СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Карамельно-шоколадный русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не секрет, что все мы, дети, любим сладости. Моё любимое лакомство – конфеты. После конфет остаются фантики, которые, в свою очередь, превращаются в мусор. Но, оказывается, фантики могут демонстрировать правила русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Карамельно-шоколадный русский язык"»

Карамельно-шоколадный русский язык, русский язык, Хуриганова Елизавета, 2004 года, МБОУ Загустайская СОШ, улус Тохой Селенгинского района Республики Бурятия, 89148402241, [email protected], Данзанова Эльвира Юрьевна, МБОУ Загустайская СОШ, учитель русского языка и литературы

Цель:

изучить названия конфет, классифицировать их с целью применения на уроках русского языка.

Содержание:

Не секрет, что все мы, дети, любим сладости. Моё любимое лакомство – конфеты. После конфет остаются фантики, которые, в свою очередь, превращаются в мусор. Но, оказывается, фантики могут демонстрировать правила русского языка.

Разглядывая яркие блестящие обертки, я предположила, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка более интересными.

В моем исследовании приводятся примеры того, по каким темам уроков русского языка можно найти материал на конфетных обертках.

Кроме того, мне понравилось анализировать названия конфет, что я сама хотела бы назвать какие-нибудь конфеты и создать свой фантик. Может быть, это и будет моя будущая профессия.

Проблема:

Выяснить, как взаимосвязаны разделы русского языка и наименования конфет.

Гипотеза:

Я предположила, что можно использовать названия фантиков для того, чтобы делать уроки русского языка интересными.

Объект исследования: наименования конфет.

Предмет исследования: фантики от конфет.

Задачи:

  1. Собрать различные наименования конфет.

  2. Рассмотреть названия с точки зрения разделов русского языка.

  3. Классифицировать наименования конфет.

  4. Подобрать материал для составления карточек по русскому языку.

Методы исследования: наблюдение, классификация, описание.


Глава 1. Понятие «фантик» и его признаки.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова читаю: «фантик» -это конфетная обертка, употребляемая детьми для игры.

В «Толковом словаре русского языка» Ефремовой Т.Ф. слово «фантик» имеет два значения: 1) конфетная обертка; 2) особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля есть только слово «фант», что означает – это залог, заклад в домашних семейных играх.

Исходя из данных определений, я решила, что к основным признакам фантика относятся яркость, красочность обертки и указание на название конфеты.




Глава 2. Список исследуемых наименований конфет.

Для своего исследования я использовала 114 различных наименований конфет, которые распределила следующим образом: на фантиках встретились 55 имен существительных, 20 имен прилагательных, 1 наречие и 31 словосочетание. Глаголы среди рассмотренных мною названий конфет не встретились. Результаты исследований приведена в следующей таблице:

Существительное

Прилагательное

Наречие

Словосочетания

«Аккорд», «Аленка», «Аллегро», «Ария», «Баядерка», «Боярушка», «Белиссимо», «Белочка», «Буратино», «Бенефис», «Буревестник», «Вавилон», «Василек», «Вдохновение», «Верблюжонок», «Весна», «Вираж», «Глория», «Визит», «Городок», «Жуйчики», «Ирис», «Киви», «Кизил», «Кокетка», «Колобок», «Коровка», «Кофе-сливки», «Лакомка», «Ладушки», «Ласточка», «Левушка», «Лето», «Магнолия, «Малютка», «Маска», «Медунок», «Мишка-Топтыжка», «Москвичка», «Орешек», «Премьера», «Рапсодия», «Резеда», «Ромашка», «Рузанна», «Руны», «Славянка, «Сластена», «Снежок», «Степ», «Терем-теремок», «Туесок», «Фея», «Фиалка», «Фламинго», «Халва», «Цитрон», «Шарм», «Шипучка», «Южанка»

«Апельсиновые», «Барбарисовые», «Ванильные», «Взлетные», «Вишневые», «Волжские», «Желейные», «Кокосовые», «Космические», «Кубанские», «Лимонные», «Мармеладные», «Молочные», «Московские», «Мятная», «Ореховые», «Театральные», «Школьные»

«Ярче»

«Басни Крылова», «Бешеная пчелка», «Бочонок радости», «Вечерний звон», «Вишневый аромат», «Гусиные лапки», «Дары солнца», «Золотая рыбка», «Золотой ключик», «Золотой улей», «Клубничный микс», «Клубничная полянка», «Красная Шапочка», «Магия ночи», «Маленькое чудо», «Мишка на севере», «Морской бриз», «Мишка косолапый», «Осенний вечер», «Петушок, золотой гребешок», «Птица дивная», «Птичье молоко», «Радость сладкоежки», «Раковые шейки», «Сказки леса», «Французский десерт», «Черная смородина», «Шоколадная ночь»


Таким образом, можно сделать вывод: наиболее распространенная в названиях конфет часть речи – существительное (57%), наименее употребляемая часть речи – наречие (0,1%).

Глава 3. Классификация наименований конфет.

Все рассмотренные мною названия конфет (фантики) можно классифицировать по лексическому значению.

3.1. Русские названия конфет.

По моим данным, в качестве русских названий конфет используется лексика 7 тематических групп: сказка, животный мир, растительный мир, фрукты и ягоды, природа и персоналии, искусство.

3.1.1. Сказка.

Эта тематическая группа является одной из самых распространенных среди русских названий конфет. Например: «Петушок, золотой гребешок» - название русской народной сказки. «Колобок» - персонаж одноименной русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба. «Золотая рыбка» - сказочный персонаж, мистическое создание, рыба, умеющая говорить на человеческом языке. «Терем-теремок» - высокий дом с покатой крышей: помещение в верхней части такого дома. «Буратино» - главный герой сказки А.Толстого. Также распространены такие названия конфет, как «Кот в сапогах», «Золотой ключик». Существуют серии шоколада с общим символическим названием: «Сказки Пушкина», «Басни Крылова». Сюда же можно отнести названия, в основу которых положены названия русских народных игр: «Ладушки», «Городок».

3.1.2. Животный мир.

Это тема близка к сказочным названиям. В большинстве случаев мы имеем дело со сказочными названиями животных. «Мишка-Топтыжка», «Верблюжонок», «Белочка», «Левушка», «Коровка», «Умка». Сюда же можно отнести надписи, указывающие на птиц: «Ласточка», «Буревестник», «Фламинго».

3.1.3. Растительный мир.

Эта группа представлена названиями цветов. Например, «Резеда», «Магнолия», «Василек», «Ромашка», «Фиалка», «Красный мак».

3.1.4. Фрукты и ягоды.

Эта группа очень разнообразна, так как при изготовлении конфет часто используют соки ягод и фруктов. «Апельсиновые», «Вишневые», «Клубничный микс», «Барбарисовые», «Киви», «Вишневый аромат», «Фруктово-ягодный букет».

3.1.5. Природа. Времена года.

В данном случае используются обозначения природных явлений, которые традиционно вызывают приятные ассоциации у потребителей. Например: «Весна», «Лето», «Южная ночь».

3.1.6. Персоналии.

К данной тематической группе я отнесла разрозненные номинации людей, указывающих на черты характера или манеру поведения человека. Например: «Сластена», «Кокетка», «Лакомка».

3.1.7. Искусство.

Эта тема представлена разнообразными видами названий, которые относятся к театру и искусству. Например: «Ария», «Рапсодия», «Театральная», «Премьера», «Балет», «Бенефис».

3.2. Имена собственные, созданные на базе иностранных языков.

В составе имен собственных – названий конфет- помимо исконных названий, значительное место занимают заимствованные, иноязычные и искусственно созданные имена:

«Аккорд» - французское слово «согласие», в музыке – сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое «единство».

«Аллегро» - итальянское слово, означает «скоро, живо, весело».

«Баядерка» - португальское слово, переводится как «танцовщица».

«Белиссимо» - итальянское слово, которое означает «превосходная степень, прекраснейшая».

«Глория» - это слово в переводе с латинского означает «слава».

3.3. Группы имен существительных в качестве надписей на фантиках.

Среди рассмотренных названий конфет встретились:

  1. Надписи, указывающие на число имен существительных: а) ед.ч. -63 н., б) мн.ч., - 4 н. («Жуйчики», «Киви», «Ладушки», «Руны»).

  2. Надписи, указывающие на географическую принадлежность – 4 н. («Вавилон», «Хуторские», «Московские», «Кубанские»).

  3. Надписи, в которых встречаются имена («Глория», «Аленка», «Рузанна»).

  4. Надписи, указывающие на национальность («Славянка»).

  5. Надписи, указывающие на место проживания («Южанка», «Москвичка», «Терем-теремок»).

Глава 4. Разделы русского языка.

Внимательно рассмотрев все представленные названия, я выделила несколько тем по русскому языку, при изучении которых можно использовать названия конфет.

    1. Способы словообразования.

Многие названия конфет образованы суффиксальным способом:

Корень

Суффикс

Слово

Снеж-

Коров-

Шип-

Ален-

Лев-

Мед-

Москв-

Город-

Сласт-

Бел-

Верблюж-

Юж-

-ок

-к-

-учк-

-к-

-ушк-

-унок

-ичк-

-ок

-ен-

-очк-

-онок

-анк-

Снежок

Коровка

Шипучка

Аленка

Левушка

Медунок

Москвичка

Городок

Сластена

Белочка

Верблюжонок

Южанка


Таким образом, можно сделать вывод:

Из всех способов словообразования самый распространенный в названиях конфет – СУФФИКСАЛЬНЫЙ. В большей мере используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.

    1. Лексическое значение слов.

Каждое название содержит свое значение, свой смысл, который нужно раскрыть.

Названия конфет

Лексическое значение

«Ванильные»

«Снежок»

«Лакомка»

«Вираж»

«Кокосовые»

«Вдохновение»

«Апельсиновые»

«Лето»

имеющие вкус ванили

мелкий снег

тот, кто любит лакомиться

поворот с наклоном самолета, автомобиля, велосипеда

имеющие вкус кокоса

творческий подъем

имеющие вкус апельсина

теплое время года, следующее за весной


    1. Словосочетания.

Названия конфет, которые состоят из двух слов, можно использовать при изучении словосочетаний. Например: «Французский десерт», «Гусиные лапки», «Дары солнца», «Радость сладкоежки» и т.д.


    1. Средства выразительности: эпитеты и метафоры.

На примере различных названий можно показать эпитеты и метафоры:

Эпитеты

Метафоры

Птица дивная

Золотой улей

Шоколадная ночь

Петушок, золотой гребешок

Дары солнца

Сказки леса

Магия ночи

Бочонок радости

    1. Морфемный разбор.

Со всеми рассмотренными названиями конфет можно провести морфемный разбор:

Слово

Корень

Суффикс

Окончание

Апельсиновые

Малютка

Лето

Сливочные

Апельсин-

Мал-

Лет-

Слив-

-ов-

-ютк-

-

-очн-

-ые

-ые


Следует отметить, что ни в одном из названий конфет мне не встретилось слово с приставкой.

Глава 5. Выводы.

На данном этапе работы я могу сделать следующие выводы:

- все изученные мною названия конфет – это части речи, которые мы уже изучали и продолжаем изучать на русском языке;

- поскольку имя существительное – самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет;

- с точки зрения лексического значения, фантики могут дать интересный материал для составления разных заданий по русскому языку;

- многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».

Список литературы:

  1. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М., Просвещение, 2000г.

  2. Всемирная сеть Интернет.

  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4, М., Русский язык, 1998г.

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1986г.

  5. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, М., Просвещение, 2013г.

















Приложение №1

Карточка №1.

Определить способы образования слов. Сделайте морфемный разбор данных слов:

Медунок, Коровка, Снежок, Аленка, Славянка, Левушка, Москвичка, Южанка, Вдохновение.

Карточка №2.

Определить лексическое значение указанных слов, запишите их, с указанными словами составьте словосочетания.

Вавилон, Маска, Визит, Апельсин, Белочка, Ласточка.

Карточка №3.

Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слово):

Шоколадная ночь, Золотой ключик, Дары солнца, Гусиные лапки, Огни Москвы.

Карточка №4.

Распределите словосочетания в два столбика – прямое значение, переносное значение:

Шоколадная ночь, Золотой ключик, Черная смородина, Золотая рыбка, Красный мак, Птичье молоко, Французский десерт, Маленькое чудо, Осенний вечер.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!