СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: «Казаки от казаков ведутся. Об атамане Оренбургского казачьего войска, войсковом старшине с. Черный отрог»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская рабта ученицы  7 б класса Логиновой Варвары и научного руководителя Еремеевой Ю.А.Тема: «Казаки от казаков ведутся. Об атамане  Оренбургского казачьего войска, войсковом старшине с. Черный отрог». Работа принимала участие в Саракташском  районном конкурсе детских исследовательских проектов  «Мои первые открытия» и заняла второе место в номинации "Я - исследователь".Для защиты работы был создан доклад и сопроводительная презентация.

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: «Казаки от казаков ведутся. Об атамане Оренбургского казачьего войска, войсковом старшине с. Черный отрог»»

Районный (дистанционный) конкурс детских проектов

«Мои первые открытия»






Номинация: «Я – исследователь».




Исследовательская работа





Тема: «Казаки от казаков ведутся. Об атамане Оренбургского казачьего войска, войсковом старшине с. Черный отрог»






Автор: Логинова Варвара Дмитриевна ,

обучающаяся 7 класса

МОБУ «Саракташская средняя

общеобразовательная школа №1

имени 70- летия Победы

в Великой Отечественной войне»







Научный руководитель: Еремеева Ю.А







п. Саракташ, 2021 г.



Содержание



  1. Введение

  1. Актуальность

  2. Гипотеза

  3. Цель

  4. Задачи

  5. Предмет исследования

  6. Объект исследования

  7. методы исследования

  8. практическая, социальная значимость проекта (как для общества, так и для самого юного исследователя)

  1. Основная часть

  1. «Откуда есть пошли казаки».

  2. История зарождения Оренбургского казачьего войска и его роль в истории Российского государства.

  3. Основание станицы Черный отрог

  4. Атаман Черноотрожского станичного казачьего общества, войсковой старшина Заикин Алексей Алексеевич.

  5. Анкетирование обучающихся и родителей

  1. Заключение

  2. Литература

  3. Приложение




















Отечеству верой и правдой послужим

Как были ему наши предки верны.

Во славу России, на счастье народа,

На благо Урала – родной стороны.

(Гимн Оренбургского казачьего войскового общества)

  1. Введение

  • Актуальность. У России великое прошлое, и будущее ее тоже должно быть великим. Судьба страны в руках потомков! А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а были истинными патриотами, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции, знать и гордится историческим прошлым малой Родины.

  • Гипотеза: изучение истории казачества, как одно из средств формирования патриотических ценностей молодого поколения.

  • Цель: Привлечь внимание одноклассников и сверстников к истории казачества через судьбу земляка и истории малой Родины

  • Задачи:

  1. Изучить историю зарождения казачества в Оренбурге

  2. Исследовать историю основания казачьей станицы Черный Отрог

  3. Исследовать историю возрождения казачества в Черноотрожской станице в современной России.

  4. Провести интервью с атаманом Заикиным Алексеем Алексеевичем о его жизни и деятельности

  5. Собрать архивный материал и артефакты связанные с историей возрождения Черноотрожского каказачества

  6. Подтвердить или опровергнуть гипотезу

  • Предмет исследования: Казачество как феномен российского общества

  • Объект исследования: жизнь и деятельность атамана Черноотрожской станицы Заикина Алексея Алексеевича в истории малой Родины

  • Методы исследования:

  1. теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

  2. наблюдение, сравнение;

  3. анализ данных исследований по теме

  4. анкетирование;

  5. интервью.

  • Практическая, социальная значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания на уроках краеведения, окружающего мира, а так же на классных часах по патриотическому воспитанию.

Личностная значимость: получение мной опыта исследовательской работы, сбора и обработки информации, артефактов, проведение интервьюирования и анкетирования, работа с компьютерными программами по созданию диаграмм, оформлению работы.

Чем был определен выбор темы моего исследования? Насколько тема является для меня актуальной?

Сегодня, в современной России, после долгих десятков лет забвения, идет возрождение казачества. Формируются казачьи общества, воспитывают кадетов в казачьих классах, возрождают казачью культуру.

Я - ученица казачьего 7 б класса МОБУ «Саракташской СОШ №1». В пятом классе в нашей школе прошло открытие казачьего класса. Нами были надеты новенькие казачьи формы, сшитые на родительские средства, подготовлен концерт для приглашенных гостей, представителей казачества Черноотрожского и Саракташского, Православной обители и Мусульманского духовенства. Из нашего класса был организован казачий ансамбль, занявший второе , а позже и первое место в конкурсе» «Обильный край благословенный». Учителем ОБЖ проводилась строевая подготовка и курс «Славные истоки казачества». Представители Саракташского казачьего юрта на классных часах проводили занятия, где приносили шашки, ногайки, показывали образцы владения холодным оружием казака, знакомили нас с заповедями казака. Организовано сотрудничество нашего класса с музеем. Для нас работники музея готовили мероприятия об истории района, видеоматериалы о быте казаков. Традицией стало поздравление нас к 1 сентября, 23 февраля атаманом Саракташского юрта. Но во время пандемии занятия были прерваны, принятие в казаки через обряд «Посажение на коня» так и не состоялся по этой же причине. Инициатива создания казачьего класса была предложена атаманом Саракташского казачества, поддержана администрацией школы и родителями. Воодушевленные рассказами родителей о создании казачьего класса мы поначалу «горели». Но наши сверстники то ли из зависти, то ли из - за непонимания значимости, то ли от невежества, стали высмеивать нашу форму. Мои одноклассники и я, стали чувствовать свою неловкость во внешнем виде и даже стыдиться, чувствовали себя «белыми воронами». И я задалась рядом вопросов, и решила ответить себе и своим одноклассникам:

      • Есть ли будущее у казачества или это только дань памяти, ностальгия по ушедшему прошлому?

      • Кто такие казаки?

      • Что такое казачество сегодня? Насколько оно сегодня востребовано и нуждается ли в нем наше современное общество?

      • Есть ли необходимость обращаться к истокам?

      • Что даст мне и моим одноклассникам обучение в казачьем классе и какие возможности у нас для профессионального выбора?

А для этого мне пришлось обратиться к трудам по казачеству, и к жизни и деятельности станичного атамана с. Черный отрог Заикина Алексея Алексеевича. Это еще одно обстоятельство, которое вдохновило меня на эту работу! Заикин Алексей Алексеевич - мой дед, который 15 лет положил на возрождение казачьего станичного общества в с. Черный отрог.






















  1. Основная часть

  1. «Откуда есть пошли казаки».

Кто же такие казаки? Википедия и другие электронные ресурсы дают разное толкование слова: Каза́ки́ – предположительно от тюркского слова, значившего «удалец, вольный человек». Слово «казак» известно с XIV века, оно впервые упоминается в значении «стража» в письменном памятнике  начала XIV века (1303 г.), По другой из версий, слово «казак» в переводе с монгольского означает «ко» — «броня» и «зах» — «рубеж».

За всю свою историю казачьи воинские формирования входили в армию Русского государства, Русскую императорскую армию, в вооруженные силы России( Советского Союза). До революции в России существовало 11 казачьих войск.

Из учебного пособия Мурзина И. Я. «Оренбургское казачье войско» я узнала о том, что у казачества «существовал свод неписаных правил и моральных норм, которые должен был соблюдать каждый. В казачьем кодексе чести центральное место занимает патриотизм – честное и бескорыстное служение Отечеству. Подлинному воину свойственны такие качества, как ответственность, требовательность, организованность, настойчивость, принципиальность, самостоятельность и инициативность, уравновешенность, находчивость, решительность, смелость. Этика казаков во многом опирается на христианские добродетели. Среди ценностей воинского сословия особого разговора заслуживает преданность войсковому товариществу – готовность выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого. Единство всех положительных качеств, присущих воину, заключено в понятии воинской чести – достойных уважения моральных качествах и принципах воина, характеризующих не только отношение человека к самому себе и к коллективу, воинскому долгу, а также отношение к нему со стороны общества как к своему защитнику. Символическое воплощение ратной славы и воинской доблести – награды, реликвии, ритуалы, которые напоминают о героических страницах прошлого».

Из вышеизложенного можно сделать вывод: казак- воин, исстари предназначение которого осознанное выполнение воинского долга перед Отечеством.

  1. История зарождения Оренбургского казачьего войска и его роль в истории Российского государства.

В этом году нынешнее Оренбургское казачество отмечает свой тридцатилетний юбилей в декабре 2021 г. Возрождение оренбургского казачества, как и всей страны, ведет свое начало с декабря 1991 г., когда состоялся Первый Большой Войсковой круг. Этот процесс получил дальнейшее развитие в Указе Президента РФ в мае 1993 г.

Общие сведения:

Территория войска: Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Курганская области, республика Башкортостан

Год основания: 1574

Войсковой праздник: 6 мая, день святого великомученика Георгия Победоносца

Реестровый №: 100980001

Памятник оренбургскому казачеству в г. Оренбурге

Я часто бываю в Оренбурге, проезжая мимо остановки «Казачество» не раз вглядывалась в памятник скачущему всаднику- казаку, отправляющемуся в поход. На уроке «История казачества» я узнала, что это место некогда предместье Оренбурга, называемое Форштадт и в 1743 здесь образовалась казачья слобода вместе с рождением города. 2007 г перед Никольским кафедральным собором на гранитном пьедестале установлен семиметровый бронзовый монумент оренбургскому казачеству! Чем же отличилось оренбургское казачье войско?

Изучая материалы официального сайта Оренбургского войскового казачьего общества, я нашла материал доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, академика Академии военно-исторических наук Российской Федерации Л.И. Футорянского об зарождении оренбургского казачьего и его военных доблестях.

«Одновременно с основанием Оренбурга создавалась укрепленная пограничная линия по Яику, его притокам и другим рекам, представлявшая собой цепь новопостроенных крепостей, форпостов, редутов и простиравшаяся почти на 2500 км. Она, по замыслу правительства, должна была обезопасить юго-восточные рубежи страны, оградить население и торговые караваны от набегов кочевников и тем самым способствовать освоению края, развитию торговли с Востоком. Регулярных войск здесь было крайне мало, и они обходились государству дорого, поэтому решено было сделать ставку на создание в крае иррегулярных, казачьих войск.

Так в середине XVIII в. возникло Оренбургское казачье войско. Основу его составили переведенные в 1743-1744 гг. в Оренбург и Бердскую пригородную слободу 550 городовых казаков и дворян из Уфы, Самары, пригорода Алексеевска. Они образовали предместье Оренбурга, позднее получившее название Форштадт. Кроме того, по ходатайству И. И. Неплюева «высочайшим» указом от 27 июля 1744 г. в оренбургские казаки были зачислены все пришельцы, сходцы, беглые, самовольно поселившиеся в новопостроенных крепостях по линии.

В 1748 г. был образован Оренбургский нерегулярный корпус, учреждена должность войскового атамана. Первым войсковым атаманом оренбургских казаков стал сотник самарских городовых казаков Василий Могутов. В составе нерегулярного войска были также исетские, яицкие, донские, малороссийские казаки, ставропольские крещеные калмыки.

В Оренбурге рядовые казаки, писари, сотенные получали 15 рублей, сотник – 30, есаул – 50, атаман – 100 рублей в год. Кроме денежного вознаграждения, казак получал по полтора фунта пороха и по фунту свинца.

Главной повинностью казаков была сторожевая служба, поглощавшая большую часть времени, отрывавшая их от занятий земледелием. С весны до осени они находились на линии, участвовали в разъездах, караулах, конвоях, пикетах. К нелегкой военной службе добавлялись натуральные повинности – фортификационные работы, ремонт и строительство дорог, мостов, заготовка и перевозка леса, конвоирование почты.

История Оренбургских казаков богата боевыми событиями. На территории Оренбургской области существовало 3 казачества: Оренбургское, Яицкое и Илецкое. Оренбургское казачье войско было третьим по численности и количеству земель и вторым по старшинству. Черноотрожские казаки относились к Оренбургскому казачьему войску. Его история берет начало с 1574 года. Задачей Оренбургского казачьего войска была не только охрана огромной границы, но и хозяйственное освоение новых земель. Оренбургские казаки добывали себе славу, участвуя в Отечественной войне 1812 года, в Хивинских походах, русско- турецкой войне, в русско-японской войне, в Первой мировой. .

Во время гражданской войны 1919 г., казачество раскололось на «красных» и «белых», «зеленых». Это трагическая страница истории казачества..

В годы Великой Отечественной войны оренбургские и уральские казаки активно воевали на всех фронтах.

Итак, работая с материалами сайтов интернет, я поняла, что недооценивала роль казачества из-за того что о многих событиях истории я еще не знаю. Но я пришла к выводу, что страницы истории Оренбургского казачества - большое героическое прошлое о воинских доблестях которого, еще предстоит изучать мне и моим одноклассникам. Теперь мне становится понятным высказывание Л.Н. Толстого «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».


  1. Основание станицы Черный Оторг

«Село родное- Черный отрог»- книга, вышедшая 2007 г. к 180- летию села, которая открыла для меня большую историю небольшого села. И хотя я родилась в п. Саракташ, мне стала интересна история села Черный отрог, так как мой дед- атаман Заикин Алексей Алексеевич родом из этого села. Книга, которую с большой осторожностью дал мне мой дедушка - это коллективный проект жителей и уроженцев села, с трепетом и любовью рассказывающий об истории основания Черного отрога и его жителях. Особой гордостью селян их земляк Виктор Степанович Черномырдин, экспредседатель правительства Российской Федерации. Примечательно, что весь род Черномырдиных и по отцовской и по материинской линиям – казаки. И сам Виктор Степанович – полковник Оренбургского Казачьего войска. Род Черномырдиных старый, первое упоминание относится к 1650 –му году. Черномырдины были служивыми людьми, рейтарами, драгунами и числились за Иноземным, и впоследствии за Рейтарским Приказом. Семья Акима, прадеда Виктора Степановича, переселилась в село Черный Отрог в 1850- е годы на вольные земли , в село Черный отрог Пречистинского станичного юрта Оренбургского казачьего войска. Из книги я узнала, что в Государственном архиве г. Оренбурга есть документ «Каталог дачам Оренбургского уезда Оренбургской губернии». В нем титулярный советник, землемер Безобразов описывает природные богатства, экономико- хозяйственную деятельность населенных пунктов Оренбургского уезда. С момента основания Оренбургской губернии здесь появилась не одна сотня сел и деревень. И в ежегодно доставляемых сведениях о новых поселениях по Оренбургской губернии» , заведенных с 1826 по 1832 года в списке упоминается «вновь заведенные в Оренбургском уезде деревни Кочубеевка и Черный Отрог. Через 10 лет этим крестьянским деревням предстояло стать казачьими поселками, потому, что в 1840 году все земли вдоль Сакмары и Урала стали частью территории Оренбургского казачьего войска. Казаки стали нести казачью службу, охранять южно- азиатскую границу России. Переселенцы из Воронежской губернии и Слободско-Украинской губернии стали жителями одной деревни. Документы рассказывают о больших спорах за землю Черного Отрога.

Таким образом, можно сделать вывод на основании данных, что село Черный отрог- казачья станица. И ее судьба вплетена в страницы истории Оренбургского казачьего войска. Жители ее сегодня являются славными продолжателями отцовских традиций.

  1. Атаман Черноотрожского станичного казачьего общества, войсковой старшина Заикин Алексей Алексеевич.

«…опрокинувшись на спину, раскинув худенькие руки, мы уплывали с облаками в далекие страны, чтобы, повзрослев, однажды понять: все облака плывут в родную сторону»- цитата ответственного редактора книги « Село родное - Черный Отрог» Рахимовой Н.И как нельзя лучше созвучна судьбе казачьего атамана Заикина Алексея Алексеевича. Пройдя большой жизненный путь, длинною почти в 80 лет, он вернется, выйдя на пенсию в 52 года, в родное село. Алексей Алексеевич главный герой моей исследовательской работы. Заикин Алексей Алексеевич, родился в с. Черный Отрог в военный 1942 г. Человек военной выправки, высокого интеллекта, широкой души, энергичный, таким я его знаю. С 2006 по 2021 гг. -атаман Черноотрожского станичного казачьего общества, войсковой старшина. Большую часть своей жизни посвятил служению Родине и пятнадцать из них отдал возрождению казачества. После окончания военно- медицинского института служил в Закавказском военном округе, группе советских войск в Германии, на восточном участке БАМа, около десяти лет работал преподавателем военной кафедры Донецкого медицинского института. Из воспоминаний Алексея Алексеевича я поняла, что на его выбор стать военным повлиял яркий случай из его детства. Однажды, поздней ночью, в 1945 г приехали с фронта его отец и старший двоюродный брат и взяли его полусонного с собой в гости. Военная стать, выправка и форма, прибывших с фронта, покорили мальчика на всю жизнь. Он мечтал стать военным и стал им. После распада Советского Союза, вышел на пенсию и вернулся на Родину. Но и здесь потребовался его опыт, знания и энтузиазм. По инициативе Виктора Степановича Черномырдина в Черном Отроге началось возрождение казачьей общины. В 2006 году на казачьем круге Заикин Алексей Алексеевич был избран единодушно атаманом Черноотрожского станичного общества. По воспоминаниям Алексея Алексеевича, процедура избрания атамана сопровождалась клятвой и старым казачьим обрядом: через правое плечо на ремне надевали шашку, через левое накрест надевали полотенце и три раза стегали ногайкой. Атаман благодарил казаков за доверие. И там на казачьем круге атаман выразил свою мечту- создание в Черноотрожской школе казачьих классов и организации казачьего ансамбля. По его инициативе, и еще других односельчан Кучеровой Валентины и Даниловой Ольги, был организован казачий хор «Добрая воля», в состав которого вошли 15 талантливых, любящих народную казачью песню человек из школы- интерната, средней школы, участковой больницы и других организаций села. Первые костюмы шились самостоятельно. Несмотря на возраст, не изменяет любимому занятию Гусев Петр Григорьевич- руководитель клуба «Поиск». В 2008 году хор казачьей песни получил звание народного. Хор казачьей песни «Добрая воля» и сегодня является постоянным участником фестивалей казачьей песни «Оренбург- Форпост России» и несет казачью культуру в народ. Коллектив имеет дипломы разных фестивалей. Сбылась и вторая мечта - создание казачьих классов в Черноотрожской средней школе. Во время интервьюирования Алексей Алексеевич рассказывал с каким упорством приходилось убеждать родителей, и учеников в создании классов. В 2006 г. В Черноотрожской средней школе и в школе - интернате созданы казачьи классы. У ребят казачья форма, они изучают военное дело, историю своих прадедов и дедов, служивших во славу Отечества. Подрастает смена, верная традициям прадедов. Многие мечтают о военной карьере, готовятся к ней. Выпускники школы начала XXI века учатся в военных училищах, поступают в военные академии. Из беседы я поняла, что время советского периода – время отрыва от своих истоков казачьей культуры, так как во время становления советской власти шел процесс расказачивания. Произошел разрыв поколений, забыта казачья культура. И, по его мнению, необходимо восстановить связь времен и поколений.

Из пожелтевших газетных статей «Пульс дня» 26 ноября 2009 г. я узнала о том, что Черноотрожцы во главе с атаманом А.А. Заикиным приглашали к себе Саракташских учащихся ПУ 56 для ознакомления с истоками зарождения казачества и его возрождения в современных условиях в одной из станиц района в селе Черный Отрог. Атаман рассказывал об истории и традициях казачества , его участии в войнах, о роли казачества в наши дни. Показаны были фольклорные сценки: обряжения казачки – невесты перед свадьбой, сценки из жизни казачьей семьи, песни, частушки, хороводы. Ученики казачьих классов демонстрировали навыки подготовки казаков к службе в сборке и разборке автоматов, строевой подготовке, вольной борьбе. Знакомили гостей с экспонатами школьного музея, мастерством казачьего хора. И все было не зря, так как и на базе училища был создан казачий класс. Ребята казачьих классов и сегодня продолжают показывать свое мастерство, участвовать в спортивных состязаниях среди юного казачества. Ежегодно привозят 1- место за участие в смотре казачьих классов, организованных Оренбургским казачьим войском в г. Екатеринбурге.

В 2019 г. учащиеся Черноотрожской средней школы заняли во Всероссийском смотре казачьих классов 3- е место. Ребята показывали свое мастерство в «визитке», строевой песне, преодолении полосы препятствий, кроссе, владении шашкой.

Да и сама я, вместе с дедом, неоднократно становилась участницей таких мероприятий, которые были для меня настоящим ярким праздником, , и запали в мое детское сознание, как из военного детства Алексея Алексеевича, зародив мечту о казачьем классе.

Одним из важных дел, считает Алексей Алексеевич, стало налаживание и установление контактов с земляками из Челябинской области Агаповского района, поселка Чернооторг. Была организована поездка атаманом Заикиным А.А. и другими активистами села детского ансамбля «Зоренька» в село Черноотрог Челябинской области. Гостеприимство, радушный прием и благодарность за воспитание патриотизма на примере своих родословных династий получили делегаты поездки от своих земляков. По рассказу Алексея Алексеевича, переселенцы Черного Отрога оказались в новом месте в далеком 1901-1904 гг, когда были направлены на военную службу по охране государственной границы «Дикого поля». Название села пишется слитно, в отличие от с. Черный отрог. Свидетельством родства сел, был памятник воинам погибшим во время войны с одинаковыми фамилиями жителей села Черный Отрог.

У Алексея Алексеевича очень бурная общественная жизнь складывалась в статусе атамана. Он являлся председателем Общественного Совета по профилактике преступлений и правонарушений, участвовал в собраниях граждан поселкового совета, днях информации, организовывал субботники. На большие церковные праздники казаки Черного Отрога организуют крестный ход из казаков и сельчан, во время мероприятий села осуществляют охрану порядка, чистят родники, готовят прорубь для купания во время церковного праздника «Крещенье» и осуществляют дежурство, облагораживают местное кладбище, осуществляют опеку над казачьими классами, куда очень часто приходят с беседами, организуют участие ребят в казачьих смотрах Оренбургского войскового казачества в г. Екатеринбург и даже готовят ребят к смотрам Всероссийского общества. Все это осуществляют казаки Черного отрога на общественных началах. Это и есть большой гражданский долг и ответственность, понимание быть нужным и приносить пользу на своей малой Родине бескорыстно на основе энтузиазма и патриотизма. За многолетнюю общественную деятельность, патриотическое воспитание подрастающего поколения Заикину Алексею Алексеевичу в 2017 г. , в празднование 190- летнего юбилея села присвоено звание «Почетный гражданин С. Черный Отрог».

Алексей Алексеевич ведет свой род из казаков. Его родители Вера Герасимовна (1901 г.) и Алексей Лукьянович (1906 г) воспитали пятерых детей. Отец родом из казаков. Прошел всю войну до Берлина. Поистине казаки ведутся от казаков. И это не только генеалогическое древо, а духовная связь поколений, сопричастность к истории предков, память о героическом прошлом и настоящие дела современности!

Одна из статей газеты «Пульса дня» 28 февраля 2012 г «20 лет возрождения Оренбургского казачества» рассказывает о торжественном мероприятии, в котором приняли участие станичные общества» «Спасское» и «Черноотрожское» в Оренбурге. За многолетнюю работу казачий генерал Владимир Романов вручил крест Алексею Алексеевичу Заикину «За заслуги перед казачеством России», а также тепло поздравил с 70- летием. И сегодня, символично, в канун 30- летия возрождения Оренбургского казачьего войска Алексей Алексеевич 6 января 2022 отметит 80- летний юбилей.

В 2014 г Алексей Алексеевич Заикин, атаман Оренбургского казачьего войскового общества, как почетный гражданин с. Черный Отрог» стал участником эстафеты Олимпийского огня. Он достойно в свои 72 года пробежал дистанцию, под крики Оренбургского казачьего войска «ЛЮБО» и передал эстафету огня другим… Хочется пожелать атаману большого здоровья, неиссякаемой энергии и долгих лет жизни! И пусть эстафета его дел будет передана потомкам и огонь его души горит в следующих поколениях.

  1. Анкетирование обучающихся и родителей СОШ №1

В целях выявления отношения моих сверстников и родителей к казачеству, я провела онлайн- опрос. Участниками опроса явились обучающиеся 7- 9 классов и родители нашего класса – 109 человек. Из них учеников 7 класса – 38 учащихся, 8 класс- 31, 9 класс- 20, Родителей 7 б класса 20 человек. Респондентам были предложены вопросы по казачеству и сделаны были соотвествующие выводы:

  • 72 человека- 64% респондентов выделяют из общей числа граждан , проживающих в Саракташе казаков. 23, 6 затрудняются в отчете и только 11,8% – 13 учащихся не встречают казаков.

  • 45 % респондентов от общего числа опрошенных, 50 человек причисляют себя к казакам.

  • 7,2 %- 8 человек от 111 относятся к казакам относится отрицательно. Остальные 40,5 относятся положительно и 52,3 % лояльно.

  • По мнению большинства 47, 7 %, казачество сегодня не является влиятельной силой.

  • 46, 8 % респондентов согласны тем, чтобы казачьи дружины следили за правопорядком. Лояльно к этому относились 28,8 % . 24,3 % - 27 человек, чуть меньше трети опрошенных -отрицательно

  • По мнению большинства, 60, 4 % казачество в истории России сыграло положительную роль. Только 6 респондентов их 111 опрошенных считают роль казачество отрицательной.

  • Только 26,4 % опрошенных хотят, чтобы их дети учились в казачьих классах и 17,3% не имеют в этом вопросе точного ответа.

  • 50 % связывают свое представление с «казачеством» с особым традициями, обычаями. Меньше всего считают 9 человек-8,2 % опрошенных казаков- ряженными, шутами и др. негативными представлениями. Тем не менее, большинство связывают казаков с такими понятиями как «патриоты», «любовь к Родине, «военные», «Защита» «охрана», «порядок», «дисциплина».

  • Историческая роль казачества, по мнению респондентов — охранять , защищать- 48 (45,3%)и 29(27,4 %) поддерживать порядок. Равное количество респонденов знает об этом из курса истории и по книгам и фильмам- 20,8%

  • 19 человек (18,8 % ) считают казачество сыграло отрицательную роль в истории потому, что казаки поддерживали царскую власть, воевали против большевиков. Но 75 человек с ними не согласны.

  • Положительным является то, что у казаков есть дисциплина, порядок- 44(44%), и у казаков есть свой жизненный уклад, особый образ жизни- 42 (42%). Относительно одинаково оценили респонденты «Нравится возрождение традиций» -23 % и занимаются воспитанием молодого поколения»

  • Больше всего отрицательное впечатление на современников казачество производит из-за того что нет настоящих казаков сегодня -30 человек 30 %, нет реальных действий-18 918%) и 9 (5) считает , что казачество это показуха.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мнению опрашиваемых респондентов , казачество сегодня не является влиятельной силой, но тем не менее еще не все потеряно, так как большая доля респондентов положительно относится к истории казачества, традициям, обычаям, его историческому прошлому и связывают современное казачество с патриотизмом, любовью к Отечеству, порядком, дисциплиной. Третья часть респондентов желает обучать детей в казачьих классах – а это и есть тот потенциал, на который будут равняться другие.



  1. Заключение

3 июля 2008 года Президентом РФ Д. Медведевым была принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», целью которой является развитие государственной политики Российской Федерации по возрождению российского казачества, обобщение принципов государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и задач российского казачества в области государственной службы, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти. Согласно концепции, «казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции». Целями государственной политики в области казачества являются становление и развитие государственной и иной службы российского казачества, возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества для чего будут созданы и создаются финансовые, правовые, методические, информационные и организационные механизмы и все необходимые условия.

Работая над данной темой, я получила огромный опыт исследовательской работы и, конечно, большой вклад в наше исследование внесла моя наставница, научный руководитель Еремеева Юлия Анатольевна, которая обучала меня сбору и отбору информации, проведения интервьирования, анкетирования респондентов, сбора фотоматериалов. Конечно моя работа еще не окончена, мне предстоит еще многое узнать и понять.

Подводя итог своей работы, я пришла к выводу, что казачество — это действительно феномен российской государства, который складывался на протяжении столетий, он является универсальным средством в воспитании молодого поколения— защитников Отечества и настоящих патриотов. На вопросы, поставленные мной я старалась ответить в процессе исследования. Мое исследование привело меня к переоценке и заставило по- другому взглянуть на роль казачества сегодня и его возможности возрождения в современной России, тем самым подтвердить гипотезу: изучение истории казачества как одно из средств формирования патриотических ценностей молодого поколения.

Что необходимо, чтобы казачество заняло по достоинству особый статус в современной России:

  • Для осознания принадлежности к казачеству недостаточно следовать внешним образцам, необходимо прикосновение к истории, ее переживание и понимание как личностно значимой.

  • У казачества есть будущее – это ее люди, зажигающие своими идеями молодое поколение, инициативные, небезразличные к судьбе России

  • Необходима неразрывная связь, передача истории и культуры молодому поколению, поэтому необходимо в школах и в других образовательных учреждениях за основу брать патриотическое воспитание на основе создания кадетских и казачьих классов.







  1. Литература и ресурсы интернета

  • Оренбургское казачье войско: история и современность:

учебное пособие / И. Я. Мурзина ; Урал. гос. пед. ун-т. –

Екатеринбург, 2016. – 134 с. Мурзина И. Я.

  • Село родное- Черный Отрог. П.Г. Гусев, И.Ф. Прядкин, Н.И. Рахимова, М.Г. Трофимова. Оренбург. АНО «Музей Черномырдина» 2012 г.

  • Время выбрало нас.Черномырдин В.С. Москва. «Художественная литература» 2011

  • Газета «Черноотрожские зори» №4,ноябрь, 2014 г.

  • Газета «Черноотрожские зори» №6, февраль 2015 г.

  • Газета «Пульс дня» №150 . 26 ноября 2009 г.

  • Статья газеты « Пульс дня» №12 ,1 февраля 2014

  • Статья газеты «Пульс дня» №22, 28 февраля, 2012 г.

  • Официальный сайт Оренбурского войскового казачьего общества https://ataman-ovko.ru/army/symbolism/

  • Опрос респондентов для исследовательской работы " Казаки от казаков ведутся" https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScOOXoBZh4hoinbJlfYOgy1kTy5hj6DNp8lj7cbKfv6HIw90Q/viewform?usp=sf_link























  1. Приложение

  • Онлайн- анкетирование учащихся 7-9 классов и родителей МОБУ СОШ №1















  • Статья газеты «Черноотрожские зори» №6, февраль 2015 г.


  • Статья газеты «Пульс дня» №150 . 26 ноября 2009 г.














  • Статья газеты «Черноотрожские зори» №4,ноябрь, 2014 г.





  • Статья газеты «Пульс дня» №22, 28 февраля, 2012 г.





Статья газеты « Пульс дня» №12 ,1 февраля 2014 г.





Фотоматериалы




Алексей Лукьянович Заикин Алексей Алексеевич Заикин

Срочная служба Студенческие годы

Военная кафедра в Донецке

Военная кафедра в Донецке

Ансамбль казачьей песни с. Черный Отрог «Добрая воля»


Ансамбль казачьей песни с. Черный Отрог «Добрая воля»


Поездка в Челябинскую область, Агаповский район, с. Черноотрог


Участник эстафеты Олимпийского огня 2014 г. Заикин Алексей Алексеевич

Интервьюирование ученицей Саракташской СОШ №1 Логиновой Варварой казачьего атамана с. Черный отрог, войскового старшины Заикина Алексея Алексеевича.

»


Почетный гражданин с. Черный отрог Заикин А.А.. Юбилейные кресты и медали Заикина А.А


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!