СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Молодежный жаргон и устная речевая культура старшеклассников".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Молодежный жаргон и устная речевая культура старшеклассников".»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 86»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА









Исследовательская работа

Молодежный жаргон и устная речевая культура старшеклассников







Выполнила:

Филиппова Арина,

учащаяся 11а класса


Руководитель:

Михайлина

Марина Владимировна,

учитель русского языка

и литературы

















Саратов - 2023

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 1. История возникновения и развития молодежного жаргона 5

ГЛАВА 2 7

2.1. Роль социальных факторов в формировании речи современной молодежи 7

2.2. Потребность молодежи в самовыражении и понимании 9

2.3. Признаки молодежного жаргона 11

3. Практическая часть…………………………………………………………...14

Заключение 14

Литература 19





























Введение

Общение относится к числу важнейших для молодежи сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование педагогов, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.

Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. То, что было характерно для царской России, подверглось в свое время отрицанию и переосмыслению в рамках советской культуры. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны. Как подросток не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и благодаря им индивидов, влияя тем самым на речь.

Цель настоящей работы состоит в изучении причин употребления в речи современной молодежи, большого количества жаргонизмов и роли общества в формировании культуры речи, обеспечивающих целесооб­разное и незатрудненное применение языка в целях об­щения не только со сверстниками.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда поэтапных задач:

  1. Выяснить роль социальных факторов в формировании речи современных подростков.

  2. Понять, связана ли потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании на жаргонизацию речи.

  3. Понять, является ли расширение сферы общения молодежи воплощением потребности пережить новый опыт, испытать себя в новой роли.





























ГЛАВА 1. История возникновения и развития молодежного жаргона



Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. Жаргон, как видно, явление не новое в нашей языковой истории. Да и не только в нашей. Жаргон – английский сленг, французское арго – явление, характерное для языкового развития. В разные периоды истории сообщества людей, объединенные общим делом, общими интересами, а более всего – сознанием братства и отчужденности от остального общества, изобретали и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно было, чтобы посторонние их не поняли, – и отсюда всякие приемы зашифровывания и метафоризации, переноса значений слов.

В нашей стране с начала века отмечены три бурные волны в развитии молодежного жаргона. Первая датируется двадцатыми годами прошлого века, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством "блатных" словечек.

Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли "стиляги". В моду вошли брюки-дудочки, набриолиненный кок и словесные изыски: Бродвей (или Брод) – центральная улица города, место встреч стиляг, чувак – "свой" парень, стиляга, боруха – девица "свободных нравов".

Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения, и "хиппующие" молодые люди создали свой "системный" жаргон как языковый жест противостояния официальной идеологии: «ксивник» - документ, маленькая сумочка для переноски сего документа, «хайратник» - волосы, «фенечка» - браслет из ниток, кожаных полосок или бисера. Немного примеров слов хиппового жаргона, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»…

В последние десятилетия происходит очередной всплеск интереса к жаргону, чему в немалой степени способствует засилие на экране молодёжных сериалов, язык героев которых трудно назвать соответствующим нормам. Именно оттуда проникают в речь современных школьников разного рода жаргонизмы.

Итак, жаргон, как языковое явление, существует на протяжении нескольких веков. Каким бы запретам его ни подвергали, как бы ни судили, выкорчевать его из языка не представляется возможным. Поэтому надо его воспринимать, искать его место в речи современных носителей языка, выявлять закономерности его существования.



ГЛАВА 2 2.1. Роль социальных факторов в формировании речи современной молодежи



Современную молодежь совсем без жаргона представить невозможно. В настоящее время так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. Присутствующая в современном обществе актуальность культурных достижений западной цивилизации - вполне естественная плата за шаг, сделанный ей навстречу. То, что там связано с индустрией шоу, в основе которой лежат несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных с деньгами, насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается преимущественно как некая зрелищная форма, звучит у нас как своеобразное руководство к действию.

Для современного ребёнка, испытывающего дефицит общения из-за сильной загруженности в школе и занятости родителей, мир часто предстаёт с экрана телевизора, звучит по каналам радиостанций... Нам известно, что телевидение является одним из источников знаний о жизни, «окном в большой мир». Всегда ли средства массовой информации (СМИ) положительно влияют на речевое развитие и культуру подростков?

Также одним из важных факторов, влияющих на речевое поведение, является музыкальная культура. Эстрадная музыка для нынешнего подростка с наушниками и аудиоколонками дома – не только возможность «оторваться», но и своего рода призма, через которую подросток воспринимает мир. Хотелось бы обратить внимание на такой аспект в развитии речи школьников, связанный с пользованием компьютерной сети, а именно с общением людей по электронной почте. Что собой представляет так называемое электронное письмо (одно из средств общения) – не деловое, а именно личное? Среднестатистический портрет его таков: это от одной до нескольких коротких, корявых и отрывистых фраз, написанных с ошибками. Живой язык общение заменяется на изображения смайлов или условных обозначений.

Стремительное и постоянное ускорение и обновление — ведущие характеристики современной жизни, которой живет российская молодежь. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обуславливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.



2.2. Потребность молодежи в самовыражении и понимании



Основной причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании.

Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках, как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как самоопределение в настоящем – в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения – деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков и старшеклассников и представляющей для них самостоятельную ценность.

Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться. В свете всего выше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учеба отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком.

Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений, не выражающие отрицательных эмоций. Тем не менее грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия. Скорее это проявление «языковой болезни» - бездумности и отрицания норм, примитивизма и языкового атавизма, что присущие подростковому возрасту. Отвернуться от этого, сделать вид, что этого не существует, можно, но называется это ханжеством. Более того, к месту и ко времени употребленное подростком матерное слово (естественно, в подобающей обстановке) может оказаться более действенным, нежели пространные рассуждения и долгие беседы.
По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка.



2.3.Признаки молодежного жаргона


Для молодежного жаргона характерно, помимо отчужденности, эмоционально-игровое начало. Заимствованные из литературного языка элементы переосмысляются в игровом, ироническом ключе: мне это абсолютно параллельно, сугубо фиолетово, по барабану.

Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные? Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип – элемент шока, встряски, чтобы "заколебать народ", и элемент насмешки, чтобы было не скучно, а смешно, "прикольно". В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий. Улёт, отпад! – так может выразить восторг сегодняшняя школьница, скучную музыку назовет депрессняк, а примерного одноклассника – ботаник.

Другой игровой прием, используемый в молодежном жаргоне, – это сближение слов на основе звукового подобия, звуковой перенос: к примеру, "лимон" вместо миллион; мыло, "емеля" вместо e-mail (от английского слова электронная почта).

Итак, шутка, игра – это позитивный элемент молодежной речи. Вряд ли кто-нибудь всерьез может бороться с этим.

Другая важная характеристика молодежной речи – ее «первобытность». Ассоциация с языком какого-нибудь первобытного общества возникает, когда педагоги наблюдают нестабильность, постоянную изменяемость жаргона как во временном, так и в пространственном измерении. Не успев закрепиться, одни формы речи уступают место другим: так, не столь давнее жаргонное "мани" (от английского слова money - деньги) заменили "баксы" и "лаве". Аналогичные процессы отмечались в начале века исследователями-этнографами в языках южноамериканских индейцев, для которых миссионеры не успевали переписывать словари. Это естественное состояние любого языкового образования в период его становления.

Еще один признак «первобытности» молодежного жаргона – неопределенность, размытость значений входящих в него слов. "Стрёмно, круто"," я прусь" могут быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Сюда относятся как "блин!" и "елы-палы!", используемые в жаргоне только в качестве эмоциональных восклицаний, так и слова типа "прикол", "улёт", "чума", "жжет". Будучи использованными в качестве эмоциональных междометий, они практически полностью теряют свое значение, которое вытесняется сильно акцентированным в определенной ситуации эмоциональным компонентом значения. К этой же группе относятся словосочетания "полный атас", "полный абзац", "полный писец". В зависимости от ситуации и круга общения данные слова могут выражать разнообразные - вплоть до противоположных - эмоции: разочарование, раздражения, восхищение, удивление, радость и т. д. При этом более или менее адекватное «узнавание» выражаемой эмоции слушателем не может осуществиться без учета интонации, мимики, жестикуляции говорящего, а также контекста.

Подобное явление было в свое время отмечено Д.С. Лихачевым для уголовно-лагерного жаргона. Он охарактеризовал его как атавистический примитивизм речи, сходный с диффузностью первобытной семантики. Аналогичный пример приводил и Ф.М. Достоевский, наблюдая, как мужики обходятся в своем общении одним непечатным словом, вкладывая в него каждый раз новые смыслы. Этот первобытный атавизм Лихачев считал болезнью языка – «инфантилизмом языковых форм». Для нее характерно, что молодежь часто использует слова и выражения, значения которых до конца не осмысливает и не стремится осмыслить, играя на внешней яркости. А нередко и затрудняется осмыслить, порождая в речи цепочки слов-«паразитов», на борьбе с которыми не так давно сосредоточивали основное внимание педагоги.

Итак, основное заслуживающее осуждения качество молодежного жаргона, который формируется кругом общения подростка, – его выраженный "атавистический примитивизм". Кроме "…расплывчатой семантики, он проявляется и в заниженности тех сфер лексики, откуда черпаются ее ресурсы, и в стилистически заниженных грамматических средствах, используемых в речи; это, в частности, уничижительные суффиксы – -няк, -ня (отходняк, депрессняк, тусняк, тусня), усечения (ботан), фамильярные суффиксы в личных именах (Димон, Колян, Юрец). И, наконец, в значительной доле заимствований из просторечной лексики". Все эти приемы – осознанный выбор, осуществляемый в речевом поведении между подростками. А речевое поведение также регулируется нормой или антинормой. Современный молодежный жаргон выбирает антинорму.






































ГЛАВА 3. Практическая часть

Для того чтобы подробнее изучить такой процесс, как жаргонизацию речи старшеклассников, я понаблюдала некоторое время за своими сверстниками (одноклассниками, друзьями, сверстниками из другой параллели в школе) и поняла, что они чаще всего употребляют в речи следующие жаргонные слова:

Чекать (от англ. «to check») - проверять

Рандом (от англ. «Random») – случайность (случайный выбор)

Рофлить – смеяться.(Аббревиатура «Rolling On the Floor Laughing» — «катаясь по полу от смеха»)

Скилл (от англ. слова «skill») – навык (прокачать свой скилл – улучшить свой навык)

Крипово (от англ. «creepy» - жуткий) – страшно

Юзать – использовать

Кринж (от англ.«cringe»)– стыд.

Олды (с англ. «old»- старый)- старики, чаше употребляется в значении знатоки ( разбираются в чем-то что было давно)

Чилить (chill — «холод») – расслабляться, прохлаждаться

Рили (от англ.«really»)- реально

Топ, топчик (от англ. «top»- верхушка)– лучший

Агриться (от англ. «angry») –злиться

Сори, сорян (от англ. «sorry»)– извини

Жиза- жизненная ситуация

Шипперить  (от англ. «Shipping»)– сводить кого-либо, придумывать отношения между людьми

Токсик (от англ.«toxic» — токсичный, ядовитый)– злой, агрессивно реагирующий человек

ЧСВ- чувство собственной важности, человек с завышенной самооценкой

Читер (от англ. «cheater») – жулик ,хитрец

А также слова-паразиты : блин, типа , как бы, вот.

Как можно заметить, старшеклассники чаще всего пользуются англицизмами при общении со сверстниками.

Мир вокруг человека – это то, что он видит, слышит и ощущает. Поэтому молодежный жаргон включает в себя большое число тематических групп. Так, услышанные мной в ходе исследования, жаргоны можно разделить, например, на следующие группы :

а) названия людей: предки, инвесторы ‘родители’, дирик, ‘директор’, кадр

б) названия частей тела человека: фары ‘глаза’, черепушка, кумпол, чердак ‘голова’, локаторы ‘уши’,

г) названия предметов и понятий, связанных с учебным процессом: матеша ‘математика’, физра ‘физкультура’, шпора, ‘шпаргалка’, пара ‘двойка’, кол ‘единица’, зубрить ‘учить’.

Ежедневно подростки видят примеры безнравственного, переполненного нецензурными выражениями общения между молодыми людьми (молодежные ток-шоу («Дом-2», «Пацанки»); телесериалы («Универ», «Жуки», «Полицейский с Рублевки»); мультсериалы («Южный парк», «Симпсоны»). Естественно, впитывая подобную специфику разговора, школьники пытаются применить её в жизни, в общении с друзьям и, одноклассниками.

В молодежном контенте (информации, содержащейся в популярных источниках интернета) часто употребляются следующие жаргоны:

Тренинг – обучение

Хейтить (от англ. «hate»)– ненавидеть ,жестко критиковать

Рип , рипнуть(от англ. «rip») –умереть в игре или переносном смысле

Пранк ( от англ. «prank»)- розыгрыш

Мерч (от англ. «merch»)одежда или предмет с изображением знаменитостей

Лойс (от англ. «lois»)- лайк , положительная оценка фото, видео

Месседж (от англ. «message») – посыл, сообщение


Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен («Зая» Клавы Коки, «Заколебал ты» – группа «Дискотека Авария», слова из песни NILETTO: «Я просто трачу свой тайм на тебя» (от англ. Time - время).






































Заключение



Целью данной работы является изучение жаргонизации речи современной молодежи. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Засилие жаргонизации речи сегодня обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и так далее. Молодежь все чаще сталкивается с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым. Можно отметить, что они хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.

2. Современная молодежь считает жаргонизацию речи неотъемлемой частью своего общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с друзьями, обмениваться информацией и узнавать новое.

3. При изучении уровня жаргонизации речи можно выявить, что первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является прежде всего игрой слов, которая придает речи легкий юмористический оттенок.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные подтверждают то, что наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди молодежи. Если обобщить полученные данные, то можно формулировать причины увеличения доли жаргонизации речи современной молодежи:

1. Социальные факторы.

2. Значимость «своего» (жаргонного) языка для общения со сверстниками (желание утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах).

3. Влияние средств массовой информации (чтение газет и молодежных журналов, просмотр телепередач) на речь современной молодежи.





































Литература



  1. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания, 1996, № 3.

  2. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.

  3. Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990

  4. Нестеренко В. Язык нетерпимости и язык доверия.//Свободная мысль. - 1992. - № 2. - С.

  5. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. – М.: Знание, 1991. – (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; № 2).

  6. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. М., 1992.

  7. Л.Л. Федорова. Речь подростка норма или антинорма?. Интернет-портал WWW.rus.1 september.ru















14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!