СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Ходили мы походами"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа краеведческой направленности.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Ходили мы походами"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подлопатинская средняя общеобразовательная школа»







Районный конкурс на лучшую исследовательскую работу «Гордись, район, историей своей!»



Номинация

«История образования»



«Ходили мы походами…»

История туристского краеведения в МБОУ «Подлопатинская СОШ»






Автор: Русинова София Александровна, ученица 8 класса






Научный руководитель: Токмакова Елена Михайловна, учитель биологии, географии












с. Подлопатки, 2022 г.





Оглавление.

  1. Введение ……………………………………………………………….3

  2. Основная часть ………………………………………………………...6

Глава 1. Начальные этапы развития туристского краеведения в школе ….6

Глава 2. Туристско-краеведческая деятельность в 70-90 х годах………… 9

  1. Результаты и выводы ……………………………………………….10

  2. Заключение ………………………………………………………….. 11

  3. Список литературы и источников………………………………….. 11

  4. Приложения …………………………………………………………. 12












































  1. Введение

Туризм – важное средство гармоничного развития личности, укрепления здоровья человека. Туризм является важнейшим составляющим здорового образа жизни. Тот, кто регулярно совершает путешествия, как правило, обладает хорошим здоровьем и ощущает достаточный прилив сил и энергии.

   Существуют разные виды туризма: спортивно-оздоровительный, культурно-познавательный, образовательный, экологический. Особое место в школьном образовании занимает туристско-краеведческая деятельность учащихся. Это деятельность школьников, направленная на познание родного края, и на этой основе формирование ценных духовных качеств личности. Она органично объединяет в себе две равноправные стороны – туризм, как путешествие в свободное время, вид активного отдыха, средство оздоровления, и краеведение, как изучение определенной части страны, области, района, города, деревни местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

Именно в походах создаются уникальные условия почти полной обособленности детей от опеки школы, семьи и общественности – полной автономности жизнедеятельности коллектива детей-туристов, которые ставят коллектив и его отдельных членов перед неизбежностью самостоятельно оценивать, принимать решения и самостоятельно действовать.

Туризм и краеведение способствуют формированию любви к своей малой и большой Родине, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений, будь то природные богатства, памятники культуры или обряды и традиции наших предков [3].

Краеведение в школе – это изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности, города, села, района, области. Краеведение включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия; самостоятельное добывание знаний. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых, изучая в походных условиях историю родного края, туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм. [1]

В настоящее время одним из направлений развития МБОУ «Подлопатинская СОШ» является развитие школьного туризма. Актуальность данной исследовательской работы заключается в изучении и возрождении традиций туристского краеведения в Подлопатинской школе, привлечение интереса к памятникам природы и культуры посредством организации пешеходных туристических маршрутов. Надо любить и хорошо знать тот уголок нашей страны, где ты родился и живешь, надо душой чувствовать его, быть его патриотом.


Объект исследования: История МБОУ «Подлопатинская СОШ»

Предмет исследования: Туристско-краеведческая деятельность педагогов и школьников.

Цель исследования – Исследовать опыт туристско – краеведческой деятельности школы, выявить ее роль в развитии познавательного интереса учащихся к историко-культурному и природному наследию родного края.

Задачи:

- изучить историю возникновения и развития туристского краеведения в школе;

- описать туристско- краеведческую работу школы на разных этапах ее истории, выявить традиции школы, ее успехи и достижения;

- собрать информацию о педагогах школы, занимавшихся туристским краеведением;

- проанализировать имеющиеся материалы в школьном музее

Гипотеза: Возможно, что в нашей школе есть традиции туристского краеведения, изучение которых позволит организовать работу по изучению родного края, приобщению школьников к истории и культуре родного края, его достопримечательностям. Это в свою очередь повысит интерес учащихся к историко-культурному и природному наследию родного края.

Новизна работы заключается в том, что до сих пор не проводилось исследование этой области деятельности школы, хотя в школьном краеведческом музее имеются материалы, связанные с туристским краеведением: отчеты, дневники путешествий и др.

Практическая значимость данной работы состоит в использовании опыта и традиций школьного туризма при организации и проведении походов и экскурсий по изучению родного края, использовании результатов при проведении уроков истории, географии.

Методы исследования:

- анализ литературы и краеведческих материалов школьного музея

- интервью учителей и выпускников школы

- информационно-справочная работа с архивами школы

Источники информации:

- воспоминания бывших учеников, учителей, историков-краеведов

- краеведческие материалы школьного музея, сельской библиотеки

По проблематике данной работы изучены следующие научные источники: Бардин Н. В. Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей туристических походов со школьниками; Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в школе; Бекренева Е. Г., «Туристско – краеведческая деятельность как средство развития познавательного, оздоровительного, воспитательного процесса»

  1. Основная часть.

Глава 1. Начальные этапы развития туристского краеведения в школе

История развития туристского краеведения в Подлопатинской школе тесно связана с историей школьного туризма в республике и стране. Изучение имеющихся источников по данному вопросу показало, что детский туризм как таковой появился в России в середине XIX века. Он носил характер общеобразовательных экскурсий. Официально годом создания государственной системы детско-юношеского туризма считается 1918 год, когда по предложению Н.К. Крупской было создано Центральное бюро школьных экскурсий. Дальнейшему развитию данной работы с детьми помешала Великая Отечественная война. Однако с 1946 года туристско-краеведческая работа была возобновлена. В 1950-е годы вышло в свет огромное количество научных публикаций, раскрывавших передовой опыт туристско-краеведческой деятельности. В эти же годы появились первые туристские школьные и межшкольные лагеря. [2]

В середине 50-х годов в городе Улан- Удэ открылась станция юных натуралистов, техников и туристов, стали проводиться первые туристские слеты. В 1961 году в селе «Максимиха» открылся первый детский туристический лагерь.

В 1960 г. появились республиканские, краевые и областные детские экскурсионно- туристские станции. В последующие годы данная педагогическая работа набирала обороты. Важная дата в истории туризма Бурятии - 1965-й год. Тогда для развития массового туризма в республике был образован республиканский совет по туризму и экскурсиям [4]. Туризм стал важным средством воспитания школьников. В это же время большое внимание уделяется созданию школьных историко-краеведческих музеев. Таким образом, одним из источников для пополнения экспозиций школьных музеев стали туристские походы учащихся по изучению родного края.

История Подлопатинской школы начинается с 1920 года, когда была развернута четырехкомплектная школа, в которой работало 4 учителя. В 1934 году был открыт 5 класс, в 1934 году шестой, а с 1935 года школа стала семилетней. Директором школы был назначен Кальсин Иннокентий Михайлович. В первые же дни войны он был мобилизован в армию, а с 1942 года директором школы стала его жена Кальсина Вера Владимировна, которая руководила школой до 1963 года. (Приложение 1). Это легендарный учитель и директор школы нашего села: при ее непосредственном участии в качестве Депутата районного Совета были построены в селе многие учреждения, она была председателем женсовета, лектором, пропагандистом, руководителем сельской самодеятельности, секретарем партийной организации и кроме всего этого имела талант педагога, увлеченно проводила уроки истории. Именно во время ее директорства в школе широко развернулась краеведческая работа. Коллектив учителей под ее руководством написал летопись села Подлопатки, в 1967 году был создан школьный музей с богатой экспозицией. Ученики неоднократно совершали поездки в разные места республики и за ее пределы. По воспоминаниям Денисовой Г.И., окончившей школу в 1957 году, основной деятельностью учеников в свободное от занятий время была трудовая – помощь на фермах и отарах, заготовка дров, заготовка березовых почек и др. Школьники активно участвовали в художественной самодеятельности, ездили с концертами по селам района и даже в Селенгинский район. Зарабатывали деньги, на которые совершали поездки. Ездили на автобусе в г. Ангарск, где посетили музей Байкала. В школе была грузовая машина – полуторка, водителем на которой работал Денисов Симон Тимофеевич. На этой машине учеников возили в Улан-Удэ на разные предприятия – стеклозавод, тонкосуконный комбинат, мелькомбинат, однажды директор школы Вера Владимировна возила старшеклассников в Улан-Удэ в театр на спектакль «Евгений Онегин». Это было зимой, в кузов машины набросали одеяла, шубы и говорят, что никто не замерз и поездка всем понравилась.

После ранения в село вернулся Кальсин И.М., работал в школе учителем географии, истории, водил ребят в походы и экскурсии. Так как был ранен в ногу, сам ехал на школьной лошади, по кличке Карька, на телегу было сложено походное снаряжение, а школьники шли пешком. Ходили на экскурсию на кирпичный завод, который находился вблизи Никольской горы, смотрели, как добывают глину и делают кирпич. В 60-е годы все больше учителей стали использовать туризм как эффективное средство воспитания школьников. Собираемый юными туристами и краеведами материал широко использовался учителями на уроках истории, обществоведения, литературы, географии, биологии. (Приложение 1)

Из учителей, работавших в школе в 60-е годы, сейчас в селе проживает Токмакова Тамара Александровна. По ее воспоминаниям, в то время туристская деятельность была очень активной, ребята часто ходили в двухдневные, трехдневные походы. Часто водил ребят один учитель, без родителей. Дети в то время были более самостоятельными, активными и организованными, слушались учителей, умели самостоятельно поставить палатку, разжечь костер, приготовить еду. В походы ходили с разными целями: посетить исторические памятники, природные достопримечательности. Результатом обязательно был отчет в виде дневника или планшета с фотографиями (Приложения 2, 3)

Тамара Александровна приехала работать в школу в 1960 году; вспоминает свой первый поход с учениками 5 класса на озеро Царон на левом берегу реки Хилок. В день похода шел сильный дождь, но собрался весь класс. На пароме переплыли реку, долго шли, вымокли, остановились по дороге в какой-то избушке, затопили печку, согрелись, сварили чай, ночевали, ночью дежурили по два человека, мальчишки нашли корчагу, поставили на ночь и утром поймали рыбу. На следующий день дошли до озера, отдыхали, составили описание озера, собирали цветы для гербария, а вечером вернулись домой. Выпускница школы 1966 года Кондратюкова М.Г., участница этого похода до сих пор помнит подробности.

В другом походе участвовали ученики 8 класса, это было в 1977 году. Отправились в п. Селенгинск на могилы декабристов Бестужевых. На школьной машине с водителем Степным В.С. доехали до парома через р. Чикой, перебрались на другой берег, проехали до р. Селенги, ночевали на берегу, а дальше шли пешком в Селенгинск, посетили музей, побывали на могилах Бестужевых. С информацией, полученной в ходе поездки, ребята выступали на овцеводческой ферме, куда добирались на лыжах.

С нею ученики ходили до Харлуна, на большой камень, в Черный лес, на Писаный камень (место, где на большом камне были нанесены письмена) и в другие места. Писаный камень сфотографировали и отправили письмо в исторический музей, чтобы узнать, что на нем написано. Пришел ответ, в котором говорилось, что письмена – это буддийская молитва.

В 1986 году ходила со своим классом в с. Харитоново. Добирались до отворота в с. Барыкино на рейсовом автобусе, дальше шли пешком. Заходили в деревню, расспрашивали сельчан, собирали информацию о людях труда с. Харитоново, отдыхали на речушке, где были ключи и очень красивая местность. По результатам похода оформили альбом.

Учитель физкультуры Куклина Мария Ивановна часто водила ребят в ближние и дальние лыжные походы. Часто ребята ходили в поход на местные речки – Каштак, Сибельдуй. Участвовали в туристических слетах, занимали призовые места.

Глава 2. Развитие краеведения в 70-е - 90-е годы.

В 1976 году после окончания института в Подлопатинской школе начала работать учителем биологии Бухольцева Татьяна Геннадьевна, которая очень много сделала для развития туристского краеведения в школе, особенно экологического краеведения. Под ее руководством ученики не раз посещали этнографический музей в г. Улан-Удэ, историко-археологический памятник природы Тугнуйские столбы. Вместе с учителем истории Бухольцевой Мариной Георгиевной ею был собран материал о культовых православных местах в окрестностях села Подлопатки. Проводились походы к истокам речки Каштак, в Черный лес, в ходе которых проводились исследования растительного и животного мира, состояния рек. Исследовательскую работу учащихся Татьяна Геннадьевна считает одним из главных направлений деятельности учителя. Работы ребят, выполненные под ее руководством, неизменно занимали призовые места на различных конкурсах и конференциях. Татьяна Геннадьевна очень хорошо знает окрестности села и, как вспоминает учитель школы Бобылева В.В., для ребят часто организовывались целые квесты: каждая команда шла по своему маршруту, по пути выполнялись задания на этапах по экологии, биологии, ориентированию, затем все команды встречались в конечной точке. Сейчас Татьяна Геннадьевна работает в Усть-Алтачейской школе-интернате и продолжает работу по краеведению, является активным организатором туристических слетов в местности Хайласы. Бухольцева Марина Георгиевна, учитель истории также внесла большой вклад в развитие краеведения в школе, была руководителем школьного музея. С нею дети не раз ездили в поездки в Петровский завод, в поселок Селенгинск по местам декабристов.

Под руководством Булдакова Владимира Георгиевича и Алексеевой Светланы Дабаевны ребята совершили в 1989 году четырехдневный поход в с. Десятниково. Цель похода – ознакомление с фронтовой биографией Героя Советского Союза Баннова П.И. (Приложение 4)

  1. Результаты и выводы

В результате проведенного исследования была изучена история возникновения и развития туристского краеведения в МБОУ «Подлопатинская СОШ». При анализе имеющихся в школьном музее материалов, в беседах с учителями и выпускниками выяснилось, что школа имеет богатый опыт туристско-краеведческой деятельности. В школе в разные годы работали учителя, увлеченные краеведением, которые организовывали походы и поездки по родному краю. Эти походы имели огромное значение в воспитании: в походе ребята учатся преодолевать трудности, работать в команде, ценить взаимовыручку. У подростков формируются осознанная дисциплина, настойчивость, а самое главное интерес к своей малой родине.

  1. Заключение

В последнее время в связи с многими ограничениями возникают трудности в организации походов по родному краю. И все-таки в нашей школе есть энтузиасты, которые решили возродить традиции школьного туризма. Группа учителей нашей школы выиграла грант агентства АНО Росмолодежь на реализацию проекта «Туристско-краеведческий клуб «Манул» для детей, находящихся в СОП». На данный момент проект готовится к реализации на территории Мухоршибирского района.

  1. Список литературы

  1. Бардин Н. В. Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей туристических походов со школьниками. М. Просвещение, 1987.

  2. Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в школе. М., 1997.

  3. Бекренева Е. Г., «Туристско – краеведческая деятельность как средство развития познавательного, оздоровительного, воспитательного процесса» https://infourok.ru/turistsko-kraevedcheskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-ozdorovitelnogo-vospitatelnogo-processa-1866409.html

  4. История и развитие детского туризма в Бурятии https://studbooks.net/659187/turizm/istoriya_razvitie_detskogo_turizma
  5. Краеведческие материалы школьного музея, сельской библиотеки.

Приложение 1



Кальсина Вера Владимировна Кальсин Иннокентий Михайлович

Кальсин И.М на Карьке Участники турслета 1963 г.



Приложение 2

Токмакова Т.А. В походе с учениками 1971 г

1974 г.

Тамара Александровна и сейчас любит ходить в походы

Приложение 3

Дневники и отчеты о походах







Приложение 4



Руководитель похода – Булдаков Владимир Георгиевич





Приложение 5


Бухольцева Татьяна Геннадьевна



Исследование речки Каштак



Приложение 6


Поездки по родному краю












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!