Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования администрации города Канска»
МАОУ гимназия №4
Исследовательская работа.
«Как приручить самую капризную краску в мире
и создать картину?»
Секция «Окружающий мир»
Выполнила: Хлебникова С.А., учащаяся 3 класса «Б»
Руководитель: Черкова С.Г., учитель начальных классов
2018 г.
Содержание
Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 История краски – от пещеры до современного фасада 5
1.2 История возникновения красок 6
1.3 История развития акварельной живописи 8
1.4 Производство акварельных красок 10
2 Практическая часть 12
2.1 Техники работы с акварелью в деле 12
2.2 Мой эксперимент 12
2.3 Практическая значимость 17
Заключение 18
Список использованных источников 19
Введение
Для исследовательской работы мы выбрали тему: «Как приручить самую капризную краску в мире и создать картину?»
Актуальность:
Краски в нашей жизни занимают огромную роль. Это наша одежда, имидж, интерьер в квартире или классе. На стенах могут висеть различные картины, искусно выполненные красками. На одних изображены натюрморты, на других животные, а порой это пейзажи с заходом солнца, бегущими волнами моря или зимней красотой сибирской тайги…
Кому при этом не известны акварельные краски?! Коробка с разноцветными плиточками, круглыми баночками или алюминиевыми тюбиками.
Акварельные краски отличаются прозрачностью, нежностью, сочностью. Но они могут быть очень яркими и глубокими.
Проблема:
Однако, рисуя акварелью, все сталкивались с проблемой текучести этих красок. Часто не удается получить задуманное на бумаге. С чем же это связано?
Мы решили изучить свойства акварели и поделиться с вами некоторыми секретами успешного рисования. Может быть Вам вместе с нами удастся организовать свой досуг, украсить свой дом, а может быть даже повысить свою оценку по рисованию в школе!
Актуальность определяет цель исследования, в соответствии с которой определены его объект и предмет.
Цель: выявить приемы использования акварели для создания качественных рисунков при отсутствии профессиональных навыков рисования.
Объект исследования – акварельные краски.
Предмет исследования – техники по использованию акварельных красок.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования быта выдвинута гипотеза: предположим, что изученные приемы работы с акварелью помогут мне создать картину, которая украсит мою комнату.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
Задачи:
Провести опрос одноклассников и их родителей.
Подобрать и изучить информационные источники об акварельных красках.
Ознакомиться с историей возникновения акварели.
Производство акварельных красок.
Определить значение изобразительного искусства в жизни человека.
Изучить техники работы с акварелью.
Опробовать наиболее понравившиеся техники работы с акварелью в деле.
Создать свою картину.
Сделать выводы по результатам работы.
Для решения проблем исследования нами были использованы следующие методы:
– практический – опрос, наблюдение, сравнение, планирование, эксперимент;
– теоретические – аналитический (анализ информации), описательный.
1 Теоретическая часть
Какой бы сложной и непредсказуемой ни была наша жизнь, всегда существуют моменты и события, которые ее украшают и делают прекрасной. Мы всегда стараемся стремиться к лучшему, к чему-то хорошему. Жить, любить, заниматься чем-то полезным для себя и общества - это замечательно. Роль искусства в жизни человека, так же немаловажна, как и сама жизнь. Все, что нас окружает, - это своего рода искусство.
1.1 История краски – от пещеры до современного фасада
Еще в древние времена наши предки пытались изобразить на стенах, кусочках кожи, камнях какие-то картины, события своей жизни, сражения, охоту. В те времена они и не подозревали, что их попытки принесут много новых знаний для человечества в будущем. Их скульптуры, предметы утвари, оружие, одежда имеют большое значение, благодаря этим находкам мы знаем историю развития наших предков. Тогда они и понятия не имели, о том, что все, что они делают - это искусство, и то, что роль искусства в жизни человека будет очень велика.
Художники, скульпторы, поэты, музыканты и каждый человек, который пытается передать своим творчеством восприятие и свое видение чего-то особенного, что нас окружает, занимает важное место в культурном развитии человечества. Даже маленький ребенок, сделав свой первый рисунок, аппликацию или поделку, уже в какой-то степени прикоснулся к миру искусства. В старшем возрасте, будучи подростком, формируются его вкусы в выборе стиля одежды, предпочтения в музыке, книгах и его восприятие жизни. Мировоззрение и эстетический вкус выстраиваются в логическую цепочку при непосредственном общении с произведениями искусства, но только личная оценка влияет на выбор и формирование вкуса.
Я провела небольшой опрос одноклассников и их родителей и еще раз убедилась в том, что рисуют абсолютно все. Кого-то увлекает рисование как хобби, кто-то помогает развиваться своим детям. Это подтверждается тем, что все покупают краски. Кто-то выбирает подешевле, а кто-то пользуется профессиональными качественными красками так как уже успел оценить влияние качества красок на результатах их произведений. По фирмам производителей приобретаемых красок нашими респондентами можно судить о том, что три человека из нашего класса посещают художественную школу. И это действительно так!
Рисунок 1 – Опрос одноклассников и их родителей
1.2 История возникновения красок
История красок началась, вместе с появлением человека. Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Чем богаче и сложнее делалась жизнь, тем больше цветов требовалось, чтобы запечатлеть ее.
Рисунок 2 – Древние рисунки
Появление красок и рисование, относится к доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем состоянии. Некоторые из них существовали за 15 000 лет до н.э. Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий на заре цивилизации.
Темные оттенки краски получали, добавляя к охре черный древесный уголь. Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Полученная таким образом окраска долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры не так легко высыхают на воздухе с образованием твердой пленки, как современные краски. Красной охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших.
Раньше краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Работать с этими красками было сложно: более темные краски с большим содержанием угля высыхали гораздо медленнее, чем оттенки с большим содержанием охры.
В эпоху Возрождения у каждого мастера был свой рецепт разведения красок: одни замешивали пигмент на яичном белке - так делали итальянцы Фра Анджелико и Пьеро Делла Франческа. Другие предпочитали казеин (молочный белок, применявшийся для фресок уже в римских храмах). А фламандец Ян ван Эйк ввел в обиход масляные краски. Он научился накладывать их тонкими слоями. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета.
Некоторые краски долгое время оставались баснословно дорогими. Синюю краску ультрамарин получали из ляписа, который везли из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил так дорого, что художники использовали ультрамарин лишь в исключительных случаях, если заказчик соглашался заплатить за краску заранее.
Искусственные краски были существенно дешевле натуральных, но было одно немаловажное "но": они могли вызывать аллергию, а нередко и ухудшение здоровья.
Многие исследователи полагают, что Наполеон умер, отравившись парами мышьяка, которые исходили от обоев в доме на острове Святой Елены,
С тех пор, однако, многое изменилось в составе краски, и появились краски, обладающие большей прочностью и лучшими качествами, обеспечивающими легкость нанесения кистью, отсутствие следов от кисти и хороший розлив.
Сегодня палитра красок очень широка. Большее количество пигментов производится искусственным путем.
1.3 История развития акварельной живописи
Термин Акварель имеет несколько значений.
Во-первых, он означает живопись специальными водорастворимыми красками. И в данном случае принято говорить о технике акварели (т.е. определенном процессе творчества в изобразительном искусстве).
Во-вторых, его употребляют для непосредственного обозначения самих водорастворимых (акварельных) красок. При растворении в воде они образуют прозрачную водную взвесь тонкого пигмента, входящего в основу краски, благодаря которой удается создавать неповторимый эффект лёгкости, воздушности и тончайших цветовых переходов.
В-третьих, так принято называть сами работы, выполненные в данной технике акварельными красками. Их отличительные особенности заключаются, главным образом, в прозрачности тончайшего красочного слоя, остающегося на бумаге после высыхания воды. При этом белила не используются, так как их роль выполняет белый цвет бумаги, просвечивающий сквозь красочный слой или вообще не закрашенный.
Акварель была известна еще в глубокой древности. Ее история начинается с Китая после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII—XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. Предшественницей акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты.
В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Некоторые художники упоминали о ней лишь вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Акварельная техника была первоначально применена при раскраске архитектурных и топографических планов, где первоначально употреблялась китайская тушь, а затем и другие водяные краски.
Первоначально масляная живопись преимущественно встречалась в альбомах «на память» и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках.
В России прошлых веков было немало выдающихся акварелистов.
Среди них — С. В. Герасимов (1885—1964). Его пейзажи великолепны: леса и реки, тяжелые от влаги сизые тучи, холмы и долины, освещенные солнцем. Писал он и всевозможные бытовые сценки. Живописец говорил начинающим акварелистам: "Окружающая нас жизнь дает бесконечно много тем для художника. Бескрайние поля золотистой пшеницы, зеленые луга, сенокос, путешествия ребят по родному краю — интересно изобразить это все на бумаге! А какое богатство красок в природе! Никакая фантазия не придумает таких необычных цветов, какие вы наблюдаете, например, при закате солнца".
Виртуозно владел акварельной живописью известный художник
А. В. Фонвизин (1882—1973). Он писал по влажной бумаге изящно, легко, смело, сочно.
А. А. Иванов писал просто и легко, соединяя живой безупречный рисунок с чистыми сочными красками.
П. А. Федотов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. И. Суриков... Каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу. Советские живописцы, продолжая традиции этой школы, дали акварели новое развитие. Это А. П. Остроумова-Лебедева, П. П. Кончаловский, С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, А. В. Фонвизин и многие другие.
В 1839 г. русскими художниками Ивановым, Рихтером, Никитиным, Ефимовым, Пименовым был изготовлен альбом акварельных рисунков, поднесенный императору Александру II во время посещения им Рима.
1.4 Производство акварельных красок
Акварельные краски выпускаются в фарфоровых или пластиковых чашечках и тюбиках. Техника производства этих видов красок не имеет принципиального различия и в основном проходит следующие стадии обработки:
1) смешение связующего с пигментом;
2) перетир смеси;
3) подсушка до вязкой консистенции;
4) наполнение краской чашечек или тюбиков;
5) упаковка.
Для смешения пигментов со связующим веществом применяются обычно механические смесители. В смеситель загружается связующее вещество и вводится небольшими порциями пигмент в сухом виде или водной пастой. При перетире на краскотерочной машине пигмент тщательно смешивается со связующим веществом в однородную красочную пасту.
Перетертая краска поступает на подсушку с целью удаления излишней влаги и получения густой пасты для фасовки в чашечки или тубы. Подсушка пасты ведется в специальных сушильных камерах или на гранитных плитах при температуре 35—40° С. После удаления части воды, сгустившаяся паста раскатывается в ленты толщиной в 1 см, разрезается на отдельные квадратные кусочки размером по площади кюветки и укладывается в чашечку. Сверху краска закладывается листочком целофана и, наконец, обертывается фольгой и бумагой с этикеткой. При выпуске акварельных красок в тубах, наполнение туб пастой производится автоматически тубонабивочными машинами.
2 Практическая часть 2.1 Техники работы с акварелью в деле
И
з интернета я узнала, что существует множество способов рисования акварелью для достижения хороших результатов при отсутствии опыта рисования. При этом совсем не обязательно посещать художественную школу или изостудию. Я изучила существующие акварельные краски по цене и качеству, так же не забыла изучить какими кистями следует рисовать акварелью. Оказалось, что хорошие качественные краски довольно таки дорогие, 24 цвета стоят примерно 1500 – 2000 рублей, кисти нам необходимы натуральные, белка, колонок или пони номерами от 0 до 12. Да, и бумагу, оказывается, необходимо приобретать специальную для акварели, имеющую шероховатую поверхность. А еще мне попались необычные карандаши, восковые и акварельные. Мне очень захотелось ими порисовать, и я уговорила маму их купить тоже.
Рисунок 3 – Посещение магазина
После посещения магазина принялась за дело.
2.2 Мой эксперимент
Опыт 1. Использование восковых карандашей
Воск - это как резерв в батике или в расписывании «писанок», он не дает краске поступать под себя и заходить на другой цвет. Воск закрашивает определенный участок на который не должна попасть краска.
Техника очень проста. Достаточно взять обычную свечку или восковые цветные мелки и нарисовать ими те места, которые не будут закрашены. Затем, работая акварелью, уже можно не бояться, что закрасишь нужные участки. После окончания работы, после просушки, воск можно аккуратно снять канцелярским ножом или металлической линейкой.
В доказательство данного факта я взяла мелки и нарисовали снежинки, а после нанесла изображение ночного неба. И правда, там, где нанесено изображение воском, акварель не ложится, а как бы обходит ее стороной вокруг контура.
Рисунок 4 – Использование воска
Опыт 2. Использование соли совместно с акварелью
Используют соль в акварели не часто так как она впитывает влагу (воду) и выедает краску, но при этом оставляет различные фигурки, звездочки и другие светлые пятна.
Совсем не обязательно посыпать солью всю работу. Достаточно выделить какую-то область и посыпать ее. Обязательно при этом краска должна быть свежей, иначе ничего не получится. Соль придает некую живописность, небрежность и фактурность рисункам. Я решила попробовать изобразить снег для чего использовала соль двух видов: мелкую и крупную морскую. Оказалось, что чем крупнее соль, тем интереснее и красивее рисунок.
Рисунок 5 – Использование соли
О
пыт 3. Живопись по-сырому
Один из самых простых приемов для акварельной техники - писать по мокрой (сырой бумаге). Эту технику также принято называть а-ля прима (т.е. на одном дыхании). Одно прикосновение кисти к бумаге вызывает красивые растекания краски, переливы. Достаточно сложная техника для новичков, т.к. требует навыков. Почти как в рисовании маркером, когда нет возможности стереть или исправить.
Я
набралась храбрости. Продумала сюжет. Намочила губкой лист бумаги и вот что у меня получилось.
Рисунок 6 – А-ля-Прима
Опыт 4. Лессировки
Работы, выполненные на лессировках, чаще всего выполняются дизайнерами и архитекторами. Тут уже важна чистота заливок, отмывки и равномерное наложение красочного слоя один на другой. Довольно трудоемкая техника, не терпящая ошибок. Ведь не дождавшись пока предыдущий слой высохнет, нельзя приступать к следующему. Также важно замешивать чистые, тонкие цвета, чтобы не образовалась красочная «грязь». Если в технике «по-сырому» можно легко смыть губкой не удавшийся момент, то в лессировочной лучше изначально продумать композицию и тональное решение (свет и тень). И вот моя лесси!
Рисунок 7 – Лессировка
Опыт 5. Акварельные брызги
К
ляксы очень часто получаются сами по себе, даже если мы того не хотим. А вот если захочешь, то не всегда получится. Первый способ ставить кляксы с помощью кисти с набранной краской и палочки, которой нужно стучать по кисточке. От высоты, количества краски и силы удара будет зависеть размер и насыщенность клякс. Капли можно ставить как краской, так и чистой водой по уже закрашенному слою. Тогда получатся разводы на поверхности. Поменяв угол наклона бумаги кляксы можно преобразовать в различные фигурки и растекания. В первый раз, боясь замарать обои, у меня получилось вот так!
Рисунок 8 – Кляксы и брызги
Опыт 6. Акварельные карандаши
Акварельные карандаши относятся к вспомогательным материалам. Ими можно как нарисовать полностью рисунок, а потом размыть водой, так и использовать краску и карандаши одновременно. Карандаши позволяют делать мелкие детали, выделять и подчеркивать нужные моменты. Пигмент карандашей очень легко растворяется водой, ими можно делать надписи по сырой бумаге. Так же карандаши позволяют делать штрихи, которые сложно делать кистью и прорисовывать важные места.
Я долго думала, что нарисовать и изобразила дерево и апельсин.
Рисунок 9 – Акварельные карандаши
Вы не представляете, какое удовольствие я получила от рисования акварельными карандашами. Так быстро, легко и здорово у меня еще никогда не получалось.
Опыт 7. Создание картины
Познакомившись с различными техниками работы с акварелью мне пришла идея: Создать картину, соединив несколько различных техник?
И правда, в ходе работы я использовала наиболее подходящие приемы, чтобы облегчить процесс рисования. Небо я рисовала по сырому, снегиря акварельными карандашами, а остальное лессировкой.
Рисунок 10 – Создание картины
Для того чтобы работа смотрелась законченной, я сделала паспарту и поместила ее в раму.
2.3 Практическая значимость
Полученные навыки мне точно пригодятся на уроках рисования. А еще акварель меня так увлекала, что я твердо решила поступить на следующий год в художественную школу.
Заключение
На основе изученных информационных источников и моих экспериментов, я сделала вывод, что история красок началась вместе с появлением человека. Они были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них.
История акварельных красок началась во 2 веке нашей эры с Китая. В полной мере акварель утвердилась в странах Европы сравнительно недавно – в конце XVII - начале XVIII в. Первоначально эта живопись преимущественно встречалась в альбомах «на память» и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках.
Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим приемам, так и по способу использования красок. Она отличается от других техник своей последовательностью, своим результатом. Пишут акварелью по-разному. Некоторые живописцы предпочитают работать постепенно – один слой краски кладут на другой, подсохший. Потом тщательно передают детали. Многие берут краску в полную силу и пишут в один слой. Это трудно – сразу точно показать и форму, и цвет предметов.
Успешность работ с акварелью очень велика и она выигрышна во многом из-за её свойств. Акварель – единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета.
Изучив приемы работы с акварелью, выбрав наиболее простые в освоении и совместив их в одной работе, можно создать собственную картину.
Цель работы достигнута: техники работы с акварелью изучены, картина создана.
Гипотеза подтвердилась: изученные приемы работы с акварелью помогли мне создать картину, которая украсила мою комнату.
Список использованных источников
Алексеев В.В. - Что такое искусство? – М.: Советский художник, 2003.
Бродская Н.В. - Импрессионизм. Открытие света и цвета.–М.: Аврора,2009
Кирилл и Мефодий. Электронная энциклопедия. Статья «Акварель» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907).
Петров В.- Мир искусства. Художественное объединение 20 века.-М.: Аврора, 2009
Титова И.М. - Вещества и материалы в руках художника - М.: 2001г.
Интернет-ресурсы:
http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Акварельная_живопись
http://www.art-tuts.com/painting-basis/lessons-painting/51-art-paint.html
http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/62.htm
http://kamensky.perm.ru/proj/him/givop_2.htm
http://www.akvarel.ru
http://www.lformula.ru
http://www.peredvizhnik.ru