СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Кто такие ручейники".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Кто такие ручейники".»

Министерство образования и науки РБ

Селенгийский район МБОУ ООШ № 6

Республиканская конференция учебно-исследовательских работ

«Земля – наш общий дом»



Номинация: «Мир живой природы »



Тема: «Кто такие ручейники »



Автор: Роман Карпов, ученик 4 класса

МБОУ ООШ № 6 Селенгийский района

Г. Гусиноозерск

Телефон: 89516383597

Руководитель: Егорова Татьяна Николаевна

Телефон: 89503834007









г. Гусиноозёрск

2018 г.







Содержание:

1. Введение

2. Основная часть:

2.1. Виды ручейников

2.2. Домик ручейника

2.3. Куколка

2.4. «Бабочка»

3. Исследовательская часть

4. Используемая литература

Приложения































Введение

Мне нравится школьный курс «Окружающий мир», на уроке мы узнаем много интересного об окружающем мире, о его обитателях. Мы готовим сообщения о животных, растениях, о редких видах растений и животных нашего края и водоемов. Мы живем около красивого озера под названием Гусиное. Летом ходим туда отдыхать и купаться, зимой катаемся на санках и коньках. У нашего озера интересна история возникновения. В озере водятся щука, караси, окунь , сорога. Много разных насекомых.

Летом, осенью, зимой и весной можно увидеть много рыбаков. Мой дедушка - рыбак. Он рыбачит круглый год. Летом ловит на червяков и искуственных рыбок. А я заинтересовался: на что дедушка ловит рыбу зимой? И я у него про это спросил, а он мне сказал: «На ручейников». Мне стало интересно узнать кто такие ручейники, где они обитают и как выглядят.

Родилась идея узнать кто такие ручейники? Я их никогда не видел. Я стал исследовать эту тему для того, чтобы узнать об этом насекомом, как можно больше.

Цель работы: изучить, подобрать и систематизировать научный материал по насекомым (ручейники).

Объект исследования: 

-ручейники, их жизнь и приспособленность к внешней среде путем изучения материала в научной литературе.

Предмет исследования:

Разновидности чехликов (домиков) ручейников в зависимости от среды обитании.

 Задачи:

- открыть для себя необычных насекомых, о существовании которых я и не подозревал.

- собрать интересные факты о ручейниках.

- узнать среду их обитания.

- узнать в каких «домиках» они живут.

- узнать смогут ли эти насекомые жить не в привычной для них мреде.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы по теме;

- проведение опыта с ручейниками;

- наблюдение;

- сбор обобщение и систематизация данных, полученных в ходе исследования.



Гипотеза:

Я предполагаю, что ручейники строят свои чехлики (домики) из того материала, который есть в месте их обитания. Ручейники не могут жить в непривычной для них среде обитания.

2. Основная часть

2.1. Виды ручейников

Ручейники — отряд насекомых с полным превращением, с исключительно водными личинками. В настоящее время учёными описано 15 233 вида, включая 685 ископаемых видов — волосок и pteron — крыло. У некоторых видов самки спускаются под воду для яйцекладки. Встречаются обычно в окрестностях водоемов...

Личиночные стадии ручейников — водные, обнаруживаются в озёрах, реках и ручьях по всему свету и являются необходимыми компонентами пищевых цепей в этих пресноводных  экосистемах, то есть ими питаются рыбы.

Взрослые ручейники, в отличие от личинок, наземные, почти не питаются, срок их жизни ограничен 1—2 неделями. Для многих из этих насекомых свойствен характерный неприятный запах, вызываемый выделениями специфических желез. Этот запах может служить репеллентом – отпугивателем для врагов ручейников, например для птиц.

После спаривания самка ручейника откладывает склеенные слизистой массой яйца, прикрепляя их к подводным камням или растениям. Выход личинок из яиц происходит через три недели. Как большинство личинок насекомых с полным превращением, они имеют хорошо развитые мандибулы и хорошо развитые грудные ноги, но абдоминальные конечности обычно отсутствуют (за исключением пары на последнем абдоминальном сегменте, каждая нога может нести сильный «анальный коготь»). Превращение личинки (приложение 1) во взрослое насекомое происходит через стадию куколки.

Виды личинок ручейников бывают тростниковые, песчаные.

Личинки ручейников, за небольшими исключениями, являются водными детритофагами. Как и гусеницы бабочек, личинки ручейников способны к выделению шёлка с помощью пары длинных шелковых желез, которые открываются общим протоком на нижней губе. Три выделяемых подотряда характеризуются различиями в использовании шелка: для образования гнезд или трубочек, или как клей для создания разнообразных чехлов, часто включающих песок и маленькие камешки, или кусочки листьев и веточек; каждый род или даже вид строит чехол определенного вида.

2.2. Домик ручейника

Почти все личинки Trichoptera строят чехлик или домик (приложение 2). Простейшая форма чехликов — тростниковая трубочка. Более сложная постройка — трубчатый футляр из отдельных кусочков листьев, которые личинка выгрызает и располагает по спиральной линии. В зависимости от вида ручейников строительный материал может варьировать. Иногда материал постройки располагается черепицеобразно, причем им служат либо кусочки тростника, либо отрезки листьев и обломки коры.

Для постройки своих чехликов ручейники используют мох, травинки, кусочки отмершего дерева, свежие древесные веточки, хвою, стебли хвоща, смешанные с другими растительными остатками; они прикрепляют к своему жилищу и мелкие раковинки, и шелуху подсолнечника. Иногда постройки могут быть не из растительных остатков, а из мелких раковинок, например, горошинок, мелких катушек, молодых лужанок и других моллюсков.

В случае опасности личинки забираются в свой домик и затыкают вход в него своей головой, покрытой бронёй из хитина.

Реже встречаются личинки, которые не имеют чехликов, — так называемые камподеовидные личинки. Такие личинки в основном являются хищниками, строящими особые ловчие сети из тонких паутинных нитей. Такие сети, имеющие вид воронок, располагаются широким отверстием против течения и прикрепляются неподвижно к водным растениям, камням и другим подводным предметам.

Домики личинок могут сохраняться в ископаемом виде; они появляются в геологической летописи в пермском периоде, тогда как отпечатки самих насекомых известны с триасовых  времён.

2.3. Куколка

Превращение личинки во взрослое насекомое происходит через стадию куколки.





Личинка окукливается под водой в построенном ей чехлике. Куколка обладает зачатками крыльев, очень длинными усиками, большими глазами и огромными жвалами, при помощи которых она разрушает крышечку чехлика. На брюшке заметны тонкие нитевидные жабры. Куколка может быть снабжена длинными плавательными ногами. На заднем конце тела куколки имеются длинные щетинки, при помощи которых она прочищает отверстие в ситовидной крышечке, легко забиваемое илом, и этим обеспечивает доступ свежей воды. Отверстие передней ситовидной крышечки прочищается при помощи щетинок, сидящих на верхней губе, а также, может быть, при помощи удлиненных челюстей. Для выхода имаго куколка всплывает на поверхность, действуя как веслами гребными средними ногами. Взрослые насекомые вылетают приблизительно через месяц.

2.4. «Бабочка»

Взрослый ручейник по всем своим внешним признакам напоминает ночную бабочку с неярким серым и бурым окрасом. На передних крылышках этого насекомого есть мелкие волоски, именно благодаря им ручейник отличается от бабочки. У бабочек на крылышках вместо волосков есть чешуйка. Его крылышки в спокойном состоянии кровлеобразно сложены на спинке. Летают мало, часто сидят на прибрежных растениях. Обладают способностью довольно ловко бегать по поверхности воды. Питаются подобно бабочкам, цветочным соком.











3. Исследовательская часть

3.1. Сначала я решил узнать какие ручейники водятся на нашем озере, как они выглядят и как их достают из водоемов рыбаки.

13 октября мы с дедушкой поехал за ручейниками на озеро Гусиное . Дедушка объяснил мне, что когда нет льда ручейников достают из воды приспособлением под названием «кошка», а зимой – бурят лунку, опускают в нее веник на некоторое время и потом его вытаскивают. На веник ручейники и цепляются.

Когда мы приехали, дедушка закинул «кошку»- это грабли на верёвке, их закидывают в воду и начинают тянуть на берег. Я сам достал из воды «кошку» там было много водорослей. И мы стали искать ручейников на водорослях. (приложение 3).

И каково было мое удивление, когда сам достал из водорослей ручейника! Оказалось, что они живут в «домиках» – трубочки , которые они сделали сами из листка водоросли! (приложение 4).

3.2. Дальше я захотел узнать, какие же ручейники живут в наших реках Селенга?

Оказалось , что у ручейников, выловленных в реках другие домики. Речные ручейники живут в домиках, сделанных из песка. Их называют рыбаки песчаными ручейниками (приложение5).

3.3. Когда я искал информацию о ручейниках, я прочитал интересный факт: Взяли личинку ручейника, поместили ее в чистый водоем, где, кроме личинки, чистой воды и битого стекла ничего не было. Личинке ничего не оставалось, как построить себе домик из стекла (приложение 6).

3.4. Мы привезли всех ручейников домой и стали их рассматривать. Они все оказались разными. Мой дядя показал мне еще одного ручейника, выловленного им горной реке Темник, только он не знает как их домик называется. У него совсем другой домик. (приложение 7).

3.5. Извлечь личинку из домика, не повредив его – сложная задача. Но мы нашли выход – мы подогнали его сзади зубочисткой, и она вылезла.(приложение 8).

Моим исследованием заинтересовались все мои родные. Я показывал своих ручейников и был горд тем, то именно мне удалось их близко рассмотреть таких разных и необыкновенных (приложение 8).

3.6. Вторым этапом моего знакомства с ручейниками было то, что я захотел узнать : смогут ли они прожить у меня дома в банке с водой, в условиях, отличной от их среды обитания.

Опыт№1: Я взял одну баночку в неё я положил порошковое (измельченное) стекло и мелкий песок (не озерный материал). Потом налил в банку отстоявшуюся воду и положил двух ручейников без трубочек. И хотел узнать ручейники будут делать себе трубочку из порошкового стекла и мелких камушков (приложение 9). Они не сделали себе домик, так как для них это совсем другая среда и другой материал. К сожалению они погибли через небольшой промежуток времени.

Опыт№2: Я взял другую банку, насыпал озерного песка и озерную воду. В банку я поместил двух ручейников вместе с домиком. Я хотел посмотреть, смогут ли они прожить в такой среде, и что они будут делать с домиками, добавят ли они к нему и мелкие камушки.

Ручейники всё таки смогли приделать к своему «домику» который я сам положил несколько камушков и порошкового стекла которого почти не видно. (приложение 10). Но, к сожалению все ручейники умерли, хотя прожили в этой банке большее время, чем в предыдущей.. Потому что ручейники не могут жить в неволе, а только на свободе, в привычной для них среде обитания.























Заключение

Это мой первый шаг в науку. Он произошёл интересно и очень удачно.

  1. Я сам ловил тростниковых и песчаных ручейников.

  2. Личинки ручейников во время своего развития вынуждены жить в воде. Для того, чтобы им удобно было там жить они сами себе строят домики, являющимися практически одним целым с их телом. Домики бывают разными, в зависимости от места их обитания. Этот кокон крепко накрепко прикреплен к личинке насекомого. Им приходится так и передвигаться с этим домиком на себе.

  3. Домики у ручейников разные, они из того материала, в какой среде живут ручейники. Я сам увидел домики из песка, растений. Для того, чтобы построить дом личинке в ход идут самые различные строительные материалы, даже битое стекло.

  4. Извлекать личинку из ее убежища, это сложная задача. А сохранить при этом его целостность вообще невозможно. Но есть секрет, как его оттуда выманить. Достаточно просто подогнать его сзади чем-то острым и тоненьким.

  5. Если ручейника поместить в абсолютно другую среду он не будет жить.

  6. Если ручейника поместить в новую среду, но добавив те предметы, которые для него привычны, он начнет работать и строить себе дом.

  7. Животные, также как и люди трудно адаптируются в новой среде.

Моя гипотеза верна.

Пословицы о Родине.

Всякому мила своя сторона.

Чужая сторона – дремучий бор.



В дальнейшем я хочу узнать и посмотреть, как ловят рыбаки ручейников в зимний период. Какая наживка для рыб лучше.









Используемая литература

1. Большая советская энциклопедия т. 22. М. сов. Энциклопедия, 1975г. стр. 435-436.

2. Популярный энциклопедический словарь – М: Научное издательство «БРЭ» 2002г. стр. 1146.

3. Животные водоёмов и побережий. Учебное пособие – Н. «Эгмонт Россия; 2002г. стр. 30-31.







































Приложения



Приложение 1





Приложение 2

Домик личинки из мелких ракушек















Приложение 3

Вытянули «кошку» с водорослями.



Приложение 4

Вот какой живой ручейник в домике-трубочке.













Приложение 5

Песчаные ручейники, выловленные в реке Селенга.

Приложение 6

Домик ручейника их битого стекла (фото из интернета)











Приложение 7

Ручейник, выловленный в горной реке Темник.

Приложение 8

Песчаные, тростниковые и …………. ручейники.



Попытки извлечь горного ручейника из домика.

Приложение 9

Опыт 1. Ручейники в непривычной среде и без домиков.











Приложение 10

Опыт 2. Ручейники всё таки смогли приделать к своему «домику», который я сам положил, несколько камушков и порошкового стекла которого почти не видно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!