 сажень ярд 151 0.71 аршин В среднем девочки моего класса за пять лет выросли на: 1.39 фут см 2.13 24 сажень ярд 5.04 0.12 1.66 аршин фут 0.35 0.82 ярд 0.27

Средний рост девочек 1 класса

см

127

сажень

0.59

Средний рост девочек 6 А класса

аршин

1.78

см

фут

4.22

сажень

ярд

151

0.71

аршин

В среднем девочки моего класса за пять лет выросли на:

1.39

фут

см

2.13

24

сажень

ярд

5.04

0.12

1.66

аршин

фут

0.35

0.82

ярд

0.27

От горшка два вершка , а уже указчик- молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех . Не уступить ни пяди – не отдать даже самой малости. Семь пядей во лбу- об очень умном человеке. На аршин борода, да ума на пядь – о взрослом, но глупом человеке. Каждый купец на свой аршин меряет – каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.

От горшка два вершка , а уже указчик- молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех .

Не уступить ни пяди – не отдать даже самой малости.

Семь пядей во лбу- об очень умном человеке.

На аршин борода, да ума на пядь – о взрослом, но глупом человеке.

Каждый купец на свой аршин меряет – каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.

В результате я сделала следующие выводы: для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины; установлена связь между различными единицами длины; доказано, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно становится понятной для любого человека. для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины; установлена связь между различными единицами длины; доказано, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно становится понятной для любого человека.  -- многие меры измерений устарели и уже не используются, но живы в литературе и истории.

В результате я сделала следующие выводы:

  • для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины; установлена связь между различными единицами длины; доказано, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно становится понятной для любого человека.
  • для измерения длин можно использовать различные единицы измерения длины;
  • установлена связь между различными единицами длины;
  • доказано, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно становится понятной для любого человека.

-- многие меры измерений устарели и уже не используются, но живы в литературе и истории.

Теперь я понимаю, смысл выражений: Пишешь аршинными буквами ( крупно ) Косая сажень в плечах ( широкоплечий) Коломенская верста (шутливое о высоком человеке ). Считаю, что гипотеза о том, что знание измерений поможет лучше учиться подтвердилась. Ведь когда понимаешь, о чем идет речь – учиться легче. Желаю всем быть с семью пядями во лбу!

Теперь я понимаю, смысл выражений:

  • Пишешь аршинными буквами ( крупно )
  • Косая сажень в плечах ( широкоплечий)
  • Коломенская верста (шутливое о высоком
  • человеке ).

Считаю, что гипотеза о том, что знание измерений поможет лучше учиться подтвердилась.

Ведь когда понимаешь, о чем идет речь – учиться легче. Желаю всем быть с семью пядями во лбу!

Виленкин Н. Я. и др. «Математика 5», учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений, издательство «Мнемозина», Москва, 2006. Виленкин Н. Я. и др. «Математика 6», учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений, издательство «Мнемозина», Москва, 2006. Депман И. Я. « За страницами учебника математики»,Москва «Просвещение»,1989 Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985 Шарыгин И. Ф. « Наглядная геометрия 5 – 6», пособие для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа», 2002 http://www.rcio.rsu.ru Старинные меры длины  Г.И. Глейзер «История математики в школе» IV- VI классы. – Москва «Просвещение», 1981.
  • Виленкин Н. Я. и др. «Математика 5», учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений, издательство «Мнемозина», Москва, 2006.
  • Виленкин Н. Я. и др. «Математика 6», учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений, издательство «Мнемозина», Москва, 2006.
  • Депман И. Я. « За страницами учебника математики»,Москва «Просвещение»,1989
  • Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985
  • Шарыгин И. Ф. « Наглядная геометрия 5 – 6», пособие для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа», 2002
  • http://www.rcio.rsu.ru Старинные меры длины
  • Г.И. Глейзер «История математики в школе» IV- VI классы. – Москва «Просвещение», 1981.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!