Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подлопатинская средняя общеобразовательная школа»
Районный конкурс на лучшую исследовательскую работу «Гордись, район, историей своей!»
Номинация
«История образования»
«Ходили мы походами…»
История туристского краеведения в МБОУ «Подлопатинская СОШ»
Автор: Русинова София Александровна, ученица 8 класса
Научный руководитель: Токмакова Елена Михайловна, учитель биологии, географии
с. Подлопатки, 2022 г.
Оглавление.
Введение ……………………………………………………………….3
Основная часть ………………………………………………………...6
Глава 1. Начальные этапы развития туристского краеведения в школе ….6
Глава 2. Туристско-краеведческая деятельность в 70-90 х годах………… 9
Результаты и выводы ……………………………………………….10
Заключение ………………………………………………………….. 11
Список литературы и источников………………………………….. 11
Приложения …………………………………………………………. 12
Введение
Туризм – важное средство гармоничного развития личности, укрепления здоровья человека. Туризм является важнейшим составляющим здорового образа жизни. Тот, кто регулярно совершает путешествия, как правило, обладает хорошим здоровьем и ощущает достаточный прилив сил и энергии.
Существуют разные виды туризма: спортивно-оздоровительный, культурно-познавательный, образовательный, экологический. Особое место в школьном образовании занимает туристско-краеведческая деятельность учащихся. Это деятельность школьников, направленная на познание родного края, и на этой основе формирование ценных духовных качеств личности. Она органично объединяет в себе две равноправные стороны – туризм, как путешествие в свободное время, вид активного отдыха, средство оздоровления, и краеведение, как изучение определенной части страны, области, района, города, деревни местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
Именно в походах создаются уникальные условия почти полной обособленности детей от опеки школы, семьи и общественности – полной автономности жизнедеятельности коллектива детей-туристов, которые ставят коллектив и его отдельных членов перед неизбежностью самостоятельно оценивать, принимать решения и самостоятельно действовать.
Туризм и краеведение способствуют формированию любви к своей малой и большой Родине, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений, будь то природные богатства, памятники культуры или обряды и традиции наших предков [3].
Краеведение в школе – это изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности, города, села, района, области. Краеведение включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия; самостоятельное добывание знаний. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых, изучая в походных условиях историю родного края, туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм. [1]
В настоящее время одним из направлений развития МБОУ «Подлопатинская СОШ» является развитие школьного туризма. Актуальность данной исследовательской работы заключается в изучении и возрождении традиций туристского краеведения в Подлопатинской школе, привлечение интереса к памятникам природы и культуры посредством организации пешеходных туристических маршрутов. Надо любить и хорошо знать тот уголок нашей страны, где ты родился и живешь, надо душой чувствовать его, быть его патриотом.
Объект исследования: История МБОУ «Подлопатинская СОШ»
Предмет исследования: Туристско-краеведческая деятельность педагогов и школьников.
Цель исследования – Исследовать опыт туристско – краеведческой деятельности школы, выявить ее роль в развитии познавательного интереса учащихся к историко-культурному и природному наследию родного края.
Задачи:
- изучить историю возникновения и развития туристского краеведения в школе;
- описать туристско- краеведческую работу школы на разных этапах ее истории, выявить традиции школы, ее успехи и достижения;
- собрать информацию о педагогах школы, занимавшихся туристским краеведением;
- проанализировать имеющиеся материалы в школьном музее
Гипотеза: Возможно, что в нашей школе есть традиции туристского краеведения, изучение которых позволит организовать работу по изучению родного края, приобщению школьников к истории и культуре родного края, его достопримечательностям. Это в свою очередь повысит интерес учащихся к историко-культурному и природному наследию родного края.
Новизна работы заключается в том, что до сих пор не проводилось исследование этой области деятельности школы, хотя в школьном краеведческом музее имеются материалы, связанные с туристским краеведением: отчеты, дневники путешествий и др.
Практическая значимость данной работы состоит в использовании опыта и традиций школьного туризма при организации и проведении походов и экскурсий по изучению родного края, использовании результатов при проведении уроков истории, географии.
Методы исследования:
- анализ литературы и краеведческих материалов школьного музея
- интервью учителей и выпускников школы
- информационно-справочная работа с архивами школы
Источники информации:
- воспоминания бывших учеников, учителей, историков-краеведов
- краеведческие материалы школьного музея, сельской библиотеки
По проблематике данной работы изучены следующие научные источники: Бардин Н. В. Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей туристических походов со школьниками; Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в школе; Бекренева Е. Г., «Туристско – краеведческая деятельность как средство развития познавательного, оздоровительного, воспитательного процесса»
Основная часть.
Глава 1. Начальные этапы развития туристского краеведения в школе
История развития туристского краеведения в Подлопатинской школе тесно связана с историей школьного туризма в республике и стране. Изучение имеющихся источников по данному вопросу показало, что детский туризм как таковой появился в России в середине XIX века. Он носил характер общеобразовательных экскурсий. Официально годом создания государственной системы детско-юношеского туризма считается 1918 год, когда по предложению Н.К. Крупской было создано Центральное бюро школьных экскурсий. Дальнейшему развитию данной работы с детьми помешала Великая Отечественная война. Однако с 1946 года туристско-краеведческая работа была возобновлена. В 1950-е годы вышло в свет огромное количество научных публикаций, раскрывавших передовой опыт туристско-краеведческой деятельности. В эти же годы появились первые туристские школьные и межшкольные лагеря. [2]
В середине 50-х годов в городе Улан- Удэ открылась станция юных натуралистов, техников и туристов, стали проводиться первые туристские слеты. В 1961 году в селе «Максимиха» открылся первый детский туристический лагерь.
В 1960 г. появились республиканские, краевые и областные детские экскурсионно- туристские станции. В последующие годы данная педагогическая работа набирала обороты. Важная дата в истории туризма Бурятии - 1965-й год. Тогда для развития массового туризма в республике был образован республиканский совет по туризму и экскурсиям [4]. Туризм стал важным средством воспитания школьников. В это же время большое внимание уделяется созданию школьных историко-краеведческих музеев. Таким образом, одним из источников для пополнения экспозиций школьных музеев стали туристские походы учащихся по изучению родного края.
История Подлопатинской школы начинается с 1920 года, когда была развернута четырехкомплектная школа, в которой работало 4 учителя. В 1934 году был открыт 5 класс, в 1934 году шестой, а с 1935 года школа стала семилетней. Директором школы был назначен Кальсин Иннокентий Михайлович. В первые же дни войны он был мобилизован в армию, а с 1942 года директором школы стала его жена Кальсина Вера Владимировна, которая руководила школой до 1963 года. (Приложение 1). Это легендарный учитель и директор школы нашего села: при ее непосредственном участии в качестве Депутата районного Совета были построены в селе многие учреждения, она была председателем женсовета, лектором, пропагандистом, руководителем сельской самодеятельности, секретарем партийной организации и кроме всего этого имела талант педагога, увлеченно проводила уроки истории. Именно во время ее директорства в школе широко развернулась краеведческая работа. Коллектив учителей под ее руководством написал летопись села Подлопатки, в 1967 году был создан школьный музей с богатой экспозицией. Ученики неоднократно совершали поездки в разные места республики и за ее пределы. По воспоминаниям Денисовой Г.И., окончившей школу в 1957 году, основной деятельностью учеников в свободное от занятий время была трудовая – помощь на фермах и отарах, заготовка дров, заготовка березовых почек и др. Школьники активно участвовали в художественной самодеятельности, ездили с концертами по селам района и даже в Селенгинский район. Зарабатывали деньги, на которые совершали поездки. Ездили на автобусе в г. Ангарск, где посетили музей Байкала. В школе была грузовая машина – полуторка, водителем на которой работал Денисов Симон Тимофеевич. На этой машине учеников возили в Улан-Удэ на разные предприятия – стеклозавод, тонкосуконный комбинат, мелькомбинат, однажды директор школы Вера Владимировна возила старшеклассников в Улан-Удэ в театр на спектакль «Евгений Онегин». Это было зимой, в кузов машины набросали одеяла, шубы и говорят, что никто не замерз и поездка всем понравилась.
После ранения в село вернулся Кальсин И.М., работал в школе учителем географии, истории, водил ребят в походы и экскурсии. Так как был ранен в ногу, сам ехал на школьной лошади, по кличке Карька, на телегу было сложено походное снаряжение, а школьники шли пешком. Ходили на экскурсию на кирпичный завод, который находился вблизи Никольской горы, смотрели, как добывают глину и делают кирпич. В 60-е годы все больше учителей стали использовать туризм как эффективное средство воспитания школьников. Собираемый юными туристами и краеведами материал широко использовался учителями на уроках истории, обществоведения, литературы, географии, биологии. (Приложение 1)
Из учителей, работавших в школе в 60-е годы, сейчас в селе проживает Токмакова Тамара Александровна. По ее воспоминаниям, в то время туристская деятельность была очень активной, ребята часто ходили в двухдневные, трехдневные походы. Часто водил ребят один учитель, без родителей. Дети в то время были более самостоятельными, активными и организованными, слушались учителей, умели самостоятельно поставить палатку, разжечь костер, приготовить еду. В походы ходили с разными целями: посетить исторические памятники, природные достопримечательности. Результатом обязательно был отчет в виде дневника или планшета с фотографиями (Приложения 2, 3)
Тамара Александровна приехала работать в школу в 1960 году; вспоминает свой первый поход с учениками 5 класса на озеро Царон на левом берегу реки Хилок. В день похода шел сильный дождь, но собрался весь класс. На пароме переплыли реку, долго шли, вымокли, остановились по дороге в какой-то избушке, затопили печку, согрелись, сварили чай, ночевали, ночью дежурили по два человека, мальчишки нашли корчагу, поставили на ночь и утром поймали рыбу. На следующий день дошли до озера, отдыхали, составили описание озера, собирали цветы для гербария, а вечером вернулись домой. Выпускница школы 1966 года Кондратюкова М.Г., участница этого похода до сих пор помнит подробности.
В другом походе участвовали ученики 8 класса, это было в 1977 году. Отправились в п. Селенгинск на могилы декабристов Бестужевых. На школьной машине с водителем Степным В.С. доехали до парома через р. Чикой, перебрались на другой берег, проехали до р. Селенги, ночевали на берегу, а дальше шли пешком в Селенгинск, посетили музей, побывали на могилах Бестужевых. С информацией, полученной в ходе поездки, ребята выступали на овцеводческой ферме, куда добирались на лыжах.
С нею ученики ходили до Харлуна, на большой камень, в Черный лес, на Писаный камень (место, где на большом камне были нанесены письмена) и в другие места. Писаный камень сфотографировали и отправили письмо в исторический музей, чтобы узнать, что на нем написано. Пришел ответ, в котором говорилось, что письмена – это буддийская молитва.
В 1986 году ходила со своим классом в с. Харитоново. Добирались до отворота в с. Барыкино на рейсовом автобусе, дальше шли пешком. Заходили в деревню, расспрашивали сельчан, собирали информацию о людях труда с. Харитоново, отдыхали на речушке, где были ключи и очень красивая местность. По результатам похода оформили альбом.
Учитель физкультуры Куклина Мария Ивановна часто водила ребят в ближние и дальние лыжные походы. Часто ребята ходили в поход на местные речки – Каштак, Сибельдуй. Участвовали в туристических слетах, занимали призовые места.
Глава 2. Развитие краеведения в 70-е - 90-е годы.
В 1976 году после окончания института в Подлопатинской школе начала работать учителем биологии Бухольцева Татьяна Геннадьевна, которая очень много сделала для развития туристского краеведения в школе, особенно экологического краеведения. Под ее руководством ученики не раз посещали этнографический музей в г. Улан-Удэ, историко-археологический памятник природы Тугнуйские столбы. Вместе с учителем истории Бухольцевой Мариной Георгиевной ею был собран материал о культовых православных местах в окрестностях села Подлопатки. Проводились походы к истокам речки Каштак, в Черный лес, в ходе которых проводились исследования растительного и животного мира, состояния рек. Исследовательскую работу учащихся Татьяна Геннадьевна считает одним из главных направлений деятельности учителя. Работы ребят, выполненные под ее руководством, неизменно занимали призовые места на различных конкурсах и конференциях. Татьяна Геннадьевна очень хорошо знает окрестности села и, как вспоминает учитель школы Бобылева В.В., для ребят часто организовывались целые квесты: каждая команда шла по своему маршруту, по пути выполнялись задания на этапах по экологии, биологии, ориентированию, затем все команды встречались в конечной точке. Сейчас Татьяна Геннадьевна работает в Усть-Алтачейской школе-интернате и продолжает работу по краеведению, является активным организатором туристических слетов в местности Хайласы. Бухольцева Марина Георгиевна, учитель истории также внесла большой вклад в развитие краеведения в школе, была руководителем школьного музея. С нею дети не раз ездили в поездки в Петровский завод, в поселок Селенгинск по местам декабристов.
Под руководством Булдакова Владимира Георгиевича и Алексеевой Светланы Дабаевны ребята совершили в 1989 году четырехдневный поход в с. Десятниково. Цель похода – ознакомление с фронтовой биографией Героя Советского Союза Баннова П.И. (Приложение 4)
Результаты и выводы
В результате проведенного исследования была изучена история возникновения и развития туристского краеведения в МБОУ «Подлопатинская СОШ». При анализе имеющихся в школьном музее материалов, в беседах с учителями и выпускниками выяснилось, что школа имеет богатый опыт туристско-краеведческой деятельности. В школе в разные годы работали учителя, увлеченные краеведением, которые организовывали походы и поездки по родному краю. Эти походы имели огромное значение в воспитании: в походе ребята учатся преодолевать трудности, работать в команде, ценить взаимовыручку. У подростков формируются осознанная дисциплина, настойчивость, а самое главное интерес к своей малой родине.
Заключение
В последнее время в связи с многими ограничениями возникают трудности в организации походов по родному краю. И все-таки в нашей школе есть энтузиасты, которые решили возродить традиции школьного туризма. Группа учителей нашей школы выиграла грант агентства АНО Росмолодежь на реализацию проекта «Туристско-краеведческий клуб «Манул» для детей, находящихся в СОП». На данный момент проект готовится к реализации на территории Мухоршибирского района.
Список литературы
Бардин Н. В. Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей туристических походов со школьниками. М. Просвещение, 1987.
Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в школе. М., 1997.
Бекренева Е. Г., «Туристско – краеведческая деятельность как средство развития познавательного, оздоровительного, воспитательного процесса» https://infourok.ru/turistsko-kraevedcheskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-ozdorovitelnogo-vospitatelnogo-processa-1866409.html
История и развитие детского туризма в Бурятии https://studbooks.net/659187/turizm/istoriya_razvitie_detskogo_turizma Краеведческие материалы школьного музея, сельской библиотеки.
Приложение 1
Кальсина Вера Владимировна Кальсин Иннокентий Михайлович
Кальсин И.М на Карьке Участники турслета 1963 г.
Приложение 2
Токмакова Т.А. В походе с учениками 1971 г
1974 г.
Тамара Александровна и сейчас любит ходить в походы
Приложение 3
Дневники и отчеты о походах
Приложение 4
Руководитель похода – Булдаков Владимир Георгиевич
Приложение 5
Бухольцева Татьяна Геннадьевна
Исследование речки Каштак
Приложение 6
Поездки по родному краю