СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Может ли исторический роман заменить учебник истории?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня все мы сталкиваемся с попытками переоценки истории. Но, как писал Василий Осипович Ключевский: «История – не учительница, она надзирательница, она никогда ничему не учит, но всегда наказывает за незнание уроков». Народ, не знающий своей истории,  будет повторять свои ошибки.Яркое литературное произведение может возбудить интерес к истории народа и может вызвать в душе любого человека, особенно ребенка, сильный эмоциональный отклик.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Может ли исторический роман заменить учебник истории?"»

14



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» г.Курска










Исследовательский проект


Может ли исторический роман заменить учебник истории?











Выполнила

Падогова Полина, учащаяся 8 А класса

Научный руководитель: Червякова Е. А.,

учитель русского языка и литературы






Содержание


  1. Введение Стр. 3

1.1 Актуальность темы Стр. 3

1.2 Цели и задачи Стр. 3

1.3 Объект исследования Стр. 4

  1. Основная часть Стр. 4

2.1«Капитанская дочка» как исторический роман. Стр. 5

2.1.1 История создания произведения. Стр. 5

2.1.2 Пушкинский образ Пугачева. Стр. 6

2.1.3 Современная историческая наука о Пугачеве. Стр. 8

2.1.4 Лучше, чем учебник истории? Стр. 9

3. «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя - историческая повесть или

народный эпос? Стр. 10

3.1. Источники создания повести. Стр. 10

3.2. Изображение евреев в повести «Тарас Бульба». Стр. 11

3.3 Эпос, но не историческая повесть. Стр. 13

4. Заключение. Стр. 14

5. Источники и интернет источники Стр. 14

6. Примечания Стр. 15














1. Введение

1.1 Актуальность темы

Сегодня все мы сталкиваемся с попытками переоценки истории. Но, как писал Василий Осипович Ключевский: «История – не учительница, она надзирательница, она никогда ничему не учит, но всегда наказывает за незнание уроков». Народ, не знающий своей истории, будет повторять свои ошибки.

Яркое литературное произведение может возбудить интерес к истории народа и может вызвать в душе любого человека, особенно ребенка, сильный эмоциональный отклик. Тем важнее суметь оценить исторический роман или повесть с точки зрения ее правдивости и соответствия истине.

Тем ценнее оказываются настоящие исторические романы и повести.

У меня есть два любимых предмета – литература и история. И актуальность данного проекта для меня заключается в возможности объединения этих двух предметов, возможности использовать различные методы исследования, находить общие точки.

1.2 Цели и задачи

Цель - найти ответ на вопрос: может ли исторический роман заменить учебник истории?

Задачи

1. Изучить историю написания романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Собрать данные о Пугачеве как об исторической личности. Выяснить точку зрения современной науки об этом человеке.

3. Дать оценку произведениям Гоголя и Пушкина как историческим исследованиямй. Выяснить, чего больше принесет его прочтение пользы или вреда человеку, который отнесется к автору как к историку



1.3 Объект исследования

Объектом нашего исследования станет повесть «Тарас Бульба» Николая Гоголя и повесть «Капитанская дочка» Александра Пушкина. Эти произведения объединяет искреннее желание авторов донести до читателей истинные исторические реалии описываемых эпох.

2. Основная часть

Исторический роман — роман, построенный на историческом сюжете, который воспроизводит в художественной форме какую-либо эпоху, определённый период истории. В историческом романе историческая правда сочетается с художественной, исторический факт — с художественным вымыслом, настоящие исторические лица — с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи. Всё повествование в историческом романе ведётся на фоне исторических событий.1

Выделяют несколько типов исторических романов.

Роман - историческая хроника2. В этом типе романа всё – историческая правда, и практически отсутствует авторский вымысел, но не хватает психологической глубины и художественной убедительности.

Второй тип исторического романа - произведение, которое просто облекает в исторические костюмы реалии современные автору. Пример - роман "Три мушкетёра" Александра Дюма3. Шутливо, но верно выразил суть таких романов советский писатель Даниил Гранин: "Какое мне дело, соблюдал ли историческую правду Александр Дюма в "Трёх мушкетёрах"! И правильно делал, что не соблюдал".

Авторов романов третьего типа привлекает связь прошлого и настоящего, познание современной общественной и частной жизни через осмысление прошлого.4 К подобным историческим произведениям следует отнести роман А.С.Пушкина "Капитанская дочка".5

2.1 «Капитанская дочка» как исторический роман

2.1.1 История написания

Пушкин принадлежал к удивительному поколению русского дворянства – поколению декабристов. Это поколение мечтало о свободе. В этой среде формируются его политические убеждения. Пушкин так писал об этом: «Политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян».6

Отсюда и интерес писателя к крестьянским бунтам и бунтарям.

На первую половину XIX в. пришлось огромное количество стихийных выступлений крестьянства и военных поселенцев. Особенно они участились в 30-е гг., достигая, по выражению А.И. Чхеидзе, «местами таких размеров, что в правительственных кругах и в широких кругах дворянского общества возникали опасения «новой пугачёвщины».7 Пушкин внимательно следил за текущими событиями. В августе 1831 г. он пишет в письме П.А. Вяземскому: «…ты, верно, слышал о возмущениях Новгородских и Старой Руси. Ужасы…».8

Пушкин решает писать о крестьянском бунте. Столкнувшись с крайне небольшим количеством архивных источников, а главное, с их предвзятостью и спецификой – они крайне мало могли показать человеческую сторону истории и происходивших тогда событий, в 1833 году писатель решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. «Я в Казани с пятого. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.9

Добросовестный писатель Пушкин вынужден был стать добросовестным историком.

2.1.2 Пушкинский образ Пугачева.

До Пушкина и крестьянская война 1773-1775 гг. и сам Пугачев оценивались историками и писателями (М. М. Щербатовым, Г. Р. Державиным, Д. И. Фонвизиным), напуганными размахом народного движения, резко отрицательно.10 Крайняя степень этих оценок ярко выражена Сумароковым в стихах «Станс граду Синбирску на Пугачева».

Сей варвар не щадил ни возраста, ни пола,
Пес тако бешеный что встретит, то грызет.
Подобно так на луг из блатистого дола
Дракон, шипя, ползет.11

Пушкин знал зверствах пугачевского бунта и не испытывал иллюзий. Но он также сочувствовал рабскому положению народа при Екатерине II. Понимал писатель, что Пугачев не простой вор и убийца. Не так описывали его очевидцы, не таким он сохранился в народной памяти.

Пушкин пытается представить Пугачева-человека. Один исследователь написал: «Пушкин дает Пугачеву шанс произвести на читателей благоприятное впечатление…».12

В чем это выражается? Какими приемами для этого пользуется Александр Сергеевич?

Во-первых, автор сталкивает Гринева с Пугачевым первый раз не во время осады. Они встречаются в ситуации, когда Емельян помогает Гриневу и проявляет себя как хладнокровный, умный опытный человек, способный не поддаться панике в сложной ситуации: «Его хладнокровие ободрило меня..., ...сметливость его и тонкость чутья меня изумили» (глава II «Вожатый»13).

Человек, с которым встречается Гринев в буране, внешне привлекателен: «Наружность его показалась мне замечательна: …он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». (глава II «Вожатый»14). Вожатый умеет себя вести с дворянином – не подобострастно и не на равных, а с должным уважением, сохраняя собственного достоинства: «Ваше благородие, сделайте мне такую милость…» (глава II. «Вожатый»15). Поэт пишет Денису Давыдову: «Вот мой Пугач, при первом взгляде Он виден: плут, казак прямой! В передовом своем отряде Урядник был бы он лихой»16.

Во-вторых, Пушкин-автор сталкивает Пугачева с молодым и добрым по своей сущности и воспитанию человеком. Его родители никогда не обижали своих крестьян и видели в них людей и христиан. Александр Сергеевич через своего главного героя говорит в «Пропущенной главе»: «Я знал, что матушка была обожаема крестьянами и дворовыми людьми, батюшка, несмотря на свою строгость, был также любим, ибо был справедлив и знал истинные нужды подвластных ему людей»17. Гринев написан Пушкиным так, что он мог увидеть в Пугачеве человека.

Пугачев предстанет в дальнейшем как смелый и решительный полководец: «Картечь хватила в самую средину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди…Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал…Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились» (глава VII «Приступ»18).

Мятежник действительно завоевывал души людей, и они верили ему и шли за ним: «Жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Гарнизонные солдаты стояли тут же», «жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон» (глава VII. «Приступ»19), «народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за нами» (глава XII. «Сирота»20). Пугачев умеет найти правильные слова и возбудить отклик в душах простых людей. Воззвание его «написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей» (глава VI. «Пугачевщина»21).

Пугачев помнит хорошее, умеет быть благодарным (вся история помилования Гринева «Ты крепко передо мною виноват, – продолжал он, – но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов» (глава VIII. «Незваный гость»22). Еще один важный штрих - мятежник ценит в людях искренность, и именно это, а не заячий тулуп ценой 15 рублей, в дальнейшем спасает молодому офицеру жизнь: «Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть, – сказал он, ударя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать.» (глава VIII «Незваный гость»23).

При всем этом Пугачев жесток, спокойно перешагивает через человеческие жизни: «Унять старую ведьму!» – сказал Пугачев (глава VII «Приступ»24). Он легко гневается и он действительно страшен. Достаточно вспомнить, как ведет себя с Емельяном Швабрин. «Швабрин побледнел, как мертвый», «Швабрин упал на колени…» (глава XII «Сирота»25).

2.1.3. Современная историческая наука о Пугачеве.

Теперь рассмотрим, что известно о Емельяне Пугачеве исторической науке.26 Все материалы по делу Пугачёва на протяжении 144 лет, до конца правления династии Романовых, были под грифом «секретно».

  • О юности Пугачева известно мало. Он родился в казачьей семье в станице Зимовейской.

  • Емельян женился в 17 лет и ушел служить. Смелый юноша отличился по службе. Но затем здоровье его расстроилось, и он покинул ряды казачьего войска.

  • Пугачев отправился странствовать по свету, причем несколько раз его сажали за решетку, но он всякий раз ускользал.

  • Когда Емельяну пришло в голову решение объявить себя Петром Федоровичем, смещенным Екатериной с престола, никто не знает. Но он быстро собрал вокруг себя единомышленников и начал войну с правительством, масштаб которой был огромным. Откуда брались средства на обмундирование и вооружение? Источники говорят, что Пугачева снабжали деньгами Турция и Франция, которым было выгодно ослабить Россию, уже начинавшую завоевывать авторитет в Европе.

  • Угроза для правительства и государства была настолько реальна, что Екатерине пришлось форсировать мирные переговоры с турками, чтобы получить возможность часть освободившихся войск двинуть против Пугачева.

  • Захват бунтовщика произвел Суворов. Он же и препровождал Пугачева в железной клетке в Москву. Вместе с Емельяном везли его сына – храброго и шустрого мальчика.

2.1.4 Лучше, чем учебник истории?

Соотнесем эти данные с образом Пугачева, созданным в «Капитанской дочке». Образ Пугачева, созданный Пушкиным, не противоречит историческим фактам. Написанное поэтом до сих пор является полноправной гипотезой. Писателю в его путешествии по Оренбургским степям удалось прочувствовать личность вождя восставших. Это то, что позволило О. В. Ключевскому написать, что в «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману».27

Мне кажется, что через этот образ бунтовщика Александру Сергеевичу удается показать противоречивость самого крестьянского выступления. Оно было кровавым, но вызвано оно было нарушением прав народа, его притеснениями. А Пушкин за всей этой жестокостью пытается показать обычных людей способных на добро. Как будто это ко всему крестьянскому восстанию относятся слова Гринева: «Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время» (глава XII «Сирота»28).

Итак, я считаю, что учебник истории - самый лучший инструмент для ее изучения в школе. Он излагает достижения исторической науки научным языком, показывает причины, взаимосвязи и проверенные факты.

Как же выглядит в сравнении с учебником роман Пушкина «Капитанская дочка»?

Рисуя образ Пугачева в своей повести, автор не грешит против исторических фактов. Добросовестность в подборе и поиске источников, использованных Александром Сергеевичем, сделали бы честь любому историку. У Пушкина было преимущество, он разговаривал с живыми свидетелями и участниками событий, воспоминания в памяти людей были еще свежи. При этом особенности литературного повествования и, конечно, гениальность Пушкина как писателя позволяют показать живого человека. Это значит, что автору удалось создать очень яркий, соответствующий историческим фактам и при этом абсолютно живой образ вождя крестьянской войны. Герой этот вбирает в себя всю сложность и противоречивость этого восстания.

Получается, что роман объединил в себе исторические факты и добавила в них то, чего учебник истории лишен – живого человека.

3. «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя - историческая повесть или народный эпос?

3.1. Источники создания повести.

Большинство авторов называют повесть Гоголя «Тарас Бульба» исторической повестью. В центре «Тараса Бульбы» — героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. Никогда еще в русской литературе так полно и ярко не изображались размах и раздолье народной жизни.29

Гоголь готовился к написанию «Тараса Бульбы» не меньше, чем Пушкин к написанию «Капитанской дочки». Николай Васильевич тоже собрал все доступные источники30. Он даже с помощью газет обращался к читателям с просьбой передать ему ранее неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов, воспоминания и прочее.31 Николай Васильевич Гоголь очень ценил народное творчество и фольклор. Украинские песни и думы стали основой для создания национального колорита повести и характеров героев.

Однако нельзя точно сказать, когда происходили описываемые в повести события. Их можно отнести и к XV, и к XVI, и к XVII векам. В повести нет точных дат, исторических имен, за исключением Потоцкого и Остраницы.32

Насторожили бы любого историка и такие слова Гоголя: «Моя радость, жизнь моя, песни! – писал он собирателю их Максимовичу. – Как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими, живыми летописями! Я не могу жить без песен... Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни, они все дают по новой черте в мою историю!»33 Любой художественный источник требует очень аккуратного к себе подхода.

3.2. Изображение евреев в повести «Тарас Бульба»

При сборе информации и чтении литературы о том, как Гоголь писал «Тараса Бульбу», я наткнулась на обсуждение еврейского вопроса в произведении Гоголя. Автор статьи весьма нелестно отзывался о позиции писателя. Я решила, что автор статьи преувеличивает, но именно этот вопрос приобрел для меня актуальность при рассмотрении «Тараса Бульбы» как исторической повести.

Каким же предстает еврейский народ в произведении Гоголя? На страницах повести евреи грязные, им чужды всякие представления о личной и бытовой гигиене. Например, описание дома Янкеля: «Он прямо подъехал к нечистому, запачканному домишку, у которого небольшие окошки едва были видны, закопченные неизвестно чем; труба заткнута была тряпкою, и дырявая крыша вся была покрыта воробьями; куча всякого сору лежала пред самыми дверьми. Из окна выглядывала голова жидовки, в чепце с потемневшими жемчугами»34. Глава 11 описывает как Тарас въезжает на улицу в Варшаве на которой жили евреи. Казак въезжает «в темную узенькую улицу, носившую название Грязной и вместе Жидовской, потому что здесь действительно находились жиды почти со всей Варшавы. Эта улица чрезвычайно походила на вывороченную внутренность заднего двора. Солнце, казалось, не заходило сюда вовсе. Совершенно почерневшие деревянные дома, со множеством протянутых из окон жердей, увеличивали еще более мрак. Изредка краснела между ними кирпичная стена, но и та уже во многих местах превращалась совершенно в черную. Иногда только вверху оштукатуренный кусок стены, обхваченный солнцем, блистал нестерпимою для глаз белизною….Всякий, что только было у него негодного, швырял на улицу, доставляя прохожим возможные удобства питать все чувства свои этою дрянью»35.

Евреи не имеют друзей и предают за деньги при первой же возможности. Янкелю при приезде к нему его, фактически спасителя Бульбы, «так и бросились жиду прежде всего в глаза две тысячи червонных, которые были обещаны за его голову; но он постыдился своей корысти и силился подавить в себе вечную мысль о золоте, которая, как червь, обвивает душу жида»36 (глава 10).

Свой доход евреи ценят выше не только чужой, но и своей жизни. Глава 437 повествует о том, как Янкель чудом и милостию Бульбы переживший только что погром, «уже разбил какую-то ятку38 с навесом и продавал кремни, завертки, порох и всякие войсковые снадобья, нужные на дорогу, даже калачи и хлебы». Гоголь пишет: «Пожал плечами Тарас Бульба, подивившись жидовской натуре, и отъехал к табору».

Не имея никаких представлений о родине, они считают, что дом человека там, где ему лучше. Это ясно из того как высказывается Янкель о переходе Андрия на сторону поляков «За что же убить? он перешел по доброй воле. Чем человек виноват: там ему лучше, туда и перешел» (глава 739).

Евреи пытаются подчинить себе при помощи денег как поляков, так и православных христиан. Появление одного еврея в округе тут же оказывает развращающее и деструктивное действие на всех, кто его окружает. «Этот жид был известный Янкель. Он уже очутился тут арендатором и корчмарем; прибрал понемногу всех окружных панов и шляхтичей в свои руки, высосал понемногу почти все деньги и сильно означил свое жидовское присутствие в той стороне. На расстоянии трех миль во все стороны не оставалось ни одной избы в порядке: все валилось и дряхлело, все пораспивалось, и осталась бедность да лохмотья; как после пожара или чумы, выветрился весь край. И если бы десять лет еще пожил там Янкель, то он, вероятно, выветрил бы и все воеводство» (глава 1040)

Они трусы: «Бедные сыны Израиля, растерявши все присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках и даже запалзывали под юбки своих жидовок» (глава 441)

Описание внешности евреев гадкое и вызывает при прочтении чувство физического отвращения. Даже мудрецы у них таковы – «вид его мог внушить некоторое доверие: верхняя губа у него была просто страшилище; толщина ее, без сомнения, увеличилась от посторонних причин. В бороде у этого Соломона было только пятнадцать волосков, и то на левой стороне. На лице у Соломона было столько знаков побоев, полученных за удальство, что он, без сомнения, давно потерял счет им и привык их считать за родимые пятна» (глава 1142)

Собранные в одном месте эти цитаты выглядят отвратительно, читать их просто тяжело.

Гоголь, без сомнения, - великий писатель и гуманист. Его «Петербургские рассказы» страшны, но пропитаны любовью к маленькому человеку. Почему же здесь гуманизм писателя ему отказывает?

3.3 Эпос, но не историческая повесть.

Самое удивительное, но когда мы читаем произведение целиком, мы не испытываем такого отвращения. Почему? Потому что «Тарас Бульба», на мой взгляд, - это не историческое произведение, а эпосi или героическая повесть. Героичными предстают изображаемая эпоха, характеры действующих лиц, их борьба, поэтому и повесть можно назвать героическою.43

Интересно, как пишет о повести Д. Н. Овсянико-Куликовский: «Повесть Гоголя полна кровавых описаний, вызывающих отвращение. Но он не имел в виду такого эффекта, и в повести нет гуманной тенденции, с ним связанной. Тарас — великий характер, истинный герой, человек идеи, христианин, готовый положить голову за веру. И все свои зверства он совершаете во имя идеи, и Гоголь думает, что они от этого не просто зверства, а подвиги…По примеру старинных эпических поэтов он не только повествует и рисует, но и воспевает «доблести» героев, превознося силу их духа и их кулака…44

Но чрезмерная жестокость и унизительное изображение евреев нас не смущают, потому что мы читаем героическую песнь о великих подвигах, а не реальную историю. В. Я. Брюсов пишет: «История Украйны только подала повод Гоголю рисовать картины какой-то героической эпохи, мечтавшейся ему».45

По мнению публициста и критика Давида Заславского, сознательного антисемитизма в произведениях Гоголя не было. В героической поэме Запорожья «Тарасе Бульбе» Гоголь «воспевает украинское казачество в его борьбе с исконными врагами — поляками и «жидами» и отношение к евреям в ней может быть только такое, как отношение к врагу.46

Я считаю, повесть Гоголя - великолепное красочное произведение, но это не историческая повесть. Ее нужно читать, чтобы почувствовать общий эмоциональный подъем эпохи, с ее стремлением к объединению русских и всез христиан, защитой православной веры и готовности жертвовать ради этого жизнью. Но не воспринимать повесть буквально, критически относится к фактической стороне истории. Ведь даже к сценам жизни казачьего войска с точки зрения исторической достоверности есть немало вопросов.

  1. Заключение

В работе «Гоголь» Д. Н. Овсянико-Куликовский, называет Пушкина писателем-наблюдателем. Художник-наблюдатель «присматривается и прислушивается к жизни, стараясь понять ее, он стремится постичь человека в жизни, взятой в определенных пределах места и времени, …дает нам возможность, … развивать и совершенствовать наше собственное понимание жизни, наш собственный дар чувствовать человека и все человеческое».47

Мы рассматривали в проекте только образ Пугачева. Уже на его примере видно, что роман «Капитанская дочка» в состоянии заменить или дополнить учебник истории.

Но, мне кажется, что показателен в романе другой момент, который не встретишь в учебнике истории. Сухая фраза об избиении десятков дворянских семей не сравнится со сценой прощания-благословения Марии Ивановны с ее отцом Иваном Кузьмичом, комендантом крепости: «Старый комендант перекрестил ее трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну, прощай, Маша. Василиса Егоровна, уведи же ее поскорее». Маша кинулась ему на шею и зарыдала» (глава VII «Приступ»). Факты, изложенные языком науки, редко вызывают отклик в душе человека. А вызвать этот отклик необходимо. Важно заставить ученика переживать историю своего народа как свою личную. Это главная задача урока истории. В этом хорошей литературе не может быть равных.

Я думаю, что повесть А. С. Пушкина можно и нужно рекомендовать детям при изучении истории. Эта работа во многих вопросах лучше учебников. Автор делает историю живой, заставляет нас сопереживать и прочувствовать события прошлого.

Но людям, отвечающим за образование детей, нужно быть чрезвычайно внимательными при подборе исторических романов. Ведь, например, яркое и патриотичное повествование Гоголя требует пояснений взрослого человека и может оказать совсем не то влияние, на которое рассчитывает учитель.

Но полностью заменить учебники истории исторические романы не в состоянии. История - это наука, и представить ее без изложения сухих фактов, закономерностей, графиков, многочисленных дат невозможно.

Источники и интернет-источники

Источники

  1. Н. В. Гоголь Тарас Бульба.//М., «Правда», 1984. Собрание соч. в 8ми томах. Том2 Стр. 29 – 146

  2. А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5. Стр. 251-359

Интернет-источники

  1. http://info-shkola.ru/analiz-povesti-taras-bulba-gogolya/

  2. http://www.literaturus.ru/2016/08/kritika-taras-bulba-gogol.html

  3. http://rushist.com/index.php/literary-articles/2830-taras-bulba-gogolya-istoriya-sozdaniya

  4. http://obrazovaka.ru/books/gogol/taras-bulba/istoriya-sozdaniya-povesti#ixzz58cMQGoJT

  5. http://rushist.com/index.php/literary-articles/3455-gogol-i-pushkin-sravnenie

  6. http://philosofiya.ru/taras_i_bulba.html

  7. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00352611229594745753

  8. Ирина Бурдакова http://geo-storm.ru/vechnye-voprosy/istorija-i-pamjat/emeljan-pugachev-interesnye-fakty/

  9. http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/kapitanskaya-dochka.html

  10. http://www.rlspace.com/pugachev-kak-realnoe-istoricheskoe-lico-vospriyatie-pushkinym-pugacheva

  11. http://sumarokov.lit-info.ru/sumarokov/stihi/stih-79.htm

  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Скотт, Вальтер

  13. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00352611229594745753

  14. https://vuzlit.ru/513366/istoriografiya_voprosa

  15. https://studfiles.net/preview/2555158

  16. https://studfiles.net/preview/1754898/

  17. https://ru.wikipedia.org/wiki/иторический роман


1 https://ru.wikipedia.org/wiki/исторический роман

2В. С.Пикуль, например, создавал романы - исторические хроники: "Слово и дело" (1974), "Битва железных канцлеров" (1977), "Фаворит" (1982) и многие другие.

3Из русских произведений можно привести в качестве примера произведения М. Н.Загоскина "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году" (1829), "Рославлев, или Русские в 1812 году" (1830).

4https://studfiles.net/preview/2555158

5роман-эпопею Л. Н.Толстого "Война и мир", роман А. Н.Толстого "Пётр Первый"

6 https://studfiles.net/preview/1754898/

7https://studfiles.net/preview/1754898/

8https://studfiles.net/preview/1754898/

9http://www.litra.ru/composition/get/coid/00352611229594745753

10https://vuzlit.ru/513366/istoriografiya_voprosa

11http://sumarokov.lit-info.ru/sumarokov/stihi/stih-79.htm

12http://www.rlspace.com/pugachev-kak-realnoe-istoricheskoe-lico-vospriyatie-pushkinym-pugacheva

13 А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5.Стр.261

14 А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5.Стр.263

15 А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5. Стр.263

16 http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/kapitanskaya-dochka.htm

17 А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5.Стр 355

18 А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5.Стр.298

19 А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5. Стр. 298

20 А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5. Стр. 328

21 А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5.Стр. 290

22 А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5.Стр. 305

23 А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5.Стр. 307

24 А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5.Стр. 300

25 А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5.Стр. 329,330.

26 Ирина Бурдакова http://geo-storm.ru/vechnye-voprosy/istorija-i-pamjat/emeljan-pugachev-interesnye-fakty/

27 http://www.litra.ru/composition/get/coid/00352611229594745753

28 А. С. Пушкин Капитанская дочка.//М., «Правда», 1981, Собрание соч. в 10ти томах. Том 5.Стр. 333

29 http://philosofiya.ru/taras_i_bulba.html

30 Кроме этого, среди источников можно назвать «описание Украины» под редакцией Боплана, «Историю о козаках запорожских» (Мышецкий) и списки украинских летописей (например, летописи Самовидца, Г. Грабянки и Величко). Все почерпнутые сведения смотрелись бы непоэтично и неэмоционально без одного, невероятно важного, составляющего.

31 http://obrazovaka.ru/books/gogol/taras-bulba/istoriya-sozdaniya-povesti#ixzz58cMQGoJT

32 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

33 http://rushist.com/index.php/literary-articles/2830-taras-bulba-gogolya-istoriya-sozdaniya

34 Н. В. Гоголь Тарас Бульба.//М., «Правда», 1984. Собрание соч. в 8ми томах. Том2 Стр. 29 – 146 Стр. 125-126

35 Н. В. Гоголь Тарас Бульба.//М., «Правда», 1984. Собрание соч. в 8ми томах. Том2 Стр. 29 – 146. Стр. 129

36 Н. В. Гоголь Тарас Бульба.//М., «Правда», 1984. Собрание соч. в 8ми томах. Том2 Стр. 29 – 146. Стр. 126

37Н. В. Гоголь Тарас Бульба.//М., «Правда», 1984. Собрание соч. в 8ми томах. Том2 Стр. 29 – 146. Стр.65

38палатка, торговое место на базаре, рундук, под холщовым навесом (словарь Даля)

39 Н. В. Гоголь Тарас Бульба.//М., «Правда», 1984. Собрание соч. в 8ми томах. Том2 Стр. 29 – 146. Стр 93

40Н. В. Гоголь Тарас Бульба.//М., «Правда», 1984. Собрание соч. в 8ми томах. Том2 Стр. 29 – 146. Стр. 126

41Н. В. Гоголь Тарас Бульба.//М., «Правда», 1984. Собрание соч. в 8ми томах. Том2 Стр. 29 – 146. Стр. 62

42Н. В. Гоголь Тарас Бульба.//М., «Правда», 1984. Собрание соч. в 8ми томах. Том2 Стр. 29 – 146. Стр. 131

43http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/

44http://www.literaturus.ru/2016/08/kritika-taras-bulba-gogol.html

45http://info-shkola.ru/analiz-povesti-taras-bulba-gogolya/

46https://ru.wikipedia.org/wiki/ Обсуждение: Гоголь, Николай Васильевич/Архив/2


47 http://rushist.com/index.php/literary-articles/3455-gogol-i-pushkin-sravnenie

i



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!