СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа"Мнемонические приемы или "запоминалки" русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью своей исследовательской работы автор ставит изучение мнемонических приемов, используемых для запоминания правил русского языка, пытаясь  показать основные приёмы и особенности использования мнемотехники в процессе обучения русскому языку в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа"Мнемонические приемы или "запоминалки" русского языка"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Школа №5"

Автозаводского района г. Нижнего Новгорода




Научное общество учащихся


"Мнемонические приемы или "запоминалки" русского языка"





Выполнила: Швечикова Владислава,

ученица 4 А класса

Научный руководитель:

Болтинцева Л.Ю.,

учитель начальных классов



город Нижний Новгород

2018 год

Содержание

Стр.


Введение  …………………………………………………………… 3

Глава 1  Что такое мнемоника? …………………........................ 4-6

1.1 Приемы мнемоники ............................................................... 6-9

Глава 2 Использование мнемоники на уроках русского языка …… 10-12

Глава 3 Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов 13-16

Заключение ………………………………………………………… 17-18

Список используемых источников и литературы ………………… 19

Приложения ……………………………………………………….… 20



























Введение

По мнению специалистов, русский язык считается одним из трудных школьных предметов на всех ступенях школьного обучения. Основа грамотности учащихся – усвоение правил русского языка. Как добиться грамотности, выучить огромное количество правил, запомнить написание трудных слов? Я заинтересовалась и узнала, что существует система специальных приёмов, помогающих удерживать большое количество информации в голове и развивающих память в любом возрасте. Так ли это на самом деле, я решила разобраться в своей исследовательской работе. Я считаю, что выбранная мною тема важна, так как большинство учащихся испытывают затруднения в усвоении и применении правил.

Цель и задачи исследования

Цель моего исследования: Изучение мнемонических приемов, используемых для запоминания правил русского языка.

Для того чтобы раскрыть цель, я поставила перед собой следующие задачи:

  • Изучить литературу и Интернет-источники по теме исследования

  • Ответить на вопрос: «Что такое мнемоника?»

  • Рассмотреть основные приёмы и особенности использования мнемотехники в процессе обучения русскому языку

  • Провести и проанализировать результаты анкетирования  среди учащихся начальной школы

  • Составить книжки-запоминалки по русскому языку

Объектом исследования: является мнемотехника.

Предмет исследования: эффективность мнемонических приёмов при изучении правил русского языка.

Методы исследования: изучение и анализ  литературы и Интернет-источников; проведение и анализ результатов анкетирования  среди учащихся начальной школы, создание книжек – запоминалок.

Глава 1 Что такое мнемоника?

Мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические приемы (мнемоприемы), - признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания, усвоения.

   Слова эти происходят от греческого "mnemonikon" – искусство запоминания.

Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Ещё с древних времён особое значение придавалось памяти. В древнегреческих мифах богиня Памяти – Мнемозина слыла матерью 9 муз. По преданию, древнегреческим поэтом Симонидом (6 в. до н.э.) была разработана первая мнемотехническая система. Древние египтяне, греки, римляне пытались создать систему мнемонических приёмов, которые были им тогда уже известны. Но приёмы использовались преимущественно жрецами. Простые люди пользовались вовсе несложными средствами запоминания (зарубками, узлами).

В средние века мнемоника не разрабатывалась. Её возрождение началось в 16 веке, и она получила большое развитие в 17−19 веках.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример - сла­вянская азбука.


Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью: А (аз) Б (буки) В (веди) - я буквы знаю;

Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро Слово

Р (рцы) С (слово) Т (твердо) - произноси слово твердо.

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, облегчает усвоение информации.

Мнемотехника – система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания. Суть мнемотехнических приёмов запоминания в том, что запоминаемая информация как-то осмысливается.

Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан" или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

По костяшкам на руках можно запомнить количество дней в месяце.

Начиная с конца 80-х годов 20 века стали выходить в свет издания, которые наряду с занимательным материалом содержали и элементы мнемотехни­ки. Авторы уже осознанно стали выделять мнемоматериал наряду с другими. В наше время интерес к этой науке опять возрождается.

Заглянув в историю мнемотехники, можно сделать вывод, что эта техника применяется давно и во многих областях. Мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные и т. п.

Так что же дает мнемотехника?

· возможность накапливать большое количество информации

· колоссальную экономию времени при запоминании

· возможность быстрого обучения

· мощное развитие мышления и внимания

1.1 Приемы мнемоники

Исходя из выше сказанного, мы выяснили: что такое мнемоника, как появилась эта техника, кто занимается изучением и разработкой мнемониче-

ских приёмов. Теперь необходимо определить, какие в мнемонике

выделяют основные приемы.

Основные приёмы мнемотехники:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.

Иван РодионовичДайте Вашу Трубочку Покурить.
Иван Рубит Дрова, Варвара Топила Печь. 

Иван Рубит Дрова, Василиса Таскает Поленья.

  • Рифмизация

История числа «ПИ»


  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучия

  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией

Слова можно запоминать с помощью рисунков. Рисунок может быть

очень примитивным, но его надо нарисовать самому, придумать ассоциацию.

Мнемонические приемы активно используются и в таких разделах русского языка как морфология, словообразование, орфоэпия. Здесь мнемоника оказывает значительную помощь, так как в этих разделах русского языка рассматриваются сложные правила, написание слов-исключений. В итоге все это способствует овладению орфографическими навыками. Например, слова легко запомнятся, если нарисовать буквы вот так:

  • Метод Айвазовского (основан на тренировке зрительной памяти)

  • Посмотрите внимательно на предмет или часть пейзажа. В течение 3-5 секунд постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях, запомнить объект. Закройте глаза — постарайтесь добиться максимально четкого и яркого изображения объекта, рассмотрите детали изображения. Задавайте себе вопросы по подробностям вида объекта и ответьте на них по тому изображению, которое вы представили. Опять откройте глаза на 1 секунду. Дополните образ - и так несколько раз.

  • Метод Цицерона на основе пространственного воображения

Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям.

  • Методы запоминания цифр (закономерности, знакомые числа)





Глава 2 Использование мнемоники на уроках русского языка

Изучая материал по данной проблеме, я выяснила, что при обучении русскому языку используются такие методы и приемы, в основе которых лежит чувственное восприятие – мнемонические приемы.
Психологи считают, что чем меньше мнемонические приёмы, т.е. "запоминательные правила" , связанные с предметом запоминания, тем лучше они удерживаются в памяти.

Мнемонические приемы активно используются во всех разделах русского языка: фонетике, орфографии, морфологии, синтаксисе и т.д. 

Исследователи выделяют следующие приёмы мнемотехники на уроках русского языка:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

  • Рифмизация

  • Ассоциативные рисунки

  • Звуковые ассоциации

  • Комбинированный метод

  • Мнемонические фразы

  • Сказки – ассоциации

  • Схематично – рисуночная мнемоника

О некоторых приемах - образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации, рифмизация, ассоциативных рисунках я рассказала ранее. Сейчас расскажу о других.

Комбинированный метод

Этот метод нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв. Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а для запоминания другой (других) — графический метод. Комби­нированный метод удобно применять для слов, в которых, кроме гласной, надо ещё запомнить удвоенную согласную Это использование при запоминании слова графические, и звуковые ассоциации, а так же этимологию слова. Деревня – от слова "дерево"; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение (Деревня проверочное: дерево). Земляника – от слова "земля"; земляная ягода. (Земляника – проверочное: земли). Коньки – от слова "конь"; первоначально изгиб конька украшали изображением лошадиной головы. (Коньки – проверочное: конь).

Мнемонические фразы

Фока, хочешь поесть щец? Степка, хочешь щец? Фи! (фразы помогают запомнить все глухие согласные).

  • Мы же не забывали друга (помогает запомнить звонкие согласные).

  • Лимон — рай! (все согласные — только звонкие, непарные по звонкости/глухости).

  • Цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка: "Цыц!" (слова — исключения из правила "правописание и/ы после ц").

Звуковые ассоциации

При использовании данного метода нужно выделять совпадающие буквы. Должна срабатывать и зрительная память. Соблюдение орфоэпических норм – показатель речевой культуры человека. Но очень часто приходится слышать слова, которые неправильно произносятся. Здесь на помощь приходят звуковые ассоциации. С их помощью слова, в которых так часто нарушаются орфоэпические нормы, запоминаются легко. Например:

  • У ФЁклы – свЁкла.

  • И ЖДИ ВЕНЕЦ, ИЖДИВЕНЕЦ

  • ВЕРа с МИШей возле ЕЛИ не желали ВЕРМИШЕЛИ

  • к ВАЗЕ ЛИНА подошла, ВАЗЕЛИНА не нашла

  • ПРОПЕЛа ЛЕРа: «ПРОПЕЛЛЕР»

Сказки – ассоциации

Такой мнемонический прием помогает детям усвоить трудно запоминаемые слова.


Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит

текстовую информацию.


Глава 3 Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов

На какие правила учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, я решила узнать у учителей школы. Учителя называли разные темы: безударные гласные в корне слова, правописание глаголов, непроизносимые согласные.



Я провела исследование в виде:

  1. Анкетирования учащихся начальной школы.

Для того, чтобы узнать, как учащиеся учат и применяют правила русского языка, им была предложена анкета «Знаешь ли ты правила русского языка?». (Приложение №1).

В анкетировании принимали участие 102 человека.

Вывод: Большинство учащихся не знают все правила.

Вывод: 55 опрошенных детей испытывают затруднения в запоминании правил.

Вывод: Большинство учащихся затрудняются выучить правила.

Из данных анкетирования видно, что около 70 % половины опрошенных испытывают трудности в запоминании правил русского языка. Моя работа может иметь практическое значение, т.е. поможет некоторым учащимся запомнить сложное, непонятное. Ведь в русском языке не всё поддаётся объяснению. Тогда мы слышим фразу: «Это надо запомнить». И вот тут на помощь приходит мнемоника. Можно воспользуются мнемоническими приемами или "запоминалками".

  1. Эксперимент среди учащихся начальной школы.


1 этап. Ребятам было предложено написать обычный словарный диктант и поставить ударение в словах. (Приложение №2)

2 этап. Я выявила типичные ошибки: слова, в которых ребята больше всего допустили ошибок.

3 этап. Рассказала ребятам, как можно увидеть и запомнить "ошибкоопасные места" с помощью мнемонических приемов.

4 этап. Еще раз провела словарный диктант и задание по постановке ударения и проверила, как ребята написали эти же слова после нашей работы. Оказалось, что теперь в этих словах ошибок стало намного меньше. Остаётся только надеяться, "запоминалки" помогут в дальнейшем ребятам избегать ошибок в таких словах.











Анализ эксперимента.

Изучив результаты заданий по русскому языку, я увидела, что ребята допустили наибольшее количество ошибок в словарном диктанте в словах: искусство, рябина, хоккей, а постановке ударения у них вызвали затруднения слова: сливовый, красивее, туфля, граффити. После использования "запоминалок" количество ошибок уменьшилось. (Приложение №2)











Заключение

Сделав первый шаг в изучении данной темы можно сказать, что гипотеза, сформированная в начале исследования, подтвердилась. Выполняя данную работу, мне удалось узнать "Что такое мнемоника", познакомится с мнемоническими приемами. Результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Мнемотехника не только вызывает у ребят интерес к предмету, но и помогает запоминать и правильно писать трудные слова. Обоснованием этому является проведенное мной исследование. Грамотность ребят выросла.

2. Существуют различные способы использования мнемотехники на уроках русского языка, такие как звуковые ассоциации, метод комбинирования, рифмы, ассоциативные рисунки и сказки. Эти приёмы весьма оригинальны.

Изучить мнемотехнику полностью невозможно, потому что каждый день появляются все новые и новые ее методы, правила в русском языке. Но я уверена, что я нашла более легкий способ запоминания-рифмовки. И по двум темам составила книжки-запоминалки (Приложение №3), которыми могут пользоваться ребята нашего класса,

Я надеюсь, что ребята, которые учатся в нашей школе начнут использовать мнемотехнику, как помощника в трудной учебной ситуации.

Цели и задачи, поставленные мной в начале исследования, достигнуты. В дальнейшем, я планирую продолжить изучение данной темы и найти еще много способов применения мнемотехники не только на уроках русского языка, но и на других школьных предметах.






Список используемых источников и литературы


  1. Агафонов В.В. Неправильные правила. Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Ювента, 2007. – 64 с.

  2. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 256 с.: ил.

  3. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. – 303 с.: ил.

  4. Лисовская Е.А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии. – Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2007. – 80 с.: ил.

  5. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 89 с

  6. http://www. e-reading. /book. ph










22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!