СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Изучение личности проективным методом"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной исследовательской работе представлены теоретические основы и практическое применение проективного метода в изучении личности. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Изучение личности проективным методом"»












ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

ПРОЕКТИВНЫМ МЕТОДОМ


Исследовательская работа



Исполнитель:

Хромов Сергей Юрьевич, педагог дополнительного образования, студент КемГУКИ


















Кемерово

2018









ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы и практическое применение

проективного метода в изучении личности 6


§ 1. Общая характеристика и классификация проективных

Методик 6


§ 2. Возможности и ограничения проективных методик 10

Выводы 14


Глава 2. Организация и проведение эмпирического исследования 16


§ 1. Методы исследования целевой аудитории 16


§ 2. Психологические портреты испытуемых, качественная

характеристика и сравнительный анализ групп 21

Выводы 24

Заключение 26

Список литературы 27

Приложение 1 32


















Введение


Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации и в этом своем качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее потаенную область человеческой психики. Однако реальность бессознательного значительно богаче по своей феноменологии, а также и по возможности ее содержательной интерпретации, чем это представлялось, например, в классическом психоанализе. Значащие переживания, личностные смыслы и другие образования, в которых проявляется пристрастность психического отражения, не будучи презентированы сознанию, могут не выявляться и при непосредственном обращении к данным самоотчетов или наблюдении поведения. Актуальность изучения личности проективным методом состоит в том, что с его помощью можно опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок.

Если большинство психологических приемов направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных субъективных отклонений, личностных интерпретаций, причем последние далеко не всегда объективны, но, всегда как правило, личностно значимы.

В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии. Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений.

Степень научной разработанности. Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных («словесных») ассоциаций. Также в этом направлении работали такие психологи как: К.Г. Юнг, Г. Кент и А. Розанов, В.В. Абрамов, Д. Рапапорт, Дж. Келли, Д. Кроут, Герман Роршах ,Т. Канн.

База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово».

Объект: личность педагогов дополнительного образования.

Предмет: личностные особенности педагогов гуманитарного и технического направлений.

Гипотеза исследования: педагогитехнического направления обучения являются более конформными по сравнению с педагогами гуманитарного направления обучения.

Цель исследования: изучение методологической основы проективных методик при исследовании личности, и проведение с их помощью сравнительного анализа двух различных групп педагогов.

Задачи:

1. Описание основных характеристик проективных методик.

2. Обзор основных классификаций проективных методик.

3. Анализ возможностей и ограничений проективных методик.

4. Подбор психологического инструментария для эмпирического исследования.

5. Проведение эмпирического исследования, проверка психометрических показателей методики.

6. Анализ полученных результатов.

Структура курсовой работы: введение, 2 главы, содержащие по два подраздела, заключение, список использованных источников, приложение.






























Глава 1. Теоретические основы и практическое применение

проективного метода в изучении личности


§ 1. Общая характеристика и классификация проективных

методик


Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.

Термин «проективные» был впервые использован Л. Франком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвычайно далеких друг от друга методических приемов, как ассоциативный тест К. Юнга, тест Г. Роршаха, тематический апперцептивный тест(ТАТ) и других. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Л. Франк попытался дать им классификацию. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями сегодня наиболее полно характеризует проективную технику. Различают следующие группы проективных методик:

1. Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить:

– незаконченные предложения;

– незавершенные рисунки.

Незаконченные предложения - весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразных исследованиях. Она может иметь некоторые интерпретации, например, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов. Техники незаконченного рисунка- тест Э. Вартеггаи др.

В отличие от Л. Франка, который отводит здесь тесту Г. Роршаха второстепенную роль, В. Зубин делает ссылку на него как на лучший пример конститутивного метода. Включение теста Г. Роршаха в эту категорию зависит от того, как много «структур» готов увидеть человек в чернильных пятнах. А также лепка из пластилина или сходного вещества – род активности, который быстрее всего приходит в голову. В качестве другого примера Л. Франк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи и претендующую на статус методики, хотя на деле она не пользовалась популярностью.

2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сценотест, например, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определённым особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения. Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Последний, в форме строительных кубиков, кусочков мозаики и тому подобного, поддаётся скорее упорядочиванию, нежели моделированию по шаблону. Может быть, это различие покажется слишком тонким, но каждый сам определяет уровень сложности. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест «Рисунок человека» или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям.

3. Интерпретационные методы - как ясно из определения, испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений – ТАТ- хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределённые ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображённой ситуации, что происходит в настоящее время, о чём думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что даёт возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений.

4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) – а тем самым добиться терапевтического эффекта, - но и даёт исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. Здесь мы видим смещение акцента с процента на результат. Игровые техники задействуют фантазию испытуемого, и поэтому, являются типичным примером данной категории.

5. Экспрессивные.Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

6. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест М. Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

7.Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.

Все перечисленные методики, по Франку, объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач. Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик:

1) так называемая неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;

2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами оценками;

3) проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.

Помимо множества пересечений между категориями, выделенными Л. Франком, сомнение возникает и относительно их положения в классификации. Нет однозначного объяснения, почему характер ответа берется им за основу классификации, особенно после того как было замечено, что ответ во многом определяется характером самого стимула. Возможно, основное различие между проективными техниками заключается в цели их применения, хотя и здесь не исключены частичные совпадения0.

Г.М.Прошанский попытался проследить все эти различия в трехступенчатой схеме анализа проективных техник. Краткое резюме этой трёхступенчатой классификации выглядит следующим образом:

Стимулы: а) вербальный; б) визуальный; в) конкретный; г) другие модальности;

Ответ: а) ассоциативный; б) интерпретативный; в) манипулятивный; г) свободный выбор;

Цель: а) описание; б) диагностика; в) терапия.

Особенностью данной классификации является то, что последний пункт каждой категории, выпадает из общего строя или является противоположностью другим пунктам.


§ 2. Возможности и ограничения проективных методик


В начале 1940-х гг. «проективное движение» набирает значительную силу. Проективные методики становятся самыми популярными в клинико-психологических исследованиях личности. Разрабатываются новые методики, число их быстро растет. В различных обзорах, целью которых было установление того, насколько часто используются эти методики, неизменно отмечается их лидирующее положение. Но параллельно с этого времени начинаются ожесточенные, горячие споры о месте проективных методик среди других инструментов исследования личности, споры, продолжающиеся и сегодня. По мнению известного специалиста по тесту Роршаха Дж. Экснера, печальным следствием этих дискуссий явилось образование пропасти между психологами, занимающимися изучением личности, что отразилось в укоренившемся за рубежом делении психодиагностических методик на объективные и проективные. В соответствии с такой классификацией объективные методики считаются созданными на основе фундаментальных принципов измерения, неоднократно апробированных в психологии; они стандартизированы, высоконадежны и валидны. Проективные методики объявляются теми, в которых едва ли не полностью игнорируются принципы измерения, а полученные с их помощью данные подвергаются субъективной, зависимой от личных предпочтений исследователя, интерпретации. Хотя известно, что многие из проективных методик предусматривают не только качественную, но и количественную оценку полученных результатов. Основательная психометрическая проработка сближает их с объективными тестами (к такого рода методикам можно отнести те, в которых предлагают завершить неоконченные предложения, некоторые варианты ТАТ и др.).

Проективные методики всегда были основаны на представлении крайне неопределенного стимульного материала. Применение крайне неопределенных стимулов в диагностике представляет собой весьма серьезную проблему. Испытуемый, чье восприятие явно отклоняется от нормы, не вызывает затруднений. Например, человек может постоянно составлять насыщенные агрессией рассказы по стимульному материалу ТАТ. Его истории могут постоянно вращаться вокруг семейных скандалов, соперничества сиблингов и подобных тем. Поскольку подобные рассказы встречаются не так уж часто, можно начать подозревать, что у данного испытуемого существуют проблемы, связанные с агрессивными потребностями.

Тем не менее, возникают особые трудности с выводами относительно личностных динамик на основе ответов по проективным методикам, если будут обнаружены протоколы, которые не выходят за рамки интра-и интериндивидуальных норм. При таких обстоятельствах трудно сделать вывод, что у человека данная область не является проблемной. Всегда существует вероятность того, что отсутствие враждебных настроений и эмоций в ответах является следствием действия защитных эгомеханизмов человека, которые функционируют ради избегания враждебности0.

Но в то же время, предъявление неопределенного стимульного материала позволяет без труда обнаружить случаи, когда значимые интерпретации появляются сами по себе, без всякой связи со стимульным материалом. Мысли и фантазии с ярко выраженным агрессивным уклоном имеют тенденцию проявляться в быстрых и часто встречающихся агрессивно окрашенных реакциях. Нежелательные агрессивные импульсы, которые подавляются при помощи механизмов вытеснения, скорее всего, найдут отражение в том, что агрессивно окрашенные ответы будут встречаться редко, несмотря на прямую агрессивную направленность стимульного материала или преобладание ответов такого рода у большинства испытуемых. Отсутствие напряжения в отношении определённой потребности должно выразиться в отсутствии девиаций реагирования, то есть интерпретациях. Они не отличаются ни повышенной частотой упоминаемости определенных областей, ни чрезмерным избеганием и искажениями. Стимульный материал проективных методик может быть предъявлен для перцептивного распознавания либо для заучивания и воспроизведения. Важно то, что стимулы могут быть как высокоструктурированными, так и крайне неопределёнными по своему характеру, и что о большом количестве испытуемых можно собрать значительный объем нормативной информации. В отношении любой требуемой переменной, например, агрессии, потребности в достижении успеха, зависимости от других в решении проблем, применение хорошо отработанного многозначного стимульного материала приведет к более точному определению силы потребности и характера защитных механизмов эго.

Проективные методы имеют высокую диагностическую валидность, а также валидны при исследовании содержания фантазий, но при их использовании возникают некоторые проблемы, связанные с прогнозированием. Действительно, на основании проективных методов сложно делать прогнозы, в них присутствуют теоретические и практические факторы, обуславливающие низкий процент правильных прогнозов. Этот фактор выводится из того положения, что эти тесты выявляют, главным образом, образцы поведения, на основании которых строятся предположительные заключения. Строго говоря, предположения не являются исключительной прерогативой проективных методов, они присущи психиатрии и психодинамической теории личности в целом. То есть выводы, которые может делать интерпретатор, зависят не только от степени его знакомства с психодинамическими принципами, но и от современного состояния данной науки0.

Отметим, что для оценки многих проективных методик, не являющихся тестами в строгом смысле этого слова, мало подходят обычные психометрические критерии. А. Анастази оправданно предлагает ставить вопрос о ценности проективных методик, рассматривая их как качественные клинические процедуры, а не как психометрические инструменты.

Данные, полученные с помощью проективных методик, не должны быть приняты как окончательные, они помогают найти пути дальнейшего исследования, проникнуть в труднообъективируемые личностные особенности, ускользающие при традиционной организации эксперимента и не поддающиеся адекватной количественной оценке0.

Противоречивость получаемых результатов и, как следствие, - невозможность какой бы то ни было стандартизации - причиной этого, по мнению психологов, было стремление любой ценой отмежеваться от психоаналитических интерпретаций.

В самом деле, в высшей степени странно требовать от проективных тестов надежности и валидности, всерьез говоря о том, что психолог может выбрать различный план анализа и интерпретации данных, полученных проективными методами в зависимости от теоретических позиций, которых он придерживается. Даже если авторы метода руководствовались психоаналитическими принципами, тогда как именно единство теоретических принципов является необходимым условием получения надежных результатов.

В последние годы положение с использованием проективных тестов изменилось: адаптированы новые методики, исчезло предубеждение, и эти тесты стали находить все более широкое применение.

Нужно заметить, что недостаточная теоретическая подготовка и сейчас не всегда позволяет говорить об адекватном и корректном использовании проективных тестов. Увы, из-за кажущейся простоты проективные методики часто попадают в руки неспециалистов (особенно это касается графических методов), но есть надежда, что проективные методы исследования личности и в отечественной психологии займут достойное место и станут полноценным инструментом в руках опытных диагностов.


Выводы

Основные выводы по первой главе курсовой работы можно обозначить следующим образом:

  1. Основными признаками проективных методик являются: 1) неопределённость, неоднозначность используемых стимулов; 2) отсутствие ограничений в выборе ответа; 3) отсутствие оценки ответов как правильных и неправильных.

  2. Проективная методика – это приём или набор процедур, разработанный для того, чтобы получить информацию о личности человека, предоставляя ему возможность реагировать любым способом.

  3. Вопрос о применении проективных методик в отечественной психологии остается остро дискуссионным. Отмечается субъективность интерпретации полученных данных, трудность стандартизации, недостаточный уровень валидности вследствие расплывчатости теоретических концепций, положенных в основу создания и использования проективных тестов и пр. Несмотря на это, проективные методы получили достаточно высокую оценку специалистов-практиков. Сейчас, когда психологи нуждаются в экспериментальных приемах исследования личности, тем более важно сделать объектом специального исследования проективные методики, своей многолетней историей доказавшие пригодность к разрешению многих задач прикладной психологии.





























Глава 2. Организация и проведение эмпирического

исследования


§ 1. Методы исследования целевой аудитории


Исследование, основанное на использовании проективных методик, было проведено с 10 сентября по 17 сентября 2017 года. В исследовании участвовали педагоги гуманитарного и технического направлений обучения МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи им. А.П. Добробабиной г. Белово».

Целью данного экспериментального исследования является проведение сравнительного анализа двух групп педагогов.

Задачами, способствующими достижению цели, являются:

1. Постановка гипотезы;

2. Выбор испытуемых;

3. Тестирование испытуемых с помощью проективной методики «Несуществующее животное» и проверка ее психометрических показателей (валидность) с помощью личностного опросника Р. Кеттелла;

4. Обработка полученных данных;

5. Написание групповых психологических портретов по каждой группе испытуемых;

6. Качественная характеристика и сравнительный анализ групп;

7. Подтверждение либо опровержение поставленной эмпирической гипотезы.

Выборка испытуемых состоит из 20-ти человек. В первую группу входят 10 педагоговгуманитарного направления дополнительного образования («Музыкальный калейдоскоп», «Нотки позитива», «Синтезис»)(21 – 55 лет), среди которых 3мужчины и 7женщин; во вторую группу(25 – 57 лет) –10 педагогов технического направления дополнительного образования («Робототехника» «Рукодельница» «Веселый конструктор» и др.), 6 мужчин и 4женщины.

Гипотеза: педагоги технического направления дополнительного образования являются более конформными по сравнению с педагогами гуманитарного направления дополнительного образования.

В ходе исследования были использованы две методики:

1. Проективный тест «Несуществующее животное», являющийся одним из самых показательных графических проективных методов. Предоставляя испытуемому, безграничные возможности самовыражения, он обеспечивает полную реализацию механизмов проекции. Задание обычно рассматривается испытуемым как процедура исследования воображения. Тем самым значительно смягчается действие механизмов психологической защиты. Для проведения теста требуется стандартный лист белой бумаги формата А4 и карандаш – твёрдый или твёрдо-мягкий. Использование ручки, фломастера или мягкого карандаша допустимо, но нежелательно, поскольку в этом случае невозможно учесть такой важный диагностический показатель, как нажим. В инструкции испытуемому предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Затем полученные результаты интерпретируются, и составляется психологический портрет испытуемого.

Система описания включает 175 признаков рисунка, которые условно можно разделить на три группы. Первая группа касается содержательного аспекта интерпретации и состоит из трех подгрупп: первая характеризует отдельные детали изображения, их количество, величину; вторая - фигуру животного в целом: его величину, количество деталей, позу животного, общее эмоциональное впечатление, производимое животным: степень агрессивности, защиты, тревожности, страдательности. Вторая группа - это признаки, относящиеся к семантико-пространственному аспекту интерпретации: расположение рисунка на листе, направление головы и туловища животного. Третья группа связана с графологическими особенностями рисунка: спецификой контура, характером линий, нажима, соединения деталей и пр.

2. Для проверки валидности методики «Несуществующее животное» был использован Личностный опросник Р. Кеттелла (шкала Q2), где испытуемому необходимо ответить на 187 вопросов, каждый из которых содержит 3 варианта ответов. Ответы заносятся в ответный лист, который затем совмещается с ключом. Подсчитываются количественные значения каждого фактора, в результате чего получаются сырые баллы. Сырые баллы переводятся в стэны. Для составления психологического портрета интерпретируются те факторы, по которым получены самые высокие и низкие значения.

Ход исследования: тестирование проходило в сентябре 2017 года среди педагогов технического и гуманитарного направлений дополнительного образования. На выполнение заданий теста Р. Кеттелла отводилось 50 мин; методика «Несуществующее животное» была выполнена за 30 минут.

К респондентам было сделано обращение следующего содержания: «Bам будет задан ряд вопросов, на каждый из которых Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, - тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Отвечать надо приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Заполнение всего опросника должно занять у Вас около 50 мин. Возможно, некоторые вопросы покажутся вам неясными или сформулированными не так подробно, как Вам хотелось бы. В таких случаях, отвечая, старайтесь представить «среднюю», наиболее обычную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте свой ответ. Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным, неопределенным ответам, типа «не знаю», «нечто среднее» и т.п. Отвечайте честно и искренне. Не стремитесь произвести хорошее впечатление своими ответами. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Ваши ответы должны соответствовать действительности - в этом случае Вы сможете лучше узнать себя».

Исследование имеет 2 направления: 1- подтверждение или опровержение поставленной эмпирической гипотезы; 2- проверка психометрических показателей методики «Несуществующее животное», к этим показателям относится конвергентная валидность. Конвергентная валидность - это характеристика меры связи между данной аналогичной, уже проверенной методикой. Она указывает на то, что данная методика измеряет тоже психологическое качество, что и эталонная. В качестве эталонной методики для проверки валидностиконформности был использован опросник Кеттелла (шкала Q2). Сравнительный анализ по этим методикам был проведен с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

Таблица 1. Результаты исследования по методике«Рисунок

«Несуществующее животное»»педагогов гуманитарного

направления дополнительного образования


Ф.И.О.

Пол

Характеристики

Заниженная самооценка

Активность

Стандартность и банальность поведения

Агрессия

Подозрительность,

недоверчивость,

осторожность

Итого

1

Б.К.С.

ж

*

+

-

-

+

2

2

Г.Р.Ю.

ж

*

+

-

+

+

3

3

Е.Ю.А.

м

-

+

-

-

-

1

4

К.О.М.

ж

*

+

-

-

-

1

5

Л.Е.Б.

ж

*

+

-

+

-

2

6

Н.Т.В.

ж

*

+

+

-

-

2

7

О.О.В.

м

*

-

-

-

-

0

8

Р.Р.О.

ж

-

+

-

-

-

1

9

С.О.Е.

ж

*

+

-

-

-

1

10

Ф.Е.С.

м

-

+

-

-

-

1


Где:

« - » - отсутствие характеристики

« + » - наличие характеристики

« * » - адекватная самооценка

Таблица 2. Результаты исследования по методике «Рисунок

«Несуществующее животное»» педагогов технического

направления дополнительного образования


Ф.И.О.

Пол

Характеристики

Заниженная самооценка

Активность

Стандартность и банальность поведения

Агрессия

Подозрительность, недоверчивость, осторожность

Итого

1

А.Ж.В.

ж

-

-

+

+

+

3

2

В.И.С.

м

-

-

+

-

+

2

3

Г.И.Ю.

ж

-

-

+

+

+

3

4

Ж.Н.П.

м

-

-

-

+

-

1

5

К.А.С.

м

+

+

+

-

+

4

6

Л.И.А.

м

*

+

-

_-

+

2

7

О.О.Е.

ж

*

-

+

+

+

3

8

П.С.С.

ж

-

+

+

+

-

3

9

Т.В.А.

м

-

-

+

+

+

3

10

У.Б.Е.

м

-

+

+

-

+

3

Где:

« - » - отсутствие характеристики

« + » - наличие характеристики

« * » - адекватная самооценка











Таблица 3. Результаты исследования по методике «Рисунок

«Несуществующее животное»» и личностного опросника Р. Кеттелла (шкала Q2)

Ф.И.О.

Направление

Пол

Возраст

Рисунок «Несуществующее животное»

Кеттелл(Q2)

Б.К.С.

Гуманитарное

ж

11

2

3

Г.Р.Ю.

Гуманитарное

ж

51

3

2

Е.Ю.А.

Гуманитарное

м

53

1

4

К.О.М.

Гуманитарное

ж

22

1

3

Л.Е.Б.

Гуманитарное

ж

53

2

2

Н.Т.В.

Гуманитарное

ж

51

2

2

О.О.В.

Гуманитарное

м

32

0

3

Р.Р.О.

Гуманитарное

ж

43

1

4

С.О.Е.

Гуманитарное

ж

32

1

3

Ф.Е.С.

Гуманитарное

м

21

1

3

Среднее значение - 1,5



А.Ж.В.

Техническое

м

26

3

6

В.И.С.

Техническое

м

34

2

4

Г.И.Ю.

Техническое

ж

25

3

7

Ж.Н.П.

Техническое

м

46

1

5

К.А.С.

Техническое

м

57

3

6

Л.И.А.

Техническое

м

55

2

7

О.О.Е.

Техническое

ж

54

3

7

П.С.С.

Техническое

ж

57

3

8

Т.В.А.

Техническое

м

46

3

6

У.Б.Е.

Техническое

м

55

3

6

Среднее значение -2,6


Коэффициент корреляции=0,559651

Для выборки, состоящей из 20 человек, по 1% уровню коэффициент корреляции значим. Следовательно, можно полагать, что методика «Несуществующее животное» является валидной.





§ 2. Психологические портреты испытуемых, качественная характеристика и сравнительный анализ групп


Используя полученные результаты по каждому тесту, были составлены психологические портреты каждого члена групп. Затем данные каждого испытуемого по 2-м тестам были совмещены и получены 20 психологических портретов.

Следующим этапом исследования было написание групповых портретов:

1.Групповой психологический портрет педагогов технического направления дополнительногообразования.

Типичный представитель данной группы обладает следующими характерными чертами:

- Консерватизм;

-Эгоцентризм;

- Реалистичность, рационализм;

- Банальность, отсутствие творческого начала;

-Импульсивность;

- Конформность;

- Высокая самооценка;

- Подозрительность, недоверчивость, осторожность.

Такой человек в коллективе держится обособленно, в обществе часто чувствует себя неуютно и неуверенно. Недоволен своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих. Обычно формален в контактах, недостаточно гибок в общении. Для него характерна эмоциональная неустойчивость, недобросовестность и уклонение от ответственности. Он довольно часто не доводит дело до конца, легко расстраивается.

Характерными качествами являются реалистичность и практичность. Испытуемые этой группы заняты в основном решением практических вопросов и устройством личных дел. Они хорошо разбираются в житейски важных делах, но в неожиданных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости.

Представители данной группы избегают всего необычного. Это консерваторы, не любящие перемен, которые считают, что недостатки будут искоренены, если строго следовать требованиям вышестоящих, и что собственная инициатива может быть вредной.

Ярко выражена конформность и зависимость от группы. Испытуемые легко подчиняются, бывают не уверены в себе и не верят в свои способности, вследствие чего часто оказываются зависимыми. Послушны с людьми, которые более сильные, чем сами испытуемые. В своем поведении ориентируются на групповое мнение, нуждаются в постоянной опоре, совете, одобрении. Не имеют инициативы и смелости в выборе собственной линии поведения.

Творческие возможности слабо выражены.Рисунокпринимает форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы). К нему лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п.

2. Групповой психологический портрет педагогов гуманитарного направления дополнительного образования. Характерными качествами личности представителя данной группы являются:

- Эгоцентризм;

- Ценность интеллектуальных качеств в человеке (в себе и окружающих);

-Рационализм, склонность к активным действиям;

-Стремление показать свою эрудированность, демонстрация разума;

- Импульсивность;

- Креативность;

- Подозрительность;

- Вербальная активность;

- Придание большого значения своему внешнему виду;

- Радикализм;

-Практичность;

-Доминантность.

Испытуемым данной группы свойственна большая речевая активность (болтливость), чувственность. Они заняты решением практических вопросов и устройством личных дел. Хорошо разбираются в житейски важных делах. В принятии решений руководствуются в основном объективной реальностью. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок. Не банальны, склонны к фантазированию, во всем что они делают, прослеживается творческое начало.Они эгоистичны, импульсивны, непостоянны и переменчивы в интересах.

Представители группы ко всему относятся скептически, не доверяют авторитетам, все стараются проанализировать и понять сами. Легко меняют свою точку зрения и спокойно воспринимают не устоявшиеся взгляды и новые идеи, отличаются критичностью мышления.

Они доминантны, настойчивы, напористы и независимы. Им присуще властность, самоуверенность и стремление к самостоятельности. Часто игнорируют социальные условности. Ведут себя энергично и активно. Живут по своим собственным законам и соображениям.

В результате анализа данных тестирования было выявлено что общими для двух групп качествами являются: эгоцентризм, рационализм и импульсивность. Отличает эти группы то, что в группе №1 высокий уровень консерватизма и конформизма, а в группе №2 –творческих способностей и доминантности.

Итак, опираясь на данные проведённого экспериментального исследования, мы можем утверждать, что:

  • Педагоги технического направления дополнительного образования конформны, зависимы от группы, в которой находятся, в поведении ориентированы на групповое мнение, не имеют инициативы и смелости в выборе собственной линии поведения;

  • Педагогов гуманитарного направления дополнительного образования доминантны, независимы, самостоятельны, имеют критичное мышление; все поступки, совершаемые ими, делаются при участии творческой сферы сознания.

Следовательно, можно сделать вывод, что поставленная эмпирическая гипотеза данной курсовой работы подтвердилась.

Выводы

Эмпирическое исследование, целью которого является подтверждение или опровержение поставленной эмпирической гипотезы и проверка психометрических показателей (валидность) методики «Несуществующее животное», было проведено среди педагогов технического и гуманитарного дополнительного образования МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи им. А.П. Добробабиной».

В результате качественного анализа получена информация о том, что педагоги технического направления дополнительного образования конформны и консервативны, а педагоги гуманитарного направления дополнительного образования – гибки и доминантны. Следовательно, поставленная нами эмпирическая гипотеза о том, что педагоги технического направления являются более конформными по сравнению с педагогами гуманитарного направления, подтвердилась.











Заключение

Изучение личности проективным методом имеет свои особенности, главная из которых - неструктурированная задача, т. е. задача, допускающая почтинеограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

Проективные методики являются также методикамизамаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств.

Проективные тесты были избраны для исследования еще и потому, что они позволяют собрать такую информацию, которая не может быть получена никаким другим путем. Они содержат заведомо неоднозначный стимульный материал, поэтому для тестируемого может вовсе не обозначать того, что задумал экспериментатор.

Результаты исследования групп педагогов технического и гуманитарного направлений должны были подтвердить или опровергнуть выдвинутую в работе гипотезу – о большей комфортности педагогов технического направления образования над педагогами - гуманитариями.

Использование методики «Несуществующее животное» и опросника Кеттелла при сравнительном анализе с помощью коэффициента корреляции Пирсона позволило составить психологические портреты испытуемых. Выяснилось, что педагоги, ведущие работу в отделениях технической направленности более подверженыизменениям в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Они склонны к изменению индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном педагогическом коллективе. Таким образом, выдвинутая в данной работе гипотеза, полностью подтверждена.

































Список используемой литературы


  1. Анастази А., Урбина, С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. - 688с.

  2. Аннелиз, Ф. Корнер. Теоретическое исследование пределов возможностей проективных методик // Проективная психология. - М., 2000. – 258с.

  3. Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.П. Баданина.- 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 238 с.- Университетская библиотека onlin.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/103318_Psikhologiya_poznavatelnykh_protsessov_Uchebnoe_posobie.html

  4. Большой толковый психологический словарь : [Пер. с англ.] / Артур Ребер. - М. : Вече : АСТ, 2003. - 592 с.

  5. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию / Л. Ф. Бурлачук. –Киев: Вист-С, 2007. – 128с.

  6. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с. : ил. - (Серия «Учебник нового века»).

  7. Гройсман, А. Л. Основы психологии художественного творчества [Текст] : учебное пособие / А. Л. Гройсман. – М. :Когито-Центр, 2003. – 187 с.

  8. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : учебное пособие / В. Н. Дрежинин. – СПб. : Питер, 2002. – 368 с.

  9. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности : Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 560 с. – (Серия «Практикум по психологии).

  10. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб. : Питер, 2004. – 701 с. – (Серия «Мастера психологии).

  11. Казанская, К. О. Основы психологии. Конспект лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие /К.О. Казанская.-М.: А-Приор, 2010. - 145 с.- Университетская библиотека onlin.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/56322_Osnovy_psikhologii_Konspekt_lektsii_Uchebnoe_posobie.html

  12. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. – М : Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.

  13. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии - М.: Директ-Медиа, 2008. - Университетская библиотекаonline. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/39193_Lektsii_po_obschei_psikhologii.html

  14. Макарова, К. В. Психология человека [Электронный ресурс]: учебное пособие /К.В. Макарова, О.А. Таллина.- М.:«Прометей», 2011. - 160 с.- Университетская библиотека onlin.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/105801_Psikhologiya_cheloveka_Uchebnoe_posobie.html

  15. Немов, Р. С. Общая психология : Учебник для вузов : В 3-х т. Т. 1. Введение в психологию. – Москва : ЮРАЙТ, 2011. – 726 с.

  16. Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

  17. Проективная психология / Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 528с.

  18. Прошанский, Г.М. Классификация проективных методов // Проективная психология. - М., 2000. – 258с.

  19. Психогеометрическое тестирование (теоретический и практический аспекты) / Козача В.В., Гарбер Е.И. – Самара, 2002. – 84 с.

  20. Психологическая диагностика : учебник для студентов вузов/ под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. -3-е изд., перераб. и доп.. -СПб. : Питер, 2003. -650с.

  21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. – 720 с.

  22. Савенко, Ю.С. Проективные методы в исследовании бессознательного // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. – М. : ЭКСМО, 2008. – 556 с.

  23. Словарь психолога-практика [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. – Мн. :Хар-вест, 2005. – 976с.

  24. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. - М.: МГУ, 2010. – 150с.

  25. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 544 с.

  26. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : избранные психологические труды / под ред. М. Г. Ярошевского. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО МОДЭК, 2003. – 640 с.

  27. Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория - М.: Институт психологии РАН, 2003. - Университетская библиотекаonline. – Режим доступа:

http://www.biblioclub.ru/86280_Psikhologiya_intellekta_i_odarennosti.html

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. : Питер, 2003. – 608 с.

  2. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2005. - Университетская библиотекаonline. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/89945_Vvedenie_v_psikhologiyu_emotsii_i_chuvstva.html

  3. Шапарь, В.Б., Шапарь, О.В. Практическая психология. Проективные методики / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -- 480 с. - (Психологический факультет).

  4. Юнг, К. Г. Аналитическая психология / Перевод и редакция В. Зеленского. – СПб.: МЦ НК и Т «Кентавр» Институт Личности. ИЧП «Палантир», 2004. – 136 с.

  5. Юревич, А. В. Психология и методология. – М.: Институт психологии РАН, 2005. - Университетская библиотекаonline. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/86461/

  6. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е. Л. Яковлева. – М. : Флинта, 2007. – 224 с.






























Приложение 1


Тестовый материал к опроснику Р Кеттелла


1. Я хорошо понял инструкцию к этому опроснику.

а) дав) не уверен с) нет

2. Я готов как можно искренней ответить на вопросы.

а) да в) не уверен с) нет  

3. Я предпочел бы иметь дачу:

а) в оживленном дачном поселке в) нечто среднее с) уединенную, в лесу

4. Я могу найти в себе достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями.

а) всегда  в) обычно с) редко

5. При виде диких животных мне становится несколько не по себе, даже если они надежно заперты в клетках.

а) да, это верно  в) не уверен с) нет, это не верно  

6. Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов.

а) да  в) иногда с) нет

7. Я делаю людям резкие, критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают.

а) обычно в) иногда с) никогда не делаю

8. Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям. а) верно в) не уверен с) неверно

9. Если бы я увидел ссорящихся не на шутку соседских детей:

а) я предоставил бы им самим выяснить свои отношения в) не знаю, что предпринял бы с) я постарался бы разобраться в их ссоре

10. На собраниях и в компаниях:

а) я легко выхожу вперед в) верно нечто среднее с) я предпочитаю держаться в стороне

11. По-моему, интереснее быть:

а) инженером – конструктором в) не знаю, что предпочесть с) драматургом

12. На улице я скорее остановлюсь, чтобы посмотреть, как работает художник, чем стану наблюдать за уличной ссорой.

а) да, это верно         в) не уверен            с) нет, это не верно

13. Обычно я спокойно переношу самодовольство людей, даже когда они хвастаются или другим образом показывают, что они высокого мнения о себе:

а) да               в) верно нечто среднее     с) нет

14. Если человек обманывает, я почти всегда могу заметить это по выражению его лица.

а) да                          в) верно нечто среднее     с) нет

15. Я считаю, что самую скучную повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.

а) согласен               в) не уверен                      с) не согласен

16. Я предпочел бы взяться за работу:

а) где можно много зарабатывать, даже если заработки не постоянны в) не знаю, что выбрать с) с постоянной, но относительно невысокой зарплатой  

17. Я говорю о своих чувствах:

а) только в случае необходимости в) верно нечто среднее с) охотно, когда предоставляется возможность  

18. Изредка я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам не знаю от чего.

а) да                     в) верно нечто среднее      с) нет  

19. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват:

а) никакого чувства вины у меня не возникает в) верно нечто среднее с) я все же чувствую себя немного виноватым

20. На работе у меня бывает больше затруднений с людьми, которые:

а) отказываюсь использовать современные методы в) не знаю, что выбрать с)постоянно пытаюсь что-то изменить в работе, которая и так идет нормально

21. Принимая решения, я руководствуюсь больше:

а) сердцем в) сердцем и рассудком в равной иерее с) рассудком

22. Люди были бы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе своих друзей.

а) да            в) верно нечто среднее           с) нет

23. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу.

а) да                       в) затрудняюсь ответить                  с) нет  

24. Разговаривая, я склонен:

а) высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в) верно нечто среднее с) Прежде хорошенько собраться с мыслями  

25. Даже если я чем-нибудь сильно взбешен, я успокаиваюсь довольно быстро.

а) да                     в) верно                  с) нет  

26. При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать:

а) столяром или поваром   в) не знаю, что выбрать с) официантом в хорошем ресторане  

27. У меня было: а) очень мало выборных должностей в) несколько с) много выборных должностей  

28. Слово «Лопата» так относится к слову «копать», как слово «нож» к слову:

а) острый                в) резать               с) точить  

29. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне заснуть.

а) да, это верно      в) не уверен         с) нет, это не верно  

30. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой.

а) да, это верно      в) не уверен         с) нет, это не верно  

31. Устаревший закон должен быть изменен:

а) только после основательного обсуждения в) верно нечто среднее с) немедленно  

32. Мне становится не по себе, когда дело требует от меня быстрых действий, которые как-то влияют на других людей.

а) да, это верно в) верно нечто среднее с) нет, это не верно  

33. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником.

а) да                     в) не уверен             с) нет  

34. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей:

а) Меня это не волнует в) верно нечто среднее с) они вызывают у меня неприязнь и отвращение  

35. Я слегка теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания.

а) да                   в) верно нечто среднее               с) нет   

36. Я всегда рад присоединиться к большой компании, например: встретится вечером с друзьями, пойти на танцы, принять участие в интересном общественном мероприятии.

а) да                  в) верно нечто среднее                с) нет   

37. В школе я предпочитал:

а) уроки музыки (пения) в) затрудняюсь сказать с) занятия в мастерских, ручной труд  

38. Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения.

а) да                         в) иногда                     с) нет  

39. Важнее, чтобы родители:

а) способствовали тонкому развитию чувств у своих детей в) нечто среднее между а) и с) с) учили детей управлять своими чувствами  

40. Участвуя в коллективной работе, я предпочел бы:   

а) попытаться внести улучшения в организацию работы в) верно нечто среднее с) вести записи и следить за тем, чтобы соблюдались правила

41. Время от времени я чувствую потребность заняться чем-нибудь, что требует значительных физических усилий

 а) да                        в) верно нечто среднее                с) нет

42. Я предпочел бы общаться с людьми вежливыми и деликатными, чем с грубоватыми и прямолинейными.

а) да                        в) верно нечто среднее                с) нет

43. Когда меня критикуют на людях, это меня крайне угнетает.  

а) да                        в) верно нечто среднее               с) нет

44. Если меня вызывает к себе начальник, я :  

а) использую этот случай, чтобы попросить о том, что мне нужно  в) верно нечто среднее  с) беспокоюсь, что сделал что-то не так

45. Я считаю, что люди должны очень серьезно подумать прежде чем отказываться от опыта прошлых веков.

а) да                      в) не уверен                    с) нет

46. Читая что-либо, я всегда хорошо осознаю скрытое намерение автора убедить меня в чем-то.

а) да                     в) не уверен                    с) нет

47. Когда я учился в 9 – 11 классах, я участвовал в спортивной жизни школы:

а) очень редко            в) от случая к случаю            с) довольно часто

48. Я поддерживаю дома хороший порядок и почти всегда знаю, что где лежит.

а) да                 в) верно нечто среднее                 с) нет

49. Когда я думаю о том, что произошло в течении дня, я нередко испытываю беспокойство. а) да                 в) верно нечто среднее                 с) нет

50. Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я беседую, интересуются тем, что я говорю.

а) да                 в) верно нечто среднее                 с) нет

51. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть:

а) лесничим в) трудно выбрать с) учителем старших классов

52. Ко дню рождения, к праздникам:

а) я люблю делать подарки в) затрудняюсь ответить с) считаю, что покупка подарков – несколько неприятная обязанность

53. Слово «усталый» так относится к слову «работа», как слово «гордый» к слову:

а) улыбка                       в) успех                  с) счастливый

54. Какое из данных слов не подходит к двум остальным:

а) свеча                          в) луна                    с) лампа

55. Мои друзья:

а) меня не подводили в) изредка с) подводили довольно часто

56. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей.

а) да                          в) не уверен                с) нет

57. Когда я расстроен, я всячески стараюсь скрыть свои чувства от других.

а) да, это верно в) верно нечто среднее с) нет, это не верно

58. Мне хотелось бы ходить в кино, на разные представления и в другие места, где можно развлечься.

а) чаще одного раза в неделю (чаще, чем большинство людей) в) примерно раз в неделю (как большинство) с) реже одного раза в неделю (реже, чем большинство)

59. Я думаю, что личная свобода в поведении важнее хороших манер и соблюдения этикета. а) да                     в) не уверен                          с) нет

60. В присутствии людей, более значительных, чем я (людей старше меня, или с большим опытом, или с более высоким положением), я склонен держаться скромно.

а) да                    в) верно нечто среднее         с) нет

61. Мне трудно рассказать что-либо большой группе людей или выступать перед большой аудиторией.

а) да                    в) верно нечто среднее          с) нет

62. Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности: легко могу сказать, где север, где юг, где восток или запад:

а) да                    в) верно нечто среднее         с) нет

63. Если бы кто-то разозлился на меня:

а) я постарался бы его успокоить в) не знаю, что бы я предпринял с) это вызвало бы у меня раздражение

64. Когда я вижу статью, которую считаю несправедливой, я скорее склонен забыть об этом, чем с возмущением ответить автору

а) да                       в) не уверен                         с) нет, это не верно

65. В моей памяти не задерживаются надолго несущественные мелочи, например, названия улиц, магазинов.

а) да                      в) верно нечто среднее        с) нет

66. Мне могла бы понравиться профессия ветеринара, который лечит и оперирует животных.

а) да                      в) трудно сказать                 с) нет

67. Я ем с наслаждением и не всегда столь тщательно забочусь о своих манерах, как это делают другие люди.

а) да, это верно                 в) не уверен                 с) нет, это не верно

68. Бывают периоды, когда мне ни с кем не хочется встречаться.

а) очень редко в) среднее между а) и с) с) довольно часто

69. Иногда мне говорят, что мой голос и вид слишком явно выдают мое волнение.

а) да                     в) среднее между а) и с)                  с) нет

70. Когда я был подростком и мое мнение расходилось с родительским, я обычно:

а) оставался при своем мнении в) среднее между а) и с) с) уступал, признавая их авторитет 71. Мне хотелось бы работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами.

а) да                     в) не уверен                             с) нет

72. Я предпочел бы жить тихо, так, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения благодаря своим успехам.

а) да                    в) верно нечто среднее            с) нет

73. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком.

а) это верно                 в) не уверен                    с) это неверно

74. Критика в том виде, в каком ее осуществляют многие люди, скорее выбивает меня из колеи, чем помогает.

а) часто                        в) изредка                       с) никогда

75. Я всегда в состоянии строго контролировать проявление своих чувств.

а) да                  в) верно нечто среднее             с) нет Конец  третьего  столбика  бланка  ответов

76. Если бы я сделал полезное изобретение, я предпочел бы:

а) работать над ним в лаборатории дальше в) трудно выбрать с) позаботиться о его практическом использовании

77. Слово «удивление» так относится к слову «необычный», как слово «страх» к слову:

а) храбрый                 в) беспокойный                 с) ужасный

78. Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:

а) 3/7                          в) 3/9                        с) 3/11

79. Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя и не знаю, почему.

а) верно                 в) не уверен                 с) неверно

80. Люди относятся ко мне более доброжелательно, чем я того заслуживаю своим добрым к ним отношением. а) очень часто                в) иногда                 с) никогда

81. Употребление нецензурных выражений мне всегда противно (даже если при этом нет лица другого пола)

а) да                в) среднее между а) и с)        с) нет

82. У меня безусловно меньше друзей, чем у большинства людей.

а) да                в) среднее между а) и с)        с) нет

83. Очень не люблю бывать там, где не с кем поговорить.

а) верно                   в) не уверен                    с) неверно

84. Люди иногда называют меня легкомысленным, хотя и считают приятным человеком.

а) да                в) среднее между а) и с)         с) нет

85. В различных ситуациях в обществе я испытывал волнение, похожее на то, которое испытывает человек перед выходом на сцену.

а) довольно часто            в) изредка          с) едва ли когда-нибудь

86. Находясь в небольшой группе людей, я довольствуюсь тем, что держусь в стороне и по большей части предоставляю говорить другим.

а) да               в) верно нечто среднее       с) нет

87. Мне больше нравится читать:

а) реалистические описания острых военных и политических конфликтов в) не знаю, что выбрать с) роман, возбуждающий воображения и чувства

88. Когда мною пытаются командовать, я нарочно делаю все наоборот.

а) да                          в) верно нечто среднее                 с) нет

89. Если начальство или члены семьи в чем-то меня упрекают, то, как правило, только за дело.

а) верно                   в) среднее между а) и с)                 с) неверно

90. Мне не нравится манера некоторых людей «уставится» и бесцеремонно смотреть на человека в магазине или на улице.

а) верно                   в) верно нечто среднее                  с) неверно

91. Во время продолжительного путешествия я предпочел бы:

а) читать что-нибудь сложное, но интересное в) не знаю, что выбрал бы с) провести время, беседуя с попутчиком

92. В шутках о смерти нет ничего дурного или противного хорошему вкусу.

а) да                      в) верно нечто среднее                 с) нет, не согласен

93. Если мои знакомые плохо обращаются со мной и не скрывают своей неприязни:

а) это нисколько меня не угнетает в) верно нечто среднее с) я падаю духом

94. Мне становится не по себе, когда мне говорят комплименты и хвалят в лицо.

а) верно                в) верно нечто среднее                с) неверно

95. Я предпочел бы иметь работу:

а) с четко определенным и постоянным заработком в) верно нечто среднее  с) с более высокой зарплатой, которая бы зависела от моих усилий и продуктивности

96. Мне легче решить трудный вопрос или проблему:

а) если я обсуждаю их с другими в) верно нечто среднее с) если я обдумываю их в одиночестве

97. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий и т.д.

а) да                   в) верно нечто среднее                с) нет

98. Выполняя какую-либо работу, я не успокаиваюсь, пока не будут учтены даже самые незначительные детали.

а) верно             в) верно нечто среднее                с) неверно

99. Иногда совсем незначительные препятствия очень сильно раздражают меня.

а) да                  в) верно нечто среднее                 с) нет

100. Я сплю крепко, никогда не разговариваю во сне.

а) да                  в) верно нечто среднее                с) нет  Конец четвертого  столбика бланка ответов

101. Если бы я работал в хозяйственной сфере, мне было бы интереснее:

а) работать с клиентами в) нечто среднее с) работать с документацией

102. Слово «размер» так относится к слову «длина», как слово «нечестный» к слову:

а) тюрьма            в) грешный            с) укравший

103. АБ так относится к ГВ, как СР к:

а) ПО                   в) ОП                     с) ТУ

104. Когда люди ведут себя неблагоразумно и безрассудно:

а) я отношусь к этому спокойно в) верно нечто среднее с) испытываю к ним чувство презрения

105. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают:

а) это мне не мешает, я могу сосредоточиться в) верно нечто среднее с) это портит мне все удовольствие и злит меня

106. Думаю, что обо мне правильнее сказать, что я:

а) вежливый и спокойный в) верно нечто среднее с) энергичный и напористый

107. Я считаю, что:

а) жить нужно по принципу «делу время – потехе час» в) нечто среднее между а) и с) с) жить нужно весело, не особенно заботясь о завтрашнем дне

108. Лучше быть осторожным и ожидать малого, чем заранее радоваться, в глубине души предвкушая успех.

а) согласен           в) не уверен                 с) не согласен

109. Если я задумываюсь о возможных трудностях в своей работе:

а) я стараюсь заранее придумать, как с ними справиться в) верно нечто среднее с) думаю, что справлюсь с ними, когда они появятся

110. Я легко осваиваюсь в любом обществе:

а) да                      в) не уверен                с) нет

111. Когда нужно немного дипломатии и умения убедить людей в чем-нибудь, обычно обращаются ко мне.

а) да                 в) верно нечто среднее                 с) нет

112. Мне было бы интереснее:

а) консультировать молодых людей, помогать им в выборе работы в) затрудняюсь ответить с) работать инженером – экономистом

113. Если я абсолютно уверен, что человек поступает несправедливо или эгоистично, я заявляю ему об этом, даже если это грозит мне  некоторыми неприятностями.

а) да                в) верно нечто среднее                 с) нет

114. Иногда я в шутку делаю какое-нибудь дурашливое замечание только для того, чтобы удивить людей и посмотреть, что они на это скажут.

а) да                в) верно нечто среднее                 с) нет

115. Я бы с удовольствием работал в газете обозревателем театральных постановок, концертов и т.п.

а) да                       в) не уверен                 с) нет

116. Если мне приходится долго сидеть на собрании, не разговаривая и не двигаясь, я никогда не испытываю потребности рисовать что-либо и ерзать на стуле.

а) согласен            в) не уверен                 с) не согласен

117. Если мне кто-то говорит то, что, как мне известно, не соответствует действительности, я скорее подумаю:

а) «Он – лжец» в) верно нечто среднее с) «Видимо, его неверно информировали»

118. Предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание, даже если я не сделал ничего дурного, возникает у меня:

а) часто                    в) иногда                    с) никогда

119. Мнение, что болезни вызываются психическими причинами в той же мере, что и физическими (телесными), значительно преувеличено.

а) да              в) верно нечто среднее           с) нет

120. Торжественность, красочность должны обязательно сохраняться в любой важной государственной церемонии.

а) да             в) верно нечто среднее             с) нет

121. Мне не приятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правилами приличия.

а) очень                   в) немного                    с) совсем не беспокоит

122. Работая над чем-то, я предпочел бы делать это:

а) в коллективе в) не знаю, что выбрал бы с) самостоятельно

123. Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе.

а) часто                     в) иногда                    с) никогда

124. Зачастую люди слишком быстро выводят меня из себя.

а) да                   в) верно нечто среднее                с) нет

125. Я всегда могу без особых трудностей избавиться от старых привычек и не возвращаться к ним больше.

а) да                в) верно нечто среднее                 с) нет

126. При одинаковой зарплате я предпочел бы быть:

а) адвокатом в) затрудняюсь выбрать с) штурманом или летчиком

127. Слово «лучше» так относится к слову «наихудший», как слово «медленнее» к слову:

а) скорый      в) наилучший     с) быстрейший

128. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд: Х0000ХХ000ХХХ?

а) 0ХХХ    в) 00ХХ      с) Х000

129. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я иногда чувствую себя не в состоянии это сделать.

а) согласен              в) верно нечто среднее                с) не согласен

130. Обычно я могу сосредоточено работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг меня шумят.

а) да                в) верно нечто среднее                 с) нет

131. Бывает, что я говорю незнакомым людям о вещах, которые кажутся мне важными, независимо от того, спрашивают меня об этом или нет

а) да                в) верно нечто среднее                 с) нет

132. Я провожу много свободного времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе пережили когда-то.

а) да                в) верно нечто среднее                 с) нет

133. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только ради забавы. а) да                в) верно нечто среднее                 с) нет

134. Меня очень раздражает вид неубранной комнаты.

а) да                в) верно нечто среднее                 с) нет

135. Я считаю себя очень общительным (открытым) человеком.

а) да                в) верно нечто среднее                 с) нет

136. В общении с людьми:

а) я не стараюсь сдерживать свои чувства в) верно нечто среднее с) я скрываю свои чувства 137. Я люблю музыку:

а) легкую, живую, холодноватую в) верно нечто среднее с) эмоционально насыщенную и сентиментальную

138. Меня больше восхищает красота стиха, чем красота и совершенство оружия.

а) да                в) не уверен                 с) нет

139. Если мое удачное замечание осталось незамеченным:

а) я не повторяю его в) затрудняюсь ответить с) повторяю свое замечание снова

140. Мне бы хотелось вести работу среди несовершеннолетних правонарушителей. Освобожденных на поруки.

а) да                в) не уверен                 с) нет

141. Для меня более важно:

а) сохранять хорошие отношения с людьми в) верно нечто среднее с) свободно выражать свои чувства

142. В туристском путешествии я предпочел бы придерживаться программы, составленной специалистами, нежели самому планировать свой маршрут.

а) да                в) не уверен                 с) нет

143. Обо мне справедливо думают, что я упорный и трудолюбивый человек, но успехов добиваюсь редко.

а) да                в) не уверен                 с) нет

144. Если люди злоупотребляют моим расположением к ним, я не обижаюсь и быстро забываю об этом.

а) согласен                в) не уверен                 с) не согласен

145. Если бы в группе разгорелся жаркий спор:

а) мне было бы любопытно, кто выйдет победителем в) верно нечто среднее с) я бы очень хотел, чтобы все закончилось мирно

146. Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов.

а) да                в) верно нечто среднее                 с) нет

147. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки.

а) да                в) верно нечто среднее                 с) нет

148. Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но он всегда имеет право настоять на своем.

а) да                в) не уверен                  с) нет

149. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает.

а) да                в) иногда                      с) нет

150. Если я участвую в какой-нибудь игре, а окружающие громко высказывают свои соображения, меня это не выводит из равновесия.

а) согласен                в) не уверен                 с) не согласен

151. Мне кажется, интереснее быть:

а) художником в) не знаю, что выбрать с) директором театра или киностудии

152. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:

а) какой-либо              в) несколько            с) большая часть

153. Слово «пламя» так относится к слову «жара», как слово «роза» к слову:

а) шипы                   в) красные лепестки             с) запах

154. У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь:

а) часто                   в) изредка                  с) практически никогда

155. Даже если многое против успеха какого-либо начинания, я все-таки считаю, что стоит рискнуть.

а) да                        в) верно нечто среднее                 с) нет

156. Мне нравятся ситуации, в которых я невольно оказываюсь в роли руководителя, потому что лучше всех знаю, что должен делать коллектив.

а) да                     в) верно нечто среднее                  с) нет

157. Я предпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, чем броско и оригинально.

а) согласен               в) не уверен                с) не согласен

158. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.

а) согласен               в) не уверен                с) не согласен

159. Порой я пренебрегаю добрыми советами людей, хотя и знаю, что не должен этого делать.

а) изредка                в) вряд ли когда-нибудь                с) никогда

160. Принимая решения, я считаю для себя обязательным учитывать основные нормы поведения: «что такое хорошо и что такое плохо».

а) да                         в) верно нечто среднее                  с) нет

161. Мне не нравится, когда люди смотрят, как я работаю.

а) да                         в) верно нечто среднее                  с) нет

162. Не всегда можно осуществить что-либо постепенными, умеренными методами, иногда необходимо применить силу.

а) согласен                в) верно нечто среднее                с) не согласен

163. В школе я предпочитал (предпочитаю) а) украинский (русский) язык в) трудно сказать с) математику или арифметику

164. Иногда у меня бывали огорчения из-за того, что люди говорили обо мне дурно за глаза без всяких на то оснований.

а) да                      в) затрудняюсь ответить                    с) нет

165. Разговоры с людьми заурядными, связанными условностями и своими привычками:

а) часто бывают весьма интересны и содержательны в) верно нечто среднее с) раздражают меня, так как беседа вертится вокруг пустяков и ей недостает глубины

166.Некоторые вещи вызывают во мне такой гнев, что я предпочитаю вообще о них не говорить. а) да                     в) верно нечто среднее                    с) нет

167. В воспитании важнее:

а) окружить ребенка любовью и заботой в) верно нечто среднее с) выработать у ребенка желательные навыки и взгляды

168. Люди считают меня спокойным, уравновешенным человеком, который остается невозмутимым при любых обстоятельствах.

а) да                    в) верно нечто среднее                    с) нет

169. Я думаю, что наше общество, руководствуясь целесообразностью, должно создавать новые обычаи и отбрасывать в сторону старые привычки и традиции.

а) да                   в) верно нечто среднее                     с) нет

170. У меня бывали неприятные случаи из-за того, что, задумавшись, я становился невнимателен. а) едва ли когда-нибудь в) верно нечто среднее с) несколько раз

171. Я лучше усваиваю материал:

а) читая хорошо написанную книгу в) верно нечто среднее с) участвуя в коллективном обсуждении

172. Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы придерживаться общепринятых правил.

а) согласен               в) не уверен                 с) не согласен

173. Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока не буду полностью уверен в своей правоте. а) всегда в) обычно с) только если это практически возможно

174. Иногда мелочи нестерпимо действуют на нервы, хотя я и понимаю, что это пустяки.

а) да                        в) верно нечто среднее                 с) нет

175. Я не часто говорю под влиянием момента такое, о чем мне позже приходится пожалеть. а) согласен                  в) не уверен                  с) не согласен

176. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества:

а) я согласился бы в) не знаю, что сделал бы с) сказал бы, что, к сожалению, очень занят 177. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:

а) широкий              в) зигзагообразный        с) прямой

178. Слово «скоро» так относится к слову «никогда», как слово «близко» к слову:

а) нигде               в) далеко             с) прочь

179. Если я совершил какой-то промах в обществе, я довольно быстро забываю об этом.

а) да                     в) верно нечто среднее                 с) нет

180. Окружающим известно, что у меня много разных идей и я почти всегда могу предложить какое-то решение проблемы.

а) да                    в) верно нечто среднее                 с) нет

181. Пожалуй, для меня более характерна:

а) нервозность при встрече с неожиданными трудностями в) не знаю, что выбрать с) терпимость к желаниям (требованиям) других людей.

182. Меня считают очень восторженным человеком.

а) да                   в) верно нечто среднее                 с) нет

183. Мне нравится работа разнообразная, связанная с частыми переменами и поездками, даже если она немного опасна.

а) да                   в) верно нечто среднее                 с) нет

184. Я человек весьма пунктуальный и всегда настаиваю на том, чтобы все выполнялось как можно точнее.

а) согласен                в) верно нечто среднее                 с) не согласен

185. Мне доставляет удовольствие работа, которая требует особой добросовестности и тонкого мастерства.

а) да                в) верно нечто среднее                 с) нет

186. Я принадлежу к числу энергичных людей, которые всегда чем-то заняты.

а) да                в) не уверен                 с) нет

187. Я добросовестно ответил на все вопросы и ни одного не пропустил.

а) да                в) не уверен                 с) нет



 



0Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. - М. : МГУ, 2010. – С. 17.

0Ричард, С. Лазарус. Неопределённость и однозначность в проективных методиках // Проективная психология / Пер. с англ.-М. : Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – С.163.

0Савенко, Ю.С. Проективные методы в исследовании бессознательного // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. – М. : ЭКСМО, 2008. – С. 227.

0Ричард, С. Лазарус. Неопределённость и однозначность в проективных методиках // Проективная психология / Пер. с англ.-М. : Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – С.197.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!