СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Кукольный Кологод. Роль народной куклы в годовом цикле и жизни наших предков – славян»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лялька, забавка кукла– первая среди всех существующих игрушек в жизни любого человека. На куклу нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она известна с глубокой древности и всюду, где селится и живет человек, кукла – неизменный его спутник.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Кукольный Кологод. Роль народной куклы в годовом цикле и жизни наших предков – славян»»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Г ОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Городской Дворец творчества «Академия талантов»

(МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов»)


ул. Молодёжная, дом 17-А, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629306

Телефон (Факс): (3494) 22-04-94 / E-mail: [email protected]

ОКПО 40787978/ОГРН 1028900631022

ИНН 8904022796 /КПП 890401001










ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


«КУКОЛЬНЫЙ КОЛОГОД. РОЛЬ НАРОДНОЙ КУКЛЫ В ГОДОВОМ ЦИКЛЕ И ЖИЗНИ НАШИХ ПРЕДКОВ – СЛАВЯН»



Климова Екатерина

8 класс / детское объединение «Берегиня»

руководитель: Сервуля Т.В.

педагог дополнительного образования




Новый Уренгой

2023

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ


ГЛАВА I. ТЕОРИЯ. НАРОДНЫЕ КУКЛЫ СЛАВЯН

1.1. История и виды народных кукол ………………………………………5-7

1.2. Кукла – героиня народных праздников, традиций и обычаев .............7


ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Создание демонстрационного материала «Кукольный Кологод» .......8

2.2. Результаты анкетирования ………………………………………….........9

2.3. Результаты опроса ………………………………………………………9-10

2.4. Результаты тестирования ……………………………………………...10-11

2.5. Результаты социального эксперимента ……………….……………..11-12


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список источников информации

Приложение…………………………………………………………...........…16-22
















ВВЕДЕНИЕ


«Кукла – знак человека, его игровой образ-символ;

кукла – способ познания жизни для тех, кто ее создает,

и для тех, кто с ней общается…»

(Дайн Галина Львовна)

Лялька, забавка кукла– первая среди всех существующих игрушек в жизни любого человека. На куклу нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она известна с глубокой древности и всюду, где селится и живет человек, кукла – неизменный его спутник.

В словаре В.И. Даля2, кукла означает «сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека…» У Д.Н. Ушакова кукла значится, как «подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений».

Посещая объединение «Берегиня», мы с педагогом изготавливаем славянские народные куклы к различным календарным праздникам. Меня заинтересовало, то, что каждой кукле было назначено свое время создания и, что значение у самодельных куколок совершенно разное. Я сделала вывод, что не так уж и просто сориентироваться современному человеку в годовом круговороте царства народной рукотворной куклы.

В словаре русского языка С.И. Ожегова5 объясняется, что «кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека… Фигура, воспроизводящая человеческое тело». По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

Почему же рукотворная кукла так много значила для человека прошлого?

Изучая литературу и интернет-источники, я выяснила: оказывается, что в сказках, былинах, сказаниях, во многих русских праздниках годового цикла встречались куколки, которым герои (люди (дети, взрослые)) доверяли свои сокровенные горести и радости, делились своими мыслями, просили поддержки в каждом важном деле.

Однажды педагог предложила познакомиться с работами исследователя русской народной куклы, Кандидата искусствоведения, признанного специалиста в области изучения русской игрушки и детской культуры, автора около 280 публикаций Дайн1 Галины Львовны. Она создала музей «Детский народный календарь» и является главным хранителем Художественно – педагогического музея игрушки Академии Педагогических Наук СССР.   Галина Львовна одна из первых придала тряпичной кукле статус «произведения народного искусства».

Учитывая уже полученные знания, я решила подробнее изучить материалы по кукольной теме и провести исследование по теме «Кукольный Кологод. Роль народной куклы в годовом цикле и жизни наших предков-славян» что бы больше и глубже узнать о многогранной истории и значении народной куклы, а также отношении к ней современного человека.

Объект исследованияобрядовые, обережные и игровые народные куклы в годовом цикле наших предков.

Предмет исследования – влияние природных, сезонных этапов и народных праздников на создание определенных видов народной куклы.

Гипотеза исследования заключается в том, что, создавая рукотворные куклы и изучая исторические факты о них, современные дети погружаются в атмосферу прошлого, духовно обогащаются, становятся внимательнее и добрее, познают природосообразность изготовленных работ.

Цель исследования: изучение применения народных кукол, в годовом цикле и жизни наших предков, отношение современного человека к народной символической кукле.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить специальную литературу и интернет-источники по теме исследования;

  • раскрыть и обобщить изученные материалы применяя различные методы исследования;

  • определить роль и влияние обрядовых, обережных и игровых кукол на жизнь наших предков в годовом цикле;

  • создать демонстрационный наглядный материал «Кукольный Кологод»;

  • выявить уровень интереса к народной самодельной кукле посредством определенных методов среди современных детей и взрослых.

Методы исследования: историко-хронологический, аналитический (анализ публикаций, материалов тематических интернет-сайтов, собранных иллюстраций, фотографий и рисунков и др.), тематический опрос, анкетирование, тестирование, социальный эксперимент, обработка материала.










ГЛАВА I. ТЕОРИЯ. НАРОДНАЯ КУКЛА СЛАВЯН


1.1. История и виды народных кукол

История куклы прослеживается ещё со времён строительства египетских пирамид и до наших дней, кукла – первая среди игрушек. Самая древняя кукла найдена в египетской гробнице, сделанная из деревянных дощечек, с «волосами» из глиняных бус, она сопровождала в последний путь своего хозяина.

Рукотворная кукла проста, но в этом и таится великая загадка. Ведь кукла не рождается сама, ее создает человек. Однажды кукла спасла своего создателя…В первобытном мире люди поклонялись многим богам и считали, что задобрить их надо, принося человеческие жертвы. Эти страшные обряды пугали людей, но противоречить вождям никто не смел. Но, нашлась женщина, которая из простого полена создала копию своего ребенка, назначенного очередной жертвой, одела полено в шкуры животных и вместо ребенка бросила в костер первую жертвенную куклу – имитацию человека. С тех пор жертвоприношение превратилось в безобидный ритуал, и кукла заняла свое почетное место в жизни человека.

Кукла, как детская игрушка, появилась у славян более тысячи лет назад, так утверждают проведённые раскопки под Новгородом. До наших дней оригинальных славянских народных кукол сохранилось очень мало, потому что материал, из которого они изготавливались (дерево, ткань, солома, береста, глина) недолговечен. В каждой губернии, каждом уезде, деревне или избе были свои особенные «авторские» куклы, и отношение к ним было особенное: нельзя было сломать или выбросить куклу, потому что она приравнивалась к живому существу. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, считалось, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил.

Слово кукла – родственное греческому «киклос» (круг) и означает что – то свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и заворачивали, играя в дочки – матери.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куклу – потешку уже могла делать любая девочка. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали своих кукол. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания, узнавали о видах и назначении изготовленных кукол.

В деревенской кукле в основном предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Названия кукол были очень простыми и даже наивными – что люди видели, делали – так и называли кукол. Самодельных кукол наши прабабушки, а за ними и бабушки создали великое множество и изучить их все – просто невозможно.

Чем больше мы создавали кукол, тем больше о них узнавали: оказывается народных рукотворных куколок делали относительно каждого из четырех времен года, и у каждой куклы есть принадлежность к трем видовым группам: обрядовая, обережная и игровая.

Обрядовые куклыэто куклы-помощники в делах, сохраняли и привлекали достаток в дом. Но главное, это ритуальное назначение обрядовой куклы. Данный вид кукол изготавливали взрослые женщины, сопровождая работу с различными ритуалами. Куклы изготавливались из лоскутов ношенной одежды членов рода, семьи. Отсутствие лица у такой куклы было знаком того, что кукла не сможет быть двойником человека и не навредит. Лишь в некоторых случаях вышивались кресты на лице из красных или радужных ниток и это делало куклу обрядовым оберегом. Обрядовые куклы, не раз заменяли человека в жертвоприношениях и спасали ему жизнь. На Руси существовало огромное количество обрядовых кукол (см. приложение).

Куклы-обереги выполняли свою основную функцию – заменяли человека, забирала на себя все напасти, болезни, несчастья и тем самым оберегала и защищали своего хозяина. Куклы-обереги создавались исключительно женщинами и без использования иголок и ножниц. Кукол обереги – любили, берегли, с ними разговаривали, передавали по наследству, просили о помощи.

У каждого оберега разный срок службы. Некоторые могли стоять долго, другие нужно было уничтожать после окончания срока службы, а некоторым давали отдыхать и убирали в укромное место на некоторое время. Еще обережных кукол называли целебными, так как некоторые, по повериям могли не только оберегать, но и лечить, исцелять, укреплять человека. Таких кукол было много, и они были очень популярны и любимы нашими предками (см. приложение).

Игровая кукла, как и другие виды кукол, берет свое начало в далекой древности. Куклы для игры изготавливались из дерева, соломы, глины. Но даже в самой бедной семье в деревне была традиционная игровая тряпичная кукла. Ее делали из остатков ситцевой и льняной ткани мамы для маленьких детей, а с 5 лет куколку – закрутку могли вертеть для себя сами девочки. Игровые куклы помогали ребенку в отношении с окружающими, взрослыми и сверстниками. Некоторые игровые куклы выполняли воспитательную функцию: девочки приучались к аккуратности, порядку, вниманию (см. приложение). Если куколка получалась не красивой, или нарочно небрежно сделанной, ее называли Убоженька и проявляли к ней сострадание. Считалось хорошей приметой, когда девочки крутили много игровых куколок – значит в деревне увеличиться народонаселение.

Таким образом, можно утверждать, что народные славянские куклы делились на три основных группы: обрядовые, для выполнения ритуальных действий, помощники человека; обережные – которые охраняли и оберегали своего хозяина, а некоторые имели целебные свойства; игровые – создавались для игры, забавы, а также выполняли воспитательную роль для детей.


1.2. Кукла – героиня народных праздников, традиций и обычаев

Наши предки жили не только тяжело, но и интересно, а иногда и весело – тот круговорот жизни, который свершается в течение года, сопровождался определенными действиями: ритуалами, обрядами и праздниками, и одна из ведущих ролей в них всегда отводилась кукле. Перечислим основные значимые праздники 12 месяцев года и обрядовые куклы, которые к ним делали наши предки славяне.

  • В январе в Рождество делали кукол: Козу, Коляду, Веничек благополучия, белых Рождественских Ангелов.

  • В феврале – Желанницу февральскую, Масленицу обрядовую и домашнюю.

  • В марте-апреле – Пасхальную куклу, Вербницу.

  • В апреле – Веснянок, Птицу Радость.

  • В мае – Долюшку, на Егорьев день – Кукушечку.

  • В июне – Кубышку – травницу, Купавку, в засуху Мокридину (для вызова дождя).

  • В июле – Семика и Семичиху, Покосницу (во время Зеленых Святок).

  • В августе – Жницу, Желанницу (на растущей луне).

  • В сентябре – Крупеничку, Зерновушки (из зерна нового урожая).

  • В октябре – Десятиручку (женскую берегиню и помощницу).

  • В ноябре – Параскеву-пятницу, Филипповку, Козьму, Демьяна.

  • В декабре – Санницу (на Екатерину святую), Спиридона-солнцеворота (в день зимнего равноденствия для удержания тепла).

Перечисленные праздники и куклы, связанные с ними, являются небольшой частью великого наследия, накопленного нашими предками за многими столетия.

Таким образом, можно сделать вывод, что наши предки уделяли большое внимание календарным праздникам, природным явлениям, событиям в жизни рода, семьи, и сокровенно соблюдали традиции и обряды, а символом каждого события неизменно была кукла. Разная по материалу, сложности изготовления и внешности, народная рукотворная кукла всегда неизменно, сопровождала и служила своему создателю – человеку.


ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ


2.1. Создание демонстрационного материала «Кукольный Кологод»

В «Академ городке», где я занимаюсь есть единственный в городе этнографический музей «Русская изба». Ребята всех возрастов и взрослые охотно посещают музей, погружаются в среду далекого прошлого, знакомятся с жизнью, бытом, утварью наших предков, и конечно, с куклой, такой многообразной, яркой, душевной, близкой всем и каждому. Кукол в музее много, но кукольного Кологода (годового цикла) в нем еще не было и это стало еще одной причиной для исследования.

Изучив информацию на тематических интернет-сайтах, я увидела, что проблема не новая, но каждый автор по-своему раскрывает проблему и делиться своими материалами. Под руководством и совместном участии педагога у нас поучился интересный наглядный материал и яркая экспозиция народных славянских кукол в годовом цикле человека прошлого «Кукольный Кологод». Большинство кукол было изготовлено как образцы для мастера–классов и для занятий, а недостающих мы доделали. За основу взяли деревянное колесо от старинной прялки, напоминающее солнечный круг, в центре прикрепили изображение солнца с указанными современными и старинными месяцами, и цветовыми указателями времен года: красный – лето, желтый – осень, синий – зима, зеленый – весна. По кругу размещены обрядовые куклы с названиями, где каждой кукле соответствует свое время года и месяц.

Зимние куклы: декабрь – «Спиридон-солнцеворот» (делали в день зимнего равноденствия для удержания теплых дней); январь – «Коза» (символ жизненной силы, плодородия, радости и веселья); февраль – «Масленица домашняя» (берег для дома, в масленичную неделю).

Весенние куклы: март – «На счастье» (куколка – оберег помогающий притягивать радость и везенье и счастье); апрель – «Пасхальная кукла» (символ красной пасхи, внутрь клали яйцо и дарили как оберег от бед); май – «Колокольчик» (кукла веселая, приносит в дом счастье, добрые вести).

Летние куклы: июнь – «Кубышка–травница» (защищает детей от болезней, а семью от несчастий); июль – «Подорожница» (оберег делали женщины перед дальней дорогой для защиты мужчин); август – «Покосница» (защищает женщин от случайных травм во время сенокоса и уборки первого урожая).

Осенние куклы: сентябрь – «Зерновушка» (делалась из зерна нового урожая); октябрь – «Десятиручка» (женская помощница – что бы все успевать); ноябрь – «Мировое дерево» (кукла украшала свадебный пирог, символ и оберег семьи, единство соединившихся родов).

Таким образом, учитывая все условия: натуральные материалы и близкую к старинной, технологию работы, были созданы куклы обереги и собран «Кукольный Кологод», который может служить познавательным обучающим экспонатом, или декоративной оформительской экспозицией.

2.2. Результаты анкетирования.

Для выявления личного жизненного опыта и отношения взрослых (педагогов, учителей, родителей) к кукле из своего прошлого, было проведено анкетирование (см. приложение). Необходимо было ответить на 12 вопросов анкеты. Всего приняло участие 10 человек. По итогу было выявлено.

1. В детстве не играли в куклы – 10% (1ч.); играли в разные самодельные, – 2ч. (20%); в резиновые, пластиковые, бумажные – 70% (7ч.).

2. В тряпичные самодельные куклы играли – 6ч. (60%); не играли – 4ч. (40%).

3. Для изготовления тряпичной куклы использовали лоскуты, которые давали взрослые – 4ч (40%); из старой одежды – 3ч. (30%); нет ответа – 3ч. (30%).

4. Научили делать куклу бабушки и мамы – 5ч. (50%); учитель – 1ч. (10%); никто – 1ч. (10%); нет ответа – 3ч. (30%).

5. Рисовали лицо кукле карандашом, ручкой, угольком – 6ч. (60%); не рисовали лицо – 1ч. (10%); нет ответа – 3ч. (30%).

6. Имя кукле давали – 5ч. (50%); не давали – 20ч. (20%); нет ответа – 3 ч. (30%).

7. Хранили самодельные куклы как память – 5ч. (50%); не хранили – 2ч. (20%); нет ответа – 3ч. (30%).

8. Передали кукол своего детства бабушки и мамы – 3ч. (30%), не передали – 5ч. (50%); нет ответа – 2ч. (20%).

9. Это были игровые куклы – 3ч. (30%); нет – 5ч. (50%); нет ответа – 2ч. (20%).

10. Кукол делали просто для игры – 6ч. (60%); нет ответа – 4ч. (40%).

11. В куклах отражалась наряди, одежда, местности, где проживали – 5ч. (50%); нет – 1ч. (10%); нет ответа – 4ч. (40%).

12. Сделать снова куклу из детства хотели бы – 8ч. (80%); нет – 2ч. (20%).

Вывод: в куклы играли большинство испытуемых (70%). Самодельные куклы учили делать в основном бабушки и мамы (50%). Рисовали лицо и давали имя куклам большинство (60%). Сообщили, что в основном делались куклы просто, для игры – 60%, и одевали их в наряды своей местности – 50%, а в память о детстве, кукол сохранили всего 30%. Но, 80% анкетируемых желали бы снова сделать самодельную куклу как в детстве.

2.3. Результаты опроса

В рамках исследования среди детей 8-10 лет был проведен опрос «Народная кукла» с целью выявления у них знаний о рукотворной народной кукле. Необходимо было ответить на 7 вопросов. Всего приняло участие 15 детей. Ответы на поставленные вопросы были следующие.

1. Вы знаете когда появилась кукла? Положительно ответили – 3ч. (20%); отрицательно – 12ч. (80%).

2. Вы сможете описать первую куклу? Положительно ответили – 4ч. (27%); нет – 11ч. (73%).

3. Есть ли у вас рукодельные куклы, и кто их сделал? Да, есть – 9ч. (60%), нет – 6ч. (40%); сделала сестра – 2 (22%), мама – 3ч. (33%), бабушка – 2ч. (22%), прабабушка – 2ч. (22%).

4. Знаете ли вы виды народных кукол? Да – 5ч. (33%), нет – 10ч. (73%). Назвать виды кукол смогли из 5ч. всего – 3ч. (60%), 2ч. (40%) неправильно ответили.

5. Делали вы сами народных кукол? Да – 6ч. (40%), нет – 9ч. (60%).

6. Хотели бы вы узнать историю народной куклы? Да – 14ч. (94%), нет – 1ч. (7%).

7. Хотели бы вы научиться делать народные куклы? Да – 15ч (100%).

Вывод: мало кто из опрошенных знает о народной, рукотворной кукле и может ее описать – всего в пределах 30 %. Но, у 60% опрошенных есть куклы, которые сделали мамы, бабушки и старшие сестры. Виды народных кукол назвали 33% из всех опрошенных. Всего 40% опрошенных делали рукотворных кукол, но 93 % хотят узнать историю народной куклы и ее виды, а также 100% детей хотят научиться делать старинные народные куклы.

2.4. Результаты тестирования

Для определения уровня знания и степени владения темой о русских рукотворных куклах в рамках исследования с обучающимися детского объединения «Берегиня» был проведен тест «Русская народная кукла». В тестировании приняло участие 10 человек. Испытуемым необходимо было ответить на 8 тестовых вопросов. В ходе работы было выявлено следующее.

1. Чем народные куклы отличаются от современных знают 10ч. (100%).

2. О том, что кукла является частью культуры всего человечества, знают – 8ч. (80%); считают, что ее ценность в рукотворном творчестве – 2ч. (20%).

3. Правильно определили группы, на которые делятся народные куклы – 8ч. (80%), столько же (80%) ошибочно указали, что народная кукла принадлежит к сувениру; 2ч. (20%) указали, что народная кукла является сувениром.

4. Верно ответили из чего делали старинные народные куклы – 10ч. (100%); но, 1ч. (10%) еще указал современный материал (пластмасс), что является ошибкой.

5. Все тестируемые 10ч. (100%) верно ответили на вопрос, почему кукле не рисовали лицо.

6. Правильно ответили на вопрос по длительности изготовления куклы – 8ч. (80%), ошиблись – 2ч. (20%).

7. Все испытуемые 10ч. (100%) ответили правильно на вопрос какие материалы использовали для изготовления куклы.

8. На вопрос, почему в наряде народной куклы должен присутствовать красный цвет, правильно ответили – 7ч. (70%), не верно ответили – 3ч. (30%).

Вывод: обучающиеся объединения «Берегиня» достаточно неплохо усвоили изучаемый материал по теме русской народной кукле и в среднем 80 % из общего числа положительно ответили на все тестовые вопросы.

2.5. Результаты социального эксперимента

С младшими школьниками (1-3класс) в рамках исследования был проведен социальный эксперимент для выявления у современных детей интереса к куклам различных эпох и определения их предпочтений. В эксперименте приняли участие 10 человек, которые должны были выполнить 4 задания и пояснить свои действия и выбор. Стимулирующим материалом для девочек были куклы разного временного периода (3 современных и 3 русских народных). Дети выполняли задания, результаты которых фиксировались в таблице с помощью условных обозначений: Н – народная кукла, С – современная кукла.

Дети индивидуально, по очереди выполняли задания: рассматривали и выбирали кукол, объясняли свой выбор, выражали свои предпочтения, выполняли действия со стимулирующим материалом. Все реакции экспериментируемых были зафиксированы в таблице и записаны.

Результаты реакции (ответов) детей

дети

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

реакция

ответ

1

С/Н

С/С

С/С

С\С

С\С

С\Н

С\С

С\С

С\С

С\Н

2

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

3

Н

Н

С

Н

Н

Н

Н

С

Н

Н

4

С\Н

С

С

Н

Н

С\Н

Н

Н

С

С\Н


1.При выборе кукол, современные выбрали 70%, по одной современной и народной выбрали 30%. Лети объяснили свой выбор тем, что эти куклы им знакомы и привычны в игре, современные можно расчесывать, одевать и раздевать.

2. Все 100% детей выбрали современные куклы, определили, что они очень красивые, потому что у них яркие глаза, красивые волосы обувь и одежда.

3. Впервые увидели народные куклы 80% девочек. 20% видели народные куклы раньше в музее, в детском саду. Все 100% девочек хотят узнать больше о русских народных куклах, о том, как они называются и кто их придумал.

4.  30% выбрали для игры современную куклу, 40% выбрали для игры народную куклу, 30% – выбрали и народную и современную кукол. Свой выбор девочки, выбравшие современные куклы объяснили как привычку (дома много таких кукол, знают как с ней играть), выбравшие народную куклу сообщили, что хотят попробовать с нею поиграть (поговорить, спеть песенку, уложить спать), те, кто выбрал обе куклы, пояснили, что куколки разные, но играть с ними интересно. Вывод: проведя эксперимент, я поняла, что детям ближе и понятно уже знакомые куклы, они их знают, умеют с ними играть. Но, так же девочкам интересны и новые, сделанные вручную куклы, они не против с ними поиграть, спеть и поговорить с ними и даже уложить спать.

Для себя я поняла, что у современные дети недостаточно хорошо знают наши корни, прошлое своих современников и этот пробел надо восполнять.




























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Кто в детстве в куклы не играл,

тот счастья не видал»

(народная мудрость)


Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим любить, понимать и уважать близких. Играя, а еще и создавая рукотворные куклы, игрушки, дети входят в жизнь взрослых, постигают мир, примеривая на себя разные роли, приобретая умение общаться и жить в огромном. непростом мире.

Впервые работая над исследовательской работой, я приобрела бесценный опыт: искать информацию в книгах, на интернет–сайтах, сравнивать, анализировать. Нелегко было из огромного объема информации найти и отобрать нужную.

Изучив выбранную тему, можно сделать вывод, что наши предки уделяли большое внимание календарным праздникам, природным явлениям, событиям в жизни рода, семьи, и сокровенно соблюдали традиции и обряды, а символом каждого события неизменно была кукла. Народная рукотворная кукла всегда неизменно, сопровождала и служила своему создателю – человеку.

Было определено, что народные славянские куклы делились на три основных группы: обрядовые, для выполнения ритуальных действий, помощники человека; обережные – которые охраняли и оберегали своего хозяина, а некоторые имели целебные свойства; игровые – создавались для игры, забавы, а также выполняли воспитательную роль для детей.

Были созданы обрядовые куклы к годовому календарю и создан «Кукольный Кологод», который может служить познавательным обучающим экспонатом, или декоративной оформительской экспозицией.

Проведено исследование в форме: опроса, анкетирования, тестирования и социального эксперимента среди разных возрастных категорий для определения отношения к современным куклам и к народным, рукотворным куклам – наследию наших далеких предков.

Таким образом, гипотеза исследования что, создавая рукотворные куклы и изучая исторические факты о них, современные дети погружаются в атмосферу прошлого, духовно обогащаются, становятся внимательнее и добрее, доказана.

Цель исследовательской работы достигнута – изучено применение народных кукол, в годовом цикле и жизни наших предков, определено отношение современного человека к народной символической кукле.

Все поставленные задачи выполнены полностью: изучены тематические источники, выбран и обработан необходимый материал; применяя различные методы проведено исследование проблемы и выявлен уровень интереса к народной самодельной кукле среди современных детей и взрослых; создан демонстрационный наглядный материал «Кукольный Кологод».

Материал может быть полезен для заинтересованных людей – воспитателей, старшеклассников (кто хочет больше узнать о народной кукле).

Возможное практическое применение исследовательской работы: можно провести мастер-классы со сверстниками, на уроках труда в младших классах, на внеклассных занятиях в школе, рассказать о народных куклах в детском саду и показать каких создают.











































СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Библиография

  1. Дайн. Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007г.

  2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - Москва: Олма-Пресс: Крас. пролетарий, 2004г.

  3. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина, 2006г.

  4. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла-СПб, Паритет, 2013г.

  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: [новое издание] под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. – Москва: Мир И образование, 2015г.


Электронные ресурсы

https://www.livelib.ru/book/1000206820-tolkovyj-slovar-zhivogo-velikorusskogo-yazyka-v-chetyreh-tomah-tom-1-v-i-dal

https://www.livelib.ru/book/31835/editions

https://multiurok.ru/files/kaliendar-narodnoi-kukly.html

https://yandex.ru/video/preview/1845660059712415379

https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2021/10/21/tvorcheskiy-proekt-kalendar-narodnyh

https://silaoberega.ru/oberegi-slavyan/kukla-obereg-maslenitsa-znachenie-i-master-klass/

https://talismano.ru/slavyanskie/kukly/kukla-koza














Приложение №1




Виды рукотворных славянских кукол


Игровые

Обереговые

Обрядовые

Столбушки

Малышок-голышок

Барыня

Кукла на выхвалку

Кукла «на ложке»

Простоволосая

кукла-закрутка

Кукла с косой

Кукла нарядная

Девка-Баба

Узелковая

Бабочка

Зайчик

Куватка

Ангелочек

Лихоманки

День и Ночь

Параскева

Вепсская

Бабушкина кукла

Колокольчик

Кубышка-Травница

Бессонница

Утешительница

Берегиня

Кукла-оберег на удачное замужество

Малышок-голышок

Десятиручка

Веснянка

Желанница

Узелковая

Неразлучники

Мировое дерево

Масленица и Домашняя Масленица

Коляда

Кострома

Кукушечка

Покосница

Купавка

Коза

Зольная кукла

Кузьма и Демьян

Капуста

Куватка

Мокредина

Отдарок- на-подарок

Пеленашка

Свадебная

Крупеничка

Архангелогородская столбушка

Владимирская столбушка

Пасхальная кукла

Пасхальная голубка





















Приложение №2

Опрос «Народная кукла»

для детей младшего школьного возраста

Прошу вас помочь проведению исследования и ответить на несколько вопросов. Отвечайте быстро, опираясь на собственный опыт и знания. Опрос анонимный. Спасибо за сотрудничество. Подчеркните или обведите ваш ответ.


1. Знаете ли вы когда появилась кукла?

Да. Нет.

2. Вы можете описать первую куклу?

Да. Нет.

3. Есть ли у вас дома рукодельная кукла? Если да, то кто ее сделал?

Да. Нет.

Сестра. Мама. Бабушка. Прабабушка. Еще ______________________________

4. Какие виды народных кукол вы знаете? Перечислите их?

_________________________________________________________________________________


5. Вы когда ни будь сами делали народных кукол?

Да. Нет.

6. Хотели бы вы узнать историю и виды народных рукотворных кукол?

Да. Нет.

7. Хотели бы вы научиться делать старинные народные куклы?

Да. Нет.


Анкета

для педагогов, учителей, родителей, работников «Академ городка»

Инструкция. Анкетирование проводится в рамках исследования. Прошу Вас внимательно прочесть вопрос и максимально правдиво на него ответить. Анкета носит анонимный характер. Спасибо за сотрудничество.


1) В какие куклы Вы играли в детстве? ________________________________________________

2) Играли ли вы в детстве в тряпичные куклы? __________________________________________

3) Если кукла сделана из лоскутов ткани – откуда были эти лоскуты?______________________ __________________________________________________________________________________4) Кто помогал и показывал вам, как сделать куклу? Мама, бабушка, сёстры, подружки? __________________________________________________________________________________5) Было ли у куклы лицо? Если да, то чем и как были обозначены черты лица? __________________________________________________________________________________6) Было ли у куклы название или личное имя? __________________________________________

7) Хранили ли вы эти куклы как память? Как долго? _____________________________________

8) Передали ли вам ваши мамы или бабушки куклы своего детства? Если да, то, где вы их храните? __________________________________________________________________________

9) Были ли это «игровые», «обережные» или «обрядовые» куклы? __________________________________________________________________________________

10) По какому поводу делали куклу? (Приурочено к какому-нибудь календарному событию, к завершению работ в поле, к масленице, к Троице, к Пасхе?) __________________________________________________________________________________11) Как была одета кукла? Отражались ли в её наряде черты типичного праздничного наряда той местности, где вы проживали? ___________________________________________________

12) Хотелось бы вам снова сделать своими руками куклу как в детстве? ___________________

Тест «Русская народная кукла»

для обучающихся объединения «Берегиня»

Инструкция. Прочитайте вопрос и максимально быстро ответьте на него, выделив, правильный на ваш взгляд ответ. Тест анонимный и проводится в рамках исследования. Спасибо за сотрудничество.


1.Народные куклы это:

а) изготовленные на фабриках

б) изготовленные вручную


2. Какова главная ценность традиционной народной куклы?

а) она является частью культуры всего человечества, сохраняет в своём образе самобытность,

характерные черты создающего её народа

б) рукотворное творчество

3. На какие три группы делятся народные куклы?

а) игровые

б) обрядовые

в) сувенирные 

г) обереги 

д) подарочные


4. Первые куклы делали

а) из камня

б) из металла

в) из пластмассы

г) из дерева

д) соломы


5. У народной куклы лицо не рисовали, так как:

а) в крестьянской семье не было карандашей

б) не умели хорошо рисовать

в) куклы без лица считались оберегами


6. Рукотворные народные куклы изготавливались:

а) несколько месяцев

б) несколько недель

в) несколько дней

г) несколько часов

д) несколько минут


7. Для изготовления тряпичных кукол в крестьянской семье использовали материал:

а) ситец

б) шелк

в) лен

г) шерсть

д) трикотаж


8. Почему в наряде куклы всегда должен присутствовать красный цвет?

а) это цвет солнца, тепла, здоровья, радости

б) он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм

в) красивый яркий цвет

Социальный эксперимент


Эксперимент проводиться в рамках исследования с младшими школьниками (1–3 класс).

В эксперименте принимают участие 10 девочек. Эксперимент заключается в том, чтобы выявить интерес детей к куклам различных эпох и определить их предпочтения.

Стимулирующий материал: 3 куклы (обрядовая, игровая, обережная), 3 современные куклы.

Задания даются детям по очереди. 

Рассмотри внимательно кукол.

1.  Выбери из них, 2 которые тебе больше других нравятся. Подумай и ответь – чем они тебе нравятся?

2.  Теперь выбери из них, те, которые тебе кажутся самыми красивыми. Почему они красивые?

3.  Выбери куклу или кукол, которые ты видишь первый раз, которые не похожи на знакомые тебе куклы. Нравятся ли они тебе? Хотела бы ты о них узнать, как они называются, кто их придумал?

4.  Выбери из предложенных кукол, те с которыми тебе больше всего хочется поиграть. Почему выбрала их? Как будешь играть?

Фиксация реакции детей.

дети

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

реакция

1











2











3











4











Вставить в таблицу (ячейку под номером) условное обозначение (Н, или С), выбор ребенка.

Н – народная кукла

С – современная кукла

Отдельно зафиксировать ответы детей (по желанию) и составить общую картину предпочтения детей в выборе куклы и их отношения к ней.


















Приложение №3


Фотоотчет по созданию демонстрационного материала

« Кукольный Кологод»


































Приложением №4

ФОТООТЧЕТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ОПРОСА, ТЕСТИРОВАНИЯ, АНКЕТИРОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТА

О прос – анкета для детей 8 - 10 лет







Тестирование обучающихся ДО «Берегиня»















Анкетирование взрослых




Э ксперимент



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!