СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Молодёжный сленг или лексика современного школьника"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель нашего исследования:  проанализировать речь обучающихся моей школы, выяснить причины употребления ими сленговых выражений.

Объектом исследования является устная речь учащихся 5-11 классов моей школы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Молодёжный сленг или лексика современного школьника"»

Министерство образования Республики Башкортостан муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Андреевка  Исследовательская работа Направление «Русский язык и литература»   «Молодежный сленг или лексика современного школьника»  Выполнила: обучающаяся  5 класса  МБОУ СОШ с. Андреевка  Иксанова Влада  Руководитель: учитель русского  языка и литературы  Ахметзянова  Ирина Ахлямовна Андреевка - 2019

Министерство образования Республики Башкортостан

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Андреевка

Исследовательская работа

Направление «Русский язык и литература»

  «Молодежный сленг или

лексика современного школьника»

Выполнила: обучающаяся

5 класса

МБОУ СОШ с. Андреевка

Иксанова Влада

Руководитель: учитель русского

языка и литературы

Ахметзянова

Ирина Ахлямовна

Андреевка - 2019

Актуальность исследования:   современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно. Но наш «великий, прекрасный и могучий русский язык » портится и засоряется. Сленговая речь стала повседневной. Многие родители, разговаривая со своими детьми, просят перевести непонятные для них выражения. В чем причина употребления жаргонизмов в речи школьников. Бороться с ним или принимать его? Данное противоречие способствовало возникновению интереса к исследованию данной темы. Гипотеза: в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, употребление которых связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; сленговые слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.

Актуальность исследования:   современный человек должен говорить грамотно, убедительно, выразительно. Но наш «великий, прекрасный и могучий русский язык » портится и засоряется. Сленговая речь стала повседневной. Многие родители, разговаривая со своими детьми, просят перевести непонятные для них выражения. В чем причина употребления жаргонизмов в речи школьников. Бороться с ним или принимать его? Данное противоречие способствовало возникновению интереса к исследованию данной темы.

Гипотеза: в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, употребление которых связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; сленговые слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.

Цель исследования:   проанализировать речь обучающихся моей школы, выяснить причины употребления ими жаргонизмов и сленговых выражений. Задачи исследования: 1.Изучить литературу по данному вопросу 2 . Определить, какое место занимает сленг в речи учащихся. 3.Выявить источники и причины возникновения подросткового жаргона. 4. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.   5.Составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы. Объект исследования:    устная речь учащихся 5-8 классов моей школы Методы исследования:   теоретические ( анализ литературы) Эмпирические (анкетирование, опрос, беседа, обработка информации, сравнительный анализ, выводы).

Цель исследования:   проанализировать речь обучающихся моей школы, выяснить причины употребления ими жаргонизмов и сленговых выражений.

Задачи исследования:

1.Изучить литературу по данному вопросу

2 . Определить, какое место занимает сленг в речи учащихся.

3.Выявить источники и причины возникновения подросткового жаргона.

4. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.

  5.Составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы.

Объект исследования:   устная речь учащихся 5-8 классов моей школы

Методы исследования:   теоретические ( анализ литературы)

Эмпирические (анкетирование, опрос, беседа, обработка информации, сравнительный анализ, выводы).

Практическая значимость работы   заключается в том, что данное исследование позволяет связать мои лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит быть внимательным к своей речи и речи моих ровесников.

Практическая значимость работы   заключается в том, что данное исследование позволяет связать мои лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит быть внимательным к своей речи и речи моих ровесников.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И. С. Тургенев

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

И. С. Тургенев

 Как сохранить русский язык ?  Как сохранить русский язык ?  Как сохранить русский язык ?  Как сохранить русский язык ? На каком языке мы говорим? Что такое сленг? Как понять друг друга?

Как сохранить русский язык ?

  • Как сохранить русский язык ?
  • Как сохранить русский язык ?
  • Как сохранить русский язык ?
  • На каком языке мы говорим?
  • Что такое сленг?
  • Как понять друг друга?
Существует несколько определений сленга: Сленг   (англ. slang)   – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.  Сленг   – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; Сленг   - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного  языка.  Сленг - заимствованное из английского –  то же, что и французское жаргон .   Слова жаргон и сленг –  синонимы.

Существует несколько определений сленга:

Сленг   (англ. slang)   – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.

Сленг   – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей;

Сленг   - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

Сленг - заимствованное из английского –

то же, что и французское жаргон .

  Слова жаргон и сленг –

синонимы.

Школьный сленг   – это ненормативная лексика школьников, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и  отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие появляются точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства его – выразительность и краткость.

Школьный сленг   – это ненормативная лексика школьников, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и  отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие появляются точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства его – выразительность и краткость.

-В чем причина употребления сленга в речи школьников? -Бороться с ним или принимать его? Данное противоречие способствовало возникновению интереса к исследованию данной темы

-В чем причина употребления сленга

в речи школьников?

-Бороться с ним или принимать его?

Данное противоречие способствовало возникновению интереса к исследованию данной темы

Чтобы ответить на эти вопросы, я проводила языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдения (и на уроках, и на переменах, и вне школы). В анкетах я попросила указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто.

Чтобы ответить на эти вопросы, я проводила языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдения (и на уроках, и на переменах, и вне школы).

В анкетах я попросила указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто.

Результаты анкетирования школьников   В анкетировании принимало участие 95 человек : 17 обучающихся из 5 класса, 22 обучающихся из 6 класса, 14 обучающихся из 7 класса, 22 обучающихся из 8 класса, 5 обучающихся из 10 класса,  4 обучающихся из 11 класса  11 педагогов.

Результаты анкетирования школьников

В анкетировании принимало участие 95 человек :

17 обучающихся из 5 класса,

22 обучающихся из 6 класса,

14 обучающихся из 7 класса,

22 обучающихся из 8 класса,

5 обучающихся из 10 класса,

4 обучающихся из 11 класса

11 педагогов.

Данные анкетирования показали, что 63 подростка (75%) знают молодежный сленг и 50 обучающихся (59% ) используют в своей речи слова молодежного сленга. Отвечая на вопрос: «Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?» - 42 человека с этим утверждением согласились, 42 - так не считают. 

Данные анкетирования показали, что 63 подростка (75%) знают молодежный сленг и 50 обучающихся (59% ) используют в своей речи слова молодежного сленга. Отвечая на вопрос: «Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?» - 42 человека с этим утверждением согласились, 42 - так не считают. 

Причины использования нелитературных слов в речи подростков:  «так легче общаться» – 25 обучающихся;«сленг помогает лучше выразить свои мыcли» - 13 «использование таких слов делает речь понятнее для друзей» - 21; « мне все равно как я говорю»- 3;  «это модно и современно» - 6;   «так говорят все, и я буду»- 3,   «на то есть другие причины» - 14. 

Причины использования нелитературных слов в речи подростков:

«так легче общаться» – 25 обучающихся;«сленг помогает лучше выразить свои мыcли» - 13

«использование таких слов делает речь понятнее для друзей» - 21;

« мне все равно как я говорю»- 3;

«это модно и современно» - 6;

  «так говорят все, и я буду»- 3, 

«на то есть другие причины» - 14. 

  Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?    Утвердительно ответили 42 обучающихся; 17 сказали, что не могут обойтись без сленга, 25 обучающихся вообще об этом не задумывались. 

  Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

  Утвердительно ответили 42 обучающихся; 17 сказали, что не могут обойтись без сленга, 25 обучающихся вообще об этом не задумывались. 

Результаты опроса педагогов В анкетировании принимали участие 11 педагогов. Данные анкетирования показали: 6 педагогов знают современный молодежный сленг,  8 - отрицательно относятся к этому явлению 3 – затруднились ответить; все педагоги считают, что жаргонизмы засоряют и разрушают нашу речь и считают недопустимо использовать сленги в средствах массовой информации.

Результаты опроса педагогов

В анкетировании принимали участие 11 педагогов. Данные анкетирования показали:

6 педагогов знают современный молодежный сленг,

8 - отрицательно относятся к этому явлению

3 – затруднились ответить;

все педагоги считают, что жаргонизмы засоряют и разрушают нашу речь и считают недопустимо использовать сленги в средствах массовой информации.

Результаты проведенного исследования  1. Подростки знают и используют в своей речи сленг и жаргонную лексику, но считают, что такая речь неприемлема в современном обществе. Большинство из них могут обойтись без сленга. 2. К 5 - 6 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Практически на одном уровне оказались учащиеся 7 и 8 классов. А учащиеся 10 – 11 классов, наоборот, меньше употребляют сленги и более осознанно относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов и сленговых выражений, и стараясь лишь иногда обращаться к этой разновидности речи. 3.   Используют жаргон для того, чтобы им было легче общаться и лучше выражать свои мысли; считают его использование модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого. 4. Язык подростков не всегда понятен их родителям и учителям. 5 .Школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно.

Результаты проведенного исследования

1. Подростки знают и используют в своей речи сленг и жаргонную лексику, но считают, что такая речь неприемлема в современном обществе. Большинство из них могут обойтись без сленга.

2. К 5 - 6 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Практически на одном уровне оказались учащиеся 7 и 8 классов. А учащиеся 10 – 11 классов, наоборот, меньше употребляют сленги и более осознанно относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов и сленговых выражений, и стараясь лишь иногда обращаться к этой разновидности речи.

3.   Используют жаргон для того, чтобы им было легче общаться и лучше выражать свои мысли; считают его использование модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого.

4. Язык подростков не всегда понятен их родителям и учителям.

5 .Школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно.

Источники происхождения современного сленга подростков 1.  Источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, общение в соцсетях, развитие сотовой телефонной связи.  2 . Современная музыкальная культура.  Она является частью их жизни.   3 . В речь школьников проникло много иностранных слов:   лол, кек – смешно, крези – сумасшедший, швепс – свежее, модное и др. 4. В речи школьников много сокращенных слов. Называют только первые буквы: др – день рождения, сп – спасибо, дз – домашняя работа, лд – лучший друг, кр – контрольная работа, ср – самостоятельная работа. Называют первую половину слова: нез – не знаю, лан – ладно. Называют только согласные звуки :всм – в смысле, кнш – конечно. 5.  Слова, с переносным значением, например, крутой – очень хороший; тупик – человек, который медленно соображает. 6 .  Источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» домашка, училка, матем, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, тусич, тубзик, столовка и т. д.

Источники происхождения современного сленга подростков

1. Источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, общение в соцсетях, развитие сотовой телефонной связи. 

2 . Современная музыкальная культура.  Она является частью их жизни. 

3 . В речь школьников проникло много иностранных слов:   лол, кек – смешно, крези – сумасшедший, швепс – свежее, модное и др.

4. В речи школьников много сокращенных слов. Называют только первые буквы: др – день рождения, сп – спасибо, дз – домашняя работа, лд – лучший друг, кр – контрольная работа, ср – самостоятельная работа. Называют первую половину слова: нез – не знаю, лан – ладно. Называют только согласные звуки :всм – в смысле, кнш – конечно.

5.  Слова, с переносным значением, например, крутой – очень хороший; тупик – человек, который медленно соображает.

6 .  Источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» домашка, училка, матем, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, тусич, тубзик, столовка и т. д.

Семантические группы сленга

Название группы

Примеры

Слова, обозначающие людей по профессии

училка (учительница), водила (водитель),

историчка (учитель истории), мент (полицейский);

Бытовая техника

телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон),

комп (компьютер), ноут (ноутбук)

Транспорт

мотик, (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина),

Слова, обозначающие людей по родству

предки, родоки (родители), систер (сестра), братан (брат)

Учеба

Досуг

дз (домашнее задание), ср (самостоятельная работа), пара (оценка «2»),

рус.яз ( русский язык), матем(математика), истор (история), физра (физкультура), баскет (баскетбол), футбик (футбол)

пятак (оценка «5»), контрошка (контрольная работа)

Мем (картинка), флекс (танец), гулянка(гулять), тусич (совместное времяпровождение)

Деньги

бабки, бабло, баксы, штука, бабосы

Слова-оценки

классно, клево, (хорошо, отлично), зашквар (позорно )прикольно (интересно), круто, свег (отлично), рили (реально), швепс( свежо, модно), кринж (гадость)

везуха (везучий), фигня (очень простое)

Слова, обозначающие действия

отвали(отойди, отстань), рофл (смешить), заткнись(замолчи), хавать (есть),базарить (говорить), приколоться (пошутить), хэзэ (не знаю)слинять (сбежать), флексить ( танцевать),зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься),

выпендриваться (хвастаться), спалить (наябедничать), посрать (все равно) , хавать(есть)

сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать);

Слова, обозначающие людей по их качеству

Тупик , дэбил( глупый), лох, крези (сумасшедший), ботаник( отличник),

Слова этикета

Спс, сяб, сябки (спасибо), йоу, хай, ку (привет), досвидос (до свидания)

Одежда

Ботиносы (ботинки), кроссы (кроссовки), перчаты (перчатки)

Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы:  1. Читать хорошую литературу; 2. Включить самоконтроль за речью, своей и чужой; 3. Практиковать выступление перед аудиторией; 4. Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы:

1. Читать хорошую литературу;

2. Включить самоконтроль за речью, своей и чужой;

3. Практиковать выступление перед аудиторией;

4. Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

Заключение Речь современного школьника изобилует жаргонным сленгом, который засоряет речь, обедняет ее, делают её грубой и некрасивой. Современный подросток должен не только оперировать сленговыми словами, но и прекрасно владеть литературной речью, так как понятие

Заключение

Речь современного школьника изобилует жаргонным сленгом, который засоряет речь, обедняет ее, делают её грубой и некрасивой.

Современный подросток должен не только оперировать сленговыми словами, но и прекрасно владеть литературной речью, так как понятие "культурный человек" предполагает умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли.

  Молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык.

С.Я.Маршак: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас». С.Я.Маршак

С.Я.Маршак: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова,

которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».

С.Я.Маршак

Использованная литература  Т.Г.Никитина. Толковый словарь молодёжного сленга. М., 2005г. Л.И.Скворцов.Жаргоны /русский язык: энциклопедия – М., 1979 О.Л.Соболева Справочник школьника 5-11 классы. Русский язык /М.: АСТ. 2003г. В.В.Соколова «Культура речи и культура общения». - М.: Просвещение, 1995. Материал с сайта  http://ru.wikipedia.org

Использованная литература

  • Т.Г.Никитина. Толковый словарь молодёжного сленга. М., 2005г.
  • Л.И.Скворцов.Жаргоны /русский язык: энциклопедия – М., 1979
  • О.Л.Соболева Справочник школьника 5-11 классы. Русский язык /М.: АСТ. 2003г.
  • В.В.Соколова «Культура речи и культура общения». - М.: Просвещение, 1995.
  • Материал с сайта  http://ru.wikipedia.org
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!